Урок окружающего мира в 1 классе «Солнце, воздух и вода — наши верные друзья»
Тема: « Солнце, воздух и вода- наши верные друзья».
Класс: 1 класс.
Форма проведения: занятие путешествие.
Воспитатель: Лежнева Наталья Сергеевна.
Тип занятия: открытие нового знания.
Деятелъностная цель: формирование знаний о навыках здорового образа жизни через разные виды закаливания.
Содержательная цель: расширение понятий о ЗОЖ за счет включения новых пословиц, загадок, игр, опытного эксперимента.
Задачи:
- Развить представление о том, что солнце, воздух, вода это средства оздоровления организма.
- Упражнять в развитии связной речи, мышления, внимания, памяти.
- Воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
План:
1.Орг.момент.
1.1 Пословицы и поговорки.
2.Основная часть.
2.1.Путешествие остановка – «Солнечная».
2.2.Загадки
2.3. Игра: Солнышко и дождик
2.4.Путешестие остановка – «Воздушная».
2.5. Опыт №1
2.6. Остановка «Речная»
2.7. Игра: «Кому нужна вода?»
3.Итог занятия.
4.Рефлексия.
Ожидаемые результаты:
Л1: установка следовать нормам здоровьесберегающего поведения;
М1: формирование логическое мышление и рассуждение, делать выводы;
М2: развитие навыка договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности;
М3: перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
П1: осознание необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья.
1.Орг.момент
- Ребята, сегодня на нашем занятии присутствуют гости, давайте мы с ними поздороваемся. ( дети здороваются).
- Дети, как вы понимаете слово «здравствуйте», что оно означает. ( здоровье).
- Правильно, слово «здравствуйте» означает «здоровье». Когда мы здороваемся, мы желаем друг другу здоровье. Значит и мы с вами пожелали нашим гостям здоровья. Всегда говорите «здравствуйте» маме, папе, друзьям и знакомым, чтобы было всем приятно.
1.1 Пословицы и поговорки.
- Сели все красиво, слушаем внимательно. Продолжите пословицу.
- Закаляйся –( водой холодной обливайся).
- Лучше вдохнуть свежего воздуха, (чем пить лекарство).
-После сильной грозы( воздух становится чище).
- Без воды (не научишься плавать).
- Чистая вода-( для любой хвори беда).
- Холода не бойся ,(сам по пояс мойся).
- Ничего нет полезнее ( утреннего солнца).
- Молодцы, хорошо слышите.
- Про что у нас были пословицы? (у нас были пословицы про солнце, воздух и воду).
- А теперь давайте соберём все эти слова в одну пословицу.
- Солнце, воздух и вода (помогают нам всегда).
- И тема сегодняшнего занятия так и называется « Солнце, воздух и вода – наши верные друзья».
2.Основная часть.
- Ребята, это что за звуки, послушайте внимательно.( я думаю что это шум паровоза).
- Правильно, я вас сегодня приглашаю в путешествие на паровозике «здоровье».
- Нам нужен машинист поезда, мы выберем его с помощью считалочки.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем в прятки мы играть,
Небо звезды луг цветы,
Ты пойди-ка поводи.
- Просьба встать паровозиком , т. е, занять свои места.
- Прежде чем мы отправимся в наше путешествие, давайте поиграем, повторяйте за мной слова.
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу
Я стучу, стучу, стучу
Я лечу, лечу, лечу
Чу-чу-чу, чу-чу-чу
Опоздать я не хочу.
- Настя, объявляй отправление поезда. - Внимание, внимание поезд отправляется.
( включаю звук поезда с гудком и потом песню « Барбарики- паровозик»).
- Приехали, Надя прочитай нашу 1-ую остановку
2.1.Путешествие остановка – «Солнечная».
Сейчас я вам загадаю загадку, а вы её отгадаете.
Ну-ка, ну-ка, кто из вас ответит?
Не огонь, а больно жжет
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет.
(Солнце)
- На этой остановке нас встречает ласковое солнышко
- Вы любите, солнышко?
- За что вы любите солнышко?( я люблю солнышко за то, что оно греет).
- Ещё за что?( я люблю солнышко, за то что можно загорать).
- Правильно, можно закаляться т. е. принимать солнечные ванны.
- В какое время года мы будем загорать?( я думаю что мы будем загорать летом).
- Ребята, как вы думаете солнышко полезное?( я думаю что солнышко полезное).
- А может оно быть вредным?( я знаю что оно может быть вредным).
- Какой вред нашему здоровью может принести солнце?( я думаю что от солнца можно получить ожог).
- Да, молодец Кристина. Солнце может быть как полезным, так и вредным.
2.2. Загадки
Воспитатель: Ребята, на этой станции нас ждет еще одно небольшое задание. Отгадайте еще вот такие загадки:
1.Это что за желтый мячик
По лесам за нами скачет.
Золотит лучом оконце,
Называют его …
(солнце)
2. Он промочит всех до нитки,
Но беды не принесет,
Рады травка и улитка,
Всех от засухи спасет.
Миллионов капель вождь,
Падает на землю –
(дождь)
Воспитатель: Молодцы ребята, а гулять можно, когда идет дождь?
Воспитатель: А сейчас мы с вами посмотрим, какие вы внимательные
2.3. Игра: Солнышко и дождик
«Солнышко и дождик»
Цель: Приучать детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу воспитателя.
Описание: Воспитатель говорит: «На небе солнышко! Можно идти гулять». Дети бегают по площадке. По сигналу: «Дождик! Скорее домой!» дети бегут к воспитателю, у которого в руках большой зонтик. Воспитатель снова говорит: «Солнышко! Идите гулять», и игра повторяется.
Молодцы ребята, вы были внимательные и дружные. Но мы с вами должны отправляться дальше в путь.
Воспитатель: Становимся паровозиком, поехали.
2.4. Следующая остановка: «Воздушная»
И обратный держит путь
Он - невидимый, и все же,
Без него мы жить не можем.
(Воздух)
На этой остановке нас встречает свежий воздух.
- О чём здесь мы будем говорить? ( я думаю что здесь мы будем говорить о воздухе). Правильно.
Воспитатель: Ребята, вы видите воздух?
Дети: Нет.
Воспитатель: Значит воздух невидимый, прозрачный. Он не имеет формы.
Опыт. Но мы можем обнаружить, почувствовать. Если создадим движение. Возьмите веер и помашите в сторону лица. Что вы почувствовали? Какой воздух? При ветерке было тепло или холодно? ( Ответы детей.) А теперь подуйте на ладошку. Какой воздух?
- Воздух можно почувствовать?
- Да, можно.( когда, зимой холодно, мы чувствуем холодный воздух, летом тепло мы тоже чувствуем тёплый воздух).
Вывод. Значит, воздух невидимый, но его можно почувствовать, создав его движение.
2.5.Опыт: Давайте проверим. Зажмите нос и рот. (Мы себя чувствуем плохо) Значит, для чего нужен воздух? (чтобы дышать) Он невидимка, волшебник. Почему мы называем его невидимкой? (Потому что он прозрачный и через него все видно) А что еще прозрачное есть в нашей комнате. (стекло)
- Кто ещё дышит воздухом? Воздухом дышат птицы, звери, растения.
- Какой бывает воздух? Воздух бывает чистый и грязный.
В лесу воздух чистый , потому что там много деревьев, разных растений, которые очищают воздух.
- Ребята, а воздухом можно закаляться? Да, можно.
- Сейчас я вас познакомлю с памяткой как можно закаляться воздухом.
( дети по одному выходят с памяткой читают и приклеивают на доску).
- Совершай длительные прогулки.
- Одевайся по погоде.
- Больше гуляй на свежем воздухе
- Летом выезжай за город: в лес, к реке, дыши чистым воздухом.
- Чаще проветривай комнату, класс, где ты находишься.
- Спи при открытой форточке.(в теплое время года)
- Играй в подвижные игры на свежем воздухе.
- Делай влажную уборку дома, в классе.
- Гуляй в любую погоду.
- Молодцы, ребята, если будете выполнять все эти правила, будете закалёнными.
Воспитатель: Отправляемся дальше, садимся на свои места (Звучит аудиозапись журчания ручейка).
Воспитатель: Ребята, послушайте и определите, что это за звуки.
Дети: Это звуки воды.
2.6. Воспитатель: Следующая остановка «Речная»
Воспитатель: Отгадайте загадку?
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу! (Вода)
Ребята, кому нужна вода?( людям, растениям, животным).
- Где мы используем каждый день воду?( умываемся, пьём, принимаем душ, моем ноги).
- Где мы ещё можем встретить воду?( сходить на речку, летом можно купаться в речке, а зимой в бассейне).
- Мы на речной станции, а значит вокруг нас много воды. Как вы думаете водой можно закаляться? . Да, молодец, правильно водой можно закаляться.
Расскажите, как можно закаляться водой?
- Обливаться
- Обтираться
- Плавать
- Принимать прохладный душ вечером перед сном
- Мыть каждый день ноги.
- Вот сколько водных процедур можно выполнять.
Воспитатель: А кому же нужна вода? Сейчас мы поиграем в игру «Кому нужна вода?»- подойдите к ватману и посмотрите на схему.
- Как вы думаете, что это? (это водоем)
Давайте подберем картинки «Кому нужна вода?» и почему вы так думаете? (дети по очереди выбирают картинки, прикрепляют к ручейкам и объясняют. Картинки: птицы, деревья, рыбы, насекомые, животные, грибы, человек и т.д.)
Да, без воды все живое на земле погибнет.
Воспитатель: И так мы с вами отгадали 3 загадки о солнце, воздухе, и воде. (Приносят карточки с названиями станции). Вспомните поговорку, в которой есть эти слова.
Дети: Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.
– Верно. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.
Воспитатель: Молодцы!
Все на отдых! Все на воздух!
Все на солнце загорать,
Обливаться, закаляться,
Крепкой сменой подрастать!
И поможет нам всегда солнце, воздух и вода!
3.Итог. - Ребята, наше путешествие подошло к концу, нам пора возвращаться в школу Ребята паровозиком становись, поехали.
- Вот, ребята мы и приехали обратно в школу.
- Где мы с вами были?( на разных станциях).
- Как назывались наши станции?( солнечная, воздушная, речная).
- Что вы сегодня узнали на нашем занятии?( мы узнали что , солнце, воздух, и вода – наши лучшие друзья.)
- Я вам советую выполнять все правила, о которых мы сегодня говорили, тогда вы будете здоровыми и закалёнными.
3.Рефлексия.
-Понравилось занятие, погудеть как паровоз; не понравилось потопайте.