Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Музыка» для 1 класса (1 вариант)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЗЫКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
«РАССМОТРЕНО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
на заседании МО Зам. директора по УВР Директор школы
Руководитель ________ / Э.О. Плодухина __________/ Е.В.Агапова
_______/ Е.Г.Ухтинская «__» _______ 2020 года Приказ по школе № _____
Протокол № __ от от «___» ______2020 г.
«___» _______2020 года
АДАПТИРОВАННАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по музыке
для 1 класса
вариант Ι
на 2020-2021 учебный год
Составитель программы:
учитель Ухтинская Е.Г.
с. Зыково, 2020 г.
Адаптированная рабочая программа по музыке для обучающейся 1 класса с легкой умственной отсталостью составлена на основе следующих нормативных документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями на 29 июня 2011 г.)
Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школы
Примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений с легкой умственной отсталостью под редакцией В.В.Воронковой., 7- е издание М: «Просвещение» 2013 г.;
Рабочая программа реализуется в классе совместно с другими обучающимися. В основу разработки данной рабочей программы заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Цель – формирование основ музыкальной культуры обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как неотъемлемой части духовной культуры личности.
Задачи - накопление первоначальных впечатлений от музыкального искусства и получение доступного опыта (овладение элементарными музыкальными знаниями, слушательскими и доступными исполнительскими умениями);
- приобщение к культурной среде, дающей обучающемуся впечатления от музыкального искусства, формирование стремления и привычки к слушанию музыки, посещению выступлений профессиональных и самодеятельных музыкальных исполнителей, самостоятельной музыкальной деятельности;
- развитие способности получать удовольствие от слушания музыкальных произведений, выделение собственных предпочтений в восприятии музыки, приобретение опыта самостоятельной музыкально-исполнительской и музыкально-оценочной деятельности;
- развитие музыкальности, как комплекса способностей, необходимого для занятий музыкальной деятельностью (музыкальное восприятие, музыкально познавательные процессы, музыкальная память, эмоциональные переживания, чувство ритма, звуковысотный слух и др.);
- обогащение представлений об отечественных музыкальных традициях (праздники, обычаи, обряды), формирование духовно-нравственных качеств личности (любовь к Родине, патриотизм, гордость за отечественную музыкальную культуру), как в урочной, так и во внеурочной деятельности;
- формирование у обучающихся элементарных представлений и умений о процессах сочинения, аранжировки, звукозаписи, звукоусиления и звуковоспроизведения, а также самостоятельного использования доступных технических средств для реализации потребности в слушании музыкальных произведений в записи;
- реализация психокоррекционных и психотерапевтических возможностей музыкальной деятельности для преодоления у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) имеющихся нарушений развития и профилактики возможной социальной дезадаптации.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Музыка»
Личностные результаты:
- положительная мотивация к занятиям различными видами музыкальной деятельности;
- готовность к творческому взаимодействию и коммуникации с взрослыми и другими обучающимися в различных видах музыкальной деятельности на основе сотрудничества, толерантности, взаимопонимания и принятыми нормами социального взаимодействия;
- готовность к практическому применению приобретенного музыкального опыта в урочной и внеурочной деятельности, в том числе, в социокультурых проектах с обучающимися с нормативным развитием и другими окружающими людьми;
- осознание себя гражданином России, гордящимся своей Родиной;
- адекватная самооценка собственных музыкальных способностей;
- начальные навыки реагирования на изменения социального мира;
- сформированность музыкально-эстетических предпочтений, потребностей, ценностей, чувств и оценочных суждений;
- наличие доброжелательности, отзывчивости, открытости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- сформированность установки на здоровый образ жизни, бережное отношение к собственному здоровью, к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
- определение содержания знакомых музыкальных произведений;
- представления о некоторых музыкальных инструментах и их звучании;
- пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога);
- выразительное совместное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков;
- правильное формирование при пении гласных звуков и отчетливое произнесение согласных звуков в конце и в середине слов;
- правильная передача мелодии в диапазоне ре1-си1;
- различение вступления, запева, припева, проигрыша, окончания песни;
- различение песни, танца, марша;
- передача ритмического рисунка мелодии (хлопками, на металлофоне, голосом);
- определение разнообразных по содержанию и характеру музыкальных произведений (веселые, грустные и спокойные);
- владение элементарными представлениями о нотной грамоте.
Достаточный уровень:
- самостоятельное исполнение разученных песен, как с инструментальным сопровождением, так и без него;
- представления обо всех включенных в Программу музыкальных инструментах и их звучании;
- сольное пение и пение хором с выполнением требований художественного исполнения, с учетом средств музыкальной выразительности;
- ясное и четкое произнесение слов в песнях подвижного характера;
- различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей, танцев;
- знание основных средств музыкальной выразительности: динамические оттенки (форте-громко, пиано-тихо); особенности темпа (быстро, умеренно, медленно); особенности регистра (низкий, средний, высокий) и др.
- владение элементами музыкальной грамоты, как средства графического изображения музыки.
Содержание учебного предмета музыка
Основу содержания программы составляют: произведения отечественной (русской) классической и современной музыкальной культуры: музыка народная и композиторская; музыкальный фольклор как отражение жизни народа, его истории, отношения к родному краю, природе, труду, человеку; устная и письменная традиции существования музыки; основные жанры русских народных песен; песенность как основная черта русской народной и профессиональной музыки; народные истоки в творчестве русских композиторов. Повторяемость музыкальных произведений отвечает принципу концентризма построения учебного материала. Повторение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ранее изученных музыкальных произведений способствует лучшему пониманию, осознанию средств музыкальной выразительности, возникновению новых переживаний, закреплению уже полученных представлений, знаний, исполнительских умений и навыков, совершенствованию собственного музыкального опыта.
Выбор музыкальных произведений для слушания зависит от соответствия содержания музыкальных произведений возможностям восприятия их обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Необходимо учитывать наличие образного содержания, что соответствует соблюдению принципа художественности. Обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) близки и доступны образы, связанные с их интересами и бытом: ситуации взаимодействия со сверстниками и родными, игры и игрушки, образы животных, сказочно-героические персонажи, школьная жизнь, общественные и природные явления, трудовая, профессиональная деятельность. Музыка для слушания отличается: четкой, ясной структурностью, формой; простотой музыкального языка; классической гармонией; выразительными мелодическими оборотами; использованием изобразительных, танцевальных, звукоподражательных элементов.
В разделе «Музыкальное восприятие» обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) овладевают: умением слушать музыку, адекватно реагируя на художественные образы, воплощенные в музыкальных произведениях; элементарными представлениями о многообразии внутреннего содержания прослушиваемых произведений; эмоциональной отзывчивостью и эмоциональным реагированием на произведения различных музыкальных жанров, разных по своему характеру; умением передавать словами примерное содержание музыкального произведения; умением определять разнообразные по форме и характеру музыкальные произведения (марш, танец, песня; веселая, грустная, спокойная мелодия); умением самостоятельно узнавать и называть музыкальные произведения по вступлению; умением выделять мелодию и аккомпанемент в песне и в инструментальном произведении; умением различать части песни (запев, припев, проигрыш, окончание); представлениями о сольном и хоровом пении; о различных музыкальных коллективах (ансамбль, оркестр); представлениями о музыкальных инструментах и их звучании.
Песенный репертуар раздела «Хоровое пение» составляют произведения отечественной музыкальной культуры; музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная. Используемый песенный материал характеризуется смысловой доступностью, отражает знакомые образы, события и явления, имеет простой ритмический рисунок мелодии, короткие музыкальные фразы, соответствующие требованиям организации щадящего голосового режима. Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях, общественных явлениях, детстве, школьной жизни и т.д. Среди жанров: песни-прибаутки, шуточные песни, игровые песни, трудовые песни, колыбельные песни и пр.
Для формирования у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) навыка пения осуществляется: обучение певческой установке (непринужденное, но подтянутое положение корпуса с расправленными спиной и плечами, прямое свободное положение головы, устойчивая опора на обе ноги, свободные руки); работа над певческим дыханием (развитие умения бесшумного глубокого, одновременного вдоха, соответствующего характеру и темпу песни; формирование умения брать дыхание перед началом музыкальной фразы; отработка навыков экономного выдоха, удерживания дыхания на более длинных фразах; развитие умения быстрой, спокойной смены дыхания при исполнении песен, не имеющих пауз между фразами; развитие умения распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными динамическими оттенками (при усилении и ослаблении дыхания); пение коротких попевок на одном дыхании; формирование устойчивого навыка естественного, ненапряженного звучания (развитие умения правильно формировать гласные и отчетливо произносить согласные звуки, интонационно выделять гласные звуки в зависимости от смысла текста песни; развитие умения правильно формировать гласные при пении двух звуков на один слог; развитие умения отчетливого произнесения текста в темпе исполняемого произведения); развитие умения мягкого, напевного, легкого пения; активизация внимания к единой правильной интонации (развитие точного интонирования мотива выученных песен в составе группы и индивидуально); развитие умения четко выдерживать ритмический рисунок произведения без сопровождения учителя и инструмента (а капелла); работа над чистотой интонирования и выравнивание звучания на всем диапазоне; развитие слухового внимания и чувства ритма в ходе специальных ритмических упражнений; развитие умения воспроизводить куплет хорошо знакомой песни путем беззвучной артикуляции в сопровождении инструмента; дифференцирование звуков по высоте и направлению движения мелодии (звуки высокие, средние, низкие; восходящее, нисходящее движение мелодии, на одной высоте); развитие умения показа рукой направления мелодии (сверху вниз или снизу вверх); развитие умения определять сильную долю на слух; развитие понимания содержания песни на основе характера ее мелодии (веселого, грустного, спокойного) и текста; выразительно-эмоциональное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков; формирование понимания дирижерских жестов (внимание, вдох, начало и окончание пения); развитие умения слышать вступление и правильно начинать пение вместе с педагогом и без него, прислушиваться к пению одноклассников (развитие пения в унисон; развитие устойчивости унисона; обучение пению выученных песен ритмично, выразительно с сохранением строя и ансамбля); развитие умения использовать разнообразные музыкальные средства (темп, динамические оттенки) для работы над выразительностью исполнения песен; пение спокойное, умеренное по темпу, ненапряженное и плавное в пределах mezzo piano (умеренно тихо) и mezzo forte (умеренно громко); стимулирование эстетического наслаждения от собственного пения.
В 1 классе на уроках музыки дети с интеллектуальными нарушениями накапливают опыт восприятия музыки, первоначальные музыкальные впечатления, опыт музыкально-слуховых и ритмических представлений, интонирования мелодии голосом. Происходит ознакомление с характером музыки (спокойная, веселая, грустная); с динамическими особенностями (громкая, тихая); развиваются элементарные представления о многообразии внутреннего содержания прослушиваемых произведений; с музыкальными инструментами и их звучанием (фортепиано, барабан, скрипка, баян, гитара, труба); формируются элементарные представления о форме песни (вступление, запев, припев, проигрыш, окончание), некоторых жанрах (песня, танец, марш), видах музыкальной деятельности (пение, слушание музыки, танец и т.д.) и правилах поведения на уроках.
Тематическое планирование
1 класс
Содержание | Количество часов |
Вводный урок | 1ч |
Домашние животные | 7ч |
Урожай собирай | 8ч |
К нам гости пришли | 7ч. |
Новогодний хоровод | 9ч |
Защитники Отечества | 3ч |
Девочек наших мы поздравляем | 6ч |
Дружба крепкая | 8ч |
Трудимся с охотой | 8ч |
Вот оно какое наше лето | 9ч |
Итого: | 66ч |
Календарно – тематическое планирование предмета музыка для 1 класса
№ п/п | Наименование раздела, темы | К -во часов | Дата проведения | |
по плану | факт | |||
1 | Вводный урок | 1 | | |
2 | «Домашние животные». Хоровое пение: Серенькая кошечка. Музыка В. Витлина, слова Н. Найденовой | 1 | | |
3 | Слушание музыки: Три поросенка. Музыка М. Протасова, слова Н. Соловьевой | 1 | | |
4 | Хоровое пение: Веселые гуси. Украинская народная песня | 1 | | |
5 | Слушание музыки: Бабушкин козлик. Русская народная песня. Обработка Ю. Слонова | 1 | | |
6 | Инсценирование Веселые гуси. Украинская народная песня | 1 | | |
7 | Музыкально-дидактические игры | 1 | | |
8 | Обобщение по теме: «Домашние животные» | 1 | | |
9 | «Урожай собирай». Хоровое пение: Урожай собирай. Музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной | 1 | | |
10 | Слушание музыки: Огородная - хороводная. Музыка Б. Можжевелова, слова А. Пассовой. | 1 | | |
11 | Хоровое пение: Во поле береза стояла. Русская народная песня | 1 | | |
12 | Слушание музыки: На горе-то калина. Русская народная песня. | 1 | | |
13 | Хоровое пение: Савка и Гришка. Белорусская народная песня | 1 | | |
14 | Инсценирование: Во поле береза стояла. Русская народная песня | 1 | | |
15 | Музыкально-дидактические игры | 1 | | |
16 | Обобщение по теме: «Урожай собирай» | 1 | | |
17 | «К нам гости пришли». Хоровое пение: К нам гости пришли. Музыка Ан. Александрова, слова М. Ивенсен | 1 | | |
18 | Слушание музыки: Неприятность эту мы переживем. Из мультфильма «Лето кота Леопольда». Музыка Б. Савельева, слова А. Хайта | 1 | | |
19 | Хоровое пение: Частушки -топотушки. Музыка Л. Маковской, слова И. Черницкой | 1 | | |
20 | Слушание музыки: Если добрый ты. Из мультфильма «День рождения кота Леопольда». Музыка Б. Савельева, слова А. Хайта. | 1 | | |
21 | Инсценирование: К нам гости пришли. Музыка Ан. Александрова, слова М. Ивенсен | 1 | | |
22 | Музыкально-дидактические игры | 1 | | |
23 | Обобщение по теме: «К нам гости пришли» | 1 | | |
24 | «Новогодний хоровод». Разучивание: Что за дерево такое? Музыка М. Старокадомского, слова Л. Некрасовой | 1 | | |
25 | Хоровое пение: Что за дерево такое? Музыка М. Старокадомского, слова Л. Некрасовой | 1 | | |
26 | Слушание музыки: Новогодняя. Музыка А. Филиппенко, слова Г. Бойко (перевод с украинского М. Ивенсен) | 1 | | |
27 | Разучивание: Елочка. Музыка А. Филиппенко, слова М. Познанской (перевод с украинского А. Ковальчука) | 1 | | |
28 | Хоровое пение: Елочка. Музыка А. Филиппенко, слова М. Познанской (перевод с украинского А. Ковальчука | 1 | | |
29 | Слушание музыки: Новогодняя хороводная. Музыка А. Островского, слова Ю. Леднева | 1 | | |
30 | Музыкально-дидактические игры | 1 | | |
31 | Обобщение по теме: «Новогодний хоровод» | 1 | | |
32 | Контрольно-обобщающий урок | 1 | | |
33 | «Защитники Отечества». Разучивание Ракеты. Музыка Ю. Чичкова, слова Я. Серпина | 1 | | |
34 | Хоровое пение: Ракеты. Музыка Ю. Чичкова, слова Я. Серпина | 1 | | |
35 | Слушание музыки: Бескозырка белая. Музыка народная, слова З. Александровой | 1 | | |
36 | «Девочек наших мы поздравляем». Хоровое пение: Песню девочкам поем. Музыка Т. Попатенко, слова З. Петровой | 1 | | |
37 | Слушание музыки: П. Чайковский. Танец маленьких лебедей. Из балета «Лебединое озеро» | 1 | | |
38 | Хоровое пение: Маме в день 8 марта. Музыка Е. Тиличеевой, слова М. Ивенсен | 1 | | |
39 | Слушание музыки: Белые кораблики. Музыка В. Шаинского, слова Л. Яхнина | 1 | | |
40 | Музыкально-дидактические игры. | 1 | | |
41 | Обобщение по темам: «Защитники Отечества»; «Девочек наших мы поздравляем» | 1 | | |
42 | «Дружба крепкая». Разучивание: Песня друзей. Из Мультфильма «Бременские музыканты». Музыка Г. Гладкова, слова Ю. Энтина. | 1 | | |
43 | Хоровое пение: Песня друзей. Из Мультфильма «Бременские музыканты». Музыка Г. Гладкова, слова Ю. Энтина. | 1 | | |
44 | Слушание музыки: На крутом бережку. Из мультфильма «Леопольд и Золотая рыбка». Музыка Б. Савельева, слова А. Хайта. | 1 | | |
45 | Разучивание: Все мы делим пополам. Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского. | 1 | | |
46 | Хоровое пение: Все мы делим пополам. Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского. | 1 | | |
47 | Слушание музыки: А. Спадавеккиа — Е. Шварц. Добрый жук. Из кинофильма «Золушка». | 1 | | |
48 | Музыкально-дидактические игры. | 1 | | |
49 | Обобщение по теме: «Дружба крепкая» | 1 | | |
50 | «Трудимся с охотой». Разучивание: Трудимся с охотой. Музыка Е. Тиличеевой, слова Ю. Ермолаева и В. Коркина | 1 | | |
51 | Хоровое пение: Трудимся с охотой. Музыка Е. Тиличеевой, слова Ю. Ермолаева и В. Коркина | 1 | | |
52 | Слушание музыки: К. Вебер. Хор охотников. Из оперы «Волшебный стрелок» | 1 | | |
53 | Разучивание: На мосточке. Музыка А. Филиппенко, слова Г. Бойко | 1 | | |
54 | Хоровое пение: На мосточке. Музыка А. Филиппенко, слова Г. Бойко | 1 | | |
55 | Слушание музыки: Д. Кабалевский. Клоуны | 1 | | |
56 | Музыкально-дидактические игры. | 1 | | |
57 | Обобщение по теме: «Трудимся с охотой» | 1 | | |
58 | «Вот оно какое наше лето». Разучивание: Песенка Львенка и Черепахи. Музыка Г. Гладкова, слова С. Козлова | 1 | | |
59 | Хоровое пение: Песенка Львенка и Черепахи. Музыка Г. Гладкова, слова С. Козлова | 1 | | |
60 | Слушание музыки: Е. Крылатов - Ю. Энтин. Песенка о лете. Из мультфильма «Дед Мороз и лето» | 1 | | |
61 | Песенка про кузнечика. Из мультфильма «Приключения Незнайки». Музыка В. Шаинского, слова Н. Носова | 1 | | |
62 | Слушание музыки: М. Мусоргский. Гопак. Из оперы «Сорочинская ярмарка» | 1 | | |
63 | Инсценирование. Песенка про кузнечика. | 1 | | |
64 | Музыкально-дидактические игры | 1 | | |
65 | Обобщение по теме: «Вот оно какое наше лето» | 1 | | |
66 | Контрольно-обобщающий урок | 1 | | |
Учебно-методическое обеспечение:
Евтушенко И.В. Хрестоматия по музыке и пению: Учеб. пособие для специальной, коррекционной образовательной школы VIII вида. Изд. 2-е, доп. и испр. М., РИЦ МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2005.
Казючиц М.И., Евтушенко И.В. Использование современной авторской песни в музыкальном воспитании умственно отсталых обучающихся // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. №5-5. С. 790-794.
Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика / Под ред. Е.А. Медведевой. М./