Технологическая карта занятия «Музыка нашего Нерюнгри»
Номинация « Технологические карты занятий»
Технологическая карта занятия по музыке
Тема : «Музыка нашего Нерюнгри».
Автор |
Саенко Виктория Степановна педагог дополнительного образования |
Место работы |
СОШ № 22 п.Беркакит |
Программа |
« Чарующий мир музыки» |
Возраст |
6-7 класс |
Тема занятия |
«Музыка нашего Нерюнгри». |
Тип занятия |
Обобщения , закрепление и систематизация знаний. |
Цель занятия |
Познакомить обучающихся с музыкальной культурой Нерюнгринского района, нерюнгринскими композиторами и их произведениями; |
Задачи занятия |
Образовательные: Через специальный материал и вопросы помочь обучающимся понять роль музыки в жизни нашего города. Научить обобщать материал и осознавать музыкальную культуру г. Нерюнгри. Научить вслушиваться и анализировать , средства музыкальной выразительности: интонации, темп, ритм, лад, динамику, регистр, жанровые особенности. Развивающие: Развивать познавательную активность, умение работать в группе; Научить сравнивать, сопоставлять средства музыкальной выразительности в музыке. Воспитывающие: Развивать навык самостоятельной работы; Формировать самоанализ в процессе слушания музыки; Воспитывать умение высказывать свою точку зрения и прислушиваться к мнению другого. |
Методы организации учебной деятельности |
поиск выразительных средств исполнения; вокально-хоровая работа.
|
Результативность обучения |
Умение формировать и обобщать информацию, делать выводы . |
Форма организации работы |
Коллективная форма – хоровое пение, слушание, музыкально-ритмическая деятельность Фронтальная – музыкальная беседа - рассуждение |
Используемые технологии |
Деятельностный метода, проектная и исследовательская деятельности, информационно - коммуникационные технологии, игровые . |
Универсальные учебные действия: |
Личностные: установление связи между целью и мотивом деятельности; способность нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания. Регулятивные: целеполагание, прогнозирование, коррекция, оценка результата. Познавательные: поиск и подборка необходимой информации, умение обобщать знания и делать выводы. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, принимать участие в коллективном обсуждении, сотрудничать со сверстниками. |
Музыкальный материал |
Фонограммы: «Город Нерюнгри» (муз. и сл. В.Ершов), «Город мечты» Сл. Игорь Шевчук муз. Евгения Зарицкая, инструментальная музыка, физминутка. зарядка, фильм «Нерюнгринские авторы» , |
Оборудование |
Ноутбук, диски, фортепиано, презентации, плакаты, портреты Зои Гуринчук, тетради, ручки |
Ход занятия
Деятельность педагога |
Деятельность обучающих |
Формируемые УУД |
|
Организационный момент |
Встреча детей. |
Дети заходят в кабинет и рассаживаются по местам, под песню «Город Нерюнгри» (муз. и сл. В.Ершов), |
|
Постановка цели и задач занятия. Мотивация учебной деятельности обучающихся. |
Здравствуйте, ребята. Сейчас вы услышите песню. - Ребята, о чем эта песня ? -Правильно, эта песня про наш любимый город Нерюнгри. Назовите композитора и поэта этой песни. «Город Нерюнгри» (муз. и сл. В.Ершов), -Как вы думаете, почему мы начали наша занятие с этой песни и чему сегодня будет посвящено наше занятие? -Молодцы, ребята, сегодня занятия посвящено не просто нашему городу, а мы будем говорить о музыке любимого Нерюнгри, о нерюнгринских композиторах, которые работают и живут рядом с нами. И тема нашего занятия (слайд №1) «Музыка любимого Нерюнгри». Теперь мы с вами можем начинать наше путешествие. |
Ответы детей «Город Нерюнгри» (муз. и сл. В.Ершов), |
Личностные: Формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремлённости и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся |
Актуализация знаний. |
-Ребята, вспомните и назовите учреждения нашего города, где можно услышать серьезную музыку в исполнении музыкантов? -Молодцы, но у нас в городе очень мало крупных музыкальных центров. Основные два - это Д.К. «Пушкина» и «Театр актеров и кукол». А какую музыку мы с вами там можем услышать? Слайд №2 «Театр актеров и кукол.». -Кто из вас бывал в этих учреждениях и что вы там делали? -А сейчас, на экране мы посмотрим презентацию, которую приготовили ребята нашей вокальной группы « Солнышко». -Ребята, что вы узнали нового про «Театр актеров и кукол.»? Что вам запомнилось? |
(Д.К. «Пушкина», «Театр актера и кукол», в музыкальных школах, в Школах искусств .) (Ответы детей: в театре актера и кукол - смотрели спектакли: «Муха -Цокотуха», «Красная Шапочка», «Снежная королева», « Ночь перед Рождеством»; в Д.К « Пушкина» - на концертах «Соловушки», «Ладушки», и т.д) Группа детей приглашается к демонстрации своего проекта: (Карымшакова Жибек, Сазонова Алена) «Из истории Театра актера и кукол» Демонстрация презентации «Театр актеров и кукол.». |
Личностные: Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания информации о музыкальные культурные центры г.Нерюнгри. |
Физминутка « Мы активные и современные» |
-А теперь немного отдохнем. И сегодня физ. минутку будет у нас проводить обучающий нашей группы. Пожалуйста, Алена, приглашаем тебя провести физ. минутку« Мы активные и современные» |
Физминутка. « Мы активные и современные» показывает и проговаривает один обучающий, а остальные повторяют вместе с ним . |
|
Проверка уровня сформированности у обучающихся знаний, умений и навыков. |
-Здорово, немного отдохнули, а теперь садитесь на свои места и продолжим наше путешествия в мир музыки нашего города. Обсуждение целей и задач, для изучения темы занятия. -А теперь давайте, все вместе посмотрим фрагмент из фильма «Нерюнгринские авторы".- В гостях у корреспондента канала «Нерюнгри»– нерюнгринский музыкант, поэт, композитор, ведущая праздников Зои Гуринчук. (звучит песня «Гимн школы» Зои Гуринчук ) - Узнали песню? Ребята, как она называется, кто композитор этой песни? -Подумайте и скажите, чем исполнение этой певицы отличается от нашего с вами исполнения? Зоя Гуринчук написала гимн одной из школ, в которой работала. Теперь её слова «Да здравствует школа, да здравствует жизнь, да здравствует правило: «Век живи – век учись!» – напевают юные ученики лицея №24, спешащие на занятия. И песню «Прощай, моя школа!», — выпускницы лицея №24 . - Сейчас я немного расскажу о Зое Гиринчук . ( Просмотр презентации). Это Нерюнгринский композитор, наш современник. Первую песню Зоя Гуринчук написала для сына, когда ему было три года. Он пел её в детском саду. «Я хочу солдатом быть» на этот раз исполнили воспитанники детского сада «Энергетик». В Нерюнгри Зоя Гуринчук приехала 30 лет назад, работала учителем музыки в школах Золотинки и Иенгры, в школе, теперь лицее №24. Зои Гуринчук принадлежат такие известные всем жителям Южной Якутии произведения как : «Мы — нерюнгринцы», «Здесь под Беркакитом», «Чульман», «Нерюнгри — чудо таежное», «За Нюрочку», «Прощай, моя школа!», «Гимн агитбригады», «Здравствуй, Томмот!», «Республика добра» и другие. |
Смотрят фрагмент из фильма «Нерюнгринские авторы". (Ответы детей: песня называется «Гимн школы» Зои Гуринчук) (Ответы детей: вся песня исполняется одной солисткой, а мы ее исполняем все вместе, хором). Дети слушают рассказ о биографии Зои Гиринчук. |
Личностные : Освоение способов отражения жизни и воздействия музыки на человека. Эмоционально откликаться на выразительные особенности музыкальных произведений Познавательные : Научится осуществлять синтез музыкального произведения как составление целого из частей, выявлять основания его целостности; Регулятивные: Научится прогнозировать содержание произведения по его музыкальным средствам выразительности, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении. Коммуникативные: Умение сравнивать, видеть общее и различать |
Практический этап. Вокально-хоровое исполнение. |
-Вспомните ребята, перед исполнением любых песен сначала нужно что сделать? -Правильно, обязательно распеться. Давайте разогреем наш голосовой аппарат. Теперь наш голосовой аппарат готов для исполнения песни. Сядем удобно, выпрямили спины. -Давайте теперь споем песню «Город мечты» Сл. Игорь Шевчук муз. Евгения Зарицкая , но сначала вспомним, что такое средства музыкальной выразительности? - Какие средства музыкальной выразительности вы знаете? (выстраивается лесенка названий музыкальных терминов средств выразительности) -Как мы будем исполнять песню «Город мечты» Сл. Игорь Шевчук муз. Евгения Зарицкая , какие средства музыкальной выразительности мы используем в этой песни? -Правильно, будьте очень внимательными. Обратите внимание на четкое и быстрое пропевание слов. -Встали все ровненько, голова ненапряженная, руки спокойно опущены вдоль туловища. (исполнение песни «Город мечты» Сл. Игорь Шевчук муз. Евгения Зарицкая) -Молодцы. Спасибо. Ребята, все ли у нас получилось в соответствии с характером исполняемой песни? Что не получилось, как вы думаете? |
Вокально-хоровая работа Распевка (Пение распевок по нотам постепенного движения в диапазоне терции, произношение губных согласных, распевание скороговорки «На траве дрова, на дровах трава» на одной ноте в форме канона) (исполнение песни «Город мечты» Сл. Игорь Шевчук муз. Евгения Зарицкая) (Ответы детей) |
Регулятивные : Научится принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия. Личностные : Освоение способов отражения жизни и воздействия музыки на человека. Распознать и эмоционально откликаться на выразительные особенности музыкальных произведений Коммуникативные : Научится принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. Научится в процессе исполнения вслушиваться в звучание всего коллектива, слушать себя и своих товарищей по партии, не выделяться. |
-Ребята, а вы знаете: что такое Родина? Как вы понимаете это слово? -Молодцы, ребята, Родина-это наша большая Россия. Огромная, бескрайняя, неповторимая, многонациональная страна. Мы гордимся нашей страной! Но у каждого есть ещё и свой родной край – его маленькая Родина: это может быть город, посёлок, где он родился, живёт, учится, и живут его друзья и близкие. -А сейчас давайте послушаем стихотворение. -Ребята, а вам знакомо стихотворение или нет? ( Это песня) -Как она называется? Кто композитор? На предыдущих занятиях мы с вами разбирали песню «Мой белый город» Г.Бородачевой, говорили о средствах музыкальной выразительности при исполнении. ( Ответы детей: – это то, с помощью чего композитор создает музыкальное произведение и выражает свою мысль) - А теперь давайте разобьемся на группы и сравним характер и средства музыкальной выразительности песен «Мой белый город» Г.Бородачевой, «Город мечты» Сл. Игорь Шевчук муз. Евгения Зарицкая) - А теперь послушаем сравнение песен нескольких детей (ответы детей) - Значит, характер исполнения песни «Мой белый город» должен быть мягким, плавным и певучим в отличии от веселого, быстрого, ритмичного «Город мечты». Давайте встанем и исполним песню «Мой белый город» Г.Бородачевой, Исполнение песни «Мой белый город» Г.Бородачевой. (Во время хорового исполнения демонстрация презентации, состоящей из фото Нерюнгринского района и рисунков самих обучающихся) |
(Ответы детей) (Ответы детей: отечество, Россия, Нерюнгри). (Чтение стихотворения –выступает обучающийся, читает отрывок из песни «Мой белый город» Галины Бородачевой. «Мой белый город - альбатрос крылатый, Не дрогнувший на стыке двух эпох… Ты в океане дали необъятной - Слиянье судеб и путей-дорог. Припев: За белыми туманами, Где сопки-снегири, Земля обетованная Над речкой Нерюнгри.» (Ответы детей: да, это слова из песни о Нерюнгри, которую слушали на прошлом занятии). (Она называется «Мой белый город» автор: Галина Бородачева) (Работа по группам в тетрадях: 1 группа- описывает средства музыкальной выразительности песни «Мой белый город». 2 группа- песни «Город мечты». Затем, ребята при помощи педагога составляют таблицу сравнения музыкальных образов песен и записывают ее в тетрадь) Исполнение песни «Мой белый город» Г.Бородачевой. |
||
Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. |
-Спасибо. Как вы думаете, что у нас сегодня получилось, а над чем еще следует поработать при исполнении песен? Какие ошибки и неточности прозвучали? |
(Ответы детей: при исполнении песен мы опирались на выразительный смысл слов, старались эмоционально откликнуться и понять музыкальный образ каждого произведения. Это очень помогло нам по-другому взглянуть на наше коллективное исполнение. Но у нас еще не отработано исполнение динамических штрихов, для нужно пропевать песни. А также, эмоционально реагировать на музыку произведений. |
Регулятивные :оценивания (самооценивания). |
Рефлексия занятия. |
Выводы: -А теперь, ребята, давайте подведем итог нашего занятия и вспомним, что мы сегодня узнали нового? -Какие мы знаем музыкальные центры в Нерюнгри? -О каких композиторах мы сегодня говорили? -Вы познакомились с творчеством нерюнгринских композиторов, с деятельностью «Театра актера и кукол, Д.К. «Пушкина» и проанализировали и сравнили несколько песен: «Мой белый город» Г.Бородачевой. нерюнгринского композитора, и песню «Город мечты» Сл. Игорь Шевчук муз. Евгения Зарицкая. Благодаря нашему занятию, вы узнали много интересного: наш Нерюнгри, очень музыкальный город, в нем много талантливых композиторов, исполнителей, много музыкальных школ, где вы можете обучаться музыке. - Сегодня каждый работал очень плодотворно , был предельно активным и внимательным, я с удовольствием хочу вас похвалить. Молодцы! |
Самостоятельно подводят итог занятия, отвечая на поставленные вопросы педагога. Слушают вывод педагога. |
Коммуникативные : Научится понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях. Личностные : Формирование интереса к музыкальным занятиям Освоение способов отражения жизни и воздействия музыки на человека. Познавательные : Поиск, чтение художественных произведений, самостоятельная подготовка презентации |
Домашние задание. |
-Я предлагаю вам, самостоятельно объединится в группы по 3 человека, и к следующему занятию каждое объединение найдет: стихотворение, рассказ или песню про поселок Беркакит. И сделает небольшую презентацию из 5 слайдов. На следующем занятии нас ждет много интересного. И больше узнаем о посёлке , в котором живем. До свидания! |
Самостоятельно распределяются , делятся на группы по 3 человека. Слушают домашнее задание. |