12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
4

Урок на тему «Комплексный анализ текста (на примере рассказа Е. Габовой «Не пускайте Рыжую на озеро») с использованием стратегий смыслового чтения»

Игнатенко Татьяна Алексеевна,
учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории,
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 им. Г. К. Нестеренко муниципального образования Каневской район

Каневской район, ст. Каневская

 

Комплексный анализ текста с использованием стратегий смыслового чтения
(на примере рассказа Е. Габовой "Не пускайте Рыжую на озеро")

Разработка урока в рамках системы работы по подготовке к выполнению задания №27 ЕГЭ по русскому языку. Выполнение анализа текста с использованием стратегий смыслового чтения.

Класс: 10 – 11

Тип занятия: урок систематизации знаний

Цели занятия:

Образовательные: создать условия, способствующие совершенствованию навыков смыслового чтения, комплексного анализа текста и применению сформированных умений в различных учебных ситуациях.

Развивающие: создать условия для развития коммуникативной культуры личности, интереса к учению, самостоятельному поиску для решения учебных задач.

Воспитательные: воспитывать толерантное, уважительное и ответственное отношение к окружающим, создать условия для формирования активной жизненной позиции подростков.

Универсальные учебные действия:

Познавательные УУД: анализировать текст, находить проблему, комментировать ее, определять авторскую позицию, аргументировать собственное мнение, строить развернутое монологическое устное и письменное высказывание, создавать текст – рассуждение заданной структуры на основе прочитанного текста.

Регулятивные УУД: планировать, осуществлять контроль, коррекцию, оценку и самооценку.

Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и педагогом.

Личностные УУД: определять связь между целью, процессом и результатом деятельности; нравственно-этически оценивать содержание анализируемой информации, обеспечивающее личностный выбор.

Образовательные технологии: ТРКМЧП, стратегии смыслового чтения.

Материалы и оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал, рабочие листы, маркеры.

Технологическая карта урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1

Вызов (предтекстовые приемы стратегии смыслового чтения: визуализация, составление ментальных карт)

Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку. Предлагает детям просмотреть фоторяд, записать возникающие ассоциации в ментальную карту, составить связное высказывание.

Приветствуют учителя. Настраиваются на работу с текстом: смотрят фоторяд, записывают возникающие ассоциации в ментальную карту, составяют связное высказывание, зачитывают.

Регулятивные УУД: планировать деятельность.

Познавательные УУД: строить развернутое монологическое письменное высказывание.

2

Осмысление (текстовые и послетекстовые приемы)

Предлагает ребятам последовательно познакомиться с фрагментами рассказа детской писательницы Е. Габовой. Задает предтекстовые и послетекстовые вопросы, направленные на антиципацию, реципацию, понимание и осмысление прочитанного.

Читают эпизоды рассказа, отвечают на вопросы учителя, анализируют текст, устанавливают причинно-следственные связи, прогнозируют дальнейшие события и т.д.

Познавательные УУД: анализировать текст, находить проблему, комментировать ее, определять авторскую позицию, аргументировать собственное мнение, строить развернутое монологическое устное высказывание.

Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и педагогом.

Личностные УУД: нравственно-этически оценивать содержание анализируемой информации, обеспечивающее личностный выбор.

 

а. Чтение с остановками (текстовые приемы)

б. Работа конструктором сочинения (послетекстовые приемы)

Предлагает составить схему сочинения, используя конструктор.

Составляют схему сочинения на основе прочитанного текста по типу задания 27 ЕГЭ по русскому языку, используя необходимые столбцы конструктора (гуманитарию достаточно тезисно поработать с третьим столбцом; ребенку, испытывающему затруднения при речевом оформлении сочинения, – в помощь столбец №2 с фразами – речевыми клише; столбец №1 – для соотнесения результата деятельности с планом и коррекции).

Познавательные УУД: анализировать текст, находить проблему, комментировать ее, определять авторскую позицию, аргументировать собственное мнение, строить развернутое монологическое устное и письменное высказывание, создавать текст – рассуждение заданной структуры на основе прочитанного текста.

Личностные УУД: определять связь между целью, процессом и результатом деятельности.

 

 

в. Социализация

Предлагает зачитать работы.

Ребята зачитывают работы. Одноклассники комментируют, помогают отредактировать.

Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и педагогом.

Регулятивные УУД: осуществлять контроль, коррекцию, оценку и самооценку.

г. Предъявление разноуровневого домашнего задания.

Предлагает на выбор разноуровневое домашнее задание.

Определяются с выбором домашнего задания.

Регулятивные УУД: планировать деятельность, осуществлять выбор и самооценку.

3

Рефлексия

Напоминает о важности толерантного отношения к другим людям. Благодарит ребят за урок. Выставляет и комментирует оценки. Предлагает детям порефлексировать.

Рефлексируют.

Регулятивные УУД: осуществлять рефлексию, самооценку.


 

Приложение №1

 

I. Вызов (предтекстовые приемы стратегии смыслового чтения: визуализация, составление ментальных карт)

Добрый день, ребята. Рада видеть вас на уроке русского языка.

Хочу показать вам ряд картинок. Записывайте возникающие ассоциации в «ментальную карту». А потом составьте связное высказывание, постаравшись включить как можно больше слов из вашего ассоциативного ряда.

t1581253875aa.gift1581253875ab.gift1581253875ac.gift1581253875ad.gift1581253875ae.gif.t1581253875af.gif

Чтение зарисовок.

 

II. Осмысление (текстовые приемы стратегий смыслового чтения: «чтение с остановками», «антиципация», «реципация»)

А. Чтение с остановками

Сегодня к нам с книжной полки просится рассказ Елены Габовой, автора книг для детей и подростков. Читать будем с остановками. Попробуем «пропустить» текст через себя, вслушаться, вдуматься, стать собеседником, а в каких-то ситуациях и соавтором, ведь вы же помните слова Ильи Сельвинского: «…только и ты поработай, читатель: тоннель-то роется с двух сторон». Во время остановок я буду задавать вам вопросы. Будьте внимательны.

Предтексовые вопросы:

- Определите лексическое значение слова «рыжий».

1. красно-жёлтый; с волосами красно-жёлтого цвета («рыжие волосы»);

2. об износившемся, выцветшем: красновато-бурый («рыжие голенища»);

3. субстантив. цирковой клоун («рыжий обходил арену»).

- Сейчас мы познакомимся с текстом, где герой рыжий. Как вы думаете, о ком или о чем мы будем читать?

Светка Сергеева была рыжая. (2) Волосы у неё грубые и толстые, словно яркая медная проволока. (3) Из этой проволоки заплеталась тяжёлая коса. (4) Мне она напоминала трос, которым удерживают на берегу большие корабли. (5) Лицо у Светки бледное, в крупных веснушках, тоже бледных, наскакивающих одна на другую. (6) Глаза зелёные, блестящие, как лягушата.

Остановка №1.

- Перед нами экспозиция рассказа Елены Габовой. С кем нас знакомит автор?

- Какое ИВС преобладает в описании героини? (сравнение – волосы, «словно яркая медная проволока», коса напоминала трос, глаза «зеленые, блестящие, как лягушата»). Рассказчик симпатизирует девушке? Почему вы так решили? Докажите. Обратите внимание на прилагательные.

- В каких отношениях могут быть рассказчик и героиня?

- Читаем дальше.

(7) Светку мы не любили. (8) Именно за то, что она рыжая. (9) Ясное дело, Рыжухой дразнили. (10) И ещё не любили за то, что голос у неё ужасно пронзительный. (11) Цвет Светкиных волос и её голос сливались в одно понятие: Ры-жа-я.

(12) Особенно не любили Светку девчонки. (13) Они до неё даже дотрагиваться не хотели. (14) Если на физкультуре кому-нибудь из них выпадало делать упражнения в одной паре с Рыжухой – отказывались с такой брезгливой миной на лице, словно Светка прокажённая.

Остановка №2.

- За что не любили одноклассники Рыжуху?

- Почему особенно не любили Светку девчонки?

- В данном контексте какой бы вы подобрали синоним слову «рыжая»?

- Как, по-вашему, чувствовала себя героиня?

- Читаем дальше.

(15) Светка на девчонок не обижалась – привыкла, наверно.

(16) Слышал я, что жила Светка с матерью и двумя сестрёнками. (17) Отец от них ушёл. (18) Я его понимал: приятно ли жить с четырьмя рыжими женщинами? (19) Одевались они понятно как – ведь трудно жили. (20) Но наши девчонки трудности Рыжухи во внимание не принимали. (21) Наоборот, презирали её ещё и за единственные потёртые джинсы.

(22) Ладно. Рыжая так Рыжая. Слишком много о ней.

(23) Очень любили мы походы. (24) Каждый год ходили по несколько раз. (25)Наше любимое загородное место было Озёл. (26) Здесь славное озеро. (27) Все дни напролёт мы с Женькой рыбачили. (28) Но вечером, на зорьке, когда самый клев, нам половить не удавалось. (29) Из-за Рыжухи, между прочим, из-за Светки Сергеевой.

Остановка №3.

- Чем пока еще бессловесная Рыжуха могла помешать одноклассникам в походе?

- Чем Светка отличалась от других ребят?

- Неужели можно привыкнуть к унижению и не обижаться?

(30) Вечером возьмёт Светка синюю лодку и гребёт на середину озера. (31) Выгребет, вёсла в воду опустит и начинает. (32) Выть начинает. (33) То есть она пела, конечно, но мы это пением не называли. (34) Высокий голос Рыжухи раздавался далеко по озеру, по лугам. (35) Клевать у нас переставало. (36) Почему ей нужно было на середине озера петь – не понимаю. (37) Может, окружающая природа вдохновляла? (38) Ей, наверно, нравилось, что её весь мир слышит. (39) И выла Рыжуха час-полтора.

Остановка №4.

- Найдите в тексте контекстуальные синонимы (петь – выть). Почему автор использует именно это слово? Кто или что может выть?

- Вот мы и услышали героиню, о которой сказано столько нелестных слов. Что мы узнаем о ней?

- Почему ей нужно петь на середине озера?

- Как относятся дети к этому поступку Рыжей?

(40) Дура рыжая, – кривила губы Маринка Быкова. – (41) И чего она с нами прётся? (42) Выла бы себе дома.

(43) В день последнего экзамена в девятом Нинка Пчелкина бросила клич:
– (44) Кто завтра в поход?

(45) И тут же устроила запись.

(46) Женька подвалил к Рыжухе, опёрся руками о её стол и сказал:
– (47) Рыжуха, сделай доброе дело, а? (48) Не езди с нами в поход.

Остановка №5.

- Как вы думаете, что ответит героиня?

(49) Я с вами поеду, – высоким дрожащим голосом сказала Рыжуха, – а буду отдельно.

(50) Вот это «отдельно» и было для нас всего опаснее. (51) Опять отдельно от всех будет на озере выть!

(52) Женька отошёл от Рыжей и прошептал мне:
– (53) В этот поход я Рыжую не пущу. (54) Или я буду не я.

Остановка №6.

- Первая фразе Светки. Решительный ответ дрожащим голосом. Почему она не отказывается от похода?

- Как чувствует себя человек, который в компании людей находится всегда отдельно?

- Почему другие люди не принимают его?

(55) Тёплым июньским днём мы устроились на палубе теплохода. (56) Рыжуха сидит на краю скамейки, рядом с ней – пустое пространство. (57) Рядом никто не садится.

(58) За минуту до того, как отчалить, к Рыжухе подходит Женька.

(59) Это твоя сумка? – спрашивает Женька и кивает на допотопную дерматиновую сумку.

(60) Моя,– отвечает Светка.

(61) Алле хоп! – восклицает Женька, хватая сумку, и бежит с ней по палубе.

(62) Мы глядим через борт теплохода. (63) Женька ставит сумку на железный пол и мчится обратно. (64) Рыжуха как вскочит и – к выходу. (65) Еле успела на берег, теплоход сразу же отчалил.

(66) До свиданья, Рыжая! (67) Гудбай!

(68) Прощай, подруга!

(69) Больше не увидимся!

(70) Чего девчонки радовались, я, честно говоря, не понял. (71) Ну, мы с Женькой, ладно, нам Светка мешала рыбу ловить. (72) А им-то что? (73) Ведь вместе со всеми Рыжуха и не бывала – недаром её ни на одной фотографии нет. (74) В десятый Рыжая не пошла. (75) Классная сказала, что она поступила в музыкальное училище.

Остановка №7.

- Как могла сложиться взрослая жизнь Рыжей?

- Она продолжает оставаться обособленной?

- Как вы думаете, класс, любивший походы, вспоминает школьные годы с искренней радостью или с щемящей грустью?Почему?

- До­читайте рассказ до конца, чтобы узнать, чем всё закончилось.

(76) А ещё через пять лет произошла вот такая история.

(77) В один прекрасный день я был с Наташей в опере. (78) И вдруг на сцене появляется золотоволосая красавица. (79) У нее белейшая кожа! (80) Как она величаво идёт! (81) От всей её наружности веет благородством!

(82) Когда она запела высоким, удивительно знакомым голосом, меня мгновенно бросило в пот.

(83) Рыжуха!– ахнул я.

(84) Весь спектакль я просидел, не шелохнувшись, не понимая, чего больше было в моём сердце – восторга или стыда.

(85) После спектакля Наташа говорит:
– (86) Может, пойдёшь за кулисы? Ей приятно будет увидеть своего земляка, да ещё одноклассника. (87) Жаль, цветов не купили!

(88) Нет, давай в другой раз, – скромно ответил я.

(89) Мне меньше всего хотелось встречаться с Рыжухой с глазу на глаз.

(90) По дороге домой я почти не слышал Наташу. (91) Думал о том, что не Светка рыжая. (92) Светка оказалась золотой. (93) А рыжие мы. (94) Весь класс рыжий.

- Если бы Светлана Сергеева и рассказчик встретились, какой была бы эта встреча?

- Как вы понимаете финальные фразы текста: «Светка оказалась золотой. А рыжие мы. Весь класс рыжий»?

- Что помогло героине из рыжей (предложение №1) превратиться в золотую (предложение №93)?

- Давайте вернемся к значению слова «рыжий». Какие определения больше подходят для Светки, а какие – для ее одноклассников?

- Как бы вы озаглавили текст?

- Авторское название – «Не пускайте Рыжую на озеро». А так хочется убрать эту отрицательную частичку «не», забыть отрицательное поведение одноклассников и признать право каждого человека жить в добром мире, где твое право на существование и самовыражение не отрицают.

- Какие проблемы поднимает в рассказе писательница? (одиночества, бездушия и безразличия, подростковой жестокости, нравственного выбора, сохранения верности себе).

Б. Работа с конструктором сочинения (послетекстовый прием)

Перед вами на столах лежат тексты и карты – конструкторы (приложение №2). Их нужно заполнить. Если вы все сделаете правильно, заполните все строки, то у вас будет готовая схема для написания сочинения. Нужные ячейки выделяйте маркером. В конце занятия попрошу желающих зачитать работы.

В. Социализация (Ребята зачитывают работы. Одноклассники комментируют, помогают отредактировать).

Г. Разноуровневое домашнее задание

Ребята, я предлагаю вам к следующему уроку выполнить одну из трех работ:

Напишите сочинение - рассуждение с использованием карты-конструктора (задание 27 ЕГЭ по русскому языку);

Напишите письмо Светки Сергеевой одноклассникам или одноклассников ей;

Прочитайте статью школьницы Юлии Садовской «Хочу быть кроликом!» и фрагмент статьи «Недоразумение с косичками» (приложение №3). Сравните истории героинь рассказа и статей. Как вы оцениваете предложенные стратегии поведения? Чья позиция вам близка? Сформулируйте свои мысли в работе любого жанра на тему «Четвертого не дано» или «Выбор есть всегда!».

III. Рефлексия

Ребята, я считаю, что у нас сегодня состоялся очень интересный и важный разговор. И случился он накануне Международного дня толерантности (терпимости), который ежегодно с 1996 года по предложению Генеральной Ассамблеи ООН отмечается 16 ноября.

В жизни по-разному можно жить:
В горе можно и в радости.
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости...
А можно и так: на рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой раскалённое солнце достать
И подарить его людям! (В. А. Карамова)

Ребята, вы хорошо сегодня поработали на уроке. Мне с вами было легко, интересно и комфортно. Спасибо. А как чувствовали себя вы? Перед вами три картинки и три фразы. Используя их, опишите, пожалуйста, свои сегодняшние ощущения. Особое мнение, как обычно, приветствуется.

Список использованной литературы и источников:

Нарушевич А. Русский язык. ЕГЭ – 2019. Готовимся к сочинению в новом формате: https://mogu- pisat.ru/stat/gost /?ELEMENT_ID=3076882

Понятие смыслового чтения: https://sites.google.com/site/ucitelamv/home/cto-takoe-smyslovoe-ctenie

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование. 1998.

Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5 – 9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2011.

Смысловое чтение: http://www.planeta-kniga.ru/blog/smyslovoye-chteniye.html

http://gov.cap.ru/home/13/pisa/pdf/задачи_на_грамотность_чтения.pdf

Приложение №2

Светка Сергеева была рыжая. (2) Волосы у неё грубые и толстые, словно яркая медная проволока. (3) Из этой проволоки заплеталась тяжёлая коса. (4) Мне она напоминала трос, которым удерживают на берегу большие корабли. (5) Лицо у Светки бледное, в крупных веснушках, тоже бледных, наскакивающих одна на другую. (6) Глаза зелёные, блестящие, как лягушата.

(7) Светку мы не любили. (8) Именно за то, что она рыжая. (9) Ясное дело, Рыжухой дразнили. (10) И ещё не любили за то, что голос у неё ужасно пронзительный. (11) Цвет Светкиных волос и её голос сливались в одно понятие: Ры-жа-я.

(12) Особенно не любили Светку девчонки. (13) Они до неё даже дотрагиваться не хотели. (14) Если на физкультуре кому-нибудь из них выпадало делать упражнения в одной паре с Рыжухой – отказывались с такой брезгливой миной на лице, словно Светка прокажённая.

(15) Светка на девчонок не обижалась – привыкла, наверно.

(16) Слышал я, что жила Светка с матерью и двумя сестрёнками. (17) Отец от них ушёл. (18) Я его понимал: приятно ли жить с четырьмя рыжими женщинами? (19) Одевались они понятно как – ведь трудно жили. (20) Но наши девчонки трудности Рыжухи во внимание не принимали. (21) Наоборот, презирали её ещё и за единственные потёртые джинсы.

(22) Ладно. Рыжая так Рыжая. Слишком много о ней.

(23) Очень любили мы походы. (24) Каждый год ходили по несколько раз. (25)Наше любимое загородное место было Озёл. (26) Здесь славное озеро. (27) Все дни напролёт мы с Женькой рыбачили. (28) Но вечером, на зорьке, когда самый клев, нам половить не удавалось. (29) Из-за Рыжухи, между прочим, из-за Светки Сергеевой.

(30) Вечером возьмёт Светка синюю лодку и гребёт на середину озера. (31) Выгребет, вёсла в воду опустит и начинает. (32) Выть начинает. (33) То есть она пела, конечно, но мы это пением не называли. (34) Высокий голос Рыжухи раздавался далеко по озеру, по лугам. (35) Клевать у нас переставало. (36) Почему ей нужно было на середине озера петь – не понимаю. (37) Может, окружающая природа вдохновляла? (38) Ей, наверно, нравилось, что её весь мир слышит. (39) И выла Рыжуха час-полтора.

(40) Дура рыжая, – кривила губы Маринка Быкова. – (41) И чего она с нами прётся? (42) Выла бы себе дома.

(43) В день последнего экзамена в девятом Нинка Пчелкина бросила клич:
– (44) Кто завтра в поход?

(45) И тут же устроила запись.

(46) Женька подвалил к Рыжухе, опёрся руками о её стол и сказал:
– (47) Рыжуха, сделай доброе дело, а? (48) Не езди с нами в поход.

(49) Я с вами поеду, – высоким дрожащим голосом сказала Рыжуха, – а буду отдельно.

(50) Вот это «отдельно» и было для нас всего опаснее. (51) Опять отдельно от всех будет на озере выть!

(52) Женька отошёл от Рыжей и прошептал мне:
– (53) В этот поход я Рыжую не пущу. (54) Или я буду не я.

(55) Тёплым июньским днём мы устроились на палубе теплохода. (56) Рыжуха сидит на краю скамейки, рядом с ней – пустое пространство. (57) Рядом никто не садится.

(58) За минуту до того, как отчалить, к Рыжухе подходит Женька.

(59) Это твоя сумка? – спрашивает Женька и кивает на допотопную дерматиновую сумку.

(60) Моя,– отвечает Светка.

(61) Алле хоп! – восклицает Женька, хватая сумку, и бежит с ней по палубе.

(62) Мы глядим через борт теплохода. (63) Женька ставит сумку на железный пол и мчится обратно. (64) Рыжуха как вскочит и – к выходу. (65) Еле успела на берег, теплоход сразу же отчалил.

(66) До свиданья, Рыжая! (67) Гудбай!

(68) Прощай, подруга!

(69) Больше не увидимся!

(70) Чего девчонки радовались, я, честно говоря, не понял. (71) Ну, мы с Женькой, ладно, нам Светка мешала рыбу ловить. (72) А им-то что? (73) Ведь вместе со всеми Рыжуха и не бывала – недаром её ни на одной фотографии нет.

(74) В десятый Рыжая не пошла. (75) Классная сказала, что она поступила в музыкальное училище.

(76) А ещё через пять лет произошла вот такая история.

(77) В один прекрасный день я был с Наташей на опере. (78) И вдруг на сцене появляется золотоволосая красавица. (79) У нее белейшая кожа! (80) Как она величаво идёт! (81) От всей её наружности веет благородством! (82) Когда она запела высоким, удивительно знакомым голосом, меня мгновенно бросило в пот.

(83) Рыжуха!– ахнул я.

(84) Весь спектакль я просидел, не шелохнувшись, не понимая, чего больше было в моём сердце – восторга или стыда.

(85) После спектакля Наташа говорит:
– (86) Может, пойдёшь за кулисы? Ей приятно будет увидеть своего земляка, да ещё одноклассника. (87) Жаль, цветов не купили!

(88) Нет, давай в другой раз, – скромно ответил я.

(89) Мне меньше всего хотелось встречаться с Рыжухой с глазу на глаз.

(90) По дороге домой я почти не слышал Наташу. (91) Думал о том, что не Светка рыжая. (92) Светка оказалась золотой. (93) А рыжие мы. (94) Весь класс рыжий.

(По Елене Габовой)

Елена Габова – автор более 10 книг для детей и подростков, член Союза писателей СССР, заслуженный работник культуры РФ.

 


 

Приложение №3

 

Карта – конструктор сочинения – рассуждения

Элемент сочинения

Фразы-клише

Работа с текстом

Проблема

Вопрос: Что такое…? Об этой проблеме размышляет автор.

Сущ. в Род.п.: В предложенном для анализа тексте (ФИО автора) поднимает (затрагивает) проблему…

 

 

 

 

 

Пример – иллюстрация №1
(ПТ – публицистический текст,
ХТ – художественный текст)

ПТ: Автор обращается к собственному опыту и вспоминает …

 

ПТ: Писатель не случайно приводит слова (кого): «Цитата».

ПТ: Особого внимания заслуживает мнение автора о…

ПТ: Публицист разделяет мнение (кого) / спорит
(
с кем)

 

 

ХТ: Стоит обратить внимание на мысли (слова, поступки) героя…

ХТ: Симпатии автора на стороне героя, который…

ХТ: В центре внимания автора случай ….

 

ХТ: Писатель изображает (кого, что)…

 

Пояснение №1

Этим примером автор хочет показать, что ….

Этот призыв должен заставить каждого из нас…

Конечно же, очень важно понять, что …

В этом поступке не на словах, а на деле проявляется … Действительно, далеко не каждый способен …

 

Так автор показывает…

 

«Цитата», - пишет автор, чтобы показать…

 

Мы видим, как…

Логическая связь между примерами

Размышляя о проблеме, писатель противопоставляет двух героев, каждый из которых воплощает в себе разное отношение к жизни.

Противопоставляя эти примеры (героев), автор показывает…

 

 

Сравнивая эти примеры (героев), мы можем увидеть…

Для сравнения обратимся к другому примеру.

Что стало причиной этих событий (поступков героя)? Об этом автор пишет далее.

Несмотря на то, что все убеждены в правильности…, герой (автор) думает иначе.

Это рассуждение приводит автора к выводу о том, что…

Оба приведенных примера, дополняя друг друга, позволяют увидеть…

Пример – иллюстрация №2
(см. пример – иллюстрацию №1))

 

Пояснение №2 (см. пояснение №1)

 

 

 

 

 

 

Авторская позиция

Позиция автора выражена ясно. Он считает, что…

Размышляя о проблеме, автор приходит к следующему выводу: …

 

 

 

 

 

Согласие/ несогласие

Трудно не согласиться с автором. Я тоже считаю, что…

Я не согласен с автором в том, что…

 

 

 

 

Обоснование

Не случайно же в народе говорят: «Пословица». Это изречение в полной мере относится и к … Согласитесь, …

Давайте вспомним слова (академика, писателя, нобелевского лауреата), который говорил: «…». Согласитесь, …

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Однажды на уроке литературы мы размышляли о том, что… Конечно же, ответ однозначен. …

Но, к сожалению, не всегда …. Уверен, каждый из нас должен понимать: …

Вывод

Таким образом, …

Прочитав текст, понимаешь, что цель автора заключалась в том, …

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Приложение №4

Хочу быть кроликом!

Что делать, если ты на полтора года младше своих одноклассников, да еще и новенькая в школе. А если при этом ты до сих пор не обкорнала длинные косички и не вытравила русые волосы в белый цвет, то какая-нибудь милая кличка тебе просто обеспечена. Но если при таком букете достоинств у тебя еще и два передних зуба выпирают, делая похожей на кролика, то все – пиши пропало. Но ведь безвыходных ситуаций не бывает, а опустить руки и поплыть по течению – далеко не лучший выход. Эта история о том, как мне на личном опыте пришлось убедиться в правильности фразы знаменитого немецкого поэта Иоганна Вольфганга Гете: «Лишь тот достоин счастья и свободы, кто каждый день за них идет на бой». Но бороться ведь тоже можно по-разному. Можно делать это с ожесточением и обидой на весь мир, а можно стать проще, чтобы люди сами потянулись к тебе, как к костру в зимний вечер. О том, что река начинается с голубого ручейка, а дружба – с улыбки, я вспомнила в девятом классе. Однажды на уроке биологии мы изучали млекопитающих, и Боре Гусеву, одному из заводил нашего класса, почему-то захотелось сделать сообщение именно о кроликах. Он очень настойчиво, и с каким-то явно нездоровым интересом, расспрашивал нашу преподавательницу Марину Ишигидеевну Третьякову об этих милых животных. Даже она удивилась такой любознательности. И с каждым его вопросом, касающимся кроликов, класс смеялся все сильнее и сильнее. Причина столь бурного восторга из-за этих представителей млекопитающих открылась мне лишь на следующий день, когда Боря окрестил меня кроликом! Ну что ж, кролик так кролик. Отчаиваться и замыкаться в себе я 25 не привыкла, поэтому решила создавать свой собственный кроличий стиль. А кто сказал, что кролики не могут быть красивыми?! Дома, среди старых вещей, я нашла серый свитер с изображением веселого кролика, грызущего огромными белыми зубами ярко-оранжевую морковку. Свитер, конечно, был немного маловат (я носила его классе в пятом), но красота, как известно, требует жертв, так что можно и потерпеть небольшие неудобства ради такого случая! Одного свитера с собственным портретом на груди оказалось недостаточно. Еще для создания кроличьего имиджа мне понадобилось немного потрудиться на кухне: достать штучек пять морковок, помыть их, очистить, и готовый к употреблению завтрак настоящего кролика бросить в портфель вместе с учебниками. И вот начинается цирковое представление. Я захожу в кабинет, снимаю куртку и достаю из портфеля первую морковку. До звонка на урок остается еще минут десять, поэтому даже самые активные учащиеся нашего класса сейчас заняты столь ответственным делом, как списывание домашнего задания из чужих тетрадей. Ну что ж, подождем. Наконец-то, Егор Киричков, мой сосед по парте, не поднимая глаз от тетради, говорит: «А, привет, кролик!». Я, громко хрустя морковкой, весело отвечаю ему: «Привет!». Он, должно быть, удивленный этим хрустом, посмотрел на меня, и вдруг безудержный хохот овладел им. Через минут десять смеховая волна прокатилась по всему классу, а я попрежнему со спокойным видом сидела на парте и жевала морковку. Оля Егорова и Ира Бахтеева, ранее никогда не интересовавшиеся новенькими, подошли поближе, чтобы рассмотреть, что нарисовано у меня на свитере. Кристинка Виноградова попросила угостить ее морковкой. Борька Гусев был чуть ли не на седьмом небе оттого, что так верно подобрал мне кличку, Егор, закинув в сторону тетрадь с домашним заданием, перебивал всех и орал: «Это я, я первый заметил!!!». Мое настоящее знакомство с классом началось лишь с этого дня. Ребята стали подходить на переменах толпами. Сначала просто смеялись, потом Кристина Виноградова сказала, что у них в модельном агентстве занимается девчонка, которая тоже очень похожа на кролика. Эту тему одноклассницы охотно подхватили, и каждая стала перечислять актрис, фотомоделей и поп-звезд, похожих на меня, то есть, тех, у кого также выпирают два передних зуба. Егор, в свою очередь, заметил, что у Рональдо, мега-звезды бразильской сборной по футболу, тоже большие передние зубы. Ну а своего экстремума наш разговор достиг, когда стали обсуждаться жевательные резинки Дирол и Орбит, с помощью которых, по мнению Кристины, можно сделать зубы не только белее, но и больше! И пускай я не слышала в жизни ничего более абсурдного, чем это утверждение, для поддержания разговора пришлось согласиться. Когда тема зубов, кроликов, Орбитов и Диролов была исчерпана, и каждый высказал все, что он думает, наступила минута молчания, которую Егор прервал своим предложением сходить в столовую за булками с кокосовой крошкой. Все охотно согласились. По дороге девчонки расспрашивали, из какой я пришла школы, нравится ли мне здесь, какие у меня любимые предметы. Причем кроликом меня уже никто не называл. Егор даже сказал мне откровенно: «Слушай, понимаю, что неудобно спрашивать у соседки по парте такое, но все-таки, как тебя зовут?» Девчонки, бывало, оговаривались: «Кро...Ой! Юлька, извини». На обратном пути, из столовой в кабинет, мы ели булки, обменивались телефонами и обсуждали ассортимент школьного буфета. Эти булки с кокосовой крошкой были особенно вкусные в тот день, когда я впервые попробовала их. И вряд ли Кристина, Егор, Ира или Оля могли почувствовать это так же, как и я. Ведь это был не просто вкус кокоса, но и вкус победы. И сейчас, когда с тех пор прошло уже два года, когда с Кристиной мы каждые выходные ходим в кино, когда Оля помогает мне на контрольных по алгебре, и когда мы все вместе помогаем Ире с Егором помириться после очередной размолвки, я благодарю кроликов и тот счастливый день.

 

Недоразумение с косичами

Фрагмент статьи

В чем состоит основная проблема человечка, которому 12 – 16 лет? Это не учеба и даже не отношения с родителями и учителями. Все гораздо прозаичнее: внешность… Да, да, эти уши, носы. А если ты надел в школу не те джинсы, то свою репутацию вряд ли вернешь делами праведными. 26 Примерно об этом «Недоразумение с косичками». Спектакль создан ребятами из театральной студии «Спутник» при краевом Доме детского творчества по сюжету автора одноименного произведения Александра Антакольского. Коротко сюжет: Муха – Мухина Лена – девочка, которая считает себя некрасивой и, соответственно, страдает по этому поводу, а тут еще одноклассницы, которые покоя не дают, издеваются. Коля Морозов, мальчик, который нравится, но не обращает внимания на это «недоразумение», как называет себя сама Муха. В общем, проблема «мировая». Кто поможет отчаявшемуся существу? Конечно, подруги и добрая волшебница – визажист. С новой прической и макияжем героиня тут же снискала всеобщую любовь...

 

 

 

Опубликовано в группе «Бесплатные всероссийские и международные конкурсы для учителей»


Комментарии (1)

Паненкова Ирина Михайловна, 13.05.20 в 13:31 0Ответить Пожаловаться
Какой хороший урок у Вас получился в плане воспитания детей, Татьяна Алексеевна! Спасибо! Мне понравилось всё! Только исправьте ошибки: не дерматиновую, а дермантиновую сумку; недоразумение не с косичами, а с косичками.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.