Адаптированная образовательная программа по социализации и профориентации выпускников 12 класса «Азбука жизни»
«Утверждаю» Директор ГБОУ СО «Школа-интернат АОП п. Алексеевка Хвалынского района» ___________/А.В.Кирсанов/ « ___» ____________ 20__г |
Адаптированная образовательная
программа
по социализации
и профориентации
выпускников 12 класса
«Азбука жизни»
Автор-составитель: учитель-дефектолог
Омеляшко О.В.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни всегда была острой государственной проблемой. Система государственного попечения охватывает практически всех детей, нуждающихся в опеке, и создаёт материальные предпосылки для их полноценного развития и подготовки к взрослой жизни. Переход к самостоятельной жизни – важный момент в жизни любого молодого человека, и того, кто покидает учреждение интернатного типа, и, того, кто уходит из родительской семьи во взрослую жизнь. Этот переход к независимой жизни связан с серьёзными стрессами. Особенно опасно, когда становление личности происходит при деформации структуры семьи, высоком риске безработицы, избытке негативной информации, ухудшении состояния окружающей среды, разрушении культурных ценностей.
Вчерашнему выпускнику школы-интерната необходимо привыкнуть к самостоятельному существованию, к ответственности за свою жизнь. Как и подростки из относительно благополучных семей, они стараются разобраться в себе, определить свой путь.
Государство берёт на себя обязательство по решению основных проблем ребёнка: обучение, воспитание, обеспечение детей-сирот самым необходимым. Но самостоятельная, взрослая жизнь ставит перед ними проблемы, к которым в реальности они оказываются не готовыми.
Выпускники школ-интернатов чаще своих сверстников оказываются участниками или жертвами преступлений, теряют работу или жильё, с трудом создают семью, значительно быстрее становятся алкоголиками и наркоманами, жертвами суицида. Вхождение их в самостоятельную жизнь сопряжено с большими сложностями и не всегда проходит успешно. Причины возникновения трудностей вхождения ребёнка в систему социальных отношений могут быть совершенно разными. Прежде всего, они связаны с неадекватным восприятием сиротами тех требований, которые предъявляет социум. Процесс социализации (включение в систему социальных отношений) даже при благоприятном стечении обстоятельств разворачивается неравномерно и может быть чреват рядом сложностей, тупиков, требующих совместных усилий различных специалистов и сирот.
В связи с этим считаю необходимым проведение дополнительных занятий с воспитанниками выпускных классов по программе социализации и профориентации.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Цель программы: подготовка выпускников 12 класса школы-интерната к самостоятельной жизни, формирование личности, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к труду, учебе и возникающим проблемам.
Задачи программы:
Повышение уровня социальной адаптации (развитие навыков коммуникационной культуры, формирование потребности в общении, интимно – личностных отношений).
Информационное обеспечение детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, начинающих свою трудовую деятельность по вопросам профессионального самоопределения, трудоустройства, проблемам молодёжного рынка труда с учётом наклонностей, интересов и способностей.
Включение в адаптационный процесс интерактивных технологий (имитационных игр: сюжетно–ролевая, дидактическая, аттестационная, рефлексивная), позволяющих выпускникам школы-интерната в игровой форме «проживать» различные ситуации, проектировать способы действия предложенных моделей до встречи с ними в реальной жизни.
Занятия проводятся в форме лекций, семинаров, бесед, дискуссий.
Применяются методы работы: тренинги, тестирование, профдиагностика, собеседование, наблюдение, деловые игры.
Реализация программы:
Программа рассчитана на 34 занятия (1 час в неделю)
Продолжительность занятия: 40 минут.
Программа состоит из пяти блоков:
Этический
Психологический
Правовой
Профориентационный
Медико-гигиенический
Название блока |
Краткое содержание работы |
Этический 6ч |
Основные философские понятия о мире, жизни, закономерностях существования Вселенной; нравственные законы развития общества; культура межличностных отношений; понятие чести, совести, порядочности; моральные нормы и критерии поведения. |
Психологический 7ч |
Возможности и пути проявления индивидуальности. Связь биологического, психического и социального в человеке. Индивид, личность, индивидуальность. Темперамент, характер, тип высшей нервной деятельности. Общение и индивидуальные особенности способов общения. Дистанция в общении, мотивы общения. Осознание мотивов межличностных отношений. Выражение чувств. Вербальные и невербальные способы выражения благодарности и их анализ. Выработка терпеливого отношения к людям. Толерантность. Перспективы развития собственного Я. Развитие собственных способностей в рамках самовоспитания. |
Правовой 7ч |
Знакомство с законодательством РФ: Конституцией РФ, Трудовым кодексом РФ; Семейным кодексом РФ; Уголовным кодексом РФ, Кодексом об административных правонарушениях РФ, Законом о дополнительных гарантиях детей-сирот, оставшихся без попечения родителей №ФЗ-159 ст.6,8,9 и др. Правильное понимание свободы и необходимости. Рациональные потребности человека. Потребность в жилье. Особенности поведения человека в различных жизненных ситуациях. |
Профориентационный 7ч |
Влияние состояния здоровья на выбор профессии и формирование семьи.Устройство на работу. Безработица. Исследование рынка труда. Бюджет. Экономия. Основные экономические понятия. |
Медико-гигиенический 7ч |
Анатомия и физиология пола. Знания о гигиене и профилактике болезней, связь состояния психики и состоянием нашего тела, формирование отношения к своему телу как к ценности; развитие навыков ухода за телом, правильного питания, режима труда и отдыха. Формирование негативного отношения к вредным привычкам, в том числе к употреблению наркотиков, алкоголя, табака, токсических веществ. |
Ожидаемые результаты.
Реализация программы позволит сформировать навыки, необходимые для дальнейшей успешной самостоятельной жизни детей-сирот и лиц ОБПР. сформировать личность, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к труду, учебе и возникающим проблемам.
Наличие у выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей знаний по представленной тематике, позволит говорить о некотором уровне социальной стабильности, которые можно рассматривать в качестве социально-психологического результата процесса постинтернатной адаптации.
КАЛЕНДАРНО–ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п/п |
Кол-во часов |
Дата проведения |
Тема занятия |
1 |
1 |
Космос. Вселенная. Различные теории возникновения. Осознание себя как части космоса. |
|
2 |
1 |
Непрерывность и цикличность жизни. Преемственность поколений. |
|
3 |
1 |
Человек. Семья. Общество. Основные этапы становления современных представлений. |
|
4 |
1 |
Нравственные законы развития общества. Золотое правило нравственности. |
|
5 |
1 |
Этика. Этикет. Культура межличностных отношений. |
|
6 |
1 |
Моральные нормы и критерии поведения. Понятие чести, совести, порядочности. Понятие добра и зла. |
|
7 |
1 |
Возможности и пути проявления индивидуальности. |
|
8 |
1 |
Связь биологического, психического и социального в человеке. Индивид, личность, индивидуальность. |
|
9 |
1 |
Темперамент, характер, тип высшей нервной деятельности. |
|
10 |
1 |
Общение и индивидуальные особенности способов общения. Дистанция в общении, мотивы общения. Осознание мотивов межличностных отношений. |
|
11 |
1 |
Выражение чувств. Вербальные и невербальные способы выражения благодарности и их анализ. |
|
12 |
1 |
Выработка терпеливого отношения к людям. Толерантность. |
|
13 |
1 |
Перспективы развития собственного Я. Развитие собственных способностей в рамках самовоспитания. Подготовка к участию в конкурсах изобразительного искусства. |
|
14 |
1 |
Права человека. Свобода и равенство в достоинстве и правах. Право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность. Равенство перед законом. |
|
15 |
1 |
Права и обязанности гражданина России. Знакомство с законодательством РФ: Конституцией РФ, Трудовым кодексом РФ. |
|
16 |
1 |
Права и обязанности гражданина России. Знакомство с законодательством РФ: Семейным кодексом РФ. |
|
17 |
1 |
Свобода и необходимость. Рациональные потребности человека. |
|
18 |
1 |
Потребность в жилье. Закон о дополнительных гарантиях детей-сирот, оставшихся без попечения родителей №ФЗ-159 ст.6,8,9 |
|
19 |
1 |
Знакомство с законодательством РФ: Уголовным кодексом РФ, Кодексом об административных правонарушениях РФ. |
|
20 |
1 |
Особенности поведения человека в различных жизненных ситуациях. |
|
21 |
1 |
Влияние состояния здоровья на выбор профессии и формирование семьи. |
|
22 |
1 |
Исследование рынка труда. Биржа труда. Сайт государственной службы занятости населения. |
|
23 |
1 |
Исследование рынка труда. Частные объявления о приеме на работу. Поиск работы через интернет-сайты. |
|
24 |
1 |
Устройство на работу. Резюме. Собеседование. Правила при приеме на работу. Трудовой договор. Безработица. |
|
25 |
1 |
Приоритеты при расходовании средств. Учет финансовых операций. |
|
26 |
1 |
Семейный бюджет. Основы ведения семейного бюджета. Распределение семейного бюджета. |
|
27 |
1 |
Оптимизация доходов и расходов семьи. Режим экономии в семье. |
|
28 |
1 |
Анатомия и физиология пола. Мужская (женская) репродуктивная система. |
|
29 |
1 |
Заболевания иммунной системы. СПИД. |
|
30 |
1 |
Заболевания, передающиеся половым путем. Интимность как нравственное понятие. |
|
31 |
1 |
Профилактика венерических заболеваний и ВИЧ-инфекции. |
|
32 |
1 |
Формирование негативного отношения к вредным привычкам, в том числе к употреблению наркотиков, алкоголя, табака, токсических веществ. |
|
33 |
1 |
Возрастные особенности режима дня, питания, личной гигиены. |
|
34 |
1 |
Подведение итогов работы |
ЛИТЕРАТУРА
-
Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб., 2003.
Грецов А. Тренинг общения для подростков. – ЗАО Издательский дом Питер, 2006.
Детская психодиагностика и профориентация / Ред.-сост. Л. Д. Столяренко. Серия «Учебники, учебные пособия» – Ростов н / Д: « Феникс», 1999.
Кэррэл С. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. – М., 1998.
Основы здорового образа жизни. Методические рекомендации для учителя./О.П. Аккузина, Ю.И. Буланный, Т.В. Кобзева и др. Саратов, 2001
Преодоление трудностей социализации детей-сирот. / Под редакцией Л.В. Байгородовой.
Прутченков А. С. Социально- психологический тренинг в школе. – М., 2001.
Сапрыкина Т.Н. Решение проблем социальной адаптации воспитанников (из опыта работы детских домов) //Сиротство России: право ребёнка на семью.
Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. – М., 2000.