Содержание коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога с ребенком старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Образовательная область «Познавательное развитие»
Направления работы | Задачи: | Содержание работы: |
Предметная деятельность | Формирование предметных действий, представлений о функциональном назначении предметов. | Учить действовать с предметом в соответствии с его функциональным назначением. Формировать умение самостоятельно выполнять предметно-орудийные действия в игровой ситуации. Формировать навык подражания – отраженное повторение простого моторного акта или социального действия с предметом после выполнения в совместной деятельности со взрослым. |
Тактильное восприятие | Знакомство со свойствами и качествами предметов. Совершенствование навыков обследования предметов с использованием тактильно-двигательной чувствительности. | Развивать навыки обследования предмета: ощупывание, обведение контура. Учить различать на ощупь знакомые предметы (без участия зрения). Учить воспринимать особенности фактуры материала, температурные, структурные различия («гладкий», «мягкий», «пушистый», «холодный», «горячий», «теплый», «колючий», «твердый», «мокрый», «сухой»). Проводить игры на развитие осязания (разнообразные губки, щетки, массажные мячики и др.). Учить опускать руки в емкости с различными крупами (разными для каждой руки), учить искать спрятанные в крупе предметы. Формировать навык направления головы и взгляда в сторону и место возникновения тактильных или вибрационных ощущений при внешнем воздействии на определенную зону тела. Развивать умение ощупывать пальцами предмет, вложенный в руку взрослым, затем самостоятельно захватывать и удерживать. Стимулировать захват предмета рукой с поворотом головы и направлением взгляда в место его расположения (размер предмета должен соответствовать возможностям ребенка). |
Зрительное восприятие | Развитие зрительного сосредоточения на предметах, находящихся рядом и на удалении от ребенка. Формирование поискового поведения. | Создавать условия для развития зрительных реакций: фиксация взгляда, длительное прослеживание взором за движущейся игрушкой в различных направлениях, рассматривание или изучение предметов взглядом. Создавать условия для продолжительного исследования предметов и игрушек в процессе взаимодействия со взрослыми. Стимулировать поиск сенсорного стимула за счет выполнения движений головы, поисковых движений глаз, поисковых движений руки, локализации зоны его воздействия (накопление опыта ощущений). |
Величина, форма, цвет | Формирование практической ориентировки на внешний признак предметов, осознание разницы между предметами путем их обследования доступными способами | Учить составлять упорядоченный по величине ряд предметов (по возрастанию и убыванию). Учить находить предметы разной величины в окружающем пространстве, в процессе конструирования, лепки, аппликации.Учить находить знакомые формы в окружающем пространстве, в процессе конструирования, лепки, аппликации. |
Формирование умения объединять предметы в группы по заданному признаку. | Формировать умение группировать по форме (куклы и машинки; шарики и кубики). Учить выделять и различать объемные формы в процессе конструирования по образцу. Игры: «Строители» (мост, ворота), «Дай такой», «Шарики», «Волшебные рамки и вкладыши» (по мет.Монтессори), «Поиграй-ка». Учить осуществлять соотнесение плоскостных и объемных форм. Учить при выборе форм по образцу отвлекаться от других признаков – цвета, величины. Учить осуществлять отсроченный выбор. Учить соотносить объемные и плоскостные формы. Учить при выборе форм по образцу отвлекаться от других признаков – цвета, величины. Учить анализировать предметы по форме (наличие различных форм в одном предмете). Продолжать работу по развитию восприятия цвета (увеличить количество цветов и оттенков). Учить определять цвет в окружающих предметах и правильно воспроизводить его в продуктивной деятельности. | |
Cлуховое восприятие | Расширение количества узнаваемых бытовых, природных звуков, звучаний музыкальных игрушек. | Формировать условно-двигательную реакцию на звучание музыкальных игрушек (барабан, бубен, гармонь, погремушка, колокольчик и др.). Учить выполнять определенное действие в момент начала звучания игрушки (хлопать, топать и др.) и прекращать действие при завершении звучания (источник звука: барабан, бубен и др.). Учить различать звучание музыкальных инструментов (барабан, гармонь и др.) при выборе из двух. Учить локализовать источник звука доступной громкости, указывая направление жестом или поворотом головы. Учить различать сначала на слухозрительной основе, а потом на слух силу звучания (громко-тихо), высоту (высоко-низко), длительность (долго-кратко), темпа звучания (быстро-медленно), однократные и многократные звучания . Знакомить с природными звуками, звуками транспорта. Учить использовать характерные звуки окружающего пространства для безопасного передвижения. |
Развитие слуховых ориентировочных реакций на разные звуковые сигналы. | В процессе действия с игрушкой учить извлекать звук путем ценаправленного движения рук или ног. Учить находить источник звука поворотом головы и направлением лица в его сторону. Привлекать внимание ребенка к бытовым шумам: стук в дверь, удар падающего предмета, звуки работающих бытовых приборов, громкое звучание игрушек и т.п. . Знакомить ребенка со звучащими игрушками: барабан, бубен, гармошка, свисток, металлофон, шарманка (рассматривать, обследовать, имитировать действия с ними) и их звучаниями. Учить детей следить за игрой на данных «инструментах», слушать их звучание. | |
Развитие речевого слуха: обучение различению и опознаванию знакомого речевого материала | Формировать эмоциональный отклик в виде улыбок и смеха в ответ на звучание знакомых игрушек, потешек, песенок. Учить различать на слухо-зрительной основе в ходе фронтальных занятий педагога и воспитателей имена детей группы и педагогов, побуждения типа «встань, сядь, иди, прыгай, беги и др.», поручения со словами «дай, возьми, убери и др.». Учить различать на слухо-зрительной основе и только на слух и воспроизводить (с опорой на игрушки, картинки) знакомые слова, фразы. Учить опознавать знакомые слова, словосочетания и фразы (без наглядной опоры). | |
Обоняние | Формирование умения использовать обоняние для ориентировки в окружающем пространстве. | Проводить игры на локализацию источника запаха. Знакомить со специфическими запахами, характерными для некоторых помещений (столовая, медкабинет, мастерская и др.). Учить узнавать помещения по характерному запаху при непосредственной ориентировке. Знакомить с запахами, которые сигнализируют об опасности |
Мышление | Формирование предпосылок развития наглядно-образного мышления. | Учить группировать предметы по функциональному признаку (например, мебель – одежда). Знакомить с обобщающими понятиями: посуда, игрушки, мебель, одежда, обувь, продукты питания. |
Характерный способ выполнения задания | Овладение способами решения практических задач. | Учить выяснять причину явлений: стул упал, потому что сломана ножка; машина не едет, потому что нет колеса и т.п. |
Представления об окружающием мире | Формирование представлений о окружающем мире. | Расширять представления о предметах окружающего пространства, их функциональном назначении и свойствах. |
Расширение и накопление практического опыта за счет регулярного взаимодействия с предметами окружающего мира, действия с ними, общения со взрослыми и детьми | Расширять представления об окружающем мире в соответствии с тематикой занятий (семья, дети и взрослые в группе, продукты питания, овощи, фрукты, одежда, обувь, посуда, мебель, домашние животные, транспорт). Проводить наблюдения за явлениями природы и состоянием погоды | |
Создание условий для формирования целостной картины мира. | Знакомить с наличием в теле человека парных частей тела и лица. Проводить игры на умение находить и показывать парные и непарные части тела и лица. | |
Элементарные математические представления | Знакомство со способами определения количественных отношений между множествами. Формирование способности воспринимать и определять результат сравнения. Установление отношений: больше – меньше – поровну. | Знакомить с основными приемами практического сопоставления: наложение, приложение, составление пар. Учить накладывать (прикладывать) столько предметов, сколько дано в образце, обозначать словом «одинаково» («поровну») в доступной коммуникативной форме. Учить практическому сравнению множеств без словесного определения в пределах трех. Использовать соотнесение предметов с количеством пальцев. Учить сравнивать группы по количеству входящих в них предметов, используя приемы наложения и приложения (в пределах трех) с количеством пальцев. Использовать слова: «сколько», «поровну» (одинаково), «больше», «меньше» |
Возможности зрительного восприятие | Обучение использованию зрительных возможностей для ориентировки в окружающем пространстве. | Учить в играх находить знакомые предметы в комнате по инструкции, предъявленной в доступной форме. Знакомить с предметами окружающей обстановки: привлекать внимание, рассматривать, обозначать доступным коммуникативным способом. Учить прослеживать в разных направлениях за медленно передвигающимися доступными для восприятия предметами и игрушками. Проводить игры и упражнения на развитие зрительного восприятия и внимания. |