12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ухтинская Елена Геннадьевна2533
Работаю учителем начальных классов в небольшой сельской школе.
Россия, Мордовия респ., Саранск
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»
5

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Ручной труд" (Вариант первый) для 1 класса.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ


«ЗЫКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»




«РАССМОТРЕНО»               «СОГЛАСОВАНО»                        «УТВЕРЖДАЮ»

на заседании МО               Зам. директора по УВР                 Директор школы

Руководитель                    ________ / Э.О. Плодухина          __________/ Е.В.Агапова

_______/ Е.Г.Ухтинская     «__» _______ 2020 года              Приказ по школе № _____

Протокол № __ от                                                                 от «___» ______2020 г.

«___» _______2020 года









АДАПТИРОВАННАЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по ручному труду

для 1 класса

вариант Ι

на 2020-2021 учебный год






Составитель программы:


                                                                                                      учитель Ухтинская Е.Г.











с. Зыково, 2020 г.

Адаптированная рабочая программа по ручному труду для обучающейся 1 класса с легкой умственной отсталостью составлена на основе следующих нормативных документов:

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государтвеннного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями на 29 июня 2011 г.)

Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школы.

Рабочая программа ориентирована на учебник

«Технология» Ручной труд Кузнецова Л.А. «Просвещение» 2020г


Рабочая программа реализуется в классе совместно с другими обучающимися. В основу разработки данной рабочей программы заложены дифференцированный и деятельностный подходы.


Основная цель изучения учебного предмета «Ручной труд» в первом классе заключается в формировании у умственно отсталых младших школьников элементарной трудовой культуры, через установление в их сознании взаимосвязей между предметным миром и окружающей их жизни.

Трудовая деятельность детей с отклонением в умственном развитии характеризуется рядом особенностей: нарушением целенаправленной деятельности, низким уровнем познавательных способностей, недоразвитием мыслительных операций, нарушением двигательно-моторной, эмоционально-волевой сферы и все это ограничивает возможности умственно отсталого школьника в трудовом обучении, отрицательно влияет на формирование у них всех сторон трудовой деятельности (целевой, исполнительской, энергетической).

Задачи:

развитие интереса и положительной мотивации к трудовой деятельности;

получение первоначальных представлений о труде в жизни человека;

формирование представлений о единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека;

формирование интереса к разнообразным видам труда;

формирование простейших знаний о материалах, их свойствах, применении;

обучение элементарным безорудийным и орудийным приемам;

развитие общетрудовых умений ориентироваться в задании, планировать и контролировать сою работу с помощью учителя;

развитие познавательных психических процессов (восприятия, простран-ственных представлений и ориентировки, памяти, воображения, мышления, речи);

развитие умственной деятельности (операций анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения);

развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование практических умений;

формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации, доступными умственно отсталому первокласснику;

развитие речи;

коррекция интеллектуальных и физических недостатков с учётом их возрастных особенностей, которая предусматривает:

коррекцию познавательной деятельности учащихся путём систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в трудовом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;

развитие аналитико-синтетической деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение);

коррекции ручной моторики; улучшение зрительно-двигательной коорди-нации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного трудового материала.



Планируемые результаты освоения учебного предмета ручной труд

Личностные:

 осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

 овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

 развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нра­вственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

 сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

проявление готовности к самостоятельной жизни.

Предметные результаты:

Минимальный уровень:

- знание правил организации рабочего места и умение самостоятельно его организовать в зависимости от характера выполняемой работы, (рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте);

- знание видов трудовых работ;

- знание названий и некоторых свойств поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда; знание и соблюдение правил их хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними;

- знание названий инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройства, правил техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами;

- знание приемов работы (разметки деталей, выделения детали из заготовки, формообразования, соединения деталей, отделки изделия), используемые на уроках ручного труда;

- анализ объекта, подлежащего изготовлению, выделение и называние его признаков и свойств; - определение способов соединения деталей;

- пользование доступными технологическими (инструкционными) картами;

- составление стандартного плана работы по пунктам;

- владение некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов;

- пользование в работе доступными материалами (глиной и пластилином; природными материалами; бумагой и картоном; нитками и тканью; проволокой и металлом; древесиной; конструировать из металлоконструктора);

- выполнение несложного ремонта одежды.

Достаточный уровень:

- знание правил рациональной организации труда, включающих упорядоченность действий и самодисциплину;

- знание об исторической, культурной и эстетической ценности вещей;

- знание видов художественных ремесел;

- нахождение необходимой информации в материалах учебника, рабочей тетради;

- знание и использование правил безопасной работы с режущими и колющими инструментами, - соблюдение санитарно-гигиенических требований при выполнении трудовых работ;

- осознанный подбор материалов по их физическим, декоративно-художественным и конструктивным свойствам;

- отбор оптимальных и доступных технологических приемов ручной обработки в зависимости от свойств материалов и поставленных целей; экономное расходование материалов;

- использование в работе разнообразной наглядности: составление плана работы над изделием с опорой на предметно-операционные и графические планы, распознавание простейших технических рисунков, схем, чертежей, их чтение и выполнение действий в соответствии с ними в процессе изготовления изделия;

- осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;

- оценка своих изделий (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);

- установление причинно-следственных связей между выполняемыми действиями и их результатами;

- выполнение общественных поручений по уборке класса/мастерской после уроков трудового обучения.

Содержание учебного предмета ручной труд


Работа с глиной и пластилином

Элементарные знания о глине и пластилине (свойства материалов, цвет, форма). Глина ― строительный материал. Применение глины для изготовления посуды. Применение глины для скульптуры. Пластилин ― мате­риал ручного труда. Организация рабочего места при выполнении лепных ра­бот. Как правильно обращаться с пластилином. Инструменты для работы с пла­стилином. Лепка из глины и пластилина разными способами: кон­с­тру­ктивным, пластическим, комбинированным. Приемы работы: «разминание», «отщипывание кусочков пластилина», «размазывание по картону» (аппликация из пластилина), «раскатывание столбиками» (аппликация из пластилина), «скатывание шара», «раскатывание шара до овальной формы», «вытягивание одного конца столбика», «сплющивание», «пришипывание», «примазывание» (объемные изделия). Лепка из пластилина геометрических тел (брусок, цилиндр, конус, шар). Лепка из пластилина, изделий имеющих прямоугольную, цилиндрическую, конусообразную и шарообразную форму.


Работа с природными материалами

Элементарные понятия о природных материалах (где используют, где находят, виды природных материалов). Историко-культурологические сведения (в какие игрушки из природных материалов играли дети в старину). Заготовка природных материалов. Инструменты, используемые с природными материалами (шило, ножницы) и правила работы с ними. Организация рабочего места работе с природными материалами. Способы соединения деталей (пластилин, острые палочки). Работа с засушенными листьями (аппликация, объемные изделия). Работа с еловыми шишками. Работа с тростниковой травой. Изготовление игрушек из желудей. Изготовление игрушек из скорлупы ореха (аппликация, объемные изделия).

Работа с бумагой

Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги). Сорта и виды бумаги (бумага для письма, бумага для печати, рисовальная, впитывающая/гигиеническая, крашеная). Цвет, форма бумаги (треугольник, квадрат, прямоугольник). Инструменты и материалы для работы с бумагой и картоном. Организация рабочего места при работе с бумагой. Виды работы с бумагой и картоном:

Разметка бумаги. Экономная разметка бумаги. Приемы разметки:

- разметка с помощью шаблоном. Понятие «шаблон». Правила работы с шаблоном. Порядок обводки шаблона геометрических фигур. Разметка по шаблонам сложной конфигурации;

- разметка с помощью чертежных инструментов (по линейке, угольнику, циркулем). Понятия: «линейка», «угольник», «циркуль». Их применение и устройство;

- разметка с опорой на чертеж. Понятие «чертеж». Линии чертежа. Чтение чертежа.

Вырезание ножницами из бумаги. Инструменты для резания бумаги. Правила обращения с ножницами. Правила работы ножницами. Удержание ножниц. Приемы вырезания ножницами: «разрез по короткой прямой линии»; «разрез по короткой наклонной линии»; «надрез по короткой прямой линии»; «разрез по длинной линии»; «разрез по незначительно изогнутой линии»; «округление углов прямоугольных форм»; «вырезание изображений предметов, имеющие округлую форму»; «вырезание по совершенной кривой линии (кругу)». Способы вырезания: «симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам»; «симметричное вырезание из бумаги, сложенной несколько раз»; «тиражирование деталей».

Обрывание бумаги. Разрывание бумаги по линии сгиба. Отрывание мелких кусочков от листа бумаги (бумажная мозаика). Обрывание по контуру (аппликация).

Складывание фигурок из бумаги (оригами). Приемы сгибания бумаги: «сгибание треугольника пополам», «сгибание квадрата с угла на угол»; «сгибание прямоугольной формы пополам»; «сгибание сторон к середине»; «сгибание углов к центру и середине»; «сгибание по типу «гармошки»; «вогнуть внутрь»; «выгнуть наружу».

Сминание и скатывание бумаги в ладонях. Сминание пальцами и скатывание в ладонях бумаги (плоскостная и объемная аппликация).

Конструирование из бумаги и картона (из плоских деталей; на основе геометрических тел (цилиндра, конуса), изготовление коробок).

Соединение деталей изделия. Клеевое соединение. Правила работы с клеем и кистью. Приемы клеевого соединения: «точечное», «сплошное». Щелевое соединение деталей (щелевой замок).

Работа с текстильными материалами

Элементарные сведения о нитках (откуда берутся нитки). При­ме­не­ние ниток. Свойства ниток. Цвет ниток. Как работать с нитками. Виды работы с ни­тками:

Наматывание ниток на картонку (плоские игрушки, кисточки).

Связывание ниток в пучок (ягоды, фигурки человечком, цветы).

Шитье. Инструменты для швейных работ. Приемы шитья: «игла вверх-вниз»,

Вышивание. Что делают из ниток. Приемы вышивания: вышивка «прямой строчкой», вышивка прямой строчкой «в два приема», «вышивка стежком «вперед иголку с перевивом», вышивка строчкой косого стежка «в два приема».


Тематическое планирование

1 класс

Содержание

Количество часов

Вводный урок

Работа с глиной и пластилином

15ч

Работа с природным материалом

7 ч

Работа с бумагой

32ч

Работа с нитками

11ч

Итого:

66ч.


Календарно – тематическое планирование предмета

ручной труд для 1 класса


п/п

Наименование раздела, темы

К -во часов

Дата проведения

по плану

факт

1

Вводный урок. «Человек и труд», «Урок труда».

1



Работа с пластилином - 6 ч

2

Пластилин. Свойства, правила работы с пластилином, инструменты для работы.

1



3

Приёмы работы с пластилином -

размазывание. Задание: аппликация «Яблоко».

1



4

Раскатывание столбиками Задание: аппликация «Домик и елочка».

1



5

Скатывание шара.

Задание: помидор, апельсин.


1



6

Раскатывание шара до овальной формы. Задание: огурец.

1



7

Вытягивание одного конца овальной формы. Задание: морковь.

1



Работа с природными материалами – 4 ч

8

Где используют природные материалы.

1



9

Экскурсия. Сбор природного материала.

1



10

Наклеивание на подложку листьев различной формы.

1



11

Аппликация из природных материалов «Бабочка».

1



Работа с бумагой - 7ч.

12

Что надо знать о бумаге. Виды и свойства бумаги.

1



13

Сгибание бумаги треугольной формы. Изделие: «Елочка».

1



14

Сгибание бумаги квадратной формы. Изделие: «Стаканчик»

1



15

Сгибание бумаги прямоугольной формы. Изделие: «Наборная линейка».

1



16

Инструменты для работы с бумагой.. Шаблон.

1



17

Резание ножницами по прямой линии. Изделие: «Орнамент из квадратов».

1



18

Резание ножницами по прямым линиям. Изделие: «Парусник» орнамент из треугольников.

1



Работа с пластилином - 4ч.

19

Лепка по образцу предметов конической формы: свекла, репка.

1



20

Прием сплющивания шара. Лепка пирамидки.

1



21

Лепка по образцу грибов.

1



22

Лепка. Прощипывание пластилина двумя пальцами. Задание: цыплёнок





Работа с природными материалами - 3ч.

23

Изготовление ежа из пластилина и еловой шишки

1



24

Изготовление по образцу цветка из крылаток клена и пластилина

1



25

Изготовление по образцу рыбки из шишек и пластилина

1



Работа с бумагой – 3 ч.

26

Аппликация из обрывных кусочков бумаги. «Осеннее дерево».

1



27

Складывание фигурок из бумаги. «Открытка со складным цветком».

1



28

Складывание фигурок из бумаги. «Открытка со складной фигуркой кошечки».

1



Работа с бумагой – 4ч.

29

Конструирование «Бумажный фонарик».

1



30

Конструирование «Декоративная веточка».

1



31

Конструирование «Флажки».

1



32

Конструирование «Бумажный цветок».

1



Работа с пластилином – 2 ч.

33

Лепка по образцу рельефов букв и цифр.

1



34

Лепка многодетальных фигурок животных «Котик».

1



Работа с бумагой – 4ч.

35

Приемы резания ножницами по изогнутым линиям.

1



36

Изготовление листочков из бумаги.

1



37

Сминание и скатывание бумаги. Аппликация «Веточка рябины».

1



38

Аппликация из смятой бумаги «Цветы в корзине».

1



Работа с нитками -4 ч.

39

Откуда берутся нитки. Свойства ниток.

1



40

Сматывание ниток в клубок.

1



41

Наматывание ниток на картонку. «Бабочка».

1



42

Изготовление кисточки из ниток.

1



Работа с бумагой – 10 ч.

43

Аппликация «Фрукты на тарелке»

1



44

Вырезание из бумаги круга. Изделие «Снеговик».

1



45

Вырезание из бумаги круга. Изделие «Гусеница».

1



46

Вырезание из бумаги овала. Изделие «Цыпленок в скорлупе».

1



47

Складывание фигурок из бумаги. Изделие «Пароход».

1



48

Сгибание углов. Изделие «Стрела»

1



49

Симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам. «Плетеный коврик».

1



50

Симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам. «Птица».

1



51

Симметричное вырезание из бумаги. «Закладка для книги».

1



52

Симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам. «Самолет в облаках».

1



Работа с пластилином – 3 ч.

53

Лепка из пластилина макета

1



54

«Девочка в лесу».

1



55

Изготовление ежа из пластилина и природных материалов.

1



Работа с бумагой – 4 ч.

56

Вырезание симметричных форм из бумаги, сложенной несколько раз. Изготовление цветка из бумаги.

1



57

Коллективная аппликация «Букет цветов».

1



58

Складывание бумаги. Приемы сгибания бумаги.

1



59

Изготовление декоративной птицы из бумаги.

1



Работа с нитками – 7ч.

60

Инструменты для швейных работ. Приёмы шитья.

1



61

Шитьё по проколам (вертикальным, горизонтальным и наклонным линиям) способом «игла вверх – вниз».

1



62

Шитьё по проколам способом «игла вверх – вниз» геометрических фигур.

1



63

Как работать с нитками. Вышивание.

1



64

Вышивание способом «в два приема»

1



65

Вышивание по проколам (вертикальным, горизонтальным и наклонным линиям).

1



66

Вышивание по проколам способом «в два приема» контуров ягод, букв и других предметов.

1









Учебно-методическое обеспечение

1. Учебник «Технология» Ручной труд Кузнецова Л.А. «Просвещение» 2013г

2. Рабочая тетрадь 1, 2 часть. «Технология» Ручной труд Кузнецова Л.А. «Просвещение» 2012г








Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.