Дополнительная общеразвивающая программа для детей «Юный гроссмейстер»
Дополнительная общеразвивающая программа
для детей «Юный гроссмейстер»
Составитель: Четверикова О.М.
старший воспитатель
Детского сада № 216 ОАО «РЖД»
Содержание
Пояснительная записка
Учебный план
Календарный учебный график
Распределение программного материала
Оценочные материалы
Методические материалы
Организационно-педагогические условия
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В «Национальной доктрине образования в Российской Федерации сказано, что «система образования призвана обеспечить разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализацию личности».
Занятия шахматами укрепляют память, развивают аналитические способности и воображение, помогают вырабатывать такие черты характера, как организованность, целеустремленность, объективность. Увлекшись этой игрой, маленький непоседа становится усидчивее, озорник - выдержанней, зазнайка - самокритичней. Шахматы учат быть предельно внимательным, собранным. К тому же шахматы - замечательный повод для общения людей, способствующий углублению взаимопонимания, укреплению дружеских отношений.
Введение занятий по обучению игре в шахматы позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков - сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих воспитанников, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала.
Шахматы в детском саду положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Шахматы - это упорный и настойчивый труд, и в то же время игра тысячи радостей. Целесообразно, чтобы шахматная игра заняла определенное место в педагогическом процессе детских образовательных учреждений, поскольку она является действенным средством умственного развития и подготовки детей к школе.
Задачи программы:
Расширение кругозора, активизация мыслительной деятельности дошкольника, формирование умений ориентироваться на плоскости, логически мыслить
Обогащение детской фантазии, выработка настойчивости, выдержки, уверенности в своих силах
Воспитание лидерских качеств, стремление стать первым
Программа рассчитана на 2 года обучения, 130 академических часов.
Основной формой организации обучения дошкольников является игровое занятие.
Занятия проводятся 2 раза в неделю. Длительность одного занятия – 25-30 мин.
Наполняемость группы – 8-10 детей (5-7 лет). Группы могут быть одновозрастные или разновозрастные, но не превышать разницы 1- го года. Разделение детей по половой принадлежности не предусматривается.
Методы обучения:
Словесные:
- передача знаний и руководства действиями: объяснение, рассказ, беседа;
Практические:
- обучение игре, тактике: демонстрация (показ), анализ тактических действий;
Наглядные:
- демонстрация и показ.
Особенности:
основная форма – игровые ситуации;
обучение включает самостоятельную работу ребенка с изученным материалом, двигаясь от простого к сложному.
Формирование шахматного мышления у детей проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях до творческого применения знаний на практике, подразумевающих зачастую отказ от общепринятых стереотипов.
Планируемые результаты освоения детьми программного материала
Воспитанники
после первого года обучения:
имеют представление о шахматной доске, ориентации на ней;
различают и называют шахматные фигуры;
правильно расставляют шахматные фигуры на шахматной доске в начальное положение;
имеют представление об элементарных правилах игры;
играют малым числом фигур;
владеют основными шахматными терминами;
правильно применяют элементарные правила игры;
знают цели шахматной партии;
имеет представление о некоторых тактических приемах.
умеет сыграть партию от начальной позиции до завершения.
после второго года обучения:
умеют ставить мат, в том числе и в несколько ходов основными фигурами;
знают основные тактические приемы и умеют ими пользоваться;
знают, как проходит партия с контролем времени;
знают основные турнирные правила.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Наименование разделов и тем | Количество часов |
1 год обучения | 65 |
Раздел 1. Шахматная доска | 5 |
Раздел 2. Шахматные фигуры | 29 |
Раздел 3. Шах, мат, пат. (Определение.Мат в 1 ход) | 23 |
Раздел 4. Шахматные часы | 3 |
Раздел 5. Обобщающий материал | 4 |
Промежуточная аттестация | 1 |
2 год обучения | 65 |
Раздел 1. Повторение материала | 12 |
6 | |
Раздел 3. Тактические приемы | 13 |
Раздел 4. Дебют | 4 |
Раздел 5. Мат в несколько ходов | 24 |
Раздел 6. Обобщающие задания | 5 |
Итоговая аттестация | 1 |
Итого: | 130 |
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Первый год обучения
месяц | Тема | Форма проведения |
октябрь | Ознакомительное занятие. | Теоретическое занятие |
Горизонтали, Вертикали, Диагонали. | Теоретическое занятие | |
Буквы, числа, доска | Теоретическое занятие | |
Пешка. | Теоретическое занятие | |
Задачи с пешкой. | Практическое занятие | |
ноябрь | Игровое занятие. Игра с пешкой. | Практическое занятие |
Ладья. | Теоретическое занятие | |
Задачи с ладьей. | Практическое занятие | |
Игровое занятие. Игра с пешками и ладьями. | Практическое занятие | |
Слон. | Теоретическое занятие | |
Задачи со слоном. | Практическое занятие | |
декабрь | Игра со слоном и пешками. | Практическое занятие |
Игровое занятие. Игра ладьей, слоном и пешками. | Практическое занятие | |
Ферзь. | Теоретическое занятие | |
Задачи с ферзем. | Практическое занятие | |
Игровое занятие. Игра ферзем, ладьей, слоном и пешками. | Практическое занятие | |
Конь. | Теоретическое занятие | |
Главные особенности коня. | Теоретическое занятие | |
январь | Задачи с конем. | Практическое занятие |
Игровое занятие. Игра конем и пешками. | Практическое занятие | |
Задачи с конем. Продолжение темы. | Практическое занятие | |
Игровое занятие. Игра ферзем, слоном, ладьей, конем и пешками. | Практическое занятие | |
Король. | Теоретическое занятие | |
Задачи с королем. | Практическое занятие | |
февраль | Расстановка фигур перед началом партии. | Теоретическое занятие |
Ценность фигур. | Теоретическое и практическое занятие | |
Игровое занятие. Игра всеми фигурами. | Практическое занятие | |
Шах и Мат. Способы защиты от шаха. | Теоретическое и практическое занятие | |
Задачи на шах и мат. | Практическое занятие | |
март | Игровое занятие. | Практическое занятие |
Задачи на мат в один ход. Матует пешка. | Практическое занятие | |
Игровое занятие. | Практическое занятие | |
Задачи на мат в один ход матует ферзь. | Практическое занятие | |
Задачи на мат в один ход. Матует ладья. | Практическое занятие | |
Игровое занятие. | Практическое занятие | |
апрель
| Задачи на мат в один ход. Матует слон. | Практическое занятие |
Задачи на мат в один ход. Матует конь. | Практическое занятие | |
Особые ходы: рокировка. | Теоретическое и практическое занятие | |
Особые ходы: взятие на проходе. | Теоретическое и практическое занятие | |
Пат. | Теоретическое и практическое занятие | |
Вечный шах. | Теоретическое и практическое занятие | |
май | Шахматные часы | Теоретическое занятие |
Игровое занятие с часами | Практическое занятие | |
Турнирные правила игры в шахматы | Теоретическое занятие | |
Линейный мат | Теоретическое занятие | |
Игровое занятие | Практическое занятие | |
Промежуточная аттестация: | Практическое занятие |
Второй год обучения
№п/п | Тема | Форма проведения |
октябрь | Повторение материала первого года обучения: - Фигуры; - Доска; - Основные правила игры; - Шахматные часы. - Шах, мат. | Теоретическое и практическое занятие |
Повторение особых ходов: - Рокировка; - Взятие на проходе; - Превращение пешки. | Теоретическое и практическое занятие | |
Повторение материала. Пат. Решение задач. | Теоретическое и практическое занятие | |
Повторение материала. Вечный шах. Решение задач на тему вечного шаха. | Теоретическое и практическое занятие | |
ноябрь | Спертый мат, мат с двойным нападением, вскрытый мат. | Теоретическое занятие |
Задачи на изучение спертого мата, мата с двойным нападением, вскрытого мата | Практическое занятие | |
Задачи на изучение спертого мата, мата с двойным нападением, вскрытого мата. | Практическое занятие | |
Тактические приемы: Вилка, Двойной удар | Теоретическое занятие | |
Решение задач на тактические приемы: Вилка, Двойной удар | Практическое занятие | |
Игровое занятие | Практическое занятие | |
Решение задач на тактические приемы: Вилка, Двойной удар (Продолжение темы) | Практическое занятие | |
Игровое занятие | Практическое занятие | |
декабрь | Тактические приемы: Связка, рентген, вскрытое нападение. | Теоретическое занятие |
Решение задач на тактические приемы: Связка, рентген, вскрытое нападение | Практическое занятие | |
Игровое занятие | Практическое занятие | |
Решение задач на тактические приемы: Связка, рентген, вскрытое нападение (Продолжение темы) | Практическое занятие | |
Основы дебюта | Теоретическое занятие | |
Совместная игра на демонстрационной доске с правилами основ дебюта. | Практическое занятие | |
Игровое занятие | Практическое занятие | |
Мат в 1 и в 2 хода, всеми фигурами | Практическое занятие | |
январь | Игровое занятие | Практическое занятие |
Мат в 1 и в 2 хода всеми фигурами | Практическое занятие | |
Игровое занятие | Практическое занятие | |
Повторение ценности фигур | Теоретическое и практическое занятие | |
Игровое занятие. | Игровое занятие | |
Линейный мат двумя ладьями. | Теоретическое и практическое занятие. | |
февраль | Игровое занятие. | Практическое занятие |
Линейный мат двумя ладьями. (Закрепление материала) | Теоретическое и практическое занятие. | |
Игровое занятие. | Практическое занятие | |
Мат королем и ферзем | Теоретическое и практическое занятие | |
Игровое занятие | Игровое занятие | |
март | Мат королем и ферзем | Теоретические и практические занятие |
Решение задач на тактические приемы: Связка, рентген, вскрытое нападение | Теоретические и практические занятие | |
апрель | Мат королем и ладьей | Теоретическое и практическое занятие |
Игровое занятие | Практическое занятие | |
Мат королем и ладьей (Продолжение темы) | Теоретическое и практическое занятие | |
Игровое занятие | Практическое занятие | |
май | Повторение тактических приемов. | Теоретическое и практическое занятие |
Решение задач на 5 тактических приемов. С усложнением. | Теоретическое и практическое занятие | |
Игровое занятие | Практическое занятие | |
Решение задач на 5 тактических приемов. С усложнением. | Практическое занятие | |
Задачи на повторение | Практическое занятие | |
Итоговая аттестация:
| Практическое занятие | |
| Всего часов | 130 |
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА
Шахматы - это не только игра, доставляющая детям много удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития, самовоспитания. В. Сухомлинский писал:
«В воспитании культуры мышления большое место отводилось, шахматам…
Дети знакомятся с игрой путешествуя по Шахматной стране со сказочными героями: девочкой Клеточкой, мальчиком Юрой, который очень хочет научиться играть в шахматы, мальчиками Загадаем и Задирой. Путешествуя по Шахматной стране, дети познакомятся с шахматной доской, узнают, что на доске есть белые и черные поля, линии: горизонталь, вертикаль и диагональ. Узнают секреты шахматных фигур: ладьи, слона, который совсем не похож на слона, побывают в гостях у ферзя, встретят коней черных и белых, посетят детский сад «чудесная пешка», узнают, как ходит король. Особое внимание уделяется ознакомлению с этикой шахматной игры.
Обучение детей шахматной игре проходит поэтапно. После знакомства детей с шахматной доской, дети вместе с Юрой узнают много интересного о шахматных фигурах. Клеточка расскажет о том, как они называются, как правильно расставить шахматные фигуры на доске. А Загадай, поможет детям закрепить знания, отгадывая загадки из своей Тетрадки. Например, какая фигура похожа на лошадку? Какие фигуры спрятались в словах: оладьи, спешка, заслонка, коньки? (Ладьи, пешка, слон, конь.)
Чтобы дети хорошо запомнили название шахматных фигур, умели отличать их друг от друга, проводятся игры: «Кубик», «Волшебный мешочек», «шахматный веер», «запретная фигура» и другие.
Следующим этапом обучения детей шахматам является знакомство с возможностями каждой фигуры, интересными фактами о ней. Например, при знакомстве с шахматной фигурой ладья, дети узнают, что на Востоке эту фигуру называли «Рух». По преданиям «Рух» - огромная птица, помогавшая героям в сказке одолеть врага. Фигура «Рух» была очень похожа на лодку, ладью, вот ее и назвали ладьей. Теперь шахматная ладья больше похожа на башню, но называют её по-прежнему. А вот как ходит ладья, узнаем из стихотворения:
Движется ладья лишь прямо,
Хоть по натуре не упряма.
Прямолинейно держит путь,
Наискосок ей не свернуть.
Шахматный слон не похож на настоящего. Но в старину они были похожи. Загадай расскажет ребятам, как называют шахматного слона разные народы: французы – шут, немцы – бегун, болгары – офицер, поляки – гонец. А итальянцы, и испанцы, как и мы – слон. Ребята вместе с Клеточкой учат небольшое стихотворение про шахматного слона, которое помогает запомнить эту фигуру и её передвижение по шахматной доске.
Закрепить знания детей о шахматных фигурах, помогают «Загадки из тетрадки».
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Методика освоения игры в шахматы детей 5-8 лет И.Г. Сухин.
Критерии уровней развития детей
Высокий уровень: ребенок имеет представление о «шахматном королевстве». Умеет пользоваться линейкой и тетрадью в клеточку. Умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух. Знает, различает и называет шахматные фигуры. Знает ходы шахматных фигур и их отличия. Понимает важность первых ходов. Имеет понятие о приёмах взятия фигур. Умеет самостоятельно выполнять задания, кратко и точно выражать мысли, выполнять задания в более быстром темпе. У ребёнка развита познавательная активность, логическое мышление, воображение. Обладает навыками счёта предметов, умение соотносить количество и число. Развито зрительное восприятие, внимание, мелкая моторика рук. Умеет планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ. Развита ловкость и смекалка, ориентировка в пространстве, способность думать, мыслить, анализировать. Имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат».
Решает простые шахматные задачи.
Средний уровень: ребенок затрудняется в использовании линейки и тетради в клеточку, в умении быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Путает название шахматных фигур, ходы шахматных фигур и их отличия. Испытывает затруднения в решении простых шахматных задачах.
Низкий уровень: ребенок не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Не знает, не различает и не называет шахматные фигуры. Не знает ходов шахматных фигур и их отличия. Не имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат». Не умеет записывать шахматные партии. Не решает простые шахматные задачи.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
СЦЕНАРИЙ ШАХМАТНОГО ТУРНИРА
Правила шахматного турнира:
Начинают играть сразу все участники. Арбитры следят за ходом игры, как только пары будут заканчивать игру, арбитры определяют победителей, из числа победителей составляются пары для следующего этапа турнира.
Турнир длится до тех пор, пока не будут выявлены лидеры на 1, 2, 3-е места.
ХОД ТУРНИРА:
Торжественный вход участников турнира, под музыкальное сопровождение.
Ведущая: Здравствуйте, ребята! Сегодня знаменательный день в нашем детском саду – наши дети участвуют в шахматном турнире. У нас сегодня гостья. Угадайте кто она, а для этого вам нужно разгадать мою загадку?
Не люди, не звери, не часы, а ходят?
Дети: (шахматные фигуры).
Скучно было детворе
Ранним утром во дворе.
- Знаю я одну игру, -
Сказал ребятам Петя. –
Где бы я ни был и везде
В неё играют дети.
В игре той есть ладья и ферзь,
Слон, конь и пешек ряд,
А возглавляет всех король –
Его хранит отряд.
Хочу задание вам дать:
Игры названье угадать!
Дети отгадывают
Шахматная королева:
Правильно, молодцы. А я Шахматная королева! Я пришла к вам, чтобы открыть соревнования. Шахматы одна из самых древних игр. Известно, что Родина шахмат – Индия. Всякое шахматное сражение разворачивается на специальном поле – доске.
-Ребята поприветствуем участников турнира!
Ведущая:
Но прежде чем открыть турнир проведем разминку.
Шахматы - игра сильнейших!
Для ума заряд дает,
Волю, стойкость воспитает,
Логику всем разовьет!
1-е задание:
«Доскажи словечко»:
1. Скоро бой. И ждет войска Деревянная ____________(доска).
2. Ни к чему, ребята, спешка – Потеряться может_______(пешка).
3. Играет не простую роль Его величество_________(король).
4. В «шалашах» и в «камышах» Я услышал слово_______(шах).
5. В словах «матрешка» и «формат», я подчеркну не шах, а____(мат).
6. Нужно проявить сноровку, чтобы сделать__________(рокировку).
2 –е задание:
А сейчас устав изрядно,
Оба войска захотели поразмяться.
Покажут сноровку свою наглядно:
В смекалке и беге будут состязаться.
«Шахматная эстафета: Поставь правильно шахматную фигуру»
3 –е задание:
«Блиц – вопрос»:
- Из каких досок не строят теремок? (шахматных)
- Каких клеток больше, черных или белых? (поровну)
- В каких клетках не держат зверей? (шахматных)
- Где возникли шахматы? (в Индии)
- Какой формы шахматная доска? (квадратная)
- Какая фигура может перепрыгивать через фигуры? (конь)
4 –е задание:
Вопросы из шахматной шкатулки.
1. Как ходит и бьёт пешка? (только вперед, наискосок)
2. Может ли пешка стать когда-нибудь фигурой, превратиться в неё, в каких случаях? ( Да, если белая пешка достигнет 8-й, а чёрная 1-й горизонтали.)
3. Где стоят ладьи на доске до начала игры? ( по краям)
4. Может ли ладья побить сразу две пешки, за один ход? (нет, только одну фигуру)
5. Какие бывают слоны у чёрного и у белого войска? ( белопольные и чернопольные)
6. Какая фигура не может встать на белые поля? (чернопольный слон)
7. Между какими фигурами на доске стоит конь?
8. Чем конь отличается от всех остальных фигур? (ходит буквой «г», перескакивает через свои и чужие фигуры)
9. Какие шахматные фигуры скрываются в словах: «оладьи», «спешка», «заслонка», «коньки».
Шахматная королева: Властью, данной мне Шахматным королем, объявляю шахматный турнир открытым.
Сейчас мы с помощью жребия определим пары.
У каждого участника турнира есть свой номер, вытягиваем по 2 номера из шляпы и определяет пары детей. Дети занимают столы.
Замечательно пары мы выбрали, теперь нужно определить — кто какими по цвету фигурами будет играть.
Один ребенок из пары берет 2 фигуры: белую и черную, прячет их за спиной и перемешивает. Затем по команде вытягивает кулачки вперед, а другой ребенок выбирает. Все дети расставляют шахматы на поле.
Шахматная королева:
Игра в шахматы требует спокойной обстановки и внимания. Все зрители пойдут со мной в спортивный зал, где мы будем проводить соревнования на логическое мышление, умение считать и сообразительность. Наши участники сразятся в честном бою на шахматных досках, самые умелые из вас выйдут победителями. Желаю вам успехов, удач и побед.
Зрители вместе с шахматной королевой под музыку уходят из зала. Соревнования начинаются. Во время соревнования арбитры наблюдают за ходом игры, судейская коллегия ведет протокол соревнования для выявления победителей.
Ведущая: вот и подошел к концу наш шахматный турнир. В заключение хочу напомнить всем одну поучительную восточную мудрость: «Есть шахматисты, играющие слабо и не знающие это, - они невежды, избегайте их. Есть шахматисты, играющие сильно и знающие это, - они мудрецы – следуйте им!»
По окончании соревнования определяются победители. Жюри оценивает команды, главный судья оглашает общие результаты. Вручаются дипломы и призы.
CКАЗКИ О ШАХМАТАХ ГУЛЬНАЗ АЛЛАЯРОВА
Шахматная сказка.
Жили- были когда-то давным –давно король и королева. Король был светлый, с русыми волосами - просто красавец. А Королева была смугленькая, с черными волосами и черными глазами. И тоже очень красивая, глаз не оторвать! Они очень любили друг - друга, каждый день выходили на прогулку, объезжали свое королевство на конях: Король на черном коне, Королева на белом своем любимом коне. Доезжали до самых границ своих владений, каждый встречный им улыбаясь кланялся, приветствовали их. В Королевстве царил мир и покой. Но не было у Короля и Королевы детей.
Все знали, что у них такое горе. Королевство некому оставлять, но ничем никто не мог помочь.
Однажды, старая колдунья, которая работала в королевском дворце поварихой, сделала из пшеничной и ржаной муки маленькие две фигурки, черную и белую, и подарила Королевской семье.
-Ваше Величество, вот вам мой скромный подарок-два мальчика из теста. Если Вы захотите, я в них вселю человеческие души, и они оживут. Дам им человеческие качества: доброту, щедрость, ум. Если в течение жизни они растеряют эти человеческие качества, они снова превратятся в маленькие черствые фигурки. И тогда уже им никто не поможет, они останутся игрушками навечно.
Король и Королева с удовольствием согласились. Мальчики росли не по дням, а по часам. Король и Королева их баловали: им было все дозволено, не знали слова «нельзя».Выросли мальчики такие красавцы: один темненький, другой светленький, но такие капризные и завистливые. То и дело они ругались, а то и дрались. Прошли годы: мальчики женились, создали свою семью. Каждая семья хотела жить отдельно друг от друга, иметь свое государство, свою армию. Пока Король и Королева были живые, они терпели друг друга, но в один прекрасный день Короля и Королевы не стало… Все плакали, долго горевали. Все знали, что эти два брата не уживутся вместе. Так и случилось- они поделили большое королевское владение по квадратикам, черный принц раскрасил свою территорию в черный цвет, а белый принц в белый цвет. Каждый имел свою армию, своих лошадей, свою границу- живи и радуйся! Но нет, они растеряли те качества, которые подарила им старая колдунья-повариха, все время поднимали друг на друга войну, мирно-тихо не жили.
И в одно зимнее солнечное утро они проснулись маленькими твердыми, как камень, фигурками. Не могли не шевельнуться, ни глазом моргнуть - исполнилось предсказание старой колдуньи - прекрасные принцы-красавцы, со всей королевской свитой, армией, владениями, превратились в игрушки.
С тех пор много воды утекло, но люди все еще играют с этими причудливыми фигурками, далеко напоминающими живых людей.
Сказка о путешествии шахмат по свету
Вы ещё помните про царя? Так вот. Увлёкся царь игрой в шахматы, что и думать позабыл о войнах. Соседи-короли даже удивлялись, куда это пропал их грозный сосед, почему давно обижать их не приходит.
И решили соседи напроситься к великому государю на чай и пироги. Удивительно радушно принял дорогих гостей царь. Накормил их пирогами и пряниками, напоил чаем индийским и пригласил в свой царский кабинет. А там на великолепном резном столе стояли красивые шахматные фигуры.
Подивились гости этой мудрой забаве, научились с помощью грозного царя правилам игры.
Всем королям подарили по набору шахмат. Разъехались гости, и каждый увёз в свою страну прекрасную игру – шахматы. Преодолели шахматы и глубокие моря, и горячие пески. Долго-долго путешествовали они в Россию. Между Индией и Россией высокие горы и непроходимые пустыни.
Поэтому в нашу страну дорогим гостям-шахматам на кораблях-ладьях через моря-океаны пришлось плыть.
В честь этого путешествия даже одна шахматная фигура стала называться ладьёй. Наконец, оказались шахматы в нашем государстве. И вскоре стали любимой игрой. А гости, приезжавшие в Россию, говорили, что никто в мире не искусен в игре так, как россияне.
Шахматная сказка про шаха
Давным-давно в одной прекрасной стране с названием Индия жил да был один очень могучий, сильный и богатый шах Шеран - Шихран.
Было у него множество дворцов, крепостей и огромная армия ЧАТУРАНГА, с которой он совершал набеги на своих недругов-соседей. Вскоре он всех противников победил-покорил, потому что в его армии было сто тысяч пеших воинов, тринадцать тысяч закованных в латы боевых коней и всадников, быстрые и мощеные колесницы, а самое главное – непобедимые слоны. Раньше, когда не было танков и ракет, слоны считались самым грозным в мире оружием!
Никто не мог их остановить. Ни человек, ни непроходимый лес, ни стена! Всё они могли преодолеть, всё разрушить на пути.
И вот, когда воевать стало не с кем, заскучал великий государь. Это сейчас можно прийти домой, и посмотреть мультики или поиграть на компьютере. Раньше не было ни телевизоров, ни магнитофонов, ни прочей всяческой техники. Царская охота ненадолго развеяла скуку нашего шаха. Очень скоро все слоны да бегемоты были выловлены, все страшные тигры да крокодилы на цепь посажены. Ни войны, ни охоты!
Посидел Падишах на троне да на печи неделю-другую и закричал от скуки страшным голосом: «Скучно! Подать мне сюда всех великих мудрецов да чародеев! Прибежали испуганные мудрецы: «Что тебе надобно, царь-государь?» «Развеселите меня! Придумайте забаву царскую, чтоб не грустилось мне. Как угодите мне – велю золота отсыпать, сколько унесёте, а нет – мой меч – голова с плеч!» — Так раньше у царей водилось. Опечалились мудрецы, пригорюнились и пошли думать, как грозному шаху-падишаху угодить. Дал на все думы царь лишь три дня и три ночи. Начали мудрецы лбы морщить да головы себе чесать. Время назначенное проходит, зовёт их грозный владыко к себе. «Ну что, придумали?» — спрашивает. Один чародей достаёт кубики золотые, цепочки серебряные.
Поиграл цепочками царь, побросал кубики. Не понравилось! «С глаз долой!» — закричал. Хорошо ещё, казнить не велел. Второй мудрец вынул шары изумрудные да кегли мраморные. Покатал правитель шары, тоже не обрадовался этой «детской» забаве. Скоро все мудрецы были прогнаны, лишь один самый известный из них остался. «Ну, а у тебя, что за игрушка?» — спрашивает грозный царь.
Достаёт самый старый мудрец из мешка деревянный ящичек и раскрывает его, а там – деревянные фигурки. Закричал царь, затопал ногами: «Что это такое?! Другие мне золото, бриллианты приносили, а ты что принёс!»
«Не всё то золото, что блестит!» — мудрец отвечает.
Посмотрел внимательнее царь и узнал в деревянных фигурках всё своё войско: и коней, и пехоту, и крепости и своих генералов, а в одной фигуре узнал даже самого себя.
Мудрец достал шахматную доску и на одном краю выстроил армию белого короля, а напротив, на другом краю доски, чёрное войско.
Падишах с усмешкой спрашивает: «Ты считаешь, что я, великий воин, победитель всех народов, имеющий самую могучую армию в мире, не смогу справиться с небольшим отрядом деревянных игрушек?»
Мудрец молвил: «Давай, повелитель, попробуем!» — объяснил царю правила игры, и они начали сражение. И вскоре индийский правитель увидел, что управлять небольшим отрядом шахматных фигур гораздо сложнее, чем целой армией. Так понравилась ему игра, что все дни и ночи проводил он за ней. Мудреца велел шах по царски наградить.
Когда царь добирался до шахматного короля противника, то он по своей былой военной привычке окликал врага: «Эй, шах!» А когда вражеский король падал сражённый, то великий падишах с грустью говорил: «ШАХУ МАТ!» Сражение ведь кончилось на этом.
А царь так любил воевать. В переводе на русский язык слова царя означали, что король погиб.
С тех пор игра стала называться ШАХМАТЫ
Сказка о том, как на Руси в шахматы играли
Уж если на русской земле и не изобрели шахматы, то играли в них с преудовольствием великим. И очень много сделали русские мастера для развития и прославления шахмат.
В наши края «шатрандж» (шахматы) попали прямо с Востока в VII веке. Купцы русские – народ любопытный и до чудес охочий. Вот и привезли они на своих ладьях, пропахших солью и восточными пряностями, шкатулки с игрушечными воинами, слонами, королями.
Сразу полюбилась нашим людям новая игра. Русский человек торопиться и суетиться не любит, у него всегда найдётся времечко полежать на печке да поразмыслить над шахматной задачкой. Быть может, и Илья Муромец не вставал с печи целых тридцать лет и три года, из-за того, что никак не мог решить шахматную задачу. А когда решил – встал, расправил плечи и пошёл решать другие важные дела, которых так много накопилось на земле русской.
Особенно много умельцев сыграть в шахматы было среди воинов-богатырей. Об этом даже в былинах сказано. Вот Ставр Годинович не только сам умел играть, но «ещё его молода жена Василиса Микулична хорошо играла в шашки да шахматы». А когда беда случилась, и попал Ставр в плен к князю Владимиру, то молодая жена собрала верную дружину и пошла мужа выручать:
Тридцать молодцов-стрельцов,
тридцать удальцов-шахматистов,
тридцать удальцов-песенников.
Сама переоделась в костюм заморского посла, да и отправилась в гости к князю Владимиру. Попировали и решили в шахматы поиграть.
Условились: кто проиграет в шахматы – тому лезть под стол, на котором играли.
Первую заступь (партию) заступовали,
И ту посол поиграл (выиграл).
Другую заступь заступовали,
И другую заступь посол же поиграл,
Третью заступь заступовали –
Шах, да и мат, да и под доску…
«И молодой гость, посланник суровый, обыграл князя Владимира».
Князь Владимир должен был лезть под стол и оттуда кукарекать да обиды терпеть. Конечно, под стол он не полез, Но Ставра Годиновича к великой радости посла-Василисы, из заточения пришлось выпустить!
…По другой версии посол обыграл всех и говорил:
«Никто не мог меня обыграть. Но один-то меня и обыгрывал Ставр Годинович, когда я бывал во Чернигове, один-то меня обыгрывал…»
Пришлось самому Владимир-князю Стольно-Киевскому в подземелье ходить и выпускать Ставра из погребов глубоких. И сговаривал Ставру посол заморский: «Помнишь ли, молодец Ставр сын Годинович, как мы с тобой живали во Чернигове?…»
Народный любимец гусляр и купец Садко прибыл однажды во дворец магараджи. Магараджа захотел получить волшебного коня Садко. А Садко же пленился птицей Феникс. Конечно, сели играть в шахматы. Хитрый магараджа велел танцевать красивым баядеркам, петь песни.
Ему хотелось, чтобы Садко меньше на доску глядел. Но и у Садко был помощник – старик Трифон. Ударили они по струнам гуслей. Вместе заманили в ловушку магараджу. Вернулись Садко и Трифон домой в Новгород, где вскоре весь город слушал трели птицы Феникс.
ЗАГАДКИ
Не люди, не звери,
не часы, а ходят… (шахматные фигуры)
Стоим рядом с королем,
но не путать нас со слоном
И с ладьей сравнить нельзя
Суперсильного… (ферзя)
Мы ушасты и гривасты,
смело скачем сквозь огонь
Ну отгадывай, не хвастай
да конечно – это (конь)
Кто не любит прыг да скок?
Кто ходить привык без спешки
И берет наискосок
Ну конечно – это (пешка)
Это правило известно
Короля нам есть нельзя,
Но свободно можешь есть ты
Вместо этого… (ферзя)
Иногда король с ладьёй
Ходят вместе очень ловко,
Шахматисты ход такой
Называют… (рокировкой)
На шапке - пика острая,
Завидна моя роль:
Всех выше, выше ростом я
Конечно, я…… (Король)
Вот внимательно гляди,
Башня круглая такая,
И бойницы сквозь зубцы.
По краям доски…. (Ладьи)
Люди их передвигают,
коротают вечера,
люди в шахматы играют
Гениальная игра.
Вся в квадратах – белых, черных –
Деревянная доска,
А ряды фигур точеных –
Деревянные войска.
Ты, дружок мой, без опаски,
без смущения вступай,
словно в мир чудесной сказки,
в чёрно-белый этот край.
Восемь дружных встали в строй
Стерегут они покой…. (пешки)
Грива есть, но нет хвоста
Фигура эта не проста… (конь)
По углам доски стоят
Украшают войска ряд…. (ладья)
Похвастаться можем
Красивым нарядом
И тем, что в строю
С королем всегда рядом…. (ферзь)
Стою на самом краю
Путь откроют – пойду
Только прямо хожу
Как зовут, не скажу…. (ладья)
Она маленький солдат,
Храбрый и отважный,
Ход в две клеточки она
Делает однажды… (пешка)
Он наискосок идет,
Только прикажи.
В плен противник попадет,
Вставший на пути… (слон)
Может он ходить и прямо,
И наискосок.
Высоко его оценит
Опытный игрок… (ферзь)
Он, не цокает, конечно,
Но легко перешагнём
Через ряд фигур и пешек
Этим шахматным… (конем)
Быть особо защищённым –
У него такая роль,
Это правило резонно,
Потому что он … (король)
Мы могли на ней бы плыть
С русским князем по воде,
Но позволено ходить
И по клеточкам… (ладье)
Это есть не пораженье,
Не фиаско, и не крах,
А всего лишь нападенье –
Королю объявлен…(шах)
Обитает не в саванне,
И не так огромен он,
Но такое же названье
У фигуры этой… (слон)
Вот я выиграл почти,
И заранее был рад,
Но сопернику зайти
Удалось в ничейный… (пат)
Если в шахматы играешь,
То, конечно, это знаешь –
Будет лучший результат,
Если ты поставишь… (мат)
СТИХИ
За шахматной доскою
Я целый час сижу.
Игра ведь не простая,
Но я её люблю!
Шахматы — игра, но непростая!
Надо уметь мыслить головой!
И со стула долго не вставая,
Верно, точно, мудро вести бой.
Шахматы – игра, где надо думать,
Шахматы – зарядка для ума,
Это интересная, увлекательная,
Интеллектуальная игра.
Поздравляем от души сегодня
Заядлых шахматистов всех,
Пусть каждого из вас, дорогие,
По жизни ждет только успех.
Желаю добиться успехов
В этом необычном виде спорта,
Желаю в турнирах побед,
И чувствовать себя всегда комфортно.
Стих о Ферзе
Ферзь тяжелая фигура,
Слишком тонкая натура.
Самый сильный Ферзь и быстрый
Стал он шахматным министром.
«Очень я люблю на ужин
Что-то вкусное покушать.
Беззащитная Ладья?
Проглочу-ка ее я!»
Автор: Ирина Седова
Король
Запомни основную роль
Играет в шахматы король!
У короля короткий шаг,
Он осторожен близок враг…
Когда ему объявят шах-
Сигнал тревоги, но не крах.
А если он получит мат,
Сдастся сразу весь отряд!
Король в дебюте трусоват:
Чуть что – и сразу рокировка.
А под конец и он – солдат
Воюет медленно, но ловко.
Автор: Винокур Роман
Ладья
Фигуру вам представлю я
С красивым именем- ладья!
Как танк могучий и стальной,
Она несётся по прямой,
Любые ей доступны дали
На вертикали, диагонали.
Зато умеет делать ловко
Ход необычный - рокировку!
Стих для запоминания порядка фигур
Я смотрю на первый ряд,
По краям ладьи стоят.
Рядом вижу я коней,
Нет фигуры их хитрей.
Меж коней заключены
Наши храбрые слоны.
И еще два поля есть,
А на них король и ферзь.
А теперь без спешки
Идут на место пешки.
О коне
Прекрасен Конь, могуч и яр,
Наполнен жаждою полёта.
Ему не дан прямой удар,
Зато он — мастер апперкота.
Автор: Винокур Роман
Ферзь
Самый смелый — это ферзь.
На него ты зря не лезь!
Он по многим клеткам
Бьет и очень метко!
Увлечь других, отбить, напасть-
И рисковать всё это время:
Ферзю дана большая власть
Не в удовольствие, а в бремя.
Стих про ладью
Видимо, ладья упряма,
Если ходит только прямо,
Не петляет — прыг да скок,
Не шагнёт наискосок.
Так от края и до края
Может двигаться она.
Эта башня боевая
Неуклюжа, но сильна.
Шаг тяжёлый у ладьи,
В бой её скорей веди
Авторы: Инна Весела, Иржи Веселы
Слоны
Когда-нибудь вы видели
Скользящего слона?
Легко и плавно по диагонали?
Ни в Африке, ни в Индии
Такие чудеса
Вы не знавали!
Но здесь у нас — другое дело,
Слоны проносятся как стрелы
И режут доску по пути,
И королю грозят с d3.
Стих про короля
А сейчас я вам, друзья,
Расскажу про Короля.
Самый главный, самый важный
Наш Король — боец отважный.
В заварушке не струхнет —
Врукопашную пойдет.
Автор: Ирина Седова
Пешка
Здесь тонкий, но упрямый
Раздался голосок:
– Я пешка. Ход мой- прямо,
Удар наискосок!
А если я дойду до края,
Мне больше пешкой не бывать.
Мне больше пешкой не бывать.
Стою награду выбирая:
Какой фигурой лучше стать!
Стих о шахматных часах.
А еще нужны часы нам,
Чтобы время узнавать,
Не успеешь мат поставить,
Значит можешь проиграть!
7. ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Технические средства обучения:
Проектор
Ноутбук
Мультимедийный экран
Оборудование:
наглядные пособия (тренировочные диаграммы, иллюстрации);
демонстрационная настенная магнитная доска с комплектами шахматных фигур;
настольные шахматы, 10 комплектов;
шахматные часы (для второго года обучения).
цветные карандаши.
Список литературы:
1.Гришина В.Г. Методическое пособие. Книга для воспитателя детского сада. 2.Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.: Новая школа, 1994.
3.Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский центр, 1979.
4.Саркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992.
5.Сухин И. Необыкновенные шахматные приключения.
6.Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.
7.Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000.
8.Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000.