12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Медведева Татьяна Петровна19418
Я - учитель маленькой сельской школы.
Россия, Воронежская обл., х. Хвощеватое
Материал размещён в группе «Математическая мозаика»

Пояснительная записка

Автор (ФИO, должность)

Медведева Татьяна Петровна, учитель математики 

Название ресурса

Адаптированная рабочая программа по алгебре

Вид ресурса

Программа

Предмет

Алгебра

Цель ресурса

Рабочая программа направлена на преодоление несоответствия между процессом обучения ребенка с ОВЗ по образовательным программам определенной ступени образования и реальными возможностями ребенка.

 Для кого предназначен ресурс

Данная рабочая программа предназначена для обучающихся с нарушениями зрения, которые осваивают адаптированную основную общеобразовательную программу, учитывающую особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Новомеловатская средняя общеобразовательная школа

Калачеевского муниципального района Воронежской области

Рассмотрено

на методобъединении

учителей математики и информатики

Руководитель МО

Левченко В. В.

Протокол № 1 от 26.08.2021 г

Согласовано:

Заместитель директора по УВР

Наветняя Л.Я.

27.08.2020 г

Утверждаю:

И.о.директора

МБОУ Новомеловатская СОШ

Нерушев А. Н.

Приказ № 120 от 30.08.2021 г






Адаптированная рабочая программа

по алгебре

9 г класс

Срок освоения 1 год








Учитель: Медведева Т.П.




2021 - 2022 учебный год

Данная рабочая программа предназначена для обучающихся с нарушениями зрения, которые осваивают адаптированную основную общеобразовательную программу, учитывающую особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ.

При разработке адаптированной рабочей программы по алгебре для 9 Г класса были использованы следующие документы:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (29.12.2012 № 273-ФР);

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 17.12.2010 г. №1897;

3. Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования для обучающихся с нарушениями зрения МБОУ Новомеловатской СОШ;

4. Математика: программы для 5 – 11 классов, разработанные коллективом авторов: А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир и др., 2016 г.

5. Учебный план МБОУ Новомеловатской СОШ на 2021 - 2022 учебный год;

6. Федеральный перечень учебников на 2021-2022 учебный год.

Рабочая программа направлена на преодоление несоответствия между процессом обучения ребенка с ОВЗ по образовательным программам определенной ступени образования и реальными возможностями ребенка. Поскольку в программе образовательного учреждения нельзя в полной мере учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, основная задача программы заключается в создании условий для индивидуализации содержания образования для конкретного ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Это обусловлено тем, что обучающиеся с нарушениями зрения медленнее воспринимают наглядный материал (рисунки, графики, таблицы, текст), медленнее ведут запись и выполняют графические работы. Кроме того, в ходе изучения математики для данной категории детей предусмотрено формирование отсутствующих из-за зрительных дефектов образов предметов и представлений о процессах, имеющих место в окружающем человека мире, либо коррекция уже имеющихся представлений. Также, должна вестись целенаправленная работа по развитию внимания, памяти и мышления – основных составляющих познавательной деятельности, так как познавательная деятельность у детей с нарушениями зрения имеет свои особенности и тоже нуждается в коррекции.

При организации учебного процесса необходимо также учитывать гигиенические требования, направленные на сокращение зрительной нагрузки, охрану остаточного зрения. Имея одинаковое содержание и задачи обучения, адаптированная рабочая программа по математике, тем не менее, отличается от программы массовой школы. Эти отличия заключаются в:

частичном перераспределении учебных часов между темами, так как обучающиеся с нарушениями зрения медленнее воспринимают наглядный материал (рисунки, графики, таблицы, текст), медленнее ведут запись и выполняют графические работы;

методических приёмах, используемых на уроках:

-сложные рисунки, таблицы и большие тексты предъявляются учащимся на карточках, выполненных с учетом требований к наглядным пособиям для данной категории детей;

- постоянно уделяется внимание зрительному анализу графическими объектами: при работе с рисунками и графиками учителем используется специальный алгоритм подетального рассматривания, который постепенно усваивается обучающимися;

-оказывается индивидуальная помощь при ориентировке обучающихся в учебнике;

-при решении текстовых задач подбираются разнообразные сюжеты, которые используются для формирования и уточнения представлений об окружающей действительности, коррекции зрительных образов, расширения кругозора учащихся, ограниченного вследствие нарушения зрения.

коррекционной направленности каждого урока;

отборе материала для урока и домашних заданий: уменьшение объёма аналогичных заданий и подбор разноплановых заданий;

в использовании большого количества индивидуальных раздаточных материалов для наиболее удобного зрительного восприятия учащимися графической и текстовой информации.

При организации учебного процесса необходимо учитывать гигиенические требования. Из-за быстрой утомляемости зрения возникает особая необходимость в уменьшении зрительной нагрузки.

В целях охраны зрения детей и обеспечения работоспособности необходимо:

соблюдение оптимальной зрительной нагрузки на уроках и при выполнении домашних заданий (уменьшенный объём заданий);

рассадка учащихся за партами в соответствии с характером нарушения зрения;

соблюдение повышенных требований к освещённости классного помещения;

соблюдение требований к изготовлению раздаточных материалов и при использовании технических средств.

При работе с иллюстрациями, макетами и натуральными объектами следует:

избегать объектов с большим количеством мелких деталей;

сопровождать осмотр объектов словесным описанием, помогая подетально формировать у обучающихся целостный образ.

Таким образом, полностью сохраняя структуру документа, поставленные цели и задачи, а также содержание, адаптированная программа составлена в расчете на обучение детей с нарушениями зрения в основной школе.

Программа ориентирована на учебник «Алгебра : 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. – М. : Вентана-Граф. 2019»

1. Планируемые результаты изучения учебного предмета «Алгебра»

Программа обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные результаты:

ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контр примеры;

первоначальное представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;

критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении арифметических задач;

умение контролировать процесс и результат учебной деятельности;

формирование способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.

Метапредметные результаты:

способность самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умение осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;

способность адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;

умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;

умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

развитие способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находить общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, слушать партнера.формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

формирование учебной компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий;

первоначальное представление об идеях и методах математики как об универсальном языке науки и техники;

развитие способности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;

умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной информации;

умение применять и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимание необходимости их проверки;

понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

способность планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.


Предметные результаты:

- осознание значения математики для повседневной жизни человека;

- представление о математической науке как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;

- развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением     математической      терминологии      и      символики,      проводить классификации, логические обоснования;

- владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;

- систематические знания о функциях и их свойствах;

- практически значимые математические умения и навыки, их применение к решению математических и нематематических задач, предполагающее умение:

выполнять вычисления с действительными числами;

решать уравнения, неравенства, системы уравнений и неравенств, систем уравнений и неравенств;

решать текстовые задачи с помощью составления и решения уравнений;

использовать алгебраический язык для описания предметов окружающего мира и создания соответствующих математических моделей;

проводить практические расчёты: вычисления с процентами, вычисления с числовыми последовательностями, вычисления статистических характеристик, выполнение приближенных вычислений;

выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;

исследовать функции и строить их графики;

читать и использовать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы (столбчатой или круговой);

решать простейшие комбинаторные задачи.

2. Содержание адаптированной программы

В соответствии с задачами программы направления коррекционной работы обозначаются с четким описанием методов и приемов, обеспечивающих взаимодействие всех участников сопровождения ребенка. Отбор содержания обучения осуществляется на основе следующих дидактических принципов: систематизация знаний, полученных учащимися в в 5-7 классах, соответст­вие обязательному минимуму содержания образования в основной школе, усиление обще­культурной направленности материала, учёт психолого-педагогических особенностей, ак­туальных для этого возрастного периода; создание условий для понимания и осознания воспринимаемого материала. В предлагаемом курсе математики выделяются несколько разделов.

Повторение и систематизация изученного в 8 классе (7 ч)

Повторение и систематизация учебного материала за курс алгебры 8 класса.

Цель: обеспечить повторение, обобщение и систематизацию изученного в 8 классе, провести коррекционную работу по устранению пробелов в знаниях.

Технологи обучения и развития, приемы, методы, формы работы: технология дифференцированного обучения, релаксационная пауза, физкультурно-оздоровительные технологии.

Деятельность учащегося в образовательном пространстве: самостоятельная работа с самопроверкой, творческая работа, работа с алгоритмами, самостоятельная работа с опорой на раздаточный материал.

Неравенства (18 ч)

Числовые неравенства. Основные свойства числовых неравенств. Сложение и умножение числовых неравенств. Неравенства с одной переменной. Решение неравенств с одной переменной.  Числовые промежутки. Системы линейных неравенств с одной переменной.

 Формы организации учебной деятельностифронтальная, индивидуальная

Виды учебной деятельности: слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником, вывод и доказательство формул, анализ формул.

Квадратичная функция (30 ч)

Повторение и расширение сведений о функции. Свойства функции. Как  построить построить  график функции y = kf(x), если известен график функции y = f(x). Как построить графики функций y = f(x) + b и y = f(x + a), если известен график функции y = f(x). Квадратичная функция, её график и свойства. Решение квадратных неравенств.

Формы организации учебной деятельности:фронтальная, индивидуальная

Виды учебной деятельности: слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником, вывод и доказательство формул, анализ формул.

Элементы прикладной математики (19 ч)

Математическое моделирование. Процентные расчёты. Приближённые вычисления. Частота и вероятность случайного события. Классическое определение вероятности. Начальные сведения о статистике.

 Формы организации учебной деятельности:фронтальная, индивидуальная

Виды учебной деятельности: слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником, вывод и доказательство формул, анализ формул.

Числовые последовательности (19 ч)

Числовые последовательности. Арифметическая прогрессия. Сумма n первых членов арифметической прогрессии. Геометрическая прогрессия. Сумма n первых членов геометрической прогрессии. Сумма бесконечной геометрической прогрессии, у которой | q | < 1.

Формы организации учебной деятельности:фронтальная, индивидуальная

Виды учебной деятельности: слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником, вывод и доказательство формул, анализ формул.

Повторение и систематизация учебного материала (9 ч)


3. Тематическое планирование

Содержание учебного материала

Количество часов

Основная общеобразовательная программа

Адаптированная рабочая программа

Повторение и систематизация учебного материала 8 класса

0

7

Неравенства


20

18

Квадратичная функция


36

30

Элементы прикладной математики


19

19

Числовые последовательности


17

19

Итоговое повторение и систематизация учебного материала

10

9

Итого

102

102

Календарно – тематическое планирование


п/п

Дата проведения

Тема урока

план

факт

Повторение и систематизация изученного в 8 классе (7 ч)


2.09


Рациональные выражения и дроби. Основное свойство рациональной дроби. Тождественные преобразования рациональных выражений


4.09


Квадратные корни. Тождественные преобразования выражений, содержащих арифметические квадратные корни


7.09


Квадратные уравнения. Теорема Виета. Решение задач с помощью квадратных уравнений


9.09


Решение уравнений, сводящихся к квадратным уравнениям


11.09


Рациональные уравнения. Решение задач с помощью рациональных уравнений


14.09


Функции и их графики


16.09


Входная контрольная работа

Неравенства (18 ч)


18.09


Числовые неравенства


21.09


Решение задач по теме «Числовые неравенства»


23.09


Основные свойства числовых неравенств


25.09


Основные свойства числовых неравенств


28.09


Сложение и умножение числовых неравенств. Оценивание значения выражения


30.09


Сложение и умножение числовых неравенств. Оценивание значения выражения


2.10


Обобщение знаний по теме «Сложение и умножение числовых неравенств. Оценивание значения выражения»


5.10


Неравенства с одной переменной


7.10


Решение линейных неравенств с одной переменной. Числовые промежутки


9.10


Решение линейных неравенств с одной переменной. Числовые промежутки


12.10


Обобщение знаний по теме «Решение линейных неравенств с одной переменной. Числовые промежутки»


14.10


Системы линейных неравенств с одной переменной.


16.10


Системы линейных неравенств с одной переменной


19.10


Решение задач по теме "Системы линейных неравенств с одной переменной"


21.10


Системы линейных неравенств с одной переменной


23.10


Обобщение знаний по теме «Системы линейных неравенств с одной переменной»


26.10


Обобщение знаний по теме «Неравенства»


28.10


Контрольная работа № 1 по теме «Неравенства»

Квадратичная функция (30 ч)


30.10


Анализ контрольной работы. Повторение и расширение сведений о функции


9.11


Повторение и расширение сведений о функции


11.11


Повторение и расширение сведений о функции


13.11


Свойства функции


16.11


Свойства функции


18.11


Систематизация знаний по теме "Свойства функции"


20.11


Построение графика функции y = kf (x)


23.11


Построение графика функции y = kf (x)


25.11


Построение графиков функций y = f (x) + b и y = f (x + a)


27.11


П/ работа по теме "Построение графиков функций y = f (x) + b и y = f (x + a)"


30.11


Обобщение знаний по теме "Построение графиков функций y = f (x) + b и y = f (x + a)"


2.12


Квадратичная функция, её график и свойства


4.12


Квадратичная функция, её график и свойства


7.12


Решение задач по теме "Квадратичная функция, её график и свойства"


9.12


П/работа по теме "Квадратичная функция, её график и свойства"


11.12


Обобщение зниний по теме "Квадратичная функция, её график и свойства"


14.12


Систематизация материала по теме «Квадратичная функция»


16.12


Контрольная работа № 2 по теме «Квадратичная функция»


18.12


Анализ контрольной работы. Решение квадратных неравенств


21.12


Решение квадратных неравенств


23.12


Решение квадратных неравенств


25.12


Решение квадратных неравенств


13.01


Обобщение знаний по теме «Решение квадратных неравенств»


15.01


Системы уравнений с двумя переменными


18.01


Системы уравнений с двумя переменными


20.01


Системы уравнений с двумя переменными


22.01


Системы уравнений с двумя переменными


25.01


Системы уравнений с двумя переменными


27.01


Систематизация материала по теме «Системы уравнений с двумя переменными»


29.01


Контрольная работа № 3 по теме «Системы уравнений с двумя переменными»

Элементы прикладной математики (19 ч)


1.02


Анализ контрольной работы. Математическое моделирование


3.02


Математическое моделирование


5.02


Математическое моделирование


8.02


Процентные расчёты


10.02


Процентные расчёты. Решение задач.


12.02


Обобщение знаний по теме «Процентные расчёты»


15.02


Абсолютная и относительная погрешности


17.02


Абсолютная и относительная погрешности


19.02


Основные правила комбинаторики


22.02


Решение задач по теме «Основные правила комбинаторики»


24.02


Частота и вероятность случайного события


26.02


Решение задач «Частота и вероятность случайного события»


1.03


Классическое определение вероятности


3.03


Классическое определение вероятности


5.03


Классическое определение вероятности


8.03


Начальные сведения о статистике


10.03


Начальные сведения о статистике


12.03


Обобщение знаний по теме «Начальные сведения о статистике»


15.03


Контрольная работа № 4 по теме «Элементы прикладной математики»

Числовые последовательности (19 ч)


17.03


Анализ контрольной работы. Числовые последовательности


19.03


Числовые последовательности


29.03


Арифметическая прогрессия


31.03


Решение задач по теме «Арифметическая прогрессия»


2.04


Обобщение знаний по теме «Арифметическая прогрессия»


5.04


Сумма n первых членов арифметической прогрессии


7.04


Решение задач по теме «Сумма n первых членов арифметической прогрессии»


9.04


Обобщение знаний по теме «Сумма n первых членов арифметической прогрессии»


12.04


Геометрическая прогрессия


14.04


Решение задач по теме «Геометрическая прогрессия»


16.04


Обобщение знаний по теме «Геометрическая прогрессия»


19.04


Сумма n первых членов геометрической прогрессии


21.04


Решение задач «Сумма n первых членов геометрической прогрессии»


23.04


Обобщение знаний по теме «Сумма n первых членов геометрической прогрессии»


26.04


Сумма бесконечной геометрической прогрессии, у которой модуль знаменателя меньше 1


28.04


Сумма бесконечной геометрической прогрессии, у которой модуль знаменателя меньше 1


30.04


Обобщение знаний по теме «Сумма бесконечной геометрической прогрессии, у которой модуль знаменателя меньше 1»


3.05


Повторение и систематизация учебного материала по теме «Числовые последовательности»


5.05


Контрольная работа № 5 по теме «Числовые последовательности»

Повторение и систематизация учебного материала (9 ч)


7.05


Анализ контрольной работы. Повторение. Свойства функции. Квадратичная функция, её график и свойства


10.05


Повторение. Решение линейных неравенств с одной переменной.


12.05


Повторение. Решение квадратных неравенств


14.05


Повторение. Системы уравнений с двумя переменными


17.05


Повторение. Арифметическая прогрессия. Геометрическая прогрессия

99

19.05


Итоговая контрольная работа

100

19.05


101

21.05


Анализ контрольной работы. Решение задач

102

24.05


Подведение итогов года.


Опубликовано в группе «Математическая мозаика»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.