АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ «ЗЕЛЁНЫЙ ОСТРОВ»

0
0
Материал опубликован 26 April

КГБУСО «Артёмовский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

692764, Приморский край, город Артем, улица Ворошилова, 40

телефоны: 8 (42337) 3-52-05, 8 (42337) 4 – 24 - 63







АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

«ЗЕЛЁНЫЙ ОСТРОВ»



Направленность программы: физкультурно-спортивная

Уровень программы: ознакомительный, базовый или углубленный

Вид программы: модифицированный

Возраст обучающихся: с 7 до 18 лет

Срок реализации программы:от 1 до 3 месяцев










Автор-разработчик: Кондратова Ольга Игоревна

Инструктор по физической культуре












г. Артём, 2024 г.

титульный лист………………………………………………..…………..………1

пояснительная записка………………..…………………………..………………2

календарно-тематическое содержание……………………………..……………9

программное содержание……………………………………………………….10

методическое обеспечение………………………………………………………12

список литературы……………………………………………………………….15

приложения…………………………………………………………….…….…..17





«Физические упражнения могут

заменить множество лекарств, но ни

одно лекарство в мире не может

заменить физические упражнения»

Альфред де Мюссе



Пояснительная записка.

Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа для детей с ОВЗ инструктора по физической культуры разработана в соответствии с:

- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Обобразовании в Российской Федерации»;

- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации марта 2022 года №678-р.

- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации осуществления Образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Приказ Министерства просвещения России от27.07.2022 N629 утверждении

Порядка организации осуществления образовательной деятельности по

Дополнительным общеобразовательным программам»; (вступает в силу с 1 марта 2023 года и действует по 28 февраля 2029 года)

- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.03.2016г.№ВК641/09«Она правлении методических рекомендаций (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учётом их особых образовательных потребностей»;

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685 - 21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов средыобитания» (рзд.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»);

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №28«Об утверждении санитарных правил СП2.4.3648-20

«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».


Направленность программы: физкультурно-спортивная.

Физическое воспитание - неотъемлемая часть комплексной системы учебно-воспитательной работы, в которой обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья. Оно направлено на решение образовательных, воспитательных, оздоровительно-коррекционных задач.

Физическое воспитание осуществляется в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим воспитанием и трудовым обучением, занимает одно из ведущих мест в подготовке учащихся с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни и производственному труду. Физическое воспитание способствует формированию положительных личностных качеств, является одним из средств успешной социальной интеграции детей в общество.


Новизна программы:

- включены корригирующие упражнения: с предметами и без предметов; с элементами бега, метания, прыжков, бросания и ловли мячей; на развитие зрительного восприятия, пространственной ориентировки, силы, ловкости и точности движений;

- в использовании современных инновационных технологий (здоровьесберегающие технологии, личностно – ориентированная технология, информационно-коммуникативные технологии, технология дифференцированного физкультурного образования);

- методов физкультурно-оздоровительного образования (Е.М. Голикова);

- в применении здоровье сберегающих технологий (Н.П. Вайман, Н.И. Жерко).


Актуальность программы обусловлена необходимостью успешной социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе. Под влиянием физических упражнений будут активизироваться физиологические процессы, совершенствоваться строение, улучшаться деятельность всех органов и систем человека, повысится работоспособность, укрепится здоровье.


Отличительные особенности программы

Программа позволит детям с ограниченными возможностями замедлить развитие патологических процессов и способствовать восстановлению нарушенных двигательных функций организма посредством адаптивной физической культуры. Под влиянием физических упражнений будут активизироваться физиологические процессы, совершенствоваться строение, улучшаться деятельность всех органов и систем человека, повысится работоспособность, укрепится здоровье. В специальном обучении используются специфические для каждой категории обучающихся методы и приёмы коррекционно-педагогической работы. Общепедагогические методы и приёмы обучения применяются особым образом: путём сочетания методов, которые взаимодополняют друг друга.

В содержание программы: включены корригирующие и рекреационные упражнения: для коррекции ходьбы, бега, прыжков, лазанья и перелезанья, расслабления.

При организации образовательного процесса применяются современные инновационные технологии (здоровьесберегающие технологии, личностно – ориентированная технология, информационно-коммуникативные технологии, технология дифференцированного физкультурного образования).

Для коррекции двигательных нарушений используются методы физкультурно-оздоровительного образования (Е.М. Голикова). К данным методам относятся такие методы, как формирование знаний, обучение двигательным действиям, развитие физических способностей, воспитание личности, организации и взаимодействия педагога и занимающегося, регулирования психического состояние ребенка.

Для развития у обучающихся жизненно необходимых двигательных умений и навыков, развития таких физических качеств как сила, ловкость, выносливость, гибкость, быстрота используются здоровье сберегающие технологии:

- средства двигательной направленности: движение; физические упражнения; эмоциональные разрядки и минутки «покоя» гимнастика (оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости); подвижные игры; специально организованная двигательная активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков).

- организация и проведения подвижных игр.

Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психолого-педагогическую природу ребенка, отвечает его потребностям и интересам. Игра формирует типовые навыки социального поведения, специфические системы ценностей, ориентацию на групповые и индивидуальные действия, развивает стереотипы поведения в человеческих общностях.


Адресат программы– возраст обучающихся, участвующих в реализации программы от 7 до 18 лет.

Уровень программы – ознакомительный.


Срок реализации программы: от 1 до 3 месяцев в зависимости от ИПСУ. Кратность посещения 5 рабочих дней в неделю.

Особенности образовательной деятельности.

По действующему СанПиН для школьников организуются занятия по физическому развитию 2 раза в неделю. Продолжительность занятия – не более 40 минут. Физкультурно-массовые мероприятия и воспитательная работа – ежемесячно.


Целью программы является расширение двигательной активности детей, приобщение их к доступной спортивной деятельности, интересному досугу, развитие собственной активности и творчества, формирование здорового образа жизни, физкультурное и спортивное воспитание.


Задачи:

Образовательные:

освоение системы знаний, необходимой для сознательного освоения двигательных умений и навыков;

формирование и развитие жизненно необходимых двигательных умений и навыков;

обучение технике правильного выполнения физических упражнений.

Развивающие:

развитие двигательных качеств;

формирование и совершенствование двигательных навыков прикладного характера;

развитие пространственно-временной дифференцировки.

Оздоровительные и коррекционные:

укрепление и сохранение здоровья;

активизация защитных сил организма обучающегося;

повышение физиологической активности органов и систем организма;

укрепление и развитие сердечно-сосудистой и дыхательной системы;

коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата;

коррекция и компенсация нарушений психомоторики;

коррекция и развитие общей и мелкой моторики.

Воспитательные:

воспитание чувства внутренней свободы, уверенности в себе, своих силах и возможностях;

воспитание нравственных и морально-волевых качеств и навыков осознанного отношения к самостоятельной деятельности, смелости, настойчивости;

воспитание устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями;

формирование у обучающихся осознанного отношения к своему здоровью и мотивации к здоровому образу жизни.



Особенности оценивания школьников ОВЗ на занятиях по физической культуре.

Качественные критерии успеваемости характеризуют степень овладения программным материалом: знаниями, двигательными умениями и навыками, способами физкультурно-оздоровительной деятельности.

Количественные критерии успеваемости определяют сдвиги в физической

подготовленности, складывающиеся из показателей развития основных физических способностей: силовых, скоростных, координационных, выносливости, гибкости и ихсочетаний, что отражает направленность и уровни реализуемых программ.

Осуществляя оценивание подготовленности по физической культуре, инструктор по ФК реализует стимулирующую и воспитывающую функции, учитывая темп (динамику изменения развития физических качеств заопределенный период времени, а не в данный момент) и индивидуальные особенности ребёнка (типы телосложения, психические и физиологические особенности). При этом необходимо быть максимально тактичным, внимательным, не унижать человеческое достоинство обучающегося, заботясь о повышении и дальнейшем развитии интереса к физической культуре.


Планируемые результаты:

повышение реабилитационного потенциала через коррекцию физического развития. Развитие и поддержание интереса занятиями физической культуры как образа жизни.


Критерии оценки.


ФИО

Критерии

На начало реабилитации

На конец реабилитации

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

1.

Развитие социальной адаптации.

1.1. Развития межличностных отношений: симпатия, дружба. Взаимодействие между детьми: подражание, сопереживание, содействие







1.2. Эмоциональное развитие волевых качеств: самоконтроль, самостоятельность, дисциплинированность.







2.

Формирование культурно-гигиенических навыков.

2.1. Умение самостоятельно переодевать спортивную форму и обувь.







2.2. Правильно пользоваться гигиеническими принадлежностями в соответствии с назначением: пользоваться туалетом, пользоваться мылом, насухо вытираться после умывания полотенцем, вещать его на место.







3.

Уровень техники владения двигательными умениями и навыками

3.1. Умение выполнять общеразвивающие упражнения.







3.2. Умение выполнять упражнения в равновесии.







3.3. Умение выполнять прыжки.







3.4. Умение выполнять метание.







3.5. Умение играть в игры.







3.6. Умение выполнять дыхательные упражнения.







Дополнительно про критерии оценок: см. Приложение 1.


Оценка уровня развития:

Высокий уровень развития.

Средний уровень развития.

Низкий уровень развития.

Итоговое оценивание происходит на основе текущего контроля, полученных обучающимся критериев оценок.


 Формами подведения итогов реализации программы являются: 

- включенное наблюдение за обучающимися в процессе занятий;

- проверка выполнения отдельных упражнений;

- выполнение установленных заданий;

- физкультурно-массовые и спортивные соревнования.

Для более успешной и эффективной работы по программе устанавливаются связи с родителями.

К специфическим принципам работы по программе относятся:

1. Создание мотивации; 

2. Согласованность активной работы и отдыха; 

3. Непрерывность процесса; 

4. Необходимость поощрения; 

5. Социальная направленность занятий; 

6. Активизации нарушенных функций; 

7. Сотрудничество с родителями;

8. Воспитательная работа.


Календарно-тематическое содержание.


Наименование разделов, тем

Всего, час

Количество часов учебных занятий

Формы контроля

Теоретические

Практические

1.

Основы знаний о физической культуре.

-

В процессе каждого занятия

В процессе каждого занятия

-

2.

Общеразвивающие упражнения.

-

В процессе каждого занятия

В процессе каждого занятия

-

3.

Строевые упражнения.

-

В процессе каждого занятия

В процессе каждого занятия

наблюдение

3.

Физические упражнения для коррекции.

3

-

3

-

4.

Подготовительные упражнения для метания (в цель и на дальность).

2

-

2

-

5.

Подготовительные упражнения для прыжков (в длину и в высоту).

2

-

2

-

6.

Подвижные игры.

1

-

1

-

7.

Спортивно-оздоровительные мероприятия.

2

-

2

Соревнование

8.

Воспитательная работа.

4

2

2

-

9.

Индивидуальные занятия.

3

3

3

-

10

Итоговое занятие.

1

1

1

Оценивание по критериям оценок


ИТОГО на 1 месяц:

18

6

16



Итого на 3 месяца:

54

18

48



С учётом того, что ребёнок посещает данное учреждение от 1 до 3 месяцев, количество часов в учебно-методическом плане составлено на 1 месяц и программа повторяется последующие месяцы.



Программное содержание.

Развитие детей от 7 до 18 лет см. Приложение 2.

Распределение часов на разделы и темы условно, т.к. в большинстве занятий предусмотрено содержание теоретического и практическою материала, упражнения и комплексы упражнений различных разделов и тем в одном занятии.


1. Вводное занятие предусматривает ознакомление с правилами внутреннего распорядка в учреждении. Знакомство с детьми. Объяснение техники безопасности на занятиях по физкультуре. Начальное оценивание ребенка на начало реабилитации.

2. Общеразвивающие упражнения.

Общеразвивающие упражнения (ОРУ) – движения отдельными частями тела и туловищем или их сочетания, выполняемые с различной скоростью и амплитудой, с максимальным или умеренным мышечным напряжением. В зависимости от цели и задач занятий ОРУ могут быть направлены:

на подготовку организма к предстоящей работе (разминка);

на овладение школой движений;

на воспитание физических качеств;

на оздоровление различных органов и систем организма;

на формирование правильной осанки.

3. Строевые упражнения.

Строевые упражнения - двигательные действия учащихся, выполняемые одновременно всем классом, группами учащихся или отдельными учениками. Строевые упражнения являются средством организации занимающихся и целесообразного их размещения на площадке. Классифицируются строевые упражнения на четыре группы:

- строевые приёмы;

- построения и перестроения;

- передвижения;

- размыкания и смыкания.

4. Физические упражнения для коррекции.

Физические упражнения — это осознанные движения и двигательные действия, которые специально отобраны в целях решения определенных задач физического воспитания.

Физические упражнения для коррекции ходьбы, физические упражнения для коррекции бега, физические упражнения для коррекции прыжков, физические упражнения для коррекции лазанья и перелазанья, подготовительные упражнения для метания, физические упражнения для координации и развития мелкой моторики рук, физические упражнения для коррекции расслабления, упражнения для коррекции осанки, профилактика и коррекция плоскостопия.

5. Метание.

Метание является одним из средств физического воспитания и специальной подготовки школьников и представляет собой прикладное, координационно-сложное двигательное действие, в процессе которого участвует большое количество двигательных звеньев тела, при работе которых необходимы согласованность в их движении, соразмерение усилий в пространстве, во времени и по мышечному усилию.

6. Прыжки.

Прыжки в длину и высоту с места и с разбега относятся к основным видам движений, включены в базовое содержание школьной программы физического воспитания, также способствуют развитию прыгучести, скоростно-силовых качеств, разностороннему физическому развитию человека. Они воспитывают ловкость и смелость, умение ориентироваться в пространстве и владеть своим телом.

7. Подвижные игры.

Подвижные игры — это элемент обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Они включают в себя все основные виды движений: ходьбу, бег, прыжки, метания. Разнообразные игровые действия развивают выносливость, ловкость, силу, быстроту, воспитывают морально-волевые качества.

В работе с детьми и подростками с ограниченными возможностями здоровья важно использовать различные подвижные игры:

Игры на знакомство.

Игры, развивающие быстроту.

Игры, развивающие выносливость.

Игры, развивающие ловкость.

Игры с элементами спортивных игр.

При подборе игр необходимо учитывать характер и глубину дефекта, реальные двигательные возможности ребёнка и его индивидуальную реакцию на физическую нагрузку.

5. Спортивно-оздоровительные мероприятия.

Спортивно-оздоровительной деятельности ориентирована на создание условий для: расширения опыта поведения, деятельности и общения; творческой самореализации учащихся в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности; позитивного отношения к окружающей действительности; социального становления ребёнка в процессе общения и совместной деятельности в сообществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами.

Основные формы работы:

школьные спартакиады;

дни здоровья;

спортивные праздники;

месячник за здоровый образ жизни.

6. Индивидуальные занятия.

Индивидуальные занятия — это процесс обучения, но в отличие от группового занятия, ребёнок занимается один на один с преподавателем, что даёт возможность выстраивать план занятия исходя из успеваемости и уровня подготовки конкретного ученика. Создаётся дополнительно индивидуальный комплекс физических упражнений для определенного ребёнка на дополнительном оборудовании: массажные дорожки, гимнастическая полусфера, балансиры и т.д.


Методическое обеспечение.

Методические материалы.

На занятиях используются методы:

- методы формирования знаний;

- методы обучения двигательным действиям;

- методы развития физических качеств и способностей;

- методы воспитания личности;

- методы взаимодействия педагога и занимающихся.


Структура занятий.

Подготовительная часть занятия создает предпосылки для основнойучебно-воспитательной работы. Цель занятия физической культуры - обеспечить психологическую и морфофункциональную готовность обучающихся крешению задач основной части занятия и достижению его целевой установки.

Основная часть занятия призвана достигнуть результатов, предусмотренных программой, планами образовательных, воспитательных, оздоровительных, развивающих мероприятий. Цель - обеспечить активную работу дляполучения конкретных знаний, двигательных и инструктивных навыков иумений, выраженных сдвигами психических и морфофункциональныхпоказателей развития двигательных, духовно-нравственных и волевых качествзанимающихся.

Заключительная часть занятия. Цель - приведение организма в оптимальное

для последующей деятельности состояние.


Календарный учебный график.

Дата

Тема занятия

Количество часов

Время проведения занятия

Форма занятия

Место проведения

Формы контроля

план

факт

1.



1.Формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия.

1

35-40 минут

Групповая


Наблюдение

2.



Воспитательная работа.

1

20-40 минут

Групповая



3.



2.Коррекция ходьбы и бега.

1

35-40 минут

Групповая



4.



Индивидуальное занятие.

1

30-40 минут

Инди-но



5.



Спортивно-оздоровительное мероприятие.


40-60 минут



Соревнование

6.



3.Коррекция для лазанья и перелазанья, и для координации и развития мелкой моторики рук.

1

35-40 минут




7.



4. Метание в цель.

1

35-40 минут

Групповая



8.



Воспитательная работа.

1

20-40 минут

Групповая



9.



Индивидуальное занятие.

1

30-40 минут

Инди-но



10.



5. Метание на дальность.

1

35-40 минут

Групповая



11.



Воспитательная работа.

1

20-40 минут

Групповая



12.



6. Прыжки в длину.

1

35-40 минут

Групповая



13.



Индивидуальное занятие.

1

30-40 минут

Инди-но



14.



7. Прыжки в высоту.

1

35-40 минут

Групповая



15.



Спортивно-оздоровительное мероприятие.

1

40-60 минут



Соревнование

16.



Воспитательная работа.

1

20-40 минут

Групповая



17.



8. Подвижные игры.

1

35-40 минут

Групповая.



18.



9. Итоговое занятие. Оценка по критериям

1

35-40 минут

Групповая.




Дополнительная информация:

- возможно, объединить 8 и 9 занятия или перевести в индивидуальное в связи с изменением календарных праздников;

- комплекс ОРУ подбирается индивидуально для каждого занятия;

- в конце каждого занятия выполняются дыхательные упражнения;

- занятия могут быть дополнены (заменены) оздоровительной экскурсией;

- корреционные упражнения, подвижные игры можно чередовать, либо заменять.



Список литературы:

Булич Э. Г. Физическое воспитание в специальных медицинских группах: Учеб. пособие для техникумов. - М.: Высш. школа, 1986. -225 с.

Голикова Е.М. ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ «ОСОБЫХ ДЕТЕЙ»: пособие для студентов института физической культуры и спорта, инструкторов ЛФК, родителей, специалистов реабилитационных центров/ Е.М. Голикова; Мин-вообразования и науки РФ, Оренб. гос. пед.ун-т. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2011. – 31с.

Егорычева Е.В., Чернышева И.В., Шлемова М.В. Общеразвивающие упражнения на занятиях по физической культуре в вузе. Учебное пособие. Егорычева, Е.В.

Коняхина Г.П. «Подбор физических упражнений для коррекции двигательных качеств для детей с ограниченными возможностями здоровья» [Текст] Учебно-методическое пособие - Типография «НИЗКИХ ЦЕН», ИП Купреев Е.А. 454000, г. Челябинск, ул. Гагарина, 51. 2022.- 75 с.

Комплексные программы физического воспитания учащихся 1-11 классов (авторы В.И. Лях, А.А. Зданевич, М.: Просвещение, 2011); · Физическая культура. Учебники для учащихся 1- 4 кл.нач.шк. – М.: Просвещение.: 2012.

Коняхина ЛФК, Коняхина Г.П., Захарова Н.А., Лечебная физкультура для детей с ограниченными возможностями здоровья, учебно-методическое пособие, 2019.

Нагаева Т. А. Физическое развитие детей и подростков: учебное пособие / Т. А. Нагаева, Н. И. Басарева, Д. А. Пономарева. –Томск, 2011 – 101 с.

Организация занятий адаптивной физической культурой с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Методическое пособие. Авторы-составители: Т.В. Насибулина, И.Д. Новикова Р.Ф. Антонюк. г. Сыктывкар, 2016.

Урок – основная форма работыпо физической культуре в школе учебно-методическое пособие. Автор-составитель: Сарамуд Н.Г., преподаватель Выборгского института (филиала)АОУ ВПО «ЛГУ им. А.С. Пушкина»

Физическая культура. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников А. П. Матвеева. 1—4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций/А. П. Матвеев. — 6-е изд. — М.: Просвещение, 2021. —63 с.

https://soiro64.ru/wp-content/uploads/2021/02/4.-metodicheskie-rekomendacii-po-realizacii-adaptirovannyh-dopolnitelnyh-obshheobrazovatelnyh-programm.pdf (нормотивная база).




































Приложения.

«Приложение 1»

Критерии оценки.

ФИО

Критерии


Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

1.

Развитие социальной адаптации.

1.1. Развития межличностных отношений: симпатия, дружба. Взаимодействие между детьми: подражание, сопереживание, содействие.

 - умение понимать и общаться друг с другом.

- готовность доверять окружающим. Умение помогать и не обижать детей. Заставляющих их вместе радоваться, переживать, испытывать чувство удовлетворения, проявлять доброжелательность

- умение здороваться и прощаться

- уважение к самому себе.

- при организующей помощи взрослого ребёнок общается с другими детьми;

- ребенок иногда демонстрирует чувства сопереживания и сочувствия по поводу чувств другого.

Незначительные попытки играть друг с другом.

Невежлив лишь в силу не знания того, когда, где и как надо поступить (здороваться, прощаться, вежливо обращаться с просьбой, благодарить за услуги, извиниться за неловкость, не перебивать разговора взрослых)

Эмоционально не отвечает, равнодушен к действиям и эмоциональным переживаниям других детей.

Нет желания общаться с другими детьми и со взрослыми.

У детей нет знаний о вежливых проявлениях, отсутствуют и сами проявления.


1.2. Эмоциональное развитие волевых качеств: самоконтроль, самостоятельность, дисциплинированность.

- способность контролировать оценивать собственные действия.

Умеет действовать без посторонней помощи, выполнять деятельность по своей инициативе (без постоянного контроля взрослого).

Подчинятся общественным правилам поведения и деятельности; осознанно выполняет общественные правила поведения и деятельности.

- проявляет инициативу к действиям при организующей помощи взрослого

- испытывают некоторые затруднения при подчинении своего поведения определённой задачи;

- планируют свои действия при помощи взрослого спланировать свои действия;


не умеет сдерживать свои эмоции и непосредственные желания.

не в состоянии управлять волевыми действиями;

не в состоянии преодолевать встречающиеся трудности.

легко отвлекаются от выполнения нужного дела

могут проявлять неслыханное упрямство

2.

Формирование культурно-гигиенических навыков.

2.1. Умение самостоятельно переодевать спортивную форму и обувь.

Ребёнок самостоятельно переодеваться в спортивную форму, самостоятельно завязывает шнурки на спортивной обуви.

Ребенок сам постоянно обращается за помощью к взрослому. Ребёнок испытывает незначительные затруднения: определения лицевой и изнаночной стороны одежды, ребёнок путает парные вещи.

Ребёнок не владеет навыком самообслуживания: не умеет и нет желания переодеваться.

2.2. Правильно пользоваться гигиеническими принадлежностями в соответствии с назначением: пользоваться туалетом, пользоваться мылом, насухо вытираться после умывания полотенцем, вещать его на место.

Самостоятельно умеет правильно пользоваться мылом, мыть руки, насухо вытираться после умывания, вещать аккуратно полотенце на место. Самостоятельно умеет пользоваться туалетом.

Умеет пользоваться гигиеническими принадлежностями при контроле взрослого.

Только с помощь взрослых умеет пользоваться гигиеническими принадлежностями.

3.

Уровень техники владения двигательными умениями и навыками

3.1. Умение выполнять строевые упражнения.

Движение или отдельные его элементы выполнены правильно, с соблюдением всех требований, без ошибок, легко, свободно, четко, уверенно, слитно, с отличной осанкой, в надлежащем ритме; ребенок понимает сущность движения, его назначение, может разобраться в движении, объяснить, как оно выполняется.

Двигательное действие в основном выполнено правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к скованности движений, неуверенности.

Движение или отдельные его элементы выполнены неправильно, допущено более двух значительных или одна грубая ошибка.

3.2. Умение выполнять упражнения в равновесии.

Движение или отдельные его элементы выполнены правильно, с соблюдением всех требований, без ошибок, легко, свободно, четко, уверен-но, слитно, с отличной осанкой, в надлежащем ритме; ребенок понимает сущность движения, его назначение, может разобраться в движении, объяснить, как оно выполняется.

Двигательное действие в основном выполнено правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к скованности движений, неуверенности.

Движение или отдельные его элементы выполнены неправильно, допущено более двух значительных или одна грубая ошибка.

3.3. Умение выполнять прыжки.

Умение правильно выполнять технику прыжков в длину и в высоту. Умение выполнять прыжки на левой и правой ноге на месте, а также с продвижением вперёд.

С помощью инструктора ФК воспитанник выполняет прыжки под контролем. Наблюдаются незначительные ошибки или одна грубая ошибка.

Движение или отдельные его элементы выполнены неправильно, допущено более двух значительных или одна грубая ошибка.

3.4. Умение выполнять метание.

Движение или отдельные его элементы выполнены правильно, с соблюдением всех требований, без ошибок, легко, свободно, четко, уверенно, слитно, с отличной осанкой, в надлежащем ритме; ребенок понимает сущность движения, его назначение, может разобраться в движении, объяснить, как оно выполняется.

Двигательное действие в основном выполнено правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к скованности движений, неуверенности.

Движение или отдельные его элементы выполнены неправильно, допущено более двух значительных или одна грубая ошибка.

3.5. Умение правильно работать с мячом.

Самостоятельно демонстрирует работу с мячом. Умение выполнять броски мяча вверх и его ловлю. Умение выполнять упражнения на гимнастических мячах.

Умение ловить и бросать мяч инструктору ФК. Выполняется задания с небольшими ошибками.

Непонимание того, что можно делать с мячом. Только с помощью инструктора работает мячом.

3.6. Умение играть в игры.

Самостоятельно или при небольшой помощи взрослого участвует в игре. Взаимодействует с ребятами, проявляет инициативу.

Проявляет желание играть в подвижные игры с простым содержанием, несложными движениями.

Воспитанник не проявляет интерес к участию в совместных играх, нет интереса к физической деятельности.





«Приложение 2»

Развитие детей от 7 до 18 лет см.

Школьный возраст до начала пубертата.

Этот период охватывает возрастной интервал от 6–7 до 11–13лет. Более четких временных границ данному возрастному периоду приписать не удается, так как индивидуальный разброс темпов созревания в этом возрасте очень велик. Девочки, как правило, вступают впубертат на 1–1,5 года раньше, чем мальчики. Это весьма важныйэтап в жизни ребенка, который характеризуется ускоренными процессами психического развития на фоне продолжающихся морфофункциональных перестроек организма.

Скорость роста. К младшему школьному возрасту структурная

дифференцировка тканей уже завершена, и идет дальнейшее увеличение массы органов и всего тела. Мальчики все больше отличаютсяот девочек по типу роста, созревания и по формированию характерного для них телосложения. Данный период жизни ребенка характеризуется самыми низкими темпами роста длины и массы тела. До 11–12 лет масса тела мальчиков (в том числе мышечная масса) несколькобольше, чем девочек. Развиваются такие двигательные качества, какбыстрота, ловкость, сила, выносливость. Ускоренно развиваются исложные координационные движения мелких мышц, что позволяетуспешно осваивать тонкие движения руками, необходимые при письме, рукоделии и др.По пропорциям тела ребенок этого возраста уже очень похож навзрослого, хотя его ноги еще относительно короче, у мальчиков болееузкие плечи, а у девочек – бедра, в сравнении с полностью сформированными юношами и девушками.

Моторное развитие. Развитие двигательных качеств (мышечной силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости) находится взависимости от функционального состояния организма. Так, для развития выносливости необходимы надежная деятельность сердечно-сосудистой системы, экономное расходование энергии. В развитиисилы определенную роль играет формирование костной и мышечнойсистем. Подвижность в суставах, связочном аппарате, быстрота переключения нервных процессов, их координация – решающие факторыдля развития гибкости и ловкости.

Период полового созревания (пубертатный период)

Скорость роста. Пубертатный скачок роста – хорошо известное явление, суть которого – в резком увеличении скорости ростовыхпроцессов в период полового созревания. Установлено, что этот процесс регулируется на разных стадиях пубертата различными комбинациями гормонов. Ранние стадии пубертата связаны с активациейсекреции гормона роста гипофизом, который не только стимулируетрост костей в длину, но и способствует активной утилизации жиров.В результате на начальных этапах пубертата подростки быстро «удлиняются» и «худеют», хотя абсолютного снижения массы тела в

норме не происходит. На заключительных этапах пубертата наиболееактивными становятся стероидные гормоны, которые способствуютзавершению окостенения, что ограничивает рост тела в длину.

Половые различия протекания пубертатного скачка роста приводят к тому, что существенно увеличивается разница в длине теламежду мальчиками и девочками. С появлением менструаций увеличение тотальных размеров тела у девочек резко падает. Характерныепризнаки мужского (широкие плечи, узкий таз) и женского (широкие бедра) телосложения возникают под воздействием половых гормонов. Юноши приобретают большую силу и физическую выносливость. Скелетные мышцы в пубертатный период претерпевают в своем развитии настоящую «пубертатную революцию», после которой мышцы функционально готовы к любым видам тренировки. В этот периодкак у девочек, так и у мальчиков значительно повышаются жизненнаяемкость легких, мышечная сила и работоспособность.

Моторное развитие. В период полового созревания создаютсярабочие двигательные навыки, отрабатывается координация мелкихдвижений, важных для обеспечения работоспособности и овладенияпрофессиями. Ускоренное физическое и половое созревание не всегда идет параллельно с интеллектуальным развитием. Занятия по физической культуре отличаются большим многообразием двигательных ощущений, воздействующих на организм детей. Поэтомуздесь больше, чем где-либо, должен осуществляться индивидуальный подход к ребёнку.

Все эти особенности усиливают ответственность инструктора за проведение занятий по физической культуре.




«Приложение 3»

План воспитательной работы.

Дата

Наименование мероприятия

Форма проведения

1.


«Виды спорта»

Лекторий

2.


ЗОЖ

Видеомультфильмы

3.


«Дыхательная гимнастика»

Лекторий-практикум

4.


«Солнце, воздух и вода»

Беседа




«Приложение 4»

Спортивно-оздоровительные мероприятия.

Дата

Наименование мероприятия

Форма проведения

1.


«Праздник мяча»

соревнование

2.


«Весёлые эстафеты»

соревнование



«Приложение 4»

Примерный индивидуальный комплекс физических упражнений.

Упражнения для детей при пупочной грыже.

1. Стоя, ноги вместе, руки опущены вниз вдоль туловища, на вдохе поднять руки вверх через стороны и слегка прогнуться назад. На выдохе вернуться в исходное положение.

2. Стоя, ноги вместе, руки расставлены в стороны, наклонять туловище вправо, влево, не меняя положения рук.

3. Стоя, ноги вместе, наклоны вперед, стараясь дотянуться руками до пола или пальчиков ног.

4. Стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе или расставлены в стороны, поворачивать туловище вправо, влево.

5. Стоя, ноги вместе или слегка расставлены, приседать, держа руки перед собой.

6. Стоя, ноги на ширине плеч, руки в замке за головой, опустить голову и наклонить туловище вперед, вернуться в исходное положение.

7. Лежа на спине, ноги согнуты и расставлены шире плеч. Вдох и на выдохе наклонить колени на себя, стараясь достать коленями пол.

8. Лежа на спине, ноги согнуты и расставлены шире плеч, руки вытянуты вдоль туловища. На вдохе поднять низ туловища (таз) вверх, на выдохе вернуться в исходное положение.

9. Лежа на спине, ноги согнуты, стопы и колени вместе, руки вытянуты вдоль туловища, наклонять колени поочередно в разные стороны.

10. Лежа на спине, ноги вытянуты, голову захватить руками, на выдохе поднимать голову и верхнюю часть туловища, на вдохе возвращаться в исходное положение.

Количество повторений каждого упражнения в среднем составляет 10-20 раз, но может варьироваться в зависимости от возраста и физической подготовки ребенка.

При выполнении упражнений надо помнить, что такая гимнастика для ребенка должна быть в радость, поэтому проводить ее надо в игровой форме, помогая и поправляя его при выполнении трудных упражнений. Занятия проводятся только, когда ребенок здоров, в период обострения заболеваний ее делать нельзя. 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации