12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Добрецова Наталья Александровна92
Зажигаю искорку любознательности в доверчивых глазах детей!
Россия, Ленинградская обл., Гатчина

Тема: Е. Чарушин «Страшный рассказ»

Тип урока : урок «открытия» нового знания.

Цель урока: создать условия для ознакомления с рассказом Е. И. Чарушина «Страшный рассказ», способствовать развитию умения оценивать поступки героев, определять главную мысль текста.

Задачи урока через планируемые результаты:

Предметные:

- познакомить с произведением Е.И. Чарушина «Страшный рассказ»

- развивать навык пользоваться элементарными приемами анализа текста по вопросам учителя, задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте.

Личностные:

- способствовать формированию ценностного отношения к полученным знаниям.

-формировать умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

-формировать умения положительного отношения к учебному труду.

Метапредметные:

Регулятивные: формировать умение формулировать тему урока, умение принимать и сохранять учебную задачу, решать проблемные вопросы.

Коммуникативные: развивать умение связно излагать свои мысли, продолжить учить грамотно отвечать на уроке, слушать и слышать учителя.

Познавательные: добывать новые знания, развивать умение работать с информацией на уроке, наблюдать, делать выводы, развивать речевые умения и творческие способности детей, соотносить смысл пословицы и произведения.

Оборудование урока: мультимедийный проектор, презентация, портрет писателя, выставка книг, картинки, карточка с заданием, учебник.





























Технология проведения

Деятельность учителя

1.Этап мотивации (самоопределения )к учебной деятельности. (1 мин.)

Цель: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»).


- Ребята, сегодня мы продолжим путешествие в увлекательный мир чтения. Посмотрим, какие вы читатели? Внимательно ли вы читаете? Умеете ли ориентироваться в прочитанном?


2. Этап актуализации и пробного учебного действия.

( 2 мин.)

Цель: подготовка мышления обучающихся и организация осознания ими внутренней

потребности к построению нового способа действий.


Стадия вызова .Игра «Верите ли Вы»:


t1678650778aa.png













-Предлагаю начать наш урок с игры «Верите ли Вы».


- Возможно, в конце урока вы поверите в то, во что раньше не верили.


3.Этап включения в систему знаний и повторения.

(2 мин.)

Цель: повторение и закрепление ранее изученного.

-Какой раздел мы сейчас изучаем? (О братьях наших меньших).

- Мы уже читали некоторые произведения этого раздела. О ком они? (О животных)


3.Этап выявления места и причины затруднения.

(3 мин.)

Цель: помощь в осознании того, в чём именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.


t1678650778ab.png




t1678650778ac.png

t1678650778ad.png

t1678650778ae.gif

t1678650778af.gif

-А знаете ли вы, кого называют писателем-анималистом? (предположения детей)

-Сейчас мы проверим ваши предположения (или ответим на этот вопрос)

-Сегодня мы познакомимся еще с одним писателем. Его произведение тоже включено в раздел «О братьях наших меньших».





- Посмотрите на экран. Перед вами портрет писателя Евгения Ивановича Чарушина. Когда Евгений был маленьким, мама с детства прививала ему любовь к животным. Он вместе с мамой выкармливал уток, цыплят, индюшат, ухаживал за ними, лечил птицу с перебитым крылом, ухаживал за своим любимым трёхногим псом Бобкой и, живя в деревенском доме, мечтал даже воспитывать жирафа. Плавать научился Женя в 11 лет, когда вместе со стадом коров переплыл широкую реку, держась за коровий хвост.









Женя любил наблюдать, как его отец раскрашивал чертежи будущих домов и сам с увлечением рисовал. В отличие от отца он рисовал не дома, на его рисунках чаще всего были птицы, собаки, медведи и прочие замечательные звери. Когда Женя вырос и стал Евгением Чарушиным, он иллюстрировал книги о животных. Среди лучших работ Чарушина – иллюстрации к книге С. Маршака «Детки в клетке». Художник, который рисует животных, называется анималист. Но Чарушин не только рисовал иллюстрации, а также он сочинял маленькие рассказы для детей и взрослых. В книжках он рассказывал про своих домашних любимцев, а также про зверей, живущих в лесу.Чарушин был прекрасным анималистом. Ведь для того, чтобы правдиво изобразить животное, нужно хорошо его изучить, знать не только внешность зверя, но и движения, повадки и даже характер. Например, в своих книгах Е. Чарушин написал об удивительном котёнке Тюпе. Он жил у него дома, и его прозвали Тюпой за то, что он смешно тюпал губами, как-будто разговаривал.

-Кому из вас знакомы книги Е.Чарушина? Какой рассказ читали?

Зная автора, можем предположить жанр произведения, с которым мы сегодня познакомимся? (Сказка, рассказ?)

Записываю на доске предположения/карточки

- О ком будет произведение, с которым мы сегодня познакомимся? (О животном)












4.Этап построения проекта выхода из затруднения.(4 мин.)

Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе- выбор способа и средств их реализации.





«Стратегия ключевых слов»

t1678650778ag.png






- Откройте учебники на странице 117. Прочитайте, какие учебные задачи ставит перед нами автор учебника. (Определить героев рассказа. Оценить их поступки. Понять, о чём важном хотел сказать автор)

- Давайте прочитаем, как Е.Чарушин назвал свой рассказ.

- Предположите, о чём будет это произведение. (Предположения детей)

Рассмотрите иллюстрацию к рассказу. Что на ней изображено? Можете предположить о каком животном пойдёт речь?

Высказывания детей записываются на доске/картинки





-Прочитайте предложения, словосочетания и слова на слайде. (Дети читают)

- Какие чувства возникают у вас при чтении этих строк? (Страх, тревога)

-Предположите, кто будет героем произведения? (Шура, Петя ,ёжик)

-Подумайте, как могут разворачиваться события?

Работа в парах. Один человек из пары делает свой прогноз.

-Чтобы проверить и уточнить свои предположения, а также выполнить учебные задачи, мы должны начать работать с нашим текстом.




5.Этап реализации построения проекта.(7 мин.)

Цель: построение обучающимися нового способа действий и формирование умений его применять .


Стадия осмысления. Первичное знакомство с произведением











Проверка первичного восприятия текста.


-Давайте проверим, подтвердилось ли что-нибудь из наших предположений.



Первичное чтение учителем.

(Читаю до слов: «И в темноте кто-то ползает- шуршит…»)

-Как вы думаете, кто по стене может ползать? (таракан, сверчок…)

(Читаю до слов: «И только Шура хотел сказать, что он крокодилов не боится, как вдруг…)

- Какой вопрос хочется задать автору? (Что случилось вдруг?)

(Дочитываю рассказ до конца)








-Ребята, вам было страшно слушать эту историю? Какой момент показался самым страшным? А на самом деле всё действительно оказалось так страшно?

Выясняем, какое из предположений подтвердилось.


-К какому жанру можно отнести данное произведение? (Рассказ. Эта история могла произойти на самом деле)

-Кто главные герои этого рассказа? (Мальчики Шура и Петя, ёжик. Косвенные-мама и папа)



6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

(10 мин.)

Цель: усвоение обучающимися нового способа действия.


Чтение вслух с остановками.











Словарная работа.

t1678650778ah.gif








Чтение про себя.






Чтение вслух цепочкой.





t1678650778ai.gif









Физкультминутка: Ритмические движения под песенку про ёжика.





Словарная работа.

t1678650778aj.gif


t1678650778ak.gif

Чтение диалога по ролям.

Давайте перечитаем рассказ еще раз, чтобы слушателям было страшно и интересно.

После прочтения каждого абзаца, задаю вопросы по содержанию текста и на прогноз дальнейших событий.

1-2 абзац:

- Почему мальчики остались одни?

- Для чего автор описывает место, где происходило событие? (Чтобы мы лучше могли представить состояние мальчиков)


3-4 абзацы:

- Сколько лет было мальчикам? Большие они или маленькие? Какие слова это подтверждают? (Сами умылись, сами разделись, легли спать в свои постельки)

- Как вы думаете, дети сразу уснули?

- Представьте, что ваши родители ушли и вы легли спать со своим братишкой или сестрёнкой, и вам не спится, что бы вы стали делать? (Разговаривать)

Прочитайте разговор мальчиков.

5 абзац:

- О чём говорили дети?

- На самом деле им было страшно?

6 абзац:

В следующем абзаце нам встретится слово СЕНИ. (Ранее это слово встречалось в рассказе «Филипок»

- Что такое сени? (Показываю изображение сеней. СЕНИ – помещение между жилой частью дома и крыльцом в деревенских избах.)

-Как бы вы повели себя на месте мальчиков?

7-8-9 абзацы:

- Как повели себя мальчики? Прочитайте.

- Почему мальчики спрятались?

-Почему же детям было страшно? (Они не знали, кто топает)

- И вам, наверное, тоже было страшно. Ведь автор не сообщает нам, кто шлепает по комнате. И все мы ожидаем что-то страшное, ужасное.

10 абзац:

-Кто пришёл к мальчикам на помощь?

- Перечитайте момент, когда пришли папа с мамой.

11 абзац:

Кто же напугал мальчиков?

Прочитайте про себя дальше, найдите ответ на поставленный вопрос.

(Смотрят- да это Ёжик)

- Кто из вас видел ежа?

- Что вы знаете о ежах?

- Чем полезны ежи?


Прочитаем вслух цепочкой. Чтение двух абзацев цепочкой

Да это ёжик!

Как мы будем читать это предложение?

Выберите варианты:

Радость, грусть, испуг, удивление, злость, облегчение

Прочитайте это предложение ещё раз. Передайте голосом облегчение и радость.

- Для чего ёжик забрался в дом? Где настоящий дом ежа? Будет ли ежу удобно жить в городской квартире? Почему?

(Дикие звери и птицы чувствуют неуютно себя в квартире. Им нужен лес. Только голодных и раненых животных можно взять домой, чтобы помочь им, но потом их нужно обязательно отпустить)

- Почему ёж навестил ребят ночью? (Ночной житель)

- Как папа с мамой отнеслись к испугу мальчиков? Стали ли они смеяться над ними? Почему?

- Как бы вы поступили с ежом?










11 абзац:

-Как же поступили с ежом мальчики. Прочитайте последний абзац с карандашом в руках. Отметьте непонятные слова.

- Какие непонятные слова встретились?


Словарная работа ЧУЛАН – помещение в доме, служащее кладовой.

-Почему ежа уже потом никто не боялся?

- Почему ёж остался жить с ребятами на даче?

Соответствует иллюстрация прочитанному тексту? Какой момент изображён? Зачитайте строки к иллюстрации.



- Как вы считаете, Петя и Шура смелые или трусливые? (Они храбрятся, не показывают страх).




- Как Шура и Петя уговаривают себя не бояться? - Перечитайте их диалог. Это самый напряженный момент в рассказе. Попробуем его прочитать по ролям. Но прежде чем читать определим:

ТОН – спокойный или взволнованный;

ТЕМП – быстро, медленно или не спеша;

ГРОМКОСТЬ – тихо или громко

- Можем ли мы осуждать ребят за их трусость?

Какое чувство преобладало у мальчиков в начале рассказа? (Страх)

- А когда тайна была раскрыта? (радость, облегчение)



- Е. Чарушин тоже был когда-то маленьким мальчиком, тоже чего-то боялся. Как же автор относится к своим героям?

(Он сочувствует им. Считает их храбрыми, так как они старались побороть свой страх. Их можно назвать смелыми.)

Что такое смелость?

Смелость – это способность перебороть страх.

-Автор нашего учебника предлагает нам объяснить смысл пословицы. Прочитайте её на стр. 119 (Робкого и тень страшит) Как вы её понимаете?

А какие ещё пословицы можете подобрать с данному рассказу? (Если дети будут затрудняться, то заготовки будут на доске ) Подвожу к пословице У СТРАХА ГЛАЗА ВЕЛИКИ.

- Вспомните, какие еще произведения мы читали, где герои окажутся в похожей ситуации? (Сказка «У страха глаза велики)

-Что общего у героев?

- Что же автор хотел донести до нас? В чём главная мысль?

7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.(2 мин.)

Цель: исполнительская рефлексия достижения цели пробного учебного действия.

Проверка и оценивание ЗУН

Сейчас мы узнаем, кто в нашем классе был самым внимательным. Дети выполняют тест по содержанию текста в парах. Поставить знаки + или -.


1. Мальчиков звали Шура и Петя.

2. Без мамы и папы дети не ложились спать.

3. В темноте по стене ползал-шуршал таракан.

4. От страха Петя бросился к Шуре на кровать.

5. В углу свернулся шариком ёжик.

6. Дети дали молока в блюдце и кусочек яблока.

7. Ёжик остался жить с ребятами летом на даче.

После проверки теста:

- Почему дети не могли дать ежу яблоко? (Ёж не питается яблоками)


9.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

(1 мин.)

Цель: самооценка обучающимися результатов своей учебной деятельности.

-Получилось ли у нас сегодня выполнить поставленные перед нами учебные задачи?

Правильно ли мы определили героев рассказа? Смогли разобраться для чего Чарушин написал этот рассказ?


Перед вами лежат анкеты. Чтобы оценить свою работу на уроке, предлагаю заполнить.

. t1678650778al.jpg

-Последнюю строчку невозможно заполнить не зная домашнего задания. Давайте его обсудим.

Обязательное задание для всех:

Выразительно читать текст.

2. По желанию:

- Когда вы читали рассказ, то наверняка заметили, что некоторые слова подчёркнуты синим цветом. Они помогут вам составить план рассказа. Вы можете записать план в тетрадь.Можете составить картинный план и зарисовать его, опираясь на эти слова.

Составить 3-4 вопроса к прочитанному тексту.

Спасибо за урок!






Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.