12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Гладышева Ольга Николаевна124

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа № 2 «Образовательный центр» с. Кинель-Черкассы

муниципального района Кинель - Черкасский Самарской области


«Рекомендована к утверждению»

на заседании НМС

протокол № 1 от 30.08 2022 г.



«Утверждена»

Приказом № 74/3 от 31.08.2022 г.













Адаптированная рабочая программа по литературному чтению

для 2 класса










Учитель: Гладышева О.Н.
























2022-2023 учебный год

Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа составлена на основе:

- основной образовательной программы основного общего образования ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» с. Кинель – Черкассы;

- примерной программы по литературному чтению для начальной школы (выходные данные);

- УМК «Школа России» Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. «Литературное чтение» для 2 класса: для общеобразовательных организаций, М.: Просвещение, 2021

Предмет литературное чтение входит в число обязательных предметов учебного плана.

Место и роль предмета в инвариантной части Учебного плана

Литературное чтение входит в инвариантную часть учебного плана ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» с. Кинель-Черкассы в предметную область «Литературное чтение». Количество часов на изучение литературного чтения во 2 классе в объеме 4 часов в неделю.


Количество учебных часов, на которое рассчитана АРП по индивидуальному учебному плану

По индивидуальному учебному плану на изучение литературного чтения выделено 34 часа в год – 1 час в неделю.

Особенности обучающегося

Программа адресована обучающимся с ЗПР, которые характеризуются уровнем развития близким к возрастной норме, при этом отмечается сниженная умственная работоспособность, низкий уровень мотивации к учебе, негрубые аффективно-поведенческие расстройства, нередко затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом. Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности, как правило, сформированы недостаточно.

Программа учитывает особые образовательные потребности детей с ЗПР:

- формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности;

- стимулирование развития учебной мотивации, познавательной активности; обеспечение непрерывного контроля над становлением учебно- познавательной деятельности ребенка до достижения уровня, позволяющего сформировать умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, умение планировать и контролировать свою деятельность, стремиться к самостоятельному выполнению учебных заданий;

- стимуляция осмысления ребенком приобретаемых в ходе обучения знаний как пригодных для применения в привычной повседневной жизни;

- включение в содержание программы разделов, содержащих специальный коррекционный компонент;

- организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков детьми с ЗПР («пошаговое» предъявление материала, дозированная помощь взрослого, использование специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию ребенка, так и компенсации индивидуальных недостатков развития).

Содержание и построение курса «Литературное чтение» определяется возрастными особенностями младших школьников, уровнем развития их эмоционально-чувственной сферы, их личным жизненным опытом, необходимостью создать условия для формирования у них навыка чтения и умения «погружаться» в мир художественного произведения. Полноценное освоение художественного текста предполагает овладение навыком, культурой чтения. Поэтому в данной программе обращается внимание на технологию выразительного чтения: умение выдерживать паузу, изменять темп чтения, силу и высоту голоса, интонацию. Важной частью курса «Литературное чтение» является внеклассное чтение. Интерес к нему стимулируется включением в программу фрагментов (глав) отдельных произведений. Это способствует пробуждению желания прочитать их полностью. Кроме того, учащиеся получают специальные задания, которые стимулируют их на поиск книг и отдельных произведений по внеклассному чтению, вырабатывают умение самостоятельно ориентироваться в них.

Предметная линия «Литературное чтение» включает в себя два взаимосвязанных компонента: «академический» и «жизненной компетенции». Функция «академического» компонента – оснащение ребенка знаниями и умениями для их применения в будущем. Функция компонента «жизненной компетенции» - это обеспечение ребенка практическими знаниями, умениями и навыками, необходимыми в повседневной жизни и формирующими основу дальнейшего развития отношений с окружением.

Правила работы с детьми с особенностями

Подбор заданий, максимально возбуждающих активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности, требующих разнообразной деятельности.

Приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню развития детей с ЗПР.

Индивидуальный подход.

Сочетание коррекционного обучения с лечебно-оздоровительными мероприятиями.

Повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий;

Постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий.

Использование многократных указаний, упражнений.

Проявление большого такта со стороны учителя

Использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в нем веры в свои силы.

Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы;

Использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций.

Характерные формы организации деятельности обучающихся с ОВЗ

Система коррекционно-развивающего обучения – форма дифференцированного образования, которая позволяет решать задачи своевременной активной помощи детям с трудностями в обучении и адаптации к школе. Предусматривается последовательное взаимодействие диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического и социально-трудового направлений деятельности.

Важным моментом в организации системы коррекционно-развивающего обучения является динамическое наблюдение за продвижением каждого ребенка. Коррекционная направленность обучения обеспечивается набором базовых учебных предметов, которые составляют инвариантную часть учебного плана. Коррекционно- развивающее обучение осуществляется учителем на всех уроках и позволяет обеспечивать усвоение учебного материала на уровне требований к знаниям и умениям образовательного стандарта школы. Коррекция индивидуальных недостатков развития осуществляется на индивидуально-групповых занятиях, специально выделенных для этой цели. Это общеразвивающие занятия, способствующие коррекции недостатков памяти, внимания, речи, развитию мыслительной деятельности, которые проводят педагог-психолог и учитель-логопед. Занятия предметной направленности – подготовка к восприятию трудных тем учебной программы, ликвидация пробелов предшествующего обучения проводит основной учитель класса на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях в начальных классах.

Цели и задачи образования

- адаптировать детей к учебному процессу, дать им возможность поверить в свои силы и не затеряться среди общей массы учащихся.

- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова;

- совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников;

- формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

- воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;

- обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности;

- развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

Основной воспитательной задачей, которую ставит учитель, будет: воспитание мотивации к учению.

- формирование фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза;

- формирование, закрепление и постепенное совершенствование навыка чтения – сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения вслух и про себя;

- уточнение и обогащение словарного запаса путём расширения и дифференциации непосредственных впечатлений и представлений, полученных при чтении;

- формирование умений полноценно воспринимать литературное произведение в его эмоциональном, образном и логическом единстве, преодоление недостатков в развитии эмоционально- волевой сферы детей;

- развитие нравственных и эстетических представлений и чувств, художественного вкуса, творческого и воссоздающего воображения, коррекция личностного развития ребёнка;

- преодоление недостатков в развитии речи обучающихся, формирование речевых умений и навыков, знаний о родном языке;

- развитие и расширение первоначальных знаний и представлений об окружающем мире, обогащение чувственного опыта ребёнка, развитие его мыслительной деятельности и познавательной активности;

- привитие интереса к книге, к самостоятельному чтению, к литературному творчеству.

При организации коррекционно-развивающей обучения в школе важно учитывать следующие принципы

- Динамичность восприятия учебного материала. Предполагает использование заданий по степени нарастающей трудности. Следует подбирать задания, при выполнении которых используются действия различных анализаторов: слухового, зрительного, кинестетического.

-Принцип продуктивной обработки информации. В учебный процесс необходимо включать задания, предполагающие самостоятельную обработку информации учениками с использованием дозированной поэтапной помощи педагога. Предварительно учитель обучает работать с информацией по образцу, алгоритму, вопросам. Ученик осуществляет перенос показанного способа обработки информации на своё индивидуальное задание.

- Принцип развития и коррекции высших психических функций основан на включении в урок специальных упражнений по коррекции и развитию внимания, памяти, навыков чтения и устного высказывания.

- Принцип мотивации к учению подразумевает, что каждое учебное задание должно быть четким, т. е. ученик должен точно знать, что надо сделать для получения результата. У ученика в случае затруднения должна быть возможность воспользоваться опорой по образцу, по алгоритму (забыл - повторю - вспомню - сделаю).

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Предметные:

понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных

этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам;

4) понимание роли чтения, использование разных видов чтения;

5) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов;

6) умение выбирать с помощью взрослого интересующую литературу;

7) осознанное, правильное, плавное чтение вслух целыми словами с использованием некоторых средств устной выразительности речи;

8) формирование умения осознанно воспринимать и оценивать содержание текстов, участие в обсуждении прочитанных произведений, умение высказывать отношение к поступкам героев, оценивать поступки героев и мотивы поступков с учетом принятых в обществе норм и правил;

9) формирование потребности в систематическом чтении.



Содержание Адаптированной рабочей программы

п/п

Наименование раздела

Кол-во часов

Содержание

Форма организации

Основные виды

деятельности учащихся

1

Самое великое чудо на свете

1 час

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Книги, прочитанные летом. Любимые книги. Герои любимых книг. Творчество читателя, талант писателя.

Проект «О чем может рассказать школьная библиотека».

Старинные и современные книги. Сравнение книг.

Напутствие читателю Р. Сефа. Выразительное чтение напутствия.

Пересказ содержания научно-познавательных текстов.

индивидуальная

Умение представлять книги, прочитанные летом;

представлять любимую книгу и любимых героев,ориентироваться впространстве школьной библиотеки,

находитьнужную и интересную книгу по тематическому каталогу в библиотеке.

Умение находить нужную информацию о библиотеке в различных источниках информации,

готовить выступление на заданную тему.

Чтение вслух с постепенным переходом на чтение про себя.

Размышление над прочитанным.

Умение

находить информацию о старинных книгах из учебника.

2

Устное народное творчество

4 часа

Прогнозирование содержания раздела. Планирование работы учащихся по освоению содержания раздела.

Устное народное творчество. Малые и большие жанры устного народного творчества. Пословицы и поговорки. Пословицы русского народа.

В. Даль—собиратель пословиц русского народа. Сочинение по пословице.

Русские народные песни. Образ деревьев в русских народных песнях. Рифма. Выразительное чтение русских песен.

Потешки и прибаутки — малые жанры устного народного творчества. Отличия прибаутки от потешки. Слово как средство создания образа.

Считалки и небылицы—малые жанры устного народного творчества. Ритм — основа считалки. Сравнение считалки и небылицы.

Загадки — малые жанры устного народного творчества. Распределение загадок по тематическим группам.

Сказки. Русские народные сказки. «Петушок и бобовое зёрнышко».«У страха глаза велики». Использование приёма звукописи при создании кумулятивной сказки. «Лиса и тетерев». «Лиса и журавль». «Каша из топора». «Гуси-лебеди».

Соотнесение смысла пословицы со сказочным текстом. Герои сказок. Характеристика героев сказки на основе представленных качеств характера.

Рассказывание сказки по рисункам. Рассказывание сказки по плану.

индивидуальная

Объяснение смысла пословиц.

Соотношение смысла пословиц с содержанием книг и жизненного опыта.

Придумывание рассказа по пословице.

Анализ загадки.

Характеристика героев сказок.

Умение придумывать сказочные сюжеты,

находить различия в потешках и прибаутках, сходных по теме;

находить слова, которые помогают представить героя произведений устного народного творчества.

Соотношение загадки и отгадки.

Умение

составлять план,

рассказывать сказку (по иллюстрации, по плану, от лица другого героя сказки).

Соотношение рисунка и содержания сказки; умение делать подписи под рисунками.

Контроль своего чтения самостоятельно.

Оценка своих достижений.


3

Люблю природу русскую. Осень

3

часа

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Картины осенней природы.

Осенние загадки. Образ осени в загадках. Соотнесение загадки и отгадки.

Лирические стихотворения Ф. Тютчева, К. Бальмонта, А. Плещеева, А. Фета, А. Толстого, С. Есенина. Настроение. Интонация стихотворения. Осенние картины природы. Средства художественной выразительности. Сравнение. Приём звукописи как средство выразительности. Сравнение художественного и научно-популярного текстов. Сравнение лирического поэтического и прозаического текстов. Выразительное чтение стихотворений. Оценка достижений.

индивидуальная

Умение различать и сравнивать стихотворный и прозаический тексты,

придумывать сравнения,

различать стихотворный и прозаический текст,

сравнивать их.

Сравнение

художественного и научно-познавательного текстов.

Объяснение интересных выражений в лирическом тексте.

Умение

придумывать

собственные сравнения,

слушать звуки осени, переданные в лирическом тексте;

сравнивать звуки, описанные в художественном тексте, с музыкальным произведением; подбирать музыкальное сопровождение к стихотворному тексту;

представлять картины осенней природы.

Наблюдение за рифмой и ритмом стихотворного текста.

Умение

находить средства художественной выразительности;

подбирать свои собственные придуманные слова; создавать

с помощью слова собственные картины.

Оценка своего ответа.

4

Русские писатели

3 часа

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

А.С. Пушкин — великий русский писатель. Вступление к поэме «Руслан и Людмила». Сказочные чудеса. Лирические стихотворения. Картины природы. Настроение стихотворения. Средства художественной выразительности. Эпитет. Сравнение. Олицетворение.

«Сказка о рыбаке и рыбке». Сравнение литературной и народной сказок. Характеристика героев произведения.

И.А. Крылов. Басни. Нравственный смысл басен И.Крылова. Сравнение басни и сказки. Структура басни, модель басни. Герой басенного текста. Характеристика героев басни. Соотнесение смысла басни с пословицей.

Л.Н. Толстой. Басни Л.Н.Толстого. Нравственный смысл басен. Соотнесение пословицы со смыслом басни. Рассказы Л.Н.Толстого. Герои произведений. Характеристика героев произведений. Подробный пересказ.

Оценка достижений.

индивидуальная

Сравнение авторских и народных произведений.

Умение отличать басню от стихотворения и рассказа;

знать особенности басенного текста;

соотносить смысл пословицы с басенным текстом и прозаическим

произведением;

находить средства художественной выразительности.

Пересказ текста подробно, выборочно.

Характеристика героев рассказов и сказок.

5

О братьях наших меньших

2 часа

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Весёлые стихи о животных А. Шибаева, Б. Заходера, И.Пивоваровой, В. Берестова. Заголовок стихотворения. Настроение стихотворения. Приёмы сказочного текста в стихотворении.

Герой стихотворения. Характер героев. Рифма.

Научно-популярный текст Н. Сладкова.

Рассказы о животных М. Пришвина,

Е. Чарушина, Б.Житкова, В. Бианки. Герои рассказа. Нравственный смысл поступков. Характеристика героев. Подробный пересказ на основе плана, вопросов, рисунков.

Оценка планируемых достижений.

индивидуальная

Сравнение сказок и рассказов о животных.

Умение

пересказывать

подробно по плану произведение.

Видение красоты

природы, изображённой в художественных

произведениях.


6

Из детских

журналов

2 часа

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Придумывание своих вопросов по содержанию, сравнение их с необычными вопросами из детских журналов.

Произведения из детских журналов. Игра в стихи. Д. Хармс. Ю. Владимиров, А. Введенский.

Заголовок. Подбор заголовка в соответствии с содержанием, главной мыслью. Ритм стихотворного текста. Выразительное чтение на основе ритма.

Оценка своих достижений.

индивидуальная

Умение отличать журнал от книги;

ориентироваться

в журнале;

находить информацию по заданной теме;

рисовать иллюстрации для собственного детского журнала;

писать (составлять) свои рассказы и стихи для детского журнала.

Планирование

возможного варианта исправления

допущенных ошибок.

7

Люблю природу русскую. Зима

3 часа

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Зимние загадки. Соотнесение загадки с отгадкой.

Лирические произведения И. Бунина, К.Бальмонта, Я.Акима, Ф.Тютчева, С.Есенина, С.Дрожжина. Настроение стихотворения. Слова, которые помогают представить зимние картины. Авторское отношение к зиме.

Русская народная сказка «Два мороза». Главная мысль произведения. Соотнесение пословицы с главной мыслью произведения. Герой произведения. Характеристика героев.

Новогодняя быль.

С. Михалков. Особенности данного жанра.

Чтение по ролям.

Весёлые стихи о зиме А. Барто,

А. Прокофьева.

Оценка достижений.

индивидуальная

Умение читать выразительно, отражая

настроение стихотворения;

сравнивать произведения разных поэтов на одну тему;

произведения разных поэтов на одну тему;

рисовать словесные картины зимней природы с опорой на текст стихотворения.

Наблюдение за жизнью слов в художественном тексте.

Чувство ритма

и мелодики

стихотворения.

Чтение стихов наизусть.

Понимание

особенностей были и сказочного текста.

9

Писатели детям

3 часа

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

К. Чуковский. Сказки. «Путаница». «Радость». «Федориногоре».

Настроение стихотворения. Рифма.

Авторское отношение к изображаемому. Чтение по ролям.

С.Я. Маршак. Герои произведений С. Маршака. «Кот и лодыри».

С.В. Михалков. Стихотворение «Мой секрет», «Сила воли». Эпическое стихотворение. Заголовок. Содержание произведения. Деление текста на части.

Герой стихотворения. Характеристика героя произведения с опорой на его поступки.

А.Л. Барто. Стихи. Заголовок стихотворения. Настроение стихотворения. Выразительное чтение стихотворения.

Н.Н. Носов. Юмористические рассказы для детей. Герои юмористических рассказов. Авторское отношение к ним. Составление плана текста. Подробный пересказ на основе самостоятельно составленного плана. Подробный пересказ на основе картинного плана.

Оценка достижений.

индивидуальная

Определение смысла произведения.

Пересказ

произведения на основе плана.

Определение особенностей юмористического произведения;

характеристика героя,

используя слова-антонимы.

Умение находить слова, которые с помощью звука помогают представить образ героя

произведения;

рассказывать о героях, отражая собственное отношение к ним; выразительно читать

юмористические

эпизоды

из произведений.


9

Я и мои друзья

2 часа

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Стихи о дружбе и друзьях В. Берестова, Э. Мошковской,

В. Лунина. Соотнесение пословиц и смысла стихотворения. Нравственно-этические представления.

Рассказы Н. Булгакова, Ю. Ермолаева, В. Осеевой. Смысл названия рассказа. Соотнесение названия рассказа с пословицей. Соотнесение плана рассказа. Устные рассказы о дружбе, взаимовыручке.

Оценка достижений.

индивидуальная

Определение

последовательности

событий.

Умение придумывать продолжение рассказа;

объяснять нравственный смысл рассказов;

пересказывать по плану.

Соотношение основной мысли рассказа стихотворения с пословицей.

Объяснение

и понимание поступков героев.

Понимание авторского отношения к героям и их поступкам;

выразительное чтение по ролям.

10

Люблю природу русскую. Весна

4 часа

Знакомство с названием раздела.

Весенние загадки. Соотнесение загадки с отгадкой. Сочинение весенних загадок.

Лирические стихотворения Ф.Тютчева,

А. Плещеева,

А. Блока, И. Бунина, С. Маршака,

Е. Благининой,

Э. Мошковской. Настроение стихотворения. Приём контраста в создании картин зимы и весны. Слово как средство создания весенней картины природы. Звукопись.

индивидуальная

Умение читать выразительно, отражая настроение стихотворения;

сравнивать произведения разных поэтов на одну тему.

Сравнение и

характеристика героев.

Наблюдение за жизнью слова.

Умение

отгадывать загадки;

соотносить отгадки

с загадками.

Сочинение собственных загадок на основе опорных слов прочитанных загадок.

Представление картины весенней природы.

Сравнение

стихотворений о весне разных поэтов

11

И в шутку и всерьёз

4 часа

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Весёлые стихи

Б. Заходера,

Э. Успенского,

В. Берестова,

И. Токмаковой. Анализ заголовка. Заголовок - «входная дверь» в текст. Авторское отношение к читателю. Герой авторского стихотворения. Сравнение героев стихотворения. Ритм стихотворения. Чтение стихотворения на основе ритма.

Инсценировка стихотворения.

Весёлые рассказы для детей Э.Успенского, Г.Остера, В.Драгунского.

Герои юмористических рассказов. Особое отношение к героям юмористического текста. Восстановление последовательности текста на основе вопросов.

Оценка планируемых достижений.

индивидуальная

Понимание

особенностей

юмористического

произведения

Сравнение и

характеристика героев.

Пересказ и

инсценировка рассказов.

Анализ заголовка произведения.

Сравнение

героев

произведения;

характеристика их поступков, используя слова с противоположным значением.

Восстановление последовательности событий на основе событий.

Пересказ подробно на основе вопросов

учебника;

выразительное

чтение отрывков из них.

12

Литература

зарубежных стран

3 часа

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставка книг.

Американские, английские, французские, немецкие народные песенки в переводе С.Маршака, В.Викторова, Л.Яхнина. Сравнение русских и зарубежных песенок.

Ш. Перро. «Кот в сапогах». «Красная шапочка». Герои зарубежных сказок. Сравнение героев зарубежных и русских сказок. Творческий пересказ: дополнение содержания сказки.

Г. –Х. Андерсен. «Принцесса на горошине». Герои зарубежных сказок.

Эни Хогарт. «Мафин и паук». Герои сказок. Составление плана сказки для подробного пересказа. Соотнесение смысла сказки с русской пословицей.

Проект: «Мой любимый писатель – сказочник».

Оценка достижений.

индивидуальная

Сравнение произведений разных народов с русскими, находить общее и

различия.

Умение определять

героев и характеризовать их;

пересказывать по плану.

Сравнение песенок разных народов с русскими песенками,

нахождение общего и различия.

Определение героев произведения.

Умение

придумывать окончание сказок;

сравнивать сюжеты сказок разных стран;

пересказывать

подробно сказку на основе составленного плана, называть волшебные события и предметы в сказке.

Участие в проектной деятельности.

Инсценировка литературных сказок зарубежных писателей.

Умение находить книги зарубежных сказочников в школьной и домашней библиотеке.




Критерии оценки проверочных работ

Нормативы чтения для учащихся с ЗПР начальных классов.

Проверка навыков чтения учащихся проводится на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием текстов учебной книги, произведений, рекомендованных для внеклассного чтения, путем специального опроса по чтению, пересказа и комбинированного опроса. В начале, середине и конце учебного года проводится проверка овладения учащимися правильности чтения, беглости и выразительности чтения и понимания содержания прочитанного (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения. В начале очередного года навыки чтения проверяются по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года. При оценке навыков чтения не учитываются следующие речевые нарушения учащихся:

· нарушения темпа речи;

· нарушение произношения;

·заикание;

·органические и функциональные нарушения голоса.


Итоговые проверки навыка чтения проводятся два раза в год: в конце I и II полугодия.

Оценка «5» ставится ученику, если он: · читает правильно, понимает содержание прочитанного;

· в I полугодии читает плавно, по слогам, отдельные простые слова умеет читать целиком, темп чтения не менее 35 слов в минуту;

· во II полугодии читает плавно, целыми словами (отдельные трудные слова читает по слогам), со скоростью не менее 40 слов в минуту;

· верно ставит ударение в словах, соблюдает интонацию, соответствующие знаки препинания в конце предложения;

· умеет правильно отвечать на вопрос учителя и последовательно передать содержание сюжетного рассказа, сказки и иллюстрации к тексту, твердо знает наизусть стихотворение и читает его выразительно.

Оценка «4» ставится ученику, если он:

· понимает основное содержание прочитанного;

· в I полугодии читает плавно, целыми словами (трудные слова читает по слогам), темп чтения не менее 30 слов в минуту;

· во II полугодии читает плавно, целыми словами (трудные слова читает по слогам), темп чтения не менее 35 слов в минуту, допускает при чтении 1-2 ошибки в словах, в расстановке ударений, при соблюдении пауз и интонации в конце предложения;

· правильно пересказывает прочитанный текст и отвечает на вопросы учителя, но допускает речевые неточности, которые исправляет самостоятельно или с небольшой помощью учителя;

- знает наизусть стихотворение, но допускает при чтении перестановку слов, легко и самостоятельно исправляет допущенные неточности. 26 Оценка «3» ставится ученику, если он:

· осваивает содержание прочитанного только с помощью учителя;

· в I полугодии читает отрывисто, по слогам (отдельные слова читает целиком), со скоростью не менее 25 слов в минуту;

· во II полугодии читает плавно, по слогам отдельные слова читает целиком), темп чтения не менее 30 слов в минуту, не соблюдает пауз между словами и предложениями;

· пересказывает текст, нарушая последовательность, допускает речевые ошибки и исправляет их только с помощью учителя;

· знает наизусть стихотворение, но при чтении воспроизводит его неточно.

· в I полугодии читает по буквам, темп чтения менее 20 слов в минуту;

· во II полугодии читает отрывисто, по слогам, с элементами побуквенного чтения со скоростью 25 слов в минуту;

· не воспроизводит текст по вопросам учителя;

· при чтении наизусть нарушает последовательность, не полностью воспроизводит текст прочитанного.













Календарно – тематическое планирование

п/п

Тема УЭ

Кол-во часов

Тема урока

Дата

Планируемый результат (учащийся умеет)

Модуль 1. Самое великое чудо на свете. Устное народное творчество (5ч)

Цели. Познакомить с учебником, научить осознанно читать текст и пересказывать его. Развивать интерес к чтению и книге; формировать читательский кругозор и приобретать опыт в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности.

0

Постановочный

1

Постановка целей и задач при изучении модуля. Знакомство с учебником.Книга – великое чудо


Определять цели и задачи модуля.

Обучающийся с помощью учителя научится предполагать содержание изучаемого раздела

1

Самое великое чудо на свете. Устное народное творчество

1

Малые фольклорные жанры:

песенки, потешки, прибаутки, считалки, небылицы





Умеет:

читать осознанно текст художественного произведения, пересказывать его;

делить текст на смысловые части;

создавать небольшой устный текст на заданную тему.

2


1

Народная мудрость в загадках, пословицах и поговорках

«Петушок и бобовое зёрнышко» - сказка


Знает: народные загадки.

Умеет:

отгадывать загадки;

различать загадки народные и авторские;

участвовать в диалоге

3


1

Сказки о животных

«Лиса и тетерев», «Лиса и журавль»





Знает: произведения русских поэтов о природе.

Умеет:

выразительно читать стихотворения;

использовать интонацию;

Обучающийся научитсянаходить заглавие текста, называть автора произведения; различать в практическом плане сказку, стихотворение; определять

связь произведений литературы с видами искусств.

4


1

Русская народная сказка

«Гуси – лебеди»

Обобщение по теме



Знает: произведения русских поэтов о природе.

Умеет:

выразительно читать стихотворения;

использовать интонацию

Модуль 2. Люблю природу русскую. Осень (2 ч)

Цель: учить выразительно читать стихи, воспитывать любовь к природе.

0

Постановочный

1

Постановка целей и задач при изучении модуля.

Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»

В. Берестов

«Хитрые грибы», «Грибы»


Определять цели и задачи модуля.


Люблю природу русскую. Осень


Стихи и рассказы об осени.

А. Толстой, С. Есенин,

В. Брюсов, И. Токмакова

М. Пришвин «Осеннее утро»

И.Бунин «Сегодня так светло» Обобщение по теме



Знает: понятие «рифма».

Умеет:

находить рифму в произведении;

Произведения выдающихся представителей русской литературы о природе. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Модуль 3. Русские писатели (4ч)

Цель: познакомить с русскими писателями и их произведениями.

0

Постановочный

1

Постановка целей и задач при изучении модуля. Солнце русской поэзии» -

А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный», «Зима»


Определять цели и задачи модуля.

1

Русские писатели

1

А. С. Пушкин

«Сказка о рыбаке и рыбке»



Знает произведения А. С. Пушкина о природе.

Умеет:

читать выразительно и осознанно стихотворения;

осуществлять выборочное чтение отрывков

2


1

И. Крылов «Лебедь, Рак и Щука», «Стрекоза и Муравей»


3


1

Л. Н. Толстой. Рассказы Обобщение по теме



Знает:

понятие «быль»;

творчество Л. Толстого.

Умеет:

читать выразительно, осознанно текст художественного произведения

Модуль 4. О братьях наших меньших.

Из детских журналов (5 ч)

Цели. Познакомить с творчеством русских писателей, учить различать жанры произведений, отвечать на вопросы по тексту. Познакомить с названиями детских журналов.

0

Постановочный

1

Постановка целей и задач при изучении модуля. Б. Заходер «Плачет киска»

И. Пивоварова «Жила – была собака…»


Определять цели и задачи модуля.

Умеет:

определять построение, характер текста;

использовать силу голоса для постановки логического ударения

1

О братьях наших меньших.

Из детских журналов

1

М. Пришвин

«Ребята и утята»



Знает:

творчество русских писателей, особенности произведений.

Умеет:

определять содержание сказки по теме (названию), сформулированной в форме вопроса

2


1

Б. Житков «Храбрый утёнок» В. Бианки «Музыкант»


3


1

Д. Хармс «Игра», «Вы знаете»,

«Весёлые чижи»


Знает:

названия детских журналов;

понятие «темп» чтения.

Умеет:

устанавливать темп чтения от смысла читаемого;

работать с иллюстрациями;

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста)

4


1

Ю.Владимиров «Чудаки».

А Введенский «Ученый Петя» Обобщение по теме



Модуль 5. Писатели детям (8 ч)

Цель: познакомить с писателями, которые писали о детях и для детей и с их произведениями.

0

Постановочный

1

Постановка целей и задач при изучении модуля.

Тютчев «Чародейкою Зимою…»

С. Есенин «Поёт зима – аукает…»


Определять цели и задачи модуля.

Знает: произведения о зиме.

Умеет:

определять средства художественной выразительности;

составлять мини-рассказ о зиме и зимних играх.

Иллюстрации о природе и их роль в понимании произведения умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, уча­ствовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев

1

Писатели детям

1

И. Бунин, К. Бальмонт,

Я. Аким «Первый снег»

С. Есенин «Берёза»


2


1

К. Чуковский «Путаница», «Радость»


Умеет: определять тему и главную мысль;

давать характеристику главным героям;

умение самостоятельно выбирать интересующую литера­туру, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию

3


1

К. Чуковский «Федорино горе»


4


1

С. Я. Маршак

«Кот и лодыри»,

С. В. Михалков «Мой секрет», «Мой щенок»


Научились понимать содержание литературного произведения, определение темы, главной мысли. Участие в диалоге при обсуждении произведения.

5


1

А. Л. Барто «Верёвочка», «Мы не заметили жука», «Вовка – добрая душа»



6


1

Н. Н. Носов «Затейники»


Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения

7


Обобщение

1

Н. Н. Носов «На горке» Обобщение по теме

«Писатели – детям»


Модуль 6. Я и мои друзья (3 ч)

Цель: учить распределять роли, читать произведения в лицах, выделять главную мысль в произведениях.

0

Постановочный

1

Постановка целей и задач при изучении модуля.

В. Берестов «За игрой», «Гляжу с высоты»

Э. Мошковская «Я ушёл в свои обиды»


Определять цели и задачи модуля.

1

Я и мои друзья

1

В. Лунин «Я и Вовка»

Ю.Ермолаев«Два пирожных»


Умеет:

подбирать эпизоды из текста к иллюстрациям;

определять мотивы поведения героев путем выбора правильного ответа из ряда предложений;

читать осознанно текст художественного произведения

2



Обобщение

1

В. Осеева

«Волшебное слово»

Обобщение по теме

«Я и мои друзья»


Модуль 7. Люблю природу русскую. Весна (3 ч)

Цель: учить читать выразительно стихи, искать информацию, читать монологи.

0

Постановочный

1

Постановка целей и задач при изучении модуля.

Ф. Тютчев «Зима недаром злится…», С. Маршак «Снег уж теперь не тот», А. Блок «На лугу»


Определять цели и задачи модуля.

Умеет:

выразительно читать стихотворения

анализировать средства художественной выразительности;

использовать связь литературы с разными видами искусства

использование интонации,

соответствующей смыслу текста

1

Люблю природу русскую. Весна

1

А. Плещеев «Весна», «Сельская песенка», И. Бунин «Матери»


2


1

Произведения Е. Благининой,

Э. Мошковской


Модуль 8. И в шутку и всерьёз (4 ч)

Цель: учить делить текст на части, составлять его простой план.

0

Постановочный

1

Постановка целей и задач при изучении модуля.

Б. Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего!»


Определять цели и задачи модуля

Знает: понятие «орфоэпическое чтение».

Умеет:

читать орфоэпически;

читать по ролям; – определять тему и главную мысль произведения

1

И в шутку и всерьёз

1

Э. Успенский «Чебурашка»


2


1

Э. Успенский «Если был бы я девчонкой», «Над нашей квартирой»


3


1

В. Драгунский «Тайное становится явным»

Обобщение по теме «И вшутку и всерьёз»


Знает: юмористические произведения для детей.

Умеет:

читать осознанно текст художественного произведения;

определять тему и главную мысль произведения;

пересказывать;

делить текст на смысловые части, составлять его простой план

Модуль 9. Литература зарубежных стран (4 ч)

Цель: познакомить с произведениями зарубежных писателей.

0

Постановочный

1

Постановка целей и задач при изучении модуля.

Французская народная песенка «Сюзон и мотылёк», Немецкая народная песенка «Знают мамы, знают дети»


Определять цели и задачи модуля


Умеет приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу; различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация)

1

Литература зарубежных стран

1

Шарль Перро «Кот в сапогах»


2


1

Шарль Перро

«Красная шапочка»


3

Контроль

1

Г. Х. Андерсен

«Принцесса на горошине»

Итоговая проверочная работа








Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.