СКИДКА 40% НА ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ИНТЕРЕСНЫЕ И ПОЛЕЗНЫЕ ВЕБИНАРЫ И КУРСЫ ОТ УРОК.РФ – АКЦИЯ ДЕЙСТВУЕТ ДО 31 ДЕКАБРЯ 2019
12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
александра мазалева70
Дети, воспитанные в семье, где присутствует любовь, самые счастливые...
Россия, Ставропольский край, Пятигорск
Материал размещён в группе «Педагоги-психологи»

Что же такое аутизм или расстройство аутистического спектра (РАС)?

Не ищите исчерпывающего определения, точной характеристики этого термина нет, вы не найдете его даже в профессиональной литературе. Аутизм– это комбинация большого количества отдельных симптомов. Иногда расстройство характеризуется как закрытие, поглощенность собой самим без связи с реальностью, действительностью. Аутистов иногда называют людьми, живущими в их собственном мире, не интересующимися другими. Им трудно создавать и поддерживать межличностные отношения, они их не понимают, не осознают их сложности. Речь идет о расстройстве в области социальных отношений, общения, поведения.

Что нужно знать о раннем детском аутизме ?

Родители начинают беспокоиться, когда становится понятно, что малыш сильно отстает от сверстников. Открытие, что их самый красивый и любимый малыш имеет аутичные черты, становится для них шоковым.

Ребенок не такой как все…… Что же настораживает в поведении ребенка?

1.Ребенок не ищет контакта с взрослыми и поглощен взаимодействием с неодушевленными предметами.

2.Речь не соответствует возрасту или отсутствует вообще. При этом интеллектуальное развитие может оставаться нормальным, а может быть недостаточным.

3.Ребенок настойчиво избегает взгляда в глаза.

4.У малыша отсутствует желание играть со сверстниками.

5.Ребенок не откликается на свое имя. Эти дети отличаются склонностью к ритуальным действиям: их любимое занятие выставлять в ряд машинки, они могут выполнять действия с игрушками, характерные для более младшего возраста (сосать, грызть игрушку, бить ее об пол), нет элементов ролевой игры, которые должны появляться в возрасте 2 лет.

Малыш совершает странные действия, которые, казалось бы, успокаивают его. Он может раскачиваться из стороны в сторону, бегать по кругу, рвать бумагу. Эти действия не осмысленны. Родителям кажется, что их малыш не понимает, о чем они говорят. Ребенок не реагирует на просьбы взрослых, как будто не слышит их. Навыки самообслуживания надолго задерживаются, ребенок не умеет пить из чашки, не осваивает горшок. Половина таких детей так и остается на стадии глубокой умственной отсталости. Но некоторые из них – одаренные и талантливые. Но очень сложно научить чему-нибудь такого малыша, он не может сосредоточиться на том, что ему говорят, отбрасывает книжку, убегает или начинает кричать. Для здорового ребенка, взрослый – это весь его мир, для аутичного ребенка же важнее минутные, посторонние воздействия. Кажется, что само общение со взрослым для ребенка мучительно и неприятно. Многие из этих детей агрессивны, активны, часто их невозможно успокоить. Некоторые, наоборот, пассивны и молчаливы, крайне слабо реагируют на окружающее. У таких детей отсутствует радостное, эмоциональное общение со взрослыми, он как бы «отталкивает» мать, не впуская в свой внутренний мир. Интересно, что раньше возникновение аутизма связывалось с семейным фоном. «С ребенком никто не занимается», «неблагополучная семья», эти формулировки наносили глубокую психическую травму самим родителям.

Аутизм часто и даже чаще возникает в интеллигентных семьях, где мама предана своему ребенку и очень его любит. Поэтому, возникает необходимость разобраться, в чем же причина аутизма? Основные причины возникновения аутизма у детей – это врожденные аномалии головного мозга. Это неврологическое расстройство, специфически проявляющееся в когнитивном восприятии, и в результате его нарушения, – в поведении больного человека. Однако точная причина, почему возникает аутизм у детей, пока не выявлена. Считается, что важную роль играют генетические факторы, различные инфекционные заболевания (вирусы, прививки), химические процессы в мозге.

Влияние на организм женщины во время беременности, в период антенатального развития плода – это основной фактор, почему рождаются дети с аутизмом; причины кроются в необратимом повреждении мозга ребенка в процессе его формирования.

Современные теории, появляющиеся в результате проведенных исследований, направленных на изучение аутизма и причин возникновения расстройства, утверждают, что возникновение РАС возможно только при объединении указанных факторов.

Что делать? В первую очередь с ребенком надо установить эмоциональный контакт. Почаще брать его на руки, демонстрировать свою любовь. Постоянно разговаривать, читать книжки, смотреть картинки. Ребенок постоянно должен слышать речь мамы, которая обращена к нему. Хорошо, если ребенок будет общаться со сверстниками. Возможность как-то помочь малышу зависит от тяжести заболевания. К счастью, стопроцентный аутизм редко встречается. Более распространены дети, у которых выражены отдельные черты аутизма. Таким детям можно помочь, главное не терять времени. Семья при обнаружении признаков болезни, должна срочно провести обследование ребенка и заниматься с ним 24 часа в сутки. При таком раскладе, если аутичные черты у ребенка не сильно выражены, проблема обязательно решится. Чем раньше начать лечение - тем больше шансов исправить ситуацию!

Для родителей, воспитывающих малышей-аутистов, главное понять, что это заболевание останется у малыша на всю жизнь. К сожалению, излечить аутизм в настоящее время невозможно.

Малыши-аутисты при правильном подходе прекрасно развиваются и со стороны даже совсем не отличаются от своих сверстников. Лишь немногие незнакомые люди могут заметить, что малыш немного отличается от других. Однако часто они считают, что такой ребенок просто излишне избалован или имеет дурной характер.

Для того чтобы улучшить качество жизни малыша и помочь ему в социальной адаптации воспользуйтесь следующими советами:

Старайтесь правильно общаться со своим ребенком. Малыши-аутисты категорически не воспринимают повышенного тона или ругани. Общаться с такими детками лучше в одном и том же спокойном тоне, без использования ругательств. Если малыш сделал что-то неправильно, постарайтесь не реагировать чрезмерно бурно и агрессивно, а просто объясните ребенку, как сделать это действие верно. Можно показать это также в качестве некой игры.

Воспитанием ребенка следует заниматься обоим родителям. Даже несмотря на то, что, как правило, малыш выбирает общение с папой или мамой, они оба должны участвовать в его жизни. В этом случае ребенок чувствует себя более комфортно и получает правильное представление об организации семьи. В дальнейшем при создании своей собственной жизни он во многом будет руководствоваться принципами, заложенными в детстве.

Приучить к горшку малышей с аутизмом бывает достаточно сложно. Обычно в этом помогают детские психологи. В игровой форме они создают сходную бытовую ситуацию и прорабатывают с малышом правильную последовательность действий. Для самостоятельного обучения в домашних условиях помните, что приучать ребенка к горшку следует постепенно и последовательно. Никогда не повышайте голос и не наказывайте малыша, если он сделал что-то не так. В случае с ребенком-аутистом эта мера не приведет к положительному результату.

Научить читать малыша, страдающего аутизмом, можно лишь при ежедневных с ним занятиях. Старайтесь выбирать обучающие книжки без чрезмерно ярких картинок. Огромное количество разнообразный цветов может насторожить и даже испугать ребенка. Выбирайте издания без пестрых картинок. Обучение лучше проводить в игровой форме. Так малыш будет воспринимать этот процесс как обычную игру.

Во время сильной истерики малыша нужно осторожно успокоить. Лучше это будет делать тот член семьи, с кем у ребенка более близкий контакт. Если ребенок чрезмерно агрессивный, то постарайтесь быстро отвести его в детскую комнату. Привычная обстановка поможет малышу легче успокоиться. Никогда не повышайте на ребенка голос, пытаясь до него докричаться! Это ни к чему хорошему не приведет. Объясните малышу, что ему нечего бояться, и вы рядом. Постарайтесь переключить внимание на другое событие или предмет.

Постарайтесь обязательно наладить контакт с малышом-аутистом. Только с самыми близкими для него людьми ребенок общается спокойно. Для этого никогда не задавайте малышу миллион вопросов. Частые объятия также не приведут к установлению контакта. Постарайтесь больше проводить времени с малышом, просто наблюдая за его играми. Через некоторое время ребенок будет воспринимать вас, как часть своей игры, и легче пойдет на контакт.

Приучайте ребенка к правильному режиму дня. Обычно малыши-аутисты прекрасно воспринимают четко организованный распорядок. Это создает у них ощущение полного комфорта и защищенности. Старайтесь, чтобы ребенок засыпал и просыпался в одно и то же время. Обязательно соблюдайте режим кормлений. Даже в выходные дни сохраняйте привычный для малыша распорядок дня.

Обязательно проходите регулярное обследование и наблюдение у детского психотерапевта и психолога. Такие консультации являются очень важными для оценки прогноза болезни и установления динамики состояния ребенка. Обычно маленькие пациенты с аутизмом должны посещать психотерапевта не реже двух раз в год. При ухудшении самочувствия — чаще.

Организуйте для малыша правильное полноценное питание. Учитывая особенности нарушенной микрофлоры, всем малышам, болеющие аутизмом, необходимо кушать кисломолочные продукты. Они обязательно должны быть максимально свежими. Именно в этом случае концентрация полезных лактобацилл и бифидобактерий будет достаточной. Только такие продукты будут для ребенка полезными и улучшает его пищеварение.

С самых первых дней рождения ребенка чаще старайтесь проявлять к нему заботу и ласку. Малыши-аутисты очень плохо реагируют на различные телесные проявления любви и нежности. Однако это совершенно не говорит о том, что это делать не нужно. Врачи советуют чаще обнимать ребенка и целовать. Делать это нужно без причинения ему психического давления. Если малыш не в настроении, лучше отложить объятия на некоторое время.

Подарите малышу нового друга. Большинство детей-аутистов очень любят домашних животных. Общение с пушистыми зверьками приносит малышу не только положительные эмоции и благоприятно влияет на течение его болезни, но и оказывает настоящее лечебное действие на тактильную чувствительность. Кошечка или собачка станут настоящими друзьями для малыша и помогут ему легче устанавливать контакты не только с животными, но и новыми людьми.

Не ругайте ребенка! Любое повышение голоса малыш, страдающий аутизмом, воспринимает очень болезненно. Реакция может быть самой непредсказуемой. Некоторые малыши впадают в сильную апатию и становятся более безучастными ко всему, что происходит в повседневной жизни. У других детей может возникнуть чрезмерно сильный приступ агрессии, который даже потребует применения медикаментозных препаратов.

Старайтесь выбирать для малыша интересное хобби. Очень часто дети, страдающие аутизмом, прекрасно рисуют или играют на музыкальных инструментах. Обучение в специализированной художественной школе поможет малышу добиться высоких профессиональных успехов. Часто такие детки становятся настоящими гениями. Обязательно следите за нагрузкой, которая ложится на малыша. Чрезмерная увлеченность может привести к сильной утомляемости и нарушению внимания.

Не передвигайте мебель в детской комнате и во всей квартире. Старайтесь, чтобы все игрушки и предметы, которые принадлежат ребенку, оставались на своих местах. Сильные перестановки могут вызвать у малыша, страдающего аутизмом, настоящие приступы паники и чрезмерной агрессии. Приобретение новых предметов делайте осторожно, без привлечения к этому большого внимания.

Не ограничивайте ребенка только нахождением дома! Малыши с аутизмом не должны постоянно находится в четырех стенах. Это только усугубит неспособность заводить новых друзей и знакомства. Постепенно расширяйте условия, где малыш проводит большое количество времени. Старайтесь мотивировать его на прогулку, посещайте близких родственников. Однако проводить это следует постепенно, без психологического давления. Малышу должно быть очень комфортно в новых условиях.


Диагноз аутизм — это не приговор. Прогноз относительно жизни с аутизмом благоприятный — опасности заболевание не представляет, хотя на качество жизни оказывает значительное влияние. Будущее человека зависит от выраженности симптомов, степени развития речи, интеллекта. Легкие формы аутизма могут мешать нормальной жизни совсем незначительно. При создании комфортных условий для аутиста, получении подходящей профессии, не связанной с общением с людьми, он может вести обычный образ жизни, не испытывая особых проблем.

Важное значение имеет психологическая реабилитация больных с аутизмом, правильно подобранная терапия. При обстоятельном подходе возможно значительное повышение адаптации пациента к социуму.

Многие известные люди с аутизмом не только благополучно справляются с болезнью, но и сумели достичь больших успехов в своей профессии. Поэтому если ребенок болен аутизмом, не стоит «ставить на нем крест» — возможно, он станет успешным ученым и сможет найти новый метод лечения и победить аутизм.
Опубликовано в группе «Педагоги-психологи»


Комментарии (3)

Кияйкина Наталья Федоровна, 12.11.19 в 14:26 0 Ответить Пожаловаться
Благодарю за качественный ресурс! Александра, нужная и полезная статья!!! А, самое главное - актуальная!
Гаенко Марина Викторовна, 16.11.19 в 17:11 0 Ответить Пожаловаться
Статья хороша, спасибо. А есть ли опыт работы с такими детьми в ДОУ в обычной группе и без тьютера?

Отредактировано 16-11-2019 17:11

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.