12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Омеляшко Ольга Владимировна122
Россия, Саратовская обл., п.Алексеевка Хвалынского р-на
Материал размещён в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида»
1

Адаптированная образовательная программа по социализации и профориентации выпускников 12 класса «Азбука жизни»

 

«Утверждаю»

Директор ГБОУ СО «Школа-интернат АОП п. Алексеевка Хвалынского района»

___________/А.В.Кирсанов/

« ___» ____________ 20__г


 

Адаптированная образовательная

программа

по социализации

и профориентации

выпускников 12 класса

«Азбука жизни»

 

Автор-составитель: учитель-дефектолог

Омеляшко О.В.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Подготовка  детей-сирот и  детей, оставшихся  без  попечения  родителей,   к  самостоятельной  жизни всегда  была острой  государственной  проблемой. Система государственного  попечения охватывает  практически  всех детей, нуждающихся  в опеке, и создаёт  материальные  предпосылки  для  их полноценного развития  и подготовки  к взрослой  жизни. Переход  к  самостоятельной  жизни – важный  момент  в жизни  любого  молодого  человека, и  того, кто  покидает  учреждение  интернатного  типа, и, того, кто  уходит из родительской  семьи во взрослую  жизнь. Этот переход к независимой  жизни  связан  с серьёзными  стрессами. Особенно опасно, когда становление личности происходит при деформации структуры семьи, высоком риске безработицы, избытке негативной информации, ухудшении состояния окружающей среды, разрушении культурных ценностей.

Вчерашнему  выпускнику школы-интерната необходимо  привыкнуть  к самостоятельному существованию, к ответственности  за свою  жизнь. Как  и подростки  из относительно  благополучных  семей, они  стараются  разобраться  в себе, определить  свой  путь.

Государство  берёт  на  себя обязательство  по  решению основных  проблем ребёнка: обучение, воспитание, обеспечение детей-сирот самым необходимым. Но  самостоятельная, взрослая  жизнь  ставит  перед  ними  проблемы, к которым  в реальности  они  оказываются  не готовыми.

Выпускники  школ-интернатов чаще  своих  сверстников оказываются   участниками  или  жертвами  преступлений, теряют  работу или  жильё, с трудом  создают  семью, значительно быстрее  становятся  алкоголиками и наркоманами, жертвами суицида. Вхождение их  в самостоятельную  жизнь  сопряжено  с большими  сложностями и  не  всегда  проходит  успешно. Причины  возникновения  трудностей вхождения  ребёнка  в систему  социальных  отношений могут  быть  совершенно  разными. Прежде  всего,  они  связаны  с неадекватным  восприятием сиротами  тех  требований,  которые  предъявляет  социум. Процесс  социализации (включение  в систему  социальных отношений) даже  при  благоприятном стечении  обстоятельств разворачивается   неравномерно  и  может быть  чреват рядом  сложностей, тупиков, требующих  совместных  усилий различных специалистов  и  сирот. 

В связи с этим считаю необходимым проведение дополнительных занятий с воспитанниками выпускных классов по программе социализации и профориентации.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Цель программы: подготовка выпускников 12 класса школы-интерната к самостоятельной  жизни, формирование личности, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к труду, учебе и возникающим проблемам.

Задачи  программы:

Повышение  уровня  социальной  адаптации (развитие  навыков  коммуникационной культуры, формирование  потребности в общении, интимно – личностных  отношений).

Информационное  обеспечение  детей  сирот  и  детей, оставшихся  без  попечения  родителей, начинающих  свою  трудовую  деятельность  по  вопросам  профессионального  самоопределения, трудоустройства, проблемам молодёжного  рынка  труда  с учётом  наклонностей, интересов и способностей.

Включение  в адаптационный  процесс  интерактивных  технологий (имитационных  игр: сюжетно–ролевая, дидактическая, аттестационная, рефлексивная), позволяющих выпускникам школы-интерната  в игровой  форме «проживать» различные  ситуации, проектировать  способы  действия  предложенных  моделей  до  встречи  с ними  в реальной  жизни.

Занятия проводятся в форме лекций, семинаров, бесед, дискуссий.

Применяются методы  работы: тренинги, тестирование, профдиагностика, собеседование, наблюдение, деловые игры.

Реализация  программы:

Программа  рассчитана  на  34 занятия (1 час в неделю)

Продолжительность  занятия: 40 минут.

Программа состоит из пяти блоков:

Этический

Психологический

Правовой

Профориентационный

Медико-гигиенический


 


 

Название блока

Краткое содержание работы

Этический

Основные философские понятия о мире, жизни, закономерностях существования Вселенной; нравственные законы развития общества; культура межличностных отношений; понятие чести, совести, порядочности; моральные нормы и критерии поведения.

Психологический

Возможности и пути проявления индивидуальности. Связь биологического, психического и социального в человеке. Индивид, личность, индивидуальность. Темперамент, характер, тип высшей нервной деятельности. Общение и индивидуальные особенности способов общения. Дистанция в общении, мотивы общения. Осознание мотивов межличностных отношений. Выражение чувств. Вербальные и невербальные способы выражения благодарности и их анализ. Выработка терпеливого отношения к людям. Толерантность. Перспективы развития собственного Я. Развитие собственных способностей в рамках самовоспитания.

Правовой

Знакомство с законодательством РФ: Конституцией РФ, Трудовым кодексом РФ; Семейным кодексом РФ; Уголовным кодексом РФ, Кодексом об административных правонарушениях РФ, Законом о дополнительных гарантиях детей-сирот, оставшихся без попечения родителей №ФЗ-159 ст.6,8,9 и др.

Правильное понимание свободы и необходимости. Рациональные  потребности человека.  Потребность  в жилье. Особенности  поведения  человека  в различных  жизненных  ситуациях.

Профориентационный

Влияние состояния  здоровья  на  выбор  профессии  и формирование   семьи.Устройство  на  работу. Безработица. Исследование рынка труда. Бюджет. Экономия. Основные  экономические  понятия.

Медико-гигиенический

Анатомия и физиология пола. Знания о гигиене и профилактике болезней, связь состояния психики и состоянием нашего тела, формирование отношения к своему телу как к ценности; развитие навыков ухода за телом, правильного питания, режима труда и отдыха. Формирование негативного отношения к вредным привычкам, в том числе к употреблению наркотиков, алкоголя, табака, токсических веществ.

   


 

Ожидаемые  результаты.

Реализация  программы  позволит  сформировать  навыки, необходимые  для  дальнейшей успешной  самостоятельной  жизни  детей-сирот и  лиц ОБПР. сформировать личность, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к труду, учебе и возникающим проблемам.

Наличие  у выпускников из  числа  детей-сирот  и  детей, оставшихся  без  попечения  родителей   знаний по представленной тематике, позволит говорить  о  некотором  уровне  социальной  стабильности, которые  можно  рассматривать в качестве социально-психологического  результата процесса постинтернатной  адаптации.


 

КАЛЕНДАРНО–ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№п/п

Кол-во  часов

Дата проведения

Тема  занятия

1

1

 

Космос. Вселенная. Различные теории возникновения. Осознание себя как части космоса.

2

1

 

Непрерывность и цикличность жизни. Преемственность поколений.

3

1

 

Человек. Семья. Общество. Основные этапы становления современных представлений.

4

1

 

Нравственные законы развития общества. Золотое правило нравственности.

5

1

 

Этика. Этикет. Культура межличностных отношений.

6

1

 

Моральные нормы и критерии поведения. Понятие чести, совести, порядочности. Понятие добра и зла.

7

1

 

Возможности и пути проявления индивидуальности.

8

1

 

Связь биологического, психического и социального в человеке. Индивид, личность, индивидуальность.

9

1

 

Темперамент, характер, тип высшей нервной деятельности.

10

1

 

Общение и индивидуальные особенности способов общения. Дистанция в общении, мотивы общения. Осознание мотивов межличностных отношений.

11

1

 

Выражение чувств. Вербальные и невербальные способы выражения благодарности и их анализ.

12

1

 

Выработка терпеливого отношения к людям. Толерантность.

13

1

 

Перспективы развития собственного Я. Развитие собственных способностей в рамках самовоспитания.

Подготовка к участию в конкурсах изобразительного искусства.

14

1

 

Права человека. Свобода и равенство в достоинстве и правах. Право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность. Равенство перед законом.

15

1

 

Права и обязанности гражданина России. Знакомство с законодательством РФ: Конституцией РФ, Трудовым кодексом РФ.

16

1

 

Права и обязанности гражданина России. Знакомство с законодательством РФ: Семейным кодексом РФ.

17

1

 

Свобода и необходимость. Рациональные  потребности человека. 

18

1

 

Потребность  в жилье. Закон о дополнительных гарантиях детей-сирот, оставшихся без попечения родителей №ФЗ-159 ст.6,8,9

19

1

 

Знакомство с законодательством РФ: Уголовным кодексом РФ, Кодексом об административных правонарушениях РФ.

20

1

 

Особенности  поведения  человека  в различных  жизненных  ситуациях.

21

1

 

Влияние состояния  здоровья  на  выбор  профессии  и формирование   семьи.

22

1

 

Исследование рынка труда. Биржа труда. Сайт государственной службы занятости населения.

23

1

 

Исследование рынка труда. Частные объявления о приеме на работу. Поиск работы через интернет-сайты.

24

1

 

Устройство  на  работу. Резюме. Собеседование. Правила при приеме на работу. Трудовой договор. Безработица.

25

1

 

Приоритеты при расходовании средств. Учет финансовых операций.

26

1

 

Семейный бюджет. Основы ведения семейного бюджета. Распределение семейного бюджета.

27

1

 

Оптимизация доходов и расходов семьи. Режим экономии в семье.

28

1

 

Анатомия и физиология пола. Мужская (женская) репродуктивная система.

29

1

 

Заболевания иммунной системы. СПИД.

30

1

 

Заболевания, передающиеся половым путем. Интимность как нравственное понятие.

31

1

 

Профилактика венерических заболеваний и ВИЧ-инфекции.

32

1

 

Формирование негативного отношения к вредным привычкам, в том числе к употреблению наркотиков, алкоголя, табака, токсических веществ.

33

1

 

Возрастные особенности режима дня, питания, личной гигиены.

34

1

 

Подведение итогов работы


 

 ЛИТЕРАТУРА

  • Анн Л.Ф. Психологический  тренинг с подростками. – СПб., 2003.

    Грецов А. Тренинг общения  для  подростков. – ЗАО Издательский  дом Питер, 2006.

    Детская  психодиагностика и профориентация / Ред.-сост. Л. Д. Столяренко. Серия «Учебники, учебные пособия» – Ростов н / Д: « Феникс», 1999.

    Кэррэл С. Как  научить  детей  сотрудничать? Психологические игры и упражнения. – М., 1998.

    Основы здорового образа жизни. Методические рекомендации для учителя./О.П. Аккузина, Ю.И. Буланный, Т.В. Кобзева и др. Саратов, 2001

    Преодоление  трудностей  социализации  детей-сирот. / Под редакцией  Л.В. Байгородовой.

    Прутченков А. С. Социально- психологический  тренинг в школе. – М., 2001.

    Сапрыкина Т.Н. Решение проблем  социальной адаптации воспитанников (из опыта  работы  детских  домов) //Сиротство  России: право  ребёнка на семью.

    Смид Р. Групповая  работа  с детьми  и подростками. – М., 2000.

Опубликовано в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.