Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебный мир творчества»
Областное казенное общеобразовательное учреждение
«Курская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья
Рассмотрено на заседании методического совета ОКОУ «Курская школа» Протокол от «29» августа 2023 г. № 1 | Введено в действие приказом директора школы от «1» сентября 2023 г. № 01-02-323 Директор школы П.В. Сеин |
АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности
«Волшебный мир творчества»
(стартовый уровень)
Возраст обучающихся: 11 - 17 лет
Срок реализации: 1 год
Автор составитель:
Гончарова Елена Гаврииловна
педагог дополнительного образования
г. Курск, 2023 г.
Пояснительная записка
«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В.А. Сухомлинский Дополнительное образование способствует расширению образовательных возможностей
детей с ограниченными возможностями здоровья, социализации их в обществе, развивает способности активного участия в общественной жизни и в решении проблем, затрагивающих их интересы.
Работа по курсу кружка «Волшебный мир творчества» – прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, моторики, а также мышления, воображения детей с ограниченными возможностями здоровья
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей с ограниченными возможностями здоровья разработана на основе нормативных документов:
Нормативно - правовые основания проектирования Программ:Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2020);
Федеральный Закон от 14.04.2021 г. № 127-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и Федеральный закон
«Об образовании в Российской Федерации»;
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р.;
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 г.
№ 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ
«Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Закон Курской области от 09.12.2013 г. № 121-ЗКО (ред. от 14.12.2020 г. № 113-ЗКО) «Об образовании в Курской области».
Устав ОКОУ «Курская школа»
Направленность программы – художественная.
Актуальность программы заключается в создании условий для проведения занятий, на которых дети с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями) имели возможность проявить себя и имели поддержку.
Поиск средств, методов, путей помощи учащимся с ОВЗ является актуальной проблемой современной педагогики. Развивать заложенную в каждом ребенке творческую активность, воспитывать необходимые для этого качества – значит создавать педагогические условия, которые будут способствовать этому процессу.
Занятия декоративно-прикладного творчества помогут детям развить мелкую моторику, тактильно
- кинестетическую чувствительность, воображение, любознательность, а также стимулируют проявление творчества; позволяют справиться со страхами и учат детей контролировать свое поведение и эмоции. Дает возможность проявлять и реализовывать свои творческие способности, применяя полученные знания и умения в реальной жизни, стимулирует творческое отношение к труду.
Коррекционные возможности программы по отношению к обучающемся с указанной нозологией, заключаются в том, что техника «нитяная крошка» является источником новых позитивных переживаний ребенка, рождает новые креативные потребности и способы их удовлетворения, развивают познавательные процессы.
АДООП «Волшебный мир творчества» разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Конвенции ООН о правах ребенка, составлена с учетом методических рекомендаций по организации дополнительного образования детей с ОВЗ, согласно Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; а так же Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р; делает актуальной проблему дополнительного образования разных категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что в процессе её реализации учитываются рекомендации специалистов психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Ребенок овладевает знаниями, умениями, навыками, с учетом своих возможностей и индивидуальных особенностей. Программа предполагает соединение игры, труда и обучения в единое целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач. По ходу обучения по Программе учитывается темп усвоения изученных тем, уровень самостоятельности при выполнении творческих работ. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная иллюстрация, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страхаперед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
Уровень программы: стартовый
Адресат программы: обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), возраст 11 - 17 лет.
Наполняемость группы: 6-12 человек.
Объем программы – 71 час.
Срок освоения программы – 1 год.Форма обучения – очная.
Режим занятий: количество часов в неделю – 2 часа;
продолжительность одного учебного занятия – 40 минут.
Форма организации образовательного процесса – групповая (11 -17 лет).
Особенности организация образовательного процессаОсобенности организация образовательного процесса определяются психолого-медико- педагогическими характеристиками обозначеннойнозологической группы обучающихся.
Организация рабочего пространства ребенка с ОВЗ осуществляется с использованием здоровье сберегающих технологий.
При отборе педагогических средств для реализации программы учитывается необходимость в:
частой смене видов деятельности на занятиях;
упрощении задания, формулировок и инструкций, неоднократном их повторении и разъяснении;
увеличении времени на выполнение заданий с учетом медицинских рекомендаций;
соблюдении режима нагрузок и отдыха;
организации коротких перерывов,
проведении физкультурных пауз (в содержание включаются упражнения на снятие зрительного и слухового напряжения, напряжения мышц туловища и мелких мышц кистей, на восстановление умственной работоспособности);
проведении самомассажа пальцев рук перед началом практической работы;
отборе инструментов и расходных материалов по принципу удобства использования;
постоянном педагогическом наблюдении за деятельностью обучающихся, правильности выполнения заданий, их эмоциональными физическим состоянием;
создании условия для общения со сверстниками;
одобрении и поощрении в процессе работы.
Важным является создание благоприятной атмосферы для выполнения творческой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями).
Цель программы: изучение основных приёмов техники «Ниткография» и других техник декоративно-прикладного творчества при работе с нитками и текстильным материалом.
Освоение обучающимся АДООП предполагает достижение ими личностных и предметных результатов.
Предметные:
имеет представление о ниткографии, как о виде художественного творчества;
умеет определять замысел изображения, словесно его формулировать, следовать ему в процессе работы и реализовывать его до конца, объяснять в конце работы содержание, получившегося продукта деятельности;
способность правильно, в соответствии с заданием, передать цвет и форму;
Личностные:
мотивация к обучению и познанию декоративно-прикладного искусства;
знание правил организации рабочего места и умение самостоятельно его организовать в зависимости от характера выполняемой работы (рационально располагает инструменты, материалы и приспособления на рабочем месте, сохраняет порядок);
владение навыками работы в коллективе, умение сотрудничать с окружающими, улучшение межличностного общения;
умение самостоятельно ориентироваться в этапах и содержании выполненияпознавательных задач;
улучшение качества разговорной речи;
улучшение социализации.
Коррекционные:
эмоционально откликается на воздействие художественного образа, понимает содержание творческой работы и выражает свои чувства и эмоции с помощью творческих рассказов;
активно взаимодействует со сверстниками и педагогом;
самостоятельно находит пути решения поставленной задачии реализует ее в работе;
логичное построение речевых конструкций при общении с педагогом и сверстниками.
Задачи программы:Обучающие:
сформировать мотивацию ребенка к занятиям декоративно- прикладного творчества;
познакомить учащихся с историей осваиваемых декоративно- прикладных техник;
совершенствовать практические умения и навыки обучающихся в работе с различными нитями.
Развивающие:
развивать самостоятельность, активность, аккуратность, взаимовыручку, интерес к творческой деятельности;
расширять общий и интеллектуальный кругозор детей;
способствовать развитию творческих способностей, умению соблюдать цветовую композицию в работе;
Воспитательные:
стимулировать социальную активность обучающихся;
формировать культуру общения и поведения в социуме;
привлекать обучающихся к здоровому образу жизни;
умение довести начатое дело до конца, уважительное отношение к результатам труда;
формировать уверенность в себе, стремление преодолевать скованность и закомплексованность.
Учебный план
№ п/п | Название раздела | Количество часов | Формы аттестации/контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Раздел I. Введение в программу. | 4 | 3 | 1 | Анкетирование |
2 | Раздел II. Организация по выполнению аппликации из текстильных материалов. | 2 | 1 | 1 | |
3 | Раздел III. Основы | 5 | 3 | 2 | Опрос |
| цветоведения и формообразования. | | | | |
4 | Раздел IV. Аппликация из текстильных материалов. | 2 | 1 | 1 | |
5 | Раздел V. Изготовление открыток и аппликаций в технике «нитяная крошка» и ниткография | 58 | 11 | 46 | Тестирование Выставка работ |
| Всего | 71 | 19 | 51 | |
Календарный учебный график
№ | Дата начала | Дата окончания | Кол-во часов в неделю | Количество учебных недель |
1 | 01.09.2023 | 24.05.2024 | 2 ак.ч. – 2 занятия в неделю по 1 ак.ч. | 36 |
Содержание учебного плана
Раздел I. Введение в программу.
Вводное занятие. Вводный инструктаж по ТБ.
Теория: План работы на учебный год. Цели и задачи обучения. История возникновения декоративно-прикладного творчества.
Культура труда.
Правила безопасности труда, санитарии и гигиены. Понятие об утомляемости. Перерывы в работе, их назначение и правильная организация.
Организация рабочего места.
Рабочее место работницы. Правильная организация рабочего места. Значение правильного освещения рабочего места, требования к освещению.
Практическая работа: Просмотр презентации объединения, работ, фотографий, анкетирование.
Раздел II. Организация по выполнению аппликации из текстильных материалов.
Теория: Текстильные материалы техники «нитяная крошка» и ниткографии.
Текстильные волокна, их классификация, свойства, получение. Краткие сведения об ассортименте натуральных и смешанных нитей. Виды текстильных материалов - ниток, их свойства, строение, классификация. Нитки для работы. Инструменты и приспособления, применяемые при выполнении аппликации.
Виды текстильных волокон. Необходимые приспособления для выполнения аппликации. Миллиметровая, копировальная бумага, калька. Изменение размера рисунка. Правила изменение размера рисунка. Увеличение и уменьшение рисунка.
Последовательность выполнение перевода.
Практическая работа: Перевод рисунка на бумагу/картон. Подготовка текстильного материала- нитей: нарезание размером 2-4 мм.
Раздел III. Основы цветоведения в аппликации.
Экскурсия «Радужная осень». Подобрать листья для композиции.
Теория: Цвета, их основные свойства. Основные и смешанные цвета. Цветовой круг. Цветовой
тон, яркость, насыщенность, контрастность. Цветовая сочетаемость.
Основы композиции. Понятия эскиз, рисунок, композиция. Законы построения композиции. Построение композиции в круге, квадрате, полосе.
Практическая работа: Перевод рисунка на бумагу. Последовательность выполнение перевода. Составление композиции в соответствии с основами цветоведения.
Раздел IV. Аппликация из текстильных материалов.
Теория: Текстильный материал – как материал для декоративно- прикладного творчества. Аппликация в технике «нитяная крошка» и ниткография. Подготовка рабочего места, инструментов, приспособлений, текстильных материалов.
Приемы работы с клеем, с текстильным материалом. Приемы работы по наклеиванию текстильного материала на картон.
Практическая работа: Перевод рисунка на ткань. Последовательность выполнения аппликации в технике «нитяная крошка» и ниткография.
Раздел V. Изготовление открыток и композиций в технике «нитяная крошка» и ниткография. Теория: История происхождения открыток. Подготовка рабочего места, инструментов, приспособлений, текстильных материалов. Знакомство с образцом аппликации. Построение композиции. Изготовление аппликации определенной тематики.
Практическая работа: Работа с шаблонами, подготовка деталей аппликации.Сборка аппликации без клея. Приклеивание и окончательное оформление аппликации для открыток.
Окончательное оформление открыток и композиций.
Для реализации прав детей с ограниченными возможностями на доступное и качественное образование по программе «Волшебный мир творчества», можно выделить следующие организационно-педагогические условия:
Санитарно-эпидемиологические.
Соблюдение общих требований санитарно-гигиенических норм, к обеспечению санитарно-бытовых условий, к соблюдению пожарной и электробезопасности, к соблюдению требований охраны труда.
Организационные-технические.
Обеспеченность доступа детей и их родителей на территорию учреждения с предоставлением места для парковки машин, специально оборудованные въезды, скаты на тротуары; наличие эскалатора- подъемника, пандусов, поручней, мнемосхем на стойках и др. имеются:
Наличие учебного кабинета площадью с соблюдением санитарно-гигиенических норм к воздушно-тепловому режиму, освещению, водоснабжению, оборудованными рабочими местами; гардероба, санузла, зоны для отдыха и игр.
Методическое обеспечение.
Обеспеченность обучающихся специальной учебной литературой и пособиями, в том числе, электронными по всем учебным темам образовательной программы.
Материально-техническое обеспечение.Для учебных занятий с обучающимися необходимо иметь:
информационные ресурсы: ноутбук, программные материалы по разным темам образовательной программы;
оборудование, инструменты: ножницы, карандаши, линейки, фломастеры, кисточки, клей;
материалы: бумага белая, бумага цветная, картон, фанера; шерсть, нитки, текстильные материалы, ленточки, отделочная фурнитура;
приспособления для развития моторики рук (мячики)
Информационное обеспечение.Ведущий образовательный портал России ИНФОУРОК [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://infourok.ru/ (Дата обращения: 09.04.2021);
Мастер-классы – уроки рукоделия //URL: http://masterciassv.ru.
Кладовая развлечений. Международный образовательный портал //URL: http://kladraz.ru.
Международный образовательный портал МААМ.RU [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.maam.ru/login (Дата обращения: 12.05.2021)
Страна Мастеров // URL: http://stranamasterov.ru.
Кадровое обеспечениеОбразовательная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на основе адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Волшебный мир творчества» осуществляется с привлечением специалистов в области коррекционной педагогики, а также педагогических работников, освоивших соответствующую программу профессиональной переподготовки.
Промежуточная аттестация. Обучающиеся программы «Волшебный мир творчества» проходят промежуточную аттестацию после изучения каждого тематического раздела – 3 раза в год.
темы.
Формы, используемые для промежуточной аттестации:
выполнение практических заданий;
участие в выставках, фестивалях и конкурсах различного уровня.
Текущий контроль. Текущий контроль проводится по окончании освоения каждой темы программы
Формы, используемые для проведения текущего контроля:
опрос педагогическое наблюдение и педагогический анализ, самоанализ.
Аттестация по итогам освоения программы.Аттестация по итогам освоения программы «Волшебный мир творчества»
проходит один раз в год в конце учебного года (май).
При подведении итогов освоения программы проводится собеседование, анкетирование, участие в итоговой выставке декоративно-прикладного творчества «Мы всё можем!».
Оценочные материалыОсновным предметом оценки выступает индивидуальная динамика обучающихся в достижении планируемых образовательных результатовосвоения АДООП.
Оценивание осуществляется в сравнении с предыдущими индивидуальными достижениями ребенка. Любое продвижение относительно собственных результатов рассматривается как положительная динамика.
Для оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы используются:
тестовые задания для изучения уровня достижений в овладении знаниями, умениями и навыками;
практические задания;
анкеты для родителей, позволяющие оценивать продвижение обучающихся в интеллектуальном, речевом и двигательном развитии и выявлять трудности в овладении учебным материалом и особенности их поведения.
Помимо предметных результатов важно отслеживание развития личностных качеств учащихся. В первую очередь, это активность детей на учебных занятиях и в
социокультурных мероприятиях, культура поведения, ответственность за порученное дело, развитие коммуникативных навыков, самостоятельность.
Основной метод оценивания данных показателей – наблюдение, в процессе которого оцениваются изменения в повседневном поведениии деятельности ребенка:
Отслеживание результатов осуществляется по следующим показателям:
коммуникативные навыки и социализация:
стремление к общению и желание общаться,
умение высказать свои мысли и желания, умение слушать, слышатьи воспринимать речь педагога, понимать сказанное,
принятие ответственности за свои действия,
стремление к участию в выставках, конкурсах, фестивалях и др.
Мотивация к занятиям и полнота усвоения теоретических знаний:
проявление желания и интереса к занятиям декоративно- прикладным творчеством,
стремление к самостоятельности в работе,
освоение правил техники безопасности,
овладение навыками чтения схем и чертежей, технологических карт и алгоритмов действий,
умение находить нужную информацию и использовать ее в своей работе и др.
Сформированность практических навыков
Владение специальными инструментами: ножницы, кисточка, карандаш с линейкой и др.
Рабочая программа воспитанияЦель – создание условий для усвоения детьми основных норм и правил поведения в обществе. Задачи:
вовлечь обучающихся в разнообразные мероприятия, направленные на расширение общекультурных компетенций;
включить обучающихся в общение со сверстниками, построенное на принципах уважения и доброжелательности;
расширить представление о составляющих позиции активного социально-ответственного гражданина, формирующейся на основе общих национальных нравственных ценностей: семья, природа, труд и творчество, социальная солидарность и других.
Формы и содержание деятельности: проводятся тематические беседы, конкурсы, викторины, организуются просмотры видеороликов и т.д.
Планируемые результаты
В результате освоения программы у обучающихся:
будут расширены общекультурные компетенции;
будет налажено общение со сверстниками, построенное на принципах уважения и доброжела- тельности;
будут расширены представления о составляющих позиции активного социально-ответственного гражданина.
Календарный план воспитательной работы
Перечень основных государственных и народных праздников, памятных дат в календарном плане воспитательной работы школы дополняется и актуализируется ежегодно в соответствии с памятными датами, юбилеями общероссийского, регионального, местного значения, памятными датами организации, документами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, перечнями рекомендуемых воспитательных событий Министерства просвещения Российской Федерации, методическими рекомендациями исполнительных органов власти в сфере образования.
Календарный план воспитательной работы ОКОУ «Курская школа»
на 2023-2024 учебный год
№ | Дела, события, мероприятия | Классы | Ориентировочные сроки проведения | Ответственные |
1. | 4. Основные школьные дела | |||
2. | Общешкольная линейка, «Первый звонок – 2023» | 1-12 | 1 сентября | Педагог доп. образования |
3. | Классный час «Россия, устремленная в будущее» | 1-12 | 1 сентября | Педагог доп. образования |
4. | Подъем Флага РФ и исполнение Гимна РФ | 1-12 | Каждый понедельник | Педагог доп. образования |
5. | Акция, посвященная окончанию Второй мировой войны «Голубь мира» | 5-12 | 4 сентября | Педагог доп. образования |
6. | Мероприятия, приуроченные ко Дню солидарности в борьбе с терроризмом: мероприятие, посвященное Дню памяти Беслану фотовыставка "Скажи терроризму – НЕТ!" | 1-12 | 4 сентября | Педагог доп. образования |
7. | Дни антикоррупционной грамотности | 1-12 | 1 раз в четверть | Педагог доп. образования |
8. | Недели предметов методических объединений школы | 1-12 | В течение года по плану МО | Педагог доп. образования |
9. | Смотр-конкурс «Учебнику – долгую жизнь» | 1-12 | Сентябрь, декабрь, март, май | Педагог доп. образования |
10. | Международный день школьных библиотек: выставка книг «Интересное вокруг нас», мастер-класс по ремонту учебников | 1-12 ГПД | 25.10 | Педагог доп. образования |
11. | День правовой помощи детям | 5-12 | 17.11 | Педагог доп. образования |
12. | Неделя профилактики правонарушений несовершеннолетних. | 1-12 | 13-17.11 | Педагог доп. образования |
13. | Декада, посвященная Всемирному дню инвалидов и Всемирному Дню борьбы со СПИДом: классные часы. | 5-12 | 27.11-01.12 | Педагог доп. образования |
14. | Дни финансовой грамотности | 1-12 | 1 раз в четверть | Педагог доп. образования |
15. | День Конституции Российской Федерации | 1-12 | 12.12 | Педагог доп. образования |
16. | Тематическая неделя «Новогодний переполох»: Конкурс «Новогодняя мозаика» на Лучшее новогоднее оформление класса; Выставка плакатов, рисунков, поделок «Новогодняя – сказка»; Конкурс елочных игрушек; Праздничные игровые мероприятия; Подготовка творческих новогодних подарков. Новогодние огоньки | 1-12 | 25-29.12 | Педагог доп. образования |
17. | День защитника Отечества: Праздничный концерт. «Защитникам посвящается!». Уроки мужества. Поздравление военнослужащих. Организация поздравление мальчиков. | 1-12 | 19-22.02 | Педагог доп. образования |
18. | Мероприятия, посвященные Международному Дню борьбы с наркоманией и наркобизнесом: информационный стенд «1 марта - Международный день борьбы с наркоманией и наркобизнесом»; беседа «Все в твоих руках» беседа «Вредные привычки» | 1-12 | 01.03 | Педагог доп. образования |
19. | Международный женский день: - Праздничный концерт «С праздником мимозы!» - Организация отдыха | 1-12 | 07.03 | Педагог доп. образования |
20. | Праздник Масленица. Общешкольный праздник | 1-12 | 11-15.03 | Педагог доп. образования |
21. | День здоровья. Общешкольное мероприятие. | 1-12 | 08.04 | Педагог доп. образования |
22. | День космонавтики. Гагаринский урок «Космос – это мы» | 1-12 | 12.04 | Педагог доп. образования |
23. | Всемирный день Земли: Экологический десант; Познавательные игры. | 1-12 | 22.04 | Педагог доп. образования |
24. | Проект «Наше творчество во славу Победы» (совместно со студентами Политехнического колледжа» | 4-8 | Апрель | Педагог доп. образования |
25. | Торжественное мероприятие «Память», посвященное Победе советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов | 1-12 | 06-08.05 | Педагог доп. образования |
26. | Линейка, посвященная окончанию учебного года. Подведение итогов конкурсов: «Лучший класс года», «Самая творческая ГПД года» за год. | 1-12 | 17.05 | Педагог доп. образования |
27. | Праздник «Последний звонок». | 9,12 | 20.05 | Педагог доп. образования |
Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника. – М., 1999.
Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. Под ред. В.В. Воронковой
Голубева О.Л. Основы композиции. – М.: Изд-во В. Шевчук, 2014- М.: Просвещение, 1994.
Еременко Т. Иголка-волшебница – Москва Просвещение, 1987.
Иванова Ю.Б. Игра в лоскуты Веры Щербаковой. – М.: Культура и традиции, 2007.
Ленгина Ю. К. "Ниткография. Рисуем картины нитками". Феникс, 2015.
Приложение 1
Календарно - тематическое планирование
№ | Дата | Дат | Тема занятия | Кол | Форма/тип | Место | Форма контроля |
п/ | план | а | | -во | занятия | проведе | |
п | | фак | | час | | ния | |
| | т | | | | | |
1 | 01.0 | | Вводное | 1 | Комбинированное | Учебный | |
| 9 | занятие. | | / | кабинет | ||
| | | | лекция, беседа | | ||
2 | 07.0 | | Вводный | 1 | Комбинированное | Учебный | Анкетирование |
| 9 | инструктаж по | | / | кабинет | | |
| | ТБ. | | лекция, беседа | | | |
3 | 08.0 | | Культура труда. | 1 | Изучение и | Учебный | Педагогическое |
| 9 | | | первичное | кабинет | наблюдение, | |
| | | | закрепление | | беседа | |
| | | | новых знаний | | | |
4 | 14.0 | | Организация | 1 | Изучение и | Учебный | |
| 9 | рабочего места. | | первичное | кабинет | ||
| | | | закрепление | | ||
| | | | новых знаний | | ||
5 | 15.0 9 | | Текстильные материалы для | 1 | Комбинированное / лекция, беседа | Учебный кабинет | |
| | аппликации в | | | |||
| | технике | | | |||
| | «нитяная | | | |||
| | крошка» и | | | |||
| | ниткографии. | | | |||
6 | 21.0 | | Инструменты и | 1 | Комбинированное | Учебный | Педагогическое наблюдение. Творческая работа |
| 9 | приспособления | | / | кабинет | ||
| | для аппликации. | | лекция, беседа, | | ||
| | Приемы работы. | | пр. работа | | ||
7 | 22.0 | | Экскурсия | 1 | Комбинированное | Сквер | Экскурсия |
| 9 | «Радужная | | / | Сеймског | Опрос | |
| | осень». | | экскурсия, беседа | о округа | | |
8 | 28.0 | | Основы | 1 | Комбинированное | Учебный | |
| 9 | цветоведения. | | / | кабинет | ||
| | Цвета, их | | лекция, беседа | | ||
| | основные | | | | ||
| | свойства. | | | | ||
9 | 29.0 | | Цветовой круг, | 1 | Изучение и | Учебный | |
| 9 | цветовой тон. | | первичное | кабинет | ||
| | Цветовая | | закрепление | | ||
| | сочетаемость. | | новых знаний | | ||
10 | 05.1 | | Основы | 1 | Комбинированное | Учебный | |
| 0 | композиции. | | / | кабинет |
| | | Основные понятия. | | лекция, беседа | | |
11 | 06.1 0 | | Правила построения композиции. | 1 | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Учебный кабинет | |
12 | 12.1 0 | | Аппликация в технике «нитяная крошка». | 1 | Комбинированное / лекция, беседа, пр. работа | Учебный кабинет | Педагогическое наблюдение, беседа |
13 | 13.1 0 | | Аппликация в технике «нитяная крошка». | 1 | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Учебный кабинет | Выставка работ |
14 | 19.1 0 | | Изготовление аппликации «Грибок» | 1 | Комбинированное / лекция, беседа, пр. работа | Учебный кабинет | Педагогическое наблюдение, беседа |
15 | 20.1 0 | | Изготовление аппликации «Грибок» | 1 | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Учебный кабинет | Выставка работ |
16 | 26.1 0 | | Изготовление аппликации «Ромашка» | 1 | Комбинированное / лекция, беседа, пр. работа | Учебный кабинет | |
17 | 27.1 0 | | Изготовление аппликации «Ромашка» | 1 | Закрепление новых знаний | Учебный кабинет | Тестирование. Выставка работ |
18 | 02.1 1 | | Изготовление аппликации «Солнышко» | 1 | Комбинированное / лекция, беседа, пр. работа | Учебный кабинет | Педагогическое наблюдение, беседа |
19 | 03.1 1 | | Изготовление аппликации «Солнышко» | 1 | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Учебный кабинет | Выставка работ |
20 | 09.1 1 | | Изготовление аппликации «Осенний лес» | 1 | Комбинированное / лекция, беседа, пр. работа | Учебный кабинет | Педагогическо е наблюдение Творческая работа |
21 | 10.1 1 | | Изготовление аппликации «Осенний лес» | 1 | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Учебный кабинет | |
22 | 16.1 1 | | Изготовление аппликации «Осенний лес» | 1 | Закрепление знаний, выработки умений и навыков | Учебный кабинет | Педагогическое наблюдение, беседа. Выставка работ |
23 | 17.1 1 | | Изготовление поздравительны | 1 | Комбинированное / | Учебный кабинет | |
| | | х открыток ко Дню матери | | лекция, беседа, пр. работа | | |
24 | 23.1 1 | | Изготовление поздравительны х открыток ко Дню матери | 1 | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Рекреаци я 2 этажа | Выставка работ Педагогическое наблюдение, беседа |
25 | 24.1 1 | | Изготовление аппликации «Символ года» | 1 | Комбинированное / лекция, беседа, пр. работа | Учебный кабинет | |
26 | 30.1 1 | | Изготовление аппликации «Символ года» | 1 | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Учебный кабинет | |
27 | 01.1 2 | | Изготовление аппликации «Символ года» | 1 | Закрепление новых знаний | Учебный кабинет | Выставка работ |
28 | 07.1 2 | | Экскурсия «Зимние красоты» | 1 | Комбинированное / экскурсия, беседа | Зимний сквер | Экскурсия Опрос |
29 | 08.1 2 | | Изготовление аппликации «Зимний пейзаж» | 1 | Комбинированное / лекция, беседа, пр. работа | Учебный кабинет | Педагогическое наблюдение, беседа |
30 | 14.1 2 | | Изготовление аппликации «Зимний пейзаж» | 1 | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Учебный кабинет | Выставка работ |
31 | 15.1 2 | | Изготовление поздравительны х Новогодних открыток | 1 | Комбинированное / лекция, беседа, пр. работа | Учебный кабинет | |
32 | 21.1 2 | | Изготовление поздравительны х Новогодних открыток | 1 | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Учебный кабинет | Тестирование |
33 | 22.1 2 | | Изготовление поздравительны х Новогодних открыток | 1 | Закрепление знаний, выработки умений и навыков | Учебный кабинет | Выставка работ |
34 | 28.1 2 | | Изготовление Рождественских открыток | 1 | Закрепление знаний, выработки умений и навыков | Учебный кабинет | Педагогическое наблюдение, беседа |
35 | 29.1 2 | | Изготовление Рождественских открыток | 1 | Комбинированное / лекция, беседа, пр. работа | Учебный кабинет | Выставка работ |
36 | 11.0 1 | | Изготовление поздравительны х открыток по замыслу | 1 | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Учебный кабинет | |
| | | обучающихся | | | | |
37 | 12.0 1 | | Изготовление поздравительны х открыток по замыслу обучающихся | 1 | Закрепление знаний, выработки умений и навыков | Учебный кабинет | Педагогическое наблюдение, беседа |
38 | 18.0 1 | | Изготовление поздравительны х открыток по замыслу обучающихся | 1 | Закрепление знаний, выработки умений и навыков | Учебный кабинет | Выставка работ |
39 | 19.0 1 | | Изготовление аппликации любимого животного «Кошка» | 1 | Закрепление знаний, выработки умений и навыков | Учебный кабинет | |
40 | 25.0 1 | | Изготовление аппликации любимого животного «Кошка» | 1 | Закрепление знаний, выработки умений и навыков | Учебный кабинет | Выставка работ |
41 | 26.0 1 | | Изготовление аппликации любимого животного «Собачка» | 1 | Комбинированное / лекция, беседа, пр. работа | Учебный кабинет | Педагогическое наблюдение, беседа |
42 | 01.0 2 | | Изготовление аппликации любимого животного «Собачка» | 1 | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Учебный кабинет | Выставка работ |
43 | 02.0 2 | | Изготовление поздравительны х открыток к Дню влюбленных | 1 | Комбинированное / лекция, беседа, пр. работа | Учебный кабинет | Педагогическое наблюдение, беседа |
44 | 08.0 2 | | Изготовление поздравительны х открыток к Дню влюбленных | 1 | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Учебный кабинет | Педагогическое наблюдение, беседа |
45 | 09.0 2 | | Изготовление поздравительны х открыток к Дню влюбленных | 1 | Комбинированное / лекция, беседа, пр. работа | Учебный кабинет | Выставка работ |
46 | 15.0 2 | | Изготовление поздравительны х открыток к Дню защитника Отечества | 1 | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Рекреаци я 2 этажа | |
47 | 16.0 | | Изготовление | 1 | Комбинированное | Учебный | Педагогическое |
| 2 | | поздравительны х открыток к Дню защитника Отечества | | / лекция, беседа, пр. работа | кабинет | наблюдение, беседа |
48 | 22.0 2 | | Изготовление поздравительны х открыток к Дню защитника Отечества | 1 | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Учебный кабинет | Выставка работ |
49 | 29.0 2 | | Изготовление поздравительны х открыток ко Дню 8 марта | 1 | Закрепление знаний, выработки умений и навыков | Рекреаци я 2 этажа | |
50 | 01.0 3 | | Изготовление поздравительны х открыток ко Дню 8 марта | 1 | Комбинированное / лекция, беседа, пр. работа | Учебный кабинет | Тестирование |
51 | 07.0 3 | | Изготовление поздравительны х открыток ко Дню 8 марта | 1 | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Учебный кабинет | Выставка работ |
52 | 14.0 3 | | Изготовление аппликации «Времена года» | 1 | Комбинированное / лекция, беседа, пр. работа | Учебный кабинет | Педагогическое наблюдение, беседа |
53 | 15.0 3 | | Изготовление аппликации «Времена года» | 1 | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Учебный кабинет | |
54 | 21.0 3 | | Изготовление аппликации «Времена года» | 1 | Закрепление знаний, выработки умений и навыков | Учебный кабинет | Педагогическое наблюдение, беседа |
55 | 22.0 3 | | Изготовление аппликации «Времена года» | 1 | Закрепление знаний, выработки умений и навыков | Учебный кабинет | Выставка работ |
56 | 28.0 3 | | Изготовление аппликации «Родные просторы» | 1 | Комбинированное / лекция, беседа, пр. работа | Учебный кабинет | Педагогическое наблюдение, беседа |
57 | 29.0 3 | | Изготовление аппликации «Родные просторы» | 1 | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Учебный кабинет | |
58 | 04.0 4 | | Изготовление аппликации «Родные просторы» | 1 | Закрепление знаний, выработки умений и навыков | Учебный кабинет | Выставка работ |
59 | 05.0 4 | | Экскурсия «Весна | 1 | Комбинированное / | Весенний сквер | Экскурсия |
| | | пришла…» | | экскурсия, беседа | | Опрос |
60 | 11.0 4 | | Изготовление аппликации «Весенние цветы» | 1 | Комбинированное / лекция, беседа, пр. работа | Учебный кабинет | Педагогическое наблюдение, беседа |
61 | 12.0 4 | | Изготовление аппликации «Весенние цветы» | 1 | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Учебный кабинет | |
62 | 18.0 4 | | Изготовление аппликации «Весенние цветы» | 1 | Комбинированное / лекция, беседа, пр. работа | Учебный кабинет | Выставка работ |
63 | 19.0 4 | | Изготовление Пасхальной композиции | 1 | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Учебный кабинет | Педагогическое наблюдение, беседа |
64 | 25.0 4 | | Изготовление Пасхальной композиции | 1 | Закрепление знаний, выработки умений и навыков | Учебный кабинет | Выставка работ |
65 | 26.0 4 | | Изготовление Пасхальных открыток | 1 | Закрепление знаний, выработки умений и навыков | Учебный кабинет | |
66 | 02.0 5 | | Изготовление Пасхальных открыток | 1 | Изготовление Пасхальных открыток | Учебный кабинет | Выставка работ |
67 | 03.0 5 | | Аппликация «Последний звонок» | 1 | Комбинированное / лекция, беседа, пр. работа | Учебный кабинет | Тестирование |
68 | 16.0 5. | | Аппликация «Последний звонок» | 1 | Закрепление знаний, выработки умений и навыков | Учебный кабинет | Выставка работ |
69 | 17.0 5 | | Окончательная подготовка работ | 1 | Закрепление знаний, выработки умений и навыков | Учебный кабинет | |
70 | 23.0 5 | | Итоговое занятие. | 1 | Анализ, выполненных работ | Учебный кабинет | Педагогическое наблюдение, беседа |
71 | 24.0 5. | | Итоговое занятие. | 1 | | Учебный кабинет | Выставка работ |
| | | Всего: | 71 | | | |