Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Музыка» для 1 класса (1 вариант)

3
0
Материал опубликован 28 June 2022 в группе

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ


«ЗЫКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»




«РАССМОТРЕНО»              «СОГЛАСОВАНО»                   «УТВЕРЖДАЮ»

на заседании МО              Зам. директора по УВР           Директор школы

Руководитель                   ________ / Э.О. Плодухина     __________/ Е.В.Агапова

_______/ Е.Г.Ухтинская     «__» _______ 2020 года        Приказ по школе № _____

Протокол № __ от                                                          от «___» ______2020 г.

«___» _______2020 года









АДАПТИРОВАННАЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по музыке

для 1 класса

вариант Ι

на 2020-2021 учебный год






Составитель программы:


                                                                                                        учитель Ухтинская Е.Г.













с. Зыково, 2020 г.

Адаптированная рабочая программа по музыке для обучающейся 1 класса с легкой умственной отсталостью составлена на основе следующих нормативных документов:

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государтвеннного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями на 29 июня 2011 г.)

Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школы

Примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений с легкой умственной отсталостью под редакцией В.В.Воронковой., 7- е издание М: «Просвещение» 2013 г.;


Рабочая программа реализуется в классе совместно с другими обучающимися. В основу разработки данной рабочей программы заложены дифференцированный и деятельностный подходы.

Цель – формирование основ музыкальной культуры обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как неотъемлемой части духовной культуры личности.

Задачи - накопление первоначальных впечатлений от музыкального искусства и получение доступного опыта (овладение элементарными музыкальными знаниями, слушательскими и доступными исполнительскими умениями);

- приобщение к культурной среде, дающей обучающемуся впечатления от музыкального искусства, формирование стремления и привычки к слушанию музыки, посещению выступлений профессиональных и самодеятельных музыкальных исполнителей, самостоятельной музыкальной деятельности;

- развитие способности получать удовольствие от слушания музыкальных произведений, выделение собственных предпочтений в восприятии музыки, приобретение опыта самостоятельной музыкально-исполнительской и музыкально-оценочной деятельности;

- развитие музыкальности, как комплекса способностей, необходимого для занятий музыкальной деятельностью (музыкальное восприятие, музыкально познавательные процессы, музыкальная память, эмоциональные переживания, чувство ритма, звуковысотный слух и др.);

- обогащение представлений об отечественных музыкальных традициях (праздники, обычаи, обряды), формирование духовно-нравственных качеств личности (любовь к Родине, патриотизм, гордость за отечественную музыкальную культуру), как в урочной, так и во внеурочной деятельности;

- формирование у обучающихся элементарных представлений и умений о процессах сочинения, аранжировки, звукозаписи, звукоусиления и звуковоспроизведения, а также самостоятельного использования доступных технических средств для реализации потребности в слушании музыкальных произведений в записи;

- реализация психокоррекционных и психотерапевтических возможностей музыкальной деятельности для преодоления у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) имеющихся нарушений развития и профилактики возможной социальной дезадаптации.


Планируемые результаты освоения учебного предмета «Музыка»


Личностные результаты:

- положительная мотивация к занятиям различными видами музыкальной деятельности;

- готовность к творческому взаимодействию и коммуникации с взрослыми и другими обучающимися в различных видах музыкальной деятельности на основе сотрудничества, толерантности, взаимопонимания и принятыми нормами социального взаимодействия;

- готовность к практическому применению приобретенного музыкального опыта в урочной и внеурочной деятельности, в том числе, в социокультурых проектах с обучающимися с нормативным развитием и другими окружающими людьми;

- осознание себя гражданином России, гордящимся своей Родиной;

- адекватная самооценка собственных музыкальных способностей;

- начальные навыки реагирования на изменения социального мира;

- сформированность музыкально-эстетических предпочтений, потребностей, ценностей, чувств и оценочных суждений;

- наличие доброжелательности, отзывчивости, открытости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- сформированность установки на здоровый образ жизни, бережное отношение к собственному здоровью, к материальным и духовным ценностям.


Предметные результаты:

Минимальный уровень:

- определение содержания знакомых музыкальных произведений;

- представления о некоторых музыкальных инструментах и их звучании;

- пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога);

- выразительное совместное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков;

- правильное формирование при пении гласных звуков и отчетливое произнесение согласных звуков в конце и в середине слов;

- правильная передача мелодии в диапазоне ре1-си1;

- различение вступления, запева, припева, проигрыша, окончания песни;

- различение песни, танца, марша;

- передача ритмического рисунка мелодии (хлопками, на металлофоне, голосом);

- определение разнообразных по содержанию и характеру музыкальных произведений (веселые, грустные и спокойные);

- владение элементарными представлениями о нотной грамоте.


Достаточный уровень:

- самостоятельное исполнение разученных песен, как с инструментальным сопровождением, так и без него;

- представления обо всех включенных в Программу музыкальных инструментах и их звучании;

- сольное пение и пение хором с выполнением требований художественного исполнения, с учетом средств музыкальной выразительности;

- ясное и четкое произнесение слов в песнях подвижного характера;

- различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей, танцев;

- знание основных средств музыкальной выразительности: динамические оттенки (форте-громко, пиано-тихо); особенности темпа (быстро, умеренно, медленно); особенности регистра (низкий, средний, высокий) и др.

- владение элементами музыкальной грамоты, как средства графического изображения музыки.


Содержание учебного предмета музыка


Основу содержания программы составляют: произведения отечественной (русской) классической и современной музыкальной культуры: музыка народная и композиторская; музыкальный фольклор как отражение жизни народа, его истории, отношения к родному краю, природе, труду, человеку; устная и письменная традиции существования музыки; основные жанры русских народных песен; песенность как основная черта русской народной и профессиональной музыки; народные истоки в творчестве русских композиторов. Повторяемость музыкальных произведений отвечает принципу концентризма построения учебного материала. Повторение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ранее изученных музыкальных произведений способствует лучшему пониманию, осознанию средств музыкальной выразительности, возникновению новых переживаний, закреплению уже полученных представлений, знаний, исполнительских умений и навыков, совершенствованию собственного музыкального опыта.

Выбор музыкальных произведений для слушания зависит от соответствия содержания музыкальных произведений возможностям восприятия их обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Необходимо учитывать наличие образного содержания, что соответствует соблюдению принципа художественности. Обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) близки и доступны образы, связанные с их интересами и бытом: ситуации взаимодействия со сверстниками и родными, игры и игрушки, образы животных, сказочно-героические персонажи, школьная жизнь, общественные и природные явления, трудовая, профессиональная деятельность. Музыка для слушания отличается: четкой, ясной структурностью, формой; простотой музыкального языка; классической гармонией; выразительными мелодическими оборотами; использованием изобразительных, танцевальных, звукоподражательных элементов.

В разделе «Музыкальное восприятие» обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) овладевают: умением слушать музыку, адекватно реагируя на художественные образы, воплощенные в музыкальных произведениях; элементарными представлениями о многообразии внутреннего содержания прослушиваемых произведений; эмоциональной отзывчивостью и эмоциональным реагированием на произведения различных музыкальных жанров, разных по своему характеру; умением передавать словами примерное содержание музыкального произведения; умением определять разнообразные по форме и характеру музыкальные произведения (марш, танец, песня; веселая, грустная, спокойная мелодия); умением самостоятельно узнавать и называть музыкальные произведения по вступлению; умением выделять мелодию и аккомпанемент в песне и в инструментальном произведении; умением различать части песни (запев, припев, проигрыш, окончание); представлениями о сольном и хоровом пении; о различных музыкальных коллективах (ансамбль, оркестр); представлениями о музыкальных инструментах и их звучании.

Песенный репертуар раздела «Хоровое пение» составляют произведения отечественной музыкальной культуры; музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная. Используемый песенный материал характеризуется смысловой доступностью, отражает знакомые образы, события и явления, имеет простой ритмический рисунок мелодии, короткие музыкальные фразы, соответствующие требованиям организации щадящего голосового режима. Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях, общественных явлениях, детстве, школьной жизни и т.д. Среди жанров: песни-прибаутки, шуточные песни, игровые песни, трудовые песни, колыбельные песни и пр.

Для формирования у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) навыка пения осуществляется: обучение певческой установке (непринужденное, но подтянутое положение корпуса с расправленными спиной и плечами, прямое свободное положение головы, устойчивая опора на обе ноги, свободные руки); работа над певческим дыханием (развитие умения бесшумного глубокого, одновременного вдоха, соответствующего характеру и темпу песни; формирование умения брать дыхание перед началом музыкальной фразы; отработка навыков экономного выдоха, удерживания дыхания на более длинных фразах; развитие умения быстрой, спокойной смены дыхания при исполнении песен, не имеющих пауз между фразами; развитие умения распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными динамическими оттенками (при усилении и ослаблении дыхания); пение коротких попевок на одном дыхании; формирование устойчивого навыка естественного, ненапряженного звучания (развитие умения правильно формировать гласные и отчетливо произносить согласные звуки, интонационно выделять гласные звуки в зависимости от смысла текста песни; развитие умения правильно формировать гласные при пении двух звуков на один слог; развитие умения отчетливого произнесения текста в темпе исполняемого произведения); развитие умения мягкого, напевного, легкого пения; активизация внимания к единой правильной интонации (развитие точного интонирования мотива выученных песен в составе группы и индивидуально); развитие умения четко выдерживать ритмический рисунок произведения без сопровождения учителя и инструмента (а капелла); работа над чистотой интонирования и выравнивание звучания на всем диапазоне; развитие слухового внимания и чувства ритма в ходе специальных ритмических упражнений; развитие умения воспроизводить куплет хорошо знакомой песни путем беззвучной артикуляции в сопровождении инструмента; дифференцирование звуков по высоте и направлению движения мелодии (звуки высокие, средние, низкие; восходящее, нисходящее движение мелодии, на одной высоте); развитие умения показа рукой направления мелодии (сверху вниз или снизу вверх); развитие умения определять сильную долю на слух; развитие понимания содержания песни на основе характера ее мелодии (веселого, грустного, спокойного) и текста; выразительно-эмоциональное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков; формирование понимания дирижерских жестов (внимание, вдох, начало и окончание пения); развитие умения слышать вступление и правильно начинать пение вместе с педагогом и без него, прислушиваться к пению одноклассников (развитие пения в унисон; развитие устойчивости унисона; обучение пению выученных песен ритмично, выразительно с сохранением строя и ансамбля); развитие умения использовать разнообразные музыкальные средства (темп, динамические оттенки) для работы над выразительностью исполнения песен; пение спокойное, умеренное по темпу, ненапряженное и плавное в пределах mezzo piano (умеренно тихо) и mezzo forte (умеренно громко); стимулирование эстетического наслаждения от собственного пения.

В 1 классе на уроках музыки дети с интеллектуальными нарушениями накапливают опыт восприятия музыки, первоначальные музыкальные впечатления, опыт музыкально-слуховых и ритмических представлений, интонирования мелодии голосом. Происходит ознакомление с характером музыки (спокойная, веселая, грустная); с динамическими особенностями (громкая, тихая); развиваются элементарные представления о многообразии внутреннего содержания прослушиваемых произведений; с музыкальными инструментами и их звучанием (фортепиано, барабан, скрипка, баян, гитара, труба); формируются элементарные представления о форме песни (вступление, запев, припев, проигрыш, окончание), некоторых жанрах (песня, танец, марш), видах музыкальной деятельности (пение, слушание музыки, танец и т.д.) и правилах поведения на уроках.



Тематическое планирование

1 класс

Содержание

Количество часов

Вводный урок

Домашние животные

Урожай собирай

К нам гости пришли

7ч.

Новогодний хоровод

Защитники Отечества

Девочек наших мы поздравляем

Дружба крепкая

Трудимся с охотой

Вот оно какое наше лето

Итого:

66ч


Календарно – тематическое планирование предмета музыка для 1 класса


п/п

Наименование раздела, темы

К -во часов

Дата проведения

по плану

факт

1

Вводный урок

1



2

«Домашние животные». Хоровое пение: Серенькая кошечка. Музыка В. Витлина, слова Н. Найденовой

1



3

Слушание музыки: Три поросенка. Музыка М. Протасова, слова Н. Соловьевой

1



4

Хоровое пение: Веселые гуси. Украинская народная песня

1



5

Слушание музыки: Бабушкин козлик. Русская народная песня. Обработка Ю. Слонова

1



6

Инсценирование Веселые гуси. Украинская народная песня

1



7

Музыкально-дидактические игры

1



8

Обобщение по теме: «Домашние животные»

1



9

«Урожай собирай». Хоровое пение:

Урожай собирай. Музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной

1



10

Слушание музыки: Огородная - хороводная. Музыка Б. Можжевелова, слова А. Пассовой.

1



11

Хоровое пение: Во поле береза стояла. Русская народная песня

1



12

Слушание музыки: На горе-то калина. Русская народная песня.

1



13

Хоровое пение: Савка и Гришка. Белорусская народная песня

1



14

Инсценирование: Во поле береза стояла. Русская народная песня


1



15

Музыкально-дидактические игры

1



16

Обобщение по теме: «Урожай собирай»

1



17

«К нам гости пришли». Хоровое пение: К нам гости пришли. Музыка Ан. Александрова, слова М. Ивенсен

1



18

Слушание музыки: Неприятность эту мы переживем. Из мультфильма «Лето кота Леопольда». Музыка Б. Савельева, слова А. Хайта

1



19

Хоровое пение: Частушки -топотушки. Музыка Л. Маковской, слова И. Черницкой

1



20

Слушание музыки: Если добрый ты. Из мультфильма «День рождения кота Леопольда». Музыка Б. Савельева, слова А. Хайта.

1



21

Инсценирование: К нам гости пришли. Музыка Ан. Александрова, слова М. Ивенсен

1



22

Музыкально-дидактические игры

1



23

Обобщение по теме: «К нам гости пришли»

1



24

«Новогодний хоровод». Разучивание: Что за дерево такое? Музыка М. Старокадомского, слова Л. Некрасовой

1



25

Хоровое пение: Что за дерево такое? Музыка М. Старокадомского, слова Л. Некрасовой

1



26

Слушание музыки: Новогодняя. Музыка А. Филиппенко, слова Г. Бойко (перевод с украинского М. Ивенсен)

1



27

Разучивание: Елочка. Музыка А. Филиппенко, слова М. Познанской (перевод с украинского А. Ковальчука)

1



28

Хоровое пение: Елочка. Музыка А. Филиппенко, слова М. Познанской (перевод с украинского А. Ковальчука

1



29

Слушание музыки: Новогодняя хороводная. Музыка А. Островского, слова Ю. Леднева

1



30

Музыкально-дидактические игры

1



31

Обобщение по теме: «Новогодний хоровод»

1



32

Контрольно-обобщающий урок

1



33

«Защитники Отечества». Разучивание

Ракеты. Музыка Ю. Чичкова, слова Я. Серпина

1



34

Хоровое пение: Ракеты. Музыка Ю. Чичкова, слова Я. Серпина

1



35

Слушание музыки: Бескозырка белая. Музыка народная, слова З. Александровой

1



36

«Девочек наших мы поздравляем». Хоровое пение: Песню девочкам поем. Музыка Т. Попатенко, слова З. Петровой

1



37

Слушание музыки:

П. Чайковский. Танец маленьких лебедей. Из балета «Лебединое озеро»

1



38

Хоровое пение: Маме в день 8 марта. Музыка Е. Тиличеевой, слова М. Ивенсен

1



39

Слушание музыки: Белые кораблики. Музыка В. Шаинского, слова Л. Яхнина

1



40

Музыкально-дидактические игры.

1



41

Обобщение по темам: «Защитники Отечества»; «Девочек наших мы поздравляем»

1



42

«Дружба крепкая». Разучивание: Песня друзей. Из Мультфильма «Бременские музыканты». Музыка Г. Гладкова, слова Ю. Энтина.

1



43

Хоровое пение: Песня друзей. Из Мультфильма «Бременские музыканты». Музыка Г. Гладкова, слова Ю. Энтина.

1



44

Слушание музыки: На крутом бережку. Из мультфильма «Леопольд и Золотая рыбка». Музыка Б. Савельева, слова А. Хайта.

1



45

Разучивание: Все мы делим пополам. Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.

1



46

Хоровое пение: Все мы делим пополам. Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.

1



47

Слушание музыки: А. Спадавеккиа — Е. Шварц. Добрый жук. Из кинофильма «Золушка».

1



48

Музыкально-дидактические игры.

1



49

Обобщение по теме: «Дружба крепкая»

1



50

«Трудимся с охотой». Разучивание:

Трудимся с охотой. Музыка Е. Тиличеевой, слова Ю. Ермолаева и В. Коркина

1



51

Хоровое пение: Трудимся с охотой. Музыка Е. Тиличеевой, слова Ю. Ермолаева и В. Коркина

1



52

Слушание музыки: К. Вебер. Хор охотников. Из оперы «Волшебный стрелок»

1



53

Разучивание: На мосточке. Музыка А. Филиппенко, слова Г. Бойко

1



54

Хоровое пение: На мосточке. Музыка А. Филиппенко, слова Г. Бойко

1



55

Слушание музыки: Д. Кабалевский. Клоуны

1



56

Музыкально-дидактические игры.

1



57

Обобщение по теме: «Трудимся с охотой»

1



58

«Вот оно какое наше лето». Разучивание: Песенка Львенка и Черепахи. Музыка Г. Гладкова, слова С. Козлова

1



59

Хоровое пение: Песенка Львенка и Черепахи. Музыка Г. Гладкова, слова С. Козлова

1



60

Слушание музыки: Е. Крылатов - Ю. Энтин. Песенка о лете. Из мультфильма «Дед Мороз и лето»

1



61

Песенка про кузнечика. Из мультфильма «Приключения Незнайки». Музыка В. Шаинского, слова Н. Носова

1



62

Слушание музыки: М. Мусоргский. Гопак. Из оперы «Сорочинская ярмарка»

1



63

Инсценирование. Песенка про кузнечика.

1



64

Музыкально-дидактические игры

1



65

Обобщение по теме: «Вот оно какое наше лето»

1



66

Контрольно-обобщающий урок

1











Учебно-методическое обеспечение:

Евтушенко И.В. Хрестоматия по музыке и пению: Учеб. пособие для специальной, коррекционной образовательной школы VIII вида. Изд. 2-е, доп. и испр. М., РИЦ МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2005.

Казючиц М.И., Евтушенко И.В. Использование современной авторской песни в музыкальном воспитании умственно отсталых обучающихся // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. №5-5. С. 790-794.

Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика / Под ред. Е.А. Медведевой. М./



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации