Занятие «Дифференциация звуков и букв Ш – Ж для детей с ОВЗ, с использованием оборудования «Доступная среда»»

3
1
Материал опубликован 4 December 2017
 

Открытое занятие по теме:

" Дифференциация звуков и букв Ш – Ж для детей с ОВЗ, с использованием оборудования "Доступная среда".

Провела учитель-логопед МБОУ "Яйская СОШ №2"

пгт Яя Кемеровская область

Цель: учить различать звуки и буквы [ж] - [ш] в речи с применением оборудования "Доступная среда".

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- закрепить умение давать сравнительную характеристику звуков;

- закреплять знания детей о согласных звуках и буквах Ш-Ж;

- учить выделять звуки [ж] - [ш] в словах, словосочетаниях и предложениях, соотносить звуки с буквами, и символами;

- тренировать в чтении слов, содержащих буквы Ш и Ж.

Коррекционно-развивающие:

- развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза;

- развивать фонематическое восприятие;

- формировать произвольное слуховое и зрительное восприятие, внимание и память;

- развивать словарь в экспрессивной речи по лексической теме: « Одежда».

- развивать умение составлять словосочетания, закреплять знание норм орфографии;

- формировать грамматические стереотипы словообразования в экспрессивной речи;

- развивать тактильное восприятие кончиками пальцев рук;

- развивать координацию движений, моторную ловкость.

Воспитательные:

- совершенствовать умение оценивать результаты работы по заданию;

- воспитывать культуру поведения при групповой работе и индивидуальной работе;

- воспитывать умение слушать и слышать друг друга, работать в команде;

- совершенствовать умение осуществлять самоконтроль;

- воспитывать вежливое отношение к товарищу;

-снимать эмоциональное напряжение и предупреждать агрессивность.

Методы и методические приемы:

Методы: продуктивный и репродуктивный, частично поисковый, наглядности, постановки проблемы, поиска решения, подводящий диалог, побуждающий к выдвижению и проверке гипотез, метод контроля и самоконтроля.

Приёмы: активизации внимания, мотивирующий прием, игра.

Планируемые результаты образования:

Предметные: научиться дифференцировать звуки в словах, в предложениях, делить слова на слоги, чтение слов с буквами Ш и Ж; проявление учебно-познавательного интереса к учебному материалу.

Метапредметные:

Познавательные:

общеучебные – осуществлять сопоставительный анализ различных явлений

регулятивные: планировать деятельность; сопоставлять выполненную работу с образцом; вносить изменения в действия.

коммуникативные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение; соблюдать орфоэпические нормы речи.

Личностные:формировать интерес (мотивацию) к учению;

овладеть приемами самооценки результатов деятельности по предложенным критериям,

уметь организовать учебное пространство с учетом наличия других учеников (взаимодействие в коллективе),

здоровьесбережение.

Формы работы: групповая и индивидуальная.

Оборудование: доска, компьютер, логопедический тренажор «Дельфа142-1», камешки «Марбл», схемы, индивидуальные карточки, предметные картинки, песочный стол, тактильные доски, тактильные варежки, игра «Сенсино»,карточки с анализом артикуляции, буквы Ш и Ж (печатные), элементы букв на магнитной основе.

1. Организационный момент (используется мотивирующий приём).

- Здравствуйте, ребята! Давайте встанем в круг, настроимся на работу! Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны, добры, приветливы и ласковы. Сделайте вдох через нос и вдохните в себя красоту, доброту и здоровье. А выдохните через рот все обиды, злобу, огорчения. Еще раз улыбнёмся, пожелаем друг другу удачи!

2 -Мы с вами поговорим о времени года, название которого необходимо сложить из букв. На доске буквы, составляем слово.

Е О Т Л.

-Летом на небе мы можем увидеть солнечный шар, и почувствовать солнечный жар. Шар и жар – разные слова? Чем они отличаются? Нужно ли нам их различать?

О каких звуках мы будем говорить? Чему нам нужно научиться? Какие это звуки?

3- Сегодня мы встретимся с гостями из лета. Разгадайте загадку.

Он рогатый и усатый,
Многоногий и крылатый,
Издаёт гудящий звук
При полёте толстый
(Жук)

Какой звук первый в слове жук?

Пчелы  жужжащей брат,
Но мохнатей во сто крат.

(Шмель).

Назовите первый звук в слове шмель, а в слове жук.

Характеристика звуков:

[ш] – согласный, твердый, глухой,

[ж] – согласный, твердый, звонкий.

Анализ графем: ищет среди предъявленных элементов нужные для букв Ш и Ж, конструирует буквы.

Сейчас мы с вами поделимся на команды. Деление на команды.

Опустите руки в волшебный мешочек и выберите, в команде жуков или шмелей вы будете находиться.

4 -Хорошо бы жукам и шмелям посидеть на цветах. Давайте сделаем для них цветы.

Команда Шмели отправятся к доске, а команда Жуки подойдёт к столу с песком. Шмели составляют ромашку из лепестков на доске, а жуки рисуют пальчиками на песке ромашку с семью лепестками.

Так же рядышком составляют букву Ш из магнитных полосок, а букву Ж из камешков выкладывают на песке.

Шмели сядут на ромашку, если вы услышите слово со звуком ш, а жуки на песочную ромашку, если услышат звук Ж.

Жар, шум, мышь, пожар, ожог, каша, кружит, камыши, рыбешка, спаржа, окошко.Шаг, жало, кожа, глушь, лужок, дружок, сушка, пирожок, старушка, коржик.

5 -Посмотрите на доску. А кто же у нас спрятался в травке под ромашкой?

-Под ромашкой спрятались ёж и ежиха. Какой звук мы слышим на конце слова ёж? Какой второй звук в слове ежиха?

Они разбирают одежду. Одежду со звуком /ш/ носит… ёж? Одежду со звуком /ж/ носит …ежиха?

Прочитайте слова на карточках и разложите предметы одежды в корзины около ежа и ежихи.

Пижама,рубашка, шапка,пиджак,шуба, шарфик, башмаки,штаны ,шорты, галоши, сапожок, шлёпанцы, шляпа, джинсы, джемпер,бриджи, жилет.

6 Физминутка . Тактильные варежки.

7 -Нашим сказочным ежам нужны домики. Пожалуйста, постройте домики колючим друзьям, но у этих домиков недостроена крыша.

Игра «Грузовик» на логопедическом тренажоре «Дельфа 412-2» (дифференциация слогов ш,ж).

8 -Ежи устали и очень захотели пить. Посмотрите на доску там волшебные колодцы, но они без вёдер. Вёдра стоят отдельно. Есть ведра с буквой Ы, другие с буквой И.

-Мы сказали, что звуки Ш и Ж всегда твёрдые согласные. Когда произносим ЖИ,ШИ, слышим гласную Ы, а по правилам Грамматики пишем И. Тот, кто дружит с грамматикой, возьмёт ведро с нужной буквой и вставит в слово. Колодец откроется и угостит нас колодезной водичкой.

По одному выходят из каждой команды вставлять буквы в слова.

9 -Ёж и ежиха проголодались и отправились пособирать грибы и яблоки. На пути у них препятствие- озеро. Поможем ежам. Мы построим переправу. Проходим по дорожкам берём по одному грибу или яблочку и затем несём в свою команду. После того, как вы соберёте все яблоки и грибы, переворачиваем их и на обратной стороне читаем слова, а из этих слов составляем чистоговорки. Каждый читает по одной скороговорке.

Жу-жу-жу- помоги ежу.

Ша-ша-ша-хороша лапша.

Ши-ши-ши-новые карандаши.

Жи-жи-жи- сказку расскажи.

Ош-ош-ош- снеговик хорош.

Жок-жок-жок-вкусный пирожок.

10 Полетели наши шмели и жуки в «Зоопарк», но каждый полетит по своему направлению. (Раздаются тактильные доски и каждый рисует по очереди свой маршрут с закрытыми глазами на песке.)

-А вот и наш зоопарк.(смотрим на игру «Сенсино»)

-Какие здесь животные,в названиях которых ест звуки ш и ж? (лошадь, жираф)

Играем в игру «Сенсино». Дети получают листы, на которых необходимо раскрасить животных (выполняют дома)

11 Проведение рефлексии.

Если вам все задания были понятны, возьмите красный цветок и прикрепите к доске.

Если вам было трудно справляться с заданиями, прикрепите к доске желтый цветок.

Раздаю сладкие призы.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

 
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Елена Юрьевна, рада за Вас, что попали в эту программу!!! Мы получили оборудование на 1млн 700 тыс. И логопед, и психолог в восторге!!! Досталось и учителям началки, и предметникам!!!Осваивайте!!! Удачи!!! Спасибо за публикацию!!!

4 December 2017