Занятие «Дифференциация звуков и букв Ш – Ж для детей с ОВЗ, с использованием оборудования «Доступная среда»»
Открытое занятие по теме:
" Дифференциация звуков и букв Ш – Ж для детей с ОВЗ, с использованием оборудования "Доступная среда".
Провела учитель-логопед МБОУ "Яйская СОШ №2"
пгт Яя Кемеровская область
Цель: учить различать звуки и буквы [ж] - [ш] в речи с применением оборудования "Доступная среда".
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- закрепить умение давать сравнительную характеристику звуков;
- закреплять знания детей о согласных звуках и буквах Ш-Ж;
- учить выделять звуки [ж] - [ш] в словах, словосочетаниях и предложениях, соотносить звуки с буквами, и символами;
- тренировать в чтении слов, содержащих буквы Ш и Ж.
Коррекционно-развивающие:
- развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза;
- развивать фонематическое восприятие;
- формировать произвольное слуховое и зрительное восприятие, внимание и память;
- развивать словарь в экспрессивной речи по лексической теме: « Одежда».
- развивать умение составлять словосочетания, закреплять знание норм орфографии;
- формировать грамматические стереотипы словообразования в экспрессивной речи;
- развивать тактильное восприятие кончиками пальцев рук;
- развивать координацию движений, моторную ловкость.
Воспитательные:
- совершенствовать умение оценивать результаты работы по заданию;
- воспитывать культуру поведения при групповой работе и индивидуальной работе;
- воспитывать умение слушать и слышать друг друга, работать в команде;
- совершенствовать умение осуществлять самоконтроль;
- воспитывать вежливое отношение к товарищу;
-снимать эмоциональное напряжение и предупреждать агрессивность.
Методы и методические приемы:
Методы: продуктивный и репродуктивный, частично поисковый, наглядности, постановки проблемы, поиска решения, подводящий диалог, побуждающий к выдвижению и проверке гипотез, метод контроля и самоконтроля.
Приёмы: активизации внимания, мотивирующий прием, игра.
Планируемые результаты образования:
Предметные: научиться дифференцировать звуки в словах, в предложениях, делить слова на слоги, чтение слов с буквами Ш и Ж; проявление учебно-познавательного интереса к учебному материалу.
Метапредметные:
Познавательные:
общеучебные – осуществлять сопоставительный анализ различных явлений
регулятивные: планировать деятельность; сопоставлять выполненную работу с образцом; вносить изменения в действия.
коммуникативные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение; соблюдать орфоэпические нормы речи.
Личностные:формировать интерес (мотивацию) к учению;
овладеть приемами самооценки результатов деятельности по предложенным критериям,
уметь организовать учебное пространство с учетом наличия других учеников (взаимодействие в коллективе),
здоровьесбережение.
Формы работы: групповая и индивидуальная.
Оборудование: доска, компьютер, логопедический тренажор «Дельфа142-1», камешки «Марбл», схемы, индивидуальные карточки, предметные картинки, песочный стол, тактильные доски, тактильные варежки, игра «Сенсино»,карточки с анализом артикуляции, буквы Ш и Ж (печатные), элементы букв на магнитной основе.
1. Организационный момент (используется мотивирующий приём).
- Здравствуйте, ребята! Давайте встанем в круг, настроимся на работу! Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны, добры, приветливы и ласковы. Сделайте вдох через нос и вдохните в себя красоту, доброту и здоровье. А выдохните через рот все обиды, злобу, огорчения. Еще раз улыбнёмся, пожелаем друг другу удачи!
2 -Мы с вами поговорим о времени года, название которого необходимо сложить из букв. На доске буквы, составляем слово.
Е О Т Л.
-Летом на небе мы можем увидеть солнечный шар, и почувствовать солнечный жар. Шар и жар – разные слова? Чем они отличаются? Нужно ли нам их различать?
О каких звуках мы будем говорить? Чему нам нужно научиться? Какие это звуки?
3- Сегодня мы встретимся с гостями из лета. Разгадайте загадку.
Он рогатый и усатый,
Многоногий и крылатый,
Издаёт гудящий звук
При полёте толстый
(Жук)
Какой звук первый в слове жук?
Пчелы жужжащей брат,
Но мохнатей во сто крат.
(Шмель).
Назовите первый звук в слове шмель, а в слове жук.
Характеристика звуков:
[ш] – согласный, твердый, глухой,
[ж] – согласный, твердый, звонкий.
Анализ графем: ищет среди предъявленных элементов нужные для букв Ш и Ж, конструирует буквы.
Сейчас мы с вами поделимся на команды. Деление на команды.
Опустите руки в волшебный мешочек и выберите, в команде жуков или шмелей вы будете находиться.
4 -Хорошо бы жукам и шмелям посидеть на цветах. Давайте сделаем для них цветы.
Команда Шмели отправятся к доске, а команда Жуки подойдёт к столу с песком. Шмели составляют ромашку из лепестков на доске, а жуки рисуют пальчиками на песке ромашку с семью лепестками.
Так же рядышком составляют букву Ш из магнитных полосок, а букву Ж из камешков выкладывают на песке.
Шмели сядут на ромашку, если вы услышите слово со звуком ш, а жуки на песочную ромашку, если услышат звук Ж.
Жар, шум, мышь, пожар, ожог, каша, кружит, камыши, рыбешка, спаржа, окошко.Шаг, жало, кожа, глушь, лужок, дружок, сушка, пирожок, старушка, коржик.
5 -Посмотрите на доску. А кто же у нас спрятался в травке под ромашкой?
-Под ромашкой спрятались ёж и ежиха. Какой звук мы слышим на конце слова ёж? Какой второй звук в слове ежиха?
Они разбирают одежду. Одежду со звуком /ш/ носит… ёж? Одежду со звуком /ж/ носит …ежиха?
Прочитайте слова на карточках и разложите предметы одежды в корзины около ежа и ежихи.
Пижама,рубашка, шапка,пиджак,шуба, шарфик, башмаки,штаны ,шорты, галоши, сапожок, шлёпанцы, шляпа, джинсы, джемпер,бриджи, жилет.
6 Физминутка . Тактильные варежки.
7 -Нашим сказочным ежам нужны домики. Пожалуйста, постройте домики колючим друзьям, но у этих домиков недостроена крыша.
Игра «Грузовик» на логопедическом тренажоре «Дельфа 412-2» (дифференциация слогов ш,ж).
8 -Ежи устали и очень захотели пить. Посмотрите на доску там волшебные колодцы, но они без вёдер. Вёдра стоят отдельно. Есть ведра с буквой Ы, другие с буквой И.
-Мы сказали, что звуки Ш и Ж всегда твёрдые согласные. Когда произносим ЖИ,ШИ, слышим гласную Ы, а по правилам Грамматики пишем И. Тот, кто дружит с грамматикой, возьмёт ведро с нужной буквой и вставит в слово. Колодец откроется и угостит нас колодезной водичкой.
По одному выходят из каждой команды вставлять буквы в слова.
9 -Ёж и ежиха проголодались и отправились пособирать грибы и яблоки. На пути у них препятствие- озеро. Поможем ежам. Мы построим переправу. Проходим по дорожкам берём по одному грибу или яблочку и затем несём в свою команду. После того, как вы соберёте все яблоки и грибы, переворачиваем их и на обратной стороне читаем слова, а из этих слов составляем чистоговорки. Каждый читает по одной скороговорке.
Жу-жу-жу- помоги ежу.
Ша-ша-ша-хороша лапша.
Ши-ши-ши-новые карандаши.
Жи-жи-жи- сказку расскажи.
Ош-ош-ош- снеговик хорош.
Жок-жок-жок-вкусный пирожок.
10 Полетели наши шмели и жуки в «Зоопарк», но каждый полетит по своему направлению. (Раздаются тактильные доски и каждый рисует по очереди свой маршрут с закрытыми глазами на песке.)
-А вот и наш зоопарк.(смотрим на игру «Сенсино»)
-Какие здесь животные,в названиях которых ест звуки ш и ж? (лошадь, жираф)
Играем в игру «Сенсино». Дети получают листы, на которых необходимо раскрасить животных (выполняют дома)
11 Проведение рефлексии.
Если вам все задания были понятны, возьмите красный цветок и прикрепите к доске.
Если вам было трудно справляться с заданиями, прикрепите к доске желтый цветок.
Раздаю сладкие призы.
Дементьева Ирина Михайловна