Дополнительная адаптированная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «дружим с буквами»
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 27»
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
решением педагогического совета Заведующий МКДОУ «Д/с № 27»
Протокол № 1 МКДОУ «Д/с № 27»
от 01.09.2022 г. Н. В. Шишкова
Приказ № 43/1 от 29.08.2022 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ДРУЖИМ С БУКВАМИ»
УРОВЕНЬ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ - СТАРТОВЫЙ
Возраст обучающихся: 5-6 лет
Срок реализации: 1 год
Разработчик программы:
учитель – логопед
первой квалификационной категории
Аюпова Т.В.
г. Коркино 2022г.
Структура программы
1.1. Пояснительная записка…………………………………………………………… 3
1.1.1. Актуальность программы……………………………………………………… 3
1.1.2. Цель и задачи программы……………………………………………………… 4
Отличительные особенности программы… 4
Адресат программы… 4
Объём и срок освоения программы, режим занятий, формы организации образовательной деятельности 5
1.2. Планируемые результаты…………………………………………………………. 5
1.3. Система оценки достижения планируемых результатов……………………….. 5
II. Содержательный раздел……………………………………………………………. 7
2.1. Содержание занятий по программе «Ментальная арифметика» с детьми старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………. 7
III. Организационный раздел…………………………………………………………. 9
Календарный учебный график 11
Система условий реализации ДОП… 13
Требования к материально-техническим условиям…………………………… 13
Требования к кадровому составу……………………………………………….. 13
Программно – методические условия…………………………………………. 13
Структура и форма проведения занятий по программе……………………… 14
3.3.5. Работа с родителями……………………………………………………………. 14
3.3.6. Информационные ресурсы……………………………………………………... 15
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Рабочая программа направлена на создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовку к жизни в современном обществе, к обучению в школе.
За основу построения программы взят исходный принцип системы дошкольного обучения грамоте Д.Б. Эльконина: знакомству и работе с буквами должен предшествовать добуквенный, звуковой период обучения. «От того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка» (Д.Б. Эльконин).
1.2.1. Актуальность программы
В настоящее время проблема подготовки детей дошкольного возраста к овладению грамотой до школы является особо актуальной. Причинами тому являются: возросшие требования школ к будущим первоклассникам. Одно из требований – готовность к овладению грамотой, которая включает в себя овладение ребенком звукобуквенным, звуко-слоговым и звуковым анализом и синтезом слов до поступления в школу.
Букварный период в первом классе совпадает с периодом адаптации детей к новым условиям жизни и обучения. Педагогическая практика показывает, что хорошо подготовленные к школе ребята чувствуют себя более уверенно в адаптационный период и имеют больше перспектив для успешного обучения в школе.
Несмотря на наличие обширной литературы по данной проблеме, недостаточно обоснованы возможности обучения дошкольников грамоте в системе дополнительного образования, имеющей возможность обращения к индивидуальности, самобытности и самоценности каждого ребенка. Поэтому возникла необходимость в создании дополнительной образовательной программы «Дружим с буквами» по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.
1.1.2. Цель и задачи программы
Цель: формирование у детей необходимой готовности к обучению грамоте, навыков элементарного чтения.
Задачи:
Образовательные:
познакомить детей с понятиями: «звук», «буква», «слог», «слово»;
учить различать звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные;
учить звукобуквенному анализу и синтезу слов;
учить соотносить звук и букву;
учить делить слова на слоги;
учить сознательному правильному плавному послоговому чтению с постепенным переходом к чтению целыми словами и небольшими предложениями.
Развивающие:
развитие слухового восприятия;
развитие графомоторных навыков;
развитие глазомера, четкой координации руки.
Воспитательные:
воспитание самостоятельности при выполнении заданий;
воспитание элементарных гигиенических правил письма;
воспитание усидчивости.
1.1.3. Отличительные особенности программы
Отличительной особенностью программы является формирование фонетического восприятия и слуха. Подготовка детей к обучению грамоте способствует уточнению представлений о звуковом составе языка, содействует усвоению навыков фонетического анализа слов.
На занятиях используется оптимальное разнообразие видов деятельности, использование игрового материала, введены физкультминутки.
1.1.4. Адресат программы
Образовательная деятельность в рамках дополнительной образовательной программы ориентирована на детей от 5 до 6 лет.
Занятия проводятся в рамках дополнительного образования, при максимальном сочетании принципа группового обучения с индивидуальным подходом.
1.1.5. Объем и срок освоения программы, режим занятий, формы организации образовательной деятельности
Образовательная деятельность в рамках дополнительной образовательной программы рассчитана на один год для детей 5 – 6 лет. Обучение дошкольников проходит поэтапно на основе программы, содержащей практический и теоретический материал.
Форма обучения: специально организованные занятия. Работа кружка проводится в группе 10 - 12 детей во 2-й половине дня, один раз в неделю, продолжительностью 25 минут.
Методы и приемы, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям дошкольника. На каждом занятии используются различные формы работы, сочетающие подачу теоретического материала и практической работы: деятельность носит развивающий характер, проходит в игровой форме.
Предлагаемый режим занятий соответствует правилам и нормам СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы ОО дополнительного образования детей».
1.2. Планируемые результаты
Ребенок к концу года умеет:
правильно произносить все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи;
дифференцировать гласные и согласные звуки;
дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки, глухие и звонкие согласные звуки;
различать на слух изучаемый звук;
определять наличие данного звука в слове и его позицию (начало, середина, конец);
делать звукобуквенный анализ и синтез односложных (кот) и двусложных (ваза) слов;
делить слова на слоги;
знает буквы русского алфавита;
читает простые слова и предложения;
1.3. Система оценки и достижений планируемых результатов
Формы и методы диагностики: педагогическое наблюдение, выполнение практических заданий педагога. Подведение итогов проводится на занятиях. Используются следующие виды контроля: стартовый (начало учебного года) и итоговый (конец учебного года).
Показатели уровня освоения программы:
низкий уровень (1 балл) – выполнение заданий с большим количеством недочетов (допускает ошибки в звукопроизношении, ошибки при звуковом анализе и синтезе слов, делении слов на слоги, путается в понятиях «звук», «слог», «слово», предложение», не знает точного названия букв, не владеет навыком чтения, быстро утомляется);
средний уровень (2 балла) – грамотное исполнение заданий с небольшими недочетами (ошибки встречаются редко);
высокий уровень (3 балла) – безошибочно выполняет все задания (ребенок инициативен и самостоятелен, владеет всеми средствами звукового анализа и синтеза слов, знает все буквы, читает простые слова и предложения).
Таблица индивидуального мониторинга освоения программы (диагностическая карта)
ФИО ребенка | Разделяет понятия «звук», «слог», «слово» | Правильно произносит все звуки родного языка | Дифференцирует звуки: гласные согласные | Дифференцирует согласные звуки: твердые и мягкие, звонкие и глухие | Различает на слух изучаемый звук и определяет его позицию в слове | Делает звукобуквенный анализ односложных и двусложных слов | Делит слова на слоги | Знает буквы русского алфавита | ||||||||||||
| н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к |
По каждому критерию выставляются баллы от 1-3, которые суммируются и определяют общий уровень освоения программы на начало года и конец года.
Уровни освоения программы:
8 - 13 баллов (низкий уровень): ребёнок пассивен в работе, допускает большое количество ошибок.
14 - 19 баллов (средний уровень): ребёнок допускает ошибки в работе, но исправляет их с небольшой помощью педагога.
20 -24 баллов (высокий уровень): ребёнок активен при выполнении заданий, практически не допускает ошибок, самостоятелен.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Содержание занятий по программе «Дружим с буквами»
№ | Месяц | Дата | Тема занятий | Содержание |
1 | октябрь | 03.10.22-07.10.22 | Вводное | - познакомить с артикуляционным аппаратом; - учить различать неречевые и речевые звуки; - познакомить с понятиями «звук», «слог», «слово», «ряд». |
2 | 10.10.22-14.10.22 | Звук А, буква А. Звук У, буква У | - знакомство со звуком А (характеристика звука, символ звука – красный круг); - выделение звука А на слух, по артикуляции среди ряда гласных звуков; - выделение первого звука в словах: август, аист, адрес, астры, альбом; - буква А, учить: Ножка, ножка и черта – Получилась буква А. - работа с тетрадью стр. 3; - работа с кассой (анализ звукового ряда: а-а-а); - чтение: А, А-а-а (букварь стр. 4). - знакомство со звуком У (характеристика звука, символ звука – красный круг); - выделение звука У на слух, по артикуляции среди ряда гласных звуков (игра «Поймай звук»); - выделение первого звука в словах: уши, улитка, утюг, утка, улица. - буква У, учить: У – сучок, В любом лесу Ты увидишь букву У. - работа с тетрадью стр. 5). - работа с кассой (анализ звукового ряда: АУ, УА); - чтение: У-у-у, Ау, Уа (букварь стр. 5). | |
3 | 17.10.22-21.10.22 | Звук О, буква О. Звук И, буква И | - знакомство со звуком О (характеристика звука, символ звука – красный круг); - выделение звука О на слух, по артикуляции среди ряда гласных звуков (игра «Поймай звук»), - выделение слов со звуком О: дом, сок, лук, сын, лист, лось, лак, лоб, стол, стул; - выделение последнего звука в словах: кино, домино, яйцо, окно; - буква О, учить: Эта буква так кругла Покатиться бы могла. - работа с тетрадью стр. 4; - работа с кассой (анализ звукового ряда: АУО); - чтение: АУО (букварь стр. 6). - знакомство со звуком И (характеристика звука, символ звука – красный круг); - выделение звука И на слух, по артикуляции среди ряда гласных звуков (игра «Поймай звук»), - выделение слов со звуком О: кит, ива, Инна, сын, лист, лось, лак, лоб, стол; - выделение последнего звука в словах: кино, домино, яйцо, окно; - буква И, учить: Для И три палочки возьми. Две прямо, третью наклони. - работа с тетрадью стр. 6; - работа с кассой (анализ звукового ряда: ИА); - чтение: И-и-и, Иа (букварь стр. 7). | |
4 | 24.10.22-28.10.22 | Звук Ы, Буква Ы. Звук Э, буква Э | - знакомство со звуком Ы (характеристика звука, символ звука – красный круг); - выделение звука Ы на слух, по артикуляции среди ряда гласных звуков (игра «Поймай звук»), - выделение слов со звуком Ы: дыня, ива, мышь, сын, лось, лак, осы, стол; - выделение последнего звука в словах: мосты, кусты, гномы, коты, усы, хвосты. - буква Ы, учить: А бедняжка буква Ы Ходит с палочкой, увы. - работа с тетрадью стр. 7; - работа с кассой (анализ звукового ряда: АУЫ); - чтение: ы-ы-ы, аы, уы, оы. иы (букварь стр. 8). - знакомство со звуком Э (характеристика звука, символ звука – красный круг); - выделение звука Э на слух, по артикуляции среди ряда гласных звуков (игра «Поймай звук»), - выделение слов со звуком О: дыня, эскимо, эму, этаж, лось, лак, эхо, стол; - выделение звука Э в словах: эхо, алоэ, эму, дуэт, каноэ; - буква Э, учить: Это Э с открытым ртом И большущим языком. - работа с тетрадью стр. 8; - работа с кассой (анализ звукового ряда: УЭИ); - чтение: э-э-э, эа, эу, эо, эи (букварь стр. 9). | |
5 | ноябрь | 31.10.22-03.11.22 | Звуки М, Мь, буква М | - знакомство со звуками М-Мь (характеристика звуков: согласные, звонкие, М - твердый, Мь - мягкий; символы звуков синий и зеленый круги); - выделение звуков М, Мь: на звук «М» - хлопнуть, на «Мь» - топнуть, ма, мо, ми, му, ме … мак, миска, мука, молоко, мир… - выделение звуков М, Мь в словах по картинкам (место звука в слове); - буква М, учить: Взявшись за руки, мы встали, И на М похожи стали. - работа с тетрадью стр. 11; - работа с кассой (анализ обратного и прямого слога: АМ, МА); - чтение: прямые и обратные слоги, мама (букварь стр. 10-11). |
6 | 07.11.22-11.11.22 | Звуки П, Пь, буква П | - знакомство со звуками П-Пь (характеристика звуков: согласные, звонкие, П - твердый, Пь - мягкий; символы звуков синий и зеленый круги); - выделение звуков П, Пь: на звук «П» - хлопнуть, на «Пь» - топнуть, па, по, пи, пу, пе … пол, пила, полки, колпак, перо, капитан, капуста… - выделение звуков П, Пь (рабочая тетрадь); -разделить слово на слоги: папа (сколько в слове гласных звуков, столько и слогов); - буква П, учить: Букву П в спортивном зале Перекладиной назвали. - работа с тетрадью стр. 12; - работа с кассой (анализ слов: ПАМ, ПИМ); - чтение: прямые и обратные слоги, папа (букварь стр. 12-13). | |
7 | 14.11.22-18.11.22 | Звуки Б, Бь, буква Б | - знакомство со звуками Б-Бь (характеристика звуков: согласные, звонкие, Б - твердый, Бь - мягкий; символы звуков синий и зеленый круги); - выделение звуков Б, Бь: на звук «Б» - хлопнуть, на «Бь» - топнуть, ба, бо, би, бу, бе … батон, бидон, каблук, кубик, борода, бедро… - выделение звуков Б, Бь по картинкам (место звука в слове); - буква Б, учить: Это Б с большим брюшком И огромным козырьком. - работа с тетрадью стр. 13; - работа с кассой (анализ слов: БОМ, БИМ); - чтение: прямые и обратные слоги, простые предложения (букварь стр. 14-15). | |
8 | | 21.11.22-25.11.22 | Звуки Н, Нь буква Н | - знакомство со звуками Н-Нь (характеристика звуков: согласные, звонкие, Н - твердый, Нь - мягкий; символы звуков синий и зеленый круги); - выделение звуков Н-Нь: на звук «Н» - хлопнуть, на «Нь» - топнуть, на, но, ни, ну, не … ноты, нитки, конь, окно, кино, лень, коньки… - выделение звуков Н, Нь (рабочая тетрадь); - буква Н, учить: На букве Н я, как на лесенке Сижу и распеваю песенки. - работа с кассой (анализ слова: ОН); - чтение: прямые и обратные слоги; слова - он, она, оно, они; простые предложения (букварь стр. 16-17). |
9 | | 28.11.22-02.12.22 | Звуки Т, Ть, буква Т | - знакомство со звуками Т-Ть (характеристика звуков: согласные, звонкие, Т - твердый, Ть - мягкий; символы звуков синий и зеленый круги); - выделение звуков Т, Ть: на звук «Т» - хлопнуть, на «Ть» - топнуть, та, то, ти, ту, те … батон, ток, кит, тема, тир… - выделение звуков Т, Ть по картинкам (место звука в слове); - буква Т, учить: Молоток стучит: тук, тук. Букве Т я старый друг. - работа с тетрадью стр. 19; - работа с кассой (анализ слов: ТОМ, ТИМ); - чтение: прямые и обратные слоги; слова: эта, этот, эти, это, там, Ната, топ, батон, боты, банты, нити; простые предложения (букварь стр. 18-19). |
10 | | 05.12.22-09.12.22 | Звуки В, Вь, буква В | - знакомство со звуками В-Вь (характеристика звуков: согласные, звонкие, В - твердый, Вь - мягкий; символы звуков синий и зеленый круги); - выделение звуков В, Вь: на звук «В» - хлопнуть, на «Вь» - топнуть, ва, во, ви, ву, ве … ваза, вид, ведро, ковер, волк… - выделение звуков В, Вь (рабочая тетрадь); - буква В, учить: Вот буква В видна вдали – Красивая, витая. Как будто крендель испекли, Приезжих поджидая. - работа с тетрадью стр. 20; - работа с кассой (анализ слова: ИВА); - чтение: прямые и обратные слоги, слова, простые предложения (букварь стр. 20-21). |
11 | декабрь | 12.12.22-16.12.22 | Буква Я | - правило: если буква Я стоит после согласной буквы, то читаем ее мягко; Учить: Восхваляет лишь себя Забияка буква Я. Букв огромная семья, А она все я, да я. - работа в тетради стр. 21; - чтение (букварь стр. 24-25). |
12 | | 19.12.22-23.12.22 | Звуки Д, Дь, буква Д | - знакомство со звуками Д-Дь (характеристика звуков: согласные, звонкие, Д - твердый, Дь - мягкий; символы звуков синий и зеленый круги); - выделение звуков Д, Дь: на звук «Д» - хлопнуть, на «Дь» - топнуть, да, до, ди, ду, де … диван, дом, кадры… - выделение звуков Д, Дь по картинкам (место звука в слове); - буква Д, учить: Домик и окошко в нем В гости к букве Д пойдем. - работа с тетрадью стр. 22; - работа с кассой (анализ слова: ДОМ); - чтение: прямые и обратные слоги, слова, простые предложения (букварь стр. 26-27). |
13 | | 09.01.23-27.01.23 | Звуки Ф, Фь буква Ф | - знакомство со звуками Ф-Фь (характеристика звуков: согласные, звонкие, Ф - твердый, Фь - мягкий; символы звуков синий и зеленый круги); - выделение звуков Ф, Фь: на звук «Ф» - хлопнуть, на «Фь» - топнуть, фа, фо, фи, фу, фе … фата кофта, филин, кофе… - выделение звуков Ф, Фь (рабочая тетрадь); - буква Ф, учить: Ф надула с вои щеки Или встала руки в боки. - работа с тетрадью стр. 28; - работа с кассой (анализ слова: ФАТА); - чтение: слова, простые предложения (букварь стр. 30-31). |
14 | | 16.01.23-20.01.23 | Звуки С, Сь, буква С | - знакомство со звуками С-Сь (характеристика звуков: согласные, звонкие, С - твердый, Сь - мягкий; символы звуков синий и зеленый круги); - выделение звуков С, Сь: на звук «С» - хлопнуть, на «Сь» - топнуть, са, со, си, су, се … сом, коса, сито, сено… - выделение звуков С, Сь по картинкам (место звука в слове); - буква С, учить: Полумесяц в небе темном Буквой С повис над домом. - работа с тетрадью стр. 29; - работа с кассой (анализ слова: САНИ), разделить слово на слоги (правило: сколько в слове гласных звуков столько и слогов); - чтение: слова, простые предложения (букварь стр. 32-33). |
15 | январь | 23.01.23-27.01.23 | Буква Е | - правило: если буква Е стоит после согласной буквы, то читаем ее мягко; Учить6 Е похожа на расческу, Сделать может всем прическу. - работа в тетради стр. 30; - чтение (букварь стр. 34-35). |
16 | февраль | 30.01.23-03.02.23 | Звуки К, Кь, буква К | - знакомство со звуками К-Кь (характеристика звуков: согласные, звонкие, К - твердый, Кь - мягкий; символы звуков синий и зеленый круги); - выделение звуков К, Кь: на звук «К» - хлопнуть, на «Кь» - топнуть, ка, ко, ки, ку, ке … ком, кит, кеды, комар… - выделение звуков К, Кь (рабочая тетрадь); - буква К, учить: На прямую палочку Справа села галочка. Там поныне и сидит, Буквой К на нас глядит. - работа с тетрадью стр. 31; - работа с кассой (анализ слова: КИТЫ), разделить слово на слоги; - чтение: слова, простые предложения (букварь стр. 38-39). |
17 | 06.02.23-10.02.23 | Звуки Г, Гь, буква Г | - знакомство со звуками Г-Гь (характеристика звуков: согласные, звонкие, Г - твердый, Гь - мягкий; символы звуков синий и зеленый круги); - выделение звуков Г, Гь: на звук «Г» - хлопнуть, на «Гь» - топнуть, га, го, ги, гу, ге … гусь, гитара, гиря, год… - выделение звуков Г, Гь по картинкам (место звука в слове); - буква Г, учить: Аист на одной ноге Напоминает букву Г. - работа с тетрадью стр. 32; - работа с кассой (анализ слова: ГУСИ), разделить слово на слоги; - чтение: слова, простые предложения (букварь стр. 40-41). | |
18 | 13.02.23-17.02.23 | Звуки Х, Хь, буква Х | - знакомство со звуками Х-Хь (характеристика звуков: согласные, звонкие, Х - твердый, Хь - мягкий; символы звуков синий и зеленый круги); - выделение звуков Х, Хь: на звук «Х» - хлопнуть, на «Хь» - топнуть, ха, хо, хи, ху, хе … хит, муха, хижина, хорек… - выделение звуков Х, Хь (рабочая тетрадь); - буква Х, учить: Х – забавная игрушка. Деревянная вертушка. Деревянная вертушка – Ветру вольному подружка. - работа с тетрадью стр. 42; - работа с кассой (анализ слова: ДУХИ), разделить слово на слоги; - чтение: слова, простые предложения (букварь стр. 42-43). | |
19 | 20.02.23-24.02.23 | Звуки З, Зь, буква З | - знакомство со звуками З-Зь (характеристика звуков: согласные, звонкие, З - твердый, Зь - мягкий; символы звуков синий и зеленый круги); - выделение звуков З, Зь: на звук «З» - хлопнуть, на «Зь» - топнуть, за, зо, зи, зу, зе … зонт, Зина, магазин, зима, кузов… - выделение звуков З, Зь по картинкам (место звука в слове); - буква З, учить: На эту букву посмотри! Она совсем как цифра 3. З – не просто завитушка. З – пружина, крендель, стружка. - работа с кассой (анализ слова: ЗИМА), разделить слово на слоги; - чтение: слова, простые предложения (букварь стр. 44-45). | |
20 | март | 27.02.23-03.03.23 | Звуки Ш, буква Ш, | - знакомство со звуком Ш (характеристика звука: согласный, глухой, твердый; символ звука синий круг); - выделение звука Ш: на звук «Ш» - хлопнуть, на другие - топнуть, ша, хо, са, шу, хы … машина, муха, шапка, хорек, шахматы… - выделение звука Ш (рабочая тетрадь); - буква Ш, учить: Три столба красиво в ряд, Как солдатики стоят. - работа с тетрадью стр. 44; - работа с кассой (анализ слова: КАША), разделить слово на слоги; - правило: после Ш видишь И, но читаешь твердо. - чтение: слова, простые предложения (букварь стр. 42-43). |
21 | 06.03.23-10.03.23 | Звук Ж, буква Ж | - знакомство со звуком Ж (характеристика звука: согласный, звонкий, твердый; символ звука синий круг); - выделение звука Ж: на звук «Ж» - хлопнуть, на другие - топнуть, жа, хо, са, жу, хы … жук, муха, жаба, хорек, кожа… - выделение звука Ж по картинкам (место звука в слове); - буква Ж, учить: Эта буква широка И похожа на жука. И, при этом, словно жук, Издает жужжащий звук: ж-ж-ж. - работа с тетрадью стр. 45; - работа с кассой (анализ слова: ЖУКИ), разделить слово на слоги; - правило: после Ж видишь И, но читаешь твердо. - чтение: слова, простые предложения (букварь стр. 50-51). | |
22 | 13.03.23-17.03.23 | Звуки Л, Ль, буква Л | - знакомство со звуками Л, Ль (характеристика звуков: согласные, звонкие, Л – твердый, Ль - мягкий; символы звуков синий и зеленый круги); - выделение звуков Л, Ль: на звук «Л» - хлопнуть, на звук «Ль»- топнуть, ла, ли, са, лу, ле… лук, лицо, лебедь, колбаса, кулак… - выделение звуков Л, Ль (рабочая тетрадь); - буква Л, учить: Лампу вниз я наклонил Букву Л изобразил. - работа с тетрадью стр. 53; - работа с кассой (анализ слова: ЛИСА), разделить слово на слоги; - чтение: слова, простые предложения (букварь стр. 52-53). | |
23 | 20.03.23-24.03.23 | Звуки Р Рь, буква Р | - знакомство со звуками Р, Рь (характеристика звуков: согласные, звонкие, Р – твердый, Рь - мягкий; символы звуков синий и зеленый круги); - выделение звуков Р, Рь: на звук «Р» - хлопнуть, на звук «Ль»- топнуть, ра, ри, ра, ру, ре… рука, река, каприз, редис, ведро… - выделение звуков Р, Рь по картинкам (место звука в слове); - буква Р, учить: Р согнула ручку: - Кто пойдет со мной за ручку? - работа с тетрадью стр. 54; - работа с кассой (анализ слова: РАК), разделить слово на слоги; - чтение: слова, простые предложения (букварь стр. 54-55). | |
24 | 27.03.23-31.03.23 | Буква Ё | - правило: если буква Ё стоит после согласной буквы, то читаем ее мягко; Учить: Ёлка то же, что и ель, А над ёлочкой капель. Капли – точки добавляем, Ё – мы букву так читаем. - работа в тетради стр. 55; - чтение (букварь стр. 60-61). | |
25 | апрель | 03.04.23-07.04.23 | Звук Й, буква Й | - знакомство со звуком Й (характеристика звука: согласный, звонкий, мягкий; символ звука зеленый круг); - выделение звука Й: на звук «Й» - хлопнуть, на другие - топнуть, слоги ёлка, яблоко, объезд, окно… - выделение звука Ж (рабочая тетрадь); - буква Й, учить: Букву Й зовут «и кратким». Й как И в твоей тетрадке. Чтобы Й не путать с И, Сверху галочку пиши. - работа с тетрадью стр. 56; - работа с кассой (анализ слова: МОЙ), разделить слово на слоги; - чтение: слова, простые предложения (букварь стр. 62-63). |
26 | 10.04.23-14.04.23 | Звук Ч, буква Ч | - знакомство со звуком Ч (характеристика звука: согласный, глухой, мягкий; символ звука зеленый круг); - выделение звука Ч: на звук «Ч» - хлопнуть, на другие - топнуть, ча, хо, са, чу, чи … чудо, муха, бочка, хорек, ночь… - выделение звука Ч по картинкам (место звука в слове); - буква Ч, учить: Кто-то взял обычный стул, Вверх ногами повернул. - работа с тетрадью стр. 66; - работа с кассой (анализ слова: ТУЧА), разделить слово на слоги; - чтение: слова, простые предложения (букварь стр. 64-65). | |
27 | 17.04.23-21.04.23 | Звук Щ, буква Щ | - знакомство со звуком Щ (характеристика звука: согласный, глухой, мягкий; символ звука зеленый круг); - выделение звука Щ: на звук «Щ» - хлопнуть, на другие - топнуть, ща, хо, са, щу, хы … щит, муха, щетка, хорек, плащ… - выделение звука Щ по картинкам (место звука в слове); - буква Щ, учить: Щетину щетка растопырит И каждый в ней букву Щ увидит. - работа с тетрадью стр. 67; - работа с кассой (анализ слова: ЩИТЫ), разделить слово на слоги; - чтение: слова, простые предложения (букварь стр. 68-69). | |
28 | 24.04.23-28.04.23 | Звук Ц, буква Ц | - знакомство со звуком Ц (характеристика звука: согласный, глухой, твердый; символ звука синий круг); - выделение звука Ц: на звук «Ц» - хлопнуть, на другие - топнуть, ца, хо, са, цу, хы … цирк, муха, конец, хорек, скворец… - выделение звука Щ (рабочая тетрадь); - буква Ц, учить: Вот какая буква Ц – С коготочком на конце. Коготок - царапка. Как кошачья лапка. - работа с тетрадью стр. 68; - работа с кассой (анализ слова: ЦЫП), разделить слово на слоги; - чтение: слова, простые предложения (букварь стр. 70-71). | |
29 | май | 01.05.23-05.05.23 | Буква Ю | - правило: если буква Ю стоит после согласной буквы, то читаем ее мягко; Учить: Юлу я набок наклоню, Чтоб получилась буква Ю. - работа в тетради стр. 69; - чтение (букварь стр. 72-73). |
30 | 08.05.23-12.05.23 | Ъ, Ь знаки | - знакомство с Ъ и Ь знаками; Учит: Это, братцы, Ъ знак, Делать твердым все мастак. Это, братцы, мягкий знак, Делать мягким все мастак. - работа в тетради стр. 70; - чтение (букварь стр. 74-75). | |
31 | 15.05.23-19.05.23 | Повторение | - игры с буквами (рабочая тетрадь); - чтение (букварь). | |
32 | 22.05.23-26.05.23 | Итоговое занятие | - игры с буквами (рабочая тетрадь) - чтение (букварь). |
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Учебный план
№ п/п | Название раздела, тема | Количество часов | Формы организации НОД | Формы контроля | ||
теория | практика | всего | ||||
1 | Вводное занятие (знакомство с артикуляционным аппаратом, неречевые и речевые звуки, понятие «ряд», «звук», «слог», «слово»). | 0,5 | 0,5 | 1 | Фронтальная индивидуальная | вводный |
2 | Гласные звуки и буквы | 0,5 | 2,5 | 3 | Фронтальная индивидуальная | вводный |
3 | Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я | 0,5 | 3,5 | 4 | Фронтальная индивидуальная | вводный |
4 | Согласные звуки и буквы | 0,5 | 20,5 | 21 | Фронтальная индивидуальная | вводный |
5 | Ъ, Ь знаки | 0,5 | 0,5 | 1 | Фронтальная индивидуальная | вводный |
6 | Повторение | | 1 | 1 | Фронтальная индивидуальная | вводный |
7 | Итоговое занятие | | 1 | 1 | Фронтальная индивидуальная | вводный |
| Всего | 2,5 | 29,5 | 32 | | |
3.2. Календарный учебный график на 2022-2023 учебный год
Направленность объединения | Социально-гуманитарная |
Количество групп | 1 |
Количество учебных недель | 32 |
Количество учебных дней | 32 |
Продолжительность образовательной деятельности | I полугодие 12 недель 03.10 - 23.12 II полугодие 20 недель 09.01 – 26.05 |
Продолжительность зимних и летних каникул | Зимние каникулы с 23.12.2022 г. по 08.01.2023 г. Летние каникулы с 01.06.2023 г. по 31.08.2023 г. |
Режим занятий | четверг (I подгруппа) – 17.30-18.00 среда (II подгруппа) 17.30-18.00 |
Выходные дни | суббота, воскресенье, праздничные дни, установленные законодательством РФ. |
Место проведения | Старшая группа № 2 комбинированной направленности для детей с ОВЗ |
Фамилия, имя, отчество, педагога | Аюпова Татьяна Викторовна |
Продолжительность занятий | 25 минут |
Количество занятий в неделю | 1 |
3.3. Система условий реализации ДОП
3.3.1. Требования к материально-техническим условиям
Наименование кабинета для проведения практических занятий | Перечень средств обучения и воспитания | Количество |
Групповое помещение | Касса букв | 12 |
Букварь В.В. Мамаева | 12 | |
Символы гласных и согласных звуков | 12 (набор) | |
Демонстрационные таблицы букв | 1 (набор) | |
Сигнальная схема для характеристики звука по плану | 2 | |
Плакат «Паровозик» (определение количества слогов в слове) | 1 | |
Дидактические картинки для определения места звука в слове. | 1 (набор) | |
Плакаты «Домики» (определение места звука в слове») | 3 | |
Рабочая тетрадь В.В. Мамаева «Учусь читать 5-6 лет» | 12 | |
Карандаши простые | 12 | |
Ноутбук | 1 | |
Проектор | 1 |
3.3.2. Требования к кадровому составу
К реализации программы допускаются лица, соответствующие профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» утверждённой приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 г. № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»».
Организатором образовательного процесса по данной программе является учитель – логопед первой квалификационной категории, имеющий высшее педагогическое образование.
3.3.3. Программно – методические условия
Программа построена по методике В.В. Мамаевой, предназначена для развития детской речи и направлена на обучение дошкольников правильному чтению. В данной программе предложена система занятий с применением разнообразных речевых игр и материалов.
Формы организации образовательного процесса: групповая (в группе 10 – 12 человек).
Формы организации учебного занятия: беседы, практические занятия, соревнование в решении примеров на время.
Основные методы, используемые при реализации программы: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный.
Методы воспитания: создание ситуации успеха, убеждение, поощрение, мотивация.
Педагогические технологии: личностно-ориентированное обучение, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии.
3.3.4. Структура и форма проведения занятий по программе
Все занятия проводятся в доступной игровой форме. Часто используются сказочные мотивы, вводятся персонажи – гости. Каждое занятие имеет игровое название – тему, которая сообщается детям, и дидактическую тему, на основе которой ставятся цели данного занятия.
Учитывая постепенность усложнения, знания усваиваются в определенной последовательности:
звуки окружающего мира;
звуки, произносимые человеком (речевые звуки);
гласны звуки;
согласные звуки (твердые и мягкие, глухие и звонкие).
Параллельно даются понятия:
слог;
слово.
Основные этапы занятия
1. Организационный момент.
Цель организационного момента: ввести в тему занятия, создать положительный настрой на обучение, пробуждать интерес к познанию новых звуков, а также осуществлять коррекцию психофизических функций.
2. Повторение пройденного материала.
Цель: актуализировать знания детей. Повторение проводится в игровой форме, например игра с мячом. Это могут быть игры на различение понятий «звук» - «слово», «гласный звук» - «согласный звук», припоминание слов с заданным звуком и т. п.
3. Сообщение новой темы.
Цель: направить внимание детей к изучаемому звуку, к восприятию новых и повторению пройденных звуков. В игровой форме, через проблемную ситуацию дети под руководством педагога определяют новый звук.
4. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.
Цель: упражнять детей анализировать звуки по акустическим и артикуляционным признакам.
5. Закрепление нового материала.
Цель: развивать фонематические процессы, совершенствовать навык звукового анализа. Детям предлагаются игры на выделение звука из ряда звуков, слогов, слов, предложений; определение позиции звука в слове, называние слов на заданный звук, отбор картинок с заданным звуком, дифференциация мягких и твердых, глухих и звонких согласных звуков.
6. Физминутка.
Основные задачи физминутки заключаются:
в внесении эмоционального заряда;
в снятии усталости и напряжения;
в совершенствовании общей моторики;
в выработке чётких координированных движений во взаимосвязи с речью.
7. Знакомство с буквой.
Цель: определить связь звука с его графическим образом. Знакомство с буквой начинается с того, что детям демонстрируют заглавную и строчную печатные буквы. Дети отыскивают ее в кассах, ощупывают пластмассовую букву пальцами, обводят, заштриховывают ее. Сравниваются строчная и заглавная буквы. Отмечаются сходство и различие. Определяется, на что похожа буква. Можно предложить вылепить букву из пластилина, выложить из пуговиц, палочек, крупы, рисование буквы на манке, показ буквы руками, телом.
8. Формирование навыков чтения.
Цель: совершенствовать навык слогового чтения. Читаются слоги, слова с только изученными буквами: от простого в начале учебного года к более сложному в конце. Обязательно проводится работа с разрезной азбукой, чтобы у детей сформировалось осознанное восприятие составляемых слогов и слов.
9. Итог. Подводится итог занятия.
Педагог спрашивает детей, что они нового узнали на занятии, в какие игры играли, что было трудным и т. д.
3.3.5. Работа с родителями
Формы работы:
родительские собрания;
индивидуальные консультации;
наглядно-информационные (информационные проспекты, памятки и т.д.);
наглядно-ознакомительные (день открытых дверей, просмотр открытых занятий и т.д.)
итоговые мероприятия.
3.3.6. Информационные ресурсы
1. Печатные:
- Мамаева В. В. Букварь для дошколят / В.В. Мамаева. – М.: РОСМЭН, 2021. – 80 с.: ил.;
- Мамаева В. В. Учимся читать 4 – 6 лет / В. В. Мамаева. : Азбука, 2010.
2. Электронные:
- флэш – накопители.