Отчёт «Мониторинг адаптации детей группы раннего возраста к условиям ДОУ»

5
0
Материал опубликован 26 May 2020 в группе

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №40 ДЕТСКИЙ САД "ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК"






Отчёт:

"Мониторинг адаптации детей группы раннего возраста к условиям ДОУ

за 2019-2020 учебный год"





Подготовила: воспитатель группы

Маметьева Л.С.











Ключи-1

2020 г.

Подготовительная работа

Взаимодействие с родителями будущих воспитанников группы раннего возраста началось в конце прошлого учебного года. Была проведена организационная встреча с родителями, на которой были озвучены вопросы, связанные с подготовкой детей к дошкольному учреждению. Шёл разговор именно о необходимости готовить ребёнка к началу посещения детского сада, что эта работа является залогом успешной адаптации. Всем родителям были розданы буклеты-памятки об адаптации к ДОУ, разработанные педагогом-психологом.

Организация адаптации детей группы раннего возраста к условиям ДОУ

В группе раннего возраста «Остров сокровищ» адаптацию прошло 17 детей. Из них 9 девочек и 8 мальчиков. Приём детей в группу осуществлялся по индивидуальному графику,  с постепенным увеличением времени пребывания ребенка в ДОУ — с 1-2 часов до перехода на полный день.

Данная группа детей была сформирована и начала свою работу с 1 сентября 2019 года. Все обследуемые нами дети поступили в детский сад в течение 2019- 2020 учебного года. С момента поступления ребёнка в группу раннего возраста методист, педагог-психолог, медицинский персонал совместно с воспитателями группы осуществляли наблюдение за протеканием периода адаптации детей к дошкольному учреждению.

На протяжении всего периода адаптации для детей были созданы благоприятные условия: гибкий режим дня, соответствующая предметно – развивающая среда, учет индивидуальных особенностей детей, спокойная музыка перед дневным сном, лечебно – профилактические мероприятия, организованная игровая деятельность.

Для родителей в период адаптации организованы следующие мероприятия: индивидуальные памятки и стендовая информация по адаптации детей, консультации по организации режима дня в период адаптации, рекомендации по профилактики заболеваемости и дезадаптации, родительские собрания по возрастным особенностям детей и др. Ежедневно родители могли получить индивидуальные консультации по любым интересующим вопросам у воспитателя, педагога – психолога, медицинской сестры и администрации. Был разработан проект по адаптации детей к детскому саду «Я иду в детский сад»», составлен облегчённый план воспитательно – образовательной работы с детьми в период адаптации, который позволил воспитателям мягко облегчить детям привыкание к новым условиям жизни  

Этапы деятельности в адаптационный период:

 Сбор информации о детях группы через беседы с родителями и анкетирование.

Ознакомление детей с пространством группы, с другими детьми и воспитателями, с помощником воспитателя.

Наблюдения за реакциями детей в группе, ведение адаптационных листов.

Определение зон особого внимания,  внесение в группу любимых домашних игрушек для облегчения адаптации.

Оценка педагогами своих действий по работе с детьми и родителями воспитанников.

План ирование работы с детьми.

К встрече с родителями тщательно подготовились – подобрали консультации для родителей по вопросу адаптации и по проблемам, которые их могли заинтересовать в первые дни посещения детского сада. Также была обновлена информация в в уголке для родителей. Здесь родители могли ознакомиться с именами и отчествами педагогов, которые будут работать с их малышами, прочитать режим дня в детском саду.

В беседах с мамой и папой рассказывали о правилах поведения в детском саду, знакомили с режимом дня и другими особенностями нашей работы, расспрашивали о привычках, умениях и навыках их малыша, давали первые советы о правильном преподнесении малышу его будущей жизни в садике. Особое место в нашей беседе было выяснение культурно-гигиенических умений малыша, навыкам поведения за столом, а также процедуре укладывания ребенка спать.

Так же в процессе нашего разговора мы выясняли, как настроены сами родители на поступление их ребенка в дошкольное учреждение, что их особенно тревожит. Естественно, старались все подробно объяснить и показать, таким образом развеять все их страхи.

С первого же дня родителям была предложена анкета-знакомство, которая содержала сведения об их ребенке, а также все сведения, необходимые в экстренных случаях – контактные телефоны родителей, фактический адрес проживания ребенка, его ближайшие родственники, которые возможно будут приходить за ним.

Анализ готовности ребёнка к поступлению в ДОУ

При приёме детей в группу с помощью родителей была проведена диагностика готовности детей к поступлению в ДОУ. Оценивались показатели по следующим параметрам: настроение, сон, аппетит, отношение к высаживанию на горшок, навыки опрятности, отрицательные привычки, инициативность во взаимоотношениях со взрослыми и детьми, самостоятельность в игре, социальные связи со взрослыми и детьми, отношение к оценке взрослым деятельности ребёнка, наличие опыта разлуки с близкими.

Таким образом, прогноз адаптации определялся по среднему числу баллов:

55- 40 баллов - готов к поступлению в ДОУ;

39 – 24 баллов – условно готов к поступлению в ДОУ;

23 – 16 баллов – не готов к поступлению в ДОУ.

Анализ анкет дал следующий результат:

готовы к поступлению в ДОУ - 11 человек (65%);

условно готовы к поступлению в ДОУ - 5 человек (29%);

не готов к поступлению в ДОУ - 1 человек (6%).

Считаем, что такой хороший результат подготовленности ребят к детскому саду, был получен в том числе и благодаря заблаговременной, продуманной, просветительской работе с родителями.

Мониторинг адаптации детей к условиям ДОУ

Все дети находились в равных условиях, и у нас была возможность проследить характер адаптации детей к детскому учреждению в течение учебного года.

В результате наблюдений в период адаптации на каждого ребенка был составлен индивидуальный лист наблюдения в период адаптации к ДОУ.

Оценка адаптации определяется:

- по ее длительности;

- по количеству показателей, имеющих отклонение от возрастных норм;

- по глубине отклонений в поведении; по заболеваемости;

- по проявлению невротических реакций.

Данные заносились в те дни, которые указаны в листе адаптации. В том случае, если ребенок заболел, отмечается дата начала и конца заболевания. При возвращении ребенка после болезни его поведение отмечается три дня подряд, а затем в указанные сроки.

При выявлении степени адаптации на определенного ребенка далее лист адаптации на этого ребенка не велся, например: если ребенок (от 8-го до 16-го дня адаптации) показывает хорошие результаты, то в листе наблюдения пишем "Адаптация легкой степени" и запись в листе адаптации не фиксируем, но наблюдение за этим ребенком продолжаем, или, если ребенок показывает положительные результаты от 17-го до 32-го дня адаптации, то в листе адаптации пишем "Адаптация средней тяжести" и запись в листе адаптации дальше не фиксируем, продолжая за ним наблюдение, и т.д. на каждого ребенка. Наблюдение за ребенком надо продолжить, так как в том случае, если ребенок заболел или по другим причинам не посещал детский сад, необходимо определить, как это повлияло на его адаптацию. Наблюдая и делая выводы, мы должны знать и учитывать индивидуальные особенности ребенка до поступления в детский сад.

В сентябре-октябре была опробована практика "В детский сад вместе с мамой", которая включала в себя совместные прогулки адаптируемого ребёнка в присутствии мамы на участке группы с уже адаптированными ребятами. Также первое знакомство ребёнка с детским садом и группой проходила в присутствии родителей, совместно с ними. Ребёнок чувствовал себя раскованно, смело перемещался по группе сначала с мамой, потом и самостоятельно. Брал и рассматривал игрушки, играл с понравившимися.

На следующий день, придя в детский сад уже самостоятельно, ребята чувствовали себя в знакомой ситуации, в среде изученной и одобренной родителями. Это, на наш взгляд, являлось залогом более комфортного и безболезненного привыкания к новым условиям. Ребята, проходившие адаптацию к ДОУ в период с сентября по октябрь, по результатам наблюдений, имели только лёгкую и среднюю степень адаптации.

К сожалению, в последующий период приёма детей на адаптацию данная форма работы больше не практиковалась по настоянию администрации.

Итак, для выявления характера адаптации детей к ДОУ проводился анализ индивидуальных листов адаптации.

В основу диагностики были положены наблюдения по показателям физиологического и психологического здоровья детей.

Параметры наблюдения психического здоровья детей:

- эмоциональное состояние;

- социальные контакты с детьми, с взрослыми;

- познавательная и игровая деятельность.

Параметры наблюдения психического здоровья детей:

- аппетит во время завтрака, обеда, полдника;

- характер сна и длительность засыпания;

- овладение навыками самообслуживания.

Наблюдения и анализ поведения детей раннего возраста позволили выявить этапы привыкания ребенка к ДОУ, которые в большинстве случаев проходят все дети, пришедшие в детский сад, но их продолжительность у всех детей разная. По результатам листов наблюдения в период адаптации мы отнесли детей к трем разным группам - легкой, средней и тяжелой адаптации.

Длительность адаптации:

- от 8 до 16 дней - легкая;

- от 17 до 30 дней - средней тяжести;

- выше 30 дней - тяжелая.


Общий итог распределения детей по группам адаптации

Течение адаптации:

Лёгкая степень адаптации – 35% ( 6 детей);

Средняя степень адаптации – 53% (9 детей);

Тяжёлая степень адаптации – 12% (2 детей).


Вывод

Таким образом, было выявлено, что дети не готовые или условно готовые к поступлению в ДОУ имели среднюю и тяжелую форму адаптации. У детей, готовых к поступлению в ДОУ, преобладала легкая форма адаптации.

Исходя из описания поведения детей с разными вариантами адаптации к ДОУ, можно сказать, что дети из группы легкой адаптации быстро и безболезненно проходят все этапы привыкания к детскому саду: быстро осваиваются в незнакомых условиях группы, налаживают ситуативно-деловое общение с воспитателем, интересуются новыми игрушками и с удовольствием играют с ними, ребятишки открывают для себя сверстника, эмоционально к нему относятся, стремятся взаимодействовать с ним, вовлечь в свои забавы.

Малыши с адаптацией средней тяжести доходят до третьего этапа и останавливаются на нем - здесь дети уже привыкли к новым условиям и наладили контакт с воспитателем, активны в мире игрушек, на некоторое время включаются в групповые игры и занятия, но не проявляют интереса к ровеснику.

Дети с тяжелой адаптацией надолго застревают на первом и втором этапах - они либо вообще не могут привыкнуть к новым условиям детского сада, отчего испытывают постоянный эмоциональный дискомфорт постоянно зовут маму, просятся домой, часто плачут не могут расстаться со своей любимой игрушкой, либо стремятся к постоянному эмоциональному и физическому контакту с воспитателем, прямо таки "прилипая" к нему, и не отпуская от себя.


Выводы:

Создана эмоционально благоприятная атмосфера в группе, которая обеспечивает психологическую безопасность каждого ребенка.

Проведение родительских собраний на актуальные темы, размещение актуальной информации в приемной, организация индивидуальных консультаций по запросу родителей.

Доверие воспитателям, как детьми, так и родителями воспитанников.

Удовлетворение потребности в физическом, интеллектуальном и эстетическом развитии.

Систематический учет воспитателями возрастной специфики.

Выделение в группе зон: игровая с учетом гендерного подхода, место уединения, дидактический стол, спортивный и сенсорный уголок, игрушки-каталки для двигательной деятельности.


Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что в целом процесс адаптации в нашей группе проходит успешно. Дети чувствуют себя раскованно, легко идут на контакты друг с другом, взрослыми, хорошо кушают, спят, легко расстаются с родителями – все это показатели успешной адаптации.

Результаты течения адаптации свидетельствуют об успешном психолого-педагогическом сопровождении детей раннего возраста.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.