12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Омеляшко Ольга Владимировна122 Россия, Саратовская обл., п.Алексеевка Хвалынского р-на Материал размещён в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида» |
Адаптированная образовательная программа по социализации и профориентации выпускников 12 класса «Азбука жизни»
«Утверждаю» Директор ГБОУ СО «Школа-интернат АОП п. Алексеевка Хвалынского района» ___________/А.В.Кирсанов/ « ___» ____________ 20__г |
Адаптированная образовательная
программа
по социализации
и профориентации
выпускников 12 класса
«Азбука жизни»
Автор-составитель: учитель-дефектолог
Омеляшко О.В.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни всегда была острой государственной проблемой. Система государственного попечения охватывает практически всех детей, нуждающихся в опеке, и создаёт материальные предпосылки для их полноценного развития и подготовки к взрослой жизни. Переход к самостоятельной жизни – важный момент в жизни любого молодого человека, и того, кто покидает учреждение интернатного типа, и, того, кто уходит из родительской семьи во взрослую жизнь. Этот переход к независимой жизни связан с серьёзными стрессами. Особенно опасно, когда становление личности происходит при деформации структуры семьи, высоком риске безработицы, избытке негативной информации, ухудшении состояния окружающей среды, разрушении культурных ценностей.
Вчерашнему выпускнику школы-интерната необходимо привыкнуть к самостоятельному существованию, к ответственности за свою жизнь. Как и подростки из относительно благополучных семей, они стараются разобраться в себе, определить свой путь.
Государство берёт на себя обязательство по решению основных проблем ребёнка: обучение, воспитание, обеспечение детей-сирот самым необходимым. Но самостоятельная, взрослая жизнь ставит перед ними проблемы, к которым в реальности они оказываются не готовыми.
Выпускники школ-интернатов чаще своих сверстников оказываются участниками или жертвами преступлений, теряют работу или жильё, с трудом создают семью, значительно быстрее становятся алкоголиками и наркоманами, жертвами суицида. Вхождение их в самостоятельную жизнь сопряжено с большими сложностями и не всегда проходит успешно. Причины возникновения трудностей вхождения ребёнка в систему социальных отношений могут быть совершенно разными. Прежде всего, они связаны с неадекватным восприятием сиротами тех требований, которые предъявляет социум. Процесс социализации (включение в систему социальных отношений) даже при благоприятном стечении обстоятельств разворачивается неравномерно и может быть чреват рядом сложностей, тупиков, требующих совместных усилий различных специалистов и сирот.
В связи с этим считаю необходимым проведение дополнительных занятий с воспитанниками выпускных классов по программе социализации и профориентации.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Цель программы: подготовка выпускников 12 класса школы-интерната к самостоятельной жизни, формирование личности, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к труду, учебе и возникающим проблемам.
Задачи программы:
Повышение уровня социальной адаптации (развитие навыков коммуникационной культуры, формирование потребности в общении, интимно – личностных отношений).
Информационное обеспечение детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, начинающих свою трудовую деятельность по вопросам профессионального самоопределения, трудоустройства, проблемам молодёжного рынка труда с учётом наклонностей, интересов и способностей.
Включение в адаптационный процесс интерактивных технологий (имитационных игр: сюжетно–ролевая, дидактическая, аттестационная, рефлексивная), позволяющих выпускникам школы-интерната в игровой форме «проживать» различные ситуации, проектировать способы действия предложенных моделей до встречи с ними в реальной жизни.
Занятия проводятся в форме лекций, семинаров, бесед, дискуссий.
Применяются методы работы: тренинги, тестирование, профдиагностика, собеседование, наблюдение, деловые игры.
Реализация программы:
Программа рассчитана на 34 занятия (1 час в неделю)
Продолжительность занятия: 40 минут.
Программа состоит из пяти блоков:
Этический
Психологический
Правовой
Профориентационный
Медико-гигиенический
Название блока | Краткое содержание работы |
Этический 6ч | Основные философские понятия о мире, жизни, закономерностях существования Вселенной; нравственные законы развития общества; культура межличностных отношений; понятие чести, совести, порядочности; моральные нормы и критерии поведения. |
Психологический 7ч | Возможности и пути проявления индивидуальности. Связь биологического, психического и социального в человеке. Индивид, личность, индивидуальность. Темперамент, характер, тип высшей нервной деятельности. Общение и индивидуальные особенности способов общения. Дистанция в общении, мотивы общения. Осознание мотивов межличностных отношений. Выражение чувств. Вербальные и невербальные способы выражения благодарности и их анализ. Выработка терпеливого отношения к людям. Толерантность. Перспективы развития собственного Я. Развитие собственных способностей в рамках самовоспитания. |
Правовой 7ч | Знакомство с законодательством РФ: Конституцией РФ, Трудовым кодексом РФ; Семейным кодексом РФ; Уголовным кодексом РФ, Кодексом об административных правонарушениях РФ, Законом о дополнительных гарантиях детей-сирот, оставшихся без попечения родителей №ФЗ-159 ст.6,8,9 и др. Правильное понимание свободы и необходимости. Рациональные потребности человека. Потребность в жилье. Особенности поведения человека в различных жизненных ситуациях. |
Профориентационный 7ч | Влияние состояния здоровья на выбор профессии и формирование семьи.Устройство на работу. Безработица. Исследование рынка труда. Бюджет. Экономия. Основные экономические понятия. |
Медико-гигиенический 7ч | Анатомия и физиология пола. Знания о гигиене и профилактике болезней, связь состояния психики и состоянием нашего тела, формирование отношения к своему телу как к ценности; развитие навыков ухода за телом, правильного питания, режима труда и отдыха. Формирование негативного отношения к вредным привычкам, в том числе к употреблению наркотиков, алкоголя, табака, токсических веществ. |
Ожидаемые результаты.
Реализация программы позволит сформировать навыки, необходимые для дальнейшей успешной самостоятельной жизни детей-сирот и лиц ОБПР. сформировать личность, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к труду, учебе и возникающим проблемам.
Наличие у выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей знаний по представленной тематике, позволит говорить о некотором уровне социальной стабильности, которые можно рассматривать в качестве социально-психологического результата процесса постинтернатной адаптации.
КАЛЕНДАРНО–ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п/п | Кол-во часов | Дата проведения | Тема занятия |
1 | 1 | Космос. Вселенная. Различные теории возникновения. Осознание себя как части космоса. | |
2 | 1 | Непрерывность и цикличность жизни. Преемственность поколений. | |
3 | 1 | Человек. Семья. Общество. Основные этапы становления современных представлений. | |
4 | 1 | Нравственные законы развития общества. Золотое правило нравственности. | |
5 | 1 | Этика. Этикет. Культура межличностных отношений. | |
6 | 1 | Моральные нормы и критерии поведения. Понятие чести, совести, порядочности. Понятие добра и зла. | |
7 | 1 | Возможности и пути проявления индивидуальности. | |
8 | 1 | Связь биологического, психического и социального в человеке. Индивид, личность, индивидуальность. | |
9 | 1 | Темперамент, характер, тип высшей нервной деятельности. | |
10 | 1 | Общение и индивидуальные особенности способов общения. Дистанция в общении, мотивы общения. Осознание мотивов межличностных отношений. | |
11 | 1 | Выражение чувств. Вербальные и невербальные способы выражения благодарности и их анализ. | |
12 | 1 | Выработка терпеливого отношения к людям. Толерантность. | |
13 | 1 | Перспективы развития собственного Я. Развитие собственных способностей в рамках самовоспитания. Подготовка к участию в конкурсах изобразительного искусства. | |
14 | 1 | Права человека. Свобода и равенство в достоинстве и правах. Право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность. Равенство перед законом. | |
15 | 1 | Права и обязанности гражданина России. Знакомство с законодательством РФ: Конституцией РФ, Трудовым кодексом РФ. | |
16 | 1 | Права и обязанности гражданина России. Знакомство с законодательством РФ: Семейным кодексом РФ. | |
17 | 1 | Свобода и необходимость. Рациональные потребности человека. | |
18 | 1 | Потребность в жилье. Закон о дополнительных гарантиях детей-сирот, оставшихся без попечения родителей №ФЗ-159 ст.6,8,9 | |
19 | 1 | Знакомство с законодательством РФ: Уголовным кодексом РФ, Кодексом об административных правонарушениях РФ. | |
20 | 1 | Особенности поведения человека в различных жизненных ситуациях. | |
21 | 1 | Влияние состояния здоровья на выбор профессии и формирование семьи. | |
22 | 1 | Исследование рынка труда. Биржа труда. Сайт государственной службы занятости населения. | |
23 | 1 | Исследование рынка труда. Частные объявления о приеме на работу. Поиск работы через интернет-сайты. | |
24 | 1 | Устройство на работу. Резюме. Собеседование. Правила при приеме на работу. Трудовой договор. Безработица. | |
25 | 1 | Приоритеты при расходовании средств. Учет финансовых операций. | |
26 | 1 | Семейный бюджет. Основы ведения семейного бюджета. Распределение семейного бюджета. | |
27 | 1 | Оптимизация доходов и расходов семьи. Режим экономии в семье. | |
28 | 1 | Анатомия и физиология пола. Мужская (женская) репродуктивная система. | |
29 | 1 | Заболевания иммунной системы. СПИД. | |
30 | 1 | Заболевания, передающиеся половым путем. Интимность как нравственное понятие. | |
31 | 1 | Профилактика венерических заболеваний и ВИЧ-инфекции. | |
32 | 1 | Формирование негативного отношения к вредным привычкам, в том числе к употреблению наркотиков, алкоголя, табака, токсических веществ. | |
33 | 1 | Возрастные особенности режима дня, питания, личной гигиены. | |
34 | 1 | Подведение итогов работы |
ЛИТЕРАТУРА
-
Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб., 2003.
Грецов А. Тренинг общения для подростков. – ЗАО Издательский дом Питер, 2006.
Детская психодиагностика и профориентация / Ред.-сост. Л. Д. Столяренко. Серия «Учебники, учебные пособия» – Ростов н / Д: « Феникс», 1999.
Кэррэл С. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. – М., 1998.
Основы здорового образа жизни. Методические рекомендации для учителя./О.П. Аккузина, Ю.И. Буланный, Т.В. Кобзева и др. Саратов, 2001
Преодоление трудностей социализации детей-сирот. / Под редакцией Л.В. Байгородовой.
Прутченков А. С. Социально- психологический тренинг в школе. – М., 2001.
Сапрыкина Т.Н. Решение проблем социальной адаптации воспитанников (из опыта работы детских домов) //Сиротство России: право ребёнка на семью.
Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. – М., 2000.