Адаптированная основная общеобразовательная программа по предмету «Мир природы и человека» (1 класс, 1 вар, У. О.)

1
0
Материал опубликован 23 August 2019

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Казанская школа-интернат №1 для детей с ограниченными возможностями здоровья»



УТВЕРЖДАЮ

Директор школы-интерната № 1

____________________С. Б Портнова

РАССМОТРЕНО

Зам. директора по УВР

__________________И. Н. Пичугова

УТВЕРЖДАЮ

на заседании МО

от _________ августа 2017г.



АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

по предмету «МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА»




Халилуллиной Диляры Искандаровны

1 класс









Казань, 2017-2018 учебный год


МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА

1. Пояснительная записка………………………………………………………………………………………………………………………………....3

2. Общая характеристика учебного предмета…………………………………………………………………………………………………………....5

3. Место учебного предмета в учебном плане………………………………………………………………………………………………………...…6

4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета………………………………………………………………………………………….....7

5. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета……………………………………………………………………………....7

6. Программа формирования базовых учебных действий…………………………………………………………………………………………….9

7. Основное содержание учебного предмета…………………………………………………………………………………………………………...10

8. Критерии оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы общего образования…………………………………………………………...14

9. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса…………………………………………………………………………..….15

10. Приложение к программе

















Пояснительная записка

Адаптированная основная общеобразовательная программа по предмету «Мир природы и человека» разработана в соответствии с Законом «Об образовании» Российской Федерации (далее – РФ) от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, Республики Татарстан (далее – РТ) от 22.07.2013 №68- ЗРТ, Законом РФ от 25.10.1991 №1807-1 (ред. от 12.03.2014) «О языках народов РФ», Законом РТ от 08.07.1992г. №1560-XII «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан», согласно СанПиНу 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в учреждениях осуществляющих образовательную деятельность по АООП для обучающихся с ОВЗ», порядку организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам, утверждённому приказом МОиН РФ от 30.08.2013г. №1015, на основе ФГОС обучающихся с ОВЗ (далее – Стандарт), утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ (далее – МОиН РФ) от 19.12.2014г. №1598; Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; адаптированной основной общеобразовательной программы (далее - АООП) ГБОУ «Казанская школа- интернат № 1 для детей с ОВЗ», Устава ГБОУ «Казанская школа- интернат № 1 для детей с ОВЗ».

Цель программы обеспечить начальные представления школьников с ограниченными возможностями о целостной научной картине мира,

показать неразрывную связь жизнедеятельности человека с окружающим миром, социализация ребенка.

Задачами курса "Мир природы и человека" для детей с ОВЗ являются:

    формирование способов усвоения социального опыта при взаимодействии с людьми и предметами окружающей действительности;

    формирование способов ориентировки в окружающей действительности;

    формирование у детей системы знаний и обобщенных представлений об окружающей действительности;

    формирование всех видов деятельности;

    развитие познавательной активности;

    развитие умения эмоционально воспринимать окружающий мир;

    воспитание экологической культуры;

    становление нравственной ориентировки;

    формирование самостоятельности;

    воспитание положительных качеств.

 Форма организации образовательного процесса. Основной, главной формой организации учебного процесса является урок.

В процессе обучения школьников с выраженным недоразвитием интеллекта целесообразно использовать следующие методы и приёмы:

    словесный метод ( рассказ, объяснение ,беседа, работа с учебником);

    наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);

    практический метод (упражнения, практическая работа);

    репродуктивный метод (работа по алгоритму);

    индивидуальный;

    творческий метод;

    совместные действия ребенка и взрослого, действия по подражанию (в основном на начальном этапе обучения и при изучении нового содержания);

    рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога предметов, картинок и т. п.;

    соотнесение предметов с соответствующими им изображениями с последующим их называнием или указанием на них с помощью жеста;

    наблюдения на прогулках и "экскурсиях за явлениями природы, предметами окружающего мира, живыми объектами;







Общая характеристика учебного предмета


Учебный предмет «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом формирования у учащихся умений наблюдать, анализировать, взаимодействовать с окружающим миром.


Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека.


При отборе содержания курса «Мир природы и человека» учтены современные научные данные об особенностях познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции, поведения младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).



―накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения закрепления представлений, постоянное обращение к уже изученному, систематизации знаний и накоплению опыта взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности;


―постепенного усложнения содержания предмета: расширение характеристик предмета познания, преемственность изучаемых тем.


Основное внимание при изучении курса «Мир природы и человека» уделено формированию представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой. Практическая направленность учебного предмета реализуется через развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе, об особенностях человека как биосоциального существа для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных условиях.














Место учебного предмета «Мир природы и человека» в учебном плане


Предмет «Мир природы и человека» входит в обязательную часть адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью и реализуется в урочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами 2 час в неделю, 65 в год.





Учебный

предмет

Часов в

неделю

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Часов в год

Мир природы

и человека

2

16

14

19

16

65













Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле. Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости чело века, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.



Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Предметные результаты.

Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.

Достаточный уровень овладения предметных результатов не является

обязательным для всех обучающихся.


Минимальный уровень:

- узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях;

- иметь представления о назначении объектов изучения;

- относить изученные объекты к определенным группам (кошка- домашнее животное);

- называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой группе (фрукты; птицы; зимняя одежда);

-знать требования к режиму дня школьника;

- знать основные правила личной гигиены;

- владеть несложными санитарно-гигиеническими навыками (мыть руки, чистить зубы, расчесывать волосы и т. п.);

-иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения в школе;

- выполнять задания под контролем учителя;

- знакомиться с детьми, предлагать совместную игру и отвечать на приглашение (давать согласие или отказываться);

- владеть навыками самообслуживания (чистить одежду щеткой, хранить ее на вешалке, чистить кожаную обувь, мыть посуду после еды и т. п.);

- ухаживать за комнатными растениями; подкармливать птиц, живущих около школы;

- адекватно взаимодействовать с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях;

- проявлять интерес, активность и самостоятельность на уроке;

- адекватно вести себя в классе, в школе, на улице.


Достаточный уровень:

- узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях;

- иметь представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;

- относить изученные объекты к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (волк ― дикое животное);

- знать основные правила личной гигиены;

- знать некоторые правила безопасного поведения в школе с учетом возрастных особенностей;

- адекватно воспринимать похвалу;

- адекватно взаимодействовать с объектами окружающего мира;



Личностные результаты.

Уважительное отношение к иному мнению;

Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни.

Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

Принятие и освоение социальной роли обучающегося;

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Формирование установки на безопасный образный, здоровый образ жизни.



Программа формирования базовых учебных действий


Коммуникативные учебные действия (умения)


    Умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель − класс).

    Умение использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем.

    Умение обращаться за помощью и принимать помощь.

    Умение слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту.

    Умение сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

    Умение конструктивно взаимодействовать с людьми.

    Умение договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

    Развитие способности доброжелательно относиться, сопереживать другим людям.


Регулятивные учебные действия (умения)


    Умение адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.). (комментарий – усвоение и использование норм поведения.).

    Умение принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе (комментарий – принятие цели и действие по плану).

    Умение активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников (комментарий – действия контроля и оценки).

    Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов (комментарий – действовать по предложенному образцу, алгоритму; принимать и использовать критерии оценки своей деятельности и осуществлять ее коррекцию).


Познавательные учебные действия (умения)


    Умения выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов.

    Умения делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.

    Умения пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями (знаково-символические).

    Умение наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности.

    Умение работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).

    Умение читать.




Основное содержание учебного предмета «Мир природы и человека»

1 класс

Временные представления.

Времена года:

Осень. Зима. Весна. Лето. Называние. Осенние, зимние, весенние месяца. Называние.

Основные признаки каждого времени года:

Осень: похолодание, пасмурная дождливая погода, наступление первых заморозков; листопад, отлет птиц, линька животных, заготовка зимних запасов, наступление зимней спячки; уборка листьев в садах, заготовка овощей на зиму, игры с листьями (шуршание, составление букетов из листьев и т. д.).

Зима: мороз, холодное солнце, снег, лед на водоемах; «сон» растений, голодная пора в жизни птиц и зверей; уборка снега, зимние забавы детей.

Весна: потепление, яркое солнце, голубое небо, сосульки, капель, ручьи, ледоход; прилет птиц, выход из спячки зверей, весенняя линька; весенние работы в саду, уборка улиц, парков, домов, игры с ручейками.

Лето: общее представление о лете.

Мир природы.

Неживая природа:

Вода. Вода в природе, сосульки, капель, ручьи, снег и лед. Вода прозрачна. Вода течет. На воде образуются волны. Вода смачивает предметы.

Песок, глина, камни. Определение по внешнему виду. Свойства при взаимодействии с водой. Применение человеком. Составление коллекции полезных ископаемых (песка, глины, камней).

Почва в цветочных горшках (ознакомление с внешним видом, определение твердости на ощупь).

Живая природа:

Человек.

Мальчик и девочка. Внешнее строение тела (голова, туловище ноги и руки (конечности)). Ориентировка в схеме тела на картинке и на себе. Голова, лицо: глаза, нос, рот, уши. Гигиена рук (мытье).

Животные.

Звери. Собака, кошка. Называние. Внешнее строение: называние и показ частей тела. Пища (чем кормятся сами животные, чем кормят их люди). Взаимодействие с человеком: значение для человека (для чего содержат животное), забота и уход за животным. Собака и кошка – домашние животные: живут только с человеком, самостоятельно жить не могут, нуждаются в заботе человека, полезны для человека.

Волк, заяц. Называние. Внешнее строение: называние и показ частей тела. Место обитания, основная пища. Волк и заяц – дикие животные: живут в природе, самостоятельно добывают пищу, роль в природе (волк – санитар леса, заяц – поедает траву), нуждаются в охране.

Птицы. Ворона, синица. Название. Внешнее строение: называние и показ частей тела. Место обитания. Роль в природе: ворона-санитар, синица – защищает деревья от насекомых-вредителей. Помощь птицам зимой (подкормка, изготовление кормушек) и весной в период гнездования (сбор веток для гнезд, соблюдение тишины и уединенности птиц на природе).


Растения.

Морковь, репа. Внешний вид, место произрастания, использование. Гигиенические процедуры перед употреблением в пищу (вымыть, почистить, подать на тарелке). Значение овощей для жизни человека (здоровое питание).

Яблоко, груша. Внешний вид, место произрастания, использование. Гигиенические процедуры перед употреблением в пищу (вымыть, подать в вазе). Значение фруктов в жизни людей (здоровое питание).

Фикус, бальзамин. Название. Внешнее строение (корень, стебель, лист). Уход (полив, опрыскивание).

Мероприятия по охране природы доступные детям (культура наблюдения за жизнью живой природы, уход за комнатными растениями, ознакомление с уходом за домашними животными, подкормка птиц зимой, сбор веток в период гнездования).

Мир людей.

Человек – член общества.

Учитель – самый важный для ребенка человек в школе. Правила общения ребенка со взрослыми (формы вежливого обращения, «чувство дистанции», привлечение в себе внимания, выполнение инструкций взрослого). Обращение к учителю за помощью в учебной и бытовой школьной ситуации.

Я – ученик. Ролевая идентификация. Ролевые отношения с учителями, детьми, родителями. Правила поведения ученика на уроке и на перемене. Одноклассники и одноклассницы. Имена. Узнавание в лицо. Сосед (соседка) по парте. Совместная организация рабочего места. Выполнение простейших практических заданий в парах. Выполнение заданий с общими учебными принадлежностями.

Я – дежурный. Обязанности и права дежурных (поддержание порядка в классе, сообщение учителю об ушибах, падениях и других непредвиденных ситуациях).

Я – именинник. Ролевая идентификация. Ролевые отношения. Правила поздравления.

Я – друг. Ролевая идентификация. Ролевые отношения. Правила общения.

Ближайшее окружение

Семья. Родители – мама, папа. Ребенок – сын (дочь), брат (сестра). Родители – самые важные для ребенка люди в семье. Фамилии, имена родителей. Совместные занятия ребенка с другими членами семьи. Забота друг о друге.

Друзья. Их имена. Способы знакомится, приветствовать, предлагать совместную игру. Обращаться за помощью («Дай, пожалуйста, карандаш!»).

Школа. № школы, ее внешний вид. Количество этажей в школе, коридор около класса, лестницы. Свой этаж, класс. Нахождение своего класса, туалетной комнаты. Школьная библиотека.

Классная комната, доска, стол учителя, парты, место каждого ребенка в классе, календарь природы и труда, счеты, касса цифр, полки для хранения учебных принадлежностей, физкультурной формы, игровой уголок, классная библиотека. Ориентировка в классе (ряды парт, календарь природы и труда, шкафы, полки с учебными принадлежностями и т. д.).


Дальнее окружение.

Учреждения. Магазин «Овощи-фрукты». Зоопарк или краеведческий музей, зоомагазин. Назначение учреждения. Внешнее устройство (здание, отделы, вывески, витрины, ценники, пропускные системы). Основные профессии людей, работающих в учреждении. Особенности организации взаимодействия посетителей с сотрудниками учреждения (покупатель – продавец, посетитель – билетер).

Торжественные даты. День учителя, Новый год, День защитника Отечества, 8 марта, День Победы. День рождения. Неделя детской книги. Элементарные представления о современном значении праздника. Поздравления, принятие поздравлений от другого человека. Подготовка к празднику (на примере дня рождения). Оформление при участии детей выставок работ к праздникам. Составление школьниками рассказов из 2–3 предложений о своих изделиях или конкурсных работах в тетрадях.

Безопасное поведение

Простейшие действия при получении травмы: обращение за помощью к учителю, элементарное описание ситуации приведшей к травме и своего состояния (что и где болит). Поведение при оказании медицинской помощи. Безопасное поведение в природе.


.


























Критерии оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы общего образования

В соответствиями с требованиями ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью оценке подлежат личностные и предметные результаты.

Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребёнка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.

Предметные результаты связаны с содержанием каждой образовательной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности обучающегося, оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетенций.

В 1 классе система оценивания- безотметочная. Результат продвижения первоклассников в развитии определяется на основе анализа их продуктивной деятельности: рисунков, изготовления поделок своими руками, уровня формирования учебных навыков, устной и письменной речи.

Рабочая программа учебного курса «Мир природы и человека» в 1 классе не предусматривает проведение контрольных работ. Основные формы текущего контроля: устный опрос.



















Материально-техническое обеспечение образовательного процесса


Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: подготовительный, 1-4 классы / под редак-цией В.В. Воронковой; Москва, Просвещение, 2014 г.

- Н.Б. Матвеева. «мир природы и человека» учебник 1 класса специальных (коррекционных) образо-вательных учреждений VIII вида: подготови-тельный, в 1 ч.- Москва, «Просвещение», 2014 г., 95 с.

Дополнительная:

Дидактические игры:

- «Покорми диких животных»

- «Покорми домашних животных»

- Лото «Растения – животные», «Профессии»,

«Звери и птицы», «Грибы» и др.

Наглядные и демонстрационные пособия:

- Растения. Строение растений;

- Дикие и домашние животные;

- Грибы съедобные и несъедобные;

- Человек. Строение человека. Правильная осанка.

- Времена года. Зима. Весна. Лето. Осень.

- Вселенная. Космос. Солнечная система.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации