Адаптированная рабочая программа по литературному чтению для 2 класса
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа № 2 «Образовательный центр» с. Кинель-Черкассы
муниципального района Кинель - Черкасский Самарской области
«Рекомендована к утверждению» на заседании НМС протокол № 1 от 30.08 2022 г. | | «Утверждена» Приказом № 74/3 от 31.08.2022 г. |
Адаптированная рабочая программа по литературному чтению
для 2 класса
Учитель: Гладышева О.Н. | |
| |
| |
| |
| |
| |
2022-2023 учебный год
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа составлена на основе:
- основной образовательной программы основного общего образования ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» с. Кинель – Черкассы;
- примерной программы по литературному чтению для начальной школы (выходные данные);
- УМК «Школа России» Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. «Литературное чтение» для 2 класса: для общеобразовательных организаций, М.: Просвещение, 2021
Предмет литературное чтение входит в число обязательных предметов учебного плана.
Место и роль предмета в инвариантной части Учебного плана
Литературное чтение входит в инвариантную часть учебного плана ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» с. Кинель-Черкассы в предметную область «Литературное чтение». Количество часов на изучение литературного чтения во 2 классе в объеме 4 часов в неделю.
Количество учебных часов, на которое рассчитана АРП по индивидуальному учебному плану
По индивидуальному учебному плану на изучение литературного чтения выделено 34 часа в год – 1 час в неделю.
Особенности обучающегося
Программа адресована обучающимся с ЗПР, которые характеризуются уровнем развития близким к возрастной норме, при этом отмечается сниженная умственная работоспособность, низкий уровень мотивации к учебе, негрубые аффективно-поведенческие расстройства, нередко затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом. Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности, как правило, сформированы недостаточно.
Программа учитывает особые образовательные потребности детей с ЗПР:
- формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности;
- стимулирование развития учебной мотивации, познавательной активности; обеспечение непрерывного контроля над становлением учебно- познавательной деятельности ребенка до достижения уровня, позволяющего сформировать умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, умение планировать и контролировать свою деятельность, стремиться к самостоятельному выполнению учебных заданий;
- стимуляция осмысления ребенком приобретаемых в ходе обучения знаний как пригодных для применения в привычной повседневной жизни;
- включение в содержание программы разделов, содержащих специальный коррекционный компонент;
- организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков детьми с ЗПР («пошаговое» предъявление материала, дозированная помощь взрослого, использование специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию ребенка, так и компенсации индивидуальных недостатков развития).
Содержание и построение курса «Литературное чтение» определяется возрастными особенностями младших школьников, уровнем развития их эмоционально-чувственной сферы, их личным жизненным опытом, необходимостью создать условия для формирования у них навыка чтения и умения «погружаться» в мир художественного произведения. Полноценное освоение художественного текста предполагает овладение навыком, культурой чтения. Поэтому в данной программе обращается внимание на технологию выразительного чтения: умение выдерживать паузу, изменять темп чтения, силу и высоту голоса, интонацию. Важной частью курса «Литературное чтение» является внеклассное чтение. Интерес к нему стимулируется включением в программу фрагментов (глав) отдельных произведений. Это способствует пробуждению желания прочитать их полностью. Кроме того, учащиеся получают специальные задания, которые стимулируют их на поиск книг и отдельных произведений по внеклассному чтению, вырабатывают умение самостоятельно ориентироваться в них.
Предметная линия «Литературное чтение» включает в себя два взаимосвязанных компонента: «академический» и «жизненной компетенции». Функция «академического» компонента – оснащение ребенка знаниями и умениями для их применения в будущем. Функция компонента «жизненной компетенции» - это обеспечение ребенка практическими знаниями, умениями и навыками, необходимыми в повседневной жизни и формирующими основу дальнейшего развития отношений с окружением.
Правила работы с детьми с особенностями
Подбор заданий, максимально возбуждающих активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности, требующих разнообразной деятельности.
Приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню развития детей с ЗПР.
Индивидуальный подход.
Сочетание коррекционного обучения с лечебно-оздоровительными мероприятиями.
Повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий;
Постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий.
Использование многократных указаний, упражнений.
Проявление большого такта со стороны учителя
Использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в нем веры в свои силы.
Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы;
Использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций.
Характерные формы организации деятельности обучающихся с ОВЗ
Система коррекционно-развивающего обучения – форма дифференцированного образования, которая позволяет решать задачи своевременной активной помощи детям с трудностями в обучении и адаптации к школе. Предусматривается последовательное взаимодействие диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического и социально-трудового направлений деятельности.
Важным моментом в организации системы коррекционно-развивающего обучения является динамическое наблюдение за продвижением каждого ребенка. Коррекционная направленность обучения обеспечивается набором базовых учебных предметов, которые составляют инвариантную часть учебного плана. Коррекционно- развивающее обучение осуществляется учителем на всех уроках и позволяет обеспечивать усвоение учебного материала на уровне требований к знаниям и умениям образовательного стандарта школы. Коррекция индивидуальных недостатков развития осуществляется на индивидуально-групповых занятиях, специально выделенных для этой цели. Это общеразвивающие занятия, способствующие коррекции недостатков памяти, внимания, речи, развитию мыслительной деятельности, которые проводят педагог-психолог и учитель-логопед. Занятия предметной направленности – подготовка к восприятию трудных тем учебной программы, ликвидация пробелов предшествующего обучения проводит основной учитель класса на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях в начальных классах.
Цели и задачи образования
- адаптировать детей к учебному процессу, дать им возможность поверить в свои силы и не затеряться среди общей массы учащихся.
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова;
- совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников;
- формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
- воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;
- обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности;
- развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.
Основной воспитательной задачей, которую ставит учитель, будет: воспитание мотивации к учению.
- формирование фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза;
- формирование, закрепление и постепенное совершенствование навыка чтения – сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения вслух и про себя;
- уточнение и обогащение словарного запаса путём расширения и дифференциации непосредственных впечатлений и представлений, полученных при чтении;
- формирование умений полноценно воспринимать литературное произведение в его эмоциональном, образном и логическом единстве, преодоление недостатков в развитии эмоционально- волевой сферы детей;
- развитие нравственных и эстетических представлений и чувств, художественного вкуса, творческого и воссоздающего воображения, коррекция личностного развития ребёнка;
- преодоление недостатков в развитии речи обучающихся, формирование речевых умений и навыков, знаний о родном языке;
- развитие и расширение первоначальных знаний и представлений об окружающем мире, обогащение чувственного опыта ребёнка, развитие его мыслительной деятельности и познавательной активности;
- привитие интереса к книге, к самостоятельному чтению, к литературному творчеству.
При организации коррекционно-развивающей обучения в школе важно учитывать следующие принципы
- Динамичность восприятия учебного материала. Предполагает использование заданий по степени нарастающей трудности. Следует подбирать задания, при выполнении которых используются действия различных анализаторов: слухового, зрительного, кинестетического.
-Принцип продуктивной обработки информации. В учебный процесс необходимо включать задания, предполагающие самостоятельную обработку информации учениками с использованием дозированной поэтапной помощи педагога. Предварительно учитель обучает работать с информацией по образцу, алгоритму, вопросам. Ученик осуществляет перенос показанного способа обработки информации на своё индивидуальное задание.
- Принцип развития и коррекции высших психических функций основан на включении в урок специальных упражнений по коррекции и развитию внимания, памяти, навыков чтения и устного высказывания.
- Принцип мотивации к учению подразумевает, что каждое учебное задание должно быть четким, т. е. ученик должен точно знать, что надо сделать для получения результата. У ученика в случае затруднения должна быть возможность воспользоваться опорой по образцу, по алгоритму (забыл - повторю - вспомню - сделаю).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметные:
понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных
этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам;
4) понимание роли чтения, использование разных видов чтения;
5) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов;
6) умение выбирать с помощью взрослого интересующую литературу;
7) осознанное, правильное, плавное чтение вслух целыми словами с использованием некоторых средств устной выразительности речи;
8) формирование умения осознанно воспринимать и оценивать содержание текстов, участие в обсуждении прочитанных произведений, умение высказывать отношение к поступкам героев, оценивать поступки героев и мотивы поступков с учетом принятых в обществе норм и правил;
9) формирование потребности в систематическом чтении.
Содержание Адаптированной рабочей программы
Критерии оценки проверочных работ
Нормативы чтения для учащихся с ЗПР начальных классов.
Проверка навыков чтения учащихся проводится на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием текстов учебной книги, произведений, рекомендованных для внеклассного чтения, путем специального опроса по чтению, пересказа и комбинированного опроса. В начале, середине и конце учебного года проводится проверка овладения учащимися правильности чтения, беглости и выразительности чтения и понимания содержания прочитанного (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения. В начале очередного года навыки чтения проверяются по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года. При оценке навыков чтения не учитываются следующие речевые нарушения учащихся:
· нарушения темпа речи;
· нарушение произношения;
·заикание;
·органические и функциональные нарушения голоса.
Итоговые проверки навыка чтения проводятся два раза в год: в конце I и II полугодия.
Оценка «5» ставится ученику, если он: · читает правильно, понимает содержание прочитанного;
· в I полугодии читает плавно, по слогам, отдельные простые слова умеет читать целиком, темп чтения не менее 35 слов в минуту;
· во II полугодии читает плавно, целыми словами (отдельные трудные слова читает по слогам), со скоростью не менее 40 слов в минуту;
· верно ставит ударение в словах, соблюдает интонацию, соответствующие знаки препинания в конце предложения;
· умеет правильно отвечать на вопрос учителя и последовательно передать содержание сюжетного рассказа, сказки и иллюстрации к тексту, твердо знает наизусть стихотворение и читает его выразительно.
Оценка «4» ставится ученику, если он:
· понимает основное содержание прочитанного;
· в I полугодии читает плавно, целыми словами (трудные слова читает по слогам), темп чтения не менее 30 слов в минуту;
· во II полугодии читает плавно, целыми словами (трудные слова читает по слогам), темп чтения не менее 35 слов в минуту, допускает при чтении 1-2 ошибки в словах, в расстановке ударений, при соблюдении пауз и интонации в конце предложения;
· правильно пересказывает прочитанный текст и отвечает на вопросы учителя, но допускает речевые неточности, которые исправляет самостоятельно или с небольшой помощью учителя;
- знает наизусть стихотворение, но допускает при чтении перестановку слов, легко и самостоятельно исправляет допущенные неточности. 26 Оценка «3» ставится ученику, если он:
· осваивает содержание прочитанного только с помощью учителя;
· в I полугодии читает отрывисто, по слогам (отдельные слова читает целиком), со скоростью не менее 25 слов в минуту;
· во II полугодии читает плавно, по слогам отдельные слова читает целиком), темп чтения не менее 30 слов в минуту, не соблюдает пауз между словами и предложениями;
· пересказывает текст, нарушая последовательность, допускает речевые ошибки и исправляет их только с помощью учителя;
· знает наизусть стихотворение, но при чтении воспроизводит его неточно.
· в I полугодии читает по буквам, темп чтения менее 20 слов в минуту;
· во II полугодии читает отрывисто, по слогам, с элементами побуквенного чтения со скоростью 25 слов в минуту;
· не воспроизводит текст по вопросам учителя;
· при чтении наизусть нарушает последовательность, не полностью воспроизводит текст прочитанного.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема УЭ | Кол-во часов | Тема урока | Дата | Планируемый результат (учащийся умеет) |
Модуль 1. Самое великое чудо на свете. Устное народное творчество (5ч) Цели. Познакомить с учебником, научить осознанно читать текст и пересказывать его. Развивать интерес к чтению и книге; формировать читательский кругозор и приобретать опыт в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности. | |||||
0 | Постановочный | 1 | Постановка целей и задач при изучении модуля. Знакомство с учебником.Книга – великое чудо | | Определять цели и задачи модуля. Обучающийся с помощью учителя научится предполагать содержание изучаемого раздела |
1 | Самое великое чудо на свете. Устное народное творчество | 1 | Малые фольклорные жанры: песенки, потешки, прибаутки, считалки, небылицы | | Умеет: – читать осознанно текст художественного произведения, пересказывать его; – делить текст на смысловые части; –создавать небольшой устный текст на заданную тему. |
2 | | 1 | Народная мудрость в загадках, пословицах и поговорках «Петушок и бобовое зёрнышко» - сказка | | Знает: народные загадки. Умеет: – отгадывать загадки; – различать загадки народные и авторские; – участвовать в диалоге |
3 | | 1 | Сказки о животных «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль» | | Знает: произведения русских поэтов о природе. Умеет: – выразительно читать стихотворения; – использовать интонацию; Обучающийся научитсянаходить заглавие текста, называть автора произведения; различать в практическом плане сказку, стихотворение; определять связь произведений литературы с видами искусств. |
4 | | 1 | Русская народная сказка «Гуси – лебеди» Обобщение по теме | | Знает: произведения русских поэтов о природе. Умеет: – выразительно читать стихотворения; – использовать интонацию |
Модуль 2. Люблю природу русскую. Осень (2 ч) Цель: учить выразительно читать стихи, воспитывать любовь к природе. | |||||
0 | Постановочный | 1 | Постановка целей и задач при изучении модуля. Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…» В. Берестов «Хитрые грибы», «Грибы» | | Определять цели и задачи модуля. |
| Люблю природу русскую. Осень | | Стихи и рассказы об осени. А. Толстой, С. Есенин, В. Брюсов, И. Токмакова М. Пришвин «Осеннее утро» И.Бунин «Сегодня так светло» Обобщение по теме | | Знает: понятие «рифма». Умеет: – находить рифму в произведении; Произведения выдающихся представителей русской литературы о природе. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста |
Модуль 3. Русские писатели (4ч) Цель: познакомить с русскими писателями и их произведениями. | |||||
0 | Постановочный | 1 | Постановка целей и задач при изучении модуля. Солнце русской поэзии» - А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный», «Зима» | | Определять цели и задачи модуля. |
1 | Русские писатели | 1 | А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» | | Знает произведения А. С. Пушкина о природе. Умеет: – читать выразительно и осознанно стихотворения; – осуществлять выборочное чтение отрывков |
2 | | 1 | И. Крылов «Лебедь, Рак и Щука», «Стрекоза и Муравей» | | |
3 | | 1 | Л. Н. Толстой. Рассказы Обобщение по теме | | Знает: – понятие «быль»; – творчество Л. Толстого. Умеет: – читать выразительно, осознанно текст художественного произведения |
Модуль 4. О братьях наших меньших. Из детских журналов (5 ч) Цели. Познакомить с творчеством русских писателей, учить различать жанры произведений, отвечать на вопросы по тексту. Познакомить с названиями детских журналов. | |||||
0 | Постановочный | 1 | Постановка целей и задач при изучении модуля. Б. Заходер «Плачет киска» И. Пивоварова «Жила – была собака…» | | Определять цели и задачи модуля. Умеет: – определять построение, характер текста; – использовать силу голоса для постановки логического ударения |
1 | О братьях наших меньших. Из детских журналов | 1 | М. Пришвин «Ребята и утята» | | Знает: творчество русских писателей, особенности произведений. Умеет: – определять содержание сказки по теме (названию), сформулированной в форме вопроса |
2 | | 1 | Б. Житков «Храбрый утёнок» В. Бианки «Музыкант» | | |
3 | | 1 | Д. Хармс «Игра», «Вы знаете», «Весёлые чижи» | | Знает: – названия детских журналов; – понятие «темп» чтения. Умеет: – устанавливать темп чтения от смысла читаемого; – работать с иллюстрациями; –оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста) |
4 | | 1 | Ю.Владимиров «Чудаки». А Введенский «Ученый Петя» Обобщение по теме | | |
Модуль 5. Писатели детям (8 ч) Цель: познакомить с писателями, которые писали о детях и для детей и с их произведениями. | |||||
0 | Постановочный | 1 | Постановка целей и задач при изучении модуля. Тютчев «Чародейкою Зимою…» С. Есенин «Поёт зима – аукает…» | | Определять цели и задачи модуля. Знает: произведения о зиме. Умеет: – определять средства художественной выразительности; – составлять мини-рассказ о зиме и зимних играх. Иллюстрации о природе и их роль в понимании произведения умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев |
1 | Писатели детям | 1 | И. Бунин, К. Бальмонт, Я. Аким «Первый снег» С. Есенин «Берёза» | | |
2 | | 1 | К. Чуковский «Путаница», «Радость» | | Умеет: определять тему и главную мысль; –давать характеристику главным героям; умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию |
3 | | 1 | К. Чуковский «Федорино горе» | | |
4 | | 1 | С. Я. Маршак «Кот и лодыри», С. В. Михалков «Мой секрет», «Мой щенок» | | Научились понимать содержание литературного произведения, определение темы, главной мысли. Участие в диалоге при обсуждении произведения. |
5 | | 1 | А. Л. Барто «Верёвочка», «Мы не заметили жука», «Вовка – добрая душа» | | |
6 | | 1 | Н. Н. Носов «Затейники» | | Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения |
7 | Обобщение | 1 | Н. Н. Носов «На горке» Обобщение по теме «Писатели – детям» | | |
Модуль 6. Я и мои друзья (3 ч) Цель: учить распределять роли, читать произведения в лицах, выделять главную мысль в произведениях. | |||||
0 | Постановочный | 1 | Постановка целей и задач при изучении модуля. В. Берестов «За игрой», «Гляжу с высоты» Э. Мошковская «Я ушёл в свои обиды» | | Определять цели и задачи модуля. |
1 | Я и мои друзья | 1 | В. Лунин «Я и Вовка» Ю.Ермолаев«Два пирожных» | | Умеет: – подбирать эпизоды из текста к иллюстрациям; – определять мотивы поведения героев путем выбора правильного ответа из ряда предложений; – читать осознанно текст художественного произведения |
2 | Обобщение | 1 | В. Осеева «Волшебное слово» Обобщение по теме «Я и мои друзья» | | |
Модуль 7. Люблю природу русскую. Весна (3 ч) Цель: учить читать выразительно стихи, искать информацию, читать монологи. | |||||
0 | Постановочный | 1 | Постановка целей и задач при изучении модуля. Ф. Тютчев «Зима недаром злится…», С. Маршак «Снег уж теперь не тот», А. Блок «На лугу» | | Определять цели и задачи модуля. Умеет: – выразительно читать стихотворения – анализировать средства художественной выразительности; –использовать связь литературы с разными видами искусства использование интонации, соответствующей смыслу текста |
1 | Люблю природу русскую. Весна | 1 | А. Плещеев «Весна», «Сельская песенка», И. Бунин «Матери» | | |
2 | | 1 | Произведения Е. Благининой, Э. Мошковской | | |
Модуль 8. И в шутку и всерьёз (4 ч) Цель: учить делить текст на части, составлять его простой план. | |||||
0 | Постановочный | 1 | Постановка целей и задач при изучении модуля. Б. Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего!» | | Определять цели и задачи модуля Знает: понятие «орфоэпическое чтение». Умеет: – читать орфоэпически; – читать по ролям; – определять тему и главную мысль произведения |
1 | И в шутку и всерьёз | 1 | Э. Успенский «Чебурашка» | | |
2 | | 1 | Э. Успенский «Если был бы я девчонкой», «Над нашей квартирой» | | |
3 | | 1 | В. Драгунский «Тайное становится явным» Обобщение по теме «И вшутку и всерьёз» | | Знает: юмористические произведения для детей. Умеет: – читать осознанно текст художественного произведения; – определять тему и главную мысль произведения; – пересказывать; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план |
Модуль 9. Литература зарубежных стран (4 ч) Цель: познакомить с произведениями зарубежных писателей. | |||||
0 | Постановочный | 1 | Постановка целей и задач при изучении модуля. Французская народная песенка «Сюзон и мотылёк», Немецкая народная песенка «Знают мамы, знают дети» | | Определять цели и задачи модуля Умеет приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу; различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация) |
1 | Литература зарубежных стран | 1 | Шарль Перро «Кот в сапогах» | | |
2 | | 1 | Шарль Перро «Красная шапочка» | | |
3 | Контроль | 1 | Г. Х. Андерсен «Принцесса на горошине» Итоговая проверочная работа | |