Адаптированная рабочая программа по профессионально-трудовому обучению для обучающегося 8 класса коррекции

0
0
Материал опубликован 16 February 2022

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Тереньгульский лицей при УлГТУ»

муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области


Согласовано Утверждаю

Зам. директора по УВР Директор лицея

Приказ № 69 от 31.08.20

от 28.08.20

__________ ________




Адаптированная рабочая программа

по профессионально-трудовому обучению

для обучающегося 8 класса коррекции

Иванова Ивана

(программа для обучающихся с легкой умственной отсталостью)







Срок реализации: 2020-2021 учебный год

Год составления: 2020


Составитель:

А.М.Серов

учитель первой категории


Раздел 1

Пояснительная записка.


Профессионально-трудовое обучение

8 класс

Адаптированная образовательная программа учебного предмета « Профессионально-трудовое обучение» 8 класс для обучающегося с легкой умственной отсталостью и разработана на основе:

Требований Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

Приказа Минобрнауки России от 2 сентября 2013 г. № 1035 «О признании не действующим на территории Российской Федерации письма Министерства просвещения СССР от 5 мая 1978 г. № 28-М «Об улучшении организации индивидуального обучения больных детей на дому» и утратившим силу письма Министерства народного образования РСФСР от 14 ноября 1988 г. № 17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому» (совместно с письмом Министерства образования и науки РФ от 5 сентября 2013 г. № 07-1317 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому);

Приказа Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

Приказа Министерства просвещения РФ от 8 мая 2019 г. N 233 “О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. N 345”;

Приказа Министерства просвещения РФ от 18 мая 2020 г. N 249 “О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. N 345»;

Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации от 29.12.2010 N 189;

Учебного плана МОУ «Тереньгульский лицей при УлГТУ» на 2020-2021 учебный год, утвержденного приказом директора лицея от 31.08.20 №67

Календарного учебного графика МОУ «Тереньгульский лицей при УлГТУ» на 2020-2021 на учебный год, утвержденного приказом директора лицея от31.08.20 №68

Адаптированной образовательной программы Муниципального общеобразовательного учреждения «Тереньгульская средняя общеобразовательная школа» муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области, утвержденной приказом директора школы от 26.08.2015 №120 с изменениями, утвержденными приказом директора лицея от 31.08.20 № 106;

Письма Министерства образования РФ от 18.09.2002г. №29/2331-6 (о базисном учебном плане специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида);

Письма Министерства образования РФ от 09.12.2002г. №29/2476-2 "Организация работы специальных (коррекционных) классов;

Программы специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов, 1 сборник, под редакцией В.В. Воронковой


Программа рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю).


Приоритетные направления, цель и задачи образовательного процесса в рамках инклюзивного образования.

Выбор приоритетных направлений работы школы, определение цели и задач деятельности педагогического коллектива с детьми с ОВЗ определяется в зависимости от специфических характеристик образовательного пространства школы, а именно:

социальным заказом на обеспечение образовательных услуг для учащихся с ограниченными возможностями здоровья;

индивидуальными возможностями, способностями и интересами учащихся с интеллектуальными нарушениями и их родителей;

реальным состоянием физического и нравственного здоровья учащихся; необходимостью поддерживать и развивать здоровый образ жизни;

необходимостью активизировать становление ценностных ориентаций обучающихся через систему воспитания и дополнительного образования, обеспечивающую содержательный образовательно-культурный досуг.

Таким образом, организация инклюзивного образования в школе строится на принципах личностно-ориентированной педагогики, гуманизации образования и вариативности содержания образования. В данной адаптированной образовательной программе формируются следующие приоритетные направления деятельности педагогического коллектива:

осуществление обучения и воспитания личности, способной адаптироваться к социуму и найти свое место в жизни; сознающей ответственность перед семьей, обществом и государством, уважающей права, свободы других граждан, Конституцию и законы, способной к взаимопониманию и сотрудничеству между людьми,

обеспечение непрерывности начального общего, основного общего специального (коррекционного) образования;

обеспечение мер, повышающих эффективность социальной адаптации учащихся;

создание условий для сохранения и укрепления физического и нравственного здоровья учащихся.

Приоритетные направления в деятельности школы в вопросах инклюзивного образования могут быть реализованы лишь при четком, взаимодополняющем взаимодействии основных структурных блоков:

педагогическая работа, обеспечивающая базовое образование в соответствии с требованиями образовательных программ;

психологическая работа, обеспечивающая коррекционную направленность обучения и воспитания и комфортность учащихся в рамках образовательного пространства школы;

воспитательная работа, обеспечивающая становление ценностных ориентаций личности;

внедрение здоровьесберегающих технологий, обеспечивающих формирование стереотипа здорового образа жизни.

Основной целью адаптированной образовательной программы является создание в школе гуманной педагогической среды с целью социально – персональной реабилитации детей с ОВЗ и последующей их интеграции в современном социально – экономическом и культурно – нравственном пространстве.

Адаптированная образовательная программа предусматривает решение основных задач:

-обеспечение условий для реализации прав обучающихся с ОВЗ на получение бесплатного образования;

-организация качественной коррекционно–реабилитационной работы с учащимися с различными формами отклонений в развитии;

-сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;

-создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей обучающихся с ОВЗ.

Психолого-дидактические принципы коррекционно-развивающего обучения:

введение в содержание обучения разделов, которые предусматривают восполнение пробелов предшествующего развития, формирование готовности к восприятию наиболее сложного программного материала;

использование методов и приемов обучения с ориентацией на «зону ближайшего раз­вития» ребенка, создание оптимальных условий для реализации его потенциальных воз­можностей;

коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса, обеспечивающего решение задач общего развития, воспитания и коррекции познавательной деятельности и речи обучающихся, преодоление индивидуальных недостатков развития;

определение оптимального содержания учебного материала и его отбор в соответствии с поставленными задачами.



Среди коррекционных задач особо выделяются и имеют методическую обеспечен­ность следующие:

развивать познавательную активность детей (достигается реализацией принципа дос­тупности учебного материала, обеспечением «эффекта новизны» при решении учебных задач);

развивать общеинтеллектуальные умения: приемы анализа, сравнения, обобщения, на­выки группировки и классификации;

осуществлять нормализацию учебной деятельности, формировать умение ориентиро­ваться в задании, воспитывать навыки самоконтроля, самооценки;

развивать словарь, устную монологическую речь обучающихся в единстве с обогаще­нием ребенка знаниями и представлениями об окружающей действительности;

осуществлять психокоррекцию поведения обучающихся;

проводить социальную профилактику, формировать навыки общения, правильного по­ведения.

Основные задачи коррекционно-развивающего обучения школьников на основ­
ной ступени образования :

Формирование социально-нравственного поведения обучающихся, обеспечивающего успешную адаптацию к новым условиям обучения: осознание изменившихся условий, собственных недостатков (неумение общаться, умственная пассивность, неумение строить межличностные отношения и др.), развитие потребности преодолеть их, вера в успех, осознание необходимости самоконтроля.

Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (активность, само­стоятельность, произвольность), формирование самостоятельности, гибкости мышления.

Формирование и закрепление умений и навыков планирования деятельности, само­контроля, развитие умений воспринимать и использовать информацию из разных источ­ников (межпредметные связи, радио, телевидение, литература) в целях успешного осуще­ствления учебно-познавательной деятельности.

Индивидуальная коррекция недостатков в зависимости от актуального уровня разви­тия обучающихся и их потребности в коррекции индивидуальных отклонений (наруше­ний) в развитии (повторение ключевых вопросов программы начальной школы, отработка основных умений и навыков).

Охрана и укрепление соматического и психоневрологического здоровья обучающих­ся: предупреждение психофизических перегрузок, эмоциональных срывов; создание кли­мата психологического комфорта, обеспечение хороших результатов во фронтальной и индивидуальной работе школьников; занятия спортом.

Создание благоприятной социальной среды, которая обеспечивает соответствующее возрасту развитие подростка, стимуляцию его познавательной деятельности, коммуника­тивных функций речи, активное воздействие на формирование общеинтеллектуальных и общедеятельностных умений.


Характеристика видов деятельности и задач, решаемых субъектами образовательного процесса.

Начальное общее образование

Виды деятельности младшего школьника:

индивидуальная и коллективная учебная деятельность

игровая деятельность

творческая деятельность

трудовая деятельность

спортивная деятельность

Образовательные задачи обучения

- формировать общеучебные навыки, обеспечивающие возможность продолжения образования в основной школе;

-воспитать умение учиться – способность к самоорганизации с целью решения учебных задач;

-всестороннее развивать личность ребёнка.

Задачи, решаемые младшими школьниками в разных видах деятельности

научиться решать поставленные учителем цели;

научиться контролировать и оценивать свою учебную работу и поступки;

овладеть самостоятельными и коллективными формами учебной работы и соответствующими социальными навыками;

овладеть различными видами деятельности;

приобрести опыт взаимодействия с окружающими, освоить нормы этикета, научиться правильно выражать свои мысли и чувства.


Задачи, решаемые педагогами:

реализовать образовательную программу начальной школы в разнообразных организационно-учебных формах (уроки, занятия, игры, практики, конкурсы, соревнования)

обеспечить комфортные условия смены ведущей деятельности – игровой на учебную.

обеспечить условия формирования учебной деятельности, для чего организовать постановку учебных целей, побуждать и поддерживать детские инициативы, осуществлять функции контроля и оценки.


Основное общее образование

Виды деятельности школьника:

индивидуальная и коллективная учебная деятельность

проектная деятельность, ориентированная на получение социально-значимого продукта,

социальная деятельность,

творческая деятельность (художественное, техническое и другое творчество), направленная на самореализацию и самосознание,

спортивная деятельность

Среднее звено, реализующее программы VIII вида:

Задачи в области обучения:

- Развивать социальный интеллект школьников, т.е. способствовать их правильному пониманию окружающих, учить сопереживать другому, адекватно оценивать себя.

- Формировать устойчивую мотивацию к учению как к жизненно важному процессу.

- Осуществлять личностный подход в учебно-воспитательном процессе.

Задачи в области воспитания:

- Формировать умения самовоспитания, самообразования, обеспечить условия для максимальной самореализации.

- Формировать умение использовать нравственные знания и соотносить их со своими поступками.

- Закреплять в духовном сознании ученика с задержкой психического развития групповые нормы гуманного отношения, миролюбия, гуманистических установок и привычек через доступные формы социального поведения.

Задачи в области психического развития:

- Обеспечивать совместно с медицинским сопровождением систематическую реабилитацию психического здоровья детей с задержкой психического развития.

- Обеспечить каждому ребенку индивидуальную компенсаторную психологическую поддержку.

Задачи в области социализации:

- Развивать потребность в расширении адекватных социальных контактов, снимать у учащихся коммуникативную тревожность.

- Готовить учащихся к профессиональному и жизненному выбору

Задачи, решаемые педагогами:

реализовать образовательную программу основной школы в разнообразных организационно-учебных формах,

подготовить учащихся к выбору профессии,

организовать систему социальной жизнедеятельности,

создать пространство для реализации подростков, проявления инициативных действий, адаптации в обществе.



Раздел 2

Программное и учебно-методическое оснащение учебного плана

Материально-техническое обеспечение

-Помещение кабинета технического труда, его оборудование (мебель и устройства) удовлетворяют требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативам (СанПиН 2.4.2.2821-10).

- Набор плакатов по различным темам курса

Учебно-методическое оснащение

- Фундаментальное ядро содержания общего образования

- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования второго поколения

- Журавлев. Б.А. Столярное дело : учебное пособие для учащихся 5-6 классов вспомогательной школы / Б.А. Журавлев. -М. : Просвещение, 1992

- Копелевич, В. Г. Слесарное дело :учебное пособие для учащихся 5-6 классов вспомогательной школы / В. Г. Копелевич, И. Г. Спмридонов, Г.П. Буфетов. - М. : Просвещение, 1992

- «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 5-9 класса. Под редакцией В.В. Воронковой – М., ВЛАДОС, 2014г

- Программа «Технология» 5-8 класс, М.:«Вентана-Граф», 2013 год

- Программа «Технология. Трудовое обучение» 1-4 класс, 5-11 класс. М., «Просвещение», 2010 г.

- Учебники «Технология. Индустриальные технологии. 5 класс» под редакцией В.Д.Симоненко, издательство «Вентана-Граф», 2013 гг.

- Учебники «Технология. Индустриальные технологии. 6 класс» под редакцией В.Д.Симоненко, издательство «Вентана-Граф», 2014 гг.

- Учебники «Технология. Технический труд. 7 класс» под редакцией В.Д.Симоненко, издательство «Вентана-Граф», 2012 гг.

- Учебники «Технология. 8 класс» под редакцией В.Д.Симоненко, издательство «Вентана-Граф», 2013 гг.

- Справичник по техническому труду / под ред. А.Н.Ростовцева и др. – М.: Просвещение, 1996г

- Технология. Технический труд: методич.пособие: 5-7 кл – М.: Аркти, 2006г - Дидактический материал по трудовому обучению: технология обработки древесины: 5-7 кл. – М.: Просвещение, 2006г



















Раздел 3

Учебно-тематическое планирование


Раздел

Тема урока

Кол-во часов

Столярное дело

Вводное занятие. Первичный инструктаж по охране труда

67

Дефекты и пороки древесины.

Устройство и назначение одношпиндельного сверлильного станка

Сверление сквозных и глухих отверстий

Пиломатериалы :виды, назначение.

Виды и назначение мебели.

Содержание сборочного чертежа.

Знакомство с изделием(табурет)

Заготовка деталей.

Выстрагивание деталей по размерам.

Выполнение отверстий в деталях табурета

Склеивание корпуса табурета.

Зачистка сидения и корпуса табурета

Соединение корпуса табурета с сидентем

Отделка изделия.

Оценка качества готового изделия

Вводное занятие.

Разметочные инструменты

Столярный угольник: материал,последовательность изготовления.

Ярунок: назначение,применение.

Скоба и штангенциркуль.

Приемы работы на токарном станке.

Изготовление изделия (скамейка).

Слесарное дело

Повторный инструктаж по охране труда.

Элемента деталей.

69

Жестяницкие работы

Фальцевые швы.

Знакомство с изделием (коробка).

Выполнение фальцевых швов на изделии.

Отделка изделия

Литейное производство.

Сварка металла.

Понятие об электрическом токе.

Типичные неисправности электроприборов.

Оказание первой помощи при поражении электрическим током.

Изготовление коробок из кровельной тали

Контрольно-измерительные инструменты повышенной точности.

Знакомство с изделием (угольник контрольный).

Изготовление детали изделия.

Закалка стальных изделий.

Личная гигиена рабочего на производстве.

Средства индивидуальной защиты.

Выполнение разных трудовых заданий.

Раздел 4

Содержание учебного курса


Столярное дело 67 часов


Вводное занятие. Первичный инструктаж по охране труда Дефекты и пороки древесины. Устройство и назначение одношпиндельного сверлильного станка Сверление сквозных и глухих отверстий Пиломатериалы :виды, назначение. Виды и назначение мебели. Содержание сборочного чертежа. Знакомство с изделием(табурет) Заготовка деталей. Выстрагивание деталей по размерам. Выполнение отверстий в деталях табурета Склеивание корпуса табурета. Зачистка сидения и корпуса табурета Соединение корпуса табурета с сиденьем Отделка изделия. Оценка качества готового изделия Повторный инструктаж. Разметочные инструменты Столярный угольник: материал,последовательность изготовления. Ярунок: назначение,применение. Скоба и штангенциркуль. Приемы работы на токарном станке. Изготовление изделия (скамейка).


Слесарное дело 69 часов


Повторный инструктаж по охране труда. Элемента деталей. Жестяницкие работы Фальцевые швы. Знакомство с изделием (коробка). Выполнение фальцевых швов на изделии. Отделка изделия Литейное производство. Сварка металла. Понятие об электрическом токе. Типичные неисправности электроприборов. Оказание первой помощи при поражении электрическим током. Изготовление коробок из кровельной тали Контрольно-измерительные инструменты повышенной точности. Знакомство с изделием (угольник контрольный). Изготовление детали изделия. Закалка стальных изделий. Личная гигиена рабочего на производстве. Средства индивидуальной защиты. Выполнение разных трудовых заданий.





















Раздел 5

Календарно- тематическое планирование



п/п

Тема урока

Кол-во часов

Элементы урока

Вид контроля


Дата проведения

План

Факт

Столярное дело 67 часов

1

Вводное занятие. Первичный инструктаж по охране труда

1

Задачи обучения в 8 классе. План работы на четверть. Первичный инструктаж по ОТ.

тест



2-5

Дефекты и пороки древесины.

4

Дефекты и пороки древесины. Группа пороков древесины.

Ответы на вопросы




6-7

Устройство и назначение одношпиндельного сверлильного станка

2

Сверлильный станок:назначение,конструкция обслуживание станка.

Ответы на вопросы




8-9

Сверление сквозных и глухих отверстий

2

Сверление сквозных и глухих отверстий (на отходах материалов)

Контроль за действиями



10-11

Пиломатериалы :виды, назначение.

2

Виды пиломатериалов :бруски,доски,брусья,дощечки и т.д.

Ответы на вопросы




12-13

Виды и назначение мебели.

2

Виды мебели :стул,кресло,тумба,комод и т.д. назначение мебели.

Ответы на вопросы




14

Содержание сборочного чертежа.

1

Содержание сборочного чертежа:спецификация и обозначение составных частей изделия.

Ответы на вопросы




15-16

Знакомство с изделием(табурет)

2

Табурет :Назначение,материал для изготовления. Сборочный чертеж изделия.

Контроль за действиями



17-18

Заготовка деталей.

2

Заготовка деталей :подбор материала,отпиливание.

Контроль за действиями



19-20

Выстрагивание деталей по размерам.

2

Выстрагивание деталей табурета по размерам

Ответы на вопросы.



21-22

Выполнение отверстий в деталях табурета

2

Разметка и просверливание отверстий в ножках.

Контроль за действиями



23-24

Склеивание корпуса табурета.

2

Соединение деталей на шипах и клею. Удаление выступившего клея.

Контроль за действиями



25-26

Зачистка сидения и корпуса табурета

2

Виды шлифовальной шкурки. Правила безопасной работы.

Контроль за действиями



27-28

Соединение корпуса табурета с сиденьем

2

Разметка отверстий для круглых вставных шипов.просверливание отверстий.

Контроль за действиями.



29-30

Отделка изделия.

2

Виды отделки изделия.окраска табурета лаком.

Ответы на вопросы.



31

Оценка качества готового изделия

1

Оценка качества готового изделия (сравнение с образцом)

Контроль за действиями



32

Повторный инструктаж.

1

Правила безопасной работы.

Тест



33-34

Разметочные инструменты

2

Угольник столярный, ярунок, рейсмус.

Ответы на вопросы



35-36

Столярный угольник: материал,последовательность изготовления.

2

Столярный угольник: материал, последовательность изготовления.

Ответы на вопросы



37

Ярунок: назначение,применение.

1

Ярунок: назначение,применение. Ориентировка по чертежу изделия.

Ответ на вопросы.



38-39

Скоба и штангенциркуль.

2

Устройство штангенциркуля. Использование нулевого деления нониуса.

Ответы на вопросы.



40-41

Приемы работы на токарном станке.

2

Приемы работы на токарном станке. Проверка размеров штангенцирулем.

Контроль за действиями.



42-67

Изготовление изделия (скамейка).

26

Последовательность изготовления изделия. Правила безопасной работы

Кнтроль за действиями.



Слесарное дело 69 часов

68

Повторный инструктаж по охране труда.

1

Повторный инструктаж по охране труда.

Тест.



69-70

Элемента деталей.

2

Поверхность детали :форма,элементы деталей.

Ответы на вопросы.



71

Жестяницкие работы

1

Жестяницкие работы. Виды изделий.

Ответы на вопросы.



72-73

Фальцевые швы.

2

Фальцевый шов :конструкции, технические требования.

Ответы на вопросы.



74

Знакомство с изделием (коробка).

1

Коробка. Материал для изготовления.

Ответы на вопросы.



75-76

Выполнение фальцевых швов на изделии.

2

Инструменты для выполнения фальцевых швов. Требования к качеству операций.

Контроль за действиями.



77-78

Отделка изделия

2

Способы отделки изделия.

Контроль за действиями.



79

Литейное производство.

1

Общее представление о литейном производстве.

Ответы на вопросы.



80-81

Сварка металла.

2

Сварка металла : виды, применение.

Ответы на вопросы.



82

Понятие об электрическом токе.

1

Применение электричества в технике и в быту.

Ответы на вопросы.



83-84

Типичные неисправности электроприборов.

2

Типичные неисправности электроприборов :обрыв цепи, замыкание на корпус, подгорание и т.д.

Ответы на вопросы.



85-86

Оказание первой помощи при поражении электрическим током.

2

Действие электрического тока на организм человека и первая помощь про поражении электротоком.

Ответы на вопросы.



87-93

Изготовление коробок из кровельной тали

7

Последовательность изготовления изделия.

Контроль за действиями.



94-95

Контрольно-измерительные инструменты повышенной точности.

2

Контрольно-измерительные инструменты повышенной точности : виды,устройство.

Ответы на вопросы



96

Знакомство с изделием (угольник контрольный).

1

Угольник контрольный :назначение,материал для изготовления.

Ответы на вопросы.



97-98

Изготовление детали изделия.

2

Последовательность операций.

Контроль за действиями.



99-100

Закалка стальных изделий.

2

Назначение закалки, приемы работы.

Ответы на вопросы.



101

Личная гигиена рабочего на производстве.

1

Значение личной гигиены на производстве. Способы борьбы с быстрой утомляемостью.

Ответы на вопросы.



102

Средства индивидуальной защиты.

1

Средства индивидуальной защиты : назначение, виды.

Ответы на вопросы.



103-136

Выполнение разных трудовых заданий.

34

Последовательность изготовления изделия

Контроль за действиями.
























Раздел 6

Требования к уровню подготовки выпускников

Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. С целью учета интересов и склонностей учащихся, возможностей образовательных учреждений, местных социально-экономических условий обязательный минимум содержания основных образовательных программ по технологии изучается в рамках одного из трех направлений: «Индустриальные технологии», «Технологии ведения дома» и «Сельскохозяйственные технологии» (агротехнологии, технологии животноводства), в данном случае - «Индустриальные технологии»,

Независимо от вида изучаемых технологий содержанием примерной программы предусматривается освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:

технологическая культура производства;

распространенные технологии современного производства;

культура, эргономика и эстетика труда;

получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;

основы черчения, графики, дизайна;

элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;

знакомство с миром профессий, выбор учащимися жизненных, профессиональных планов;

влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;

методы технической, творческой, проектной деятельности;

история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.

В процессе обучения технологии учащиеся:

познакомятся:

с предметами потребления, потребительной стоимостью продукта труда, материальным изделием или нематериальной услугой, дизайном, проектом, конструкцией;

с механизацией труда и автоматизацией производства; технологической культурой производства;

с информационными технологиями в производстве и сфере услуг; перспективными технологиями;

с функциональными и стоимостными характеристиками предметов труда и технологий; себестоимостью продукции; экономией сырья, энергии, труда;

с производительностью труда; реализацией продукции;

с рекламой, ценой, налогом, доходом и прибылью; предпринимательской деятельностью; бюджетом семьи;

с экологичностью технологий производства;

с экологическими требованиями к технологиям производства (безотходные технологии, утилизация и рациональное использование отходов; социальные последствия применения технологий);

с устройством, сборкой, управлением и обслуживанием доступных и посильных технико-технологических средств производства (приборов, аппаратов, станков, машин, механизмов, инструментов);

с понятием о научной организации труда, средствах и методах обеспечения безопасности труда; культурой труда; технологической дисциплиной; этикой общения на производстве;

Овладеют:

навыками созидательной, преобразующей, творческой деятельности;

навыками чтения и составления технической и технологической документации, измерения параметров технологического процесса и продукта труда, выбора, моделирования, конструирования, проектирования объекта труда и технологии с использованием компьютера;

основными методами и средствами преобразования и использования материалов, энергии и информации, объектов социальной и природной среды;

умением распознавать и оценивать свойства конструкционных и природных поделочных материалов;

умением ориентироваться в назначении, применении ручных инструментов и приспособлений;

навыками подготовки, организации и планирования трудовой деятельности на рабочем месте; соблюдения культуры труда;

навыками организации рабочего места;

умением соотносить с личными потребностями и особенностями требования, предъявляемые различными массовыми профессиями к подготовке и личным качествам человека.

При разработке рабочей программы, исходя из необходимости учета потребностей личности школьника, его семьи и общества, достижений педагогической науки, дополнительный учебный материал отбирался с учетом следующих положений:

распространенность изучаемых технологий и орудий труда в сфере промышленного и сельскохозяйственного производства, домашнего хозяйства и отражение в них современных научно-технических достижений;

возможность освоения содержания на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности, имеющие практическую направленность;

выбор объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей;

возможность реализации общетрудовой и практической направленности обучения, наглядного представления методов и средств осуществления технологических процессов;

возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного, эстетического и физического развития учащихся.

В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. Соответствующий раздел по учебному плану разделен на две части: первая часть выполняется в первом полугодии после прохождения тем по технологии обработки древесины и древесных материалов, вторая часть выполняется во втором полугодии и относится к темам технологии обработки металла и искусственных материалов. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении продукта труда или того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи (его потребительной стоимости).

Основным дидактическим средством обучения технологии в основной школе является учебно-практическая деятельность учащихся.

Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, практические работы, выполнение проектов. Все виды практических работ в примерной программе направлены на освоение различных технологий.

Для практических работ в соответствии с имеющимися возможностями выбираются такие объекты, процессы или темы проектов для учащихся, чтобы обеспечить охват всей совокупности рекомендуемых в программе технологических операций. При этом должна учитываться посильность объекта труда для школьников соответствующего возраста, а также его общественную или личную ценность.

Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчетных и графических операций; с химией при характеристике свойств конструкционных материалов; с физикой при изучении механических свойств конструкционных материалов, устройства и принципов работы машин, механизмов, приборов, видов современных технологий; с историей и искусством при освоении технологий традиционных промыслов.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации