12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Наталья Галеева132
Россия, Ярославская обл., Переславль-Залесский
0

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для детей с задержкой психического развития 7 класс


Адаптированная рабочая программа учебного предмета

«Русский язык» для детей с задержкой психического развития

7 класс

Пояснительная записка

Данная программа предназначена для преподавания русского языка в 7-х классах для детей с ЗПР.

Исходными документами для составления программы являются:

федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897) с изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.;

примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);

программа курса «Русский язык». 5 – 9 классы/ авт.: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский, Л.А. Тростенцова, А.Д. Дейкина. – 13-е изд. – М.: Просвещение», 2016;

Программа рассчитана на 140 часов (4 часа в неделю), из них отводится на:

контрольные работы – 8 часов (диктанты - 7, контрольная тестовая работа - 1);

контрольные изложения – 2, контрольные сочинения – 2;

уроки, обеспечивающие формирование коммуникативной компетенции (развитие речи) –31 час.

Особенностью изучения курса в 7 классе для детей с ЗПР является ознакомительное изучение некоторых тем, достаточно трудных обучающимся с ЗПР. Более подробное изучение этих тем будет продолжаться и в следующих классах. Темы, изучающиеся ознакомительно, выделяются курсивом:

- «Сложносочинённое предложение»;

- «Сложноподчинённое предложение».

Также в рабочей программе изменено количество часов:

- 4 часа снято с темы «Повторение изученного в 5-6 классах»;

- 4 часа снято с темы «Причастие»;

- 1 час снят с темы «Деепричастие»;

- 6 часов снято с темы «Наречие».

Эти 15 часов распределены на следующие темы:

- 1 час отведен на тему «Речь. Речевая деятельность. Общие сведения о языке»;

- 1 час на тему «Предлог»;

- 3 часа на тему «Союз»;

- 3 часа на тему «Частица»;

- 1 час на тему «Междометие. Звукоподражательные слова»;

- 6 часов – на развитие речи.

Используемый УМК:

Программа курса «Русский язык». 5 – 9 классы/ авт.: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский, Л.А. Тростенцова, А.Д. Дейкина. – 13-е изд. – М.: Просвещение», 2016.

2. Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ М.Т.Баранов и др.; научный ред. Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 2020-2021.


СОДЕРЖАНИЕ

Речь. Речевая деятельность. Общие сведения о языке – 2ч.

Русский язык – один из развитых языков мира. Русский язык как развивающееся явление. Функциональные разновидности современного русского языка. Формы функционирования современного русского языка: литературный язык, диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон.

Русский язык – язык художественной литературы. Основные выразительные средства русского языка. Культуров. комп. Отражение в языке истории и культуры народа. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова.

Повторение пройденного в 6 классе – 12 (7+5)

Синтаксис и пунктуация. Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса. Знаки препинания в простом и сложном предложении. Знаки препинания в конце предложения.

Морфология. Система частей речи в русском языке. Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Краткие сведения о значении М.В. Ломоносова в лингвистике.

Лексика и фразеология. Лексическое значение слов. Прямое и переносное значение, однозначные и многозначные слова. Синонимы, омонимы, антонимы. Исконно русские и заимствованные слова, лексика общеупотребительная и лексика ограниченного употребления. Фразеологизмы и их значение

Морфемика и словообразование. Виды морфем. Морфемный разбор слов. Основные способы образования слов. Морфемный разбор слов. Основные способы образования слов.

Фонетика. Орфоэпия. Система гласных и согласных. Основные орфоэпические нормы русского языка. Связь фонетики и графики с орфографией.

Р.Р. Текст как продукт речевой деятельности, его основные признаки. Членимость текста, смысловая и композиционная цельность, связность текста, завершённость. План текста. Тема и идея текста. Функционально-смысловые типы текста: повествование, описание, рассуждение. Функциональные разновидности языка. Публицистический стиль. Его основные жанры (выступление, обсуждение, статья, интервью), языковые особенности.

Культура речи. Культура речи. Критерии культуры речи. Диалог. Виды диалогов. Диалоги разного характера (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог – обмен мнениями, диалог смешанного типа). Языковая норма, ее функции. Основные виды норм русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные). Речевой этикет.

Оценка своей и чужой речи с т.зр. точного, уместного, выразительного словоупотребления. Культура чтения, аудирования, говорения, письма.

Морфология. Орфография. Культура речи. Причастие – 29ч. (22+7)

Повторение изученного о глаголе в 5-6 классе. Причастие как часть речи. Свойства прилагательных и глаголов у причастий. Синтаксическая роль причастий.

Склонение причастий. Правописание гласных в падежных окончаниях причастий.

Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми.

Действительные и страдательные причастия. Краткие страдательные причастия. Действительные причастия настоящего о прошедшего времени. Страдательные причастия настоящего и прошедшего времени. Образование причастий. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий настоящего времени.

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий и прилагательных, образованных от глагола. Одна букв н в суффиксах кратких причастий.

Гласные перед буквами н - нн в страдательных причастиях и отглагольных прилагательных. Буквы е - ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий.

Морфологический разбор причастий.

Р.Р. Описание внешности человека. Структура текста, языковые особенности. Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности (специальные «портретные» слова). Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. Описание внешности по личным впечатлениям, фотографии.

Р.Р. Устное выступление на общественно значимую тему, его структура. Особенности выступления.

Деепричастие – 11ч. (9+2)

Деепричастие как часть речи. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий. Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте и одиночном деепричастии.

Раздельное написание не с деепричастиями.

Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Образование деепричастий. Морфологический разбор деепричастий.

Р.Р. Правильное употребление деепричастий в речи. Пересказ текста с заменой лица рассказчика.

Наречие – 26ч. (20+6)

Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Смысловые группы наречий. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий. Морфологический разбор наречий.

Слитное и раздельное написание не с наречиями на - о и – е.

Буквы е - и в приставках не – ни отрицательных наречий. Одна и две буквы н в наречиях на - о и - е.

Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Суффиксы - о и - а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. Буква ь после шипящих на конце наречий.

Р.Р. Использование в речи наречий-синонимов и наречий антонимов. Этикет диалога.

Р.Р. Учебно-научная речь. Отзыв.

Р.Р. Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий.

Категория состояния – 4ч. (2+2)

Категория состояния как часть речи. Отличие слов категории состояния от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния. Морфологический разбор слов категории состояния. Краткие сведения о значении А.Х.Востокова в лингвистике.

Р.Р. Выборочный пересказ. Выборочное изложение текста с описанием природы.

Служебные части речи - 1ч.

Самостоятельные и служебные части речи.

Предлог – 11ч. (9+2)

Предлог как служебная часть речи. Употребление предлогов. Роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги.

Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из - за, из-под. Морфологический разбор предлога.

Р.Р. Рассказ на основе увиденного на картине.

Союз – 17 (14+3)

Союз как служебная часть речи. Роль союзов в предложении. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы – соединительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложении; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Сложносочинённое и сложноподчинённое предложения. Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении.

Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза – также от наречия – так с частицей же.

Морфологический разбор союза. Краткие сведения о значении Ф.И.Буслаева в лингвистике.

Р.Р. Устное рассуждение на дискуссионную тему, его языковые особенности.

Частица – 15ч. (13+2)

Частица как служебная часть речи. Роль частиц в предложении. Разряды частиц. Формообразующие, отрицательные и смыслообразующие частицы. Раздельное и дефисное написание частиц.

Отрицательные частицы не – ни. Различие на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи. Различение на письме частицы не и приставки не. Различение на письме частицы ни, союза ни-ни, приставки ни. Морфологический разбор частиц.

Р.Р. Рассказ по данному сюжету. Сочинение – рассказ по данному сюжету.

Междометие. Звукоподражательные слова – 2ч.

Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении. Дефис в междометиях. Запятая и восклицательный знак при междометиях. Звукоподражательные слова, их отличие от междометий

Р.Р. Этикетные междометия.

Повторение и систематизация пройденного в 7 классе – 10ч. (8+2)

Разделы науки о русском языке. Фонетика. Лексика. Морфемика и словообразование. Орфография. Основные выразительные средства фонетики, лексики, морфемики и словообразования.

Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. Основные выразительные средства морфологии. Основные морфологические нормы русского литературного языка. Орфография.

Синтаксис. Словосочетание и простое предложение. Сложное предложение.

Р.Р. Текст. Функционально-смысловые типы текста: описание, повествование, рассуждение. Функциональные разновидности языка.

Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, официально-делового, публицистического), языка художественной литературы. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, информации, принадлежности к функционально-смысловому типу, стилю (закрепление).


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Темы урока

Всего часов

Содержание урока

Виды деятельности обучающегося


Речь. Речевая деятельность. Общие сведения о языке

2



1

Русский язык – один из развитых языков мира. Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного русского языка. Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского языка.


Русский язык как развивающееся явление. Функциональные разновидности современного русского языка. Формы функционирования современного русского языка: литературный язык, диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон. Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка.

- повторение изученного о понятиях «язык», «речь»;

- работа с материалами учебника;

- беседа об особенностях функционирования языка;

- различение текстов разговорного характера, научного стиля и языка художественной литературы;

- определение принадлежности текста к функциональной разновидности языка;

- сравнение речевых высказываний с точки зрения их содержания.

2

Русский язык – язык художественной литературы. Основные выразительные средства русского языка. Культуров. комп. Отражение в языке истории и культуры народа. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова.


Отличие между литературным языком и просторечием, диалектами, жаргоном. Русский язык – язык художественной литературы. Красота, богатство, выразительность русского языка. Основные изобразительные средства русского языка.

- работа с материалами учебника;

- беседа;

- различение текстов разговорного характера, научного стиля и языка художественной литературы;

- чтение отрывков из текстов художественной литературы;

- выявление художественных особенностей текстов.


Повторение пройденного материала в 6 классе.

12 (7+5)



3

Синтаксис и пунктуация. Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса. Знаки препинания в простом и сложном предложении. Знаки препинания в конце предложения. Синтаксический и пунктуационный разбор предложения.


Синтаксис как раздел грамматики. Основные признаки словосочетания и предложения. Строение словосочетаний. Грамматическая и смысловая связь слов в словосочетании. Способы выражения грамматической связи. Строение грамматической основы предложения. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Их интонационные и смысловые особенности. Постановка знаков препинания в разных видах предложений.

- повторение изученного по теме «Синтаксис»;

- повторение понятия «словосочетание», «предложение»;

- выявление особенностей строения словосочетания и предложения;

- выделение словосочетания в составе предложения;

- разбор словосочетаний по алгоритму.

- распознавание видов предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске;

- анализ и характеристика интонационных и смысловых особенностей различных предложений;

- синтаксический разбор и характеристика предложений;

-моделирование предложения в соответствии с коммуникативной задачей, объяснение знаков препинания.

4

Морфология. Система частей речи в русском языке. Морфологический разбор слов. Краткие сведения о значении М.В. Ломоносова в лингвистике.


Морфология как раздел грамматики. Грамматическое значение слова. Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Самостоятельные и служебные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Морфологический разбор слов. Краткая биография М.В. Ломоносова и его роль в лингвистике.

- формулирование понятий «орфография», «орфограмма»;

- повторение изученных в 5 классе орфограмм;

- определение орфограмм, нахождение орфограмм в разных частях слова;

- работа с орфографическим словарём.

5

Лексика и фразеология. Лексическое значение слов. Прямое и переносное значение, однозначные и многозначные слова. Синонимы, омонимы, антонимы. Исконно русские и заимствованные слова, лексика общеупотребительная и лексика ограниченного употребления. Фразеологизмы и их значение


Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слов. Прямое и переносное значение слов, однозначные и многозначные слова. Лексические омонимы. Синонимы, антонимы. Словари синонимов и антонимов.

- повторение изученного по теме «Лексика»;

- объяснение лексического значения слова;

- сопоставление прямого и переносного значения слов;

- различение синонимов и омонимов;

- подбор к слову синонимов, подбор к слову антонимов;

- установление стилистических различий синонимов;

- наблюдение за ролью синонимов в речи.

6

Р.Р. Сочинение повествовательного характера с элементами описания «Памятный день каникул».


Написание сочинения по плану.

- работа над текстом сочинения;

-редактирование черновика сочинения

7

Р.Р. Анализ сочинений. Работа над ошибками.


Разбор основных речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок. Выполнение работы над ошибками.

- нахождение допущенных ошибок, подбор проверочных слов, объяснение пунктуационных правил;

- работа с орфографическим словарём для самопроверки;

- исправление грамматических и речевых ошибок.

8

Морфемика и словообразование. Виды морфем. Морфемный разбор слов. Основные способы образования слов. Морфемный разбор слов.


Морфемика как раздел лингвистики. Морфема – минимальная значимая единица языка. Виды морфем. Основа слова. Чередование звуков в морфемах. Роль морфемных словарей. Как правильно выполнить разбор слова по составу. Правила написания корней с чередованием. Что такое словообразование.

- повторение изученного по теме «Морфемика»;

- характеристика морфемного состава слова;

- проведение морфемного разбора слова;

- работа с морфемным словарём;

- повторение написания слов на изученные правила по теме;

- наблюдение за ролью основных выразительных средств морфемики;

9

Фонетика. Графика. Орфоэпия. Система гласных и согласных. Основные орфоэпические нормы русского языка. Связь фонетики и графики с орфографией.


Фонетика как раздел лингвистики. Звук как единица языка. Система гласных и согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Слог. Ударение в словах. Орфоэпия как раздел лингвистики. Особенности и правила литературного произношения и ударения. Графика как раздел лингвистики.

- повторение изученного по теме «Фонетика. Графика. Орфоэпия» в 5 классе;

- отличие звукового и буквенного состава;

- наблюдение за особенностями ударения и произношения некоторых слов; характеристика особенностей произношения и написания слов;

- анализ отдельных звуков речи; классификация отдельных звуков речи;

- фонетический разбор слов.

10

Р.Р. Текст как продукт речевой деятельности, его признаки. Функционально-смысловые типы текста: повествование, описание, рассуждение. Структура текста.



Текст и его основные признаки (членимость, смысловая цельность, связность, завершённость). Тема, идея текста. План текста. Абзац. Функционально-смысловые типы речи. Повествование, описание, рассуждение

- повторение изученного по теме «Текст», «Функциональные разновидности языка»;

- выявление признаков текста, отличие текста от группы предложений;

- выявление языковых и композиционных особенностей текста;

- выделение микротем текста, деление текста на абзацы;

- установление принадлежности текста к определённому типу речи, функциональной разновидности языка.

11

Р.Р. Функциональные разновидности языка. Публицистический стиль. Его основные жанры (выступление, обсуждение, статья, интервью), языковые особенности.


Функциональные разновидности языка. Каковы особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического), языка художественной литературы.

- повторение по теме «Функциональные разновидности языка»;

- выявление особенностей текста;

- установление принадлежности текста к определённой функциональной разновидности языка.

12

Р.Р. Культура речи. Критерии культуры речи. Диалог. Виды диалогов. Оценка своей и чужой речи с т.зр. точного, уместного, выразительного словоупотребления. Культура чтения, аудирования, говорения, письма. Языковая норма, ее функции. Основные виды норм русского литературного языка. Речевой этикет.



Что такое культура речи. Каковы критерии культуры речи. Каковы основные требования к речи. Культура чтения, аудирования, говорения и письма. Точное и уместное словоупотребление. Диалог. Диалоги разного характера (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог – обмен мнениями, диалог смешанного типа). Основные виды норм русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные).

- определение понятия «культура речи»;

- выявление особенностей культуры чтения, говорения, письма, аудирования;

- работа над оцениванием речи.

13

Диктант по теме «Повторение материала 6 класса».


Написание диктанта по теме. Выполнение грамматического задания.

- написание диктанта;

- работа с грамматическим заданием: синтаксический разбор предложения, составление предложений заданной структуры, морфемный и морфологический разбор слов.

14

Работа над ошибками.


Разбор основных орфографических и пунктуационных ошибок. Разбор ошибок в грамматическом задании.

- нахождение допущенных ошибок, подбор проверочных слов, объяснение пунктуационных правил;

- работа с орфографическим словарём для самопроверки;

- исправление ошибок в грамматическом задании.


Морфология. Орфография. Культура речи.

Причастие.

29(22+7)



15

Повторение изученного о глаголе в 5-6 классе. Причастие как часть речи. Свойства прилагательных и глаголов у причастий. Синтаксическая роль причастий.


Глагол как часть речи. Общее грамматическое значение, морфологические свойства и синтаксические функции глагола в предложении. Общее грамматическое значение, морфологические свойства и синтаксические функции причастий в предложении. Отличие причастия от прилагательного и глагола.

- повторение правил по теме «Глагол», «Имя прилагательное»;

- выявление признаков глагола и прилагательного у причастий;

- наблюдение за ролью причастий в предложении.

16

Склонение причастий. Правописание гласных в падежных окончаниях причастий.


Особенности склонения причастий. Условия выбора гласных в окончаниях причастий. Объяснение написания орфограммы. Применение правила на практике.

- наблюдение за особенностями склонения причастий, сравнение со склонением прилагательных;

- наблюдение за изменением форм причастий в различных падежах;

- определение орфограммы – написание гласных в падежных окончаниях причастий, нахождение орфограммы;

- составление алгоритма самопроверки.

17

Р.Р. Сочинение – рассуждение «Люби и охраняй природу» (подготовка к сочинению).


Композиционные и смысловые признаки текста – рассуждения. Работа с текстом типа речи рассуждение. Подготовка к сочинению: составление плана, лексическая работа.

- повторение темы «текст – рассуждение»;

- наблюдение за ходом доказательств в тексте рассуждении;

- формулирование понятия «текст – рассуждение»;

- составление плана к сочинению – рассуждению;

- проведение лексической работы: подбор основных формул, характерных для текста - рассуждения.

18

Р.Р. Сочинение – рассуждение «Люби и охраняй природу».


Написание сочинения по плану.

- работа над текстом сочинения;

- редактирование черновика сочинения.

19

Причастный оборот.


Что такое причастный оборот. Как найти причастный оборот в предложении.

- формулирование понятия «причастный оборот»;

- нахождение причастного оборота в предложениях.

20

Выделение причастного оборота запятыми.


Условия выделения причастного оборота запятыми. Как найти определяемое слово в предложении. Объяснение условий выделения причастного оборота запятыми. Применение правила на практике.

- повторение понятия «причастный оборот»;

- нахождение определяемого слова в предложении;

- составление схем предложений с причастным оборотом;

- самостоятельное выделение причастного оборота в предложении.

21

Действительные и страдательные причастия.


Чем отличаются действительные и страдательные причастий. Значение причастий. Особенности действительных и страдательных причастий. Образование различных причастий и определение их разновидности.

- формулирование понятия «действительные и страдательные причастия»;

- нахождение в предложении причастий, определение их разновидности;

- образование действительных и страдательных причастий.

22

Р.Р. Описание внешности человека. Структура текста, языковые особенности.


Композиционные и смысловые признаки текста – описание внешности человека. Работа с текстом описанием внешности человека. Определение структуры текста, составление плана, выявление языковых особенностей.

- повторение основных признаков текста - описания;

- формулирование понятия «текст – описание»;

- наблюдение за особенностями структуры текста;

- выбор материала для написания изложения;

- составление плана изложения.

23

Р.Р. Выборочное изложение текста с описанием внешности «Отец и сын» (по отрывку из произведения «Судьба человека»).


Написание изложения по плану.

- пересказ текста по плану;

- написание изложения.

24

Действительные причастия настоящего времени.


Значение действительных причастий настоящего времени. Суффиксы, с помощью которых образуются причастия. Образование действительных причастий настоящего времени.

- повторение понятия «действительные причастия»;

- наблюдение за образованием действительных причастий настоящего времени;

- нахождение в тексте действительных причастий настоящего времени;

- образование действительных причастий настоящего времени.

25

Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.


I и II спряжение глагола. Условия выбора гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Объяснение написания гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Применение правила на практике.

- повторение темы «спряжение глагола»;

- наблюдение за особенностями написания действительных причастий настоящего времени;

- составление алгоритма написания суффиксов причастий;

- закрепление правила на практике.

26

Действительные причастия прошедшего времени.


Значение действительных причастий прошедшего времени. Суффиксы, с помощью которых образуются причастия. Образование действительных причастий прошедшего времени.

- повторение понятия «действительные причастия»;

- наблюдение за образованием действительных причастий прошедшего времени;

- определение времени причастий;

- нахождение в тексте действительных причастий прошедшего времени;

- образование действительных причастий прошедшего времени.

27

Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.


Значение страдательных причастий настоящего времени. Суффиксы, с помощью которых образуются причастия. Образование страдательных причастий настоящего времени. Условия выбора гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Применение правила на практике.

- повторение понятия «страдательные причастия»;

- наблюдение за образованием страдательных причастий настоящего времени;

- нахождение в тексте страдательных причастий настоящего времени;

- образование страдательных причастий настоящего времени;

- составление алгоритма написания суффиксов причастий;

- закрепление правила на практике.

28

Страдательные причастия прошедшего времени.


Значение страдательных причастий прошедшего времени. Суффиксы, с помощью которых образуются причастия. Образование страдательных причастий прошедшего времени.

- наблюдение за образованием страдательных причастий прошедшего времени;

- определение времени причастий;

- нахождение в тексте страдательных причастий прошедшего времени;

- образование страдательных причастий прошедшего времени.

29

Краткие страдательные причастия.


Отличие полных и кратких причастий. Образование кратких причастий. Изменение кратких причастий по числам и в единственном числе по родам. Синтаксическая роль кратких причастий в предложении.

- формулирование понятия «краткие и полные причастия»;

- распознавание кратких и полных причастий;

- образование кратких форм причастий;

- приведение своих примеров кратких и полных причастий;

- наблюдение за изменением кратких причастий по числам и в единственном числе по родам;

- определение синтаксической роли кратких причастий.

30

Морфологический разбор причастий.


Постоянные и непостоянные признаки причастий. План морфологического разбора причастия.

- выявление постоянных и непостоянных признаков причастия;

- изучение плана морфологического разбора причастия;

- выполнение морфологического разбора причастия.

31

Р.Р. Контрольное сочинение – описание внешности по личным впечатлениям или по фотографии (подготовка к сочинению).


Композиционные и смысловые признаки текста – описания внешности человека. Работа с текстом описанием внешности человека. Составление плана к сочинению – описанию внешности человека. Словарная работа: подбор слов и словосочетаний для описания внешности.

- повторение темы «текст – описание»;

- наблюдение за особенностями предложенного текста – описание внешности;

- составление плана к сочинению – описанию внешности;

- проведение лексической работы: подбор основных формул, характерных для текста - описание внешности.

32

Р.Р. Контрольное сочинение – описание внешности по личным впечатлениям или по фотографии (написание сочинения).


Написание сочинения по плану.

- работа над текстом сочинения;

- редактирование черновика сочинения.

33

Слитное и раздельное написание не с причастиями.


Написание не с различными частями речи. Причастия, которые не употребляются без не. Замена причастия с не синонимом. Противопоставление с союзом а в предложении. Нахождение зависимого слова у причастия. Объяснение написания орфограммы. Применение правила в практике написания слов.

- повторение правил «Правописание не с прилагательными и существительными»;

- наблюдение за приведёнными примерами написания не с причастиями;

- формулирование правила слитного и раздельного написания не с причастиями;

- подбор синонимов к причастиям;

- применение правила написания не с причастиями.

34

Закрепление по теме «Слитное и раздельное написание не с причастиями».


Применение правила в практике написания слов.

- повторение условий написание не с причастиями;

- применение правила написания не с причастиями;

- составление предложений со словами, содержащими данную орфограмму;

- группирование различных частей речи, содержащих данную орфограмму;

- приведение своих примеров на изученное правило.

35

Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий и прилагательных, образованных от глагола.


Условия, при которых в суффиксах причастий пишется одна буква н. Условия, при которых в суффиксах причастий пишутся две буквы н. Что такое отглагольные прилагательные. Объяснение написания орфограммы. Применение правила в практике написания слов.

- повторение правила «Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных;

- формулирование понятия «отглагольное прилагательное»;

- наблюдение за приведёнными примерами написания н - нн в суффиксах причастий;

- формулирование правила написания н – нн в суффиксах причастий;

- нахождение в тексте примеров на изученное правило;

- приведение своих примеров на изученное правило;

- применение правила написания букв н – нн на практике.

36

Закрепление по теме «Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий и прилагательных, образованных от глагола».


Применение правила в практике написания слов.

- повторение условий написания н – нн в суффиксах причастий;

- применение правила написания букв н – нн в суффиксах причастий;

- группирование причастий по заданным признакам..

37

Одна букв н в суффиксах кратких причастий.


Условия, при которых в суффиксах кратких причастий пишется одна буква н. Объяснение написания орфограммы. Применение правила на практике.

- повторение условий написания н – нн в суффиксах причастий;

- применение правила написания букв н – нн в суффиксах причастий;

- образование форм кратких прилагательных;

- наблюдение за приведёнными примерами написания н – нн в суффиксах кратких причастий;

- применение правила на практике.

38

Гласные перед буквами н - нн в страдательных причастиях и отглагольных прилагательных.


Условия, при которых в суффиксах причастий перед буквами н пишутся гласные а (я) – е. Объяснение написания орфограммы. Применение правила на практике.

- наблюдение за приведёнными примерами написания гласных букв в суффиксах причастий;

- формулирование правила написания гласных букв перед буквами н – нн;

- образование причастий и отглагольных прилагательных;

- применение правила написания гласных букв перед буквами н – нн в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных.

39

Буквы е - ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий.


Условия написания букв е – ё после шипящих в суффиксах причастий. Объяснение написания орфограммы. Применение правила в практике написания слов.

- выявление условий выбора букв е - ё после шипящих и в суффиксах причастий;

- формулирование правила написания букв е - ё после шипящих в суффиксах причастий;

- применение правила на практике.

40

Повторение изученных орфограмм по теме «Причастие». Р.Р. Правильное употребление причастий в речи.


Повторение изученного по теме. Общее грамматическое значение, морфологические свойства, синтаксическая роль причастий. Образование различных причастий. Морфологический разбор причастий. Орфограммы, изученные по теме.

- повторение правил по теме «Причастие»;

- характеристика морфологических признаков причастия, определение его синтаксической роли;

- группирование причастий по заданным признакам;

- согласование причастий с различными именами существительными;

- морфологический разбор причастия;

- синтаксический разбор предложения с причастием и причастным оборотом.

41

Диктант по теме «Причастие».


Написание диктанта по теме. Выполнение грамматического задания.

- написание диктанта;

- работа с грамматическим заданием: морфемный и морфологический разбор причастия; синтаксический разбор предложения с причастным оборотом.

42

Работа над ошибками.


Разбор основных орфографических и пунктуационных ошибок.

- нахождение допущенных ошибок, подбор проверочных слов, объяснение пунктуационных правил;

- работа с орфографическим словарём для самопроверки;

- исправление ошибок в грамматическом задании.

43

Р.Р. Устное выступление на общественно значимую тему, его структура. Особенности выступления.


Что такое общественное выступление. Основные признаки выступления. Структура выступления.

- формулирование понятия «общественное выступление»;

- выявление особенностей выступления;

- работа с предложенными текстами.


Деепричастие

11(9+2)



44

Деепричастие как часть речи. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий.


Повторение по теме «Глагол». Общее грамматическое значение, морфологические свойства и синтаксические функции глагола в предложении. Общее грамматическое значение, морфологические свойства и синтаксические функции деепричастий в предложении. Отличие деепричастия от причастия и глагола.

- повторение правил по теме «Глагол»;

- выявление признаков глагола и деепричастия;

- наблюдение за ролью деепричастий в предложении.

45

Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте и одиночном деепричастии.


Что такое деепричастный оборот. Как найти в предложении деепричастный оборот. Отличие деепричастного оборота от причастного.

- формулирование понятия «деепричастный оборот»;

- нахождение деепричастного оборота в предложениях;

- составление схем предложений с одиночным деепричастием и деепричастным оборотом;

- самостоятельное выделение одиночного деепричастия и деепричастного оборота в предложениях.

46

Закрепление по теме «Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте и одиночном деепричастии».


Условия выделения деепричастного оборота запятыми. Как найти определяемое слово в предложении. Объяснение условий выделения деепричастного оборота запятыми. Применение правила на практике.

- нахождение деепричастного оборота в предложениях;

- составление схем предложений с одиночным деепричастием и деепричастным оборотом;

- самостоятельное выделение одиночного деепричастия и деепричастного оборота в предложениях;

- графический диктант.

47

Правописание не с деепричастиями.


Написание не с различными частями речи. Условия написания не с деепричастиями. Объяснение написания орфограммы. Применение правила на практике.

- повторение правил «Правописание не с существительными, прилагательными, причастиями и глаголами»;

- наблюдение за приведёнными примерами написания не с деепричастиями;

- формулирование правила слитного и раздельного написания не с деепричастиями;

- применение правила написания не с деепричастиями.

48

Р.Р. Контрольное изложение текста с заменой лица рассказчика. Подготовка к изложению.


Подготовка к изложению: беседа по тексту, составление плана, лексическая работа.

- работа с текстом для изложения: составление алгоритма написания изложения; составление плана текста;

- пересказ по плану;

- озаглавливание текста.

49

Р.Р. Контрольное изложение текста с заменой лица рассказчика. Написание изложения.


Написание изложения по плану.

- работа с текстом для изложения: пересказ текста по плану; написание изложения.

50

Деепричастия несовершенного вида.


Повторение по теме «Вид глагола». Вопрос, на который отвечает деепричастие несовершенного вида. Определение вида деепричастия. Образование деепричастий несовершенного вида.

- повторение темы «Вид глагола»;

- наблюдение за образованием деепричастий несовершенного вида;

- самостоятельное образование деепричастий несовершенного вида.

51

Деепричастия совершенного вида.


Вопрос, на который отвечает деепричастие совершенного вида. Определение вида деепричастия. Образование деепричастий совершенного вида.

- повторение темы «Вид глагола»;

- наблюдение за образованием деепричастий совершенного вида;

- самостоятельное образование деепричастий совершенного вида;

- группирование деепричастий по заданным признакам.

52

Морфологический разбор деепричастий. Повторение по теме «Деепричастие». Р.Р. Правильное употребление деепричастий в речи.


Признаки деепричастий. План морфологического разбора деепричастия. Повторение изученного по теме. Общее грамматическое значение, морфологические свойства, синтаксическая роль деепричастий. Образование различных деепричастий. Орфограммы, изученные по теме.

- повторение правил по теме «Деепричастие»;

- характеристика морфологических признаков деепричастия, определение его синтаксической роли;

- группирование деепричастий по заданным признакам;

- морфологический разбор деепричастия;

- синтаксический разбор предложения с деепричастным оборотом

53

Диктант по теме «Деепричастие».


Написание диктанта по теме. Выполнение грамматического задания.

- написание диктанта;

- работа с грамматическим заданием: морфемный и морфологический разбор деепричастия; синтаксический разбор предложения с деепричастным оборотом.

54

Работа над ошибками.


Разбор основных орфографических и пунктуационных ошибок.

- нахождение допущенных ошибок, подбор проверочных слов, объяснение пунктуационных правил;

- работа с орфографическим словарём для самопроверки;

- исправление ошибок в грамматическом задании.


Наречие

26(20+6)



55

Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий. Словообразование наречий.


Общее грамматическое значение, морфологические свойства и синтаксические функции наречия в предложении. Как образуются наречия. Отличие наречий от других частей речи.

- повторение изученного о наречии;

- формулирование понятия «наречие»;

- характеристика общего грамматического значения, морфологических признаков, определение синтаксической роли наречия;

- нахождение в предложении наречий;

- составление предложений с наречиями;

- работа по отличию наречий от слов других частей речи.

56

Смысловые группы наречий.


Понятие смысловой группы наречий. Вопросы, на которые отвечают наречия различных смысловых групп. Определение значения наречия.

- формулирование понятия «смысловые группы наречий»;

- наблюдение за различными значениями наречий;

- нахождение в предложениях различных видов наречий;

- составление предложений и словосочетаний с различными наречиями.

57

Степени сравнения наречий и их образование.


Повторение по теме «Степень сравнения имён прилагательных». Сравнительная и превосходная степени сравнения наречий. Как образуются сравнительная и превосходная степени сравнения.

- повторение понятия «степень сравнения прилагательного»;

- формулирование понятия «степень сравнения наречий»;

- наблюдение за различными видами степени сравнения;

- нахождение в тексте наречий в степени сравнения;

- образование степени сравнения наречий.

58

Закрепление по теме «Степени сравнения наречий и их образование».


Простая и составная форма сравнительной степени, составная форма превосходной степени. Образование степени сравнения наречий.

- образование сравнительной и превосходной степени;

- работа по предупреждению ошибок в речи: составление предложений с наречиями в сравнительной и превосходной степени;

59

Морфологический разбор наречий.


Признаки наречий. План морфологического разбора наречий.

- выявление признаков наречия;

- изучение плана морфологического разбора наречия;

- выполнение морфологического разбора наречия.

60

Слитное и раздельное написание не с наречиями.


Написание не с различными частями речи. Наречия, которые не употребляются без не. Замена наречия с не синонимом. Противопоставление с союзом а в предложении. Объяснение написания орфограммы. Применение правила в практике написания слов.

- повторение правила «Правописание не с различными частями речи»;

- наблюдение за приведёнными примерами написания не с наречиями;

- формулирование правила слитного и раздельного написания не с наречиями;

- подбор синонимов к наречиям;

- применение правила написания не с наречиями.

61

Закрепление по теме «Слитное и раздельное написание не с наречиями».


Применение правила в практике написания слов.

- повторение условий написание не с наречиями;

- применение правила написания не с наречиями;

- составление предложений со словами, содержащими данную орфограмму;

- группирование различных частей речи, содержащих данную орфограмму;

- приведение своих примеров на изученное правило.

62

Р.Р. Описание действий как вид текста. Структура текста, его языковые особенности. Р.Р. Изложение текста с описанием действий. Подготовка к изложению.


Композиционные и смысловые признаки текста – описания действий. Работа с текстом описанием действий. Словарная работа: подбор слов и словосочетаний для действий. Работа с текстом описанием действий, составление плана текста.

- формулирование понятия «текст – описание»;

- работа с текстом: наблюдение за особенностями текста – описания действий;

- составление плана для написания изложения;

- лексическая работа.

63

Р.Р. Изложение текста с описанием действий. Написание изложения.


Написание изложения по плану.

- работа с текстом для изложения: пересказ текста по плану; написание изложения.

64

Буквы е - и в приставках не - ни отрицательных наречий.


Повторение по теме «Приставки нени в отрицательных местоимениях». Условия написания приставок не – ни в наречиях Объяснение написания орфограммы. Применение правила в практике написания слов.

- повторение правила «Правописание приставок не – ни в отрицательных местоимениях»;

- наблюдение за особенностями написания приставок не – ни в наречиях;

- образование наречий с приставками не – ни;

- применения правила на практике.

65

Одна и две буквы н в наречиях на о - е.


Повторение по теме «Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных и причастий». Условия, при которых в суффиксах наречий пишется одна буква н. Условия, при которых в суффиксах наречий пишутся две буквы н. Объяснение написания орфограммы. Применение правила на практике.

- повторение правила «Одна и две буквы н в прилагательных и причастиях»;

- наблюдение за приведёнными примерами написания н - нн в суффиксах наречий;

- формулирование правила написания н – нн в суффиксах наречий;

- нахождение в тексте примеров на изученное правило;

- приведение своих примеров на изученное правило;

- применение правила написания букв н – нн на практике.

66

Закрепление по теме «Одна и две буквы н в наречиях на о - е».


Применение правила в практике написания слов.

- повторение условий написания н – нн в суффиксах наречий;

- применение правила написания букв н – нн в суффиксах наречий;

- группирование наречий по заданным признакам;

- приведение своих примеров на изученное правило.

67

Буквы о - е после шипящих на конце наречий.


Условия написания букв о – е после шипящих в суффиксах наречий. Объяснение написания орфограммы. Применение правила в практике написания слов.

- повторение правила «Правописание букв о – е после шипящих в существительных, прилагательных, причастиях»;

- выявление условий выбора букв о – е после шипящих в суффиксах наречий;

- формулирование правила написания букв о – е после шипящих в суффиксах наречий;

- образование наречий от прилагательных;

- группирование наречий по заданным признакам;

- применение правила на практике.

68

Буквы о - а на конце наречий с приставками из, до, с (в, на, за).


Условия написания букв оа на конце наречий с приставками из, до, с (в, на, за). Объяснение написания орфограммы. Применение правила в практике написания слов.

- наблюдение за предложенными примерами;

- выявление особенностей выбора букв о – а в суффиксах наречий с приставками из, до, с (в, на, за);

- образование и группирование наречий;

- применение правила написания наречий на практике.

69

Закрепление по теме «Буквы о - а на конце наречий с приставками из, до, с (в, на, за)».


Применение правила в практике написания слов.

- повторение правила написания суффиксов о – а в наречиях;

- приведение своих примеров на изученное правило;

- применение правила написания наречий на практике.

70

Р.Р. Сочинение - описание действий на самостоятельно выбранную тему (подготовка к сочинению).


Композиционные и смысловые признаки текста – описания действий. Работа с текстом описанием действий. Словарная работа: подбор слов и словосочетаний для действий. Составление плана к сочинению – описанию действий.

- наблюдение за предложенным материалом (текст – описание действий);

- формулирование особенностей текста – описания действий;

- составление плана для написания сочинения;

- подбор заголовка к сочинению.

71

Р.Р. Сочинение - описание действий на самостоятельно выбранную тему (написание сочинения).


Написание сочинения по плану.

- работа над текстом сочинения;

-редактирование черновика сочинения.

72

Дефис между частями слов в наречиях.


Повторение изученных тем: «Дефис в сложных прилагательных», «Дефис в местоимениях». Условия дефисного написания наречий. Объяснение написания орфограммы. Применение правила в практике написания слов.

- повторение правил: «Дефис в сложных прилагательных», «Правописание дефиса в местоимениях»;

- наблюдение за приведёнными примерами дефисного написания наречий;

- формулирование правила постановки дефиса в наречиях;

- объяснение условий постановки дефиса в наречиях;

- применение правила постановки дефиса в наречиях на практике.

73

Закрепление по теме «Дефис между частями слов в наречиях».


Применение правила в практике написания слов.

- повторение правила постановки дефиса между частями слов в наречии;

- образование наречий с помощью приставок и суффиксов;

- группирование наречий по заданным признакам;

- применение правила постановки дефиса между частями слов в наречии на практике.

74

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях.


Условия слитного написания приставок в наречиях. Условия раздельного написания приставок в наречиях. Объяснение написания орфограммы. Применение правила в практике написания слов.

- повторение правила «Слитное и раздельное написание приставок в местоимениях»;

- наблюдение за предложенным материалом; выявление закономерностей слитного и раздельного написания приставок в наречиях;

- формулирование правила слитного и раздельного написания приставок в наречиях;

- применение полученных знаний на практике.

75

Мягкий знак на конце наречий после шипящих.


Повторение по теме «Мягкий знак после шипящих в различных частях речи». Условия написания мягкого знака в наречиях. Объяснение написания орфограммы. Применение правила в практике написания слов.

- повторение правила «Написание мягкого знака после шипящих в различных частях речи»;

- наблюдение за предложенным материалом;

- формулирование правила написания мягкого знака после шипящих в наречиях;

- применение правила на практике.

76

Повторение и закрепление по теме «Наречие». Р.Р. Использование в речи наречий-синонимов, наречий-антонимов. Этикет диалога.


Повторение изученного по теме. Общее грамматическое значение, морфологические свойства, синтаксическая роль наречий. Образование различных наречий. Орфограммы, изученные по теме.

- повторение изученных правил по теме;

- группирование наречий по заданным признакам;

- морфологический разбор наречия;

- включение в данный текст различных наречий;

- составление предложений с наречиями.

77

Диктант по теме «Наречие».


Написание диктанта по теме. Выполнение грамматического задания.

- написание диктанта;

- работа с грамматическим заданием: морфемный и словообразовательный разбор наречий; морфологический разбор наречий; синтаксический разбор предложения с наречиями.

78

Работа над ошибками.


Разбор основных орфографических и пунктуационных ошибок.

- нахождение допущенных ошибок, подбор проверочных слов, объяснение пунктуационных правил;

- работа с орфографическим словарём для самопроверки;

- исправление ошибок в грамматическом задании.

79

Р.Р. Сжатое изложение текста (урок – обучение).


Признаки сжатого изложения. Приёмы сжатия текста. Работа с текстом: беседа, составление плана текста.

- определение темы, основной мысли, принадлежности текста к определённому типу речи, функциональной разновидности языка;

- составление алгоритма написания изложения;

- определение приёмов сжатия текста;

- составление плана текста.

80

Р.Р. Сжатое изложение текста (урок – написание).


Написание изложения по плану.

- работа над изложением: сжатие текста, подбор своего заголовка.


Категория состояния

2+2



81

Категория состояния как часть речи. Отличие слов категории состояния от наречий.


Общее грамматическое значение, морфологические свойства и синтаксические функции слов категории состояния в предложении. Как отличить слова категории состояния от наречий. Виды предложений со словами категории состояния.

- формулирование понятия «категория состояния»;

- характеристика общего грамматического значения, морфологических признаков, определение синтаксической роли слов категории состояния;

- нахождение в предложении слов категории состояния;

- составление предложений со словами категории состояния;

- работа по отличию слов категории состояния от наречий.

82

Синтаксическая роль слов категории состояния. Повторение по теме «Категория состояния». Краткие сведения о значении А.Х.Востокова в лингвистике.


Какую роль выполняют слова категории состояния в предложении. Краткая биография А.Х. Востокова и его роль в лингвистике.

- наблюдение за синтаксической ролью слов категории состояния;

- синтаксический разбор предложений со словами категории состояния;

- знакомство с биографией А.Х. Востокова и его ролью в лингвистике.

83

Р.Р. Выборочное изложение текста с описанием природы (контрольное).


Признаки выборочного изложения. Как отобрать нужный материал для изложения. Работа с текстом: беседа, составление плана.

- определение темы, основной мысли, принадлежности текста к определённому типу речи, функциональной разновидности языка;

- нахождение в тексте информации на определённую тему;

- составление алгоритма написания изложения;

- составление плана текста.

84

Р.Р. Выборочное изложение текста с описанием природы (контрольное).


Написание изложения по плану.

- работа над изложением.


Служебные части речи

1



85

Самостоятельные и служебные части речи.


Грамматическое значение слова. Система частей речи в русском языке. Отличие самостоятельных и служебных частей речи.

- повторение понятий «морфология», «самостоятельные и служебные части речи»;

- определение признаков самостоятельных и служебных частей речи;

- распознавания слов различных частей речи;

- группирование слов, относящихся к определённым частям речи.


Предлог

11(9+2)



86

Предлог как служебная часть речи. Роль предлогов в предложении.


Общее значение, свойства и роль предлогов в предложении. Значения, которые вносят предлоги в предложения.

- формулирование понятия «предлог»;

- наблюдение за ролью предлогов в предложении;

- определение падежа существительных в словосочетании с предлогами;

- определение значения предлога.

87

Употребление предлогов.


Предлоги, которые употребляются при различных падежах. Однозначные и многозначные предлоги.

- склонение существительных с предлогами;

- определение значения предлога;

- наблюдение за употреблением предлогов в предложениях.

88

Производные и непроизводные предлоги.


Что такое производный и непроизводный предлог. Части речи, из которых образуются предлоги.

- повторение изученных знаний о различных частях речи;

- наблюдение за предложенным материалом;

- формулирование понятия «производные и непроизводные предлоги»;

- синтаксический разбор предложения и определение частей речи в предложении;

- определение вида предлога.

89

Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлогов.


Что такое простой и составной предлог. План морфологического разбора предлога.

- формулирование понятия «простые и составные предлоги»;

- изучение плана морфологического разбора предлога;

- выполнение морфологического разбора предлога.

90

Р.Р. Рассказ на основе увиденного на картине.


Рассказ, строение рассказа (завязка, развитие действия, кульминация, спад действия, развязка). Стиль рассказа. Деление текста на смысловые части. Подготовка к сочинению: работа по иллюстрациям, составление плана.

- формулирование понятия «рассказ»;

- наблюдение за особенностями структуры и стиля рассказа;

- составление плана рассказа, объяснение деления текста на абзацы;

- подбор заголовка к рассказу.

91

Р.Р. Сочинение – рассказ на основе увиденного на картине.


Написание сочинения по плану.

- работа над текстом сочинения;

- редактирование черновика сочинения.

92

Слитное и раздельное написание предлогов.


Условия слитного и раздельного написания производных предлогов. Объяснение написания орфограммы. Применение правила в практике написания слов.

- повторение темы «Производные и непроизводные предлоги»;

- работа по определению частей речи;

- группирование различных частей речи;

- формулирование правила слитного и раздельного написания предлогов;

- применение правила на практике.

93

Закрепление по теме «Слитное и раздельное написание предлогов».


Применение правила в практике написания слов.

- повторение правила;

- составление предложений с различными производными предлогами;

- составление предложений с производными предлогами и синонимичными существительными;

- применения правила на практике.

94

Дефис в предлогах из - за, из-под. Повторение по теме «Предлог».


Объяснение написания орфограммы. Повторение изученного по теме. Общее значение, свойства, роль предлога в предложении. Морфологический разбор предлога. Орфограммы, изученные по теме.

- повторение изученных правил по теме;

- характеристика признаков предлога, определение его роли в предложении;

- формулирование правила написания предлогов через дефис;

- морфологический разбор предлога;

- применение правил написания предлогов на практике.

95

Диктант по теме «Предлог».


Написание диктанта по теме. Выполнение грамматического задания.

- написание диктанта;

- работа с грамматическим заданием: синтаксический разбор предложения; морфологический разбор предлога; составление предложений с различными предлогами.

96

Работа над ошибками.


Разбор основных орфографических и пунктуационных ошибок.

- нахождение допущенных ошибок, подбор проверочных слов, объяснение пунктуационных правил;

- работа с орфографическим словарём для самопроверки;

- исправление ошибок в грамматическом задании.


Союз.

17(14+3)



97

Союз как служебная часть речи. Роль союзов в предложении.


Общее значение, свойства и роль союзов в предложении. Простые предложения с однородными членами и сложные предложения.

- повторение изученного о союзе;

- формулирование понятия «союз»;

- наблюдение за ролью союзов в предложении;

- составление предложений с различными союзами;

- графический диктант.

98

Простые и составные союзы. Подчинительные и сочинительные союзы.


Что такое простой и составной союз. Как отличить сочинительный и подчинительный союз. Роль сочинительных и подчинительных союзов в предложении.

- наблюдение за предложенным материалом;

- формулирование понятия «простые и составные союзы», «подчинительные и сочинительные союзы»;

- синтаксический разбор предложения и определение роли союза в предложении;

- определение вида союза.

99

Р.Р. Подробное изложение текста-рассуждения. Подготовка к изложению.


Функционально-смысловые типы речи: рассуждение. Структура текста. Языковые особенности текста – рассуждения. Подготовка к изложению: беседа по тексту, составление плана, лексическая работа.

- повторение изученного о тексте-рассуждении;

- работа с текстом для изложения: составление алгоритма написания изложения; составление плана текста;

- пересказ по плану;

- подбор заголовка к тексту.

100

Р.Р. Подробное изложение текста-рассуждения. Написание изложения.


Написание изложения по плану.

- работа с текстом для изложения: пересказ текста по плану; написание изложения.

101

Запятая перед союзом в сложном предложении.


Повторение по теме «Сложное предложение». Особенности сложного предложения. Условия постановки запятой в сложном предложении.

- повторение изученного о союзах;

-наблюдение за предложенным материалом;

- выявление условий постановки запятой перед различными союзами;

- применение правила на практике;

- составление различных видов предложений с союзами.

102

Закрепление по теме «Запятая перед союзом в сложном предложении».


Применение правила постановки запятой в сложном предложении.

- повторение изученного о союзах;

- применение правила на практике;

- графический диктант;

- составление различных видов предложений с союзами.

103

Сочинительные союзы (соединительные, противительные, разделительные).


Виды сочинительных союзов. Значения, которые вносят сочинительные союзы в предложения. Постановка запятой при сочинительных союзах.

- формулирование понятия «сочинительные союзы»;

- наблюдение за ролью сочинительных союзов;

- синтаксический разбор предложений с однородными членами;

- графический диктант;

- составление предложений с различными союзами.

104

Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях. Сложносочинённое предложение.


Что такое сложносочинённое предложение. Строение сложноподчинённого предложения. Постановка запятой в сложносочинённом предложении и в простом предложении с однородными членами.

- повторение понятий: «сочинительные союзы», «сложное предложение»;

- формулирование понятия «сложносочинённое предложение», выявление его особенностей;

- синтаксический разбор сложносочинённого предложения;

- графический диктант;

- составление сложносочиненных предложений с различными союзами.

105

Подчинительные союзы.


Виды подчинительных союзов. Значения, которые вносят подчинительные союзы в предложения. Постановка запятой при подчинительных союзах.

- формулирование понятия «подчинительные союзы»;

- наблюдение за ролью подчинительных союзов;

- графический диктант;

- составление предложений с различными подчинительными союзами.

106

Употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Сложноподчинённое предложение.


Что такое сложноподчинённое предложение. Структура сложноподчинённого предложения. Постановка запятой в сложноподчинённом предложении.

- повторение понятий: «подчинительные союзы», «сложное предложение»;

- формулирование понятия «сложноподчинённое предложение», выявление его особенностей;

- синтаксический разбор сложноподчинённого предложения;

- графический диктант;

- составление сложноподчиненных предложений с различными союзами.

107

Морфологический разбор союза.


Признаки союза. План морфологического разбора союза.

- изучение плана морфологического разбора союза;

- выполнение морфологического разбора союза;

- составление сложносочинённых и сложноподчинённых предложений;

- графический диктант.

108

Слитное и раздельное написание союзов тоже, также, чтобы, зато.


Условия слитного и раздельного написания слов. Как отличить союз от местоимения с частицей и наречия с частицей.

- наблюдение за предложенным материалом;

- выявление особенностей написания слов;

- группирование различных частей речи;

- применение правила на практике.

109

Закрепление по теме «Слитное и раздельное написание союзов».


Применение правила в практике написания слов.

- повторение правила слитного и раздельного написания союзов;

- применение правила на практике.

110

Повторение по теме «Союз». Краткие сведения о значении Ф.И.Буслаева в лингвистике.


Повторение изученного по теме. Общее значение, свойства, роль союза в предложении. Морфологический разбор союза. Орфограммы, изученные по теме. Краткая биография Ф.И. Буслаева и его и роль в лингвистике.

- повторение изученных правил по теме;

- характеристика признаков союза, определение его роли в предложении;

- морфологический разбор союза;

- синтаксический разбор сложных и простых предложений;

- применение правил написания союзов на практике.

111

Р.Р. Устное рассуждение на дискуссионную тему. Его языковые особенности.


Функционально-смысловые типы речи: рассуждение. Особенности текста-рассуждения. Строение текста. Что такое дискуссия. Особенности дискуссии.

- повторение изученного о тексте – рассуждении;

- формулирование понятия «дискуссия»;

- выявление особенностей текста-рассуждения на дискуссионную тему.

112

Диктант по теме «Союз».


Написание диктанта по теме. Выполнение грамматического задания.

- написание диктанта;

- работа с грамматическим заданием: синтаксический разбор предложения; морфологический разбор союза; составление предложений по предложенным схемам.

113

Работа над ошибками.


Разбор основных орфографических и пунктуационных ошибок.

- нахождение допущенных ошибок, подбор проверочных слов, объяснение пунктуационных правил;

- работа с орфографическим словарём для самопроверки;

- исправление ошибок в грамматическом задании.


Частица

15(13+2)



114

Частица как служебная часть речи. Роль частиц в предложении.


Общее значение, свойства частиц в предложении. Какую роль играют частицы в предложении.

- повторение изученного о частице;

- формулирование понятия «частица»;

- наблюдение за ролью частиц в предложении;

- нахождение частиц в предложениях и выявление их роли.

115

Разряды частиц. Формообразующие частицы.


Формообразующие и смыслоразличительные частицы. Частицы, которые образуют условное и повелительное наклонение. Отличие формообразующих частиц от других частей речи.

- формулирование понятия «формообразующая частица»;

- повторение изученного о повелительном и условном наклонении глагола;

- образование условного и повелительного наклонения глагола;

- отличие формообразующих частиц от других частей речи.

116

Р.Р. Рассказ по данному сюжету. Подготовка к сочинению.


Рассказ, строение рассказа (завязка, развитие действия, кульминация, спад действия, развязка). Стиль рассказа. Деление текста на смысловые части. Подготовка к сочинению: наблюдение за представленным сюжетом и беседа, составление плана.

- формулирование понятия «рассказ»;

- наблюдение за особенностями структуры и стиля рассказа;

- составление плана рассказа, объяснение деления текста на абзацы;

- подбор заголовка к рассказу.

117

Р.Р. Контрольное сочинение – рассказ по данному сюжету «Обмен».


Написание сочинения по плану.

- работа над текстом сочинения;

- редактирование черновика сочинения.

118

Смыслоразличительные частицы.


Что такое смыслоразличительные частицы. Виды смыслоразличительных частиц. Знаки препинания в предложениях с различными частицами.

- формулирование понятия «смыслообразующая частица»;

- наблюдение за ролью смыслообразующих частиц;

- определение значения смыслообразующих частиц;

- нахождение в тесте смыслообразующих частиц.

119

Отрицательные частицы не - ни.


Что такое отрицательные частицы. Условия написания частицы не с различными частями речи (закрепление). Условия написания частицы ни.

- повторение изученного о частице не;

- формулирование понятия «отрицательные частицы»;

- отличие частиц не – ни от приставок не – ни;

- применение правила на практике.

120

Различение на письме частиц не - ни.


Условия выбора частиц не и ни. Закрепление правила и применение его в практике написания слов.

- выявление условия различения частиц не – ни;

- определение значений частиц не – ни;

- применение правила на практике.

121

Раздельное и дефисное написание частиц.


Условия раздельного и слитного написания частиц. Отличие частиц от синонимичных частей речи.

- наблюдение за предложенным материалом;

- формулирование правила раздельного и дефисного написания частиц;

- работа по отличию частиц бы, же от союзов тоже, также, чтобы;

- применение правила на практике.

122

Закрепление по теме «Раздельное и дефисное написание частиц».


Применение правила в практике написания слов.

- повторение правила;

- составление предложений с частицами;

- применение правила на практике;

- нахождение в тексте частиц и определение их значения.

123

Морфологический разбор частиц.


Признаки частицы. План морфологического разбора частицы.

- изучение плана морфологического разбора частицы;

- выполнение морфологического разбора частицы.

124

Различение на письме частицы не и приставки не.


Условия слитного написания не с различными частями речи (приставка не). Условия раздельного написания не с различными частями речи (частица не).

- повторение правил слитного и раздельного написания не с различными частями речи;

- группирование различных частей речи по заданным признакам;

- образование слов с приставкой не, подбор к словам синонимов и антонимов;

- применение правила на практике.

125

Различение на письме частицы ни, союза ни-ни, приставки ни.


Условия написания частицы ни. Условия написания приставки ни с местоимениями и наречиями. Сочинительный союз ни-ни в различных предложениях.

- повторение изученного о союзе ни-ни, о правописании приставки ни;

- составление предложений с союзом ни-ни, составление схем предложений;

- группирование предложений и слов по заданным признакам;

- применение правила на практике.

126

Диктант по теме «Частица».


Написание диктанта по теме. Выполнение грамматического задания.

- написание диктанта;

- работа с грамматическим заданием: синтаксический разбор предложения; морфологический разбор частицы; составление предложений с различными частицами.

127

Работа над ошибками.


Разбор основных орфографических и пунктуационных ошибок.

- нахождение допущенных ошибок, подбор проверочных слов, объяснение пунктуационных правил;

- работа с орфографическим словарём для самопроверки;

- исправление ошибок в грамматическом задании.

128

Контрольная работа по изученному в 7 классе материалу.


Выполнение тестовой контрольной работы по теме.

- работа с тестами по курсу русского языка в 7 классе.


Междометие. Звукоподражательные слова

2



129

Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении. Дефис в междометиях. Запятая и восклицательный знак при междометиях. Р.Р. Этикетные междометия.


Междометие как особый разряд слов. Основные функции междометий. Производные и непроизводные междометия. Дефисное написание междометий. Знаки препинания в предложениях с междометиями.

- повторение изученного о междометии;

- нахождение междометий в предложении, выявление их роли;

- формулирование правила постановки знаков препинания в предложениях с междометиями, постановки дефиса в междометии;

- применение правила на практике.

130

Звукоподражательные слова, их отличие от междометий.


Что такое звукоподражательные слова. Синтаксическая роль звукоподражательных слов. Отличие междометий и звукоподражательных слов.

- формулирование понятия «звукоподражательные слова»;

- выявление особенностей звукоподражательных слов;

- нахождение в предложении звукоподражательных слов.


Повторение и систематизация пройденного в 7 классе.

10(8+2)



131

Разделы науки о русском языке.


Разделы лингвистики, изучающие язык.

- повторение изученного о разделах языка;

- составление таблицы «Разделы науки о языке».

132

Фонетика. Орфография.


Фонетика как раздел лингвистики, фонетический разбор слов. Орфограммы в приставках, корнях, суффиксах и окончаниях слов. Объяснение написания орфограмм. Применение правила в практике написания слов.

- повторение изученных правил по теме: «Орфография»;

- закрепление изученных орфограмм на практике;

- повторение изученного по теме «Фонетика»;

- фонетический разбор слов;

- использование орфографического словаря для самопроверки

133

Лексика. Фразеология.


Повторение изученного по теме «Лексика»: лексические омонимы; синонимы; антонимы; лексика русского языка с точки зрения её происхождения, лексика с точки зрения её активного и пассивного запаса, лексика с точки зрения сферы её употребления. Стилистические пласты слов. Повторение изученного по теме «Фразеология»: фразеологизмы, их признаки и значения.

- повторение изученных тем;

- группирование слов по тематическим группам;

- характеристика слов с точки зрения их принадлежности к активному или пассивному запасу, сферы употребления и стилистической окраски;

- составление предложений с фразеологическими оборотами

134

Морфемика и словообразование. Орфография.


Повторение изученного по теме: морфемы, морфемный разбор слов. Способы образования слов. Орфограммы в приставках, корнях слов. Основные выразительные средства лексики, морфемики и словообразования.

- повторение изученных тем;

- группирование слов по тематическим группам;

- характеристика морфемного состава слова;

- проведение морфемного разбора слова;

- повторение написания слов на изученные правила по теме;

- наблюдение за основными выразительными средствами морфемики и словообразования.

135

Морфология. Самостоятельные и служебные части речи.


Повторение изученного по теме: система частей речи в русском языке, грамматическое значение слов, общее грамматическое значение, морфологические свойства, синтаксические функции причастия, деепричастия, наречия, категории состояния. Роль служебных частей речи.

- повторение изученных правил;

- морфологический разбор частей речи;

- синтаксический разбор предложений;

- группирование слов по заданным морфологическим признакам;

136

Морфология. Орфография. Основные выразительные средства морфологии. Основные морфологические нормы русского литературного языка. Орфография.


Правила правописания различных частей речи. Основные морфологические нормы русского литературного языка. Основные выразительные средства морфологии.


- повторение изученных правил;

- морфологический разбор частей речи;

- группирование слов по заданным морфологическим признакам;

- определение основных морфологических норм русского литературного языка, выявление основных выразительных средств морфологии.

137

Синтаксис. Словосочетание и простое предложение.


Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды предложений по цели высказывания эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения. Второстепенные члены предложения.

- повторение изученного по теме «Синтаксис»;

- синтаксический разбор предложений; объяснение знаков препинания в предложениях;

- нахождение словосочетаний в составе предложения;

- характеристика интонационных и смысловых особенностей повествовательных, побудительных, вопросительных, восклицательных;

- составление простых предложений;

- составление схем предложений.

138

Синтаксис. Сложное предложение.


Структура сложного предложения. Союзы в сложном предложении. Сложносочинённое и сложноподчинённое предложения.

- повторение изученного по теме «Сложное предложение»;

- синтаксический разбор предложений; объяснение знаков препинания в предложениях;

- составление сложных предложений;

- составление схем предложений.

139

Р.Р. Текст. Функционально-смысловые типы текста: описание, повествование, рассуждение. Функциональные разновидности языка. Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, официально-делового, публицистического), языка художественной литературы.


Структура и особенности текста. Деление текста на смысловые части. Составление плана текста.

Основные особенности разговорной речи, научного стиля, официально-делового и публицистического стилей, языка художественной литературы. Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа). Основные жанры научного стиля (сообщение), официально-делового стиля (расписка, доверенность, заявление). Основные жанры публицистического стиля (выступление, статья, интервью).

- повторение по теме «Текст. Функциональные разновидности языка»;

- определение принадлежности текстов к определённой функциональной разновидности языка;

- выявление стилистических разновидностей текстов;

- установление принадлежности текста к определённой функциональной разновидности.

140

Р.Р. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, информации, принадлежности к функционально-смысловому типу, стилю (закрепление).


Работа с текстами разных функциональных типов и стилей (анализ текста).

- работа с текстом: составление плана текста, анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, информации, принадлежности к функционально-смысловому типу, стилю.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.