Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Мир детского творчества»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Первомайская средняя общеобразовательная школа»
Первомайского района Тамбовской области
Принято на заседании методического совета | Утверждаю Директор МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» ______________А.Ю. Самохвалов Приказ №123 от 28.08.2020г |
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности
«Мир детского творчества»
(«Художественный труд»)
(декоративно-прикладное творчество)
(базовый уровень)
Возраст учащихся: 6 -10 лет
Срок реализации: 2 года
Автор-составитель:
Порошина Ольга Анатольевна,
педагог дополнительного образования
п.Заводской, 2020 г.
Информационная карта программы
1. Наименование учреждения, реализующего образовательную программу | Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Первомайская средняя общеобразовательная школа» Первомайского района Тамбовской области |
2. Полное название программы | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Мир детского творчества» («Художественный труд») |
3. Сведения об авторе (ФИО, образование, должность) | Порошина Ольга Анатольевна, высшее педагогическое образование, педагог дополнительного образования |
4. Сведения о программе: | |
4.1. Нормативная база | * Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; *Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.№1726-р) *Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. N 196); * Письмо Минобрнауки РФ от 18 ноября 2015г. №09-3242 «О направлении информации» (методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы); * Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». |
4.2. Область применения | Дополнительное образование |
4.3. Направленность | Художественная |
4.4. Тип программы | Модифицированная |
4.5. Вид программы | Образовательная |
4.6. Возраст учащихся по программе | 6 -10 лет |
4.7. Продолжительность обучения | 2 года |
5. Рецензенты | МБОУ ДО «Дом детского творчества» |
Блок №1 «Комплекс основных характеристик дополнительной обшеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Мир детского творчества» («Художественный труд»)
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир детского творчества» («Художественный труд») имеет художественную направленность.
Детское творчество – это особенный мир, в котором ребенок, делая что-либо своими руками, открывает для себя много нового и интересного. Это открытие необходимо ему для того, чтобы чувствовать себя увереннее, счастливее. Умение что-нибудь сделать самому избавляет от ощущения беспомощности в окружающем мире взрослых. Помогая ребенку войти в мир творчества, мы делаем жизнь маленького человека интереснее и насыщеннее.
Занятия творчеством помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения. У детей совершенствуется мелкая моторика рук, что очень важно для дошколят, младших школьников.
Творческие занятия не только развивают фантазию, но и дают ребенку множество практических навыков.
В процессе освоения программы учащиеся развивают трудовые умения и навыки, приобретают опыт проектной деятельности, коллективной творческой работы. При изготовлении изделий декоративно-прикладного творчества у детей развивается познавательный интерес, эмоциональная сфера, эстетические чувства, что оказывает большое влияние на раскрытие творческих способностей.
Данная программа направлена на выявление и развитие способностей детей, приобретение ими определенных знаний и умений. Она ориентирована на развитие компетентности в данной области, формирование навыков на уровне практического применения.
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в личности нового типа - творчески активной и свободно мыслящей.
Реализация этого направления в образовании требует обращения к новым педагогическим системам, в которых каждый учебный предмет будет выполнять общеразвивающую и культурологическую функции.
В существующем виде статус учебной дисциплины «трудовое обучение» нельзя считать вполне соответствующим требованиям времени. Научные данные психологии и дидактики подтверждают необходимость приобщения трудового обучения как учебного предмета к системе общего образования. На базе предметно-практической деятельности более эффективно развивается познавательная сфера ребёнка и формируются такие процессы, как восприятие, внимание, пространственная ориентация, память, мышление, речь.
Программа актуальна, поскольку является комплексной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.
Отличительные особенности программыобусловлены:
- многообразием разделов программы, удовлетворяющих разные интересы и потребности детей;
- приобретением деятельностно-практического опыта, в основе которого лежит выполнение творческих коллективных и проектных заданий;
- использованием регионального компонента при моделировании и изготовлении сувениров.
Педагогическая целесообразность данной программы обеспечена педагогическими принципами, лежащими в основе образовательного процесса, и подтверждается соответствием выбранных форм работы возрастным и психологическим особенностям учащихся, сопряжённостью целей, задач и ожидаемых результатов.
Программа предусматривает применение в образовательном процессе современных педагогических технологий, способствующих сохранению здоровья учащихся, активизации познавательной деятельности, креативности мышления, формирования личностных качеств.
Адресат программы
Программа «Мир детского творчества» («Художественный труд») адресована детям 6-10 лет, для обучения принимаются все желающие. При комплектовании допускается совместная работа в одной группе учащихся без ограничения по возрастному признаку, учитывая начальную подготовку. С этой целью проводится анкетирование детей и предварительный контроль в форме собеседования.
Возрастные особенности учащихся
Младший школьный возраст (6-10 лет) - это возраст, когда происходит активное формирование личности. Дети включаются в новые для них виды деятельности и систему межличностных отношений в ученическом коллективе, изменяется отношение к обязанностям, тем самым зарождаются характер и воля, увеличивается круг интересов, выявляются и развиваются способности. В младшем школьном возрасте учебная деятельность становится ведущей. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка являются их произвольность, продуктивность и устойчивость.
Объем и срок освоения программы
Продолжительность образовательного процесса по программе – 2 года.Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения программы – 140.
Режим занятий: 36 рабочих недель в год, 2 часа в неделю
1 год обучения – 70 часов из расчета 2 раза в неделю по 40 минут с физкультминуткой;
2 год обучения – 70 часов из расчета 2 раза в неделю по 40 минут с физкультминуткой
Учитывая особенности и содержание работы учебной группы, исходя из педагогической целесообразности, занятия проводятся со всем составом учебной группы, по звеньям, индивидуально.
Уровень освоения программы – базовый
Формы обучения
Программа предназначена для освоения учебного материала в течение 2 лет детьми разных возрастных групп: 6 – 10 лет. Состав группы постоянный.
Основной формой учебной работы является групповое занятие. Занятие состоит из теоретической и практической частей, большее количество времени отведено практической части.
В процессе реализации программы используются следующие формы организации занятий:
традиционное занятие;
экскурсия;
занятие-игра;
занятие-экскурсия;
теоретическое занятие;
практическое занятие;
коллективная работа;
конкурсы;
создание проектов;
проектная работа;
итоговое занятие;
викторина;
тестирование;
выставка творческих работ.
По данному курсу обучаются одна группа детей:
Ι год обучения - «Азбука мастерства», группа численностью 12 человек, возраст 6-10 лет.
ΙΙ год обучения - «Создаем полезное и прекрасное», группа численностью 11 человек, возраст 7-10 лет.
Содержание программного материала подобрано согласно возрастным и индивидуальным возможностям учащихся и направлено на выявление, формирование и развитие творческого потенциала детей.
В образовательном процессе используются различные методыобучения:
- объяснительно – иллюстративный (объяснение, беседа, рассказ, показ иллюстраций и наглядных пособий),
- репродуктивный(изготовление сувенира по образцу, схеме или шаблону, демонстрация приемов работы с разными материалами и инструментами),
- проблемно – поисковый (наблюдение, анализ и синтез объекта или сюжетной композиции),
-проектный (творческие проекты, самостоятельная коллективная и индивидуальная работа).
Образовательные технологии:
Технология личностно-ориентированного обучения и воспитания, позволяющая максимально развивать индивидуальные познавательные способности учащихся на основе использования имеющегося у них опыта;
Технология развивающего обучения, направленная на «зону ближайшего развития», т.е. на деятельность, которую учащийся может выполнить с помощью педагога;
Технология коллективной творческой деятельности предполагает организацию совместных действий учащихся, коммуникацию, общение, взаимопомощь, творческая работа выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого участника процесса;
Технологияпроектной деятельности позволяет организовать образовательный процесс так, чтобы активировать деятельность учащихся по разрешению «проблемной ситуации», вследствие чего происходит овладение знаниями, умениями и навыками;
Информационные (компьютерные) технологии помогают сделать образовательный процесс более ярким, доступным, интересным и легким для усвоения.
Здоровьесберегающие технологии:
1.санитарно – гигиенические (влажная уборка кабинета, проветривание, обеспечение оптимального освещения, соблюдение правил личной гигиены);
2.психолого-педагогические (создание благоприятной психологической обстановки на занятиях, создание ситуации успеха, соответствие содержания программы возрастным особенностям детей, чередование видов деятельности);
3.физкультурно - оздоровительные (использование физкультминуток, динамических пауз, дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз и рук)
1.2. Цель программы
Развитие творческой, активной личности через формирование устойчивого интереса к различным видам декоративно-прикладного искусства.
В ходе образовательного процесса открываются неограниченные возможности для познавательной деятельности, создаются условия для эмоционально-психологической нагрузки, влияющей на воспитание характера, воли и способствующей социальной адаптации, что плодотворно влияет на раскрытие, формирование и развитие творческих способностей и личностных качеств учащихся.
1.3. Содержание программы
Первый год обучения «Азбука мастерства»
Задачи:
Образовательные:
углубить и расширить знания об истории и развитии народных художественных промыслов России;
знакомство с правилами техники безопасности на занятиях;
освоение приёмов и способов работы с различными материалами и инструментами, обеспечивающими изготовление художественных поделок и элементов дизайна.
Развивающие:
развитие интереса, эмоционально-положительного отношения к художественному ручному труду, готовности участвовать самому в создании поделок;
развитие образного мышления и творческого воображения, эстетического отношения к природному окружению своего быта;
развитие любознательности через развитие внимания, наблюдательности, памяти, развитие мелкой моторики рук, глазомера через формирование практических умений и навыков;
развитие самостоятельности в работе, умения пользоваться схемами и шаблонами, составлять простейшие композиции.
Воспитательные:
воспитание чувства ответственности за начатое дело;
воспитание трудолюбия, аккуратности;
воспитание чувства взаимопомощи и уважения друг к другу
Учебный план первого года обучения
№ п/п | Тема | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | |||||||
Всего | Теория | Практ. | ||||||||
Вводное занятие: цели и план работы, инструктаж по технике безопасности | 1 | 1 | Собеседование | |||||||
Раздел 1 Мы- будущие мастера | 2 2 | Викторина | ||||||||
1.1 | Декоративно-прикладное творчество: виды и значение в жизни человека | 1 | ||||||||
1.2 | Народные промыслы Тамбовского края | 1 | ||||||||
Раздел 2 «Вторая жизнь растений» Тематические композиции из природныхматериалов | 12 3 9 | Выставка работ | ||||||||
2.1 | Правила сборки, сушки и хранения природного материала | 1 | ||||||||
2.2 | Правила построения композиции: последовательность выполнения, приемы наклеивания | 1 | ||||||||
2.3 | Начальная диагностика | 1 | ||||||||
2.4 | Аппликация из природного материала. Флористика | 1 | ||||||||
2.5 | Композиция из природных семян | 2 | ||||||||
2.6 | Плоскостная композиция из растений на круге | 2 | ||||||||
2.7 | Аппликация из дроблённой яичной скорлупы | 2 | ||||||||
2.8 | Изготовление открыток с изображением животных, птиц, цветочных композиций. Мини-выставка лучших детских работ | 2 | ||||||||
Раздел 3 «Бумагопластика» | 8 4 4 | Выставка работ | ||||||||
3.1 | Бумага. Виды и способы ее обработки | 1 | ||||||||
3.2 | Техника выполнения гофрированных изделий: «Веер», «Бабочка», «Складные салфетки» | 1 | 2 | |||||||
3.3 | Освоение изготовления гнутых и гофрированных изделий | 1 | 1 | |||||||
3.4 | «Тюльпан с листом» | 1 | 1 | |||||||
Раздел 4 «Мастерская Деда Мороза» | 12 3 9 | Выставка работ | ||||||||
4.1 | Новогодние украшения. Снежинка | 1 | 2 | |||||||
4.2 | Гирлянды, виды гирлянд | 1 | 3 | |||||||
4.3 | Открытки. История происхождения открыток | 1 | 1 | |||||||
4.4 | Поздравительная открытка «С Новым годом!» | 3 | ||||||||
Раздел 5 «Волшебная паутинка» Изонить | 12 3 9 | Выставка работ | ||||||||
5.1 | История возникновения | 1 | ||||||||
5.2 | Инструменты и приспособления для работы. Техника безопасности во время работы | 1 | ||||||||
5.3 | Основные технологические приемы выполнения изонити | 1 | 4 | |||||||
5.4 | Открытка «Рыбка» | 1 | ||||||||
5.5 | Открытка «Звездочка» | 2 | ||||||||
5.6 | Закладка «Солнышко» | 2 | ||||||||
Раздел 6 «Торцевание» | 12 2 10 | Выставка работ | ||||||||
6.1 | Знакомство с техникой торцевание. ТБ на занятиях. | 1 | ||||||||
6.2 | Приемы торцевания. Основы композиции. | 1 | ||||||||
6.3 | Контурное торцевание | 2 | ||||||||
6.4 | Торцевание на плоскости | 4 | ||||||||
6.5 | Торцевание на пластилине | 4 | ||||||||
Раздел 7 «Золотая иголочка» Вышивка | 8 2 6 | Выставка работ | ||||||||
7.1 | История вышивки. Виды вышивки | 1 | ||||||||
7.2 | Инструменты и материалы, необходимые для работы. Правила ТБ на занятиях | 1 | ||||||||
7.3 | Организация рабочего места. Виды швов и основные технологические приемы | 1 | ||||||||
7.4 | Правила перевода рисунка на ткань | 1 | ||||||||
7.5 | Вышивка «крест» | 1 | ||||||||
7.6 | Схемы. Правила вышивания по схеме | 1 | ||||||||
7.7 | Вышивание крестиком по схеме (бабочки), выполненной в цвете | 2 | ||||||||
Раздел 8 «Мир творческих детей» | 3 1 2 | Выставка работ | ||||||||
8.1 | Диагностика знаний, умений и навыков после первого года обучения. | 1 | ||||||||
8.2 | Подготовка творческих работ к выставке. | 2 | ||||||||
Всего | 70 | 21 | 49 |
Содержание учебного плана первого года обучения
Введение в курс программы
Вводное занятие: режим и план работы, инструктаж по технике безопасности, собеседование
Раздел 1. «Мы- будущие мастера»
Тема 1.1 Декоративно-прикладное творчество: виды и значение в жизни человека
Теория: Значение термина «декоративно - прикладное творчество». Возникновение декоративно - прикладного искусства. Огромная ценность изделий народных мастеров, их мастерство и эстетические идеалы. Многообразие местных национальных художественных традиций. Развитие декоративно – прикладного творчества в наше время, востребованность в быту и др. ситуациях.
Тема 1.2Народные промыслы Тамбовского края
Теория: Многогранная культура Тамбовского края. Кустарные промыслы. Распространенные в Тамбовской губернии: вышивка, кружевоплетение, гончарство, ткачество, лозоплетение, деревообработка, бисероплетение. .Викторина.
Раздел 2. «Вторая жизнь растений» Тематические композиции из природныхматериалов»
Тема 2.1 Правила сборки, сушки и хранения природного материала
Теория: Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Организация рабочего места.
Тема 2.2 Правила построения композиции: последовательность выполнения, приемы наклеивания
Теория: Основные этапы сюжетной композиции
Тема 2.3 Начальная диагностика.
Практика: Диагностика знаний учащихся.
Тема 2.4 Аппликация из природного материала. Флористика
Теория: Выявление основных свойств природных материалов. Определение способов крепления их. Ознакомление с основными свойствами пластилина: пластичность, водонепроницаемость.
Тема 2.5 Композиция из природных семян
Практика:Выбор материал для работы. Использование пластилина при работе с семечками. Создание оригинального узора.Изготовление цветочной композиции из природного материала для украшения интерьера хорошая идея для подарка
Тема 2.6 Плоскостная композиция из растений на круге
Практика: Изготовление плоских и объёмных изделий по рисунку, эскизу, словесному описанию
Тема 2.7 Аппликация из дроблённой яичной скорлупы
Практика: Знакомство с приемом приклеивания яичной скорлупы к бумаге. Выбор рисунка. Перевод рисунка на основу. Использование гуаши для окрашивания. Аппликация на тему: «Растительный и животный мир родного края».
Тема 2.8 Изготовление открыток с изображением животных, птиц, цветочных композиций. Мини-выставка лучших детских работ
Практика: Изготовление открыток с изображением животного, птицы, цветочных композиций с использованием природного материала. Выбор рисунка. Перевод рисунка на основу. Выполнение задания. Использование гуаши для окрашивания. Мини-выставка лучших детских работ.
Раздел 3 «Бумагопластика»
Тема 3.1 Бумага. Виды и способы ее обработки
Теория: Знакомство с различными видами бумаги и способами ее обработки История возникновения бумагопластики. Презентация. Правила работы с бумагой, инструктаж по технике безопасности.
Тема 3.2 Техника выполнения гофрированных изделий: «Веер», «Бабочка», «Складные салфетки»
Теория: Понятие гофрированные изделия. Техника выполнения гофрированных изделий.
Практика: Выполнение изделий способом гофре: умение складывать бумажные салфетки для праздничного оформления стола, умение складывать веер, бабочку.
Тема 3.3 Освоение изготовления гнутых и гофрированных изделий Теория: Приёмы изготовления гнутых и гофрированных изделий. Приемы сушки гнутых и гофрированных изделий. Варианты разметки сгибанием прямоугольных форм.
Практика:Выполнение работ по изготовлению гнутых и гофрированныхизделий.
Тема 3.4 «Тюльпан с листом»
Теория: Приемы разметки одинаковых деталей на глаз. Приемы разметки по шаблону симметричных изделий.
Практика:Изготовление изделий с использованием изученных методов.
«Тюльпан с листом»
Раздел 4. «Мастерская Деда Мороза»
Тема 4.1 Новогодние украшения. Снежинка
Теория: Вводное занятие. Знакомство с природным происхождением снежинок. Приемы и технологическая последовательность выполнения изделия из бумаги. Презентация.
Практика:Изготовление изделий в определенной последовательности:
складывание бумаги, разметка линий вырезания, вырезание всех слоев бумаги, разворачивание готовой снежинки.
Тема 4.2 Гирлянды, виды гирлянд Инструменты и приспособления для работы с глиной. Техника безопасности во время работы
Теория: Знакомство с изготовлением новогодней гирлянды из цветных бумажных колец, с новым способом работы с бумагой - складывание 2 полосок в гармошку. Техника безопасности во время работы. Знакомство с разнообразием новогодних украшений
Практика:Технология изготовления гирлянды по цветному алгоритму. Коллективная работа «Новогодняя гирлянда»
Тема 4.3 Открытки. История происхождения открыток
Теория: История происхождения открыток. Технология изготовления открыток с окошком. Фигурные открытки с бумажной посыпкой. Правила техники безопасности, инструменты, необходимые для данной работы; этапы работы. Правила заполнения открыток. Поздравления друзьям, родственникам, знакомым.
Практика: Освоение основных приемов изготовления открыток. Основы цветоведения. Определение гармоничного сочетания цветов с помощью цветового круга. Технология изготовления открыток с окошком. Фигурные открытки с бумажной посыпкой
Тема 4.4 Поздравительная открытка «С Новым годом!»
Практика: Технология изготовления открыток с окошком. Фигурные открытки с бумажной посыпкой. Изготовление поздравительной открытки «С Новым годом!»
Раздел 5 «Волшебная паутинка» Изонить
Тема 5.1История возникновения
Теория: История возникновения изонити. Презентация «Изонить»
Тема 5.2 Инструменты и приспособления для работы. Техника безопасности во время работы
Теория: Знакомство с инструментами и приспособлениями для работы. Правила техники безопасности на занятиях
Тема 5.3 Основные технологические приемы выполнения изонити
Теория: Знакомство с основными технологическими приемами выполнения изонити
Практика:Технология выполнения образца «Формы техники изонить»
Тема 5.4 Открытка «Рыбка»
Практика: Технология основных форм изонити. Выполнение открытки «Рыбка»
Тема 5.5 Открытка «Звездочка»
Практика: Технология основных форм изонити. Выполнение открытки «Звездочка»
Тема 5.6 Закладка «Солнышко»
Практика: Технология основных форм изонити. Выполнение закладки «Солнышко»
Раздел 6. «Торцевание»
Тема 6.1 Знакомство с техникой торцевания. ТБ на занятиях
Теория:Знакомство с техникой торцевания, правила техники безопасности, инструменты, необходимые для данной работы; этапы работы.
Тема 6.2 Приемы торцевания. Основы композиции
Теория: Виды торцевания: контурное, торцевание на плоскости, объемное, торцевание слоями, торцевание на пластилине. Примеры работ. Определение гармоничного сочетания цветов. Основы композиции.
Тема 6.3 Контурное торцевание
Практика: Технология выполнения снежинки. Перенос силуэта снежинки на картон.Изготовление торцовок и нанесение на силуэт по контуру.
Коллективная работа «Зимние забавы». Выбор рисунка. Нанесение рисунка на картон.Изготовление торцовок и нанесение на силуэт.
Тема 6.4 Торцевание на плоскости
Практика: Технология выполнения образца «Веселые снеговички». Выбор рисунка, перенос его на картон, подбор гофрированной бумаги или салфеток разного цвета.Изготовление торцовок и наклеивание их на рисунок.
Тема 6.5 Торцевание на пластилине
Практика: Выполнение коллективного панно «Цветочные фантазии». Разработка эскиза. Подготовка торцовок. Лепка заготовок из пластилина. Заполнение торцовками заготовок.
Раздел 7. «Золотая иголочка». Вышивка»
Тема 7.1 История вышивки. Виды вышивки
Теория: Знакомство с историей вышивания. Виды вышивки. Беседа «Зачем людям вышивка?». Орнаменты вышивок. Вышивка в народном костюме. История русского народного костюма. Современная вышивка. Презентация «История вышивки. Виды вышивки»
Тема 7.2 Инструменты и материалы, необходимые для работы. Правила ТБ на занятиях
Теория: Рациональное расположение инструментов и материалов на рабочем месте. Правильное положение рук и туловища во время работы. Инструктаж по технике безопасности.
Тема 7.3 Организация рабочего места. Виды швов и основные технологические приемы
Практика: Правильная организация рабочего места. Цветовой подбор ниток для вышивания, выбор ткани. Знакомство с видами швов (шов «вперед иголку», шов «назад иголку», крестиковые швы для вышивки) и основными технологическими приемами
Тема 7.4 Правила перевода рисунка на ткань
Практика: Основные способы перевода рисунка на ткань и применение их на практике: перевод рисунка на ткань через копировальную бумагу, перевод рисунка через стекло и лампу (на просвет) при помощи стекла и света.
Тема 7.5 Вышивка «крест»
Практика: Знакомство с вышивкой крестом, её особенностями, основными технологическими приемами. Технология выполнения простого шва крестиком.
Тема 7.6 Схемы. Правила вышивания по схеме
Практика: Условные обозначения. Анализ и зарисовка простейших схем.
Тема 7.7 Вышивание крестиком по схеме (бабочки), выполненной в цвете
Практика:Знакомство с вышиванием крестиком по схеме (бабочки), выполненной в цвете
Раздел 8. «Мир творческих детей»
Теория:
Диагностика знаний, умений и навыков после первого года обучения.
Практика:
Подготовка учащимися работ к выставке.
Планируемые результаты первого года обучения
Результаты обучения (предметные результаты)
К концу первого года обучения учащиеся должны:
Знать:
виды и историю декоративно-прикладного творчества нашей страны;
правила техники безопасности на занятиях;
приёмы и способы работы с различными материалами и инструментами, обеспечивающими изготовление художественных поделок и элементов дизайна
Уметь:
использовать разнообразные материалы и инструменты при изготовлении поделок;
пользоваться схемами и шаблонами;
составлять простейшие композиции;
создавать образ по ассоциации и воплощать образ в материале;
выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчёркивать размером, цветом главное в работе;
чувствовать и передавать красоту линий, формы, цветовых оттенков объектов в действительности и в изображении;
рассматривать образец изделия, определять назначение, материал, из которого изготовлена вещь
Приобрести навыки:
чтения схем и инструкций;
правильного цветового подбора;
чёткого выполнения основных приёмов работы с материалом;
составления композиции;
владения инструментами.
Результаты воспитательной деятельности
у учащихся сформируется чувство ответственности за начатое дело;
чувство трудолюбия, аккуратности в работе;
сформируется чувство взаимопомощи и уважения друг к другу, коллективизма
Результаты развивающей деятельности (личностные результаты)
будет развит интерес, эмоционально-положительное отношение к художественному ручному труду, готовность участвовать самому в создании поделок;
будет развито образное мышление и творческое воображение, эстетическое отношение к природному окружению своего быта;
будет развита мелкая моторика пальцев рук
Методическое обеспечение первого года обучения
№ п/п | Название разделов и тем | Формы занятий | Приемы и методы | Дидактический материал, техническое оснащение | Форма подведения итогов | ||||
Введение в курс программы | |||||||||
Вводное занятие: цели и план работы, инструктаж по технике безопасности | Объяснение, беседа | Словесный, наглядный | Иллюстрации | Собеседование | |||||
Раздел 1 Мы- будущие мастера | |||||||||
1 | 1.1.Декоративно-прикладное искусство: виды и значение в жизни человека | Объяснение | Наглядный, словесный | Слайдовая презентация | Собеседование | ||||
1.2.Народные промыслы Тамбовского края | Объяснение, беседа | Наблюдение, словесный | Иллюстрации | Собеседование | |||||
Раздел 2 «Вторая жизнь растений» Тематические композиции из природныхматериалов | |||||||||
2 | 2.1. Правила сборки, сушки и хранения природного материала | Объяснение, рассказ | Словесный, наглядный | Иллюстрации | Собеседование | ||||
2.2. Правила построения композиции: последовательность выполнения, приемы наклеивания | Объяснение, рассказ | Словесный, наглядный | Иллюстрации | Собеседование | |||||
2.3. Начальная диагностика | Занятие - викторина | Словесный, практический | Дидактический материал | Викторина | |||||
2.4. Аппликация из природного материала. Флористика | Объяснение, практическое занятие | Словесный, практический | Рисунки, необходимые для работы принадлежности | Анализ работ | |||||
2.5. Композиция из природных семян | Практическое занятие | Репродуктивный | Рисунки, необходимые для работы принадлежности | Анализ работ | |||||
2.6. Плоскостная композиция из растений на круге | Практическое занятие | Репродуктивный практический | Иллюстрации, необходимые для работы принадлежности | Анализ работ | |||||
2.7. Аппликация из дроблённой яичной скорлупы | Практическое занятие | Репродуктивный практический | Иллюстрации необходимые для работы принадлежности | Анализ работ | |||||
2.8. Изготовление открыток с изображением животных, птиц, цветочных композиций. Мини-выставка лучших детских работ | Практическое занятие, творческая работа | Частично – поисковый, практический | Эскизы, иллюстрации, бумага, краски | Выставка работ | |||||
Раздел 3 Бумагопластика | |||||||||
3 | 3.1. Бумага. Виды и способы ее обработки | Рассказ | Словесный | Образцы работ | Собеседование | ||||
3.2. Техника выполнения гофрированных изделий: «Веер», «Бабочка», «Складные салфетки» | Объяснение, показ | Словесный, наглядный, практический | Бумага | Анализ работ | |||||
3.3. Освоение изготовления гнутых и гофрированных изделий | Объяснение, практическое занятие | Репродуктивный практический | Иллюстрации | Анализ работ | |||||
3.4. «Тюльпан с листом» | Объяснение, практическое занятие | Практический, словесный | Бумага, клей | Анализ работ | |||||
Раздел 4 Мастерская Деда Мороза | |||||||||
4 | 4.1. Новогодние украшения. Снежинка | Рассказ, беседа | Наглядный, словесный | Иллюстрации, образцы работ | Собеседование | ||||
4.2. Гирлянды, виды гирлянд | Объяснение | Наглядный, словесный | Бумага, клей необходимые для работы принадлежности | Собеседование | |||||
4.3. Открытки. История происхождения открыток | Практическое занятие | Репродуктивный | Бумага, клей необходимые для работы принадлежности | Анализ работ | |||||
4.4. Поздравительная открытка «С Новым годом!» | Творческая работа | Практический, частично - поисковый | Иллюстрации, бумага, клей необходимые для работы принадлежности | Выставка работ | |||||
Раздел 5 «Волшебная паутинка» Изонить | |||||||||
5 | 5.1.История возникновения | Объяснение, рассказ | Словесный, наглядный | Иллюстрации, выставка творческих работ | Собеседование | ||||
5.2. Инструменты и приспособления для работы. Техника безопасности во время работы | Объяснение, практическое занятие | Словесный, практический | Бархатная бумага, нитки, швейные иглы, рабочая основа | Анализ работ | |||||
5.3. Основные технологические приемы выполнения изонити | Практическое занятие, коллективная работа | Словесный, практический. | Иллюстрации, бархатная бумага, нитки, швейные иглы | Анализ работ | |||||
5.4. Открытка «Рыбка» | Практическое занятие | Репродуктивный | Бархатная бумага, нитки, швейные иглы рабочая основа | Анализ работ | |||||
5.5.Открытка «Звездочка» | Творческая работа, практическое занятие | Частично - поисковый | Бархатная бумага, нитки, швейные иглы рабочая основа | Анализ работ | |||||
5.6. Закладка «Солнышко» | Творческая работа, практическое занятие | Репродуктивный практический | Бархатная бумага, нитки, швейные иглы рабочая основа | Выставка работ | |||||
Раздел 6 Торцевание | |||||||||
6 | 6.1.Знакомство с техникой торцевания. ТБ на занятиях | Объяснение, рассказ. | Словесный, наглядный | Иллюстрации, выставка творческих работ | Собеседование | ||||
6.2.Приемы торцевания. Основы композиции | Объяснение, практическое занятие | Словесный, практический | Гофрированная бумага, клей, рабочая основа | Анализ работ | |||||
6.3.Контурное торцевание | Практическое занятие, коллективная работа | Словесный, практический. | Эскизы рисунков, бумага, клей | Анализ работ | |||||
6.4.Торцевание на плоскости | Практическое занятие | Репродуктивный | Эскизы рисунков, бумага, клей | Анализ работ | |||||
6.5.Торцевание на пластилине | Творческая коллективная работа, практическое занятие | Частично - поисковый | Гофрированная бумага, клей, пластилин | Выставка работ | |||||
Раздел 7 «Золотая иголочка» Вышивка | |||||||||
7 | 7.1. История вышивки. Виды вышивки | Рассказ | Словесный, наглядный | Иллюстрации, образцы работ | Собеседование | ||||
7.2. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Правила ТБ на занятиях | Рассказ, объяснение | Словесный | Образцы работ | Собеседование | |||||
7.3. Организация рабочего места. Виды швов и основные технологические приемы | Рассказ, объяснение | Словесный, наглядный, практический | Рисунки, необходимые для работы принадлежности | Анализ работ | |||||
7.4. Правила перевода рисунка на ткань | Объяснение, показ | Практический | Рисунки, калька, ткань, канва | Анализ работ | |||||
7.5. Вышивка «крест» | Практическое занятие | Репродуктивный | Материалы, необходимые для изготовления вышивки | Анализ работ | |||||
7.6 Схемы. Правила вышивания по схеме | Практическое занятие | Репродуктивный | Рисунки, калька, ткань, канва, нитки «Мулине», швейные иглы, пяльцы | Анализ работ | |||||
7.7 Вышивание крестиком по схеме (бабочки), выполненной в цвете | Творческая работа | Практический, частично - поисковый | Рисунки, калька, ткань, канва, нитки «Мулине», швейные иглы, пяльцы | Выставка работ | |||||
Раздел 8 Мир творческих детей | |||||||||
8 | 8.1. Диагностика знаний, умений и навыков после первого года обучения | Занятие - викторина | Словесный, практический | Дидактический материал | Викторина | ||||
8.2. Подготовка работ к выставке | Практическое занятие | Творческий | Стенды | Выставка работ |
Второй год обучения «Создаем полезное и прекрасное»
Задачи:
Образовательные:
закрепление и расширение знаний и умений, полученных в первый годосвоения образовательной программы;
совершенствование навыков, приемов и способов работы в разных видах декоративно-прикладного творчества;
обучение правилам работы по инструкциям, чтение и зарисовка схем изделий;
реализация принципа сотрудничества учащихся и взрослых, сочетая коллективное и индивидуальное;
стимулирование творчества и самостоятельности, потребность в самореализации, самовыражении;
соблюдение правил техники безопасности на занятиях
Развивающие:
развитие самостоятельности в работе;
развитие эстетического вкуса;
развитие умения работать с разными материалами и в разных техниках;
развитие индивидуальной творческой деятельности детей;
развитие устойчивого интереса к техническому и художественному творчеству.
Воспитательные:
воспитание навыков совместной работы в коллективе;
воспитание дисциплинированности, аккуратности, бережливости;
воспитание настойчивости в достижении цели
Учебный план второго года обучения
№ п/п | Тема | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | |||
Всего | Теория | Практ | ||||
Вводное занятие: план работы, инструктаж по технике безопасности | 1 | 1 | - | Собеседование | ||
Раздел 1 «Мы -будущие мастера» | 1 1 | |||||
1.1 | Знай и уважай культуру родного края | 1 | - | Викторина | ||
Раздел 2 «Вторая жизнь растений» Тематические композиции из природныхматериалов | 8 1 7 | Выставка работ | ||||
2.1 | Что в лесу уродилось, то и нам пригодилось | 1 | ||||
2.2 | Забавные животные из природного материала | 3 | ||||
2.3 | Композиция из природногоматериала «Лесная открытка» | 2 | ||||
2.4 | Изготовление плоских украшений-подвесок | 2 | ||||
Раздел 3 Бумагопластика | 12 2 10 | Выставка работ | ||||
3.1 | Работы с использованием различных приемов аппликации | 2 | ||||
3.2 | Бумажные комочки «Грибок» | 2 | ||||
3.3 | Бумажные петли «Хризантема» | 1 | ||||
3.4 | Пушистые шарики «Аистенок» | 1 | ||||
3.5 | Обрывная сюжетная аппликация «Рыбки в аквариуме» | 2 | ||||
3.6 | Мозаичная аппликация «Грибок» | 2 | ||||
3.7 | Объемная аппликация. Композиция «Цветы в корзине» | 2 | ||||
Раздел 4 «Мастерская Деда Мороза» | 12 | 3 | 9 | Выставка работ | ||
4.1 | Новогодние украшения | 1 | ||||
4.2 | Новогоднее украшение«Фонарик» | 1 | 1 | |||
4.3 | Изготовление двухсторонней елки | 1 | 1 | |||
4.4 | Изготовление новогодних сувениров | 7 | ||||
Раздел 5 Айрис-фолдинг | 8 3 5 | Выставка работ | ||||
5.1 | История происхождения техники айрис-фолдинг | 1 | ||||
5.2 | Знакомство с техникой айрис-фолдинг | 1 | ||||
5.3 | Изготовление открыток в технике айрис-фолдинг | 1 | 5 | |||
Раздел 6 «Волшебная паутинка» Изонить | 8 3 5 | Выставка работ | ||||
6.1 | Повторение основных технологических приемов выполнения изонити | 1 | 1 | |||
6.2 | Особенности прошивания угла, окружности | 1 | 1 | |||
6.3 | Изготовление панно с изображением цветов | 1 | 3 | |||
Раздел 7 «Торцевание» | 8 3 5 | Выставка работ | ||||
7.1 | Основные технологические приемы в технике торцевания | 1 | 1 | |||
7.2 | Торцевание на плоскости Аппликация торцеванием | 1 | 1 | |||
7.3 | Торцевание на пластилине | 1 | ||||
7.4 | Объемное торцевание | 1 | 2 | |||
Раздел 8 «Золотая иголочка» Вышивка» | 10 3 7 | Выставка работ | ||||
8.1 | Основные технологические приемы. Виды швов | 1 | 1 | |||
8.2 | Изготовление панно с изображением цветов | 2 | 6 | |||
Раздел 9 «Мир творческих детей» | 2 1 1 | Выставка работ | ||||
9.1 | Диагностика знаний, умений и навыков после второго года обучения. | 1 | ||||
9.2 | Подготовка творческих работ к выставке | 1 | ||||
Всего | 70 | 21 | 49 |
Содержание учебного плана второго года обучения
Введение в курс программы
Теория: Вводное занятие: режим и план работы творческого объединения, инструктаж по технике безопасности.
Раздел 1. «Мы- будущие мастера»
Тема 1.1 Знай и уважай культуру родного края
Теория: Викторина о традициях и быте Тамбовского края, народных промыслах нашего региона, посещение краеведческого музея.
Раздел 2 «Вторая жизнь растений» Тематические композиции из природных материалов
Тема 2.1 Что в лесу уродилось, то и нам пригодилось
Теория: Повторение основных приемов работы с природным материалом. Правила техники безопасности при работе
Тема 2.2 Забавные животные из природного материала
Практика: Просмотр иллюстраций. Выбор учащимися изображения, перенос рисунка на рабочую поверхность. Изготовление открыток с изображением животного с использованием природного материала
Тема 2.3 Композиция из природногоматериала «Лесная открытка»
Практика:Изготовление цветочной композиции с использованием природного материала. Использование гуаши для окрашивания (по желанию)
Тема 2.4 Изготовление плоских украшений-подвесок
Практика: Выбор учащимися природного материала для изготовления плоских украшений-подвесок. Использование гуаши для окрашивания. Мини-выставка лучших детских работ
Раздел 3 «Бумагопластика»
Тема 3.1 Работы с использованием различных приемов аппликации
Теория: Знакомство с различными приемами аппликации. Правила работы с бумагой, инструктаж по технике безопасности.
Тема 3.2 Бумажные комочки «Грибок»
Практика:Техника «Бумажные комочки». Формирование навыков моделирования, развитие воображения, фантазии, способности добиваться выразительности композиции. Выбор рисунка
Тема 3.3 Бумажные петли «Хризантема»
Практика:Техника «Бумажная петля». Формирование навыков конструкторской деятельности.
Тема 3.4 Пушистые шарики «Аистенок»
Практика:Технология изготовления пушистых шариков из бумаги. Формирование конструкторского мышления-из частей собрать целое, моторику и тактильные ощущения
Тема 3.5 Обрывная сюжетная аппликация «Рыбки в аквариуме»
Практика:Выбор рисунка. Перевод рисунка на основу.Составление картины из разноцветных кусочков бумаги.Правила работы с бумагой, инструктаж по технике безопасности.
Тема 3.6 Мозаичная аппликация «Грибок»
Практика: Знакомство с аппликацией: раскладывание готовых частей изделия и их наклеивание на основу. Правила изготовления бумажных плоских мозаичных аппликаций. Знакомство с приемами намазывания аппликации, наклеивание их в определенном порядке. Понятие изнаночная и лицевая сторона изделия. Изготовление изделий методом аппликации
Тема 3.7 Объемная аппликация. Композиция «Цветы в корзине»
Практика: Вырезание по прямоугольным контурам с последующим конструированием из квадратов, прямоугольников и треугольников. Техника безопасности при работе с ножницами. Конструирование аппликации по заданному образцу. Приемы одновременного вырезания нескольких деталей. Понятие «композиция» Изготовление композиционной работы
Раздел 4. «Мастерская Деда Мороза»
Тема 4.1 Новогодние украшения
Теория:Приемы и технологическая последовательность выполнения изделия из бумаги. Правила работы с бумагой. Техника безопасности во время работы
Тема 4.2 Новогоднее украшение «Фонарик»
Теория:Повторение темы «Гофрированные изделия». Понятие «гофрированные изделия»
Практика:Техника выполнения гофрированных изделий. Выполнение изделия «Фонарик» с применением метода гофрированных изделий
Тема 4.3 Изготовление двухсторонней елки
Теория:Знакомство с основными элементами складывания:сложить пополам или вдвое,втрое, вчетверо лист бумаги; сложить квадрат по диагонали, определить середину путем сгибания, загнуть углы к центру, загнуть край листа к середине. Приемы изготовления двухстороннего изделия.
Практика:Изготовление новогодней елки
Тема 4.4 Изготовление новогодних сувениров
Практика:Работа с бумагой и картоном. Изготовление сувениров к празднику. Разработка эскиза, выполнение работы.
Раздел 5 «Айрис-фолдинг»
Тема 5.1История происхождения техники айрис-фолдинг
Теория:Знакомство историей происхождения техники айрис-фолдинг. Правила работы, инструктаж по технике безопасности.
Тема 5.2 Знакомство с техникой айрис-фолдинг
Теория:Айрис-фолдинг- техника складывания полос цветной бумаги или лент под углом в виде закручивающейся спирали.Знакомство с приемами и технологическая последовательность выполнения изделия.Организация рабочего места.
Тема 5.3Изготовление открыток в технике айрис-фолдинг
Теория:Знакомство с приемами и технологическая последовательность выполнения изделия.
Практика:Выбор рисунка. Перевод рисунка на основу. Изготовление открыткис применением техники айрис-фолдинг
Раздел 6 «Волшебная паутинка» Изонить
Тема 6.1 Повторение основных технологических приемов выполнения изонитиПовторение основных технологических приемов выполнения изонити. Материалы и инструменты, необходимые для данной работы; этапы работы. Просмотр и анализ работ в данной технике. Правила техники безопасности на занятиях
Практика:Технология выполнения образца «Формы техники изонить»
Тема 6.2 Особенности прошивания угла, окружности
Теория: Повторение основных технологических приемов выполнения изонити.Знакомство особенностями прошивания угла, окружности
Практика:Тренинг: вдевание нити в иголку, завязывание узелка, закрепление нити в конце работы, заполнение окружности и угла – основные приемы
Тема 6.3 Изготовление панно с изображением цветов
Теория: Повторение основных технологических приемов выполнения изонити. Прием нанесения разметки на основу будущего изделия. Особенности прошивания угла, окружности, дуги, неполное прошивание овала. Порядок работы и оформление изделия
Практика:Изготовление панно с изображением цветов (колокольчик, василек, одуванчик и другие, по выбору)
Раздел 7. «Торцевание»
Тема 7.1 Основные технологические приемы в технике торцевания
Теория: Вспоминаем виды торцевания, правила техники безопасности, инструменты, необходимые для данной работы; этапы работы. Просмотр и анализ работ в данной технике.
Тема7.2 Торцевание на плоскости.Аппликация торцеванием
Практика: Технология изготовления композиций: «Солнечный букет», «Домашний питомец», «Снегири на ветке». Разработка и перенос эскиза на картон, цветовое решение композиций, подготовка торцовок, наклеивание «торцовок» на элементы изображения, сборка и оформление композиции.
Тема 7.3 Торцевание на пластилине
Практика: Изготовление заготовок из пластилина. Подготовка торцовок.
Проект: «Творческая мастерская игрушек», просмотр иллюстраций и создание эскиза будущей игрушки, выполнение заготовок из пластилина, выбор цветовой гаммы гофрированной бумаги, изготовление игрушки.
Тема 7.4 Объемное торцевание
Практика: Знакомство с техникой объемного торцевания на плоскости.
Изготовление творческой работы «Сказочный цветок»
Раздел 8. «Золотая иголочка» Вышивка»
Тема 8.1 Основные технологические приемы. Виды швов
Теория: Организация рабочего места. Материалы и инструменты, необходимые для работы. Правила ТБ на занятиях. Основы цветоведения. Значение использования вышивки при изготовлении народного костюма
Тема 8.2 Изготовление панно с изображением цветов
Практика:Повторение основных видов швов (шов «вперед иголку», шов «назад иголку», крестиковые швы для вышивки) и технологических приемов. Просмотр иллюстраций, выбор эскиза, копирование, подбор материала, последовательное изготовление панно.
Раздел 9. «Мир творческих детей»
Теория:
Диагностика знаний, умений и навыков после второго года обучения.
Практика:
Подготовка учащимися работ к выставке.
Планируемые результаты второго года обучения
Результаты обучения (предметные результаты)
К концу второго года обучения учащиеся должны:
Знать:
навыки, приемы и способы работы в разных видах декоративно-прикладного творчества;
правила работы по инструкциям, чтения и зарисовки схем изделий;
правила техники безопасности на занятиях;
правила пользования различными инструментами и материалами;
правила и законы составления композиции применительно к конкретному направлению декоративно-прикладного творчества;
Уметь:
выполнять эскиз изделия;
грамотно выбирать цветовую гамму;
пользоваться схемами и чертежами;
Приобрести навыки:
владения специальными понятиями и терминами;
простейших приемов конструирования изделий;
декоративного оформления творческих работ.
Результаты воспитательной деятельности
учащийся приобщится к совместной работе в коллективе;
сформирует чувство дисциплинированности, аккуратности, бережливости;
сформирует настойчивость в достижении цели
Результаты развивающей деятельности (личностные результаты)
будут развиты коммуникативные способности учащегося;
будет развит художественный вкус и творческие способности
Методическое обеспечение второго года обучения
№ п/п | Название разделов и тем | Формы занятий | Приемы и методы | Дидактический материал, техническое оснащение | Форма подведения итогов | |
Введение в курс программы | ||||||
Вводное занятие: цели и план работы, инструктаж по технике безопасности | Объяснение, беседа | Словесный, наглядный | Иллюстрации | Собеседование | ||
Раздел 1. Мы - будущие мастера | ||||||
1 | 1.1.Знай и уважай культуру родного края | Рассказ, беседа | Наглядный, словесный | Иллюстрации | Викторина | |
Раздел 2 «Вторая жизнь растений» Тематические композиции из природныхматериалов | ||||||
2 | 2.1. Что в лесу уродилось, то и нам пригодилось | Объяснение, практическое занятие | Словесный, наглядный, практический | Рисунки, рабочая поверхность | Собеседование | |
2.2. Забавные животные из природного материала | Практическое занятие | Словесный, практический | Природный материал, копировальная бумага | Анализ работ | ||
2.3. Композиция из природногоматериала «Лесная открытка» | Практическое занятие | Репродуктивный | Рисунки, природный материал, клей, краски | Анализ работ | ||
2.4. Изготовление плоских украшений-подвесок | Практическое занятие | Репродуктивный | Рисунки, природный материал, | Выставка работ | ||
Раздел 3 Бумагопластика | ||||||
3 | 3.1. Работы с использованием различных приемов аппликации | Рассказ | Словесный, наглядный | Образцы работ | Собеседование | |
3.2. Бумажные комочки «Грибок» | Объяснение, показ | Словесный, наглядный, практический | Бумага, клей | Анализ работ | ||
3.3. Бумажные петли «Хризантема» | Объяснение, практическое занятие | Репродуктивный | Бумага, ножницы, клей | Выставка работ | ||
3.4 Пушистые шарики «Аистенок» | Объяснение, практическое занятие | Практический, словесный | Бумага, ножницы, клей | Выставка работ | ||
3.5 Обрывная сюжетная аппликация «Рыбки в аквариуме» | Объяснение, творческая работа | Репродуктивный частично - поисковый | Образцы работ, иллюстрации бумага, клей | Анализ работ | ||
3.6 Мозаичная аппликация «Грибок» | Объяснение, практическое занятие | Практический, частично - поисковый | Иллюстрации бумага, ножницы, клей | Выставка работ | ||
3.7 Объемная аппликация. Композиция «Цветы в корзине» | Объяснение, практическое занятие | Практический, частично - поисковый | Образцы работ бумага, ножницы, клей | Выставка работ | ||
Раздел 4 Мастерская Деда Мороза | ||||||
4 | 4.1 Новогодние украшения | Рассказ, беседа | Наглядный, словесный | Иллюстрации, образцы работ | Собеседование | |
4.2 Новогоднее украшение «Фонарик» | Практическое занятие | Практический, словесный | Иллюстрации бумага, ножницы, клей | Анализ работ | ||
4.3 Изготовление двухсторонней елки | Практическое занятие | Репродуктивный | Бумага, ножницы, клей | Анализ работ | ||
4.4 Изготовление новогодних сувениров | Творческая работа | Практический, частично - поисковый | Образцы работ, иллюстрации бумага, клей | Выставка работ | ||
Раздел 5Айрис-фолдинг | ||||||
5 | 5.1 История происхождения техники айрис-фолдинг | Рассказ, беседа | Словесный, наглядный | Иллюстрации, образцы работ | Собеседование | |
5.2 Знакомство с техникой айрис-фолдинг | Практическое занятие | Репродуктивный практический. | Эскизы рисунков, бумага, ножницы, клей | Анализ работ | ||
5.3 Изготовление открыток в технике айрис-фолдинг | Практическое занятие | Репродуктивный поисковый | Эскизы работ, Иллюстрации бумага, ножницы, клей | Выставка работ | ||
Раздел 6 «Волшебная паутинка» Изонить | ||||||
6 | 6.1 Повторение основных технологических приемов выполнения изонити | Рассказ, беседа | Словесный, наглядный | Презентация, выставка работ | Собеседование | |
6.2 Особенности прошивания угла, окружности | Объяснение, практическая работа | Практический, наглядный, словесный | Бархатная бумага, нитки, швейные иглы, рабочая основа | Анализ работ | ||
6.3 Изготовление панно с изображением цветов | Объяснение, практическая работа | Практический, наглядный | Бархатная бумага, нитки, швейные иглы, рабочая основа | Выставка работ | ||
Раздел 7 Торцевание | ||||||
7 | 7.1 Основные технологические приемы в технике торцевания | Рассказ, беседа | Словесный, наглядный | Иллюстрации, выставка творческих работ | Собеседование | |
7.2. Торцевание на плоскости. Аппликация торцеванием | Практическое занятие | Репродуктивный практический. | Эскизы рисунков, бумага, клей | Анализ работ | ||
7.3.Торцевание на пластилине | Коллективная работа, проектная работа | Репродуктивный поисковый | Эскизы работ, бумага, клей, пластилин | Выставка работ | ||
7.4. Объемное торцевание | Практическое занятие | Словесный, практический | Гофрированная бумага, клей | Выставка работ | ||
Раздел 8 «Золотая иголочка» Вышивка | ||||||
8 | 8.1 Основные технологические приемы. Виды швов | Объяснение, беседа | Словесный, наглядный | Демонстрация картин | Собеседование | |
8.2 Изготовление панно с изображением цветов | Практическое занятие | Репродуктивный | Фоторамка, шерсть, ножницы, клей, пинцет | Анализ работ | ||
Раздел 9 Мир творческих детей | ||||||
9 | 9.1. Диагностика знаний, умений и навыков после второго года обучения | Занятие - викторина | Словесный, практический | Дидактический материал | Викторина | |
9.2. Подготовка работ к выставке | Практическое занятие | Творческий | Стенды | Выставка работ |
Блок №2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
С целью успешной реализации данной программы разработаны и оформлены: календарный учебный график (для каждой группы учащихся), планы-конспекты занятий, дидактические и оценочные материалы.
2.1. Календарный учебный график
Начало учебного года для учащихся с 1 сентября, окончание учебного года 31 мая; для учащихся второй и третьей групп обучение с 1 сентября, окончание учебного года 31 мая. Каникулы с 1 июня по 31 августа
1 год обучения -36 учебных недель, 70 учебных часов
2 год обучения - 36 учебных недель, 70 учебных часов
2.2. Условия реализации программы
Материально – техническое обеспечение
Материалы, необходимые для одного ребенка 1 года обучения:
Акриловые краски, стеки пластмассовые, кисточки (широкая и узкая), рабочая поверхность для лепки, зубочистки 1уп., лак акриловый 1 шт., клей ПВА 2 шт., цветной картон, цветная бумага, гофрированная бумага 10 цветов или салфетки бумажные, ватман, линейка, пинцет, фоторамки, пенопласт, простой карандаш, канцелярский нож, лоскуты тканей, канва 4шт., иглы для вышивания, ножницы, пяльцы, ленты, калька, копировальная бумага, ткань, ножницы, нитки «Мулине», сухой природный материал, текстильные волокна (пряжа)
Материалы, необходимые для одного ребенка 2 года обучения:
Акриловые краски, стеки пластмассовые, кисточки (широкая и узкая), рабочая поверхность для лепки, зубочистки 1уп., лак акриловый 1 шт., клей ПВА 2 шт., цветной картон, цветная бумага, гофрированная бумага 10 цветов или салфетки бумажные, ватман, линейка, пинцет, фоторамки, пенопласт, простой карандаш, канцелярский нож, лоскуты тканей, канва 4шт., иглы для вышивания, ножницы, пяльцы, ленты, калька, копировальная бумага, ткань, ножницы, нитки «Мулине», сухой природный материал, текстильные волокна (пряжа)
Техническое оснащение
проектор;
экран;
видео – диски;
магнитофон;
компьютер
Санитарно – гигиенические требования
Для реализации программы необходимо иметь:
светлое просторное помещение;
у каждого ребенка должно быть место за партой и набор необходимых канцелярских принадлежностей;
расстояние от глаз до работы должно составлять 35-40см, при меньшем расстоянии может развиться близорукость;
кабинет должен быть оборудован шкафами для хранения принадлежностей и незаконченных творческих работ, методической литературы и наглядных пособий для занятий;
в кабинете осуществляется влажная уборка и проветривание;
в наличии имеется аптечка с медикаментами для оказания первой медицинской помощи.
Методическое обеспечение
- методические разработки по темам программы;
- подборка информационной справочной литературы;
- сценарии массовых мероприятий, разработанные для досуга учащихся;
- наглядные пособия по темам;
- образцы творческих работ;
- инструктаж последовательного выполнения работы;
- диагностические карты для определения уровня знаний, умений, навыков и творческих способностей учащихся;
- видео и фотоматериалы
Содержание тематического плана с годами частично корректируется. В него вносятся изменения, отражающие новые интересные направления декоративно-прикладного творчества, авторские разработки педагога.
Содержание учебного материала подобрано с учетом педагогического и профессионального опыта составителя программы
Кадровое обеспечение
Реализация программы и подготовка занятий осуществляется педагогом дополнительного образования в рамках его должностных обязанностей. В ходе реализации программы возможна консультативная помощь психолога длявыявления скрытых способностей детей.
2.3.Формы аттестации
- участие в конкурсах;
- выставка творческих работ;
- обсуждение оригинальности замысла и его воплощения, сравнение работ учащихся;
- защита творческих работ и проектов.
Формы отслеживания результатов освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Входной контроль (начальная диагностика) – собеседование, анкетирование.
Текущий контроль - беседа в форме «вопрос – ответ», беседы с элементами викторины, контрольные задания, тестирование, творческий отчет.
Итоговый контроль (промежуточная и итоговая аттестация) – итоговая творческая работа по теме, участие в муниципальных, зональных, областных и всероссийских выставках, защита творческих проектов:
2.4.Оценочные материалы
Для определения достижения учащимися планируемых результатов в начале и в конце года проводится диагностика уровня знаний, умений и навыков.
Промежуточная аттестация проводится в конце первого учебного года, итоговая - в конце второго года обучения. Теоретическую часть итоговой аттестации можно провести в форме викторины, тестовых заданий, практическую часть в виде самостоятельной творческой работы.
Диагностические методики позволяют определить активность познавательной деятельности, уровень самооценки, отслеживать личностные и творческие достижения учащихся.
Приложение №1 к рабочей программе
Календарно-тематический план первого года обучения
№ | Дата | Тема занятия | Всего часов | Содержание деятельности занятия (формы организации деятельности) | Формы аттестации / контроля | |
Теорети ческая часть | Практи ческая часть | |||||
Раздел I Мы- будущие мастера | 3 | 3 | 3 | беседа | ||
1 | Вводное занятие | 1 | беседа | игра | беседа | |
2 | Декоративно-прикладное искусство: виды и значение в жизни человека | 1 | иллюстрации | викторина | беседа | |
3 | Народные промыслы Тамбовского края | 1 | беседа | иллюстрации | игра | |
Раздел II «Вторая жизнь растений» Тематические композиции из природныхматериалов | 12 | 3 | 9 | выставка | ||
4 | Правила сборки, сушки и хранения природного материала | 1 | беседа | игра | беседа | |
5 | Правила построения композиции: последовательность выполнения, приемы наклеивания. | 1 | иллюстрации | беседа | игра | |
6 | Начальная диагностика | 1 | беседа | викторина | беседа | |
7 | Аппликация из природного материала Флористика | 1 | объяснение | иллюстрации | игра | |
8-9 | Композиция из природных семян | 2 | беседа | игра | творческая работа | |
10-11 | Плоскостная композиция из растений на круге | 2 | объяснение | иллюстрации | творческая работа | |
12-13 | Аппликация из дроблённой яичной скорлупы | 2 | беседа | творческая работа | игра | |
14-15 | Изготовление открыток с изображением животных, птиц, цветочных композиций. Мини-выставка лучших детских работ | 2 | объяснение | иллюстрации | выставка | |
Раздел III Бумагопластика | 8 | 4 | 4 | выставка | ||
16 | Бумага. Виды и способы ее обработки | 1 | беседа | иллюстрации | беседа | |
17-19 | Техника выполнения гофрированных изделий: «Веер», «Бабочка», «Складные салфетки» | 3 | объяснение | показ | игра | |
20-21 | Освоение изготовления гнутых и гофрированных изделий | 2 | объяснение | опрос | творческая работа | |
22-23 | «Тюльпан с листом» | 2 | беседа | иллюстрации | выставка | |
Раздел IV Мастерская Деда Мороза | 12 | 3 | 9 | выставка | ||
24-26 | Новогодние украшения. Снежинка | 3 | иллюстрации | опрос | игра | |
27-30 | Гирлянды. Виды гирлянд | 4 | беседа | показ | выставка | |
31-32 | Открытки. История происхождения открыток | 2 | иллюстрации | опрос | викторина | |
33-35 | Поздравительная открытка «С Новым годом!» | 3 | беседа | игра | выставка | |
Раздел V «Волшебная паутинка» Изонить | 12 | 3 | 9 | выставка | ||
36 | История возникновения | 1 | беседа | иллюстрации | викторина | |
37 | Инструменты и приспособления для работы. Техника безопасности во время работы | 1 | беседа | опрос | беседа | |
38-42 | Основные технологические приемы выполнения изонити | 5 | объяснение | показ | беседа | |
43 | Открытка «Рыбка» | 1 | объяснение | показ | игра | |
44-45 | Открытка «Звездочка» | 2 | объяснение | игра | творческая работа | |
46-47 | Закладка «Солнышко» | 2 | беседа | творческая работа | выставка | |
Раздел VI Торцевание | 12 | 2 | 10 | выставка | ||
48 | Знакомство с техникой торцевание. ТБ на занятиях | 1 | беседа | беседа | игра | |
49 | Приемы торцевания. Основы композиции | 1 | беседа | показ | беседа | |
50-51 | Контурное торцевание | 2 | беседа | показ | творческая работа | |
52-55 | Торцевание на плоскости | 4 | иллюстрации | объяснение | игра | |
56-59 | Торцевание на пластилине | 4 | иллюстрации | объяснение | выставка | |
Раздел VII «Золотая иголочка» Вышивка | 8 | 2 | 6 | выставка | ||
60 | История вышивки. Виды вышивки | 1 | беседа | иллюстрации | Викторина | |
61 | Инструменты и материалы, необходимые для работы. Правила ТБ на занятиях | 1 | беседа | опрос | игра | |
62 | Организация рабочего места. Виды швов и основные технологические приемы | 1 | беседа | иллюстрации | беседа | |
63 | Правила перевода рисунка на ткань | 1 | объяснение | опрос | беседа | |
64 | Вышивка «Крест» | 1 | иллюстрации | показ | игра | |
65 | Схемы. Правила вышивания по схеме | 1 | иллюстрации | творческая работа | показ | |
66-67 | Вышивание крестиком по схеме (бабочки), выполненной в цвете | 2 | объяснение | творческая работа | выставка | |
Раздел VIII Мир творческих детей | 3 | 1 | 2 | выставка | ||
68 | Диагностика знаний, умений и навыков после первого года обучения | 1 | беседа | викторина | беседа | |
69-70 | Подготовка творческих работ к выставке | 2 | беседа | игра | выставка | |
Итого | 70 | 21 | 49 |
Приложение №2 к рабочей программе
Календарно-тематический план второго года обучения
№ | Дата | Тема занятия | Всего часов | Содержание деятельности занятия (формы организации деятельности) | Формы аттестации / контроля | ||
Теорети ческая часть | Практи ческая часть | ||||||
Раздел I Мы - будущие мастера | 2 | 2 | - | беседа | |||
1 | Вводное занятие | 1 | иллюстрации | показ | беседа | ||
2 | Знай и уважай культуру родного края | 1 | беседа | иллюстрации | беседа | ||
Раздел II «Вторая жизнь растений» Тематические композиции из природныхматериалов | 8 | 1 | 7 | выставка | |||
3 | Что в лесу уродилось, то и нам пригодилось | 1 | беседа | иллюстрации | игра | ||
4-6 | Забавные животные из природного материала | 3 | иллюстрации | викторина | творческая работа | ||
7-8 | Композиция из природногоматериала «Лесная открытка» | 2 | объяснение | творческая работа | беседа | ||
9-10 | Изготовление плоских украшений-подвесок | 2 | беседа | показ | творческая работа | ||
Раздел III Бумагопластика | 12 | 2 | 10 | выставка | |||
11-12 | Работы с использованием различных приемов аппликации | 2 | беседа | иллюстрации | беседа | ||
13-14 | Бумажные комочки «Грибок» | 2 | беседа | творческая работа | выставка | ||
15 | Бумажные петли «Хризантема» | 1 | объяснение | показ | игра | ||
16 | Пушистые шарики «Аистенок» | 1 | иллюстрации | творческая работа | |||
17-18 | Обрывная сюжетная аппликация «Рыбки в аквариуме» | 2 | объяснение | показ | творческая работа | ||
19-20 | Мозаичная аппликация «Грибок» | 2 | иллюстрации | показ | творческая работа | ||
21-22 | Объемная аппликация. Композиция «Цветы в корзине» | 2 | иллюстрации | показ | выставка | ||
Раздел IV Мастерская Деда Мороза | 12 | 3 | 9 | выставка | |||
23 | Новогодние украшения | 1 | иллюстрации | творческая работа | игра | ||
24-25 | Новогоднее украшение «Фонарик» | 2 | беседа | иллюстрации | творческая работа | ||
26-27 | Изготовление двухсторонней елки | 2 | беседа | показ | викторина | ||
28-34 | Изготовление новогодних сувениров | 7 | иллюстрации | творческая работа | выставка | ||
Раздел V Айрис-фолдинг | 8 | 3 | 5 | выставка | |||
35 | История происхождения техники айрис-фолдинг | 1 | беседа | иллюстрации | викторина | ||
36 | Знакомство с техникой айрис-фолдинг | 1 | иллюстрации | показ | игра | ||
37-42 | Изготовление открыток в технике айрис-фолдинг | 6 | объяснение | творческая работа | выставка | ||
Раздел VI «Волшебная паутинка» Изонить | 8 | 3 | 5 | выставка | |||
43-44 | Повторение основных технологических приемов выполнения изонити | 2 | иллюстрации | показ | беседа | ||
45-46 | Особенности прошивания угла, окружности | 2 | объяснение | показ | беседа | ||
47-50 | Изготовление панно с изображением цветов | 4 | иллюстрации | творческая работа | выставка | ||
Раздел VII Торцевание | 8 | 3 | 5 | выставка | |||
51-52 | Основные технологические приемы в технике торцевания | 2 | беседа | показ | игра | ||
53-54 | Торцевание на плоскости. Аппликация торцеванием | 2 | объяснение | показ | творческая работа | ||
55 | Торцевание на пластилине | 1 | беседа | показ | творческая работа | ||
56-58 | Объемное торцевание | 3 | иллюстрации | показ | выставка | ||
Раздел VIII «Золотая иголочка» Вышивка | 10 | 3 | 7 | выставка | |||
59-60 | Основные технологические приемы. Виды швов | 2 | объяснение | викторина | игра | ||
61-68 | Изготовление панно с изображением цветов | 8 | иллюстрации | показ | творческая работа | ||
Раздел IX Мир творческих детей | 2 | 1 | 1 | выставка | |||
69 | Диагностика знаний, умений и навыков после второго года обучения | 1 | беседа | игра | викторина | ||
70 | Подготовка работ к выставке | 1 | беседа | показ | выставка | ||
Итого | 70 | 21 | 49 |
2.5. Литература для педагога:
С. О. Авилкина Кружок по фитодизайну.- Начальная школа, 2003, № 1
Н. Д. Беляков Внеклассные занятия по труду с младшими школьниками. – М., Просвещение. 1996
Т.М.Геронимус: 150 уроков труда в 1-4 классах. Методическое пособие- Тула : Родничок ; М. : Астрель,2007
Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала: Кн. для воспитателя дет.сада– М., Просвещение. 1991
Внеклассная работа по труду. Работа с разными материалами: пособие для учителей/ под ред. А.М. Гукасовой – М.: Просвещение, 1999.- 176с.
Долженко Г.И., 100 поделок из бумаги. Ярославль. Академия Холдинг. 2004г
Н. М. Конышева Проблемы современного урока практического труда. – Начальная школа., 2001.,№ 4
Лукашенко В. А. Азбука бумажной пластики. – Начальная школа., 2004., № 7
Маняш Н. В. Симоненко В. Д. Проектная деятельность младших школьников. – М., 2004
Романовская А. Л., Чезлов Е. М. Забавные поделки, крупные и мелкие: бумага, ткань, соломка, глина, камушки. – М., АСТ., 2006.
Перевертень Г. И. Самоделки из текстильных материалов.- М., Просвещение. 1990
Сайт Страна Мастеров http://stranamasterov.ru
Сайт Всё для детей http://allforchildren.ru
Литература для детей и родителей:
Большая детская энциклопедия. – М., Астрель., АСТ, 2005
Большой подарок для девочки: украшения, поделки. – М, РОСМЕН., 2006
Джексон Джун., Поделки из бумаги. М. 2001.
Лыкова И. А. Лепилка – мастерилка. – М., Карапуз., 2000
Любимая энциклопедия для девочек. – Ростов – на – Дону., 2003.
Посмотри и раскрась. – М, Фламинго., 2007
Раскраска. Для маленьких друзей. – М., 2007
Энциклопедия для дошколят. – Донецк., 1998
Приложение Фотоотчет творческих работ детей кружка "Мир детского творчества"
Фотогалерея детских работ
DOCX / 4.43 Мб
Протокол результатов итоговой аттестации обучающихся
DOCX / 14.7 Кб
Колесникова Татьяна Сергеевна
Порошина Ольга Анатольевна
Сингаевская Наталья Валерьевна
Порошина Ольга Анатольевна