«Слава защитникам Отечества!»
Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного 23 февраля
Тема: «Слава защитникам Отечества!»
Аудитория: 5–9 классы
Продолжительность: 1 час
Пояснительная записка
23 февраля – День защитника Отечества – это праздник, который воспитывает у школьников чувство патриотизма, уважение к истории своей страны, а также к людям, которые защищали и защищают Родину. Мероприятие направлено на формирование у учащихся представления о воинском долге, чести и мужестве, а также на развитие командного духа и творческих способностей.
Цели:
- Воспитание патриотизма и уважения к истории России.
- Формирование у учащихся представления о роли защитников Отечества.
- Развитие навыков работы в команде, творческого мышления и активности.
Задачи:
- Познакомить учащихся с историей праздника 23 февраля.
- Способствовать развитию интереса к военной истории России.
- Организовать активное участие школьников в игровых и творческих заданиях.
- Воспитывать чувство гордости за свою страну и её героев.
Оборудование и материалы:
- Проектор и экран (для показа презентации и видеороликов).
- Ноутбук или компьютер с колонками.
- Презентация «История праздника 23 февраля».
- Карточки с заданиями для викторины.
- Бумага, маркеры, фломастеры для творческого задания.
- Музыкальное сопровождение (патриотические песни, марши).
- Призы для награждения (грамоты, сувениры).
Тайминг мероприятия:
1. Организационный момент (5 минут)
- Приветствие участников.
- Краткое введение в тему мероприятия.
- Объявление плана мероприятия.
2. Историческая справка (10 минут)
- Показ презентации «История праздника 23 февраля».
- Краткий рассказ о возникновении праздника, его значении и традициях.
- Акцент на роли защитников Отечества в разные периоды истории России.
3. Викторина «Знатоки военной истории» (15 минут)
- Учащиеся делятся на команды (по 5–7 человек).
- Проводится викторина с вопросами, связанными с историей России, военными событиями и героями. Приложение 1.
- Подведение итогов викторины и награждение победителей.
4. Творческое задание «Письмо защитнику Отечества» (15 минут)
- Учащиеся пишут письма-благодарности военнослужащим или рисуют открытки с поздравлениями.
- Лучшие работы зачитываются или демонстрируются на экране.
5. Музыкальная пауза (5 минут)
- Прослушивание патриотических песен («День Победы», «Служить России», «Катюша»).
- Возможен совместный хоровой исполнение одной из песен.
6. Заключительная часть (10 минут)
- Подведение итогов мероприятия.
- Награждение активных участников.
- Заключительное слово ведущего о важности памяти и уважения к защитникам Отечества.
Ожидаемые результаты:
- Учащиеся узнают больше об истории праздника 23 февраля и его значении.
- Школьники проявят интерес к военной истории России.
- Учащиеся приобретут навыки работы в команде и творческого самовыражения.
- Мероприятие способствует формированию патриотических чувств и уважения к защитникам Родины.
Примечания:
- Для проведения викторины можно использовать интерактивные методы (например, онлайн-платформы с викторинами).
- Творческие работы учащихся можно отправить в воинские части или вручить ветеранам.
- При необходимости мероприятие можно адаптировать для разных возрастных групп, изменив сложность заданий.
Это мероприятие поможет сделать праздник 23 февраля запоминающимся и значимым для школьников, а также укрепит их связь с историей и традициями своей страны.
а теперь напиши ход мероприятия со словами ведущего и с действиями волонтеров при необходимости
Ход мероприятия «Слава защитникам Отечества!»
1. Организационный момент (5 минут)
Ведущий:
– Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы собрались здесь, чтобы отметить важный праздник – День защитника Отечества! Этот день посвящён всем, кто защищал, защищает и будет защищать нашу Родину. Мы подготовили для вас интересную программу, где вы сможете узнать больше об истории этого праздника, проявить свои знания и творческие способности. Давайте начнём!
Действия волонтёров:
– Волонтёры помогают рассадить участников, раздают материалы (бумагу, ручки, маркеры) для творческого задания.
2. Историческая справка (10 минут)
Ведущий:
– Прежде чем мы перейдём к активной части, давайте вспомним, как появился этот праздник. 23 февраля – это не просто день, когда мы поздравляем мужчин. Это день, который напоминает нам о мужестве, чести и долге перед Родиной. Сейчас мы посмотрим небольшую презентацию, которая расскажет об истории праздника.
Действия волонтёров:
– Волонтёры включают презентацию на проекторе и следят за тем, чтобы все участники могли видеть экран.
После презентации:
Ведущий:
– Теперь вы знаете, что 23 февраля – это день, который начался с событий 1918 года, когда была создана Красная Армия. С тех пор этот праздник стал символом мужества и отваги. А сейчас мы проверим, насколько хорошо вы знаете историю нашей страны!
3. Викторина «Знатоки военной истории» (15 минут)
Ведущий:
– Мы разделимся на команды. Каждая команда получит карточки с вопросами. Ваша задача – обсудить вопрос и дать правильный ответ. Победит та команда, которая наберёт больше всего баллов. Итак, начинаем!
Действия волонтёров:
– Волонтёры делят участников на команды (по 5–7 человек), раздают карточки с вопросами и следят за временем.
– После каждого вопроса волонтёры собирают ответы и помогают ведущему подсчитывать баллы.
Пример вопросов:
- Как раньше назывался праздник 23 февраля? (Ответ: День Красной Армии и Флота.)
- Назовите трёх известных русских полководцев. (Ответ: Александр Суворов, Михаил Кутузов, Георгий Жуков.)
- Какой город выдержал 900-дневную блокаду в годы Великой Отечественной войны? (Ответ: Ленинград.)
После викторины:
Ведущий:
– Молодцы, все команды справились отлично! А теперь давайте подведём итоги. Победителем становится команда... (название команды)! Но не расстраивайтесь, ведь главное – это не победа, а знания, которые вы сегодня получили.
Действия волонтёров:
– Волонтёры вручают призы победителям (грамоты, сувениры).
4. Творческое задание «Письмо защитнику Отечества» (15 минут)
Ведущий:
– А теперь мы переходим к творческой части. Каждый из вас может написать письмо или нарисовать открытку для защитников Отечества. Это может быть благодарность за их службу, пожелания или просто тёплые слова. Давайте покажем нашим героям, что мы их ценим и помним об их подвиге!
Действия волонтёров:
– Волонтёры раздают бумагу, маркеры, фломастеры и помогают участникам, если у них возникают вопросы.
После выполнения задания:
Ведущий:
– Давайте зачитаем несколько писем и покажем открытки. Кто хочет поделиться своей работой?
Действия волонтёров:
– Волонтёры помогают участникам выйти к микрофону или показывают работы на экране.
5. Музыкальная пауза (5 минут)
Ведущий:
– А теперь давайте немного отдохнём и послушаем песни, которые вдохновляли наших защитников.
Действия волонтёров:
– Волонтёры включают патриотические песни («День Победы», «Служить России», «Катюша»).
Ведущий:
– Если хотите, можете подпевать!
6. Заключительная часть (10 минут)
Ведущий:
– Наше мероприятие подходит к концу. Сегодня мы вспомнили историю праздника 23 февраля, проверили свои знания и создали замечательные письма и открытки для защитников Отечества. Я надеюсь, что этот день запомнится вам надолго. Давайте всегда помнить о тех, кто защищает нашу Родину, и гордиться ими! Спасибо всем за участие!
Действия волонтёров:
– Волонтёры помогают собрать материалы, убрать помещение и вручают небольшие сувениры всем участникам.
Заключение
Мероприятие завершается на позитивной ноте. Учащиеся уходят с новыми знаниями, положительными эмоциями и чувством гордости за свою страну.
Приложение 1.
Пример вопросов:
Примеры вопросов для викторины «Знатоки военной истории» (с ответами)
- Как раньше назывался праздник 23 февраля?
Ответ: День Красной Армии и Флота. - Назовите трёх известных русских полководцев.
Ответ: Александр Суворов, Михаил Кутузов, Георгий Жуков. - Какой город выдержал 900-дневную блокаду в годы Великой Отечественной войны?
Ответ: Ленинград (ныне Санкт-Петербург). - Кто был главнокомандующим русской армией во время Отечественной войны 1812 года?
Ответ: Михаил Кутузов. - Как называется высшая военная награда в России?
Ответ: Орден Святого Георгия. - Какой танк стал символом победы в Великой Отечественной войне?
Ответ: Танк Т-34. - Кто был первым космонавтом, совершившим полёт в космос?
Ответ: Юрий Гагарин. - Какой город стал ключевым в ходе Сталинградской битвы?
Ответ: Сталинград (ныне Волгоград). - Как называется знамя, которое было водружено над Рейхстагом в 1945 году?
Ответ: Знамя Победы. - Кто написал произведение «Война и мир», в котором описываются события войны 1812 года?
Ответ: Лев Толстой.
- Какой полководец известен своими победами в сражениях, где он не проиграл ни одной битвы?
Ответ: Александр Суворов. - Какой город первым получил звание «Город-герой» в СССР?
Ответ: Ленинград (Санкт-Петербург). - Как называется операция, в ходе которой советские войска окружили и разгромили немецкую армию под Сталинградом?
Ответ: Операция «Уран». - Кто был главнокомандующим советской армией в годы Великой Отечественной войны?
Ответ: Иосиф Сталин (формально), но ключевую роль играли маршалы, такие как Георгий Жуков. - Какой самолёт стал символом советской авиации в годы Великой Отечественной войны?
Ответ: Ил-2 («Летающий танк»).
Эти вопросы дополнят викторину и сделают её ещё более интересной и познавательной для участников!
источники информации
Источники информации:
- Учебники по истории России
- Учебники для 5–9 классов, разделы, посвящённые Великой Отечественной войне, Отечественной войне 1812 года, истории Красной Армии.
- Энциклопедии и справочники
- «Большая российская энциклопедия».
- Энциклопедии по военной истории, например, «Великая Отечественная война 1941–1945».
- Официальные сайты
- Сайт Министерства обороны РФ (https://mil.ru) – разделы, посвящённые истории армии и праздникам.
- Сайт Российского военно-исторического общества (https://rvio.histrf.ru).
- Документальные фильмы и материалы
- Документальные фильмы о Великой Отечественной войне, Сталинградской битве, блокаде Ленинграда.
- Видеоматериалы с YouTube-каналов, таких как «История.РФ» или «Военная история».
- Книги и художественная литература
- Лев Толстой «Война и мир» (описание событий 1812 года).
- Василий Гроссман «Жизнь и судьба» (о Сталинградской битве).
- Мемуары маршала Георгия Жукова.
- Патриотические порталы и проекты
- Проект «Память народа» (https://pamyat-naroda.ru) – архив документов о Великой Отечественной войне.
- Сайт «Бессмертный полк» (https://polkrf.ru).
- Музеи и экспозиции
- Материалы с сайтов музеев, таких как:
- Центральный музей Вооружённых Сил РФ (https://cmvs.ru).
- Музей Победы на Поклонной горе (https://victorymuseum.ru).
- Материалы с сайтов музеев, таких как:
- Статьи и публикации
- Статьи из научных журналов по истории, например, «Военно-исторический журнал».
- Публикации на образовательных порталах, таких как «Арзамас» (https://arzamas.academy).
- Аудио- и видеоматериалы
- Патриотические песни: «День Победы», «Священная война», «Катюша».
- Видеоролики о военной технике, например, о танке Т-34 или самолёте Ил-2.
- Интернет-ресурсы для викторин
- Платформы для создания викторин, такие как Kahoot или Quizizz, где можно найти готовые вопросы по военной истории.