Дополнительная адаптированная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «дружим с буквами»

0
0
Материал опубликован 10 January 2023

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 27»




ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ

решением педагогического совета Заведующий МКДОУ «Д/с № 27»

Протокол № 1 МКДОУ «Д/с № 27»

от 01.09.2022 г. Н. В. Шишкова

Приказ № 43/1 от 29.08.2022 г.












ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ


«ДРУЖИМ С БУКВАМИ»


УРОВЕНЬ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ - СТАРТОВЫЙ






Возраст обучающихся: 5-6 лет

Срок реализации: 1 год



Разработчик программы:

учитель – логопед

первой квалификационной категории

Аюпова Т.В.











г. Коркино 2022г.

Структура программы

I. Целевой раздел… 3

1.1. Пояснительная записка…………………………………………………………… 3

1.1.1. Актуальность программы……………………………………………………… 3

1.1.2. Цель и задачи программы……………………………………………………… 4

Отличительные особенности программы… 4

Адресат программы… 4

Объём и срок освоения программы, режим занятий, формы организации образовательной деятельности 5

1.2. Планируемые результаты…………………………………………………………. 5

1.3. Система оценки достижения планируемых результатов……………………….. 5

II. Содержательный раздел……………………………………………………………. 7

2.1. Содержание занятий по программе «Ментальная арифметика» с детьми старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………. 7

III. Организационный раздел…………………………………………………………. 9

Учебный план 9

Календарный учебный график 11

Система условий реализации ДОП… 13

Требования к материально-техническим условиям…………………………… 13

Требования к кадровому составу……………………………………………….. 13

Программно методические условия…………………………………………. 13

Структура и форма проведения занятий по программе……………………… 14

3.3.5. Работа с родителями……………………………………………………………. 14

3.3.6. Информационные ресурсы……………………………………………………... 15

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ


1.1. Пояснительная записка


Рабочая программа направлена на создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовку к жизни в современном обществе, к обучению в школе.

За основу построения программы взят исходный принцип системы дошкольного обучения грамоте Д.Б. Эльконина: знакомству и работе с буквами должен предшествовать добуквенный, звуковой период обучения. «От того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка» (Д.Б. Эльконин).


1.2.1. Актуальность программы


В настоящее время проблема подготовки детей дошкольного возраста к овладению грамотой до школы является особо актуальной. Причинами тому являются: возросшие требования школ к будущим первоклассникам. Одно из требований – готовность к овладению грамотой, которая включает в себя овладение ребенком звукобуквенным, звуко-слоговым и звуковым анализом и синтезом слов до поступления в школу.

Букварный период в первом классе совпадает с периодом адаптации детей к новым условиям жизни и обучения. Педагогическая практика показывает, что хорошо подготовленные к школе ребята чувствуют себя более уверенно в адаптационный период и имеют больше перспектив для успешного обучения в школе.

Несмотря на наличие обширной литературы по данной проблеме, недостаточно обоснованы возможности обучения дошкольников грамоте в системе дополнительного образования, имеющей возможность обращения к индивидуальности, самобытности и самоценности каждого ребенка. Поэтому возникла необходимость в создании дополнительной образовательной программы «Дружим с буквами» по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.


1.1.2. Цель и задачи программы


Цель: формирование у детей необходимой готовности к обучению грамоте, навыков элементарного чтения.

Задачи:

Образовательные:

познакомить детей с понятиями: «звук», «буква», «слог», «слово»;

учить различать звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные;

учить звукобуквенному анализу и синтезу слов;

учить соотносить звук и букву;

учить делить слова на слоги;

учить сознательному правильному плавному послоговому чтению с постепенным переходом к чтению целыми словами и небольшими предложениями.

Развивающие:

развитие слухового восприятия;

развитие графомоторных навыков;

развитие глазомера, четкой координации руки.

Воспитательные:

воспитание самостоятельности при выполнении заданий;

воспитание элементарных гигиенических правил письма;

воспитание усидчивости.


1.1.3. Отличительные особенности программы


Отличительной особенностью программы является формирование фонетического восприятия и слуха. Подготовка детей к обучению грамоте способствует уточнению представлений о звуковом составе языка, содействует усвоению навыков фонетического анализа слов.

На занятиях используется оптимальное разнообразие видов деятельности, использование игрового материала, введены физкультминутки.


1.1.4. Адресат программы


Образовательная деятельность в рамках дополнительной образовательной программы ориентирована на детей от 5 до 6 лет.

Занятия проводятся в рамках дополнительного образования, при максимальном сочетании принципа группового обучения с индивидуальным подходом.


1.1.5. Объем и срок освоения программы, режим занятий, формы организации образовательной деятельности


Образовательная деятельность в рамках дополнительной образовательной программы рассчитана на один год для детей 5 – 6 лет. Обучение дошкольников проходит поэтапно на основе программы, содержащей практический и теоретический материал.

Форма обучения: специально организованные занятия. Работа кружка проводится в группе 10 - 12 детей во 2-й половине дня, один раз в неделю, продолжительностью 25 минут.

Методы и приемы, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям дошкольника. На каждом занятии используются различные формы работы, сочетающие подачу теоретического материала и практической работы: деятельность носит развивающий характер, проходит в игровой форме.

Предлагаемый режим занятий соответствует правилам и нормам СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы ОО дополнительного образования детей».


1.2. Планируемые результаты


Ребенок к концу года умеет:

правильно произносить все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи;

дифференцировать гласные и согласные звуки;

дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки, глухие и звонкие согласные звуки;

различать на слух изучаемый звук;

определять наличие данного звука в слове и его позицию (начало, середина, конец);

делать звукобуквенный анализ и синтез односложных (кот) и двусложных (ваза) слов;

делить слова на слоги;

знает буквы русского алфавита;

читает простые слова и предложения;


1.3. Система оценки и достижений планируемых результатов


Формы и методы диагностики: педагогическое наблюдение, выполнение практических заданий педагога. Подведение итогов проводится на занятиях. Используются следующие виды контроля: стартовый (начало учебного года) и итоговый (конец учебного года).

Показатели уровня освоения программы:

низкий уровень (1 балл) – выполнение заданий с большим количеством недочетов (допускает ошибки в звукопроизношении, ошибки при звуковом анализе и синтезе слов, делении слов на слоги, путается в понятиях «звук», «слог», «слово», предложение», не знает точного названия букв, не владеет навыком чтения, быстро утомляется);

средний уровень (2 балла) – грамотное исполнение заданий с небольшими недочетами (ошибки встречаются редко);

высокий уровень (3 балла) – безошибочно выполняет все задания (ребенок инициативен и самостоятелен, владеет всеми средствами звукового анализа и синтеза слов, знает все буквы, читает простые слова и предложения).


Таблица индивидуального мониторинга освоения программы (диагностическая карта)


ФИО ребенка

Разделяет понятия «звук», «слог», «слово»

Правильно произносит все звуки родного языка

Дифференцирует звуки:

гласные согласные

Дифференцирует согласные звуки: твердые и мягкие, звонкие и глухие

Различает на слух изучаемый звук и определяет его позицию в слове

Делает звукобуквенный анализ односложных и двусложных слов

Делит слова на слоги

Знает буквы русского алфавита


н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к


По каждому критерию выставляются баллы от 1-3, которые суммируются и определяют общий уровень освоения программы на начало года и конец года.

Уровни освоения программы:

8 - 13 баллов (низкий уровень): ребёнок пассивен в работе, допускает большое количество ошибок.

14 - 19 баллов (средний уровень): ребёнок допускает ошибки в работе, но исправляет их с небольшой помощью педагога.

20 -24 баллов (высокий уровень): ребёнок активен при выполнении заданий, практически не допускает ошибок, самостоятелен.




II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ


2.1. Содержание занятий по программе «Дружим с буквами»



Месяц

Дата

Тема занятий

Содержание

1

октябрь

03.10.22-07.10.22

Вводное

- познакомить с артикуляционным аппаратом;

- учить различать неречевые и речевые звуки;

- познакомить с понятиями «звук», «слог», «слово», «ряд».

2

10.10.22-14.10.22

Звук А, буква А.

Звук У, буква У

- знакомство со звуком А (характеристика звука, символ звука – красный круг);

- выделение звука А на слух, по артикуляции среди ряда гласных звуков;

- выделение первого звука в словах: август, аист, адрес, астры, альбом;

- буква А, учить:

Ножка, ножка и черта –

Получилась буква А.

- работа с тетрадью стр. 3;

- работа с кассой (анализ звукового ряда: а-а-а);

- чтение: А, А-а-а (букварь стр. 4).

- знакомство со звуком У (характеристика звука, символ звука – красный круг);

- выделение звука У на слух, по артикуляции среди ряда гласных звуков (игра «Поймай звук»);

- выделение первого звука в словах: уши, улитка, утюг, утка, улица.

- буква У, учить:

У – сучок,

В любом лесу

Ты увидишь букву У.

- работа с тетрадью стр. 5).

- работа с кассой (анализ звукового ряда: АУ, УА);

- чтение: У-у-у, Ау, Уа (букварь стр. 5).

3

17.10.22-21.10.22

Звук О, буква О.

Звук И, буква И

- знакомство со звуком О (характеристика звука, символ звука – красный круг);

- выделение звука О на слух, по артикуляции среди ряда гласных звуков (игра «Поймай звук»),

- выделение слов со звуком О: дом, сок, лук, сын, лист, лось, лак, лоб, стол, стул;

- выделение последнего звука в словах: кино, домино, яйцо, окно;

- буква О, учить:

Эта буква так кругла

Покатиться бы могла.

- работа с тетрадью стр. 4;

- работа с кассой (анализ звукового ряда: АУО);

- чтение: АУО (букварь стр. 6).

- знакомство со звуком И (характеристика звука, символ звука – красный круг);

- выделение звука И на слух, по артикуляции среди ряда гласных звуков (игра «Поймай звук»),

- выделение слов со звуком О: кит, ива, Инна, сын, лист, лось, лак, лоб, стол;

- выделение последнего звука в словах: кино, домино, яйцо, окно;

- буква И, учить:

Для И три палочки возьми.

Две прямо, третью наклони.

- работа с тетрадью стр. 6;

- работа с кассой (анализ звукового ряда: ИА);

- чтение: И-и-и, Иа (букварь стр. 7).

4

24.10.22-28.10.22

Звук Ы,

Буква Ы.

Звук Э, буква Э

- знакомство со звуком Ы (характеристика звука, символ звука – красный круг);

- выделение звука Ы на слух, по артикуляции среди ряда гласных звуков (игра «Поймай звук»),

- выделение слов со звуком Ы: дыня, ива, мышь, сын, лось, лак, осы, стол;

- выделение последнего звука в словах: мосты, кусты, гномы, коты, усы, хвосты.

- буква Ы, учить:

А бедняжка буква Ы

Ходит с палочкой, увы.

- работа с тетрадью стр. 7;

- работа с кассой (анализ звукового ряда: АУЫ);

- чтение: ы-ы-ы, аы, уы, оы. иы (букварь стр. 8).

- знакомство со звуком Э (характеристика звука, символ звука – красный круг);

- выделение звука Э на слух, по артикуляции среди ряда гласных звуков (игра «Поймай звук»),

- выделение слов со звуком О: дыня, эскимо, эму, этаж, лось, лак, эхо, стол;

- выделение звука Э в словах: эхо, алоэ, эму, дуэт, каноэ;

- буква Э, учить:

Это Э с открытым ртом

И большущим языком.

- работа с тетрадью стр. 8;

- работа с кассой (анализ звукового ряда: УЭИ);

- чтение: э-э-э, эа, эу, эо, эи (букварь стр. 9).

5

ноябрь

31.10.22-03.11.22

Звуки М, Мь,

буква М

- знакомство со звуками М-Мь (характеристика звуков: согласные, звонкие, М - твердый, Мь - мягкий; символы звуков синий и зеленый круги);

- выделение звуков М, Мь:

на звук «М» - хлопнуть, на «Мь» - топнуть,

ма, мо, ми, му, ме …

мак, миска, мука, молоко, мир…

- выделение звуков М, Мь в словах по картинкам (место звука в слове);

- буква М, учить:

Взявшись за руки, мы встали,

И на М похожи стали.

- работа с тетрадью стр. 11;

- работа с кассой (анализ обратного и прямого слога: АМ, МА);

- чтение: прямые и обратные слоги, мама (букварь стр. 10-11).

6

07.11.22-11.11.22

Звуки П, Пь,

буква П

- знакомство со звуками П-Пь (характеристика звуков: согласные, звонкие, П - твердый, Пь - мягкий; символы звуков синий и зеленый круги);

- выделение звуков П, Пь:

на звук «П» - хлопнуть, на «Пь» - топнуть,

па, по, пи, пу, пе …

пол, пила, полки, колпак, перо, капитан, капуста…

- выделение звуков П, Пь (рабочая тетрадь);

-разделить слово на слоги: папа (сколько в слове гласных звуков, столько и слогов);

- буква П, учить:

Букву П в спортивном зале

Перекладиной назвали.

- работа с тетрадью стр. 12;

- работа с кассой (анализ слов: ПАМ, ПИМ);

- чтение: прямые и обратные слоги, папа (букварь стр. 12-13).

7

14.11.22-18.11.22

Звуки Б, Бь,

буква Б

- знакомство со звуками Б-Бь (характеристика звуков: согласные, звонкие, Б - твердый, Бь - мягкий; символы звуков синий и зеленый круги);

- выделение звуков Б, Бь:

на звук «Б» - хлопнуть, на «Бь» - топнуть,

ба, бо, би, бу, бе …

батон, бидон, каблук, кубик, борода, бедро…

- выделение звуков Б, Бь по картинкам (место звука в слове);

- буква Б, учить:

Это Б с большим брюшком

И огромным козырьком.

- работа с тетрадью стр. 13;

- работа с кассой (анализ слов: БОМ, БИМ);

- чтение: прямые и обратные слоги, простые предложения (букварь стр. 14-15).

8


21.11.22-25.11.22

Звуки Н, Нь

буква Н

- знакомство со звуками Н-Нь (характеристика звуков: согласные, звонкие, Н - твердый, Нь - мягкий; символы звуков синий и зеленый круги);

- выделение звуков Н-Нь:

на звук «Н» - хлопнуть, на «Нь» - топнуть,

на, но, ни, ну, не …

ноты, нитки, конь, окно, кино, лень, коньки…

- выделение звуков Н, Нь (рабочая тетрадь);

- буква Н, учить:

На букве Н я, как на лесенке

Сижу и распеваю песенки.

- работа с кассой (анализ слова: ОН);

- чтение: прямые и обратные слоги; слова - он, она, оно, они; простые предложения (букварь стр. 16-17).

9


28.11.22-02.12.22

Звуки Т, Ть,

буква Т

- знакомство со звуками Т-Ть (характеристика звуков: согласные, звонкие, Т - твердый, Ть - мягкий; символы звуков синий и зеленый круги);

- выделение звуков Т, Ть:

на звук «Т» - хлопнуть, на «Ть» - топнуть,

та, то, ти, ту, те …

батон, ток, кит, тема, тир…

- выделение звуков Т, Ть по картинкам (место звука в слове);

- буква Т, учить:

Молоток стучит: тук, тук.

Букве Т я старый друг.

- работа с тетрадью стр. 19;

- работа с кассой (анализ слов: ТОМ, ТИМ);

- чтение: прямые и обратные слоги; слова: эта, этот, эти, это, там, Ната, топ, батон, боты, банты, нити; простые предложения (букварь стр. 18-19).

10


05.12.22-09.12.22

Звуки В, Вь,

буква В

- знакомство со звуками В-Вь (характеристика звуков: согласные, звонкие, В - твердый, Вь - мягкий; символы звуков синий и зеленый круги);

- выделение звуков В, Вь:

на звук «В» - хлопнуть, на «Вь» - топнуть,

ва, во, ви, ву, ве …

ваза, вид, ведро, ковер, волк…

- выделение звуков В, Вь (рабочая тетрадь);

- буква В, учить:

Вот буква В видна вдали –

Красивая, витая.

Как будто крендель испекли,

Приезжих поджидая.

- работа с тетрадью стр. 20;

- работа с кассой (анализ слова: ИВА);

- чтение: прямые и обратные слоги, слова, простые предложения (букварь стр. 20-21).

11

декабрь

12.12.22-16.12.22

Буква Я

- правило: если буква Я стоит после согласной буквы, то читаем ее мягко;

Учить:

Восхваляет лишь себя

Забияка буква Я.

Букв огромная семья,

А она все я, да я.

- работа в тетради стр. 21;

- чтение (букварь стр. 24-25).

12


19.12.22-23.12.22

Звуки Д, Дь,

буква Д

- знакомство со звуками Д-Дь (характеристика звуков: согласные, звонкие, Д - твердый, Дь - мягкий; символы звуков синий и зеленый круги);

- выделение звуков Д, Дь:

на звук «Д» - хлопнуть, на «Дь» - топнуть,

да, до, ди, ду, де …

диван, дом, кадры…

- выделение звуков Д, Дь по картинкам (место звука в слове);

- буква Д, учить:

Домик и окошко в нем

В гости к букве Д пойдем.

- работа с тетрадью стр. 22;

- работа с кассой (анализ слова: ДОМ);

- чтение: прямые и обратные слоги, слова, простые предложения (букварь стр. 26-27).

13


09.01.23-27.01.23

Звуки Ф, Фь

буква Ф

- знакомство со звуками Ф-Фь (характеристика звуков: согласные, звонкие, Ф - твердый, Фь - мягкий; символы звуков синий и зеленый круги);

- выделение звуков Ф, Фь:

на звук «Ф» - хлопнуть, на «Фь» - топнуть,

фа, фо, фи, фу, фе …

фата кофта, филин, кофе…

- выделение звуков Ф, Фь (рабочая тетрадь);

- буква Ф, учить:

Ф надула с вои щеки

Или встала руки в боки.

- работа с тетрадью стр. 28;

- работа с кассой (анализ слова: ФАТА);

- чтение: слова, простые предложения (букварь стр. 30-31).


14


16.01.23-20.01.23

Звуки С, Сь,

буква С

- знакомство со звуками С-Сь (характеристика звуков: согласные, звонкие, С - твердый, Сь - мягкий; символы звуков синий и зеленый круги);

- выделение звуков С, Сь:

на звук «С» - хлопнуть, на «Сь» - топнуть,

са, со, си, су, се …

сом, коса, сито, сено…

- выделение звуков С, Сь по картинкам (место звука в слове);

- буква С, учить:

Полумесяц в небе темном

Буквой С повис над домом.

- работа с тетрадью стр. 29;

- работа с кассой (анализ слова: САНИ), разделить слово на слоги (правило: сколько в слове гласных звуков столько и слогов);

- чтение: слова, простые предложения (букварь стр. 32-33).

15

январь

23.01.23-27.01.23

Буква Е

- правило: если буква Е стоит после согласной буквы, то читаем ее мягко;

Учить6

Е похожа на расческу,

Сделать может всем прическу.

- работа в тетради стр. 30;

- чтение (букварь стр. 34-35).

16

февраль

30.01.23-03.02.23

Звуки К, Кь,

буква К

- знакомство со звуками К-Кь (характеристика звуков: согласные, звонкие, К - твердый, Кь - мягкий; символы звуков синий и зеленый круги);

- выделение звуков К, Кь:

на звук «К» - хлопнуть, на «Кь» - топнуть,

ка, ко, ки, ку, ке …

ком, кит, кеды, комар…

- выделение звуков К, Кь (рабочая тетрадь);

- буква К, учить:

На прямую палочку

Справа села галочка.

Там поныне и сидит,

Буквой К на нас глядит.

- работа с тетрадью стр. 31;

- работа с кассой (анализ слова: КИТЫ), разделить слово на слоги;

- чтение: слова, простые предложения (букварь стр. 38-39).

17

06.02.23-10.02.23

Звуки Г, Гь,

буква Г

- знакомство со звуками Г-Гь (характеристика звуков: согласные, звонкие, Г - твердый, Гь - мягкий; символы звуков синий и зеленый круги);

- выделение звуков Г, Гь:

на звук «Г» - хлопнуть, на «Гь» - топнуть,

га, го, ги, гу, ге …

гусь, гитара, гиря, год…

- выделение звуков Г, Гь по картинкам (место звука в слове);

- буква Г, учить:

Аист на одной ноге

Напоминает букву Г.

- работа с тетрадью стр. 32;

- работа с кассой (анализ слова: ГУСИ), разделить слово на слоги;

- чтение: слова, простые предложения (букварь стр. 40-41).

18

13.02.23-17.02.23

Звуки Х, Хь,

буква Х

- знакомство со звуками Х-Хь (характеристика звуков: согласные, звонкие, Х - твердый, Хь - мягкий; символы звуков синий и зеленый круги);

- выделение звуков Х, Хь:

на звук «Х» - хлопнуть, на «Хь» - топнуть,

ха, хо, хи, ху, хе …

хит, муха, хижина, хорек…

- выделение звуков Х, Хь (рабочая тетрадь);

- буква Х, учить:

Х – забавная игрушка.

Деревянная вертушка.

Деревянная вертушка –

Ветру вольному подружка.

- работа с тетрадью стр. 42;

- работа с кассой (анализ слова: ДУХИ), разделить слово на слоги;

- чтение: слова, простые предложения (букварь стр. 42-43).

19

20.02.23-24.02.23

Звуки З, Зь,

буква З

- знакомство со звуками З-Зь (характеристика звуков: согласные, звонкие, З - твердый, Зь - мягкий; символы звуков синий и зеленый круги);

- выделение звуков З, Зь:

на звук «З» - хлопнуть, на «Зь» - топнуть,

за, зо, зи, зу, зе …

зонт, Зина, магазин, зима, кузов…

- выделение звуков З, Зь по картинкам (место звука в слове);

- буква З, учить:

На эту букву посмотри!

Она совсем как цифра 3.

З – не просто завитушка.

З – пружина, крендель, стружка.

- работа с кассой (анализ слова: ЗИМА), разделить слово на слоги;

- чтение: слова, простые предложения (букварь стр. 44-45).

20

март

27.02.23-03.03.23

Звуки Ш, буква Ш,

- знакомство со звуком Ш (характеристика звука: согласный, глухой, твердый; символ звука синий круг);

- выделение звука Ш:

на звук «Ш» - хлопнуть, на другие - топнуть,

ша, хо, са, шу, хы …

машина, муха, шапка, хорек, шахматы…

- выделение звука Ш (рабочая тетрадь);

- буква Ш, учить:

Три столба красиво в ряд,

Как солдатики стоят.

- работа с тетрадью стр. 44;

- работа с кассой (анализ слова: КАША), разделить слово на слоги;

- правило: после Ш видишь И, но читаешь твердо.

- чтение: слова, простые предложения (букварь стр. 42-43).

21

06.03.23-10.03.23

Звук Ж, буква Ж

- знакомство со звуком Ж (характеристика звука: согласный, звонкий, твердый; символ звука синий круг);

- выделение звука Ж:

на звук «Ж» - хлопнуть, на другие - топнуть,

жа, хо, са, жу, хы …

жук, муха, жаба, хорек, кожа…

- выделение звука Ж по картинкам (место звука в слове);

- буква Ж, учить:

Эта буква широка

И похожа на жука.

И, при этом, словно жук,

Издает жужжащий звук: ж-ж-ж.

- работа с тетрадью стр. 45;

- работа с кассой (анализ слова: ЖУКИ), разделить слово на слоги;

- правило: после Ж видишь И, но читаешь твердо.

- чтение: слова, простые предложения (букварь стр. 50-51).

22

13.03.23-17.03.23

Звуки Л, Ль,

буква Л

- знакомство со звуками Л, Ль (характеристика звуков: согласные, звонкие, Л – твердый, Ль - мягкий; символы звуков синий и зеленый круги);

- выделение звуков Л, Ль:

на звук «Л» - хлопнуть, на звук «Ль»- топнуть,

ла, ли, са, лу, ле…

лук, лицо, лебедь, колбаса, кулак…

- выделение звуков Л, Ль (рабочая тетрадь);

- буква Л, учить:

Лампу вниз я наклонил

Букву Л изобразил.

- работа с тетрадью стр. 53;

- работа с кассой (анализ слова: ЛИСА), разделить слово на слоги;

- чтение: слова, простые предложения (букварь стр. 52-53).

23

20.03.23-24.03.23

Звуки Р Рь, буква Р

- знакомство со звуками Р, Рь (характеристика звуков: согласные, звонкие, Р – твердый, Рь - мягкий; символы звуков синий и зеленый круги);

- выделение звуков Р, Рь:

на звук «Р» - хлопнуть, на звук «Ль»- топнуть,

ра, ри, ра, ру, ре…

рука, река, каприз, редис, ведро…

- выделение звуков Р, Рь по картинкам (место звука в слове);

- буква Р, учить:

Р согнула ручку:

- Кто пойдет со мной за ручку?

- работа с тетрадью стр. 54;

- работа с кассой (анализ слова: РАК), разделить слово на слоги;

- чтение: слова, простые предложения (букварь стр. 54-55).

24

27.03.23-31.03.23

Буква Ё

- правило: если буква Ё стоит после согласной буквы, то читаем ее мягко;

Учить:

Ёлка то же, что и ель,

А над ёлочкой капель.

Капли – точки добавляем,

Ё – мы букву так читаем.

- работа в тетради стр. 55;

- чтение (букварь стр. 60-61).

25

апрель

03.04.23-07.04.23

Звук Й, буква Й

- знакомство со звуком Й (характеристика звука: согласный, звонкий, мягкий; символ звука зеленый круг);

- выделение звука Й:

на звук «Й» - хлопнуть, на другие - топнуть,

слоги

ёлка, яблоко, объезд, окно…

- выделение звука Ж (рабочая тетрадь);

- буква Й, учить:

Букву Й зовут «и кратким».

Й как И в твоей тетрадке.

Чтобы Й не путать с И,

Сверху галочку пиши.

- работа с тетрадью стр. 56;

- работа с кассой (анализ слова: МОЙ), разделить слово на слоги;

- чтение: слова, простые предложения (букварь стр. 62-63).

26

10.04.23-14.04.23

Звук Ч, буква Ч

- знакомство со звуком Ч (характеристика звука: согласный, глухой, мягкий; символ звука зеленый круг);

- выделение звука Ч:

на звук «Ч» - хлопнуть, на другие - топнуть,

ча, хо, са, чу, чи …

чудо, муха, бочка, хорек, ночь…

- выделение звука Ч по картинкам (место звука в слове);

- буква Ч, учить:

Кто-то взял обычный стул,

Вверх ногами повернул.

- работа с тетрадью стр. 66;

- работа с кассой (анализ слова: ТУЧА), разделить слово на слоги;

- чтение: слова, простые предложения (букварь стр. 64-65).

27

17.04.23-21.04.23

Звук Щ, буква Щ

- знакомство со звуком Щ (характеристика звука: согласный, глухой, мягкий; символ звука зеленый круг);

- выделение звука Щ:

на звук «Щ» - хлопнуть, на другие - топнуть,

ща, хо, са, щу, хы …

щит, муха, щетка, хорек, плащ…

- выделение звука Щ по картинкам (место звука в слове);

- буква Щ, учить:

Щетину щетка растопырит

И каждый в ней букву Щ увидит.

- работа с тетрадью стр. 67;

- работа с кассой (анализ слова: ЩИТЫ), разделить слово на слоги;

- чтение: слова, простые предложения (букварь стр. 68-69).

28

24.04.23-28.04.23

Звук Ц, буква Ц

- знакомство со звуком Ц (характеристика звука: согласный, глухой, твердый; символ звука синий круг);

- выделение звука Ц:

на звук «Ц» - хлопнуть, на другие - топнуть,

ца, хо, са, цу, хы …

цирк, муха, конец, хорек, скворец…

- выделение звука Щ (рабочая тетрадь);

- буква Ц, учить:

Вот какая буква Ц –

С коготочком на конце.

Коготок - царапка.

Как кошачья лапка.

- работа с тетрадью стр. 68;

- работа с кассой (анализ слова: ЦЫП), разделить слово на слоги;

- чтение: слова, простые предложения (букварь стр. 70-71).

29

май

01.05.23-05.05.23

Буква Ю

- правило: если буква Ю стоит после согласной буквы, то читаем ее мягко;

Учить:

Юлу я набок наклоню,

Чтоб получилась буква Ю.

- работа в тетради стр. 69;

- чтение (букварь стр. 72-73).

30

08.05.23-12.05.23

Ъ, Ь знаки

- знакомство с Ъ и Ь знаками;

Учит:

Это, братцы, Ъ знак,

Делать твердым все мастак.

Это, братцы, мягкий знак,

Делать мягким все мастак.

- работа в тетради стр. 70;

- чтение (букварь стр. 74-75).

31

15.05.23-19.05.23

Повторение

- игры с буквами (рабочая тетрадь);

- чтение (букварь).

32

22.05.23-26.05.23

Итоговое занятие

- игры с буквами (рабочая тетрадь)

- чтение (букварь).





III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ


3.1. Учебный план


п/п

Название раздела, тема

Количество часов

Формы организации НОД

Формы контроля

теория

практика

всего

1

Вводное занятие

(знакомство с артикуляционным аппаратом, неречевые и речевые звуки, понятие «ряд», «звук», «слог», «слово»).

0,5

0,5

1

Фронтальная индивидуальная

вводный

2

Гласные звуки и буквы

0,5

2,5

3

Фронтальная индивидуальная

вводный

3

Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я

0,5

3,5

4

Фронтальная индивидуальная

вводный

4

Согласные звуки и буквы

0,5

20,5

21

Фронтальная индивидуальная

вводный

5

Ъ, Ь знаки

0,5

0,5

1

Фронтальная индивидуальная

вводный

6

Повторение


1

1

Фронтальная индивидуальная

вводный

7

Итоговое занятие


1

1

Фронтальная индивидуальная

вводный


Всего

2,5

29,5

32





3.2. Календарный учебный график на 2022-2023 учебный год


Направленность объединения

Социально-гуманитарная

Количество групп

1

Количество учебных недель

32

Количество учебных дней

32

Продолжительность образовательной деятельности

I полугодие 12 недель 03.10 - 23.12

II полугодие 20 недель 09.01 – 26.05

Продолжительность зимних и летних каникул

Зимние каникулы с 23.12.2022 г. по 08.01.2023 г.

Летние каникулы с 01.06.2023 г. по 31.08.2023 г.

Режим занятий

четверг (I подгруппа) 17.30-18.00

среда (II подгруппа) 17.30-18.00

Выходные дни

суббота, воскресенье, праздничные дни, установленные законодательством РФ.

Место проведения

Старшая группа № 2 комбинированной направленности

для детей с ОВЗ

Фамилия, имя, отчество, педагога

Аюпова Татьяна Викторовна

Продолжительность занятий

25 минут

Количество занятий в неделю

1


3.3. Система условий реализации ДОП


3.3.1. Требования к материально-техническим условиям


Наименование кабинета для проведения

практических занятий

Перечень средств обучения и воспитания

Количество

Групповое помещение

Касса букв

12

Букварь В.В. Мамаева

12

Символы гласных и согласных звуков

12

(набор)

Демонстрационные таблицы букв

1

(набор)

Сигнальная схема для характеристики звука по плану

2

Плакат «Паровозик» (определение количества слогов в слове)

1

Дидактические картинки для определения места звука в слове.

1

(набор)

Плакаты «Домики» (определение места звука в слове»)

3

Рабочая тетрадь В.В. Мамаева «Учусь читать 5-6 лет»

12

Карандаши простые

12

Ноутбук

1

Проектор

1




3.3.2. Требования к кадровому составу


К реализации программы допускаются лица, соответствующие профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» утверждённой приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 г. № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»».

Организатором образовательного процесса по данной программе является учитель – логопед первой квалификационной категории, имеющий высшее педагогическое образование.


3.3.3. Программно – методические условия


Программа построена по методике В.В. Мамаевой, предназначена для развития детской речи и направлена на обучение дошкольников правильному чтению. В данной программе предложена система занятий с применением разнообразных речевых игр и материалов.

Формы организации образовательного процесса: групповая (в группе 10 – 12 человек).

Формы организации учебного занятия: беседы, практические занятия, соревнование в решении примеров на время.

Основные методы, используемые при реализации программы: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный.

Методы воспитания: создание ситуации успеха, убеждение, поощрение, мотивация.

Педагогические технологии: личностно-ориентированное обучение, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии.


3.3.4. Структура и форма проведения занятий по программе


Все занятия проводятся в доступной игровой форме. Часто используются сказочные мотивы, вводятся персонажи – гости. Каждое занятие имеет игровое название – тему, которая сообщается детям, и дидактическую тему, на основе которой ставятся цели данного занятия.

Учитывая постепенность усложнения, знания усваиваются в определенной последовательности:

звуки окружающего мира;

звуки, произносимые человеком (речевые звуки);

гласны звуки;

согласные звуки (твердые и мягкие, глухие и звонкие).

Параллельно даются понятия:

слог;

слово.

Основные этапы занятия

1. Организационный момент.

Цель организационного момента: ввести в тему занятия, создать положительный настрой на обучение, пробуждать интерес к познанию новых звуков, а также осуществлять коррекцию психофизических функций.

2. Повторение пройденного материала.

Цель: актуализировать знания детей. Повторение проводится в игровой форме, например игра с мячом. Это могут быть игры на различение понятий «звук» - «слово», «гласный звук» - «согласный звук», припоминание слов с заданным звуком и т. п.

3. Сообщение новой темы.

Цель: направить внимание детей к изучаемому звуку, к восприятию новых и повторению пройденных звуков. В игровой форме, через проблемную ситуацию дети под руководством педагога определяют новый звук.

4. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.

Цель: упражнять детей анализировать звуки по акустическим и артикуляционным признакам.

5. Закрепление нового материала.

Цель: развивать фонематические процессы, совершенствовать навык звукового анализа. Детям предлагаются игры на выделение звука из ряда звуков, слогов, слов, предложений; определение позиции звука в слове, называние слов на заданный звук, отбор картинок с заданным звуком, дифференциация мягких и твердых, глухих и звонких согласных звуков.

6. Физминутка.

Основные задачи физминутки заключаются:

в внесении эмоционального заряда;

в снятии усталости и напряжения;

в совершенствовании общей моторики;

в выработке чётких координированных движений во взаимосвязи с речью.

7. Знакомство с буквой.

Цель: определить связь звука с его графическим образом. Знакомство с буквой начинается с того, что детям демонстрируют заглавную и строчную печатные буквы. Дети отыскивают ее в кассах, ощупывают пластмассовую букву пальцами, обводят, заштриховывают ее. Сравниваются строчная и заглавная буквы. Отмечаются сходство и различие. Определяется, на что похожа буква. Можно предложить вылепить букву из пластилина, выложить из пуговиц, палочек, крупы, рисование буквы на манке, показ буквы руками, телом.

8. Формирование навыков чтения.

Цель: совершенствовать навык слогового чтения. Читаются слоги, слова с только изученными буквами: от простого в начале учебного года к более сложному в конце. Обязательно проводится работа с разрезной азбукой, чтобы у детей сформировалось осознанное восприятие составляемых слогов и слов.

9. Итог. Подводится итог занятия.

Педагог спрашивает детей, что они нового узнали на занятии, в какие игры играли, что было трудным и т. д.


3.3.5. Работа с родителями


Формы работы:

родительские собрания;

индивидуальные консультации;

наглядно-информационные (информационные проспекты, памятки и т.д.);

наглядно-ознакомительные (день открытых дверей, просмотр открытых занятий и т.д.)

итоговые мероприятия.


3.3.6. Информационные ресурсы

1. Печатные:

- Мамаева В. В. Букварь для дошколят / В.В. Мамаева. – М.: РОСМЭН, 2021. – 80 с.: ил.;

- Мамаева В. В. Учимся читать 4 – 6 лет / В. В. Мамаева. : Азбука, 2010.

2. Электронные:

- флэш – накопители.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации