Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для детей с задержкой психического развития 6 класса
Адаптированная рабочая программа учебного предмета
«Русский язык» для детей с задержкой психического развития
6 класс
Пояснительная записка
Данная программа предназначена для преподавания русского языка в 6-х классах для детей с ЗПР.
Исходным документом является программа:
Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. 5 – 9 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ [М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский, Л.А. Тростенцова, А.Д. Дейкина]. – 13-е изд. – М.: Просвещение», 2016.
Программа рассчитана на 210 часов (6 часов в неделю), из них отводится на:
контрольные работы – 11 часов (диктанты - 9, контрольные тестовые работы - 2);
контрольные изложения – 2, контрольные сочинения – 2;
уроки, обеспечивающие формирование коммуникативной компетенции (развитие речи) – 40 часов.
Особенности изучения курса в 6 классе для детей с ЗПР: ознакомительно будут изучаться некоторые темы, достаточно трудные для обучающихся. Более подробное изучение этих тем будет продолжаться и в следующих классах. Темы, изучающиеся ознакомительно, выделяются курсивом:
русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного русского языка: литературный язык, диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон.
основные выразительные средства морфологии.
основные морфологические нормы русского литературного языка.
Этот подход подразумевает упрощение некоторых видов деятельности обучающихся. Такая особенность планирования преподавания вызвана необходимостью обеспечить реализацию принципов коррекционно-развивающего обучения и, прежде всего, такого, как принцип доступности.
В рабочей программе по сравнению с авторской изменено количество часов:
сняты часы со следующих разделов: «Язык. Речь. Общение» - 1час, «Текст» - 3 часа, «Словообразование» - 8 часов, «Имя существительное» - 5 часов.
эти 17 часов распределены на изучение тем: «Коммуникативная компетенция (уроки развития речи)» - 9 часов, «Повторение пройденного материала в 5 классе» - 6 часов, «Система частей речи в русском языке» - 1 час, «Повторение по теме «Морфология» - 1 час.
Используемый УМК:
1. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. 5 – 9 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ [М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский, Л.А. Тростенцова, А.Д. Дейкина]. – 13-е изд. – М.: Просвещение», 2016;
2. Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 2020.
Тематическое планирование
| Темы урока | Всего часов | Содержание урока |
| Язык. Речь. Общение. | 2 | |
1 | Русский язык – один из развитых языков мира. Русский язык как развивающееся явление. Язык, речь, общение. | | Русский язык – один из развитых языков мира. Связь русского языка с культурой и историей России и мира. Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного русского языка: литературный язык, диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон. Владение русским языком – один из важных показателей культуры человека. Роль языка, речи, общения в жизни человека. |
2 | Ситуация общения. Понятие о литературном языке. Русский литературный язык и его нормы. Русский язык – язык художественной литературы. | | Компоненты ситуации общения. Отличие между литературным языком и просторечием, диалектами, жаргоном. Русский язык – язык художественной литературы. Красота, богатство, выразительность русского языка. Основные изобразительные средства русского языка. |
| Повторение пройденного материала в 5 классе | 15 (12+3) | |
3 | Фонетика и графика. Фонетический разбор слова. Основные выразительные средства фонетики. | | Фонетика как раздел лингвистики. Звук как единица языка. Система гласных и согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Слог. Ударение в словах. Орфоэпия как раздел лингвистики. Особенности литературного произношения. Графика как раздел лингвистики. |
4 | Орфография. Повторение орфограмм, изученных в 5 классе. | | Орфография как раздел правописания. Правописание -система правил, регулирующих написание слов и постановку знаков препинания в предложении. Орфограмма и орфографическое правило. Место орфограмм в словах. |
5 | Морфемика. Виды морфем. Морфемный разбор слова. | | Морфемика как раздел лингвистики. Морфема – минимальная значимая единица языка. Виды морфем. Основа слова. Чередование звуков в морфемах. |
6 | Лексика. Лексическое значение слов. Прямое и переносное значение, однозначные и многозначные слова. Синонимы, омонимы, антонимы. | | Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слов. Прямое и переносное значение слов, однозначные и многозначные слова. Лексические омонимы. Синонимы, антонимы. Словари синонимов и антонимов. |
7 | Р.Р. Сочинение «Памятный день летних каникул». | | Написание сочинения по плану. |
8 | Морфология. Система частей речи в русском языке. | | Морфология как раздел грамматики. Грамматическое значение слова. Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Самостоятельные и служебные части речи. Морфологический разбор слов. |
9 | Синтаксис. Словосочетание как единица синтаксиса. | | Синтаксис как раздел грамматики. Основные признаки словосочетания. Отличие словосочетания от предложения. Строение словосочетаний. Как устанавливается смысловая связь в словосочетании. Грамматическая связь слов в словосочетании. Способы выражения грамматической связи. |
10 | Простое предложение как единица синтаксиса. Виды предложений по цели высказывания. Знаки препинания в конце предложений. | | Основные признаки предложения. Как отличить предложение от словосочетания. Строение грамматической основы предложения. Виды предложений по цели высказывания: невопросительные (повествовательные, побудительные) и вопросительные. Их интонационные и смысловые особенности. Как правильно произнести разные по цели высказывания предложения. Постановка знаков препинания в разных видах предложений. |
11 | Виды предложений по интонации. Знаки препинания в конце я простого предложения. | | Виды предложений по эмоциональной окраске: невосклицательные и восклицательные. Их интонационные смысловые особенности. Постановка знаков препинания в разных видах предложений. |
12 | Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. | | Понятие сложного предложения. Различие простого и сложного предложения. Структура сложного предложения. Союзы, связывающие части сложного предложения. Знаки препинания в сложном предложении. |
13 | Р.Р. Подробное изложение текста повествовательного характера (Р. Погодин «Сказка про солнечного зайчика»). | | Написание подробного изложения. |
14 | Прямая речь. Диалог. | | Структура предложений с прямой речью. Интонация предложений с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Структура диалога. Знаки препинания в предложениях с диалогом. Этикетный диалог. |
15 | Диктант по теме «Повторение материала, изученного в 5 классе». | | Написание диктанта по теме. Выполнение грамматического задания. |
16 | Работа над ошибками. | | Разбор основных орфографических и пунктуационных ошибок. Разбор ошибок в грамматическом задании. |
17 | Р.Р. Текст. Основные признаки текста. Тема, основная мысль текста. Функционально-смысловые типы речи. Повествование, описание, рассуждение. Функциональные разновидности языка. Особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного), языка художественной литературы. | | Текст и его основные признаки (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Начальные и конечные предложения текста. Ключевые слова. Абзац. Функционально-смысловые типы речи. Повествование, описание, рассуждение. Функциональные разновидности языка. Каковы особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного), языка художественной литературы. |
| Морфемика и словообразование. Орфография. | 28 (23+5) | |
18 | Морфемика и словообразование как разделы лингвистики. Повторение изученного в 5 классе. Разбор слова по составу. Виды морфем. Основные группы корней с чередующимися гласными и согласными. | | Морфемика как раздел лингвистики. Морфема. Чем морфемы отличаются между собой. Роль морфемных словарей. Как правильно выполнить разбор слова по составу. Правила написания корней с чередованием. Что такое словообразование. |
19 | Р.Р. Описание помещения. Структура и признаки текста, языковые особенности. | | Композиционные и смысловые признаки текста – описания. Работа с текстом типа речи описание. Подготовка к изложению: составление плана, лексическая работа. |
20 | Р.Р. Контрольное изложение текста с описанием помещения (текст «Дом Васнецова»). | | Написание изложения по плану. |
21 | Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный. | | Словообразование как раздел лингвистики. Какие существуют способы образования слов. Образование слов с помощью морфем. |
22 | Основные способы образования слов: сложение, его виды. | | Что такое сложение слов. Виды сложения: сложение основ слов, сложение целых слов. |
23 | Основные способы образования слов: переход слова из одной части речи в другую. Сращение сочетания слов в слово. | | Переход одной части речи в другую как один из способов образования слов. Переход прилагательных в существительные; переход существительных в наречия. Что такое сращение сочетания слов в слово. |
24 | Словообразовательная пара, словообразовательная цепочка, словообразовательное гнездо. Этимология слов. Этимологический словарь. | | Что такое словообразовательная пара и словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо. Понятие об этимологии. Возможность исторических изменений в структуре слова. Этимологический словарь. |
25 | Буквы а - о в корнях кас - кос. | | Условия, при которых в корнях кас – кос пишутся буквы о – а. Объяснение написания орфограммы. Применение правила в практике написания слов. |
26 | Буквы а - о в корнях гар - гор. | | Условия, при которых в корнях гар – гор пишутся буквы о – а. Объяснение написания орфограммы. Применение правила в практике написания слов. |
27 | Закрепление по теме «Правописание корней кас – кос, гар – гор». | | Применение правил в практике написания слов. Закрепление изученных орфограмм. |
28 | Р.Р. Сбор, систематизация материалов к сочинению. Сложный план. Подготовка к сочинению – описанию помещения по картине. | | Как собрать и систематизировать необходимый материал к сочинению. Деление текста на смысловые части. Составление сложного плана. Подготовка к сочинению. |
29 | Р.Р. Сочинение – описание помещения по картине Т. Яблонской «Утро». | | Написание сочинения по плану. |
30 | Буквы а – о в корнях зар - зор. | | Условия, при которых в корнях зар – зор пишутся буквы а – о. Объяснение написания орфограммы. Применение правила в практике написания слов. |
31 | Буквы ы – и после приставок. | | Условия, при которых после приставок на согласную пишется буква ы. Слова – исключения. Объяснение написания орфограммы. Применение правила в практике написания слов. |
32 | Гласные в приставках пре – при. | | Условия, при которых пишутся буквы е – и в приставках пре – при. Объяснение написания орфограммы. Применение правила в практике написания слов. |
33 | Слова, в которых значение приставки пре – при не определяется. | | В каких словах значение приставки пре – при не определяется. Объяснение написания орфограммы. Применение правила в практике написания слов. |
34 | Слова, в которых пре - при входит в состав корня. | | Морфемный разбор слова. Слова, у которых нет приставки пре – при. Объяснение написания орфограммы. Применение правила в практике написания слов. |
35 | Закрепление по теме «Гласные в приставках пре – при». | | Повторение условий выбора букв е – и в приставках. Повторение и закрепление правописания слов, у которых значение приставки не определяется. Повторение и закрепление правописания слов, у которых пре – при входит в состав корня. Применение правила в практике написания слов. Закрепление изученной орфограммы. |
36 | Диктант по теме «Гласные в приставках пре- при». | | Написание диктанта по теме. Выполнение грамматического задания. |
37 | Работа над ошибками. | | Разбор основных орфографических и пунктуационных ошибок. |
38 | Соединительные о – е в сложных словах. | | Что такое соединительные гласные. Сложение основ как способ образования новых слов. Условия выбора букв о – е в сложных словах. |
39 | Сложносокращённые слова. | | Понятие «Сложносокращённые слова». Способы образования сложносокращённых слов. Нахождение в тексте сложносокращённых слов. Правила написания сложносокращённых слов. |
40 | Род сложносокращённых слов. | | Как «расшифровать» сложносокращённое слово. Как определить род сложносокращённых слов. Построение предложений со сложносокращённым словом. |
41 | Морфемный и словообразовательный разбор слова. | | Морфемы, морфемный разбор слов. Варианты морфем. Чередование звуков и беглые гласные. Способы образования слов: с помощью морфем, различные виды сложения, переход одной части речи в другую, сращение сочетания слов в слово. |
42 | Р.Р. Функциональные разновидности языка: официально-деловой стиль речи. Его особенности основные жанры официально-делового стиля (расписка, заявление, доверенность). | | Понятие о функциональных стилях. Повторение изученного о функциональных разновидностях языка: научном, разговорном стилях, языке художественной литературы. Особенности официально-делового стиля. Основные жанры официально-делового стиля. Как написать заявление, расписку, доверенность. |
43 | Повторение по теме «Морфемика и словообразование». Основные выразительные средства морфемики и словообразования. Морфемные и словообразовательные словари русского языка. | | Морфемы, морфемный разбор слов. Способы образования слов. Орфограммы в приставках, корнях слов. Основные выразительные средства морфемики и словообразования. |
44 | Диктант по теме «Морфемика и словообразование». | | Написание диктанта по теме. Выполнение грамматического задания. |
45 | Работа над ошибками. | | Разбор основных орфографических и пунктуационных ошибок. Разбор грамматического задания. |
| Лексика. Культура речи. | 12 (10+2) | |
46 | Повторение пройденного в 5 классе. Лексическое значение слов. Прямое и переносное значение. Однозначные и многозначные слова. Синонимы, омонимы, антонимы. | | Лексикология как раздел лингвистики. Отличие слова от других языковых единиц. Лексическое и грамматическое значение слов. Различие между лексическим и грамматическим значением. Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Слова с одним значением и с несколькими значениями. Многозначные слова в толковом словаре. |
47 | Общеупотребительные слова. Профессионализмы, жаргонная лексика. | | Лексика русского языка с точки зрения сферы её употребления: общеупотребительные слова, профессионализмы, жаргонизмы. Особенности употребления этих слов. |
48 | Диалектизмы. | | Лексика русского языка с точки зрения сферы её употребления: диалектизмы. Особенности употребления диалектизмов. Диалектная лексика в разговорной речи и в художественных произведениях. |
49 | Р.Р. Сжатое изложение (обучение). | | Повторение по теме «Текст. Тема текста. Основная мысль текста». Работа с текстом: определение темы, основной мысли, принадлежности текста к определённому типу речи, функциональной разновидности языка. Повторение по теме «Сжатое изложение». Приёмы сжатия текста. Сжатие текста. Приёмы сжатия текста. |
50 | Р.Р. Сжатое изложение (написание) – текст, посвященный В.И. Далю. | | Написание сжатого изложения по плану. |
51 | Исконно русские и заимствованные слова. | | Лексика русского языка с точки зрения её происхождения: исконно русские и заимствованные слова. Основные причины заимствования слов. Словари иностранных слов. |
52 | Новые слова (неологизмы). | | Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного запаса: неологизмы. Основные причины появления неологизмов в процессе развития языка. Роль неологизмов в языке. |
53 | Устаревшие слова (архаизмы и историзмы). | | Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного запаса: устаревшие слова. Чем отличаются архаизмы и историзмы. Причины появления устаревших слов. Роль устаревших слов в художественной литературе. |
54 | Словари, их роль (толковый словарь, словарь иностранных слов, устаревших слов, фразеологический словарь). Стилистически окрашенная лексика и нейтральные слова. Книжные и разговорные слова. | | Различные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством родного языка. Как найти необходимую информацию в словарях. Стилистическая окраска слова. Стилистически нейтральная, высокая и сниженная лексика. Сфера применения слов различной стилистической окраски. |
55 | Основные выразительные средства лексики и фразеологии. Повторение и закрепление по теме «Лексика и фразеология». | | Какие средства лексики и фразеологии являются выразительными. Использование в речи выразительных средств лексики и фразеологии. Повторение изученного по теме «Лексика»: лексика русского языка с точки зрения её происхождения, лексика с точки зрения её активного и пассивного запаса, лексика с точки зрения сферы её употребления. Стилистические пласты слов. Повторение изученного по теме «Фразеология»: фразеологизмы, их признаки и значения. |
56 | Диктант по теме «Лексика и фразеология». | | Написание диктанта по теме. Выполнение грамматического задания. |
57 | Работа над ошибками. | | Разбор основных орфографических и пунктуационных ошибок. |
| Фразеология. Культура речи | 3+1 | |
58 | Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы. | | Фразеология как раздел лингвистики. Что такое фразеологизмы. Признаки и значение фразеологизмов. Нейтральные и стилистически окрашенные фразеологизмы, сферы их употребления в речи. |
59 | Источники фразеологизмов. | | История возникновения фразеологизмов. Стилистически окрашенные фразеологизмы, сферы их употребления в речи. Отражение во фразеологии материальной и духовной культуры русского народа. |
60 | Культуроведческая компетенция. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова. Культура речи. Русский речевой этикет. | | Роль пословиц и поговорок в языке. Что такое афоризмы, крылатые слова. Отражение в пословицах и поговорках материальной и духовной культуры русского народа. |
61 | Р.Р. Культура речи. Основные требования к речи. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного употребления. | | Что такое культура речи. Каковы основные требования к речи. Культура чтения, аудирования, говорения и письма. Точное и уместное словоупотребление. |
62 | Морфология. Орфография. Система частей речи в русском языке. Самостоятельные и служебные части речи. | 1 | Морфология как раздел грамматики. Грамматическое значение слова. Система частей речи в русском языке: самостоятельные и служебные части речи. |
| Имя существительное | 22 (17+5) | |
63 | Повторение изученного о существительном в 5 классе: грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль существительных. | | Имя существительное как часть речи. Общее грамматическое значение, морфологические свойства и синтаксические функции существительных в предложении. Одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные существительные. Род, число, падеж существительных. |
64 | Повторение изученного о существительном в 5 классе: правописание окончаний существительных. | | Гласные в окончаниях существительных. Гласные в окончаниях существительных на - ий, - ие, - ия. Объяснение написания орфограммы. Применение правила в практике написания слов. |
65 | Разносклоняемые имена существительные. | | Три склонения существительных. Определение склонения существительных. Что такое разносклоняемые существительные. Особенности склонения разносклоняемых существительных. |
66 | Буква е в суффиксе ен существительных на – мя. | | Особенности склонения разносклоняемых существительных. Правописание суффикса - ен в разносклоняемых существительных. Объяснение написания орфограммы. Применение правила в практике написания слов. |
67 | Р.Р. Выборочное изложение текста (Л.Н. Толстой «Акула») – подготовка к изложению. | | Повторение по теме «Что такое выборочное изложение». Работа с текстом: определение темы, основной мысли, принадлежности текста к определённому типу речи, функциональной разновидности языка. Выбор информации на определённую тему. Составление плана текста. |
68 | Р.Р. Выборочное изложение текста (Л.Н. Толстой «Акула») – написание изложения. | | Написание выборочного изложения по плану. |
69 | Несклоняемые имена существительные. | | Какие существительные являются несклоняемыми. Собственные и нарицательные несклоняемые существительные. Падеж несклоняемых существительных. Правильное употребление в речи несклоняемых существительных. |
70 | Род несклоняемых имён существительных. | | Как определить род несклоняемых имён существительных. Правильное употребление в речи несклоняемых имён существительных. |
71 | Имена существительные общего рода. | | Особенности существительных общего рода. Правильное употребление существительных общего рода в речи. Согласование с такими существительными прилагательных . |
72 | Морфологический разбор имени существительного. | | Постоянные и непостоянные признаки существительного. План морфологического разбора существительного. |
73 | Правописание не с существительными. | | Имена существительные, которые не употребляются без не. Замена существительного с не синонимом. Противопоставление с союзом а в предложении. Объяснение написания орфограммы. Применение правила в практике написания слов. |
74 | Закрепление по теме «Правописание не с существительными». | | Применение правила в практике написания слов. |
75 | Р.Р. Контрольное сочинение – описание помещения по личным впечатлениям (подготовка к сочинению). | | Композиционные и смысловые признаки текста – описание. Работа с текстом типа речи описание. Подготовка к сочинению: составление плана, лексическая работа. |
76 | Р.Р. Контрольное сочинение – описание помещения по личным впечатлениям (написание сочинения). | | Написание сочинения по плану. |
77 | Буквы ч - щ в суффиксе существительных чик – щик. | | Условия, при которых в суффиксе чик пишется буква ч. Условия, при которых пишется буква щ. Объяснение написания орфограммы. Применение правила в практике написания слов. |
78 | Закрепление по теме «Буквы ч – щ в суффиксе существительных чик - щик». | | Применение правила в практике написания слов. |
79 | Гласные в суффиксах существительных ек - ик. | | Условия, при которых в суффиксах пишутся буквы е – и. Объяснение написания орфограммы. Применение правила в практике написания слов. |
80 | Гласные о - е после шипящих в суффиксах существительных. | | Условия, при которых после шипящих в суффиксах существительных пишутся буквы о - е. Объяснение написания орфограммы. Применение правила в практике написания слов. |
81 | Повторение и закрепление по теме «Имя существительное». | | Повторение изученного по теме «Имя существительное». Общее грамматическое значение, морфологические свойства, синтаксические функции существительных. Разносклоняемые и несклоняемые существительные, имена существительные общего рода. Орфограммы, изученные по теме. |
82 | Диктант по теме «Имя существительное». | | Написание диктанта по теме. Выполнение грамматического задания. |
83 | Работа над ошибками. | | Разбор основных орфографических и пунктуационных ошибок. |
84 | Р.Р. Речевая деятельность. Виды речевой деятельности (аудирование, чтение, говорение, письмо). Различные сферы употребления устной публичной речи. | | Что такое аудирование, говорение, чтение, письмо. Основные особенности каждого вида речевой деятельности. Правила эффективного слушания. Культура работы с книгой и другими источниками информации. Основные особенности устного высказывания. Сжатый, выборочный, развёрнутый пересказ прочитанного, прослушанного. |
| Имя прилагательное | 27 (22+5) | |
85 | Повторение изученного в 5 классе по теме: грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль прилагательных. | | Общее грамматическое значение, морфологические свойства и синтаксические функции прилагательных в предложении. Род и число имён прилагательных. |
86 | Повторение изученного материала в 5 классе: правописание окончаний имён прилагательных. | | Как определить падеж прилагательного. Окончания прилагательных в разных падежных формах. Как проверить написание окончания прилагательного. Применение правила в практике написания слов. Способы самопроверки. |
87 | Р.Р. Описание природы. Признаки и структура текста, языковые особенности. | | Композиционные и смысловые признаки текста – описания. Работа с текстом типа речи описание. Составление плана к сочинению – описанию пейзажа по картине. Словарная работа: подбор слов и словосочетаний для описания пейзажа. |
88 | Р.Р. Сочинение – описание пейзажа по картине «Зимний вечер». | | Написание сочинения по плану. |
89 | Степени сравнения прилагательных. | | Что такое степень сравнения прилагательных. Сравнительная и превосходная степени сравнения. |
90 | Сравнительная степень. Образование и грамматические признаки сравнительной степени | | Простая и составная формы сравнительной степени: их образование и грамматические признаки. Роль сравнительной степени в речи. Предупреждение ошибок при использовании сравнительной степени в речи. |
91 | Превосходная степень. Образование и грамматические признаки превосходной степени. | | Простая и составная формы превосходной степени: их образование и грамматические признаки. Роль превосходной степени в речи. Предупреждение ошибок при использовании сравнительной степени в речи. |
92 | Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные. | | Что такое качественные прилагательные. Особенности качественных прилагательных. |
93 | Относительные прилагательные. | | Что такое относительные прилагательные. Признаки относительных прилагательных. Как отличить качественные и относительные прилагательные. |
94 | Притяжательные прилагательные. | | Что такое притяжательные прилагательные. Особенности притяжательных прилагательных. Суффиксы и окончания притяжательных прилагательных. |
95 | Закрепление по теме «Разряды имен прилагательных». | | Закрепление по теме. Особенности разрядов прилагательных. Склонение прилагательных. |
96 | Р.Р. Устный пересказ текста с описанием природы. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу, функциональной разновидности языка. | | Функционально-смысловые типы речи: текст – описание. Структура и особенности текста. Анализ текста с описанием природы. |
97 | Морфологический разбор имени прилагательного. | | Постоянные и непостоянные признаки прилагательного. План морфологического разбора прилагательного. |
98 | Правописание не с прилагательными. | | Имена прилагательные, которые не употребляются без не. Замена прилагательного с не синонимом. Противопоставление с союзом а в предложении. Объяснение написания орфограммы. Применение правила в практике |
99 | Закрепление по теме «Правописание не с прилагательными». | | Применение правила в практике написания слов. |
100 | Буквы о - е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных. | | Условия написания букв о – е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных. Объяснение написания орфограммы. Применение правила в практике написания слов. |
101 | Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. | | Условия, при которых в суффиксах прилагательных пишется одна буква н. Условия, при которых в суффиксах прилагательных пишутся две буквы н. Слова – исключения. Одна и две буквы н в суффиксах кратких прилагательных. Объяснение написания орфограммы. Применение правила на практике. |
102 | Закрепление по теме «Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных». | | Условия, при которых в суффиксах прилагательных пишется н – нн. Одна и две буквы н в суффиксах кратких прилагательных. Применение правила в практике написания слов. |
103 | Различение на письме суффиксов прилагательных к –ск. | | Условия написания суффиксов к – ск. Объяснение написания орфограммы. Применение правила в практике написания слов. |
104 | Закрепление по теме «Различение на письме суффиксов прилагательных к - ск». | | Применение правила в практике написания слов. |
105 | Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. | | Условия слитного написания сложных прилагательных. Условия дефисного написания сложных прилагательных. Объяснение написания орфограммы. Применение правила в практике написания слов. |
106 | Закрепление по теме «Дефисное и слитное написание сложных прилагательных». | | Применение правила в практике написания слов. |
107 | Повторение и закрепление по теме «Имя прилагательное». | | Повторение изученного по теме. Общее грамматическое значение, морфологические свойства, синтаксическая роль прилагательных. Степени сравнения прилагательных. Качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Орфограммы, изученные по теме. |
108 | Диктант по теме «Имя прилагательное». | | Написание диктанта по теме. Выполнение грамматического задания. |
109 | Работа над ошибками. | | Разбор основных орфографических и пунктуационных ошибок. |
110 | Р.Р. Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа). Их особенности. Подготовка к выступлению. | | Разговорная речь. Особенности разговорной речи. Жанры разговорной речи. Особенности рассказа и беседы. |
111 | Р.Р. Выступление о произведении народного творчества. | | Выступления учащихся о произведении народного творчества. |
| Имя числительное | 20 (16+4) | |
112 | Имя числительное как часть речи. Грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль числительных. | | Общее грамматическое значение, морфологические свойства и синтаксические функции числительных в предложении. Отличие имени числительного от слов других частей речи со значением количества. |
113 | Простые и составные числительные. | | Что такое простые и составные числительные. Написание составных числительных. Объяснение написания орфограммы. Применение правила в практике написания слов. |
114 | Мягкий знак на конце и в середине числительных. | | Правописание мягкого знака на конце и в середине числительных. Числительные, состоящие из двух корней (от 50 до 80). Объяснение написания орфограммы. Применение правила в практике написания слов. |
115 | Мягкий знак в середине числительных. | | Числительные, состоящие из двух корней (от 500 до 900). Объяснение написания орфограммы. Применение правила в практике написания слов. |
116 | Порядковые числительные. | | Разряды числительных по значению и строению. Грамматическое значение, морфологические свойств, синтаксическая роль порядковых числительных. |
117 | Склонение и правописание порядковых числительных. | | В чём особенности склонения порядковых числительных. Окончания порядковых числительных в разных падежных формах. Как проверить написание окончания порядкового числительного. |
118 | Р.Р. Изложение (контрольное) текста, содержащего цифровой материал. | | Повторение по теме «Функционально-смысловые типы речи»: текст – описание, текст – повествование, текст – рассуждение. Особенности текстов. Работа с текстом для изложения: наблюдение за предложенным материалом, составление плана, лексическая работа. |
119 | Р.Р. Изложение (контрольное) текста, содержащего цифровой материал. | | Написание изложения по плану. |
120 | Разряды количественных числительных. Числительные, обозначающие целые числа. Буква и в окончаниях числительных. | | Разряды количественных числительных: числительные, обозначающие целые числа, дробные и собирательные. Какие числительные обозначают целые числа. Правописание буквы и в числительных от пяти до тридцати. Объяснение написания орфограммы. Применение правила в практике написания слов. |
121 | Числительные, обозначающие целые числа. Правописание и склонение. | | Числительные 40, 90. Числительные от 50 до 80, от 500 до 900. Числительные 200, 300, 400. Как склоняются числительные. Правописание данных числительных. Применение правила в практике написания слов. |
122 | Закрепление по теме «Числительные, обозначающие целые числа. Правописание и склонение». | | Числительные полтора, полтораста. Склонение и правописание данных числительных. Как склоняются и пишутся составные числительные. |
123 | Дробные числительные. | | Какие числительные являются дробными. Особенности дробных числительных. Склонение и правописание дробных числительных. |
124 | Собирательные числительные. | | Что такое собирательные числительные. Значение собирательных числительных. С какими существительными употребляются собирательные числительные. |
125 | Склонение собирательных числительных. | | Особенности склонения собирательных числительных. Склонение собирательных числительных оба, обе. |
126 | Морфологический разбор имени числительного. | | Постоянные и непостоянные признаки числительного. План морфологического разбора числительного. |
127 | Повторение по теме «Имя числительное». Правильное употребление числительных в речи. | | Повторение изученного по теме. Общее грамматическое значение, морфологические свойства и синтаксические функции числительных в предложении. Разряды числительных. Склонение и правописание порядковых и количественных числительных. |
128 | Диктант по теме «Имя числительное». | | Написание диктанта по теме. Выполнение грамматического задания. |
129 | Работа над ошибками. | | Разбор основных орфографических и пунктуационных ошибок. Разбор грамматического задания. |
130 | Р.Р. Публичное выступление – призыв. Его структура, языковые особенности. Подготовка выступления, содержащего цифровой материал, на тему «Берегите природу». | | Основные особенности призыва. Структура призыва. Как включить в выступление цифровой материал. |
131 | Р.Р. Публичное выступление – призыв. Выступления по теме «Берегите природу». | | Выступления учащихся на заданную тему. |
| Местоимение. | 30 (23+7) | |
132 | Местоимение как часть речи. Грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. | | Общее грамматическое значение, морфологические свойства и синтаксические функции числительных в предложении. Отличие местоимений от других частей речи. |
133 | Р.Р. Использование местоимений как средства связи предложений в тексте. | | Средства связи предложений и частей текста. Роль местоимений. |
134 | Разряды местоимений. Личные местоимения. | | Разряды местоимений по значению и грамматическим признакам. Что такое личные местоимения. Особенности личных местоимений. |
135 | Личные местоимения. Склонение местоимений, изменение их по лицам, числам. | | Какие местоимения являются личными. Особенности склонения личных местоимений. Изменение личных местоимений по лицам и числам. Роль личных местоимений в речи. |
136 | Закрепление по теме «Личные местоимения». | | Повторение и закрепление по теме: склонение личных местоимений, изменение их по лицам и числам. Роль личных местоимений в речи. |
137 | Возвратное местоимение себя. | | Особенности возвратного местоимения себя. Особенности склонение возвратного местоимения. Синтаксическая роль местоимения себя. |
138 | Р.Р. Строение, языковые особенности рассказа. | | Рассказ, строение рассказа (завязка, развитие действия, кульминация, спад действия, развязка). Стиль рассказа. Деление текста на смысловые части. Подготовка к сочинению: работа по иллюстрациям, составление плана. |
139 | Р.Р. Сочинение- рассказ по сюжетным рисункам. | | Написание рассказа по сюжетным картинкам. |
140 | Вопросительные местоимения. | | Какие местоимения являются вопросительными. В каких предложениях употребляются вопросительные местоимения. |
141 | Относительные местоимения. | | Какие местоимения являются относительными. Сложные предложения, в которых употребляются относительные местоимения. |
142 | Отличие относительных и вопросительных местоимений. | | Как отличить вопросительные и относительные местоимения. Вопросительные предложения. Сложные предложения. |
143 | Неопределенные местоимения. Правописание приставок кое, не. | | Какие местоимения являются неопределёнными. Смысл названия данной группы местоимений. Образование неопределённых местоимений. Как пишутся приставки кое, не. Объяснение написания орфограммы. Применение правила в практике написания слов. |
144 | Правописание суффиксов неопределённых местоимений то, либо, нибудь. | | Условия написания суффиксов то, либо, нибудь. Объяснение написания орфограммы. Применение правила в практике написания слов. |
145 | Закрепление по теме «Неопределенные местоимения». | | |
146 | Отрицательные местоимения. | | Какие местоимения являются отрицательными. Смысл названия данной группы местоимений. Образование отрицательных местоимений. Особенности произношения некоторых местоимений. |
147 | Правописание приставок не - ни в отрицательных местоимениях. | | Условия написания приставок не – ни в отрицательных местоимениях. Объяснение написания орфограммы. Применение правила в практике написания слов. |
148 | Закрепление по теме «Правописание приставок не - ни в отрицательных местоимениях». | | Объяснение написания орфограммы. Применение правила в практике написания слов. |
149 | Притяжательные местоимения. | | Какие местоимения являются притяжательными. Изменение притяжательных местоимений по родам и числам. |
150 | Склонение и правописание притяжательных местоимений. | | Особенности склонения притяжательных местоимений. Роль в предложении притяжательных местоимений. Особенности местоимений его, её, их. |
151 | Р.Р. Рассуждение как тип текста. Его строение, языковые особенности. | | Функционально-смысловые типы речи: рассуждение. Структура текста. Тезис и доказательства. Языковые особенности текста – рассуждения. Подготовка к сочинению: составление плана, лексическая работа. |
152 | Р.Р. Сочинение – рассуждение (контрольное) на одну из предложенных тем. | | Написание сочинения по плану. |
153 | Указательные местоимения. | | Какие местоимения являются указательными. Смысл названия данной группы местоимений. Изменение указательных местоимений по родам, падежам и числам. Использования предлогов о, об с указательными местоимениями. |
154 | Определительные местоимения. | | Какие местоимения являются определительными. Синтаксическая роль определительных местоимений. Изменение определительных местоимений по числам, родам и падежам. |
155 | Морфологический разбор местоимения. | | Постоянные и непостоянные признаки местоимения. План морфологического разбора местоимения. |
156 | Закрепление по теме «Местоимение». | | Повторение изученного по теме. Общее грамматическое значение, морфологические свойства и синтаксические функции местоимений в предложении. Разряды местоимений. Склонение и правописание местоимений. |
157 | Закрепление и повторение по теме «Местоимение». Местоимение и другие части речи. | | Повторение изученного по теме. Склонение и правописание местоимений. Отличие местоимений от других частей речи. |
158 | Диктант по теме «Местоимение». | | Написание диктанта по теме. Выполнение грамматического задания. |
159 | Работа над ошибками. | | Разбор основных орфографических и пунктуационных ошибок. |
160 | Р.Р. Устный рассказ по воображению. Его языковые особенности, структура. | | Строение рассказа: завязка, развитие действия, кульминация, спад действия, развязка. Особенности стиля рассказа. Название рассказа. |
161 | Р.Р. Устный рассказ по воображению. Урок рассказывания. | | Выступления учащихся (рассказ по воображению). |
| Глагол. | 36 (30+6) | |
162 | Повторение изученного в 5 кл. Грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль глаголов. | | Глагол как часть речи. Общее грамматическое значение, морфологические свойства и синтаксические функции глагола в предложении. |
163 | Повторение изученного о глаголе: спряжение, правописание окончаний глаголов. | | Повторение изученного о спряжении глаголов. Как определить спряжение глагола. Правописание окончаний глаголов. Объяснение написания орфограммы. Применение правила на практике. |
164 | Разноспрягаемые глаголы. Правописание разноспрягаемых глаголов. | | Что такое разноспрягаемые глаголы. В чём особенности спряжения этих глаголов. |
165 | Глаголы переходные и непереходные. | | Что такое переходные и непереходные глаголы. Как определить переходность глагола. |
166 | Закрепление по теме «Переходные и непереходные глаголы». | | Определение переходности глагола. Применение правила на практике. Понятие возвратности глагола. |
167 | Р.Р. Сочинение – рассказ с обрамлением (с включением части готового текста) – подготовка к сочинению. | | Повторение по теме: «Текст. Основные признаки текста. Тема и основная мысль текста». Средства связи частей текста. Особенности рассказа. Подготовка к сочинению- рассказу с обрамлением. |
168 | Р.Р. Сочинение – рассказ с обрамлением (с включением части готового текста) – написание сочинения. | | Написание сочинения по плану. |
169 | Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. | | Что такое наклонение глагола. Время глагола. Изъявительное наклонение. |
170 | Изменение глаголов в изъявительном наклонении по временам. | | Как изменяются глаголы в изъявительном наклонении. Прошедшее, настоящее и будущее время глагола. |
171 | Закрепление по теме «Изъявительное наклонение глагола». | | Повторение и закрепление по теме: изъявительное наклонение, как изменяются глаголы в изъявительном наклонении. Прошедшее, настоящее и будущее время глагола. |
172 | Р.Р. Изложение текста с заменой лица рассказчика «Витькина гайка» (подготовка к изложению). | | Изменение лица рассказчика в тексте: замена 1 лица на 3, или рассказ от лица одного из героев. Составление плана текста, подбор заголовка. |
173 | Р.Р. Изложение текста с заменой лица рассказчика «Витькина гайка» (написание изложения). | | Написание изложения по плану. |
174 | Условное наклонение. | | Что такое условное наклонение. Как образуются глаголы в условном наклонении. Как изменяются глаголы в условном наклонении. |
175 | Условное наклонение. Правописание частицы бы (б). | | Правописание частицы бы (б) в условном наклонении. Отличие глаголов в условном наклонении от глаголов в изъявительном наклонении. Объяснение написания орфограммы. Применение правила в практике написания слов |
176 | Закрепление по теме «Условное наклонение». | | Повторение и закрепление по теме: условное наклонение, образование глаголов в условном наклонении, правописание частицы бы (б). |
177 | Повелительное наклонение. | | Что такое повелительное наклонение. Как образуются глаголы в повелительном наклонении. Как изменяются глаголы в повелительном наклонении. |
178 | Правописание глаголов в повелительном наклонении (на - ите). | | Отличие глаголов в повелительном наклонении от глаголов в изъявительном наклонении. Правописание -ите в повелительном наклонении. Правописание -ите и -ете в изъявительном наклонении. Объяснение написания орфограммы. Применение правила в практике написания слов. |
179 | Правописание –ь- в повелительном наклонении. | | Правописание мягкого знака на конце глагола в повелительном наклонении после мягких согласных и шипящих. Объяснение написания орфограммы. Применение правила в практике написания слов. |
180 | Закрепление по теме «Повелительное наклонение глагола». | | Закрепление изученного по теме: образование глаголов в повелительном наклонении; правописание мягкого знака и ите в повелительном наклонении. |
181 | Употребление наклонений в речи. | | Особенности употребления наклонений в речи. Использование одних форм глагола вместо других. |
182 | Употребление наклонений в речи. | | Особенности употребления наклонений в речи. Использование одних форм глагола вместо других. |
183 | Р.Р. Рассказ на основе услышанного. Его строение, языковые особенности. | | Строение рассказа: завязка, развитие действия, кульминация, спад действия, развязка. Деление текста на смысловые части. Особенности стиля рассказа. Название рассказа. |
184 | Р.Р. Сочинение - рассказ на основе услышанного. | | Написание сочинения по плану. |
185 | Безличные глаголы. | | Что такое безличные глаголы. Безличные глаголы, обозначающие состояние природы и состояние человека. В какой форме употребляются безличные глаголы. |
186 | Использование безличных глаголов в речи. | | Предложение с безличными глаголами. Предложения, в которых личные глаголы употребляются как безличные. |
187 | Закрепление по теме «Безличные глаголы». | | |
188 | Морфологический разбор глагола. | | Постоянные и непостоянные признаки глагола. План морфологического разбора глагола. |
189 | Правописание суффиксов глаголов ова – ева, ыва-ива. | | Условия написания суффиксов ова- ева, ыва – ива в глаголах. Объяснение написания орфограммы. Применение правила в практике написания слов. |
190 | Закрепление по теме « Правописание суффиксов глаголов». | | Объяснение написания орфограммы. Применение правила в практике написания слов. |
191 | Контрольная работа по теме «Глагол» (тест). | | Выполнение тестовой контрольной работы по теме. |
192 | Работа над ошибками. | | Разбор основных орфографических ошибок. Выполнение второго варианта работы. |
193 | Повторение и закрепление изученных орфограмм по теме «Глагол». | | Повторение изученных орфограмм: правописание частицы бы (б) в условном наклонении, правописание –ите в повелительном наклонении, суффиксов ова – ева, ыва – ива. Объяснение написания орфограммы. Применение правила в практике написания слов. |
194 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол». | | Повторение знаний, полученных по теме «Глагол»: разноспрягаемые глаголы, переходные и непереходные глаголы, наклонение глагола. |
195 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол». Правильное употребление глаголов в речи. | | Спряжение глаголов. Правописание личных окончаний глаголов. Правильное употребление глаголов в речи. |
196 | Диктант по теме «Глагол». | | Написание диктанта по теме. Выполнение грамматического задания. |
197 | Работа над ошибками. | | Разбор основных орфографических и пунктуационных ошибок. |
| Повторение по теме «Морфология». | 1 | |
198 | Основные морфологические нормы русского литературного языка. Основные выразительные средства морфологии. | | Каковы основные морфологические нормы русского литературного языка. Роль основных выразительных средств морфологии. |
| Повторение и систематизация пройденного в 6 классе | 12 (10+2) | |
199 | Разделы науки о языке. | | Разделы лингвистики, изучающие язык. |
200 | Орфография. Орфографический разбор. | | Орфограммы в приставках, корнях, суффиксах и окончаниях слов. Объяснение написания орфограмм. Применение правила в практике написания слов. |
201 | Пунктуация. Пунктуационный разбор. | | Пунктуация как система правил правописания. Знаки препинания и их функции. Знаки препинания в конце предложения. Знаки препинания в простом осложнённом предложении, в сложном предложении. Применение правил в практике написания предложений. |
202 | Контрольная работа по курсу 6 класса (тест). | | Выполнение тестовой контрольной работы. |
203 | Работа над ошибками. | | Разбор основных орфографических ошибок. Выполнение второго варианта работы. |
204 | Лексика. Фразеология. | | Повторение изученного по теме «Лексика»: лексические омонимы; синонимы; антонимы; лексика русского языка с точки зрения её происхождения, лексика с точки зрения её активного и пассивного запаса, лексика с точки зрения сферы её употребления. Стилистические пласты слов. Повторение изученного по теме «Фразеология»: фразеологизмы, их признаки и значения. Стилистические разновидности фразеологизмов. |
205 | Морфемика. Словообразование. | | Повторение изученного по теме: морфемы, морфемный разбор слов. Орфограммы в приставках, корнях слов. Основные выразительные средства морфемики. Способы образования слов. |
206 | Морфология. | | Повторение изученного по теме: система частей речи в русском языке, грамматическое значение слов, общее грамматическое значение, морфологические свойства, синтаксические функции имени существительного, прилагательного, числительного, местоимения, глагола. Основные морфологические нормы русского литературного языка. Основные выразительные средства морфологии. |
207 | Морфологический разбор слов. | | Общее грамматическое значение, морфологические свойства, синтаксические функции имени существительного, прилагательного, числительного, местоимения, глагола. |
208 | Р.Р. Основные виды информационной переработки текста: план. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, информации, принадлежности к функционально-смысловому типу, стилю (закрепление). | | Структура и особенности текста. Деление текста на смысловые части. Составление плана текста. Анализ текста. |
209 | Р.Р. Функциональные разновидности языка. Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, официально-делового), языка художественной литературы (закрепление). | | Основные особенности разговорной речи, научного стиля, языка художественной литературы. Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа). Основные жанры научного стиля (выступление), официально-делового стиля (расписка, доверенность, заявление). Работа с текстами разных функциональных типов и стилей. |
210 | Синтаксис. Словосочетание. Простое и сложное предложение. | | Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды предложений по цели высказывания эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения. Второстепенные члены предложения. Особенности строения сложного предложения. Особенности строения сложного предложения. Отличие простых и сложных предложений. |
Список использованной литературы
1. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. 5 – 9 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ [М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский, Л.А. Тростенцова, А.Д. Дейкина]. – 13-е изд. – М.: Просвещение», 2016.
2. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект. – 3-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения).