12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Анастасия110
Россия, Челябинская обл., Магнитогорск
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»
2

Адаптированная рабочая программа по предмету «Русский язык» (срок реализации – 4 года)


Приложение к АООП НОО

МОУ «СОШ №42» г. Магнитогорска











Адаптированная рабочая программа по предмету «Русский язык»

(срок реализации – 4 года)



1.Пояснительная записка

Данная адаптированная рабочая программа по русскому языку рассчитана на обучающихся по АООП НОО ОВЗ для детей с задержкой психического развития (ЗПР).

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 1- 4 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, адаптированной основной образовательной программе начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития муниципального  общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная  школа № 42, авторской программе «Русский язык» 1 – 4 классы, Москва: «Просвещение», авторы: Канакина В. П., Горецкий В. Г., утвержденной Министерством образования РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.

Изучение русского языка в начальных классах – первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

-ознакомление обучающихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления обучающихся;

-формирование коммуникативной компетенции у обучающихся с ЗПР, развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Предметные задачи:

  • формировать первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
  • развивать диалогическую и монологическую устную и письменную речь;
  • формировать первоначальные представления о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
  • формировать навыки культуры речи во всех её проявлениях, умения правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты.

Коррекционная работа:

  • новый материал следует преподносить предельно развёрнуто; значительное место отводить практической деятельности обучающихся;
  • систематически повторять пройденный материал для закрепления ранее изученного и для полноценного усвоения нового;
  • используемый словарный материал уточнять, пополнять, расширять путём соотнесения с предметами и явлениями окружающего мира, с их признаками и т.д.;
  • выполнение письменных заданий предварять анализом языкового материала с целью предупреждения ошибок.

Все эти требования сочетаются с индивидуальным подходом к ребёнку, учитывающим уровень его подготовленности, особенности личности, работоспособность, внимание, целенаправленность при выполнении заданий.

Обучение русскому языку детей с задержкой психического развития носит элементарно-практический характер и направлено на разрешение следующих основных задач:

  • научить правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст;
  • выработать достаточно прочные навыки грамотного письма;
  • научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • повысить уровень общего развития обучающихся;
  • формировать нравственные качества.

Специальной задачей обучения русскому языку является коррекция речи и мышления.

Задачи по формированию УУД

Личностные

  • формировать чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
  • учить осознавать свою этническую и национальную принадлежность;
  • формировать целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • формировать уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • учить осваивать роль обучающегося, развивать мотивацию к учебной деятельности;
  • развивать самостоятельность и ответственность за свои поступки;
  • развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость;
  • развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, уметь не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • формировать установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивацию к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные

Познавательные:

  • учить использовать знаково-символические средства представления информации;
  • учить использовать речевые средства и средства для решения коммуникативных и
    познавательных задач;
  • формировать умение использовать различные способы поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации;
  • учить овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров
    в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в
    соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
  • учить овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • учить овладевать начальными сведениями о сущности и особенностях объектов,
    процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного
    предмета «Русский язык»;
  • учить овладевать базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Регулятивные:

  • формировать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной
    деятельности, поиска средств её осуществления;
  • формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
    соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять
    наиболее эффективные способы достижения результата;
  • формировать умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык»;

Коммуникативные:

  • учить слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий;
  • учить определять общую цель и пути её достижения; уметь договариваться о
    распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • формировать умение конструктивно разрешать конфликты посредством учёта
    интересов сторон и сотрудничества.

Коррекционные:

  • работать над увеличением объёма зрительных, слуховых, моторных восприятий; совершенствовать точность восприятий;
  • работать над усвоением знаний, умений и навыков при помощи произвольного осознанного запоминания; формировать полноту воспроизведения словесного материала, умение пользоваться планом ответа, составлять план ответа, воспроизводить словесный материал близко к тексту; развивать словесно – логическую, образную, зрительную память;
  • формировать навыки самоконтроля, развивать целеустремлённость внимания;
  • воспитывать самооценку, самоконтроль, взаимоконтроль; формировать адекватный уровень притязаний;
  • развивать фонематический слух, умение дифференцировать звуки речи, сходные по месту и способу образования; развивать функции фонематического анализа и синтеза; совершенствовать грамматический строй речи; расширять активный словарь;
  • развивать умения делать словесно – логические обобщения, давать словесный отчёт о выполненном упражнении; развивать целенаправленность в работе, мыслительную и творческую деятельность;
  • развивать самостоятельность, инициативу, умение руководствоваться не только близкими, но и далёкими мотивами;
  • развивать способностей к творческой деятель­ности.

2. Общая характеристика учебного предмета

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Русский язык и литературное чтение»:

  • формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
  • развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
  • развитие коммуника­тивных умений;
  • развитие нравственных и эстетических чувств;
  • развитие способностей к творческой деятель­ности.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  • формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемики (состав слова), морфологии и синтаксисе;
  • формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).

Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача – приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.

Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв.

Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.

Послебукварный (заключительный) – повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний.

После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:

  • система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
  • орфография и пунктуация;
  • развитие речи.

Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.

Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень обучающихся.

Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.

Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).

Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком – его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур – формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.

Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.

Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.

Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.

Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.

Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.

Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.

Содержание программы является основой для овладения обучающимися приёмами активного анализа и синтеза (приме­нительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и рече­вому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного от­ношения к употреблению в речи основных единиц языка.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.

Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

3. Описание места учебного предмета в учебном плане

В авторской программе на изучение русского языка в начальной школе выделяется 675 часов. Курс «Русский язык» рассчитан на 657 ч. В 1 классе — 165 часов (5 часов в неделю, 33 учебные недели). Во 2-4 классах на уроки русского языка отводится по 170 часов (5 часов в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека.

На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств, для успешного решения коммуникативной задачи.

Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.


5. Личностные, метапредметные, предметные и коррекционные результаты

освоения конкретного учебного предмета


Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные планируемые результаты

  1. сформированность основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ, историю России и родного края, осознание своей этнической и национальной принадлежности; сформированность ценностей многонационального российского общества; сформированность гуманистических и демократических ценностных ориентаций (национально-региональный этнокультурный компонент);
  2. сформированность целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  3. сформированность уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  4. сформированность уважительного отношения к собственной семье, ее членам, семейным традициям (семья как одна из базовых национальных ценностей согласно Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России);
  5. уважение к труду других людей, понимание ценности различных профессий, в том числе рабочих и инженерных (потребности региона).
  6. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  7. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  8. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  9. сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  10. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  11. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  12. сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные планируемые результаты

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  4. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  5. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  6. использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  7. овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
  8. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  9. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и давать оценку событиям;
  10. определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  11. готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
  12. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
  13. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

В перечне метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования учитываются особенности региона, они связаны с реализацией на территории Челябинской области образовательного проекта «ТЕМП» и развития технопаркового движения. В связи с необходимостью популяризации инженерных и рабочих профессий, создания на уровне начального общего образования предпосылок к формированию у выпускников технологической компетентности в перечень добавляются следующие метапредметные результаты:

  1. освоенность первичных действий в проектной, конструктивно-модельной, поисковой деятельности в области естественно-математического и технического профиля;
  2. сформированность способностей детей к естественно-научному мышлению, техническому творчеству и интереса к техническим специальностям.

Предметные результаты:

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по предмету «Русский язык» должны отражать:

(В перечень планируемых результатов включены результаты модуля «Родной русский язык», они обозначены аббревиатурой «!РРЯ»)

Обучающийся научится:

Обучающийся получить возможность научиться:

1 класс

Содержательная линия «Система языка»

«Фонетика и графика»

  • различать звуки и буквы;
  • характеризовать звуки русского языка:

гласные ударные/безударные;

  • характеризовать звуки русского языка:

согласные твердые/мягкие;

  • характеризовать звуки русского языка:

согласные звонкие/глухие;

  • характеризовать звуки русского языка:

парные/непарные звонкие и глухие;

  • соблюдать орфоэпические нормы русского

литературного языка.


«Лексика»

  • выявлять слова, значение которых требует

уточнения;

  • изучит этимологию своей фамилии, анализ

значения личных имен членов своей семьи


«Морфология»

  • с учетом совокупности выявленных
  • признаков (что называет) относить слова к определенной группе;
  • распознавать грамматические признаки
  • имени существительного: имя собственное.


«Синтаксис»

  • различать предложение и слово.


Содержательная линия  «Орфография и пунктуация»

  • применять правила правописания (в

объеме содержания курса): сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу в положении под ударением;

  • применять правила правописания (в

объеме содержания курса): сочетания чк – чн, чт, щн;

  • применять правила правописания (в

объеме содержания курса): прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

  • применять правила правописания (в

объеме содержания курса): непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);

  • применять правила правописания (

объеме содержания курса): раздельное написание предлогов с другими словами;

  • -применять правила правописания (в объеме содержания курса): знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
  • применять правила правописания (в

объеме содержания курса): знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;

  • безошибочно списывать текст объемом 15

20 слов;

  • писать под диктовку тексты объемом 15

20 слов в соответствии с изученными правилами правописания.

  • осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки.

2 класс

Содержательная линия «Система языка»

«Фонетика и графика»

  • различать звуки и буквы;
  • характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные;
  • характеризовать звуки русского языка: согласные твердые/мягкие;
  • характеризовать звуки русского языка: парные/непарные твердые и мягкие;
  • характеризовать звуки русского языка: согласные звонкие/глухие,
  • характеризовать звуки русского языка: парные/непарные звонкие и глухие;
  • пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.


«Состав слова (морфемика)»

  • находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание;
  • находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами корень.


  • выполнять морфемный анализ слова в соответствии с предложенным учебником алгоритмом, оценивать правильность его выполнения;
  • использовать результаты выполненного морфемного анализа для решения орфографических и/или речевых задач.

«Лексика»

  • выявлять слова, значение которых требует уточнения;
  • определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря;


«Морфология»

  • с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе основных частей речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы);
  • распознавать грамматические признаки имени существительного: имя собственное;
  • распознавать грамматические признаки имени существительного: отвечает на вопрос кто? или что? (одушевленное или неодушевленное.
  • находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;
  • познакомится с грамматическими особенностями языка жителей региона.


«Синтаксис»

  • различать предложение, словосочетание, слово.


Содержательная линия «Орфография и пунктуация»

  • применять правила правописания (в объеме содержания курса): сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу в положении под ударением;
  • применять правила правописания (в объеме содержания курса): сочетания чк – чн, чт, щн;
  • применять правила правописания (в объеме содержания курса): перенос слов;
  • применять правила правописания (в объеме содержания курса): прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
  • применять правила правописания (в объеме содержания курса): проверяемые безударные гласные в корне слова;
  • применять правила правописания (в объеме содержания курса): парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
  • применять правила правописания (в объеме содержания курса): непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
  • применять правила правописания (в объеме содержания курса): раздельное написание предлогов с другими словами;
  • применять правила правописания (в объеме содержания курса): знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
  • определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
  • безошибочно списывать текст объемом 35-40 слов;
  • писать под диктовку тексты объемом 35-40 слов в соответствии с изученными правилами правописания.
  • осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
  • подбирать примеры с определенной орфограммой;
  • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить ее в последующих письменных работах.


«Развитие речи»


  • составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: повествование;
  • анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
  • составление устных рассказов, отражающих тематику национальных, региональных и этнокультурных особенностей.


3 класс

Содержательная линия «Система языка»

Раздел «Фонетика и графика»

  • различать звуки и буквы;
  • характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные;
  • характеризовать звуки русского языка: согласные твердые/мягкие;
  • характеризовать звуки русского языка: парные/непарные твердые и мягкие;
  • характеризовать звуки русского языка: согласные звонкие/глухие;
  • характеризовать звуки русского языка: парные/непарные звонкие и глухие;
  • пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.
  • пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.


«Состав слова (морфемика)»

  • различать изменяемые и неизменяемые слова;
  • различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
  • находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание;
  • находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами корень;
  • находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами приставку;
  • находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами суффикс.
  • выполнять морфемный анализ слова в соответствии с предложенным учебником алгоритмом, оценивать правильность его выполнения;
  • использовать результаты выполненного морфемного анализа для решения орфографических и/или речевых задач.


«Лексика»

  • выявлять слова, значение которых требует уточнения;
  • определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря;


«Морфология»

  • с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе основных частей речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы);
  • распознавать грамматические признаки имени существительного: род;
  • распознавать грамматические признаки имени существительного: число;
  • распознавать грамматические признаки имени существительного: имя собственное;
  • распознавать грамматические признаки имени существительного: отвечает на вопрос кто? или что? (одушевленное или неодушевленное;
  • распознавать грамматические признаки имени прилагательного: род;
  • распознавать грамматические признаки имени прилагательного: число;
  • познакомится с грамматическими особенностями языка жителей региона.
  • проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;
  • находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.


«Синтаксис»

  • различать предложение, словосочетание, слово;
  • устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
  • классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
  • определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
  • находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
  • выделять предложения с однородными членами.
  • различать второстепенные члены предложения – определения, дополнения, обстоятельства;
  • выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
  • различать простые и сложные предложения.


Содержательная линия «Орфография и пунктуация»

  • применять правила правописания (в объеме содержания курса): сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу в положении под ударением;
  • применять правила правописания (в объеме содержания курса): сочетания чк – чн, чт, щн;
  • применять правила правописания (в объеме содержания курса): перенос слов;
  • применять правила правописания (в объеме содержания курса): прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
  • применять правила правописания (в объеме содержания курса): проверяемые безударные гласные в корне слова;
  • применять правила правописания (в объеме содержания курса): парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
  • применять правила правописания (в объеме содержания курса): непроизносимые согласные;
  • применять правила правописания (в объеме содержания курса): непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
  • применять правила правописания (в объеме содержания курса): гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
  • применять правила правописания (в объеме содержания курса): разделительные ъ и ь;
  • применять правила правописания (в объеме содержания курса): раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
  • применять правила правописания (в объеме содержания курса): раздельное написание предлогов с другими словами;
  • применять правила правописания (в объеме содержания курса): знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
  • определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
  • безошибочно списывать текст объемом 55-70 слов;
  • писать под диктовку тексты объемом 55-60 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
  • проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
  • создание небольших письменных текстов, отражающих тематику
  • национальных, региональных и этнокультурных особенностей Челябинской области;
  • осознавать место возможного возникновения орфографической
  • ошибки;
  • подбирать примеры с определенной орфограммой;
  • при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
  • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить ее в последующих письменных работах.


Содержательная линия «Развитие речи»


  • создавать тексты по предложенному заголовку;
  • подробно или выборочно пересказывать текст;
  • пересказывать текст от другого лица;
  • составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
  • анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
  • корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
  • анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);

4 класс

Содержательная линия «Система языка»

Раздел «Фонетика и графика»

  • различать звуки и буквы;
  • характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные;
  • характеризовать звуки русского языка: согласные твердые/мягкие;
  • характеризовать звуки русского языка: парные/непарные твердые и мягкие;
  • характеризовать звуки русского языка: согласные звонкие/глухие;
  • характеризовать звуки русского языка: парные/непарные звонкие и глухие;
  • пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.


  • пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.


«Состав слова (морфемика)»

  • различать изменяемые и неизменяемые слова;
  • различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
  • находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание;
  • находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами корень;
  • находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами приставку;
  • находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами суффикс.
  • выполнять морфемный анализ слова в соответствии с предложенным учебником алгоритмом, оценивать правильность его выполнения;
  • использовать результаты выполненного морфемного анализа для решения орфографических и/или речевых задач.



«Лексика»

  • выявлять слова, значение которых требует уточнения;
  • определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря;


«Морфология»

  • с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе основных частей речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы);
  • распознавать грамматические признаки имени существительного: род;
  • распознавать грамматические признаки имени существительного: число;
  • распознавать грамматические признаки имени существительного: падеж;
  • распознавать грамматические признаки имени существительного: имя собственное;
  • распознавать грамматические признаки имени существительного: отвечает на вопрос кто? или что? (одушевленное или неодушевленное;
  • распознавать грамматические признаки имени прилагательного: род;
  • распознавать грамматические признаки имени прилагательного: число;
  • распознавать грамматические признаки имени прилагательного: падеж;
  • распознавать грамматические признаки глагола: спряжение;
  • распознавать грамматические признаки глагола: отвечает на вопрос что делать? что сделать? (вид);
  • распознавать грамматические признаки глагола: время;
  • распознавать грамматические признаки глагола: изменение в настоящем и будущем времени по лицам и числам;
  • распознавать грамматические признаки глагола: изменение в прошедшем времени по родам и числам.
  • проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;
  • находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.


«Синтаксис»

  • различать предложение, словосочетание, слово;
  • устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
  • классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
  • определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
  • находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
  • выделять предложения с однородными членами;
  • познакомится с грамматическими особенностями языка жителей региона.
  • различать второстепенные члены предложения – определения, дополнения, обстоятельства;
  • выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
  • различать простые и сложные предложения.


Содержательная линия «Орфография и пунктуация»

  • применять правила правописания (в объеме содержания курса): сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу в положении под ударением;
  • применять правила правописания (в объеме содержания курса): сочетания чк – чн, чт, щн;
  • применять правила правописания (в объеме содержания курса): перенос слов;
  • применять правила правописания (в объеме содержания курса): прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
  • применять правила правописания (в объеме содержания курса): проверяемые безударные гласные в корне слова;
  • применять правила правописания (в объеме содержания курса): парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
  • применять правила правописания (в объеме содержания курса): непроизносимые согласные;
  • применять правила правописания (в объеме содержания курса): непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
  • применять правила правописания (в объеме содержания курса): гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
  • применять правила правописания (в объеме содержания курса): разделительные ъ и ь;
  • применять правила правописания (в объеме содержания курса): мягкий знак после шипящих на конце имен существительных (ночь, нож, рожь, мышь);
  • применять правила правописания (в объеме содержания курса): безударные падежные окончания имен существительных (кроме существительных на ‑мя, ‑ий, ‑ья, ‑ье, ‑ия, ‑ов, ‑ин);
  • применять правила правописания (в объеме содержания курса): безударные окончания имен прилагательных;
  • применять правила правописания (в объеме содержания курса): раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
  • применять правила правописания (в объеме содержания курса): не с глаголами;
  • применять правила правописания (в объеме содержания курса): мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2‑го лица единственного числа (пишешь, учишь);
  • применять правила правописания (в объеме содержания курса): мягкий знак в глаголах в сочетании ‑ться;
  • применять правила правописания (в объеме содержания курса): безударные личные окончания глаголов;
  • применять правила правописания (в объеме содержания курса): раздельное написание предлогов с другими словами;
  • применять правила правописания (в объеме содержания курса): знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
  • применять правила правописания (в объеме содержания курса): знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.
  • определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
  • безошибочно списывать текст объемом 15-20 слов;
  • безошибочно списывать текст объемом 35-40 слов;
  • безошибочно списывать текст объемом 55-70 слов;
  • безошибочно списывать текст объемом 80-90 слов;
  • писать под диктовку тексты объемом 15-20 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
  • писать под диктовку тексты объемом 35-40 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
  • писать под диктовку тексты объемом 55-60 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
  • писать под диктовку тексты объемом 75-80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
  • проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
  • осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
  • подбирать примеры с определенной орфограммой;
  • при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
  • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить ее в последующих письменных работах.

Содержательная линия «Развитие речи»


  • создавать тексты по предложенному заголовку;
  • подробно или выборочно пересказывать текст;
  • пересказывать текст от другого лица;
  • составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
  • анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
  • корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
  • анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);


6. Содержание учебного предмета

1 класс

Раздел 1. Добукварный период. Вводный урок. Пропись – первая учебная тетрадь. Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки. Письмо овалов и полуовалов. Рисование бордюров. Письмо долинных наклонных линий. Письмо наклонной длинной линии с закруглением внизу (влево). Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу (вправо). Письмо короткой наклонной линии с закруглением вверху (влево). Письмо длинной наклонной линии с закруглением внизу (вправо). Письмо больших и маленьких овалов, их чередование. Письмо коротких наклонных линий. Письмо коротких и длинных наклонных линий, их чередование. Письмо коротких и длинных наклонных линий с закруглением влево и вправо. Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу вправо. Письмо коротких наклонных линий с закруглением вверху влево и закруглением внизу вправо. Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу. Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу. Письмо полуовалов, их чередование. Письмо овалов. Строчная и заглавная буквы А, а. Строчная и заглавная буквы О, о. Строчная буква и. Заглавная буква И. Строчная буква ы. Строчная и заглавная буквы У, у.

Раздел 2.Букварный период. Знакомство с начертанием всех больших (заглавных) и маленьких (строчных) букв, основными типами их соединений. Обозначение звуков соответствующими буквами рукописного шрифта. Выработка связного и ритмичного написания букв и их соединений в словах, правильное расположение букв и слов на строке. Запись слов и предложений после предварительного их слого-звукового разбора с учителем, а затем и самостоятельно. Списывание слов и предложений с образцов (сначала с рукописного, а затем с печатного текста). Проверка написанного при помощи сличения с текстом-образцом и послогового орфографического чтения написанных слов. Письмо под диктовку слов, написание которых не расходится с произношением, и предложений. Правильное оформление написанных предложений (большая буква в начале предложения, точка в конце). Выработка умения писать большую букву в именах людей и кличках животных. Привлечение внимания детей к словам, написание которых расходится с произношением (безударные гласные, сочетания жи - ши, ча - ща, чу – щу). Знакомство с правилами гигиены письма. Звуковая культура речи. Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи (своей и чужой), слуховой памяти и речевого аппарата. Совершенствование общих речевых навыков: обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию. Совершенствование произношения слов, особенно сложных по слого-звуковой структуре, в соответствии с нормами- орфоэпии, с соблюдением ударения. Правильное произнесение всех звуков родного языка, особенно различение на слух, верное употребление сходных звуков, наиболее часто смешиваемых детьми: л - р, с - з, щ - ж, п- б, с - ш и т. д. (изолированное произнесение в словах, фразах и скороговорках).Исправление недостатков произнесения некоторых звуков, обусловленных отклонениями в речевом развитии детей. Работа над словом. Уточнение, обогащение и активизация словаря детей. Правильное употребление слов - названий предметов, признаков, действий и объяснение их значения. Объединение и различие по существенным признакам предметов, правильное употребление видовых и родовых слов-названий. Умение быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль, приводя его в грамматически верное сочетание с другими словами. Воспитание чуткости к смысловым оттенкам слов, различие и понимание простейших случаев многозначности слов, омонимии, подбор синонимов и антонимов (без использования терминов). Обучение пониманию образных выражений в художественном тексте. Выработка умений пользоваться словом в правильной грамматической форме, борьба с засорением речи нелитературными словами (диалектизмами, просторечиями).Работа над предложением и связной устной речью. Совершенствование речевых умений, полученных детьми до школы. Обдумывание предстоящего ответа на вопросы учителя, точное его формулирование, использование в ответе предложений различного типа. Пересказ знакомой сказки или небольшого рассказа без пропусков, повторений и перестановок частей текста (по вопросам учителя).Составление по картинке или серии картинок определенного количества предложений, объединенных общей темой, или небольшого рассказа с соблюдением логики развития сюжета. Ответы на вопросы по прочитанным предложениям и текстам. Рисование с помощью учителя словесной картинки с использованием нескольких прочитанных слов, объединенных ситуативно. Дополнение сюжета, самостоятельное придумывание событий, предшествующих изображенным или последующих. Составление рассказов о простых случаях из собственной жизни по аналогии с прочитанным, по сюжету, предложенному учителем. Развернутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений, потешек, песенок, считалок и воспроизведение их с соблюдением интонации, диктуемой содержанием. Развитие грамматически правильной речи детей, ее точности, полноты, эмоциональности, последовательности и содержательности при изложении собственных рассказов и при пересказе текста.

Раздел 3. Послебукварный период Обобщение, систематизация, закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения грамоте.

Раздел 4. Наша речь. Язык и речь. Виды речи. Русский язык – родной язык русского народа.

Текст (общее представление). Смысловая связь предложений в тексте. Заголовок текста. Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль. Выделение предложения из речи. Установление связи слов в предложении. Диалог. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки).

 Раздел 5. Слово и слог. Слово. Роль слов в речи. Слова-названия предметов и явлений, слова-названия признаков предметов, слова-названия действий предметов. Тематические группы слов. Вежливые слова. Слова однозначные и многозначные (общее представление). Слова, близкие и противоположные по значению. Словари учебника: толковый, близких и противоположных по значению слов. Слово и слог. Перенос слов. 

          

Раздел 6. Ударение (общее представление). Ударение (общее представление).

Раздел 7. Звуки и буквы. Звуки и буквы. Русский алфавит, или Азбука. Гласные звуки. Ударные и безударные гласные звуки. Согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука. Согласные звонкие и глухие. Шипящие согласные звуки. Заглавная буква в словах.

2 класс

Раздел 1. Наша речь. Виды речи. Требования к речи. Диалог и монолог.

Раздел 2. Текст. Текст. Признаки текста. Тема и главная мысль текста. Части текста. Построение текста. Воспроизведение текста.

Раздел 3. Предложение. Предложение. Члены предложения. Связь слов в предложении.

Раздел 4. Слова, слова, слова… Слово и его значение. Синонимы и антонимы. Однокоренные слова. Слог. Ударение. Перенос слова. Ударение словесное и логическое. Перенос слова по слогам.

Раздел 5. Звуки и буквы. Звуки и буквы (повторение, уточнение). Русский алфавит, или Азбука.

Раздел 6. Гласные звуки и буквы для их обозначения. Гласные звуки.

Раздел 7. Обозначение буквами гласных звуков в корне слова.  Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова.

Раздел 8. Согласные звуки. Согласные звуки. Согласный звук [й] и буква «и краткое». Слова с удвоенными согласными. Твердый и мягкий согласные звуки и буквы для их обозначения.

Раздел 9. Слова сочетаниями чк, чн, нч, нщ, щн. Мягкий знак (ь). Правописание буквосочетаний с шипящими звуками. Звонкие и глухие согласные звуки.

Раздел 10. Слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу. Мягкий знак (ь). Правописание буквосочетаний с шипящими звуками. Звонкие и глухие согласные звуки.

Раздел 11. Звонкие и глухие согласные звуки.Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слова и перед согласным.

Раздел 12.  Разделительный мягкий знак (ь).Разделительный мягкий знак (ь).

Раздел 13. Части речи. Части речи.

Раздел 14. Имя существительное. Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Собственные и нарицательные имена существительные. Число имен существительных.

Раздел 15. Глагол.Глагол. Глагол как часть речи. Число глагола. Текст-повествование и роль в нем глаголов.

Раздел 16. Имя прилагательное.Имя прилагательное. Имя прилагательное как часть речи. Единственное и множественное число имен прилагательных. Текст-описание и роль в нем имен прилагательных.

Раздел 17. Местоимение. Местоимение. Личное местоимение как часть речи. Текст-рассуждение.

Раздел 18.  Предлоги. Предлоги.

Раздел 19. Обобщение материала по теме «Части речи». Имя существительное, Имя прилагательное. Местоимение. Глагол.

Раздел 20. Повторение. Текст. Гласные и согласные звуки. Разделительный мягкий знак.

3 класс

Раздел 1. Наша речь и наш язык. Наша речь и наш язык.

Раздел 2. Текст. Предложение. Словосочетание.Текст (повторение и углубление представлений). Предложение (повторение и углубление представлений о предложении и диалоге). Виды предложений по цели высказывания и интонации. Предложения с обращением (общее представление). Состав предложения. Простое и сложное предложения. Словосочетания.

Раздел 3. Слово в языке и речи. Лексическое значение слова. Омонимы. Слово и словосочетание. Фразеологизмы. Части речи. Обобщение и углубление представлений об изученных частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе, местоимении, предлоге) и их признаках. Имя числительное (общее представление). Однокоренные слова. Слово и слог. Звуки и буквы (обобщение и углубление представлений).

Раздел 4. Состав слова. Корень слова. Формы слова. Окончание. Приставка. Суффикс. Основа слова. Обобщение знаний о составе слова.

Раздел 5. Правописание частей слова. Правописание слов с безударными гласными в корне. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне. Правописание слов с удвоенными согласными. Правописание суффиксов и приставок. Правописание приставок и предлогов. Правописание слов с разделительным твердым знаком (ъ).

Раздел 6. Части речи. Повторение и углубление представлений. Число имен существительных. Падеж имен существительных. Повторение и углубление представлений об имени прилагательном. Текст-описание. Формы имен прилагательных. Род имен прилагательных. Число имен прилагательных. Падеж имен прилагательных. Лицо, число, род личных местоимений. Повторение и углубление представлений о глаголе. Формы глагола. Число глаголов. Времена глагола. Род глаголов в прошедшем времени. Правописание частицы НЕ с глаголами.

Раздел 10. Повторение. Повторение изученного материала.

4 класс

Раздел 1. Повторение изученного. Наша речь и наш язык. Текст. Предложение. Обращение. Главные и второстепенные члены предложения.

Раздел 2. Предложение. Основа предложения. Словосочетание. Однородные члены предложения. Простые и сложные предложения.

Раздел 3. Слово в языке и речи. Лексическое значение слова. Состав слова. Значимые части слова. Правописание гласных и согласных в значимых частях слова. Правописание Ъ и Ь разделительных знаков. Части речи. Повторение и углубление представлений о частях речи. Наречие.

Раздел 4. Имя существительное. Изменение по падежам. Три склонения имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном (множественном) числе.

Раздел 5. Имя прилагательное. Повторение и углубление представлений об имени прилагательном. Изменение по падежам имен прилагательных. Правописание падежных окончаний имен прилагательных. Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе. Склонение имен прилагательных во множественном числе.

Раздел 6. Личные местоимения. Местоимение. Изменение по падежам личных местоимений. Правописание местоимений.

Раздел 7. Глагол. Неопределенная форма глагола. Спряжение глагола. Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. I и II спряжение глаголов. Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. Правописание возвратных глаголов. Правописание глаголов в прошедшем времени.

Раздел 8. Повторение. Повторение изученного материала.


7.Тематическое планирование с определением

основных видов учебной деятельности обучающихся

1 класс

Количество часов в неделю: 5

п/п

Тема раздела

Кол-во часов

Формы текущего контроля

1.

Добукварный период

18

Самостоятельная работа

Проверочные диктанты

Тест

2.

Букварный период

64

Самостоятельная работа

Проверочные диктанты

Тест

3.

Послебукварный период


23

Списывание

Самостоятельная работа

Проверочные диктанты

Тест

4.

Наша речь

9

Самостоятельная работа

5.

Слово и слог.

6

Самостоятельная работа

6.

 Ударение (общее представление)

2

Словарный диктант

Проверочные диктанты

7.

Звуки и буквы

 

43

Самостоятельная работа

Проверочные диктанты

Списывание

 Словарный диктант

Диктант с грамматическим задание (Приложение 1)

8.

Итого:

165



          2 класс

Количество часов в неделю: 5

п/п

Тема раздела

Кол-во часов

Формы текущего контроля

1.

Наша речь

3

Самостоятельная работа

2.

Текст

4

Самостоятельная работа

3.

Предложение

12

Итоговый контроль

Словарный диктант

Проверочные работы

4.

Слова, слова, слова...

17

Словарный диктант

 Проверочные работы

5.

Звуки и буквы

4

Тест

 Проверочные диктанты

 Итоговый контроль

Словарный диктант

6.

Гласные звуки и буквы для их обозначения

3

Проверочные работы

Списывание

7.

Обозначение буквами гласных звуков в корне слова

15

Тест

 Проверочные диктанты

8.

Согласные звуки

13

Словарный диктант

Проверочные работы

9.

Слова сочетаниями чк,чн, нч, нщ,щн

4

Словарный диктант

Проверочные работы

10.

Слова сочетаниями жи-ши,ча-ща,чу-щу

4

Словарный диктант

Проверочные работы

11.

Звонкие и глухие согласные звуки

13

Проверочные работы

12.

Разделительный мягкий знак

4

Самостоятельная работа

13.

Части речи

2

Словарный диктант

Проверочные работы

14.

Имя существительное

21

Словарный диктант

 Проверочные работы

15.

Глагол

17

Словарный диктант

Проверочные работы

16.

Имя прилагательное

9

Словарный диктант

Проверочные работы

17

Местоимение

4

Словарный диктант

 Проверочные работы

18.

Предлоги

7

Словарный диктант

Проверочные работы

19.

Обобщение материала по теме « Части речи»

2

Словарный диктант

Проверочные работы

20.

Повторение

12

Тест

Итоговый контроль

Словарный диктант

Диктант с грамматическим заданием

(Приложение 2)


21.

Всего:

170



3 класс

Количество часов в неделю: 5

п/п

Тема раздела

Кол-во часов

Формы текущего контроля

1

Наша речь и наш язык

2

Самостоятельная работа

2

Текст. Предложение. Словосочетание.

14

Диктант

Словарный диктант

Проверочные работы

3

Слово в языке и речи.

19

Диктант

Словарный диктант

 Проверочные работы

4

Состав слова.

16

Словарный диктант

Проверочные работы

5

Правописание частей слова.

29

Тест

Диктант

 Словарный диктант

Проверочные работы

6

Части речи

76

Тест

Диктант

Словарный диктант

Проверочные работы

7

Повторение

14

Диктант

Комплексная работа

Словарный диктант

Диктант с грамматическим заданием

(Приложение 3)


Всего:

170



 4 класс

Количество часов в неделю: 5

п/п

Тема раздела

Кол-во часов

Формы текущего контроля

1

Повторение изученного

11

Проверочная работа

 Контрольная работа

2

Предложение.

9

Тест

Словарный диктант

 Проверочная работа

3

Слово в языке и речи.

21

Контрольная работа

Словарный диктант

Проверочная работа

4

Имя существительное.

43

Тест

 Контрольная работа

 Словарный диктант

 Проверочная работа

5

Имя прилагательное.

30

Контрольная работа

Словарный диктант

Проверочная работа

6

Личные местоимения.

7

Проверочная работа

7

Глагол.

34

Тест

 Контрольная работа

 Словарный диктант

 Проверочная работа

8

Повторение

15

Тест

 Контрольная работа

 Словарный диктант

Комплексная работа

Диктант с грамматическим заданием

(Приложение 4)


Всего:

170








8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Учебно-методические комплекты (УМК «Школа России») для 1-4 классов (программа, учебники).

Примерная программа начального общего образования по русскому языку.

Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв, образцы письменных букв).

Касса букв и сочетаний.

Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе по русскому языку.

Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в программе по русскому языку (в том числе и в цифровой форме).

Словари по русскому языку: толковый, фразеологизмов, морфемный и словообразовательный.

Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанных в программе и методических пособиях.























Приложение 1

Диктант с грамматическим заданием

Предмет: русский язык

Класс: 1

Структура КИМ:

диктант;

грамматическое задание.

План диктанта с грамматическим заданием

№ п/п

Проверяемые требования

Код КЭС

Уровень сложности

Максимальный балл


Написание диктанта

8.5

Б

3


Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков,

1.3

Б

1


Различение гласных и согласных звуков,

1.2

Б

1


Деление слов на слоги. Слог как минимальная произносительная единица,

1.6

Б

1


Правописание сочетаний жи- ши, ча-ща, чу-щу

6.3

Б

1

Система оценивания диктанта

Уровень

низкий

средний

высокий

Первичный балл

0

1

2-3

Система оценивания выполнения грамматического задания

Уровень

низкий

средний

высокий

Первичный балл

0-2

3

4

Продолжительность работы: 40 минут


Ландыши

Стоял жаркий день. Роща была залита ярким светом. Тихо журчал ручей. Под ёлкой росли ландыши. Они были так хороши!

Слова для справок: стоял, залита, росли.

Грамматическое задание

  1. Поставить ударение над словами 2-го предложения.
  2. Подчеркнуть в словах 1-го предложения буквы, обозначающие гласные звуки.
  3. Разделить слова на слоги: залита, ручей, ландыши.
  4. Подчеркнуть сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.















Приложение 2

Диктант с грамматическим заданием

Предмет: русский язык

Класс: 2

Структура КИМ:

- диктант;

- грамматическое задание.

План диктанта с грамматическим заданием

№ п/п

Проверяемые умения

КЭСэслностической работыияота по русскому языку00000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000

Уровень сложности

Балл

1.

Написание диктанта

8.5

Б

3

2.

Овладение понятием «родственные (однокоренные слова)»

2.1.1

Б

1

3.

Определение качественной характеристики звука

1.5.

Б

1

4.

Части речи

4.1.

Б

1

5.

Формирование орфографической зоркости. Использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря

6.1.

Б

1

6.

Овладение понятием «родственные (однокоренные слова)»

2.1.1

Б

1

7.

Определение качественной характеристики звука

1.5.

Б

1

8.

Части речи

4.1.

Б

1

9.

Формирование орфографической зоркости. Использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря

6.1.

Б

1


Система оценивания диктанта

Уровень

«5»

«4»

«3»

«2»

Первичный балл

3

2

1

0

Система оценивания грамматического задания

Уровень

«5»

«4»

«3»

«2»

Первичный балл

8

6-7

4-5

0-3

Продолжительность работы 40 минут.

Встреча весны

Весна пришла в город. Стало тепло на дворе. Солнце растопило снег. Зажурчали ручьи, на дорогах лужи. Появилась зелёная травка. Деревья покрылись мягкими листочками. Скоро поеду с Ваней на дачу. Вскопаю грядку для вкусной репки и сладкой морковки.

Грамматическое задание

1. Подобрать два однокоренных слова к словам: травка, морковка

2. Выполнить звуко-буквенный анализ слов: весна, грядка.

3. Надписать части речи над словами в третьем и в пятом предложениях

4. Выписать из текста три слова с орфограммами в корне слова, подчеркнуть орфограмму, подобрать и написать проверочное слово.








Приложение 3

Диктант с грамматическим заданием

Предмет: русский язык

Класс: 3

Структура КИМ:

диктант

грамматическое задание.

План диктанта с грамматическим заданием

№п/п

Проверяемые требования

Код КЭС

Уровень сложности

Максимальный балл


Написание диктанта

8.5

Б

3


Разбор по членам предложения

5.4

Б

1


Определение части речи

5.4

Б

1


Нахождение глаголов в тексте

4.5

Б

1


Определение времени глагола

4.5.7

Б

1

Система оценивание написание диктанта

Уровень

«2»

«3»

«4»

«5»

Первичный балл

0

1

2

3

Система оценивания выполнения грамматического задания

Уровень

«2»

«3»

«4»

«5»

Первичный балл

0

1-2

3

4

Продолжительность работы 40 минут.




Весна

Наступила поздняя весна. Погода стоит чудная. Яркие лучи солнца ласкают землю. Тепло. Зажурчали быстрые ручьи. Из земли показалась молодая травка. Появились первые подснежники. На берёзах и тополях набухли смолистые почки. В лесу запахло берёзовым соком. Скоро на деревьях зазеленеют листья. Вот уже видны их первые зелёные язычки.

Птицы поют свои весёлые песни. Радостно чирикают воробьи. Прыгают шустрые синички. Все рады весне!

Слова для справки: запахло, прыгают

Грамматическое задание

1. Полный анализ простого предложения по членам предложения:

Полярные совы живут в тундре.

По небу плывёт лёгкое облачко.

2.Выписать из текста 3 глагола и указать форму времени.











Приложение 4

Диктант с грамматическим заданием

Предмет: русский язык

Класс: 4

Структура КИМ:

диктант;

грамматическое задание.

План диктанта с грамматическим заданием

№ п/п

Проверяемые требования

Код КЭС

Уровень сложности

Максимальный балл


Написание диктанта

8.5

Б

3


Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого

5.4

Б

1


Различение предложения, словосочетания, слова( осознание их сходства и различий)

5.1

Б

1


Способ определения I и II спряжения (практическое овладение)

4.5.7

Б

1

Система оценивание написание диктанта

Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Первичный балл

0

1

2

3

Система оценивания выполнения грамматического задания

Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Первичный балл

0

1

2

3

Продолжительность работы: 40 минут

Весна идёт

Светает. Луч весеннего солнца пробежал по верхушкам деревьев и скрылся в лапах старой ели. Снег потемнел. На лесной опушке показались рыжие проталины. Это апрельские веснушки. С каждым днём их становится всё больше.

Оживает лес. Вылезают из зимней норки зверьки. Лапка за лапкой вьются их следы на снегу. Стали слышны радостные голоса птиц. Вот пролетели клесты, снегири, зяблики. Маленькая птичка скачет от ветки к ветке. Не боится она теперь холодов. На сосне заработал дятел. Он оповещает лесных жителей о приходе весны.

Грамматическое задание

1.Подчеркни главные члены предложения в 1 предложении. Выпиши словосочетания, укажи в них стрелкой связь между словами.

2.Найди и выпиши в каком словосочетании в обоих словах нужно использовать букву и? Докажи письменно.

1) вышива..т на полотенц.. 3) от летн..й беседк..

2) подход..м к пристан.. 4) стро..шь в деревн..

3. Укажи спряжение глаголов во 2 предложении.



Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.