Адаптированная программа по рисованию для детей с ОВЗ и инвалидностью (ДЦП)
ГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» Конаковского района
Адаптированная программа по рисованию педагога дополнительного образования для детей с ОВЗ и инвалидностью
(с ДЦП).
Художественная направленность
Разработчик программы:
Шагалкина
Надежда Александровна
педагог дополнительного
образования
Конаково, 2023
Адаптированная программа по рисованию педагога дополнительного образования для детей с ОВЗ и инвалидностью
(с ДЦП).
Цель программы: Самостоятельно нарисовать пейзаж. Организация выставки работ.
Целевое назначение программы:
- коррекция и развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья, а именно детей с ДЦП, через средства изобразительной деятельности.
Задачи:
расширить возможности социальной адаптации посредством художественной деятельности;
развитие познавательного интереса ребенка к предмету, его абстрактно-логического мышления, творческих способностей;
развить эмоциональную сферу детей с ДЦП, способствовать выходу внутренней не комфортности и сильным эмоциям через различные методы изо-терапии (рисунок);
улучшить психическое развитие детей как одной из составляющих здоровья через раскрытие творческого потенциала ребенка;
выразить свои эмоции чувства с помощью зрительных образов, справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, повысить самооценку;
создать условия для гармонизации личности ребенка;
достигнуть положительных изменений в интеллектуальном, социальном, эмоциональном и личностном развитии ребёнка;
гармонизацию межполушарного взаимодействия;
обретение ощущения собственной личности, как следствие – появление активности в построении индивидуальных социальных контактов;
развитие когнитивных функций, улучшить восприятие, зрительную память и мелкую моторику, развитие воображения.
Актуальность:
Актуальность базируется:
на анализе социальных проблем;
на современных требованиях системы образования;
на потенциале образовательного учреждения;
на социальном заказе муниципального образования.
Новизна дополнительной общеобразовательной программы обусловлена направленностью на инклюзивное образование при реализации ее содержания. Отличительной особенностью является использование в системе работы с детьми с ОВЗ методов арт-педагогики.
Основная форма занятий - мелкогрупповая (от 2 до 3 человек) или индивидуальная (с учетом заболевания ребенка).
Методы обучения:
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
- практический;
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления);
- игровой.
Материально – техническое обеспечение:
Плотная бумага разного формата, кисти щетина разных размеров, кисти разных размеров пони или белка круглые, гуашь, банка для воды, простой карандаш, стерка, белила, салфетка, скотч, заготовленные образцы выполняемого материала. Рабочая поверхность –стол для занятий рисованием с горизонтальной поверхностью.
Пояснительная записка.
Рисование – это не просто баловство или приятное времяпрепровождения для малыша и взрослого. Рисование — это самое настоящее развивающее действо для ребенка. Рисуя, человек демонстрируют свой внутренний мир, а получая положительные отклики на произведения, обретает уверенность в себе. Изотерапия является универсальной технологией, которую можно использовать как для отдельной работы с проблемными детьми, так и для совместного детского и детско-родительского творчества. В основе изотворчества лежит особая «сигнальная цветовая система», когда с помощью цвета ребенок сигнализирует о своем эмоциональном состоянии. Изо-творчество, с одной стороны, метод художественной рефлексии, позволяет: обогатить и развить внутренний мир ребенка, с другой стороны, технология, позволяющая раскрыть художественные способности ребенка, развивает мелкую моторику, с третьей стороны - это метод психокоррекции, с помощью которого можно корректировать эмоциональное состояние ребёнка и помогать решать его внутренние психические проблемы.
Психолого-педагогическое изучение детей с церебральным параличом представляет существенные трудности в связи с многообразием проявлений нарушений двигательного, психического и речевого развития этих детей. Двигательные нарушения в сочетании с нарушениями зрения и слуха, неразборчивая речь затрудняют организацию обследования ребенка и ограничивают возможности применения экспериментальных методик и тестовых заданий.
При ДЦП отмечается нарушение координированной деятельности различных анализаторных систем. Патология зрения, слуха, мышечно-суставного чувства существенно сказывается на восприятии в целом, ограничивает объем информации, затрудняет интеллектуальную деятельность детей с церебральным параличом.
Около 25 % детей имеют аномалии зрения. Часто встречается косоглазие, двоение в глазах, опущенное верхнее веко (птоз). Двигательная недостаточность мешает формированию зрительно-моторной координации. Такие особенности зрительного анализатора приводят к неполноценному, а в отдельных случаях к искаженному восприятию предметов и явлений окружающей действительности.
При ДЦП имеет место недостаточность пространственно-различительной деятельности слухового анализатора. У 20 —25% детей наблюдается снижение слуха, особенно при гиперкинетической форме.
При всех формах церебрального паралича имеют место глубокая задержка и нарушение развития кинестетического анализатора (тактильное и мышечно-суставное чувство). Дети затрудняются определить положение и направление движений пальцев рук без зрительного контроля (с закрытыми глазами). Ощупывающие движения рук часто очень слабые, осязание и узнавание предметов на ощупь затруднены. У многих детей выражен астереогноз — невозможность или нарушение узнавания предмета на ощупь, без зрительного контроля. Ощупывание, манипулирование с предметами, т.е. действенное познание, при ДЦП существенно нарушено. Перцептивные расстройства у больных детей связаны с недостаточностью кинестетического, зрительного и слухового восприятия, а также совместной их деятельности.
Несформированность высших корковых функций является важным звеном нарушений познавательной деятельности при ДЦП. Чаще всего страдают отдельные корковые функции, т.е. характерна парциальность их нарушений. Прежде всего, отмечается недостаточность пространственных и временных представлений. У детей выражены нарушения схемы тела. Дошкольники с церебральным параличом с трудом усваивают понятия величины, недостаточно четко воспринимают форму предметов, плохо дифференцируют сходные формы — круг и овал, квадрат и прямоугольник.
Для психического развития при ДЦП характерна выраженность психоорганических проявлений — замедленность, истощаемость психических процессов. Отмечаются трудности переключения на другие виды деятельности, недостаточность концентрации внимания, замедленность восприятия, снижение объема механической памяти.
По состоянию интеллекта дети с церебральным параличом представляют крайне разнородную группу: одни имеют нормальный или близкий к нормальному интеллект, у других наблюдается задержка психического развития, у части детей имеет место умственная отсталость. Дети без отклонений в психическом (в частности, интеллектуальном) развитии встречаются относительно редко. Основным нарушением познавательной деятельности является задержка психического развития, связанная как с ранним органическим поражением мозга, так и с условиями жизни.
Практическая значимость.
Проводимая работа имеет положительные результаты для развития и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, а именно детей с ДЦП. На коррекционных занятиях с использованием арт-педагогики ребенок не задумывается о конечном результате и получает удовольствие от самого процесс. Вот почему этот процесс для него так важен.
Для детей дошкольного возраста с ОВЗ очень важна для развития психологически комфортная обстановка, исключающая перенапряжение, истощение, стойкие отрицательные переживания и психические травмы; специальная развивающая творческая активность. А рисование - увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей - самовыражаться.
Принципы и подходы в организации образовательного процесса.
Ведущими принципами организации здоровьесберегающей среды для детей с ОВЗ являются:
от простого к сложному;
индивидуального подхода;
развития творческой инициативы;
динамики,
применение метапредметного подхода;
принцип уважения и гуманности.
Программа разработана с учетом:
- Федерального закона от 29.12.2012 3 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказа Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ;
- Методических рекомендаций по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей от 29.03.2016 №ВК-641/09.
- Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей» (утвержден Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30.11.2016 № 11);
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015 г.);
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
Учебно-тематический план.
№ п/п | Название раздела, темы проводимого занятия | Задача занятия | Конечная цель занятия | Рекомендуемое количество занятий | Примечание |
1. | Ознакомительное занятии с техникой. Создание простого фона. | Понять принцип создания фона. Смешивание цветов основанная на интуиции. Нарисовать 2-3 работы на формате А5. | Нарисовать фон. | 1 - 2 | |
2. | Создание простого фона с изображением несложного рисунка. | Подготовить фон работы, нарисовать рисунок на формате А5. | Нарисовать фон, изобразить несложный рисунок формата А5. | 1-2 | |
3. | Создание простого фона с изображением несложного рисунка. | Подготовить фон работы, нарисовать рисунок на формате А4. | Нарисовать фон, изобразить несложный рисунок формата А4. | 1-2 | |
4. | Создание фона с изображением рисунка на формате А3. | Подготовить фон работы, нарисовать рисунок на формате А3. | Нарисовать фон, изобразить рисунок формата А3. | 2-3 | Отработка навыков, помощь при необходимости. |
5. | Итоговая работа по программе - создание фона с изображением рисунка на формате А3. | Подготовить фон работы, нарисовать рисунок на формате А3. | Нарисовать фон, изобразить рисунок формата А3. | 1 | Максимально самостоятельная работа |
Рекомендации и техника выполнения работ:
- подготовить все необходимое оборудование;
- закрепить лист бумаги по углам или по всему периметру на рабочем столе с помощью скотча;
- при помощи круглой кисти с жесткой щетиной нанести белила точками по необходимой поверхности;
- распределить нанесенные белила по всему требуемому участку большой кистью с жесткой щетиной;
- нанести при помощи круглой кисти 2-3 цвета гуаши на выполняемый участок (кисть лучше вытереть от прежнего цвета);
- растереть подготовленный фон большой плоской кистью с жесткой щетиной (как можно меньше проводить кистью по одному месту работы);
- дать подсохнуть выполненному фону;
- нарисовать требуемый рисунок на фоне.
Пейзаж – теоретические основы.
Вы научились изображать разные объекты. Теперь необходимо познакомиться с основными законами композиции, перспективы и светотени, чтобы пейзажи получались красивыми и реалистичными. Что важно учитывать при создании пейзажа:
1.Воображаемую линию горизонта (границу неба и земли) лучше располагать чуть выше или чуть ниже середины листа. Если располагать эту линию строго по середине – лист будет визуально разделён, композиция пострадает.
2. Объекты, расположенные ближе к зрителю (на переднем плане), крупнее и расположены на листе ниже. Соответственно, те объекты, что дальше - меньшего размера и располагаются на листе выше (задний план).
3. Светлые объекты вдали немного темнее, тёмные объекты вдали светлее и с лёгким оттенком голубого или сиреневого (оттенка неба) (по законам воздушной перспективы – их перекрывает толща воздуха).
4. Небо светлее ближе к линии горизонта (оно там дальше) и темнее ближе к краю листа (там оно ближе к зрителю). Это можно учитывать при создании фона: в верхней части неба ставить больше синих точек. То же самое касается и воды.
5. Чтобы создать иллюзию глубины в картине, важно, чтобы объекты перекрывали друг друга: ближние деревья перекрывают дальний лес и облака, к примеру. Травинки перекрывают ствол дерева. И так далее.
6. Нужно учитывать, где источник света. На объектах нужно будет добавлять свет, собственную тень, также необходимо изображать падающую тень. Тень будет разная в зависимости от того, где расположен источник света: если солнце очень высоко – тень будет небольшая, если солнце уже садится – тень будет длинная. Угол наклона тени также будет зависеть от положения солнца.
Какие могут быть ошибки при создании фона:
1. Слишком мало белой гуаши в первом слое. Краска будет растираться с трудом, потребуется добавлять воду.
2. Слишком много белил в первом слое. Фон будет очень долго сохнуть, а позже краска может растрескаться
3. Появление катышек на бумаге. Это связано с тем, что слой белил тонковат, а на одном и том же месте много времени растиралась краска.
4. Непрокрашенные края и углы.
5. Фон создаётся медленно. В этом случае краска высыхает, растирать точки становится проблематично
6. ”Грязные” оттенки фона. Да, для фона можно брать любые цвета. Есть такой нюанс, что рядом лучше не ставить точки цветов, которые при смешении дают некрасивые оттенки. Это такие пары: красный+зелёный, жёлтый+фиолетовый, синий+оранжевый.
Кроме того, с красным цветом особая ситуация. Если планируется фон в тёплой жёлто-оранжево-красной цветовой гамме, то нужно использовать красную краску тёплых оттенков - алую или красную. Если фон предполагается в холодных сине-фиолетово-красных тонах, необходимо использовать краску холодного красного оттенка: малиновую, краплак, карминовую, рубиновую, маджента. В таком случае получаются красивые оттенки при смешении цветов. Если не учитывать эти нюансы, особенно в случае с сине-фиолетовой цветовой гаммой, довольно сложно получить красивый фон.
Как хранить готовые работы.
Чтобы гуашевая картина лучше хранилась, не осыпалась, можно сбрызнуть её лаком для волос сильной фиксации. Делается это следующим образом: готовую сухую картину нужно положить на горизонтальную поверхность и немного сбрызнуть её лаком для волос с расстояния примерно 30 см. Важно распылять лак равномерно, иначе краска может потечь. Затем надо подождать примерно 10 секунд, пока лишняя жидкость испарится, нанести ещё слой лака. Так можно нанести несколько слоёв. Если слоёв много – картина приобретёт приятный блеск.
Список используемой литературы:
https://moluch.ru/archive/354/79336/
http://81chita.detkin-club.ru/editor/1560/files/Правополушарик/9d21244d51ff9a0d548b860ee890f65e.PDF
Примечание:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|