Адаптированная программа для детей ОВЗ

1
0
Материал опубликован 17 January


СОСТАВЛЕНА на основании федеральных государственных требований к дополнительной общеразвивающей программе в области изобразительного искусства «Изобразительное искусство». Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области изобразительного искусства в детских школах искусств.




Составитель:

Файзулина Олеся Викторовна

Педагог МБУ ДО «ДШИ им. А. М. Кузьмина»
































Содержание

1. Пояснительная записка

2. Учебно-тематический план

3. Содержание учебного предмета

4. Требования к уровню подготовки обучающихся

5. Формы и методы контроля, система оценок

6. Методическое обеспечение учебного процесса

7. Список литературы







































1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Творчество – это умственная гимнастика. Творчество – это ключ для развития мышления. Творчество является постоянным спутником детского развития.

В. В. Давыдов

В последнее время в обществе большое внимание уделяется детям с ОВЗ, идет поиск путей решения проблемы: как сделать так, чтобы такие дети могли вести полноценную и достойную жизнь. Необходимо создать такие условия, которые обеспечат его развитие. В процессе творчества у ребенка с потребностями усиливается ощущение собственной личностной ценности, возникает чувство внутреннего контроля, порядка и уверенности в себе, активно строятся индивидуальные социальные контакты. Так же, творческая деятельность помогает справиться с негативными переживаниями и внутренними трудностями, которые кажутся для ребенка непреодолимыми. Развивая творческие способности у детей с ОВЗ, создаются условия для успешной адаптации в социуме, равные возможности для дальнейшего существования в нем.

Адаптация дополнительной образовательной программы осуществляется с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, индивидуальной программы реабилитации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и включает следующие направления деятельности: анализ и подбор содержания программы; использование разных форм, методов и приемов организации учебной деятельности.

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Живопись» (далее - программа) разработана на основе Приказа Министерства просвещения РФ от 9.11.2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», методических рекомендаций по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей от 29.03.2016 №ВК-641/09.

В условиях реализации Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также принятых в соответствии с ним подзаконных нормативных правовых актов, устанавливающих особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, актуальной является проблема совершенствования организации дополнительного образования детей как важнейшей сферы проявления детских интересов, склонностей, творческих способностей, создание пространства самоопределения и саморазвития обучающихся с ОВЗ.

- Приказа Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) №09-3242 от 18.11.2015г

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172–14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

-В соответствии с методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально – психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, с учетом их особых образовательных потребностей.

Программа учитывает особенности психофизического развития детей, их индивидуальных возможностей. А также, предусматривает формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого ребенка. Также программа учитывает гендерные особенности обучающихся. На занятиях по изобразительной деятельности важно создавать условия для того, чтобы девочки и мальчики могли бы выразить то, что для каждого из них интересно или эмоционально значимо. При отборе содержания для обучения детей на занятиях рисованием, лепкой и аппликацией важно помнить о том, что кисть руки мальчика в своем развитии отстает от кисти руки девочки на 1,5 года.

Статус программыадаптированная.

Направленность программыхудожественная.

Для обучающихся возраста - от 8 до10лет.

Форма обученияочная, мелкогрупповая (от 3 до 6 человек)

Уровень освоения программы - стартовый

Срок освоения программы -1 год.

Режим занятий - продолжительность занятий устанавливается в зависимости от возрастных и психофизиологических особенностей, допустимой нагрузки учащихся с учетом СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41. Продолжительность одного занятия составляет 40 мин. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 1 часу.

Адресат программы – для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Условия набора в учебное объединение: принимаются только с согласия родителей (законных представителей) и осуществляется на основании рекомендаций ПМПК. Диагноз-Умственная отсталость, легкой степени. Дизартрия. Резидуальная энцефалопатия. Выявлено снижение понимания, снижение памяти, нарушение звукопроизношения, снижения зрения.

Актуальность программы. Сущность воспитания и обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования состоит из всестороннего развития личности, которое складывается не из коррекции отдельных функций, а предполагает целостный подход, позволяющий поднять на более высокий уровень все потенциальные возможности конкретного ребенка – психические, физические, интеллектуальные. Таким образом, у него появляется возможность самостоятельной жизнедеятельности в будущем.

Реализация адаптированной программы (для детей с ОВЗ) позволяет разрешить проблему социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. В программе учитываются индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования, возможности освоения ребенком программы на разных этапах ее реализации.

Новизна программы. Программа является целостным интегрированным курсом. Программа предоставляет возможность детям с ОВЗ освоить различные виды декоративно-прикладного творчества, основы изобразительной грамоты и лепку, в соответствии с индивидуальными особенностями в развитии. Эти виды деятельности дают ребенку возможность учиться общаться, строить и поддерживать дружеские отношения, взаимодействовать, сотрудничать, приобретать практические навыки, взаимодействия с окружающим миром. Дает возможность ребенку поверить в себя, в свои способности, вводит его в удивительный мир фантазии, предусматривает развитие его художественно-эстетических способностей. Программа, оказывает существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.

Педагогическая целесообразность. Адаптированная программа предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, овладение основами творческой деятельности, дает возможность обучающимся реально открывать для себя волшебный мир творчества, умение проявить и реализовать свои творческие способности. Это помогает ребенку найти в себе желания творить, фантазировать и реализовывать свои творческие идеи.

Цель программы: всестороннее развитии личности обучающегося детей с ОВЗ (с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве.

Задачи:

- Формировании элементарных знаний об изобразительном искусстве;

- Формирование общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, прикладном творчестве);

- Формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по образцу, по памяти, представлению и воображению;

- Обучение разным видам изобразительной деятельности;

- Обучение доступным приемам работы с различными материалами, работа в нетрадиционных техниках;

- Развитие творческих способностей мальчиков и девочек в процессе художественного творчества (фантазии, зрительно-образной памяти, наблюдательности);

- Развитие тактильные ощущения кистей рук и расширять тактильный опыт;

- Развитие пространственной ориентации;

- Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения анализировать их содержание и формулировать своего мнения о них;

- Воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости на прекрасное;

- Воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности;

- Воспитание у учащихся умения согласованно работать в группах, выполняя определенный этап работы для получения результата (коллективная аппликация, коллективная лепка).

- Умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни.

Организация учебного процесса строится на следующих принципах: единства диагностики и коррекции, комплексное воздействие на развитие познавательной сферы и эмоционально-волевых качеств личности, а также укрепления здоровья.

Коррекция недостатков психического и физического развития обучающихся на уроках изобразительного искусства заключается в следующем:

-коррекции познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;

- развитии аналитических способностей, умений сравнивать, обобщать; формирование умения ориентироваться в задании, планировать художественные работы, последовательно выполнять рисунок, аппликацию, лепку предмета; контролировать свои действия;

-коррекции ручной моторики; улучшения зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразных технических приемов рисования, лепки и выполнения аппликации;

-развитие зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления, представления и воображения.

Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.



Планируемые результаты освоения программы:

- Умение организовать свое рабочее место;

- Умение пользоваться различными инструментами ручного труда, соблюдая правила техники безопасности;

- Умение использовать различные изобразительные технологии в процессе рисования, лепки, аппликации;

-Умение работать с натуры и по памяти;

-Знание названий художественных материалов, инструментов;

-Знание последовательности изготовления несложных изделий по образцу;

-Знание элементарных правил композиции, цветоведения;

-Знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: точка, линия, штриховка, пятно, цвет;

-Навыки организации плоскости листа, композиционного решения изображения;

-Навыки передачи формы, характера предмета;

-Умение отражать в своей работе различные чувства, мысли, эмоции;

-Умение наблюдать предмет, анализировать его объем, пропорции, форму;

-Следование при выполнении работы инструкциям учителя, рациональная организация своей изобразительной деятельности, планирование работы, осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы.

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования — введения обучающихся с легкой умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Ожидаемые личностные результаты:

- Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

- Формирование уважительного отношения к окружающим;

- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;

- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других детей;

- Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- Овладение начальными навыками адаптации в динамично – изменяющимся и развивающемся мире развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

Программа по изобразительному искусству включает учебные предметы: «Лепка» - различие пластичных материалов (пластилин, тесто), лепка объемного и плоскостного изображения с натуры или по образцу, по памяти, воображению, на тему, декоративной композиции;

«Основы изобразительной грамоты» - рисование с натуры и по образцу; по памяти, представлению и воображению, рисование на свободную и заданную тему, декоративное рисование;

«Прикладное творчество» - выполнение плоскостной аппликаций, по образцу, представлению, воображению; выполнение предметной, сюжетной и декоративной аппликации.

Во время занятий изобразительной деятельностью необходимо вызывать у ребенка положительную эмоциональную реакцию, поддерживать и стимулировать его творческие устремления, развивать самостоятельность. Ребенок обучается уважительному отношению к своим работам, участвуя в выставках, творческих показах. Ему важно видеть и знать, что результаты его творческой деятельности полезны и нужны другим людям. Это делает жизнь ребенка интереснее и ярче, способствует его самореализации, формирует чувство собственного достоинства.

Срок реализации программы

При реализации программы «Живопись» со сроком обучения 1 год продолжительность учебных занятий одного года обучения составляет 33 недели, по 3 часа в неделю: из них: - аудиторная нагрузка - 3 часа, самостоятельная работа не предусмотрена.

Содержание предмета направлено на освоение следующих видов деятельности: «Основы изобразительной грамоты и рисование» -1час в неделю, «Лепка» -1час, «Декоративно-прикладное творчество» -1час.

Материально-техническое оснащение:

стол, стул ученический, наборы инструментов для занятий изобразительной деятельностью, кисти, стеки, клеенки, репродукции (картинки, фотографии), раздаточный материал (схемы, альбомы с демонстрационными материалами, составленными в соответствии с содержанием учебной программы; шаблоны для вырезания, наклеивания, рисования; оборудование: компьютер; стеллажи для наглядных пособий, изделий, для хранения бумаги и работ обучающихся; расходные материалы: клей, бумага (цветная), карандаши (простые, цветные), мелки (пастель, восковые и др.), фломастеры, маркеры, краски (акварель, гуашь), бумага разных размеров для рисования; пластичные материалы (пластилин) и др.

Дидактический материал подбирается преподавателем на основе существующих методических пособий и учебников, а также разрабатывается преподавателем самостоятельно.

Воспитательная деятельность.

Работа с родителями предусматривает: родительские собрания; индивидуальные беседы и консультации; профилактические беседы; совместное проведение экскурсий и посещение выставок.

В рамках дополнительной образовательной программы предусмотрено проведение: (творческих конкурсов, посещение выставок и концертов и т. д.).

Форма проведения учебных занятий

Программа предполагает мелкогрупповую (от 3 до 6 человек), индивидуальную форму освоения материала. Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов. Педагог может также в процессе занятия организовывать учащихся в небольшие группы по 2 человека, чтобы они имели возможность работать совместно, объединяя свои усилия в творческом процессе, работать индивидуально.

Формы аттестации

Освоение обучающимися программы завершается итоговой аттестацией в форме практической работой, творческой выставки.

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, беседа, рассказ);

- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы, выставки);

- практический;

- игровой;

- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления);

- метод учебного поощрения.

Предложенные методы работы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества.

Описание материально-технических условий реализации программы

Материально-технические условия реализации программы должны обеспечивать соблюдение:

- санитарно-гигиенических норм образовательного процесса с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в данном учреждении (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму и т. д.);

- возможностей для беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к объектам инфраструктуры образовательного учреждения;

- санитарно-бытовых условий с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в данном учреждении (наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной гигиены и т. д.);

- социально-бытовых условий с учетом конкретных потребностей ребенка с ОВЗ, обучающегося в данном учреждении (наличие адекватно оборудованного пространства образовательного учреждения, рабочего места ребенка и т. д.);

- противопожарной и электробезопасности с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в данном учреждении.
























2.УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

«Основы изобразительной грамоты»

п/п

Наименования разделов и тем

Кол-во часов ауд. нагрузки


Раздел 1. Графика


1.

Равновесие «Подводный мир»

2

2.

Статика и динамика «Сорока»

2

3.

Силуэт «Славянские мифологические образы»-домовой

2

4.

Шахматный прием в декоративной графике

2

5.

Перспектива

2

6.

Пластика животных по басням И.А. Крылова.

2

7.

Работа фломастерами и цветными карандашами «Образ времени года»

2

8.

Пластика человека

2

9.

Графическая композиция «Зимние сказки»

2


Раздел 2. Живопись (Цветоведение)


10.

Локальный цвет и его оттенки «Листопад»

2

11.

Темное на светлом, светлое на темном. «Горный пейзаж»

2

12.

Колорит. Нюансные или контрастные гармонии. Выполнение «Золотой петушок»

2

13.

Цветовые гармонии в пределах 2-3-х цветов. Реклама «Детское меню»

2

14.

Смешанная техника (мятая бумага)

1

15.

Цвет в музыке «Времена года»

1

16.

Психология цвета «Образ сказочного героя»

2

17.

Тематическая композиция «Человек и животное»

3



УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

«Лепка»

п/п

Наименования разделов и тем

Количество часов аудиторной нагрузки


Раздел 1. Лепка из глины


1.

Вводный урок. Инструменты и материалы.

Упражнения.

2

2.

Изготовление декоративной тарелки

2

3.

Изготовление декоративной вазочки


2

4.

Изготовление традиционной игрушки из глины с росписью

2

5.

Изготовление колокольчика

2

6.

Изготовление магнитов

2

7.

Тематическое панно с подвесками «Рождество».

2


Раздел 2. Пластилиновая композиция


8.

Тематический натюрморт из нескольких предметов.

2

9.

Композиция- панорама «Бал»

3


Раздел 3. Объемные формы


10.

«Геометрическая пирамидка»

2

11.

Творческая коллективная работа «Птичий двор»

3

12.

Работа с каркасом

3

13.

Человек «спорт»

3

14.

Человек и животное «Цирк»

3


УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

«Прикладное творчество»


п/п

Наименования разделов и тем

Количество часов аудиторной нагрузки


Раздел 1. Работа с бумагой.


1.

Способы создания фактуру на бумаге

2

2.

Монотипия или мраморирование

3

3.

Бумажная бижутерия

3


Раздел 2. Витраж


5.

Роспись плоских поверхностей

3

6.

Роспись объемных поверхностей

3


Раздел 3. Текстиль.


7.

Ниткография

3

8.

Панно в круге

3

9.

Аппликация из фетра

3


Раздел 4. Традиционные виды росписи. Роспись по дереву (Городец )


10.

Гирлянда из цветов

3

11.

Сюжетная композиция

3

12.

Эскиз росписи разделочной доски в городецкой технике.

4







3. Содержание разделов и тем.

«Основы изобразительной грамоты»

Раздел 1. Графика

1.Равновесие. Знакомство с понятием равновесная композиция. Выполнение эскиза равновесной композиции из любых предметов. Использование формата А4, гелиевой ручки, черного фломастера. Самостоятельная работа: поиск равновесных композиций в журналах, книгах и др.


2.Статика. Динамика. Знакомство с понятиями «статика», «динамика». Выполнение композиция на одну из понравившихся схем. Использование формата А4, гелиевой ручки.

Самостоятельная работа: поиск статичных и динамичных композиций в журналах, книгах и др.


3.Силуэт. Повторение понятия «силуэт». Знакомство со сложными силуэтами. Оверлеппинг (наложение, пересечение).

Создание композиции с использованием сложного силуэта (например, полка с посудой, белье на веревке).

Использование формата, вытянутого по горизонтали, черного фломастера. Самостоятельная работа: выполнение аппликации-наложения черного на белое, белого на черное (рыбка в аквариуме, грибы в банке и др.).


4.Шахматный прием в декоративной графике. Знакомство с шахматным приемом. Выполнение композиции (например, «В шахматной стране»). Использование формата У А4, черного фломастера. Самостоятельная работа: выполнение упражнений различных видов шахматных сеток.


5.Перспектива. Знакомство с видами перспективы города (фронтальная, «вид сверху» и др.), пропорциональные отношения (люди, машины, дома). Копирование архитектурных образов (замки, город). Использование формата А4, гелиевых ручек.

Самостоятельная работа: знакомство с разными городами по фотографиям, книжным иллюстрациям, открыткам.


6.Пластика животных. Дальнейшее знакомство с понятием «стилизация». Выполнение рисунка стилизованного животного, могут быть поиски образов животных к басням И.А. Крылова. На одном формате изобразить реальный образ и поиски стилизованных форм того же животного. Использование формата А4, гелиевой ручки. Самостоятельная работа: выполнение модели животного из пластилина.


7.Работа фломастерами (цветными карандашами). Развитие умения стилизации живых форм. Выполнение эскиза (например, образ Царевны лягушки, образ времени года). Использование формата А4, цветных карандашей, фломастеров.

Самостоятельная работа: поисковые зарисовки деталей персонажа (глаза, лапы, детали костюма и др.).


8.Пластика человека. Знакомство с условными пропорциями и схемами построения фигуры человека. Выполнение композиции (например, «Спорт», «Танец», «Акробаты»).

Использование формата А4, гелиевой ручки, фломастеров.

Самостоятельная работа: фотографии или др. изображения людей в движении.


9.Графическая композиция. Формирование умения работать над сложной графической композицией. Выполнение композиции (например, «В окне и за окном», «Микромир», «Фонтаны», Славянские мифологические образы (птица Феникс, Сирин, Домовой, Леший, Водяной, Русалка). Использование формата А4, гелиевых ручек.

Самостоятельная работа: поиск подготовительного материала для творческой композиции, выполнение композиционных поисков.

2. Раздел «ЦВЕТОВЕДЕНИЕ»

10.Локальный цвет и его оттенки. Повторение и закрепление понятия локальный цвет и разнообразие оттенков одного цвета. Выполнение иллюстраций (например, иллюстрации разноцветных сказок Л. Яхнина). Использование формата А3, акварели.

Самостоятельная работа: выполнение абстрактной аппликации из кусочков ткани (ассоциации на темы: вьюга, огонь, времена года, листопад и др.).


11.Тональные контрасты. Темное на светлом, светлое на темном.

Выделение тоном главного пятна композиции. Выполнение эскизов (например, «Парусник на море, «Силуэт дерева на фоне заката», «Горный пейзаж», «Силуэт цветка в окне», «Привидения»). Использование формата А4, акварели.

Самостоятельная работа: копирование образцов, предложенных преподавателем.


12.Колорит. Нюансные или контрастные гармонии.

Формирование знаний о нюансных цветах. Знакомство с понятием «пары нюансных цветов» большого цветового круга. Формирование знаний о дополнительных цветах. Выполнение эскиза витража (например, «Жар - птица», «Волшебный цветок», «Золотой петушок», «Бабочки»). Использование формата А4, акварели.

Самостоятельная работа: знакомство с произведениями известных художников, изучение техники витража в журналах.


13.Цветовые гармонии в пределах 2-3-х цветов. Использование ограниченной палитры цветов в создании композиции. Выполнение эскиза афиши, флаэра. Использование формата А4, акварели, гуаши. Самостоятельная работа: изучение рекламной продукции.


14. Смешанная техника. Умение целесообразно использовать технику, согласно задуманному образу. Выполнение эскиза композиции (например, «Замороженное оконце» и др.)

Использование формата А4, акварели, воска (восковая свеча), соли, гелиевых карандашей с блеском, цветных контуров, гелиевых ручек и др. Самостоятельная работа: фотографирование морозных узоров.


15.Цвет в музыке. Развитие абстрактного мышления. Прослушивание музыкальных произведений П.И.Чайковский «Времена года», «Вальс цветов», выполнение ассоциативных цветовых композиций. Использование формата А4, акварели.

Самостоятельная работа: прослушивание шедевров классической музыки.


16.Психология цвета. Знакомить с психологическими характеристиками цвета на примере цветовых карт Люшера. Выполнение эскизов образов положительных или отрицательных сказочных героев (например, Буратино, Карабас - Барабас, Пьеро, баба Яга и т. д.). Использование любого формата, материалов на выбор (гуашь, акварель). Самостоятельная работа: тестирование на предмет цвет-настроение, сочинение сказки о цветах и красках.


17.Тематическая композиция. Формирование умения работать над сложной тематической композицией. Выполнение эскиза к сюжетной композиции (например, «праздник», «каникулы»). Использования формата любого размера и материалов на выбор (гуашь, акварель).

Самостоятельная работа: подбор подготовительного материала, выполнение композиционных поисков.


«Лепка»

Раздел 1. Лепка из глины

1. Вводный урок. Инструменты и материалы. Физические и химические свойства материалов. Знакомство с техникой лепки из глины. Выполнение простейших форм для бижутерии (бусины, кольца, кубики, плоские формы - колокольчики, бабочки и др.). Формирование художественного вкуса. Самостоятельная работа: выполнение несложного украшения из бусин.



2.Изготовление декоративной тарелки. Изготовление декоративной тарелки с последующей росписью акрилом. Дальнейшее формирование понятия орнамент, грамотный подбор цветовой гаммы. Самостоятельная работа: работа с литературой, подбор иллюстративного материала.



3.Изготовление декоративной вазочки. Изготовление декоративной вазочки, сосуда с росписью. Развитие наблюдательности, фантазии, образного мышления, умение передавать пластику объемных форм средствами лепки. Самостоятельная работа: выполнение зарисовок посуды.



4.Глиняная игрушка. Изготовление традиционной игрушки из глины с росписью: козлики, уточка, петушок. Развитие наблюдательности, умения подмечать характерные и выразительные особенности игрушки. Выполнение пластического решения с учетом кругового объема. Самостоятельная работа: выполнение эскиза глиняной игрушки.



5.Изготовление колокольчика. Применение полученных знаний в изготовлении сувениров. Формирование понятия о декоративности, выразительности образа. Самостоятельная работа: выполнение эскизов изделий.



6. Изготовление магнитов. Применение полученных знаний в изготовлении сувениров, например, колокольчика. Формирование понятия о декоративности, выразительности образа. Самостоятельная работа: выполнение эскизов изделий.



7.Выполнение тематической композиции - панно «Рождество». Дальнейшее формирование понятия о декоративности, выразительности образа. Самостоятельная работа: выполнение эскизов к тематической композиции.



3. Раздел «Пластилиновая композиция»

8.Натюрморт. Выполнение тематического натюрморта из нескольких предметов. Передача основных пропорций и характера предметов. Работа с натуры. Использование картона, цветного пластилина. Самостоятельная работа: выполнение эскизов натюрмортов.



9.Композиция-панорама «Бал».

Формирование знаний о пропорциях человеческой фигуры, первоначальные навыки передачи движения. Использование картона, цветного пластилина. Самостоятельная работа: подбор иллюстративного материала.

4. Раздел «Объемные формы»

10.«Геометрическая пирамидка». Развитие наблюдательности, фантазии, образного мышления, формирование умения передавать пластику объемных форм средствами лепки. Изучение и изготовление геометрических тел (конус, цилиндр, куб, шар, пирамида). Самостоятельная работа: закрепление знаний, посещение мастерской скульптуры, керамики.



11.Творческая работа «Птичий двор». Дальнейшее формирование понятия о декоративности, выразительности образа. Самостоятельная работа: зарисовки птиц и животных.



12.Работа с каркасом. Знакомство с каркасом. Технические особенности изготовления объемной фигуры с каркасом. Выполнение композиции - животные: «Динозавр», «Лошадка», «Ослик», «Обезьяна», «Жираф». Самостоятельная работа: подбор иллюстративного материала.



13.Человек. Дальнейшее формирование знаний о пропорциях человеческой фигуры, передачи движения. Выполнение фигуры в движении: «спорт», «на катке», «танец» и др. Самостоятельная работа: подбор иллюстративного материала.



14.Человек и животное. «Цирк». Дальнейшее формирование знаний о пропорциях человеческой фигуры, животных, передачи движения. Поиск выразительного пластического решения. Самостоятельная работа: подбор иллюстративного материала.





«Прикладное творчество»

Раздел 1. Работа с бумагой.

1.Способы создания фактуру на бумаге. Познакомиться со способами создания фактуры на бумаге с помощью пленки и соли. Результатом работы станут навыки получения цветной бумаги из обычной. Возможно, использование получившихся образцов в изготовлении изделий в других заданиях, а также при изготовлении упаковки. Используется бумага, акварель, пищевая пленка.

Самостоятельная работа: повторить эксперименты с красками дома.

2.Монотипия или мраморирование. Познакомиться со способами получения «единственного отпечатка». Плавные переходы тонов монотипии усиливают декоративный эффект. Мраморирование - оттиск с поверхности воды, монотипия - с любой гладкой плоскости. Используются в работе бумага, акварель, мыло, чернила для мраморирования.

Самостоятельная работа: закрепление полученных на уроке навыков.

3.Бумажная бижутерия. Такой эксперимент в работе с бумагой позволит детям увидеть привычные вещи по-новому. Освоить способы скручивания бумаги в трубочки. Форма бусины зависит от способа нарезки бумаги (прямоугольник или треугольник), дополнительными вставками в снизке могут стать гофрированные элементы. Использование цветных страниц из глянцевых журналов (чем толще бумага, тем больше бусина), ножницы, линейка, зубочистка, клей.

Самостоятельная работа: закончить работу над заданием дома собрать снизку из бусин.

Раздел 2. Витраж

4. Роспись плоских поверхностей.

Изучение классических стилей витража. Способы декорирования. Выполнение работы «Цветы», «Котенок». Создание эскиза.

Материалы: стекло, витражные краски.


5. Подсвечник

Основные правила декорирования объемных поверхностей. Правила нанесения контура и заливка цветом. Создание эскиза.

Материалы: стекло, витражные краски.


Раздел 3. Текстиль

6. Ниткография

Изучение контурной техники. Понятия композиции в картине. Выбор цветовых сочетаний элементов.

Материалы: нитки шерстяные, клей, ножницы, зубочистки.


7. Панно в круге

Сюжет и композиция панно. Объяснение выполнения работы. Выполнение эскиза, выполнение деталей, декорирование.

Материалы: нитки шерстяные, фетр, бусы, клей, ножницы, зубочистки.


8. Аппликация из фетра

Заготовка выкроек-лекал, работа с шаблоном, раскройка фетра, декорирование деталей.

Материалы: картон, фетр, клей, ножницы, зубочистки.


Раздел 4 . Традиционные виды росписи. Роспись по дереву (Городец).

9. Гирлянда из цветов. Беседа о видах росписи, художественно- стилистические особенности основных центров росписи по дереву (Городец). Краски, применяемые для росписи. Познакомить с центрами росписи по дереву, узнать особенности стиля и орнаментальные мотивы. Изучить элементы и мотивы выбранной росписи, овладеть основными приемами их выполнения. На основе полученных знаний самостоятельно выполнить гирлянду из цветов на бумаге. Используется гуашь, формат А4.

Самостоятельная работа: изучить литературу по данной теме.


10. Сюжетная композиция

Роспись по дереву. Выполнение копии. Научиться работать по образцу, изучить разнообразие элементов росписи, отработать навыки выполнения основных приемов. Выполнение копии с подлинника. Использование деревянной заготовки, гуаши.

Самостоятельная работа: подобрать иллюстративный материал для работы над будущей композицией.

11. Эскиз росписи разделочной доски в городецкой технике. Создать композицию с использованием характерных образов выбранной росписи. Используя основные элементы, цветовые сочетания, композиционные особенности выбранной росписи, создать свой эскиз, выполнить роспись на доске. Деревянная заготовка, гуашь.








4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

«Основы изобразительной грамоты»

в конце обучения должны знать и уметь

выбирать положение листа бумаги в зависимости от содержания, изображаемого;

выбирать величину изображения предметов соответственно размеру листа;

знать, что такое ритм;

знать основные цвета и составные цвета;

знать способы получения тона в графике и живописи;

знать теплые и холодные цвета;

уметь рисовать линии разного направления и характера;

уметь рисовать предметы симметричной и асимметричной формы;

уметь передавать плановость пространства (ближе - ниже, дальше – выше);

уметь передавать контрастные формы;

уметь отражать в своей работе эмоции, мысли.

«Лепка»

знать понятия «рельеф», «круговой обзор», «объем», «характер предметов», «декоративность»;

уметь лепить из пластилина, применяя разные способы лепки;

уметь пользоваться стекой, шаблоном;

уметь передавать объем, пропорции, характер, форму;

уметь работать с натуры и по памяти;

уметь работать в коллективе.

«Прикладное творчество»

знать основные виды и техники декоративно-прикладного творчества;

знать основные признаки декоративной композиции (плоскостность изображений, выразительность силуэта);

знать технику безопасности;

уметь работа с различными материалами, шаблонами;

уметь работать с шаблонами;

уметь изготавливать игрушки из различных материалов;

уметь составлять несложные композиции.


5. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Текущий контроль знаний, умений, навыков, обучающихся проводится педагогом практически на всех занятиях, в форме педагогического анализа (словесного -собеседования, обсуждения, наблюдения), по результатам просмотра работ в конце урока, что обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.

В конце каждого урока предусмотрена мини-выставка, анализ работ. Творческий просмотр учебных работ предусмотрен в конце каждого полугодия. На просмотрах обучающимся выставляется оценка за полугодие. Одной из форм текущего контроля, может быть, проведение отчетных выставок творческих работ обучающихся. Лучшие работы принимают участие в выставках и конкурсах.



Критерии оценки

При оценивании обучающегося, следует учитывать: интереса к изобразительному искусству; овладение практическими умениями и навыками; степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.

Оценивание работ осуществляется по практической работе. Важным критерием оценки служит качество исполнения, правильное использование материалов, оригинальность художественного образа, творческий подход, соответствие и раскрытие темы задания. Это обеспечивает стимул к творческой деятельности и объективную самооценку обучающихся.

"5" (отлично) ставится, если ученик выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, самостоятельно за компоновал предметы, свободно владеет материалом, аккуратен в работе, развита фантазия и воображение, увлечен работой.

"4" (хорошо) ставится, если в работе есть незначительные промахи в компоновке предметов и в цветовом решении, при работе в материале есть небрежность, не слишком увлечен работой, фантазия и воображение не достаточны развиты.

"3" (удовлетворительно) ставится, если работа выполнена под неуклонным руководством преподавателя, самостоятельность обучающегося практически отсутствует, ученик неряшлив и безынициативен, ребенок быстро устает, фантазия отсутствует.

Также при оценке результатов деятельности девочки крайне чувствительны к интонациям, форме оценки, ее публичности. Для девочек очень важно, чтобы ими восхищались в присутствии других людей (детей, родителей). Для мальчика наиболее значимым является указание на то, что он добился результата в чем-либо.



6. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Занятия изобразительным искусством - одно из самых больших удовольствий для ребенка школьного возраста. Они приносят много радости и положительных эмоций, являясь источником развития творческих способностей. Особенностью этого возраста является любознательность, желание познавать окружающую действительность, отзывчивость на «прекрасное». Имея чувственно-эмоциональный опыт и начальные знания изобразительной грамоты, ребенок способен воплотить свой замысел в творческой работе.

В процессе занятий по данной программе педагог контролирует и направляет работу учащихся на достижение результата. Ребенку обеспечивается возможность максимального проявления творческой воли и активности на всех этапах занятий. При этом основной формой общения педагога с учеником должен стать диалог.

Задания должны быть адаптированы к возрасту детей и построены с учетом интересов, возможностей и предпочтений данной группы учащихся.

Основное время на занятиях отводится практической работе, которая проводится на каждом занятии после объяснения теоретического материала. Создание творческой атмосферы на занятии способствует появлению и укреплению у ребенка заинтересованности в собственной творческой деятельности. С этой целью педагогу необходимо знакомить детей с работами художников и народных мастеров с шедеврами живописи, и графики (используя богатые книжные фонды и фонды мультимедиатеки). Важной составляющей творческой заинтересованности учащихся является приобщение детей к конкурсно- выставочной деятельности (посещение художественных выставок, участие в творческих конкурсах).


Средства обучения

материальные: учебные аудитории, материалы (карандаш, акварель, бумага, пластилин, фетр и т.д.)

наглядные: наглядные методические пособия, образец, карты, плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски, интерактивные доски;

демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, демонстрационные модели, натюрмортный фонд;

электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, интренет- ресурсы;

аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудио-записи.

Для развития навыков творческой работы учащихся программой предусмотрены методы дифференциации и индивидуализации на различных этапах обучения, что позволяет педагогу полнее учитывать индивидуальные возможности и личностные особенности ребенка, достигать более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей обучающихся.

Применяются следующие средства дифференциации:

а) разработка заданий различной трудности и объема;

б) разная мера помощи преподавателя учащимся при выполнении учебных заданий;

в) вариативность темпа освоения учебного материала;

Основной задачей дифференциации и индивидуализации при объяснении материала является формирование умения у учеников применять полученные ранее знания. Учащиеся могут получить разную меру помощи, которую может оказать педагог посредством инструктажа, технических схем, памяток. Основное время на уроке отводится практической деятельности, поэтому создание творческой атмосферы способствует ее продуктивности.

В процессе освоения программы применяются на 3 вида заданий:

- тренировочные, в которых предлагается работа по образцу, с иллюстрацией. Они используются с целью довести до стандартного уровня первоначальные знания, умения, навыки;

- частично-поисковые, где обучающиеся должны самостоятельно выбрать тот или иной известный им способ изображения предметов;

- творческие, для которых характерна новизна формулировки, которую ученик должен осмыслить, самостоятельно определить связь между неизвестным и арсеналом своих знаний, найти способ изображения заданного.

В процессе занятий по данной программе педагог контролирует и направляет работу учащихся на достижение результата. При этом педагог становится, с одной стороны, соавтором, а с другой - главным организатором ситуации творчества, помогающим детям найти пути и методы реализации творческого замысла. Ребенку обеспечивается возможность максимального проявления творческой воли и активности на всех этапах занятий.

7. СПИСОК МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

-Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог.школа: книга для учителя. - М.: Просвещение, 1984

-Аверьянова М.Г. Гжель - российская жемчужина.- М, 1993 Бесчастнов Н.П. Основы изображения растительных мотивов. М., 1989 Бесчастнов Н.П. Художественный язык орнамента. М., 2010

-Берстенева В.Е., Догаева Н.В. Кукольный сундучок. Традиционная кукла своими руками. Белый город, 2010

-Буткевич Л.М. История орнамента. - М.: Владос, 2003

-Вернер Шульце. Украшения из бумаги. - Арт-Родник, 2007 Давыдов С. Батик. Техника, приемы, изделия. Аст-пресс, 2005 Ефимова Л.В., Белогорская Р.М. Русская вышивка и кружево, М.: «Изобразительное искусство», 1984

-Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- 3-е изд.- М.: Просвещение, 1991

-Горяева Н.А. первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991

-Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М.: Педагогика,1989

-Зеленина Е.Л. Играем, познаем, рисуем. - М.: Просвещение, 1996

-Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. - М.: Столетие, 1998

-Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. - М.: Просвещение, 1985

-Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. - М.: Владос, 2004. с. 8-20

-Люблинская А. А. Учителю о психологии младшего школьника. - М.: Просвещение, 1977

-Полунина В. Искусство и дети. Из опыта работы учителя. - М.: Просвещение, 1982

-Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. - М., Академия, 2008

-Щеблыкин И.К., Романина В.И., Когогкова И.И. Аппликационные работы в начальных классах. - М.: Просвещение, 1990

Учебная литература

-Акварельная живопись: Учебное пособие. Часть 1. Начальный рисунок. - М.: Издательство школы акварели Сергея Андрияки, 2009

-Искусство вокруг нас. Учебник для 2 кл./Под ред. Б.М.Неменского. - М.: Просвещение, 1998







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации