Адаптированная образовательная программа для слабовидящего обучающегося по математике во 2 классе
Адаптированная образовательная программа
для слабовидящего обучающегося
Учебный предмет: математика
Предметная область: математика и информатика
Класс: 2
Донскова Лилия Владимировна
учитель начальных классов
Пояснительная записка
Адаптированная общеобразовательная программа (далее - АОП) образования для слабовидящих обучающихся - это общеобразовательная программа, адаптированная для этой категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
АОП разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (далее - Стандарт) слабовидящих обучающихся, предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения АОП.
В основу АОП для слабовидящих обучающихся заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход к построению АОП для слабовидящих обучающихся предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования.
Применение дифференцированного подхода к созданию образовательных программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя слабовидящим обучающимся возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности слабовидящих обучающихся младшего школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (учебно-познавательной, предметно-практической коммуникативной, двигательной,).Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является организация учебно-познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающая овладение ими содержанием образования.
Целью реализации АОП НОО для слабовидящих обучающихся является создание условий выполнения требований Стандарта через обеспечение получения качественного начального общего образования слабовидящими обучающимися в одинаковые с обучающимися, не имеющими ограничений по возможностям здоровья, с учетом особых образовательных потребностей обучающихся данной группы.
Достижение поставленной цели требует за счет учета особых образовательных потребностей слабовидящих обучающихся решения следующих основных задач:
- формирования общей культуры, духовно-нравственного, гражданского, социального, личностного и интеллектуального развития, развития творческих способностей, сохранения и укрепления здоровья;
- обеспечения планируемых результатов по освоению целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, особыми образовательными потребностями;
- развития личности слабовидящего обучающегося в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости с обеспечением преодоления возможных трудностей коммуникативного, двигательного, личностного развития, обусловленных негативным влиянием патогенного фактора, ее успешной социальной адаптации и интеграции;
- достижения планируемых результатов освоения АОП НОО слабовидящими обучающимися;
- осуществления коррекционной работы, обеспечивающей минимизацию негативного влияния особенностей познавательной деятельности слабовидящих обучающихся на освоение ими АОП НОО, сохранение и поддержание физического и психического здоровья слабовидящего обучающегося, профилактику (при необходимости) и коррекцию вторичных нарушений, оптимизацию социальной адаптации и интеграции;
- выявления и развития способностей слабовидящих обучающихся, через организацию общественно полезной деятельности;
- использования в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа, определяющих пути и способы достижения слабовидящими обучающимися социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития с учетом их особых образовательных потребностей;
- предоставления слабовидящим обучающимся возможности накопления опыта самостоятельной и активной деятельности в процессе реализации освоенных умений и навыков.
Предметная область:
Русский язык и литературное чтение (русский язык).
Основные задачи реализации содержания:
- осознание языка как основного средства человеческого общения и явление национальной культуры;
- формирование позитивного эмоциональноценностного отношения к русскому языку, стремление к грамотному использованию, русский язык станет основой обучения, средством развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей;
- получение возможности реализовать в устном и письменном общении потребность в творческом самовыражении, использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий.
Психолого-педагогическая характеристика
на слабовидящего обучающегося- Ф.Л.
Дата рождения: ._______
Место проживания: _______
Класс, программа обучения: 2 класс, АОП НОО для слабовидящих обучающихся (4.1)
Вопросам воспитания, развития и здоровья ребёнка в семье уделяется достаточное время, мама в большей степени. Она занимается с ребенком: читает, пишет. Свободное время организовано. Режим дня школьника соблюдается.Школа взаимодействует с семьей обучающегося: индивидуальные беседы с учителями, психологом.
Внешний вид ребёнка опрятный, ухоженный. Со сверстниками общается. В меру переживает за свои поступки, поведение; на критические замечания реагирует и внешне никаких тревог не проявляет.
У ____ наблюдается снижение общей и зрительной работоспособности; замедленное формирование предметнопрактических действий; замедленное овладение письмом и чтением, что обусловливается нарушением взаимодействия зрительной и глазо -двигательной систем, снижением координации движений, их точности, замедленным темпом формирования зрительного образа буквы, трудностями зрительного контроля; затруднение выполнения зрительных заданий, требующих согласованных движений глаз, многократных переводов взора с объекта на объект; возникновение трудностей в овладении измерительными навыками, выполнение заданий, связанных со зрительно-моторной координацией.
У ______ наблюдается снижение двигательной активности, нарушение сочетания движений глаз, в том числе трудности формирования двигательных навыков.
Для ребёнка характерны затруднения вовладении пространственными представлениями, в процессе микро- имакроориентировки, в словесном обозначении пространственных отношений; в формировании представлений о форме, величине, пространственном местоположении предметов.
Для девочки характерно своеобразие речевого развития, проявляющееся в некотором снижении динамики и накопления языковых средств, выразительных движений, слабой связи речи с предметным содержанием. У неё наблюдаются особенности формирования речевых навыков, недостаточный запас слов, обозначающих признаки предметов и пространственные отношения; трудности вербализации зрительных впечатлений, овладения языковыми (фонематический состав, словарный запас, грамматический строй) и неязыковыми (мимика, пантомимика, интонация) средствамиобщения, осуществления коммуникативной деятельности.
У _____ наблюдается снижение общей познавательной активности, что затрудняет своевременное развитие различных видов деятельности..Кроме того, характерны трудности, связанные с качеством выполняемых действий, автоматизацией навыков, осуществлением зрительного контроля над выполняемыми действиями, что особенно ярко проявляется в овладении учебными умениями и навыками.
Навыками самообслуживания владеет. Не всегда следит за своим внешним видом. Правила поведения в школе и во внеурочное время соблюдает.
Характер учебной мотивации:
-Преобладание игровых и оценочных мотивов (получение похвалы, избегание неудач);
Особенности личности.
Особенности коммуникативной сферы: легко идет на контакт со взрослыми и детьми.
Особенности аффективной сферы: преобладающий эмоциональный фон настроения ребенкаположительный, характеризуется открытостью, хорошим настроением.
Особенности деятельности:
-принимает цели и задач деятельности;
-следует заданной подробной инструкции при помощи взрослых;
-стремится к достижению результата, не теряет интерес к заданиям;
- к результатам собственной деятельности критична;
-адекватность самооценки средняя.
Выполнение школьного режима и правил поведения.
- нарушений учебной дисциплины нет, но ребенок не включается в учебное взаимодействие.
Мероприятия, проведенные в целях повышения его успеваемости:
-индивидуальная помощь,
- щадящий режим нагрузок,
- игровые технологии.
Общие выводы и впечатления о ребенке.
Среди метапредметных результатов менее всего проявлялась познавательная инициатива в учебном сотрудничестве. Уровень обучаемости средний. Занятия показали состоятельность ребенка реализовывать учебную задачу, контролировать и оценивать результаты собственной деятельности, вносить соответствующие коррективы в ее выполнение. АОП разработана с учетом индивидуальных психологических и психических особенностей Ф.Л. и направлена на развитие речи, математических представлений и представлений об окружающем мире. Ведущее направление: социализация обучающегося в обществе.
Основные образовательные потребности
слабовидящих обучающихся
Для слабовидящих обучающихся, осваивающих АОП НОО (вариант 4.1), характерны следующие специфические образовательные потребности:
целенаправленное обогащение чувственного опыта через активизацию, развитие, обогащение зрительного восприятия и всех анализаторов; руководство зрительным восприятием;
расширение, обогащение и коррекция предметных и пространственных представлений, формирование и расширение понятий;
развитие познавательной деятельности слабовидящих как основы компенсации, коррекции и профилактики нарушений, имеющихся у данной группы обучающихся;
систематическое и целенаправленное развитие логических приемов переработки учебной информации;
обеспечение доступности учебной информации для зрительного восприятия слабовидящих обучающихся;
строгий учет в организации обучения и воспитания слабовидящего обучающегося: зрительного диагноза (основного и дополнительного),возраста и времени нарушения зрения, состояния основных зрительных функций, возможности коррекции зрения с помощью оптических средств и приборов, режима зрительных и физических нагрузок;
учет темпа учебной работы слабовидящих обучающихся; увеличение времени на выполнение практических работ;
постановка и реализация на общеобразовательных уроках и внеклассных мероприятиях целевых установок, направленных на коррекцию отклонений в развитии и профилактику возникновения вторичных отклонений в развитии слабовидящего;
активное использование в учебно-познавательном процессе речи как средства компенсации нарушенных функций;
целенаправленное формирование умений и навыков зрительной ориентировки в микро и макропространстве;
создание условий для развития у слабовидящих обучающихся инициативы, познавательной и общей активности, в том числе за счет привлечения к участию в различных (доступных) видах деятельности;
повышение коммуникативной активности и компетентности; физическое развития слабовидящих с учетом его своеобразия и противопоказаний при определенных заболеваниях, повышениедвигательной активности;
поддержание и наращивание зрительной работоспособности слабовидящего обучающегося в образовательном процессе;
поддержание психофизического тонуса слабовидящих;
совершенствование и развитие регуляторных (самоконтроль, самооценка) и рефлексивных (самоотношение) образований.
Характеристика базовых учебных действий
Личностные ууд
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
способность к оценке своей учебной деятельности;
основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
установка на здоровый образ жизни;
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Метапредметныеууд
Регулятивные УУД
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.
Познавательные УУД
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;
владеть рядом общих приемов решения задач.
Коммуникативные УУД
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия.
Основными направлениями в коррекционной работе являются:
использование всех анализаторов и компенсаторных способов деятельности в учебно-познавательном процессе и повседневной жизни;
сформированность основных навыков ориентировки в микропространстве;
получение адекватных (в соответствии с возрастом) предметных (конкретные и обобщенные), пространственных, социальных представлений;
проявление познавательного интереса, познавательной активности;
проявление стремления к самостоятельности и независимости от окружающих (в учебных и бытовых ситуациях);
научится адекватно использовать речевые и неречевые средства общения; способностьпроявлять социальной активности;
способность к соучастию, сопереживанию, эмоциональной отзывчивости;
способность проявлять настойчивость в достижении цели; к самоконтролю и саморегуляции (в соответствии с возрастом).
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
ФГОС НОО 12.4. Математика и информатика:
1) использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;
2) овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, записи и выполнения алгоритмов;
3) приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
4) умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, представлять, анализировать и интерпретировать данные;
5) приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.
ООП НОО (Целевой раздел)
1.2.5. Математика и информатика:
Числа и величины
Обучающийся научится:
образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 100;
сравнивать числа и записывать результат сравнения;
упорядочивать заданные числа;
заменять двузначное число суммой разрядных слагаемых;
выполнять сложение и вычитание вида 30 + 5, 35–5, 35–30;
устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц); продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа;
группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
читать и записывать значения величины длины, используя изученные единицы измерения этой величины (сантиметр, дециметр, метр) и соотношения между ними: 1м = 100 см; 1 м = 10 дм; 1 дм = 10 см;
читать и записывать значение величины время, используя изученные единицы измерения этой величины (час, минута) и соотношение между ними: 1 ч = 60 мин; определять по часам время с точностью до минуты;
записывать и использовать соотношение между рублём и копейкой: 1 р. = 100 к.
Обучающийся получит возможность научиться:
группировать объекты по разным признакам;
самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин, как длина, время, в конкретных условиях и объяснять свой выбор.
Арифметические действия
Обучающийся научится:
воспроизводить по памяти таблицу сложения чисел в пределах 20 и использовать её при выполнении действий сложения и вычитания;
выполнять сложение и вычитание в пределах 100: в более лёгких случаях устно, в более сложных — письменно (столбиком);
выполнять проверку правильности выполнения сложения и вычитания;
называть и обозначать действия умножения и деления;
использовать термины: уравнение, буквенное выражение;
заменять сумму одинаковых слагаемых произведением и произведение — суммой одинаковых слагаемых;
умножать 1 и 0 на число; умножать и делить на 10;
читать и записывать числовые выражения в 2 действия;
находить значения числовых выражений в 2 действия, содержащих сложение и вычитание (со скобками и без скобок);
применять переместительное и сочетательное свойства сложения при вычислениях.
Обучающийся получит возможность научиться:
вычислять значение буквенного выражения, содержащего одну букву при заданном её значении;
решать простые уравнения подбором неизвестного числа;
моделировать действия «умножение» и «деление» с использованием предметов, схематических рисунков и схематических чертежей;
раскрывать конкретный смысл действий «умножение» и «деление»;
применять переместительное свойство умножения при вычислениях;
называть компоненты и результаты действий умножения и деления;
устанавливать взаимосвязи между компонентами и результатом умножения;
выполнять умножение и деление с числами 2 и 3.
Работа с текстовыми задачами
Обучающийся научится:
решать задачи в 1–2 действия на сложение и вычитание, на разностное сравнение чисел и задачи в 1 действие, раскрывающие конкретный смысл действий умножение и деление;
выполнять краткую запись задачи, схематический рисунок;
составлять текстовую задачу по схематическому рисунку, по краткой записи, по числовому выражению, по решению задачи.
Обучающийся получит возможность научиться:
решать задачи с величинами: цена, количество, стоимость.
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
Обучающийся научится:
распознавать и называть углы разных видов: прямой, острый, тупой;
распознавать и называть геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник и др., выделять среди четырёхугольников прямоугольник (квадрат);
выполнять построение прямоугольника (квадрата) с заданными длинами сторон на клетчатой разлиновке с использованием линейки;
соотносить реальные объекты с моделями и чертежами треугольника, прямоугольника (квадрата).
Обучающийся получит возможность научиться:
изображать прямоугольник (квадрат) на нелинованной бумаге с использованием линейки и угольника.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ
Обучающийся научится:
читать и записывать значение величины длина, используя изученные единицы длины и соотношения между ними (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр);
вычислять длину ломаной, состоящей из 3–4 звеньев, и периметр многоугольника (треугольника, четырёхугольника, пятиугольника).
Обучающийся получит возможность научиться:
выбирать наиболее подходящие единицы длины в конкретной ситуации;
вычислять периметр прямоугольника (квадрата).
РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ
Обучающийся научится:
читать и заполнять таблицы по результатам выполнения задания;
заполнять свободные клетки в несложных таблицах, определяя правило составления таблиц;
проводить логические рассуждения и делать выводы;
понимать простейшие высказывания с логическими связками: если…, то…; все; каждый и др., выделяя верные и неверные высказывания.
Обучающийся получит возможность научиться:
самостоятельно оформлять в виде таблицы зависимости между величинами: цена, количество, стоимость;
общих представлений о построении последовательности логических рассуждений.
ООП НОО (Целевой раздел)
1.2.1.Формирование универсальных учебных действий
Личностные, метапредметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами являются следующие умения и качества:
У обучающегося будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
установка на здоровый образ жизни;
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Обучающийся получит возможность для формирования:
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
морального сознания, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни.
Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей;
различать способ и результат действия;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения.
Обучающийся получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
использовать знаковосимволические средства;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
строить сообщения в устной и письменной форме;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;
обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
устанавливать аналогии;
владеть рядом общих приёмов решения задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
задавать вопросы;
контролировать действия партнёра;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.
Содержание учебного предмета
Место предмета в Учебном плане
На изучение курса «Математика» во 2классе отводится 2 часа в неделю согласно индивидуальному учебному плану НОО слабовидящего обучающегося МКОУ «ООШ № 9»
По плану: 1 четверть – 14 ч По календарно – учебному графику: 1 четверть – 14ч
2 четверть – 16 ч 2 четверть – 16ч
3 четверть – 22 ч 3 четверть – 22 ч
4 четверть – 16ч 4 четверть – 16 ч
Итого: 68 часов 68 часов
2. Содержание учебного предмета и характеристика основных видов деятельности обучающихся с учётом Программы воспитания МКОУ «ООШ № 9»
(Приложение к ООП НК, Программа воспитания МКОУ «ООШ № 9»)
Числа и операции над ними.
Числа от 1 до 100.
Нумерация
Десяток. Счёт десятками. Образование и название двузначных чисел. Модели двузначных чисел. Чтение и запись чисел. Сравнение двузначных чисел, их последовательность. Представление двузначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Устная и письменная нумерация двузначных чисел. Разряд десятков и разряд единиц, их место в записи чисел.
Сложение и вычитание чисел
Операции сложения и вычитания. Взаимосвязь операций сложения и вычитания
Изменение результатов сложения и вычитания в зависимости от изменения компонент. Свойства сложения и вычитания. Приёмы рациональных вычислений.
Сложение и вычитание двузначных чисел, оканчивающихся нулями.
Устные и письменные приёмы сложения и вычитания чисел в пределах 100.
Алгоритмы сложения и вычитания.
Умножение и деление чисел
Нахождение суммы нескольких одинаковых слагаемых и представление числа в виде суммы одинаковых слагаемых. Операция умножения. Переместительное свойство умножения.
Операция деления. Взаимосвязь операций умножения и деления. Таблица умножения и деления однозначных чисел.
Основные виды деятельности:
-использовать при выполнении заданий названия и последовательность чисел
-использовать при вычислениях на уровне навыка знание табличных случаев сложения однозначных чисел и соответствующих им случаев вычитания в пределах 20;
-использовать в речи названия единиц измерения длины, массы, объёма: метр, дециметр, сантиметр, килограмм; литр.
Самостоятельное разъяснение задания. Определение плана действий. Самоконтроль и самооценка.
Из Программы воспитания:
- установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
- первоначальные представления о научной картине мира.
Величины и их измерение.
Длина. Единица измерения длины – метр. Соотношения между единицами измерения длины.
Перевод именованных чисел в заданные единицы (раздробление и превращение).
Периметр многоугольника. Формулы периметра квадрата и прямоугольника.
Цена, количество и стоимость товара.
Время. Единица времени – час.
Основные виды деятельности:
-использовать при выполнении заданий названия и последовательность чисел от 1 до 100;
использовать при вычислениях на уровне навыка знание табличных случаев сложения однозначных чисел и соответствующих им случаев вычитания в пределах 20;
-использовать при вычислениях на уровне навыка знание табличных случаев умножения однозначных чисел и соответствующих им случаев деления;
-осознанно следовать алгоритму выполнения действий в выражениях со скобками и без них;
-использовать в речи названия единиц измерения длины, массы, объёма: метр, дециметр, сантиметр, килограмм, литр.
- решать простые задачи:
а) раскрывающие смысл действий сложения, вычитания,
б) использующие понятия
в) на разностное и кратное сравнение
-находить значения выражений, содержащих 2–3 действия (со скобками и без скобок);
-решать уравнения вида а ± х = b; х – а = b;
-измерять длину данного отрезка, чертить отрезок данной длины;
-узнавать и называть плоские углы: прямой, тупой и острый;
-узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник; выделять из множества четырёхугольников прямоугольники, из множества прямоугольников – квадраты;
Из Программы воспитания:
-привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
- познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.
Текстовые задачи.
Простые и составные текстовые задачи, при решении которых используется:
а) смысл действий сложения, вычитания, умножения и деления;
в) разностное сравнение;
Элементы геометрии.
Обозначение геометрических фигур буквами.
Острые и тупые углы.
Составление плоских фигур из частей. Деление плоских фигур на части.
Элементы алгебры.
Переменная. Выражения с переменной. Нахождение значений выражений вида а ± 5; 4 – а; при заданных числовых значениях переменной.
Использование скобок для обозначения последовательности действий. Порядок действий в выражениях, содержащих два и более действия со скобками и без них.
Решение уравнений вида а ± х = b; х – а = b; а – х = b;
Основные виды деятельности.
-использовать при решении учебных задач формулы периметра квадрата и прямоугольника;
-чертить квадрат по заданной стороне, прямоугольник по заданным двум
-сторонам;
-узнавать и называть объёмные фигуры: куб, шар, пирамиду;
-арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие два действия (сложение и/или вычитание);
-составлять истинные высказывания (верные равенства и неравенства);
-заполнять магические квадраты размером 3×3;
-находить число перестановок не более чем из трёх элементов; находить число пар на множестве из 3–5 элементов (число сочетаний по 2);
-проходить числовые лабиринты, содержащие двое-трое ворот;
-заполнять магические квадраты размером 3×3;
-находить число перестановок не более чем из трёх элементов;
-находить число пар на множестве из 3–5 элементов (число сочетаний по 2);
-находить число пар, один элемент которых принадлежит одному множеству, а другой второму множеству;
-проходить числовые лабиринты, содержащие двое-трое ворот;
-объяснять решение задач по перекладыванию одной-двух палочек с заданным условием и решением;
-решать простейшие задачи на разрезание и составление фигур.
Из Программы воспитания:
-привлечение к групповой работе или работе в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
- первоначальные представления о научной картине мира.
Занимательные и нестандартные задачи.
Логические задачи. Арифметические лабиринты, магические фигуры, математические фокусы.
Задачи на разрезание и составление фигур. Задачи с палочками.
Итоговое повторение.(11ч)
Из Программы воспитания:
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | |
план | факт | |||
1 | Числа от 1 до 100. Нумерация. 1 четверть Числа от 1 до 20. | 1 | | |
2 | Десяток. Счёт десятками до 100. Образование и запись чисел от 20-100. | 1 | | |
3 | Устная нумерация чисел от 11 до 100. | 1 | | |
4 | Письменная нумерация чисел до 100. | 1 | | |
5 | Однозначные и двузначные числа. | 1 | | |
6 | Единицы измерения длины – миллиметр. | 1 | | |
7 | Наименьшее трёхзначное число. Сотня. | 1 | | |
8 | Метр. Таблица единиц длины. | 1 | | |
9 | Случаи сложения и вычитания, основанные на разрядном составе слагаемых. | 1 | | |
10 | Замена двузначного числа суммой разрядных слагаемых. | 1 | | |
11 | Единицы стоимости: рубль, копейка. | 1 | | |
12 | Закрепление изученного материала. | 1 | | |
13 | Решение задач в 1-2 действия на сложение и вычитание. | 1 | | |
14 | Сложение и вычитание чисел от 1 до 100 (устные вычисления) Обратные задачи. | 1 | | |
15 | Упражнение в построении отрезков и нахождении их длин. | 1 | | |
16 | Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого. | 1 | | |
17 | Решение задач на нахождение неизвестного вычитаемого. | | | |
18 | Час. Минута. Определение времени по часам. | 1 | | |
19 | Порядок действий в выражениях со скобками Числовые выражения. | 1 | | |
20 | Сравнение числовых выражений. | 1 | | |
21 | Периметр многоугольника. | 1 | | |
22 | Свойства сложения. | 1 | | |
23 | Приёмы вычислений для случаев вида 36+2, 36+20, 60+18. | 1 | | |
24 | Приёмы вычислений для случаев вида 36-2, 36-20. | 1 | | |
25 | Приёмы вычислений для случаев вида 26+4. | 1 | | |
26 | Приёмы вычислений для случаев 30-7. | 1 | | |
27 | Приёмы вычислений для случаев вида 60-24. | 1 | | |
28 | Решение задач. | | | |
29 | Приём сложения вида 26+7. | 1 | | |
30 | Приёмы вычитания вида 35-7. | 1 | | |
31 | Буквенные выражения. | 1 | | |
32 | Закрепление изученного. | 1 | | |
33 | Решение уравнение. | 1 | | |
34 | Проверка сложения. | 1 | | |
35 | Проверка вычитания. | 1 | | |
36 | Письменный приём сложения вида 45+23. | 1 | | |
37 | Письменный приём вычитания вида 57-26. | 1 | | |
38 | Решение задач. | 1 | | |
39 | Угол. Виды углов. | 1 | | |
40 | Закрепление. Решение задач. | 1 | | |
41 | Письменный приём сложения вида 37+48. | 1 | | |
42 | Письменный приём сложения вида 37+53. | 1 | | |
43 | Письменный приём сложения вида 87+13. | 1 | | |
44 | Закрепление. Решение задач. | 1 | | |
45 | Письменный приём вычитания вида 32+8; 40-8. | 1 | | |
46 | Письменный приём вычитания вида 50-24. | 1 | | |
47 | Письменный приём вычитания вида 52-24. | 1 | | |
48 | Свойство противоположных сторон прямоугольника. | 1 | | |
49 | Квадрат. | 1 | | |
50 | Письменные приемы вычислений чисел в пределах 100. | 1 | | |
51 | Закрепление пройденного материала. | 1 | | |
52 | Работа над ошибками. | 1 | | |
53 | Умножение и деление чисел от 1 до 100 Конкретный смысл действия умножения. | 1 | | |
54 | Решение задач. | 1 | | |
55 | Периметр прямоугольника. | 1 | | |
56 | Умножение на 1 и на 0. | 1 | | |
57 | Переместительное свойство умножения. | 1 | | |
58 | Решение задач на деление. | 1 | | |
59 | Взаимосвязь между компонентами умножения. | 1 | | |
60 | Приёмы умножения и деления на 10. | 1 | | |
61 | Задачи с величинами: цена, количество, стоимость. | 1 | | |
62 | Табличное умножение и деление Умножение числа 2. | 1 | | |
63 | Деление на 2 | 1 | | |
64 | Решение задач на деление. | 1 | | |
65 | Умножение числа 3. Умножение на 3. | 1 | | |
66 | Деление на 3. | 1 | | |
67 | Уравнения. | 1 | | |
68 | Обобщение изученного. | 1 | | |