12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Раиса Бикмаева51





«Антон Павлович Чехов»

Факультативный курс

по литературе для старших классов

общеобразовательных школ.

































Пояснительная записка.

Проходят десятилетия ,а творчество А.П.Чехова становятся всё ближе и дороже новым поколениям читателей. Чехов близок и дорог нам своим неприятием мещанской сытости, обострённым чутьём к людской боли , деликатным и тактичным напоминанием беречь человечность.

Писатель привлекает старшеклассников не только великой духовностью своих творений, но и взволнованностью, предельной искренностью своего слова, необыкновенным благородством своей личности. Жизнь писателя богата, поучительна, творчество разнообразно по тематике, жанрам и тональности.

Отсюда вытекают такие задачи спецкурса:

во-первых, дать углубленное представление о личности А.П.Чехова , отдельных периодах его жизни, этапах творческого пути, ведущих темах и проблемах его произведений, их художественном своеобразии ;

во-вторых, познакомить с писателями – современниками А.П.Чехова : Гаршиным, Лесковым, Короленко.

Это расширит представление учащихся о русской литературе , поможет увидеть в произведениях писателей общность проблем , близость идейных и эстетических позиций и творческую индивидуальность , неповторимость каждого из них.

Спецкурс рассчитан на 68 часов ( 2 часа в неделю ) и включает следующие темы :





Жизнь и начало творческого пути А.П.Чехова.

Врачебная и общественная деятельность.

А.П.Чехов накануне революции 1905 года.

Творчество А.П.Чехова в 80-е годы 19-го века.

А.П.Чехов и Художественный театр.

Произведения А.П.Чехова в 90-е годы.

Писатели – современники А.П.Чехова.

Форма занятий самая разнообразная. Но удельный вес самостоятельной работы учащихся на факультативных занятиях больше, чем на обычных уроках. Учащиеся самостоятельно разбирают небольшие по объёму и несложные по проблематике произведения Чехова , готовят сообщения по указанным источникам. Преобладающей формой занятий является беседа по заранее данным вопросам, требующим дальнейших размышлений учащихся, обмена мнениями. Ведётся работа непосредственно над текстом художественных произведений, на каждом занятии звучит чеховское слово. Также применяются такие формы, как : проблемная лекция, самостоятельно подготовленные сообщения учащихся, диспут, обсуждение просмотренных кинофильмов, спектаклей, прослушивание записей по дискам, работа с компьютером.

































Вводное занятие, А.П.Чехов и его время. Юношеские годы.


В.Ермилов «А.П.Чехов»

Сообщения учащихся

Сообщения учащихся о юности А.П.Чехова.


А.Роскин «Чехов»

М.Семанова «Чехов в школе»


Чтение и комментирование писем Чехова к братьям. Богатство духовных исканий юноши Чехова.


Г.Бердников «Из школьных лет А.Чехова»

Чтение и комментирование писем

Поездка на остров Сахалин. Слово учителя о причинах и значении поездки.


Н.И.Гитович «Летопись жизни и творчества А.П.Чехова»

Слвоо учителя

Чтение и беседы по отдельным главам книги «Остров Сахалин»


Воспоминания М.П.Чеховой

Беседа по проблемным вопросам

Жизнь в Мелихове


Ю.Авдеев «В Чеховском Мелихове»

Сообщения учащихся

Врачебная и общественная деятельность писателя.




Чехов накануне революции 1905 года.


Сообщения учащихся

Слово учителя и сообщения учащихся по воспоминаниям В.Вересаева, С.Елпатьевского, К.Карпова

Воспоминания В.В.Вересаева и Е.П.Карпова


Академический инцидент

Ознакомление с письмом Веселовскому А.Н. от 25 августа 1902 г.

«Чехов в воспоминаниях современников»

Слово учителя

А.М.Горький о личности А.П.Чехова

«Чехов в воспоминаниях современников»

Чтение и комментирование

А.Куприн о личности А.П.Чехова

И.Бунин о личности А.П.Чехова


Чтение и комментирование воспоминаний

Творчество А.П.Чехова в 80-е годы


Слово учителя

Чтение и беседа по проблемным вопросам

Рассказ «Тапер»

«Тапер»


Чтение и беседа по прочитанному рассказу «Переполох»

«Переполох»


Выразительное чтение по ролям и обсуждение рассказа «Злоумышленник»

К.Чуковский «О Чехове»

Чтение по ролям

Беседа о прочитанном рассказ «Тоска»


Беседа

Самостоятельный анализ рассказа «Баран и барышня»


Анализ по вопросам

Анализ рассказа «Устрицы»

З.Паперный «А.П.Чехов»

Слово учителя

Сатирические произведения Чехова. Традиции Щедрина в творчестве писателя


Беседа

Анализ рассказа «Толстый и тонкий»

А.Турков «Чехов и его время»

Прослушивание записи , обсуждение

Анализ рассказа «Москва»


Чтение

Чтение и комментирование рассказа «Смерть Чиновника»

Произведение


Беседа по проблемным вопросам


Беседа

«Скучная история»

В чём духовная драма профессора?

Несет ли Николай Степанович ответственность за судьбы близких людей?

Чем дорог профессор автору, что осуждает в нём писатель?

В чём актуальность идейной проблематики произведения для своего времени?


И.Гуревич «Проза Чехова»

Диспут

Диспут по повести «Палата №6»

Можно ли Рагина считать дурным человеком?

Вызывает ли его судьба сочувствие?

В чём смысл спора Рагина с Громовым?

Идейный пафос произведения


М.Е.Елизарова «Творчество А.П.Чехова и вопросы реализма конца 19 века»


27-34.

Чехов и художественный театр.

О новаторстве Чехова-драматурга

К.Станиславский , В. Немирович-Данченко, В.Качалов о Чехове – человеке и писателе.

«дядя Ваня» - драма Войницкого и Астрова

М. Горький о смысле и значении пьесы.



Особенности речи персонажей пьесы.

Просмотр пьесы «Дядя Ваня» (диск)

Беседа с учащимися об актёрской трактовке образов.


В.Ермилов «Драматургия Чехова»

«Чехов в воспоминаниях современников»

Г.Бердников «Чехов в его время»

«М.Горький и А.Чехов»

В.Лакшин «Толстой и Чехов»

Слово учителя

Сообщения учащихся































Просмотр фильма и его обсуждение

35.

Слово учителя о произведениях Чехова 90-х годов.



Слово учителя.

36.

Непримиримое отношение писателя к пошлости, ко лжи


Г.Бердников «Чехов»


37.

Ответственность человека за прожитую жизнь.




38.

Вера в светлое завтра России.




39-40.

Чтение и комментирование рассказа «Крыжовник»



Выразительное чтение учащихся и их сообщения.

40-41.

Чтение и комментирование рассказа «Невеста»



Выразительное чтение учащихся и их сообщения.

42.

Художественное своеобразие Чехова-новеллиста.


М.Л.Семанова «Чехов-художник»

Сообщения учащихся

43.

М.Горький о Чехове, прозаике и драматурге.



Беседа

44-45.

Писатели-современники Чехова.

Чехов и Гаршин. Восприятие произведений Гаршина современниками.


Г.А.Белый «Всеволод Гаршин»

Выразительное чтение учителя.

46-47.

Чтение и комментирование рассказа «Красный цветок»


Картина Н.А.Ярошенко «Заключённый»


48.

Сопоставление «Палаты №6» и «Красного цветка»



Сопоставительный анализ

49.

Чехов и Лесков.




50-51.

Слово учителя. Величие простого человека в произведениях Чехова и Лескова.


В.Ю.Троицкий «Лесков – художник»

Слово учителя.

52.

Чтение и комментирование рассказа «На часах»



Чтение

53.

Чтение и комментирование рассказа «Левша»


Сборник «Чехов и его время»


54-55.

Благородство и человечность людей «дурного общества» («В дурном обществе» - «Устрицы»). Слово учителя.


Произведения.

Беседа по проблемным вопросам.

56- 57.

Беседа с учащимися по повести В.Г.Короленко «В дурном обществе». Прослушивание записи по компьютеру.


Компьютер и диски.

Работа с компьютером.

58.

Чтение и комментирование повести В.Г.Короленко «Слепой музыкант»


Г.А.Белый «В.Г.Короленко»

Слово учителя.

59.

Идейное содержание и значение повести «Слепой музыкант» в 80-ыегоды. Слово учителя.




60.

Близость мировосприятия Чехова и Короленко. Вера в торжество светлых начал жизни.


Произведения писателя.


61.

Женщины Чехова (Шаврова Елена , Лидия Мизинова, нина Корш, Ольга Книпер, Мария Дроздова)



Сообщения учащихся.

62.

Чтение и комментирование стихотворения в прозе «Огоньки»


Интернет

Чтение и анализ.

63.

«Скромный, одинокий, закрытый человек»


Произведение.

Чтение и разбор.

64.

Обобщающий урок.






Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.