|
Технологическая карта в 2 «а»классе
|
Предмет: Музыка
Дата: 11.11.
Тема урока: Интонация в музыке
Тип урока: комбинированный
Оборудование: наглядности(карточки с терминами
Цель: создать условиядля Формирования знаний учащихся о интонации музыки: изобразительная, выразительная
Задачи:
Образовательная: закреплять умение учащихся различать на слух музыку различного характера; познакомить с музыкальными произведениями Г.Струве «Так уж получилось», «Кукушка», С.Прокофьева «Болтунья», «Труба и барабан»,продолжить разучивание песни «Моя Россия».
Воспитательная: воспитывать культуру речи слушанием песни «Болтунья», воспитывать музыкально-художественный вкус, эмоциональную отзывчивость на музыку различного характера.
Развивающий:развитие умения определятьна слух интонацию музыки, характер музыки (маршевый, песенный, танцевальный); развитие вокальных умений и навыков, внимания, памяти, мышления.
Формируемые УУД:
Метапредметные:
- Коммуникативные: формировать чувство такта и культурных привычек сотрудничества.
- Регулятивные: развивать навыки речевого контроля, вносить коррективы при ошибках в пении, волевойсаморегуляции.
- Познавательные: формировать умения различать интонацию и навыки хорового пения.
Личностные : способствовать осознанию обучающимися связи изучаемого материала с жизнью и применения в других сферах.
Предметные: учащиеся познакомятся с музыкальными произведениями, содержащими два вида интонации; совершенствуют умения узнавать на слух характер музыки.
Материалы и оборудование: портретГ.Струве, С.Прокофьева, карточки с названием произведений, интонациями и характера, карточки со словами песни для детей, картинки барабана и трубы.
Этапы урока.
|
Деятельность учителя.
|
Деятельность учащихся.
|
Формы, методы, приемы
|
1.Оргмомент
(1-2 мин)
|
Здравствуйте, ребята, садитесь. - Какую роль играет музыка в жизни человека (выражает чувства, поднимает настроение).
- И сейчас мы с вами погрузимся удивительный мир музыки.
|
Дети слушают учителя, настраиваются на рабочую деятельность
|
Метод предъявления требований
Метод самоконтроля
|
|
|
|
|
3.Актуализация знаний
(2-3 мин)
|
- Для начала вспомним, каким бывает характер музыки.
- Какие особенности присущи для песенного характера музыки?
- А для танцевального
- И для маршевого?
- Молодцы!
|
Актуализируют знания
- Песенным, танцевальным, маршевым.
- Напевность, певучесть.
- Яркие акценты, легкое отрывистое звучание.
- Четкая пульсации, ощущение шага и хочется маршировать.
|
Словесный
Прием: вопросы, объяснение, указание.
Форма: фронтальная.
|
2. Речевая разминка
|
Муыкальная плюсовка
|
Выполняют дыхательные упражнения
Произносят хором
|
Практический
Фронтальная форма Словесный
|
|
-Вспомните, какую песню вы разучивали на прошлом уроке? Давайте исполним ее хором. Спинки выпрямите, сядьте ровно. «Моя Россия» (1раз) Каков характер, настроение музыки?
Молодцы.
|
Исполняют песню «Моя Россия» (1раз)
|
|
4.Нацеливание,
постановка учебной задачи
|
Учитель читает стихотворение без интонации.
Как я прочитала стихотворение?( без интонации)
Скажите, пожалуйста, какая бывает в речи интонация(повеств., воскл., вопросит.,)
Говорящий может выражать свои мысли различной интонацией. Как она обозначается на письме? (знаками препинания)
Вывод: что бы речь была ясной и эмоциональной, её нужно читать с интонацией.
-В музыке тоже есть интонация.
|
Самоопределение к деятельности
Пунктационными знаками !?,
|
Словесный
|
5. Работа по теме урока
|
Итак, интонация- это выражение чувств, мыслей в музыке с помощью музыкальных звуков.
Она бывает выразительная и изобразительная(вывешиваются карточки со словами)
Выразительная- выражается звуками предметов, природы(шум моря, звуки леса, часы бьют).
Изобразительная-выражает чувства, настроение.
Что такое интонация? (5-6 чел)
Сейчас мы с вами прослушаем песню «Так уж получилось».
Это песню написал композитор ГЕОРГИЙ СТРУВЕ
(показать портрет) Георгий Струве –это русский композитор, дирижер, народный артист России. Он и сейчас продолжает свою деятельность.
После прослушивания ответьте на такие вопросы: каков характер музыки, каково настроение музыки, какова интонация музыки?
Слушание «Так уж получилось».
-Слушают песню, ((следят по тексту.))
Каков характер музыки, каково настроение музыки?(песенно-танцевальный, настр-е радостное, игривое)
Какие инструменты услышали?(металлофон, труба)
Разучивание первого куплета песни «Так уж получилось».
(Учитель).
БЕЗ МУЗЫКИ
1 фраза (до точки)(Учитель поёт первую фразу без детей, без музыки:На лугу садовом так уж получилось.
Затем учитель вместе с детьми эту же фразу без музыки) А теперь хором:
Хором: На лугу садовом так уж получилось.
Дальше слушаем: Музыка, плюсовка.(Облако пушистое тихо приземлилось )
Учитель поёт вторую фразу без детей, без музыки:
Облако пушистое тихо приземлилось )
А теперь все вместе: без музыки : Облако пушистое тихо приземлилось )
А теперь соединяем 1-ю и 2-ю фразу:
На лугу садовом так уж получилось,
Облако пушистое тихо приземлилось )
Аналогично(последние 2 фразы)
….
- Пропоем вместе первый куплет. Спинки выпрямили, сели прямо.
(дети поют под плюсовку,
потом под минусовку)
|
Отвечают на вопросы
Знакомятся с новым материалом
|
Фронтальная работа
Словесный метод на печатной основе
Приём диалога и беседы
|
|
(вывешивается портрет А.Барто). Кто знает, как зовут эту писательницу? Агния Львовна Барто – это русская детская поэтесса. У нее много орденов, медалей и премий за произведения написанные для детей и юношества.
(биография 2-3 предл-я)
Какие стихи знаете?(Наша Таня громко..)
Сегодня мы познакомимся с музыкальным произведением Сергея Прокофьева(портрет). Это русский композитор, пианист, дирижер. Написал 11 опер, 7 балетов, 7 симфоний, 8 концертов и много других музыкальных произведений. Занимал призовые места по шахматам.
Этот композитор на основе стихотворении А.Барто «Болтунья» написал музыкальное произведение.
Оно так и называется «Болтунья».
А для начала послушайте стихотворение:
Прослушивание стихотворения «Болтунья» А. Барто
--О ком стихотворение?
Послушайте песню. После прослушивания ответьте на такие вопросы:
-Каков характер и настроение музыки? Что выражает музыка? Какая интонация?
Слушание песни «Болтунья» С.Прокофьева
-Каков характер и настроение музыки? Что выражает музыка? Какая интонация?
Почему вы так думаете?
(песенно-танцевальный характер,игривое настроение, выразительная интонация, )
|
|
|
|
Переходим к слушанию следующей музыки……..После слушания ответьте на вопросы:
-Каков характер и настроение музыки? Что выражает музыка? Какая интонация?
Слушание песни «Труба и барабан»
-Каков характер и настроение музыки?
Какие инструменты услышали? Показать картинки трубы и барабана. Что выражает музыка? Какова интонация?
(изобразительная,
Почему вы так думаете?
так как изображаются звуки предметов – звуки музыкальных инструментов
Итак, как бывает интонация?(выразительная, изобразительная).
-Переходим к прослушиваю последней песни
Прослушивание песни «Кукушка», разучивание первого куплета.
|
|
|
Итог урока
|
- Давайте подведем итог урока.
- С каким музыкальным произведением мы познакомились?
- Песни «Моя Россия»?
- Какая бывает интонация в музыке?
- Какую роль музыка играет в жизни человека?
|
Подводят итог
|
Метод: Словесный
Прием: вопросы.
Форма: фронтальная.
|
Рефлексия
|
Итак, вы успешно справились с поставленной задачей! Оцените свою работу на уроке. Поднимите руки, если вы считаете, что были активными на уроке.
|
Оценивают свою деятельность на уроке
|
Диалог
|