Адаптированная рабочая программа индивидуального обучения по литературе для 6 класса
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
индивидуального обучения
по литературе
для 6 класса
Разработала:
учитель начальных классов
первой категории Львова С.А.
с. Новая Кармала 2020 г
Пояснительная записка.
Адаптированная рабочая программа по литературе предназначена для обучающегося 6 класса, который находится на индивидуальном обучении. Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования ГБОУ СОШ им. И.Ф. Самаркина с. Новая Кармала и авторской программы по литературе под общей редакцией В.Я. Коровиной и др. «Просвещение», 2016 г.
Программа реализуется через УМК под редакцией В.Я. Коровиной:
Полухина В.П. и др. Литература: 6 класс. Учебник-хрестоматия в 2-х частях. / Под ред. В.Я.Коровиной. Просвещение, 2019г;
По результатам ПМПК ребёнок является обучающимся с ОВЗ, с инвалидностью и нуждается в организации специальных образовательных условий.
При обучении детей с задержкой психического развития литературе ставятся те же цели, что и в общеобразовательном классе.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
• постижение обучающимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
• овладение возможными алгоритмами постижениями смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательным учреждением основной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач:
• обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС;
• обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
• обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;
• установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для её самореализации;
• обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;
• взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнёрами;
• выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;
• организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
• участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;
• включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;
• социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;
• сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
• воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;
• формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
• ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
• признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
• учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
• разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одарённых детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить обучающихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
• осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
• выразительное чтение художественного текста;
• различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
• ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
• заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
• анализ и интерпретация произведения;
• составление планов и написание отзывов о произведениях;
• написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
• целенаправленный поиск информации на основе знания её источников и умения работать с ними;
• индивидуальная и коллективная проектная деятельность.
Данная рабочая программа ориентирована на индивидуальное обучение с учётом психологических и психофизических особенностей обучающегося:
• Концентрация внимания, объем внимания развиты не достаточно.
• Ниже возрастной нормы все виды памяти: кратковременная, долговременная и оперативная.
• Наглядно-образное мышление не соответствует возрастной норме.
• Нарушено звукопроизношение.
• Активный словарь недостаточный. Словарный запас беден.
•У ребенка нарушение устной и письменной речи.
Цель данной программы: комплексное развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
На изучение курса «Литература » в 6 классе в адаптированной программе отводится 2ч в неделю. Программа рассчитана на 68 ч.
Виды учебной деятельности и формы организации занятий на уроках литературы.
Программа предусматривает проведение уроков ознакомления с новым материалом, закрепления изученного, применения знаний и умений, обобщения и систематизации знаний, комбинированных, интегрированных уроков, уроков – исследований, уроков с дидактической и ролевой игрой, уроков развития речи.
Контроль над уровнем достижений учащихся по литературе проводится в форме сочинений, тестовых заданий.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими товарищами в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и с учетом интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
Ученик научится:
- видеть черты русского национального характера в героях русских былин;
- учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
- выразительно читать былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
- пересказывать былины, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для былин художественные приёмы;
- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному;
- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
Ученик получит возможность научиться:
- рассказывать о самостоятельно прочитанной былине, обосновывая свой выбор;
- сочинять былину и/или придумывать сюжетные линии;
- сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;
- выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
- устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).
- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;
- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Коррекционно-развивающая составляющая:
- использовать процесс обучения литературе для повышения общего развития учащихся и
коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;
- воспитывать у учащихся трудолюбие, самостоятельность, терпеливость, настойчивость,
любознательность, формировать умение планировать свою деятельность. Наряду с этими
задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию
умственной деятельности школьников.
Образовательно-коррекционные:
1. Формирование правильного понимания и отношения к языковедческим законам.
2. Овладения учащимися умений наблюдать, различать, сравнивать и применять усвоенные
лингвистические знания в повседневной жизни.
3. Развитие навыков и умений самостоятельно работать с учебником, наглядным и
раздаточным материалом.
Воспитательно-коррекционные:
1. Формирование у обучающихся качеств творчески думающей и легко адаптирующейся
личности.
2. Формирование здорового образа жизни.
3. Воспитание положительных качеств, таких как, честность, настойчивость, отзывчивость,
самостоятельность.
4. Воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни.
Коррекционно-развивающие:
1. Развитие и коррекция познавательной деятельности.
2. Развитие и коррекция устной и письменной речи.
3. Развитие и коррекция эмоционально - волевой сферы на уроках литературы.
4. Повышение уровня развития, концентрации, объёма, переключения и устойчивости
внимания.
5. Повышение уровня развития наглядно-образного и логического мышления.
6. Развитие приёмов учебной деятельности.
Основные направления коррекционной работы:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие основных мыслительных операций;
- развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
- коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
- развитие речи и обогащение словаря; - коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
2.Содержание учебного предмета
6 класс
Введение (1ч)
Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.
Устное народное творчество (2 ч)
Обрядовый фольклор. Произведения календарного обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение календарного обрядового фольклора.
Пословицы и поговорки. Загадки. Загадки – малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.
Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.
Из древнерусской литературы (1ч)
«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе». Русская летопись. Отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).
Теория литературы. Летопись (развитие представлений).
Из русской литературы XVIII века (1ч)
Русские басни. Иван Иванович Дмитриев. Краткий рассказ о жизни и творчестве баснописца.
«Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством. Особенности литературного языка XVIII столетия.
Теория литературы. Мораль в басне, аллегория, иносказание (развитие понятий).
Из русской литературы XIX века (33ч)
Иван Андреевич Крылов (3ч). Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя-баснописца. Самообразование поэта.
«Листы и корни», «Ларчик», «Осёл и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осёл и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства. Проект.
Теория литературы. Басня. Аллегория. Мораль (развитие представлений).
Александр Сергеевич Пушкин (10ч). Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. Лицейские годы.
«Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения.
«Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.
«И.И. Пущину». Светлое чувство дружбы – помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания.
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный приём.
«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Приём антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести. (Для внеклассного чтения).
«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости и личности. Авторское отношение к героям. Проект.
Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).
Михаил Юрьевич Лермонтов (3 ч). Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. Ученические годы.
«Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Приём сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.
«Листок», «На севере диком…», «Утёс», «Три пальмы». Тема красоты, гармония человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова.
Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трёхсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные представления). Поэтическая интонация (начальные представления).
Иван Сергеевич Тургенев (3 ч). Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе. Теория литературы. Пейзаж, портретная характеристика персонажей (развитие представлений).
Фёдор Иванович Тютчев (2ч). Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Листья», «Неохотно и несмело…». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» - символ краткой, но яркой жизни.
«С поляны коршун поднялся…». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полёт коршуна и земная обречённость человека.
Афанасий Афанасьевич Фет (1 ч). Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Ель рукавом мне тропинку завесила…», «Ещё майская ночь», «Учись у них – у дуба, у берёзы…». Жизнеутверждающее начало в лирике А.А. Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и её утончённый психологизм. Мимолётное и неуловимое как черты изображения природы. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи А.А. Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.
Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия). Звукопись в поэзии (развитие представлений).
Николай Алексеевич Некрасов (2 ч). Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ – созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.
Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).
Николай Семёнович Лесков (3 ч). Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказочная форма повествования. Проект.
Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).
Антон Павлович Чехов (2 ч). Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.
Теория литературы. Комическое. Юмор. Комическая ситуация (развитие понятий).
Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века (2 ч)
Я.Н. Полонский «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри, какая мгла…»; Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист…», «Чудный град…»; А.К. Толстой «Где гнутся над омутом лозы…». Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике. Проект.
Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).
Из русской литературы XX века (19 ч)
Александр Иванович Куприн ( 1 ч)
«Чудесный доктор». Реальная основа и содержание рассказа. Образ главного героя. Тема служения людям. Теория литературы. Рождественский рассказ (начальные представлений).
Андрей Платонович Платонов (1 ч). Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А.П. Платонова. Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов (начальное представление).
Александр Степанович Грин (2 ч). Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям. Теория литературы. Романтическое содержание повести. Черты романтического героя (развитие представлений).
Произведения о Великой Отечественной войне (2 ч)
К.М. Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»; Д.С. Самойлов «Сороковые». Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за неё в годы жестоких испытаний.
Теория литературы. Средства выразительности, гражданский, патриотический пафос стихотворения (развитие представлений).
Виктор Петрович Астафьев (2 ч). Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа – честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи. Теория литературы. Речевая характеристика героев (развитие представлений). Герой-повествователь (начальные представления).
Валентин Григорьевич Распутин (2 ч). Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, её роль в жизни мальчика. Нравственная проблематика произведения. Проект.
Теория литературы. Рассказ. Сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятий).
Родная природа в русской поэзии ХХ века (3 ч)
А.А. Блок «Летний вечер», «О, как безумно за окном…»; С.А. Есенин «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша»; А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…» (2ч). Чувство радости и печали, любви к родной природе и Родине в стихотворениях поэтов ХХ века. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родной природы.
Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений).
Николай Михайлович Рубцов (1ч). Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова. Отличительные черты характера лирического героя.
Теория литературы. Изобразительно-выразительные средства (развитие понятий).
Писатели улыбаются (3ч)
Василий Макарович Шукшин (1 ч). Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
Рассказы «Чудик» и «Критики». Особенности шукшинских героев – «чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищённости. Образ «странного» героя в литературе.
Фазиль Искандер ( 2 ч). Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.
Теория литературы. Рассказ. Сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).
Из литературы народов России (2 ч)
Габдулла Тукай . Краткий рассказ о жизни и творчестве татарского поэта.
«Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человека. Книга – «отрада из отрад», «путеводная звезда», «бесстрашное сердце», «радостная душа».
Кайсын Кулиев . Краткий рассказ о жизни и творчестве балкарского поэта.
«Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…». Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие Родину в стихотворениях поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт – вечный должник своего народа.
Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.
Из зарубежной литературы (11ч)
Мифы Древней Греции (1 ч)
«Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Подвиги Геракла (в предложении Н.Куна).
Геродот (1 ч)
«Легенда об Арионе».
Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.
Гомер (1 ч). Краткий рассказ о жизни и творчестве Гомера.
«Илиада», «Одиссея» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Описание щита Ахиллеса: сцены войны и мирной жизни. Стихия Одиссея – борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей – мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» - песня о героических подвигах, мужественных героях.
Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).
Мигель де Сервантес Сааведра (1ч). Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
Роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нём. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервнтеса-романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы (для внеклассного чтения).
Теория литературы. «Вечные» образы в искусстве (начальные представления).
Фридрих Шиллер (1ч). Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь – герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.
Теория литературы. Рыцарская баллада (начальные представления).
Проспер Мериме (1ч). Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с её порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.
Антуан де Сент-Экзюпери (2ч). Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Чистота восприятия мира как величайшая ценность.
Теория литературы. Притча (начальные представления).
Повторение, итоговый контроль.
Приложение 1.
Календарно- тематическое планирование. 6 класс
Предмет | Вариант | |||
Литература | Литература.6 класс ФГОС 2018 | |||
Раздел | Тема урока | Кол-во часов | Содержание урока | дата проведения |
Введение. | Знакомство с учебником. В дорогу зовущие. | 1 | стр. 3 – 5. Развитие и коррекция эмоционально - волевой сферы на уроках литературы | |
УНТ. | Обрядовый фольклор. Обрядовые песни. | 1 | Чтение, беседа по прочитанному. | |
Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора. | 1 | стр.13 – 17. Развитие и коррекция устной и письменной речи. | ||
Из древнерусской литературы. | Понятие древнерусской литературы «Сказание о белгородском киселе». Исторические события и вымысел. | 1 | Учебник стр.18 - 22 Чтение, анализ, пересказ отрывка. Развитие и коррекция эмоционально - волевой сферы на уроках литературы | |
Басни. | И.Дмитриев. «Муха». Аллегория и мораль в басне. | 1 | Выразительное чтение, анализ басни. Развитие приёмов учебной деятельности. | |
«Осел и Соловей». Комическое изображение «знатока», не понимающего истинного искусства. | 1 | Выразительное чтение басни, анализ. Развитие приёмов учебной деятельности. | ||
И.А. Крылов. «Листы и корни». | 1 | Чтение и анализ басни. Развитие приёмов учебной деятельности. | ||
И.А. Крылов "Ларчик" | 1 | Чтение и анализ басни. Развитие приёмов учебной деятельности. | ||
А.С. Пушкин. | А.С. Пушкин. Слово о поэте. "И.И. Пущину" А.С. Пушкин. "Узник" | 1 | Презентация, учебная статья. Чтение, анализ стихотворения. | |
«Зимнее утро». Роль композиции. Двусложные размеры стиха. | 1 | Чтение стихотворения. Практикум. Развитие приёмов учебной деятельности. | ||
Роман А.С. Пушкина "Дубровский", история произведения. | 1 | Подготовка восприятия учащихся. Комментированное чтение первых глав. Развитие и коррекция познавательной деятельности. | ||
Изображение русского барства в повести А.С.Пушкина «Дубровский» | 1 | Беседа по 1 - 8 главам. Повышение уровня развития, концентрации, объёма, переключения и устойчивости внимания. | ||
Протест Владимира Дубровского против произвола и деспотизма в повести А.С.Пушкина «Дубровский». | 1 | беседа по 9 - 12 главам. Развитие приёмов учебной деятельности. | ||
Бунт крестьян в повести А.С.Пушкина «Дубровский | 1 | Анализ эпизода. Развитие приёмов учебной деятельности. | ||
Осуждение пороков общества, защита чести, независимости личности в повести А.С.Пушкина «Дубровский» | 1 | Анализ 13 - 16 гл. Работа над синквейнами. Развитие приёмов учебной деятельности. | ||
Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. | 1 | Работа над планом сочинения. Развитие и коррекция устной и письменной речи. | ||
Авторское отношение к героям повести «Дубровский» | 1 | Составление цитатного плана. Развитие и коррекция эмоционально - волевой сферы на уроках литературы | ||
Обобщение по теме «Дубровский». Понятие роман, композиция. | 1 | Составление композиционного плана. Развитие и коррекция устной и письменной речи. | ||
М.Ю. Лермонтов. | Слово о поэте. Чувство одиночества и тоски в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Тучи», «Утес», «Три пальмы». | 1 | Чтение , анализ стихотворения. Развитие приёмов учебной деятельности. | |
Тема красоты и гармонии с миром в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Листок», «На севере диком…». | 1 | Анализ лирических стихотворений. Развитие приёмов учебной деятельности. | ||
Тест по творчеству Пушкина и Лермонтова. | 1 | Развитие приёмов учебной деятельности. | ||
И.С. Тургенев. | И.С.Тургенев. Литературный портрет писателя. Сочувствие к крестьянским детям в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг». | 1 | Учебник стр.161 - 164 Комментированное чтение рассказа. Развитие и коррекция познавательной деятельности. | |
Портреты и рассказы мальчиков в рассказе "Бежин луг". | 1 | Беседа по вопросам на стр.191. Развитие приёмов учебной деятельности. | ||
Роль картин природы в рассказе «Бежин луг». | 1 | Работа с текстом произведения. | ||
Ф.И.Тютчев | Природа в стихотворениях Ф. И. Тютчева «Неохотно и несмело...», «Листья». | 1 | Анализ стихотворений. Развитие приёмов учебной деятельности. | |
Противопоставление судеб человека и коршуна: земная обреченность человека в стихотворении Ф.И.Тютчева «С поляны коршун поднялся...». | 1 | Чтение и анализ стихотворений. Развитие приёмов учебной деятельности. | ||
А.А. Фет. | Краски и звуки в пейзажной лирике А.А.Фета | 1 | . Чтение и анализ стихотворений. Развитие приёмов учебной деятельности. | |
Н.А. Некрасов. | Н. А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ –созидатель. | 1 | Чтение и литературный анализ. Составление композиционного плана. | |
Своеобразие языка и композиции в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога». Тест по произведениям поэтов XIX века. | 1 | Работа над языком стихотворения. Развитие приёмов учебной деятельности. | ||
Н.С. Лесков | Н.С. Лесков. Литературный портрет писателя. Гордость Н.С.Лескова за народ в сказе «Левша». | 1 | Презентация, работа с учебной статьей. анализ 1 - 3 глав. Развитие и коррекция познавательной деятельности. | |
Особенности языка повести Н.С. Лескова «Левша». Комический эффект, создаваемый народной этимологией, игрой слов в сказе Н.С.Лескова «Левша» | 1 | Работа над 4 - 10 главами. Работа над 11-15 главами. Повышение уровня развития, концентрации, объёма, переключения и устойчивости внимания. | ||
Сказовая форма повествования. Сочинение по произведению Лескова «Левша». | 1 | Работа по вопросам. Развитие речи. Развитие и коррекция устной и письменной речи. | ||
А.П.Чехов | А.П. Чехов. Литературный портрет писателя. Речь героев рассказа Чехова «Толстый и тонкий». Юмористическая ситуация. | 1 | Презентация по биографии писателя. Составление речевых характеристик. Развитие и коррекция познавательной деятельности. | |
Разоблачение лицемерия в рассказе «Толстый и тонкий». | 1 | Анализ рассказа. Развитие приёмов учебной деятельности. | ||
Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века. | Стихотворения Баратынского и Полонского и А. Толстого | 1 | Чтение лирических произведений. Развитие приёмов учебной деятельности. | |
Практикум по стихотворениям поэтов 19 века. | 1 | Определение стихотворных размеров. | ||
А.И. Куприн | А.И.Куприн «Чудесный доктор». Тема служения людям в рассказе «Чудесный доктор» | 1 | Чтение рассказа Беседа по вопросам. Развитие приёмов учебной деятельности. | |
А.С. Грин. | Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А.С.Грина «Алые паруса» | 1 | Комментированное чтение произведения. Развитие приёмов учебной деятельности. | |
Душевная чистота главных героев, отношение автора к героям в повести А.С.Грина «Алые паруса». | 1 | Беседа по вопросам. Повышение уровня развития, концентрации, объёма, переключения и устойчивости внимания. | ||
А.А.Платонов | А.П.Платонов. «Неизвестный цветок». | 1 | Комментированное чтение учебной статьи Чтение с пометками. | |
Великая Отечественная война. | К. М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...» | 1 | Урок анализа лирического произведения. | |
Д.С. Самойлов. «Сороковые». | 1 | Урок анализа лирического стихотворения. | ||
В.П. Астафьев | Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы в рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой». | 1 | Комментированное чтение рассказа | |
Яркость и самобытность героев рассказа. Юмор в рассказе. Нравственные уроки рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой» | 1 | Составление словесных портретов. Беседа по вопросам. | ||
В.Г.Распутин | Слово о писателе. «Уроки французского». Отражение трудностей военного времени в повести В.Г.Распутина «Уроки французского» Роль учителя Лидии Михайловны в жизни мальчика. | 1 | Составление композиционного плана рассказа. Беседа по вопросам. Развитие и коррекция познавательной деятельности. | |
Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского». Сочинение по рассказам Астафьева и Распутина. | 1 | Составление перечня проблем рассказа, развитие речи. | ||
В.М.Шукшин. | Слово о писателе. Особенности героев- «чудиков» в рассказах В. М. Шукшина «Чудик» и «Критик». | 1 | Чтение юмористических рассказов. | |
Ф.Искандер | .Ф. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла». Юмор как одно из ценных качеств человека. | 1 | Работа над учебной статьей. Анализ рассказа по вопросам. | |
Герой-повествователь в рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла». Сочинение по рассказу Ф. Искандера. | 1 | Работа над текстом рассказа. Развитие речи. Развитие и коррекция устной и письменной речи. | ||
Родная природа в поэзии русских поэтов 20 века. | А.А.Блок. Поэтизация родной природы в стихотворениях поэта.Средства создания поэтических образов. | 1 | Выразительное чтение, анализ. | |
С. А. Есенин «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша». Чувства любви к родной природе и Родине. | 1 | Выразительное чтение. | ||
А.А.хматова "Перед весной бывают дни такие" Н. М. Рубцов. Слово о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». | 1 | Выразительное чтение. Развитие приёмов учебной деятельности. | ||
Г.Тукай. | Г.Тукай «Родная деревня», «Книга».Любовь к малой родине и своему народу. | 1 | Чтение стихотворений. Развитие и коррекция познавательной деятельности. | |
К.Кулиев. | К. Кулиев «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы ни был малым мой народ...». | 1 | Выразительное чтение стихотворений. Развитие приёмов учебной деятельности. | |
Зарубежная литература | Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия» | 1 | Чтение мифа. Развитие и коррекция познавательной деятельности. | |
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Яблоки Гесперид». | 1 | Чтение мифа. | ||
Геродот. «Легенда об Арионе». | 1 | Чтение легенды. Развитие приёмов учебной деятельности. | ||
А. С. Пушкин «Арион». Отличие от мифа. | 1 | Развитие приёмов учебной деятельности. | ||
Гомер. Слово о Гомере. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы. | 1 | Развитие и коррекция познавательной деятельности. | ||
М. Сервантес Сааведра «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов. | 1 | Развитие приёмов учебной деятельности. | ||
Ф. Шиллер. Баллада «Перчатка». Романтизм и реализм в произведении. | 1 | Выразительное чтение. Работа над понятием баллада. | ||
П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». | 1 | Развитие и коррекция познавательной деятельности. | ||
Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества | 1 | Развитие приёмов учебной деятельности. | ||
А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» как философская сказка-притча. | 1 | Развитие приёмов учебной деятельности. | ||
Вечные истины в сказке. Понятие о притче. Мечта о естественных отношениях между людьми. | 1 | Развитие приёмов учебной деятельности. |