Технологическая карта занятия «Музыка нашего Нерюнгри»

0
0
Материал опубликован 13 February 2019

Номинация « Технологические карты занятий»

Технологическая карта занятия по музыке

Тема : «Музыка нашего Нерюнгри».

Автор

Саенко Виктория Степановна педагог дополнительного образования

Место работы

СОШ № 22 п.Беркакит

Программа

« Чарующий мир музыки»

Возраст

6-7 класс

Тема занятия

«Музыка нашего Нерюнгри».

Тип занятия

Обобщения , закрепление и систематизация знаний.

Цель занятия

Познакомить обучающихся с музыкальной культурой Нерюнгринского района, нерюнгринскими композиторами и их произведениями;

Задачи занятия

Образовательные:

Через специальный материал и вопросы помочь обучающимся понять роль музыки в жизни нашего города.

Научить обобщать материал и осознавать музыкальную культуру г. Нерюнгри.

Научить вслушиваться и анализировать , средства музыкальной выразительности: интонации, темп, ритм, лад, динамику, регистр, жанровые особенности.

Развивающие:

Развивать познавательную активность, умение работать в группе;

Научить сравнивать, сопоставлять средства музыкальной выразительности в музыке.

Воспитывающие:

Развивать навык самостоятельной работы;

Формировать самоанализ в процессе слушания музыки;

Воспитывать умение высказывать свою точку зрения и прислушиваться к мнению другого.

Методы организации учебной деятельности

поиск выразительных средств исполнения;

вокально-хоровая работа.

      • метод организации художественно-эстетической среды;

Результативность обучения

Умение формировать и обобщать информацию, делать выводы .

Форма организации работы

Коллективная форма – хоровое пение, слушание, музыкально-ритмическая деятельность

Фронтальная – музыкальная беседа - рассуждение

Используемые технологии

Деятельностный метода, проектная и исследовательская деятельности, информационно - коммуникационные технологии, игровые .

Универсальные учебные действия:

Личностные: установление связи между целью и мотивом деятельности; способность нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания.

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование, коррекция, оценка результата.

Познавательные: поиск и подборка необходимой информации, умение обобщать знания и делать выводы.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, принимать участие в коллективном обсуждении, сотрудничать со сверстниками.

Музыкальный материал

Фонограммы: «Город Нерюнгри» (муз. и сл. В.Ершов), «Город мечты» Сл. Игорь Шевчук муз. Евгения Зарицкая, инструментальная музыка, физминутка. зарядка, фильм «Нерюнгринские авторы» ,

Оборудование

Ноутбук, диски, фортепиано, презентации, плакаты, портреты Зои Гуринчук, тетради, ручки

Ход занятия

 

Деятельность педагога

Деятельность обучающих

Формируемые УУД

Организационный момент

Встреча детей.

Дети заходят в кабинет и рассаживаются по местам, под песню «Город Нерюнгри» (муз. и сл. В.Ершов),

 

Постановка цели и задач занятия. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

Здравствуйте, ребята. Сейчас вы услышите песню.

- Ребята, о чем эта песня ?

-Правильно, эта песня про наш любимый город Нерюнгри. Назовите композитора и поэта этой песни. «Город Нерюнгри» (муз. и сл. В.Ершов),

-Как вы думаете, почему мы начали наша занятие с этой песни и чему сегодня будет посвящено наше занятие?

-Молодцы, ребята, сегодня занятия посвящено не просто нашему городу, а мы будем говорить о музыке любимого Нерюнгри, о нерюнгринских композиторах, которые работают и живут рядом с нами. И тема нашего занятия (слайд №1) «Музыка любимого Нерюнгри». Теперь мы с вами можем начинать наше путешествие.

Ответы детей «Город Нерюнгри» (муз. и сл. В.Ершов),

Личностные:

Формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремлённости и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся

Актуализация знаний.

-Ребята, вспомните и назовите учреждения нашего города, где можно услышать серьезную музыку в исполнении музыкантов?

-Молодцы, но у нас в городе очень мало крупных музыкальных центров. Основные два - это Д.К. «Пушкина» и «Театр актеров и кукол». А какую музыку мы с вами там можем услышать?

Слайд №2 «Театр актеров и кукол.».

-Кто из вас бывал в этих учреждениях и что вы там делали?

-А сейчас, на экране мы посмотрим презентацию, которую приготовили ребята нашей вокальной группы « Солнышко».

-Ребята, что вы узнали нового про «Театр актеров и кукол.»? Что вам запомнилось?

(Д.К. «Пушкина», «Театр актера и кукол», в музыкальных школах, в Школах искусств .)

(Ответы детей: в театре актера и кукол - смотрели спектакли: «Муха -Цокотуха», «Красная Шапочка», «Снежная королева», « Ночь перед Рождеством»; в Д.К « Пушкина» - на концертах «Соловушки», «Ладушки», и т.д)

Группа детей приглашается к демонстрации своего проекта: (Карымшакова Жибек, Сазонова Алена) «Из истории Театра актера и кукол»

Демонстрация презентации

«Театр актеров и кукол.».

Личностные:

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания информации о музыкальные культурные центры г.Нерюнгри.

Физминутка

« Мы активные и современные»

-А теперь немного отдохнем. И сегодня физ. минутку будет у нас проводить обучающий нашей группы. Пожалуйста, Алена, приглашаем тебя провести физ. минутку« Мы активные и современные»

Физминутка. « Мы активные и современные» показывает и проговаривает один обучающий, а остальные повторяют вместе с ним .

 

Проверка уровня сформированности у обучающихся знаний, умений и навыков.

-Здорово, немного отдохнули, а теперь садитесь на свои места и продолжим наше путешествия в мир музыки нашего города.

Обсуждение целей и задач, для изучения темы занятия. -А теперь давайте, все вместе посмотрим фрагмент из фильма «Нерюнгринские авторы".

- В гостях у корреспондента канала «Нерюнгри»– нерюнгринский музыкант, поэт, композитор, ведущая праздников Зои Гуринчук.

(звучит песня «Гимн школы» Зои Гуринчук )

- Узнали песню? Ребята, как она называется, кто композитор этой песни?

-Подумайте и скажите, чем исполнение этой певицы отличается от нашего с вами исполнения?

Зоя Гуринчук написала гимн одной из школ, в которой работала. Теперь её слова «Да здравствует школа, да здравствует жизнь, да здравствует правило: «Век живи – век учись!» – напевают юные ученики лицея №24, спешащие на занятия. И песню «Прощай, моя школа!», — выпускницы лицея №24 . - Сейчас я немного расскажу о Зое Гиринчук . ( Просмотр презентации). Это Нерюнгринский композитор, наш современник. Первую песню Зоя Гуринчук написала для сына, когда ему было три года. Он пел её в детском саду. «Я хочу солдатом быть» на этот раз исполнили воспитанники детского сада «Энергетик». В Нерюнгри Зоя Гуринчук приехала 30 лет назад, работала учителем музыки в школах Золотинки и Иенгры, в школе, теперь лицее №24. Зои Гуринчук принадлежат такие известные всем жителям Южной Якутии произведения как : «Мы — нерюнгринцы», «Здесь под Беркакитом», «Чульман», «Нерюнгри — чудо таежное», «За Нюрочку», «Прощай, моя школа!», «Гимн агитбригады», «Здравствуй, Томмот!», «Республика добра» и другие.

Смотрят фрагмент из фильма «Нерюнгринские авторы".

(Ответы детей: песня называется «Гимн школы» Зои Гуринчук)

(Ответы детей: вся песня исполняется одной солисткой, а мы ее исполняем все вместе, хором).

Дети слушают рассказ о биографии Зои Гиринчук.

Личностные :

Освоение способов отражения жизни и воздействия музыки на человека. Эмоционально откликаться на выразительные особенности музыкальных произведений

Познавательные :

Научится осуществлять синтез музыкального произведения как составление целого из частей, выявлять основания его целостности;

Регулятивные:

Научится прогнозировать содержание произведения по его музыкальным средствам выразительности, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении.

Коммуникативные:

Умение сравнивать, видеть общее и различать

Практический этап.

Вокально-хоровое исполнение.

-Вспомните ребята, перед исполнением любых песен сначала нужно что сделать?

-Правильно, обязательно распеться. Давайте разогреем наш голосовой аппарат. Теперь наш голосовой аппарат готов для исполнения песни. Сядем удобно, выпрямили спины.

-Давайте теперь споем песню «Город мечты» Сл. Игорь Шевчук муз. Евгения Зарицкая

, но сначала вспомним, что такое средства музыкальной выразительности?

- Какие средства музыкальной выразительности вы знаете?

(выстраивается лесенка названий музыкальных терминов средств выразительности)

-Как мы будем исполнять песню «Город мечты» Сл. Игорь Шевчук муз. Евгения Зарицкая

, какие средства музыкальной выразительности мы используем в этой песни?

-Правильно, будьте очень внимательными.

Обратите внимание на четкое и быстрое пропевание слов.

-Встали все ровненько, голова ненапряженная, руки спокойно опущены вдоль туловища.

(исполнение песни «Город мечты» Сл. Игорь Шевчук муз. Евгения Зарицкая)

-Молодцы. Спасибо. Ребята, все ли у нас получилось в соответствии с характером исполняемой песни?

Что не получилось, как вы думаете?

Вокально-хоровая работа

Распевка (Пение распевок по нотам постепенного движения в диапазоне терции, произношение губных согласных, распевание скороговорки «На траве дрова, на дровах трава» на одной ноте в форме канона)

(исполнение песни «Город мечты» Сл. Игорь Шевчук муз. Евгения Зарицкая)

(Ответы детей)

Регулятивные :

Научится принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия.

Личностные :

Освоение способов отражения жизни и воздействия музыки на человека. Распознать и эмоционально откликаться на выразительные особенности музыкальных произведений

Коммуникативные :

Научится принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. Научится в процессе исполнения вслушиваться в звучание всего коллектива, слушать себя и своих товарищей по партии, не выделяться.

 

-Ребята, а вы знаете: что такое Родина? Как вы понимаете это слово?

-Молодцы, ребята, Родина-это наша большая Россия. Огромная, бескрайняя, неповторимая, многонациональная страна. Мы гордимся нашей страной!

Но у каждого есть ещё и свой родной край – его маленькая Родина: это может быть город, посёлок, где он родился, живёт, учится, и живут его друзья и близкие.

-А сейчас давайте послушаем стихотворение.

-Ребята, а вам знакомо стихотворение или нет? ( Это песня)

-Как она называется?

Кто композитор?

На предыдущих занятиях мы с вами разбирали песню «Мой белый город» Г.Бородачевой, говорили о средствах музыкальной выразительности при исполнении.

( Ответы детей: – это то, с помощью чего композитор создает музыкальное произведение и выражает свою мысль)

- А теперь давайте разобьемся на группы и сравним характер и средства музыкальной выразительности песен «Мой белый город» Г.Бородачевой, «Город мечты» Сл. Игорь Шевчук муз. Евгения Зарицкая)

- А теперь послушаем сравнение песен нескольких детей (ответы детей)

- Значит, характер исполнения песни «Мой белый город» должен быть мягким, плавным и певучим в отличии от веселого, быстрого, ритмичного «Город мечты».

Давайте встанем и исполним песню «Мой белый город» Г.Бородачевой,

Исполнение песни «Мой белый город» Г.Бородачевой. (Во время хорового исполнения демонстрация презентации, состоящей из фото Нерюнгринского района и рисунков самих обучающихся)

(Ответы детей)

(Ответы детей: отечество, Россия, Нерюнгри).

(Чтение стихотворения –выступает обучающийся, читает отрывок из песни «Мой белый город» Галины Бородачевой.

«Мой белый город - альбатрос крылатый,

Не дрогнувший на стыке двух эпох…

Ты в океане дали необъятной -

Слиянье судеб и путей-дорог.

Припев: 

За белыми туманами,

Где сопки-снегири,

Земля обетованная

Над речкой Нерюнгри.»

(Ответы детей: да, это слова из песни о Нерюнгри, которую слушали на прошлом занятии).

(Она называется «Мой белый город» автор: Галина Бородачева)

(Работа по группам в тетрадях: 1 группа- описывает средства музыкальной выразительности песни «Мой белый город».

2 группа- песни «Город мечты».

Затем, ребята при помощи педагога составляют таблицу сравнения музыкальных образов песен и записывают ее в тетрадь)

Исполнение песни «Мой белый город» Г.Бородачевой.

 

Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

-Спасибо. Как вы думаете, что у нас сегодня получилось, а над чем еще следует поработать при исполнении песен? Какие ошибки и неточности прозвучали?

(Ответы детей: при исполнении песен мы опирались на выразительный смысл слов, старались эмоционально откликнуться и понять музыкальный образ каждого произведения. Это очень помогло нам по-другому взглянуть на наше коллективное исполнение. Но у нас еще не отработано исполнение динамических штрихов, для нужно пропевать песни. А также, эмоционально реагировать на музыку произведений.

Регулятивные :оценивания (самооценивания).

Рефлексия занятия.

Выводы:

-А теперь, ребята, давайте подведем итог нашего занятия и вспомним, что мы сегодня узнали нового?

-Какие мы знаем музыкальные центры в Нерюнгри?

-О каких композиторах мы сегодня говорили?

-Вы познакомились с творчеством нерюнгринских композиторов, с деятельностью «Театра актера и кукол, Д.К. «Пушкина» и проанализировали и сравнили несколько песен: «Мой белый город» Г.Бородачевой. нерюнгринского композитора, и песню «Город мечты» Сл. Игорь Шевчук муз. Евгения Зарицкая.

 Благодаря нашему занятию, вы узнали много интересного: наш Нерюнгри, очень музыкальный город, в нем много талантливых композиторов, исполнителей, много музыкальных школ, где вы можете обучаться музыке.

- Сегодня каждый работал очень плодотворно , был предельно активным и внимательным, я с удовольствием хочу вас похвалить. 

Молодцы!

Самостоятельно подводят итог занятия, отвечая на поставленные вопросы педагога.

Слушают вывод педагога.

Коммуникативные :

Научится понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях.

Личностные :

Формирование интереса к музыкальным занятиям

Освоение способов отражения жизни и воздействия музыки на человека.

Познавательные :

Поиск, чтение художественных произведений, самостоятельная подготовка презентации

Домашние задание.

-Я предлагаю вам, самостоятельно объединится в группы по 3 человека, и к следующему занятию каждое объединение найдет: стихотворение, рассказ или песню про поселок Беркакит. И сделает небольшую презентацию из 5 слайдов.

На следующем занятии нас ждет много интересного. И больше узнаем о посёлке , в котором живем. До свидания!

Самостоятельно распределяются , делятся на группы по 3 человека.

Слушают домашнее задание.

 
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.