Адаптированная рабочая программа «Русский язык» для детей с ЗПР (7 класс)
Адаптированная рабочая программа учебного предмета
«Русский язык» для детей с задержкой психического развития
7 класс
Пояснительная записка
Данная программа предназначена для преподавания русского языка в 7-х классах для детей с ЗПР.
Исходными документами для составления программы являются:
федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897) с изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.;
примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
программа курса «Русский язык». 5 – 9 классы/ авт.: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский, Л.А. Тростенцова, А.Д. Дейкина. – 13-е изд. – М.: Просвещение», 2016;
Программа рассчитана на 140 часов (4 часа в неделю), из них отводится на:
контрольные работы – 8 часов (диктанты - 7, контрольная тестовая работа - 1);
контрольные изложения – 2, контрольные сочинения – 2;
уроки, обеспечивающие формирование коммуникативной компетенции (развитие речи) –31 час.
Особенностью изучения курса в 7 классе для детей с ЗПР является ознакомительное изучение некоторых тем, достаточно трудных обучающимся с ЗПР. Более подробное изучение этих тем будет продолжаться и в следующих классах. Темы, изучающиеся ознакомительно, выделяются курсивом:
- «Сложносочинённое предложение»;
- «Сложноподчинённое предложение».
Также в рабочей программе изменено количество часов:
- 4 часа снято с темы «Повторение изученного в 5-6 классах»;
- 4 часа снято с темы «Причастие»;
- 1 час снят с темы «Деепричастие»;
- 6 часов снято с темы «Наречие».
Эти 15 часов распределены на следующие темы:
- 1 час отведен на тему «Речь. Речевая деятельность. Общие сведения о языке»;
- 1 час на тему «Предлог»;
- 3 часа на тему «Союз»;
- 3 часа на тему «Частица»;
- 1 час на тему «Междометие. Звукоподражательные слова»;
- 6 часов – на развитие речи.
Используемый УМК:
Программа курса «Русский язык». 5 – 9 классы/ авт.: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский, Л.А. Тростенцова, А.Д. Дейкина. – 13-е изд. – М.: Просвещение», 2016.
2. Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ М.Т.Баранов и др.; научный ред. Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 2020-2021.
СОДЕРЖАНИЕ
Речь. Речевая деятельность. Общие сведения о языке – 2ч.
Русский язык – один из развитых языков мира. Русский язык как развивающееся явление. Функциональные разновидности современного русского языка. Формы функционирования современного русского языка: литературный язык, диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон.
Русский язык – язык художественной литературы. Основные выразительные средства русского языка. Культуров. комп. Отражение в языке истории и культуры народа. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова.
Повторение пройденного в 6 классе – 12 (7+5)
Синтаксис и пунктуация. Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса. Знаки препинания в простом и сложном предложении. Знаки препинания в конце предложения.
Морфология. Система частей речи в русском языке. Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Краткие сведения о значении М.В. Ломоносова в лингвистике.
Лексика и фразеология. Лексическое значение слов. Прямое и переносное значение, однозначные и многозначные слова. Синонимы, омонимы, антонимы. Исконно русские и заимствованные слова, лексика общеупотребительная и лексика ограниченного употребления. Фразеологизмы и их значение
Морфемика и словообразование. Виды морфем. Морфемный разбор слов. Основные способы образования слов. Морфемный разбор слов. Основные способы образования слов.
Фонетика. Орфоэпия. Система гласных и согласных. Основные орфоэпические нормы русского языка. Связь фонетики и графики с орфографией.
Р.Р. Текст как продукт речевой деятельности, его основные признаки. Членимость текста, смысловая и композиционная цельность, связность текста, завершённость. План текста. Тема и идея текста. Функционально-смысловые типы текста: повествование, описание, рассуждение. Функциональные разновидности языка. Публицистический стиль. Его основные жанры (выступление, обсуждение, статья, интервью), языковые особенности.
Культура речи. Культура речи. Критерии культуры речи. Диалог. Виды диалогов. Диалоги разного характера (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог – обмен мнениями, диалог смешанного типа). Языковая норма, ее функции. Основные виды норм русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные). Речевой этикет.
Оценка своей и чужой речи с т.зр. точного, уместного, выразительного словоупотребления. Культура чтения, аудирования, говорения, письма.
Морфология. Орфография. Культура речи. Причастие – 29ч. (22+7)
Повторение изученного о глаголе в 5-6 классе. Причастие как часть речи. Свойства прилагательных и глаголов у причастий. Синтаксическая роль причастий.
Склонение причастий. Правописание гласных в падежных окончаниях причастий.
Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми.
Действительные и страдательные причастия. Краткие страдательные причастия. Действительные причастия настоящего о прошедшего времени. Страдательные причастия настоящего и прошедшего времени. Образование причастий. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий настоящего времени.
Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий и прилагательных, образованных от глагола. Одна букв н в суффиксах кратких причастий.
Гласные перед буквами н - нн в страдательных причастиях и отглагольных прилагательных. Буквы е - ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий.
Морфологический разбор причастий.
Р.Р. Описание внешности человека. Структура текста, языковые особенности. Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности (специальные «портретные» слова). Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. Описание внешности по личным впечатлениям, фотографии.
Р.Р. Устное выступление на общественно значимую тему, его структура. Особенности выступления.
Деепричастие – 11ч. (9+2)
Деепричастие как часть речи. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий. Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте и одиночном деепричастии.
Раздельное написание не с деепричастиями.
Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Образование деепричастий. Морфологический разбор деепричастий.
Р.Р. Правильное употребление деепричастий в речи. Пересказ текста с заменой лица рассказчика.
Наречие – 26ч. (20+6)
Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Смысловые группы наречий. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий. Морфологический разбор наречий.
Слитное и раздельное написание не с наречиями на - о и – е.
Буквы е - и в приставках не – ни отрицательных наречий. Одна и две буквы н в наречиях на - о и - е.
Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Суффиксы - о и - а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. Буква ь после шипящих на конце наречий.
Р.Р. Использование в речи наречий-синонимов и наречий антонимов. Этикет диалога.
Р.Р. Учебно-научная речь. Отзыв.
Р.Р. Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий.
Категория состояния – 4ч. (2+2)
Категория состояния как часть речи. Отличие слов категории состояния от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния. Морфологический разбор слов категории состояния. Краткие сведения о значении А.Х.Востокова в лингвистике.
Р.Р. Выборочный пересказ. Выборочное изложение текста с описанием природы.
Служебные части речи - 1ч.
Самостоятельные и служебные части речи.
Предлог – 11ч. (9+2)
Предлог как служебная часть речи. Употребление предлогов. Роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги.
Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из - за, из-под. Морфологический разбор предлога.
Р.Р. Рассказ на основе увиденного на картине.
Союз – 17 (14+3)
Союз как служебная часть речи. Роль союзов в предложении. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы – соединительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложении; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Сложносочинённое и сложноподчинённое предложения. Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении.
Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза – также от наречия – так с частицей же.
Морфологический разбор союза. Краткие сведения о значении Ф.И.Буслаева в лингвистике.
Р.Р. Устное рассуждение на дискуссионную тему, его языковые особенности.
Частица – 15ч. (13+2)
Частица как служебная часть речи. Роль частиц в предложении. Разряды частиц. Формообразующие, отрицательные и смыслообразующие частицы. Раздельное и дефисное написание частиц.
Отрицательные частицы не – ни. Различие на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи. Различение на письме частицы не и приставки не. Различение на письме частицы ни, союза ни-ни, приставки ни. Морфологический разбор частиц.
Р.Р. Рассказ по данному сюжету. Сочинение – рассказ по данному сюжету.
Междометие. Звукоподражательные слова – 2ч.
Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении. Дефис в междометиях. Запятая и восклицательный знак при междометиях. Звукоподражательные слова, их отличие от междометий
Р.Р. Этикетные междометия.
Повторение и систематизация пройденного в 7 классе – 10ч. (8+2)
Разделы науки о русском языке. Фонетика. Лексика. Морфемика и словообразование. Орфография. Основные выразительные средства фонетики, лексики, морфемики и словообразования.
Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. Основные выразительные средства морфологии. Основные морфологические нормы русского литературного языка. Орфография.
Синтаксис. Словосочетание и простое предложение. Сложное предложение.
Р.Р. Текст. Функционально-смысловые типы текста: описание, повествование, рассуждение. Функциональные разновидности языка.
Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, официально-делового, публицистического), языка художественной литературы. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, информации, принадлежности к функционально-смысловому типу, стилю (закрепление).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Темы урока | Всего часов | Содержание урока | Виды деятельности обучающегося |
Речь. Речевая деятельность. Общие сведения о языке | 2 | |||
1 | Русский язык – один из развитых языков мира. Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного русского языка. Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского языка. | Русский язык как развивающееся явление. Функциональные разновидности современного русского языка. Формы функционирования современного русского языка: литературный язык, диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон. Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. | - повторение изученного о понятиях «язык», «речь»; - работа с материалами учебника; - беседа об особенностях функционирования языка; - различение текстов разговорного характера, научного стиля и языка художественной литературы; - определение принадлежности текста к функциональной разновидности языка; - сравнение речевых высказываний с точки зрения их содержания. | |
2 | Русский язык – язык художественной литературы. Основные выразительные средства русского языка. Культуров. комп. Отражение в языке истории и культуры народа. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова. | Отличие между литературным языком и просторечием, диалектами, жаргоном. Русский язык – язык художественной литературы. Красота, богатство, выразительность русского языка. Основные изобразительные средства русского языка. | - работа с материалами учебника; - беседа; - различение текстов разговорного характера, научного стиля и языка художественной литературы; - чтение отрывков из текстов художественной литературы; - выявление художественных особенностей текстов. | |
Повторение пройденного материала в 6 классе. | 12 (7+5) | |||
3 | Синтаксис и пунктуация. Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса. Знаки препинания в простом и сложном предложении. Знаки препинания в конце предложения. Синтаксический и пунктуационный разбор предложения. | Синтаксис как раздел грамматики. Основные признаки словосочетания и предложения. Строение словосочетаний. Грамматическая и смысловая связь слов в словосочетании. Способы выражения грамматической связи. Строение грамматической основы предложения. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Их интонационные и смысловые особенности. Постановка знаков препинания в разных видах предложений. | - повторение изученного по теме «Синтаксис»; - повторение понятия «словосочетание», «предложение»; - выявление особенностей строения словосочетания и предложения; - выделение словосочетания в составе предложения; - разбор словосочетаний по алгоритму. - распознавание видов предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске; - анализ и характеристика интонационных и смысловых особенностей различных предложений; - синтаксический разбор и характеристика предложений; -моделирование предложения в соответствии с коммуникативной задачей, объяснение знаков препинания. | |
4 | Морфология. Система частей речи в русском языке. Морфологический разбор слов. Краткие сведения о значении М.В. Ломоносова в лингвистике. | Морфология как раздел грамматики. Грамматическое значение слова. Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Самостоятельные и служебные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Морфологический разбор слов. Краткая биография М.В. Ломоносова и его роль в лингвистике. | - формулирование понятий «орфография», «орфограмма»; - повторение изученных в 5 классе орфограмм; - определение орфограмм, нахождение орфограмм в разных частях слова; - работа с орфографическим словарём. | |
5 | Лексика и фразеология. Лексическое значение слов. Прямое и переносное значение, однозначные и многозначные слова. Синонимы, омонимы, антонимы. Исконно русские и заимствованные слова, лексика общеупотребительная и лексика ограниченного употребления. Фразеологизмы и их значение | Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слов. Прямое и переносное значение слов, однозначные и многозначные слова. Лексические омонимы. Синонимы, антонимы. Словари синонимов и антонимов. | - повторение изученного по теме «Лексика»; - объяснение лексического значения слова; - сопоставление прямого и переносного значения слов; - различение синонимов и омонимов; - подбор к слову синонимов, подбор к слову антонимов; - установление стилистических различий синонимов; - наблюдение за ролью синонимов в речи. | |
6 | Р.Р. Сочинение повествовательного характера с элементами описания «Памятный день каникул». | Написание сочинения по плану. | - работа над текстом сочинения; -редактирование черновика сочинения | |
7 | Р.Р. Анализ сочинений. Работа над ошибками. | Разбор основных речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок. Выполнение работы над ошибками. | - нахождение допущенных ошибок, подбор проверочных слов, объяснение пунктуационных правил; - работа с орфографическим словарём для самопроверки; - исправление грамматических и речевых ошибок. | |
8 | Морфемика и словообразование. Виды морфем. Морфемный разбор слов. Основные способы образования слов. Морфемный разбор слов. | Морфемика как раздел лингвистики. Морфема – минимальная значимая единица языка. Виды морфем. Основа слова. Чередование звуков в морфемах. Роль морфемных словарей. Как правильно выполнить разбор слова по составу. Правила написания корней с чередованием. Что такое словообразование. | - повторение изученного по теме «Морфемика»; - характеристика морфемного состава слова; - проведение морфемного разбора слова; - работа с морфемным словарём; - повторение написания слов на изученные правила по теме; - наблюдение за ролью основных выразительных средств морфемики; | |
9 | Фонетика. Графика. Орфоэпия. Система гласных и согласных. Основные орфоэпические нормы русского языка. Связь фонетики и графики с орфографией. | Фонетика как раздел лингвистики. Звук как единица языка. Система гласных и согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Слог. Ударение в словах. Орфоэпия как раздел лингвистики. Особенности и правила литературного произношения и ударения. Графика как раздел лингвистики. | - повторение изученного по теме «Фонетика. Графика. Орфоэпия» в 5 классе; - отличие звукового и буквенного состава; - наблюдение за особенностями ударения и произношения некоторых слов; характеристика особенностей произношения и написания слов; - анализ отдельных звуков речи; классификация отдельных звуков речи; - фонетический разбор слов. | |
10 | Р.Р. Текст как продукт речевой деятельности, его признаки. Функционально-смысловые типы текста: повествование, описание, рассуждение. Структура текста. | Текст и его основные признаки (членимость, смысловая цельность, связность, завершённость). Тема, идея текста. План текста. Абзац. Функционально-смысловые типы речи. Повествование, описание, рассуждение | - повторение изученного по теме «Текст», «Функциональные разновидности языка»; - выявление признаков текста, отличие текста от группы предложений; - выявление языковых и композиционных особенностей текста; - выделение микротем текста, деление текста на абзацы; - установление принадлежности текста к определённому типу речи, функциональной разновидности языка. | |
11 | Р.Р. Функциональные разновидности языка. Публицистический стиль. Его основные жанры (выступление, обсуждение, статья, интервью), языковые особенности. | Функциональные разновидности языка. Каковы особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического), языка художественной литературы. | - повторение по теме «Функциональные разновидности языка»; - выявление особенностей текста; - установление принадлежности текста к определённой функциональной разновидности языка. | |
12 | Р.Р. Культура речи. Критерии культуры речи. Диалог. Виды диалогов. Оценка своей и чужой речи с т.зр. точного, уместного, выразительного словоупотребления. Культура чтения, аудирования, говорения, письма. Языковая норма, ее функции. Основные виды норм русского литературного языка. Речевой этикет. | Что такое культура речи. Каковы критерии культуры речи. Каковы основные требования к речи. Культура чтения, аудирования, говорения и письма. Точное и уместное словоупотребление. Диалог. Диалоги разного характера (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог – обмен мнениями, диалог смешанного типа). Основные виды норм русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные). | - определение понятия «культура речи»; - выявление особенностей культуры чтения, говорения, письма, аудирования; - работа над оцениванием речи. | |
13 | Диктант по теме «Повторение материала 6 класса». | Написание диктанта по теме. Выполнение грамматического задания. | - написание диктанта; - работа с грамматическим заданием: синтаксический разбор предложения, составление предложений заданной структуры, морфемный и морфологический разбор слов. | |
14 | Работа над ошибками. | Разбор основных орфографических и пунктуационных ошибок. Разбор ошибок в грамматическом задании. | - нахождение допущенных ошибок, подбор проверочных слов, объяснение пунктуационных правил; - работа с орфографическим словарём для самопроверки; - исправление ошибок в грамматическом задании. | |
Морфология. Орфография. Культура речи. Причастие. | 29(22+7) | |||
15 | Повторение изученного о глаголе в 5-6 классе. Причастие как часть речи. Свойства прилагательных и глаголов у причастий. Синтаксическая роль причастий. | Глагол как часть речи. Общее грамматическое значение, морфологические свойства и синтаксические функции глагола в предложении. Общее грамматическое значение, морфологические свойства и синтаксические функции причастий в предложении. Отличие причастия от прилагательного и глагола. | - повторение правил по теме «Глагол», «Имя прилагательное»; - выявление признаков глагола и прилагательного у причастий; - наблюдение за ролью причастий в предложении. | |
16 | Склонение причастий. Правописание гласных в падежных окончаниях причастий. | Особенности склонения причастий. Условия выбора гласных в окончаниях причастий. Объяснение написания орфограммы. Применение правила на практике. | - наблюдение за особенностями склонения причастий, сравнение со склонением прилагательных; - наблюдение за изменением форм причастий в различных падежах; - определение орфограммы – написание гласных в падежных окончаниях причастий, нахождение орфограммы; - составление алгоритма самопроверки. | |
17 | Р.Р. Сочинение – рассуждение «Люби и охраняй природу» (подготовка к сочинению). | Композиционные и смысловые признаки текста – рассуждения. Работа с текстом типа речи рассуждение. Подготовка к сочинению: составление плана, лексическая работа. | - повторение темы «текст – рассуждение»; - наблюдение за ходом доказательств в тексте рассуждении; - формулирование понятия «текст – рассуждение»; - составление плана к сочинению – рассуждению; - проведение лексической работы: подбор основных формул, характерных для текста - рассуждения. | |
18 | Р.Р. Сочинение – рассуждение «Люби и охраняй природу». | Написание сочинения по плану. | - работа над текстом сочинения; - редактирование черновика сочинения. | |
19 | Причастный оборот. | Что такое причастный оборот. Как найти причастный оборот в предложении. | - формулирование понятия «причастный оборот»; - нахождение причастного оборота в предложениях. | |
20 | Выделение причастного оборота запятыми. | Условия выделения причастного оборота запятыми. Как найти определяемое слово в предложении. Объяснение условий выделения причастного оборота запятыми. Применение правила на практике. | - повторение понятия «причастный оборот»; - нахождение определяемого слова в предложении; - составление схем предложений с причастным оборотом; - самостоятельное выделение причастного оборота в предложении. | |
21 | Действительные и страдательные причастия. | Чем отличаются действительные и страдательные причастий. Значение причастий. Особенности действительных и страдательных причастий. Образование различных причастий и определение их разновидности. | - формулирование понятия «действительные и страдательные причастия»; - нахождение в предложении причастий, определение их разновидности; - образование действительных и страдательных причастий. | |
22 | Р.Р. Описание внешности человека. Структура текста, языковые особенности. | Композиционные и смысловые признаки текста – описание внешности человека. Работа с текстом описанием внешности человека. Определение структуры текста, составление плана, выявление языковых особенностей. | - повторение основных признаков текста - описания; - формулирование понятия «текст – описание»; - наблюдение за особенностями структуры текста; - выбор материала для написания изложения; - составление плана изложения. | |
23 | Р.Р. Выборочное изложение текста с описанием внешности «Отец и сын» (по отрывку из произведения «Судьба человека»). | Написание изложения по плану. | - пересказ текста по плану; - написание изложения. | |
24 | Действительные причастия настоящего времени. | Значение действительных причастий настоящего времени. Суффиксы, с помощью которых образуются причастия. Образование действительных причастий настоящего времени. | - повторение понятия «действительные причастия»; - наблюдение за образованием действительных причастий настоящего времени; - нахождение в тексте действительных причастий настоящего времени; - образование действительных причастий настоящего времени. | |
25 | Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. | I и II спряжение глагола. Условия выбора гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Объяснение написания гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Применение правила на практике. | - повторение темы «спряжение глагола»; - наблюдение за особенностями написания действительных причастий настоящего времени; - составление алгоритма написания суффиксов причастий; - закрепление правила на практике. | |
26 | Действительные причастия прошедшего времени. | Значение действительных причастий прошедшего времени. Суффиксы, с помощью которых образуются причастия. Образование действительных причастий прошедшего времени. | - повторение понятия «действительные причастия»; - наблюдение за образованием действительных причастий прошедшего времени; - определение времени причастий; - нахождение в тексте действительных причастий прошедшего времени; - образование действительных причастий прошедшего времени. | |
27 | Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. | Значение страдательных причастий настоящего времени. Суффиксы, с помощью которых образуются причастия. Образование страдательных причастий настоящего времени. Условия выбора гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Применение правила на практике. | - повторение понятия «страдательные причастия»; - наблюдение за образованием страдательных причастий настоящего времени; - нахождение в тексте страдательных причастий настоящего времени; - образование страдательных причастий настоящего времени; - составление алгоритма написания суффиксов причастий; - закрепление правила на практике. | |
28 | Страдательные причастия прошедшего времени. | Значение страдательных причастий прошедшего времени. Суффиксы, с помощью которых образуются причастия. Образование страдательных причастий прошедшего времени. | - наблюдение за образованием страдательных причастий прошедшего времени; - определение времени причастий; - нахождение в тексте страдательных причастий прошедшего времени; - образование страдательных причастий прошедшего времени. | |
29 | Краткие страдательные причастия. | Отличие полных и кратких причастий. Образование кратких причастий. Изменение кратких причастий по числам и в единственном числе по родам. Синтаксическая роль кратких причастий в предложении. | - формулирование понятия «краткие и полные причастия»; - распознавание кратких и полных причастий; - образование кратких форм причастий; - приведение своих примеров кратких и полных причастий; - наблюдение за изменением кратких причастий по числам и в единственном числе по родам; - определение синтаксической роли кратких причастий. | |
30 | Морфологический разбор причастий. | Постоянные и непостоянные признаки причастий. План морфологического разбора причастия. | - выявление постоянных и непостоянных признаков причастия; - изучение плана морфологического разбора причастия; - выполнение морфологического разбора причастия. | |
31 | Р.Р. Контрольное сочинение – описание внешности по личным впечатлениям или по фотографии (подготовка к сочинению). | Композиционные и смысловые признаки текста – описания внешности человека. Работа с текстом описанием внешности человека. Составление плана к сочинению – описанию внешности человека. Словарная работа: подбор слов и словосочетаний для описания внешности. | - повторение темы «текст – описание»; - наблюдение за особенностями предложенного текста – описание внешности; - составление плана к сочинению – описанию внешности; - проведение лексической работы: подбор основных формул, характерных для текста - описание внешности. | |
32 | Р.Р. Контрольное сочинение – описание внешности по личным впечатлениям или по фотографии (написание сочинения). | Написание сочинения по плану. | - работа над текстом сочинения; - редактирование черновика сочинения. | |
33 | Слитное и раздельное написание не с причастиями. | Написание не с различными частями речи. Причастия, которые не употребляются без не. Замена причастия с не синонимом. Противопоставление с союзом а в предложении. Нахождение зависимого слова у причастия. Объяснение написания орфограммы. Применение правила в практике написания слов. | - повторение правил «Правописание не с прилагательными и существительными»; - наблюдение за приведёнными примерами написания не с причастиями; - формулирование правила слитного и раздельного написания не с причастиями; - подбор синонимов к причастиям; - применение правила написания не с причастиями. | |
34 | Закрепление по теме «Слитное и раздельное написание не с причастиями». | Применение правила в практике написания слов. | - повторение условий написание не с причастиями; - применение правила написания не с причастиями; - составление предложений со словами, содержащими данную орфограмму; - группирование различных частей речи, содержащих данную орфограмму; - приведение своих примеров на изученное правило. | |
35 | Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий и прилагательных, образованных от глагола. | Условия, при которых в суффиксах причастий пишется одна буква н. Условия, при которых в суффиксах причастий пишутся две буквы н. Что такое отглагольные прилагательные. Объяснение написания орфограммы. Применение правила в практике написания слов. | - повторение правила «Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных; - формулирование понятия «отглагольное прилагательное»; - наблюдение за приведёнными примерами написания н - нн в суффиксах причастий; - формулирование правила написания н – нн в суффиксах причастий; - нахождение в тексте примеров на изученное правило; - приведение своих примеров на изученное правило; - применение правила написания букв н – нн на практике. | |
36 | Закрепление по теме «Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий и прилагательных, образованных от глагола». | Применение правила в практике написания слов. | - повторение условий написания н – нн в суффиксах причастий; - применение правила написания букв н – нн в суффиксах причастий; - группирование причастий по заданным признакам.. | |
37 | Одна букв н в суффиксах кратких причастий. | Условия, при которых в суффиксах кратких причастий пишется одна буква н. Объяснение написания орфограммы. Применение правила на практике. | - повторение условий написания н – нн в суффиксах причастий; - применение правила написания букв н – нн в суффиксах причастий; - образование форм кратких прилагательных; - наблюдение за приведёнными примерами написания н – нн в суффиксах кратких причастий; - применение правила на практике. | |
38 | Гласные перед буквами н - нн в страдательных причастиях и отглагольных прилагательных. | Условия, при которых в суффиксах причастий перед буквами н пишутся гласные а (я) – е. Объяснение написания орфограммы. Применение правила на практике. | - наблюдение за приведёнными примерами написания гласных букв в суффиксах причастий; - формулирование правила написания гласных букв перед буквами н – нн; - образование причастий и отглагольных прилагательных; - применение правила написания гласных букв перед буквами н – нн в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных. | |
39 | Буквы е - ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий. | Условия написания букв е – ё после шипящих в суффиксах причастий. Объяснение написания орфограммы. Применение правила в практике написания слов. | - выявление условий выбора букв е - ё после шипящих и в суффиксах причастий; - формулирование правила написания букв е - ё после шипящих в суффиксах причастий; - применение правила на практике. | |
40 | Повторение изученных орфограмм по теме «Причастие». Р.Р. Правильное употребление причастий в речи. | Повторение изученного по теме. Общее грамматическое значение, морфологические свойства, синтаксическая роль причастий. Образование различных причастий. Морфологический разбор причастий. Орфограммы, изученные по теме. | - повторение правил по теме «Причастие»; - характеристика морфологических признаков причастия, определение его синтаксической роли; - группирование причастий по заданным признакам; - согласование причастий с различными именами существительными; - морфологический разбор причастия; - синтаксический разбор предложения с причастием и причастным оборотом. | |
41 | Диктант по теме «Причастие». | Написание диктанта по теме. Выполнение грамматического задания. | - написание диктанта; - работа с грамматическим заданием: морфемный и морфологический разбор причастия; синтаксический разбор предложения с причастным оборотом. | |
42 | Работа над ошибками. | Разбор основных орфографических и пунктуационных ошибок. | - нахождение допущенных ошибок, подбор проверочных слов, объяснение пунктуационных правил; - работа с орфографическим словарём для самопроверки; - исправление ошибок в грамматическом задании. | |
43 | Р.Р. Устное выступление на общественно значимую тему, его структура. Особенности выступления. | Что такое общественное выступление. Основные признаки выступления. Структура выступления. | - формулирование понятия «общественное выступление»; - выявление особенностей выступления; - работа с предложенными текстами. | |
Деепричастие | 11(9+2) | |||
44 | Деепричастие как часть речи. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий. | Повторение по теме «Глагол». Общее грамматическое значение, морфологические свойства и синтаксические функции глагола в предложении. Общее грамматическое значение, морфологические свойства и синтаксические функции деепричастий в предложении. Отличие деепричастия от причастия и глагола. | - повторение правил по теме «Глагол»; - выявление признаков глагола и деепричастия; - наблюдение за ролью деепричастий в предложении. | |
45 | Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте и одиночном деепричастии. | Что такое деепричастный оборот. Как найти в предложении деепричастный оборот. Отличие деепричастного оборота от причастного. | - формулирование понятия «деепричастный оборот»; - нахождение деепричастного оборота в предложениях; - составление схем предложений с одиночным деепричастием и деепричастным оборотом; - самостоятельное выделение одиночного деепричастия и деепричастного оборота в предложениях. | |
46 | Закрепление по теме «Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте и одиночном деепричастии». | Условия выделения деепричастного оборота запятыми. Как найти определяемое слово в предложении. Объяснение условий выделения деепричастного оборота запятыми. Применение правила на практике. | - нахождение деепричастного оборота в предложениях; - составление схем предложений с одиночным деепричастием и деепричастным оборотом; - самостоятельное выделение одиночного деепричастия и деепричастного оборота в предложениях; - графический диктант. | |
47 | Правописание не с деепричастиями. | Написание не с различными частями речи. Условия написания не с деепричастиями. Объяснение написания орфограммы. Применение правила на практике. | - повторение правил «Правописание не с существительными, прилагательными, причастиями и глаголами»; - наблюдение за приведёнными примерами написания не с деепричастиями; - формулирование правила слитного и раздельного написания не с деепричастиями; - применение правила написания не с деепричастиями. | |
48 | Р.Р. Контрольное изложение текста с заменой лица рассказчика. Подготовка к изложению. | Подготовка к изложению: беседа по тексту, составление плана, лексическая работа. | - работа с текстом для изложения: составление алгоритма написания изложения; составление плана текста; - пересказ по плану; - озаглавливание текста. | |
49 | Р.Р. Контрольное изложение текста с заменой лица рассказчика. Написание изложения. | Написание изложения по плану. | - работа с текстом для изложения: пересказ текста по плану; написание изложения. | |
50 | Деепричастия несовершенного вида. | Повторение по теме «Вид глагола». Вопрос, на который отвечает деепричастие несовершенного вида. Определение вида деепричастия. Образование деепричастий несовершенного вида. | - повторение темы «Вид глагола»; - наблюдение за образованием деепричастий несовершенного вида; - самостоятельное образование деепричастий несовершенного вида. | |
51 | Деепричастия совершенного вида. | Вопрос, на который отвечает деепричастие совершенного вида. Определение вида деепричастия. Образование деепричастий совершенного вида. | - повторение темы «Вид глагола»; - наблюдение за образованием деепричастий совершенного вида; - самостоятельное образование деепричастий совершенного вида; - группирование деепричастий по заданным признакам. | |
52 | Морфологический разбор деепричастий. Повторение по теме «Деепричастие». Р.Р. Правильное употребление деепричастий в речи. | Признаки деепричастий. План морфологического разбора деепричастия. Повторение изученного по теме. Общее грамматическое значение, морфологические свойства, синтаксическая роль деепричастий. Образование различных деепричастий. Орфограммы, изученные по теме. | - повторение правил по теме «Деепричастие»; - характеристика морфологических признаков деепричастия, определение его синтаксической роли; - группирование деепричастий по заданным признакам; - морфологический разбор деепричастия; - синтаксический разбор предложения с деепричастным оборотом | |
53 | Диктант по теме «Деепричастие». | Написание диктанта по теме. Выполнение грамматического задания. | - написание диктанта; - работа с грамматическим заданием: морфемный и морфологический разбор деепричастия; синтаксический разбор предложения с деепричастным оборотом. | |
54 | Работа над ошибками. | Разбор основных орфографических и пунктуационных ошибок. | - нахождение допущенных ошибок, подбор проверочных слов, объяснение пунктуационных правил; - работа с орфографическим словарём для самопроверки; - исправление ошибок в грамматическом задании. | |
Наречие | 26(20+6) | |||
55 | Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий. Словообразование наречий. | Общее грамматическое значение, морфологические свойства и синтаксические функции наречия в предложении. Как образуются наречия. Отличие наречий от других частей речи. | - повторение изученного о наречии; - формулирование понятия «наречие»; - характеристика общего грамматического значения, морфологических признаков, определение синтаксической роли наречия; - нахождение в предложении наречий; - составление предложений с наречиями; - работа по отличию наречий от слов других частей речи. | |
56 | Смысловые группы наречий. | Понятие смысловой группы наречий. Вопросы, на которые отвечают наречия различных смысловых групп. Определение значения наречия. | - формулирование понятия «смысловые группы наречий»; - наблюдение за различными значениями наречий; - нахождение в предложениях различных видов наречий; - составление предложений и словосочетаний с различными наречиями. | |
57 | Степени сравнения наречий и их образование. | Повторение по теме «Степень сравнения имён прилагательных». Сравнительная и превосходная степени сравнения наречий. Как образуются сравнительная и превосходная степени сравнения. | - повторение понятия «степень сравнения прилагательного»; - формулирование понятия «степень сравнения наречий»; - наблюдение за различными видами степени сравнения; - нахождение в тексте наречий в степени сравнения; - образование степени сравнения наречий. | |
58 | Закрепление по теме «Степени сравнения наречий и их образование». | Простая и составная форма сравнительной степени, составная форма превосходной степени. Образование степени сравнения наречий. | - образование сравнительной и превосходной степени; - работа по предупреждению ошибок в речи: составление предложений с наречиями в сравнительной и превосходной степени; | |
59 | Морфологический разбор наречий. | Признаки наречий. План морфологического разбора наречий. | - выявление признаков наречия; - изучение плана морфологического разбора наречия; - выполнение морфологического разбора наречия. | |
60 | Слитное и раздельное написание не с наречиями. | Написание не с различными частями речи. Наречия, которые не употребляются без не. Замена наречия с не синонимом. Противопоставление с союзом а в предложении. Объяснение написания орфограммы. Применение правила в практике написания слов. | - повторение правила «Правописание не с различными частями речи»; - наблюдение за приведёнными примерами написания не с наречиями; - формулирование правила слитного и раздельного написания не с наречиями; - подбор синонимов к наречиям; - применение правила написания не с наречиями. | |
61 | Закрепление по теме «Слитное и раздельное написание не с наречиями». | Применение правила в практике написания слов. | - повторение условий написание не с наречиями; - применение правила написания не с наречиями; - составление предложений со словами, содержащими данную орфограмму; - группирование различных частей речи, содержащих данную орфограмму; - приведение своих примеров на изученное правило. | |
62 | Р.Р. Описание действий как вид текста. Структура текста, его языковые особенности. Р.Р. Изложение текста с описанием действий. Подготовка к изложению. | Композиционные и смысловые признаки текста – описания действий. Работа с текстом описанием действий. Словарная работа: подбор слов и словосочетаний для действий. Работа с текстом описанием действий, составление плана текста. | - формулирование понятия «текст – описание»; - работа с текстом: наблюдение за особенностями текста – описания действий; - составление плана для написания изложения; - лексическая работа. | |
63 | Р.Р. Изложение текста с описанием действий. Написание изложения. | Написание изложения по плану. | - работа с текстом для изложения: пересказ текста по плану; написание изложения. | |
64 | Буквы е - и в приставках не - ни отрицательных наречий. | Повторение по теме «Приставки не – ни в отрицательных местоимениях». Условия написания приставок не – ни в наречиях Объяснение написания орфограммы. Применение правила в практике написания слов. | - повторение правила «Правописание приставок не – ни в отрицательных местоимениях»; - наблюдение за особенностями написания приставок не – ни в наречиях; - образование наречий с приставками не – ни; - применения правила на практике. | |
65 | Одна и две буквы н в наречиях на о - е. | Повторение по теме «Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных и причастий». Условия, при которых в суффиксах наречий пишется одна буква н. Условия, при которых в суффиксах наречий пишутся две буквы н. Объяснение написания орфограммы. Применение правила на практике. | - повторение правила «Одна и две буквы н в прилагательных и причастиях»; - наблюдение за приведёнными примерами написания н - нн в суффиксах наречий; - формулирование правила написания н – нн в суффиксах наречий; - нахождение в тексте примеров на изученное правило; - приведение своих примеров на изученное правило; - применение правила написания букв н – нн на практике. | |
66 | Закрепление по теме «Одна и две буквы н в наречиях на о - е». | Применение правила в практике написания слов. | - повторение условий написания н – нн в суффиксах наречий; - применение правила написания букв н – нн в суффиксах наречий; - группирование наречий по заданным признакам; - приведение своих примеров на изученное правило. | |
67 | Буквы о - е после шипящих на конце наречий. | Условия написания букв о – е после шипящих в суффиксах наречий. Объяснение написания орфограммы. Применение правила в практике написания слов. | - повторение правила «Правописание букв о – е после шипящих в существительных, прилагательных, причастиях»; - выявление условий выбора букв о – е после шипящих в суффиксах наречий; - формулирование правила написания букв о – е после шипящих в суффиксах наречий; - образование наречий от прилагательных; - группирование наречий по заданным признакам; - применение правила на практике. | |
68 | Буквы о - а на конце наречий с приставками из, до, с (в, на, за). | Условия написания букв о – а на конце наречий с приставками из, до, с (в, на, за). Объяснение написания орфограммы. Применение правила в практике написания слов. | - наблюдение за предложенными примерами; - выявление особенностей выбора букв о – а в суффиксах наречий с приставками из, до, с (в, на, за); - образование и группирование наречий; - применение правила написания наречий на практике. | |
69 | Закрепление по теме «Буквы о - а на конце наречий с приставками из, до, с (в, на, за)». | Применение правила в практике написания слов. | - повторение правила написания суффиксов о – а в наречиях; - приведение своих примеров на изученное правило; - применение правила написания наречий на практике. | |
70 | Р.Р. Сочинение - описание действий на самостоятельно выбранную тему (подготовка к сочинению). | Композиционные и смысловые признаки текста – описания действий. Работа с текстом описанием действий. Словарная работа: подбор слов и словосочетаний для действий. Составление плана к сочинению – описанию действий. | - наблюдение за предложенным материалом (текст – описание действий); - формулирование особенностей текста – описания действий; - составление плана для написания сочинения; - подбор заголовка к сочинению. | |
71 | Р.Р. Сочинение - описание действий на самостоятельно выбранную тему (написание сочинения). | Написание сочинения по плану. | - работа над текстом сочинения; -редактирование черновика сочинения. | |
72 | Дефис между частями слов в наречиях. | Повторение изученных тем: «Дефис в сложных прилагательных», «Дефис в местоимениях». Условия дефисного написания наречий. Объяснение написания орфограммы. Применение правила в практике написания слов. | - повторение правил: «Дефис в сложных прилагательных», «Правописание дефиса в местоимениях»; - наблюдение за приведёнными примерами дефисного написания наречий; - формулирование правила постановки дефиса в наречиях; - объяснение условий постановки дефиса в наречиях; - применение правила постановки дефиса в наречиях на практике. | |
73 | Закрепление по теме «Дефис между частями слов в наречиях». | Применение правила в практике написания слов. | - повторение правила постановки дефиса между частями слов в наречии; - образование наречий с помощью приставок и суффиксов; - группирование наречий по заданным признакам; - применение правила постановки дефиса между частями слов в наречии на практике. | |
74 | Слитное и раздельное написание приставок в наречиях. | Условия слитного написания приставок в наречиях. Условия раздельного написания приставок в наречиях. Объяснение написания орфограммы. Применение правила в практике написания слов. | - повторение правила «Слитное и раздельное написание приставок в местоимениях»; - наблюдение за предложенным материалом; выявление закономерностей слитного и раздельного написания приставок в наречиях; - формулирование правила слитного и раздельного написания приставок в наречиях; - применение полученных знаний на практике. | |
75 | Мягкий знак на конце наречий после шипящих. | Повторение по теме «Мягкий знак после шипящих в различных частях речи». Условия написания мягкого знака в наречиях. Объяснение написания орфограммы. Применение правила в практике написания слов. | - повторение правила «Написание мягкого знака после шипящих в различных частях речи»; - наблюдение за предложенным материалом; - формулирование правила написания мягкого знака после шипящих в наречиях; - применение правила на практике. | |
76 | Повторение и закрепление по теме «Наречие». Р.Р. Использование в речи наречий-синонимов, наречий-антонимов. Этикет диалога. | Повторение изученного по теме. Общее грамматическое значение, морфологические свойства, синтаксическая роль наречий. Образование различных наречий. Орфограммы, изученные по теме. | - повторение изученных правил по теме; - группирование наречий по заданным признакам; - морфологический разбор наречия; - включение в данный текст различных наречий; - составление предложений с наречиями. | |
77 | Диктант по теме «Наречие». | Написание диктанта по теме. Выполнение грамматического задания. | - написание диктанта; - работа с грамматическим заданием: морфемный и словообразовательный разбор наречий; морфологический разбор наречий; синтаксический разбор предложения с наречиями. | |
78 | Работа над ошибками. | Разбор основных орфографических и пунктуационных ошибок. | - нахождение допущенных ошибок, подбор проверочных слов, объяснение пунктуационных правил; - работа с орфографическим словарём для самопроверки; - исправление ошибок в грамматическом задании. | |
79 | Р.Р. Сжатое изложение текста (урок – обучение). | Признаки сжатого изложения. Приёмы сжатия текста. Работа с текстом: беседа, составление плана текста. | - определение темы, основной мысли, принадлежности текста к определённому типу речи, функциональной разновидности языка; - составление алгоритма написания изложения; - определение приёмов сжатия текста; - составление плана текста. | |
80 | Р.Р. Сжатое изложение текста (урок – написание). | Написание изложения по плану. | - работа над изложением: сжатие текста, подбор своего заголовка. | |
Категория состояния | 2+2 | |||
81 | Категория состояния как часть речи. Отличие слов категории состояния от наречий. | Общее грамматическое значение, морфологические свойства и синтаксические функции слов категории состояния в предложении. Как отличить слова категории состояния от наречий. Виды предложений со словами категории состояния. | - формулирование понятия «категория состояния»; - характеристика общего грамматического значения, морфологических признаков, определение синтаксической роли слов категории состояния; - нахождение в предложении слов категории состояния; - составление предложений со словами категории состояния; - работа по отличию слов категории состояния от наречий. | |
82 | Синтаксическая роль слов категории состояния. Повторение по теме «Категория состояния». Краткие сведения о значении А.Х.Востокова в лингвистике. | Какую роль выполняют слова категории состояния в предложении. Краткая биография А.Х. Востокова и его роль в лингвистике. | - наблюдение за синтаксической ролью слов категории состояния; - синтаксический разбор предложений со словами категории состояния; - знакомство с биографией А.Х. Востокова и его ролью в лингвистике. | |
83 | Р.Р. Выборочное изложение текста с описанием природы (контрольное). | Признаки выборочного изложения. Как отобрать нужный материал для изложения. Работа с текстом: беседа, составление плана. | - определение темы, основной мысли, принадлежности текста к определённому типу речи, функциональной разновидности языка; - нахождение в тексте информации на определённую тему; - составление алгоритма написания изложения; - составление плана текста. | |
84 | Р.Р. Выборочное изложение текста с описанием природы (контрольное). | Написание изложения по плану. | - работа над изложением. | |
Служебные части речи | 1 | |||
85 | Самостоятельные и служебные части речи. | Грамматическое значение слова. Система частей речи в русском языке. Отличие самостоятельных и служебных частей речи. | - повторение понятий «морфология», «самостоятельные и служебные части речи»; - определение признаков самостоятельных и служебных частей речи; - распознавания слов различных частей речи; - группирование слов, относящихся к определённым частям речи. | |
Предлог | 11(9+2) | |||
86 | Предлог как служебная часть речи. Роль предлогов в предложении. | Общее значение, свойства и роль предлогов в предложении. Значения, которые вносят предлоги в предложения. | - формулирование понятия «предлог»; - наблюдение за ролью предлогов в предложении; - определение падежа существительных в словосочетании с предлогами; - определение значения предлога. | |
87 | Употребление предлогов. | Предлоги, которые употребляются при различных падежах. Однозначные и многозначные предлоги. | - склонение существительных с предлогами; - определение значения предлога; - наблюдение за употреблением предлогов в предложениях. | |
88 | Производные и непроизводные предлоги. | Что такое производный и непроизводный предлог. Части речи, из которых образуются предлоги. | - повторение изученных знаний о различных частях речи; - наблюдение за предложенным материалом; - формулирование понятия «производные и непроизводные предлоги»; - синтаксический разбор предложения и определение частей речи в предложении; - определение вида предлога. | |
89 | Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлогов. | Что такое простой и составной предлог. План морфологического разбора предлога. | - формулирование понятия «простые и составные предлоги»; - изучение плана морфологического разбора предлога; - выполнение морфологического разбора предлога. | |
90 | Р.Р. Рассказ на основе увиденного на картине. | Рассказ, строение рассказа (завязка, развитие действия, кульминация, спад действия, развязка). Стиль рассказа. Деление текста на смысловые части. Подготовка к сочинению: работа по иллюстрациям, составление плана. | - формулирование понятия «рассказ»; - наблюдение за особенностями структуры и стиля рассказа; - составление плана рассказа, объяснение деления текста на абзацы; - подбор заголовка к рассказу. | |
91 | Р.Р. Сочинение – рассказ на основе увиденного на картине. | Написание сочинения по плану. | - работа над текстом сочинения; - редактирование черновика сочинения. | |
92 | Слитное и раздельное написание предлогов. | Условия слитного и раздельного написания производных предлогов. Объяснение написания орфограммы. Применение правила в практике написания слов. | - повторение темы «Производные и непроизводные предлоги»; - работа по определению частей речи; - группирование различных частей речи; - формулирование правила слитного и раздельного написания предлогов; - применение правила на практике. | |
93 | Закрепление по теме «Слитное и раздельное написание предлогов». | Применение правила в практике написания слов. | - повторение правила; - составление предложений с различными производными предлогами; - составление предложений с производными предлогами и синонимичными существительными; - применения правила на практике. | |
94 | Дефис в предлогах из - за, из-под. Повторение по теме «Предлог». | Объяснение написания орфограммы. Повторение изученного по теме. Общее значение, свойства, роль предлога в предложении. Морфологический разбор предлога. Орфограммы, изученные по теме. | - повторение изученных правил по теме; - характеристика признаков предлога, определение его роли в предложении; - формулирование правила написания предлогов через дефис; - морфологический разбор предлога; - применение правил написания предлогов на практике. | |
95 | Диктант по теме «Предлог». | Написание диктанта по теме. Выполнение грамматического задания. | - написание диктанта; - работа с грамматическим заданием: синтаксический разбор предложения; морфологический разбор предлога; составление предложений с различными предлогами. | |
96 | Работа над ошибками. | Разбор основных орфографических и пунктуационных ошибок. | - нахождение допущенных ошибок, подбор проверочных слов, объяснение пунктуационных правил; - работа с орфографическим словарём для самопроверки; - исправление ошибок в грамматическом задании. | |
Союз. | 17(14+3) | |||
97 | Союз как служебная часть речи. Роль союзов в предложении. | Общее значение, свойства и роль союзов в предложении. Простые предложения с однородными членами и сложные предложения. | - повторение изученного о союзе; - формулирование понятия «союз»; - наблюдение за ролью союзов в предложении; - составление предложений с различными союзами; - графический диктант. | |
98 | Простые и составные союзы. Подчинительные и сочинительные союзы. | Что такое простой и составной союз. Как отличить сочинительный и подчинительный союз. Роль сочинительных и подчинительных союзов в предложении. | - наблюдение за предложенным материалом; - формулирование понятия «простые и составные союзы», «подчинительные и сочинительные союзы»; - синтаксический разбор предложения и определение роли союза в предложении; - определение вида союза. | |
99 | Р.Р. Подробное изложение текста-рассуждения. Подготовка к изложению. | Функционально-смысловые типы речи: рассуждение. Структура текста. Языковые особенности текста – рассуждения. Подготовка к изложению: беседа по тексту, составление плана, лексическая работа. | - повторение изученного о тексте-рассуждении; - работа с текстом для изложения: составление алгоритма написания изложения; составление плана текста; - пересказ по плану; - подбор заголовка к тексту. | |
100 | Р.Р. Подробное изложение текста-рассуждения. Написание изложения. | Написание изложения по плану. | - работа с текстом для изложения: пересказ текста по плану; написание изложения. | |
101 | Запятая перед союзом в сложном предложении. | Повторение по теме «Сложное предложение». Особенности сложного предложения. Условия постановки запятой в сложном предложении. | - повторение изученного о союзах; -наблюдение за предложенным материалом; - выявление условий постановки запятой перед различными союзами; - применение правила на практике; - составление различных видов предложений с союзами. | |
102 | Закрепление по теме «Запятая перед союзом в сложном предложении». | Применение правила постановки запятой в сложном предложении. | - повторение изученного о союзах; - применение правила на практике; - графический диктант; - составление различных видов предложений с союзами. | |
103 | Сочинительные союзы (соединительные, противительные, разделительные). | Виды сочинительных союзов. Значения, которые вносят сочинительные союзы в предложения. Постановка запятой при сочинительных союзах. | - формулирование понятия «сочинительные союзы»; - наблюдение за ролью сочинительных союзов; - синтаксический разбор предложений с однородными членами; - графический диктант; - составление предложений с различными союзами. | |
104 | Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях. Сложносочинённое предложение. | Что такое сложносочинённое предложение. Строение сложноподчинённого предложения. Постановка запятой в сложносочинённом предложении и в простом предложении с однородными членами. | - повторение понятий: «сочинительные союзы», «сложное предложение»; - формулирование понятия «сложносочинённое предложение», выявление его особенностей; - синтаксический разбор сложносочинённого предложения; - графический диктант; - составление сложносочиненных предложений с различными союзами. | |
105 | Подчинительные союзы. | Виды подчинительных союзов. Значения, которые вносят подчинительные союзы в предложения. Постановка запятой при подчинительных союзах. | - формулирование понятия «подчинительные союзы»; - наблюдение за ролью подчинительных союзов; - графический диктант; - составление предложений с различными подчинительными союзами. | |
106 | Употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Сложноподчинённое предложение. | Что такое сложноподчинённое предложение. Структура сложноподчинённого предложения. Постановка запятой в сложноподчинённом предложении. | - повторение понятий: «подчинительные союзы», «сложное предложение»; - формулирование понятия «сложноподчинённое предложение», выявление его особенностей; - синтаксический разбор сложноподчинённого предложения; - графический диктант; - составление сложноподчиненных предложений с различными союзами. | |
107 | Морфологический разбор союза. | Признаки союза. План морфологического разбора союза. | - изучение плана морфологического разбора союза; - выполнение морфологического разбора союза; - составление сложносочинённых и сложноподчинённых предложений; - графический диктант. | |
108 | Слитное и раздельное написание союзов тоже, также, чтобы, зато. | Условия слитного и раздельного написания слов. Как отличить союз от местоимения с частицей и наречия с частицей. | - наблюдение за предложенным материалом; - выявление особенностей написания слов; - группирование различных частей речи; - применение правила на практике. | |
109 | Закрепление по теме «Слитное и раздельное написание союзов». | Применение правила в практике написания слов. | - повторение правила слитного и раздельного написания союзов; - применение правила на практике. | |
110 | Повторение по теме «Союз». Краткие сведения о значении Ф.И.Буслаева в лингвистике. | Повторение изученного по теме. Общее значение, свойства, роль союза в предложении. Морфологический разбор союза. Орфограммы, изученные по теме. Краткая биография Ф.И. Буслаева и его и роль в лингвистике. | - повторение изученных правил по теме; - характеристика признаков союза, определение его роли в предложении; - морфологический разбор союза; - синтаксический разбор сложных и простых предложений; - применение правил написания союзов на практике. | |
111 | Р.Р. Устное рассуждение на дискуссионную тему. Его языковые особенности. | Функционально-смысловые типы речи: рассуждение. Особенности текста-рассуждения. Строение текста. Что такое дискуссия. Особенности дискуссии. | - повторение изученного о тексте – рассуждении; - формулирование понятия «дискуссия»; - выявление особенностей текста-рассуждения на дискуссионную тему. | |
112 | Диктант по теме «Союз». | Написание диктанта по теме. Выполнение грамматического задания. | - написание диктанта; - работа с грамматическим заданием: синтаксический разбор предложения; морфологический разбор союза; составление предложений по предложенным схемам. | |
113 | Работа над ошибками. | Разбор основных орфографических и пунктуационных ошибок. | - нахождение допущенных ошибок, подбор проверочных слов, объяснение пунктуационных правил; - работа с орфографическим словарём для самопроверки; - исправление ошибок в грамматическом задании. | |
Частица | 15(13+2) | |||
114 | Частица как служебная часть речи. Роль частиц в предложении. | Общее значение, свойства частиц в предложении. Какую роль играют частицы в предложении. | - повторение изученного о частице; - формулирование понятия «частица»; - наблюдение за ролью частиц в предложении; - нахождение частиц в предложениях и выявление их роли. | |
115 | Разряды частиц. Формообразующие частицы. | Формообразующие и смыслоразличительные частицы. Частицы, которые образуют условное и повелительное наклонение. Отличие формообразующих частиц от других частей речи. | - формулирование понятия «формообразующая частица»; - повторение изученного о повелительном и условном наклонении глагола; - образование условного и повелительного наклонения глагола; - отличие формообразующих частиц от других частей речи. | |
116 | Р.Р. Рассказ по данному сюжету. Подготовка к сочинению. | Рассказ, строение рассказа (завязка, развитие действия, кульминация, спад действия, развязка). Стиль рассказа. Деление текста на смысловые части. Подготовка к сочинению: наблюдение за представленным сюжетом и беседа, составление плана. | - формулирование понятия «рассказ»; - наблюдение за особенностями структуры и стиля рассказа; - составление плана рассказа, объяснение деления текста на абзацы; - подбор заголовка к рассказу. | |
117 | Р.Р. Контрольное сочинение – рассказ по данному сюжету «Обмен». | Написание сочинения по плану. | - работа над текстом сочинения; - редактирование черновика сочинения. | |
118 | Смыслоразличительные частицы. | Что такое смыслоразличительные частицы. Виды смыслоразличительных частиц. Знаки препинания в предложениях с различными частицами. | - формулирование понятия «смыслообразующая частица»; - наблюдение за ролью смыслообразующих частиц; - определение значения смыслообразующих частиц; - нахождение в тесте смыслообразующих частиц. | |
119 | Отрицательные частицы не - ни. | Что такое отрицательные частицы. Условия написания частицы не с различными частями речи (закрепление). Условия написания частицы ни. | - повторение изученного о частице не; - формулирование понятия «отрицательные частицы»; - отличие частиц не – ни от приставок не – ни; - применение правила на практике. | |
120 | Различение на письме частиц не - ни. | Условия выбора частиц не и ни. Закрепление правила и применение его в практике написания слов. | - выявление условия различения частиц не – ни; - определение значений частиц не – ни; - применение правила на практике. | |
121 | Раздельное и дефисное написание частиц. | Условия раздельного и слитного написания частиц. Отличие частиц от синонимичных частей речи. | - наблюдение за предложенным материалом; - формулирование правила раздельного и дефисного написания частиц; - работа по отличию частиц бы, же от союзов тоже, также, чтобы; - применение правила на практике. | |
122 | Закрепление по теме «Раздельное и дефисное написание частиц». | Применение правила в практике написания слов. | - повторение правила; - составление предложений с частицами; - применение правила на практике; - нахождение в тексте частиц и определение их значения. | |
123 | Морфологический разбор частиц. | Признаки частицы. План морфологического разбора частицы. | - изучение плана морфологического разбора частицы; - выполнение морфологического разбора частицы. | |
124 | Различение на письме частицы не и приставки не. | Условия слитного написания не с различными частями речи (приставка не). Условия раздельного написания не с различными частями речи (частица не). | - повторение правил слитного и раздельного написания не с различными частями речи; - группирование различных частей речи по заданным признакам; - образование слов с приставкой не, подбор к словам синонимов и антонимов; - применение правила на практике. | |
125 | Различение на письме частицы ни, союза ни-ни, приставки ни. | Условия написания частицы ни. Условия написания приставки ни с местоимениями и наречиями. Сочинительный союз ни-ни в различных предложениях. | - повторение изученного о союзе ни-ни, о правописании приставки ни; - составление предложений с союзом ни-ни, составление схем предложений; - группирование предложений и слов по заданным признакам; - применение правила на практике. | |
126 | Диктант по теме «Частица». | Написание диктанта по теме. Выполнение грамматического задания. | - написание диктанта; - работа с грамматическим заданием: синтаксический разбор предложения; морфологический разбор частицы; составление предложений с различными частицами. | |
127 | Работа над ошибками. | Разбор основных орфографических и пунктуационных ошибок. | - нахождение допущенных ошибок, подбор проверочных слов, объяснение пунктуационных правил; - работа с орфографическим словарём для самопроверки; - исправление ошибок в грамматическом задании. | |
128 | Контрольная работа по изученному в 7 классе материалу. | Выполнение тестовой контрольной работы по теме. | - работа с тестами по курсу русского языка в 7 классе. | |
Междометие. Звукоподражательные слова | 2 | |||
129 | Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении. Дефис в междометиях. Запятая и восклицательный знак при междометиях. Р.Р. Этикетные междометия. | Междометие как особый разряд слов. Основные функции междометий. Производные и непроизводные междометия. Дефисное написание междометий. Знаки препинания в предложениях с междометиями. | - повторение изученного о междометии; - нахождение междометий в предложении, выявление их роли; - формулирование правила постановки знаков препинания в предложениях с междометиями, постановки дефиса в междометии; - применение правила на практике. | |
130 | Звукоподражательные слова, их отличие от междометий. | Что такое звукоподражательные слова. Синтаксическая роль звукоподражательных слов. Отличие междометий и звукоподражательных слов. | - формулирование понятия «звукоподражательные слова»; - выявление особенностей звукоподражательных слов; - нахождение в предложении звукоподражательных слов. | |
Повторение и систематизация пройденного в 7 классе. | 10(8+2) | |||
131 | Разделы науки о русском языке. | Разделы лингвистики, изучающие язык. | - повторение изученного о разделах языка; - составление таблицы «Разделы науки о языке». | |
132 | Фонетика. Орфография. | Фонетика как раздел лингвистики, фонетический разбор слов. Орфограммы в приставках, корнях, суффиксах и окончаниях слов. Объяснение написания орфограмм. Применение правила в практике написания слов. | - повторение изученных правил по теме: «Орфография»; - закрепление изученных орфограмм на практике; - повторение изученного по теме «Фонетика»; - фонетический разбор слов; - использование орфографического словаря для самопроверки | |
133 | Лексика. Фразеология. | Повторение изученного по теме «Лексика»: лексические омонимы; синонимы; антонимы; лексика русского языка с точки зрения её происхождения, лексика с точки зрения её активного и пассивного запаса, лексика с точки зрения сферы её употребления. Стилистические пласты слов. Повторение изученного по теме «Фразеология»: фразеологизмы, их признаки и значения. | - повторение изученных тем; - группирование слов по тематическим группам; - характеристика слов с точки зрения их принадлежности к активному или пассивному запасу, сферы употребления и стилистической окраски; - составление предложений с фразеологическими оборотами | |
134 | Морфемика и словообразование. Орфография. | Повторение изученного по теме: морфемы, морфемный разбор слов. Способы образования слов. Орфограммы в приставках, корнях слов. Основные выразительные средства лексики, морфемики и словообразования. | - повторение изученных тем; - группирование слов по тематическим группам; - характеристика морфемного состава слова; - проведение морфемного разбора слова; - повторение написания слов на изученные правила по теме; - наблюдение за основными выразительными средствами морфемики и словообразования. | |
135 | Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. | Повторение изученного по теме: система частей речи в русском языке, грамматическое значение слов, общее грамматическое значение, морфологические свойства, синтаксические функции причастия, деепричастия, наречия, категории состояния. Роль служебных частей речи. | - повторение изученных правил; - морфологический разбор частей речи; - синтаксический разбор предложений; - группирование слов по заданным морфологическим признакам; | |
136 | Морфология. Орфография. Основные выразительные средства морфологии. Основные морфологические нормы русского литературного языка. Орфография. | Правила правописания различных частей речи. Основные морфологические нормы русского литературного языка. Основные выразительные средства морфологии. | - повторение изученных правил; - морфологический разбор частей речи; - группирование слов по заданным морфологическим признакам; - определение основных морфологических норм русского литературного языка, выявление основных выразительных средств морфологии. | |
137 | Синтаксис. Словосочетание и простое предложение. | Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды предложений по цели высказывания эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения. Второстепенные члены предложения. | - повторение изученного по теме «Синтаксис»; - синтаксический разбор предложений; объяснение знаков препинания в предложениях; - нахождение словосочетаний в составе предложения; - характеристика интонационных и смысловых особенностей повествовательных, побудительных, вопросительных, восклицательных; - составление простых предложений; - составление схем предложений. | |
138 | Синтаксис. Сложное предложение. | Структура сложного предложения. Союзы в сложном предложении. Сложносочинённое и сложноподчинённое предложения. | - повторение изученного по теме «Сложное предложение»; - синтаксический разбор предложений; объяснение знаков препинания в предложениях; - составление сложных предложений; - составление схем предложений. | |
139 | Р.Р. Текст. Функционально-смысловые типы текста: описание, повествование, рассуждение. Функциональные разновидности языка. Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, официально-делового, публицистического), языка художественной литературы. | Структура и особенности текста. Деление текста на смысловые части. Составление плана текста. Основные особенности разговорной речи, научного стиля, официально-делового и публицистического стилей, языка художественной литературы. Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа). Основные жанры научного стиля (сообщение), официально-делового стиля (расписка, доверенность, заявление). Основные жанры публицистического стиля (выступление, статья, интервью). | - повторение по теме «Текст. Функциональные разновидности языка»; - определение принадлежности текстов к определённой функциональной разновидности языка; - выявление стилистических разновидностей текстов; - установление принадлежности текста к определённой функциональной разновидности. | |
140 | Р.Р. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, информации, принадлежности к функционально-смысловому типу, стилю (закрепление). | Работа с текстами разных функциональных типов и стилей (анализ текста). | - работа с текстом: составление плана текста, анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, информации, принадлежности к функционально-смысловому типу, стилю. |