12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Чистякова Ирина 768
Россия, Мурманская обл., Мончегорск
Материал размещён в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида»
4

Адаптированная рабочая программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Цветной мир»






Адаптированная рабочая программа внеурочной деятельности

художественно-эстетического направления

«Цветной мир»

(АООП о у/о, II вариант) 1-3 классы




педагог-психолог:

Чистякова Ирина Юрьевна

высшей квалификационной категории




2019/2020 уч. год г. Мончегорск


ПЛИНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Освоение программы «Цветной мир» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, основанных на принципах: доступности предлагаемого материала, соответствии возрастным и психофизическим особенностям детей; систематичности и последовательности в приобретении знаний и умений; личностно-ориентированного подхода к детям.

В сфере личностных базовых учебных действий у обучающихся будут сформированы:

знания правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами;

учебно-познавательный интерес к декоративно-прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;

навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;

ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;

способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;

основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

Школьники получат возможность для формирования:

устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;

осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;

эмоционально-ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.

В сфере регулятивных базовых учебных действий обучающиеся научатся:

выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;

учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;

адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;

навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.

Школьники получат возможность научиться:

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия;

пользоваться средствами выразительности языка декоративно – прикладного искусства;

моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества;

осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;

отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла.

В сфере познавательных базовых учебных действий обучающиеся научатся:

различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;

приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;

осваивать особенности художественно-выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно- прикладном творчестве;

развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;

художественно-образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;

развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;

развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно-прикладного искусства.

Школьники получат возможность научиться:

создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;

понимать культурно-историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;

более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно-творческой деятельности в целом.

В сфере коммуникативных базовых учебных действий обучающиеся научатся:

первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;

сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми;

формировать собственное мнение и позицию.

В результате освоения программы дети получат возможность научиться:

делать всевозможные аппликации – обычные, объемные, с использованием бумаги, картона или любых нестандартных материалов. В ход идут крупы, пуговицы, бусины, блестки, листья, лепестки цветов, кусочки тканей. Детей можно научить интересным приемам работы с простыми материалами, показать, как подкручивать бумажные ленты карандашом или боковой поверхностью ножниц, как ровно разрывать лист бумаги при помощи линейки, как правильно оформить линию сгиба и т.д.

Изготавливать объемные предметы. Ребенок с интересом сделает игрушку или фигурку, которую можно использовать в играх или подарить кому-нибудь из взрослых..

Лепить из пластилина, глины, соленого теста. Разминая в руках пластилин или тесто, ребенок получает огромное удовольствие, при этом совершенствуя моторику пальцев. Кроме того, материалы предоставляют огромный простор для творчества – например, пластилин можно применять не только для лепки, но и для скрепления отдельных деталей или создания объемных панно. А изделия из соленого теста или обожженной глины вполне подходят для повседневного использования.

Делать поделки из природных материалов, пластиковых бутылок, картонных роликов от бумажных полотенец, яичной скорлупы, ниток, ткани, лент.


Оценка планируемых результатов освоения программы

Система отслеживания и оценивания результатов обучения проходит через участие в выставках, конкурсах, массовых мероприятиях.

Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий. Выставки могут быть:

однодневные - проводится в конце каждого занятия с целью обсуждения;

постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;

тематические - по итогом изучения разделов, тем;

итоговые – в конце года организуется выставка практических работ обучающегося, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Адаптированная рабочая программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Цветной мир», составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (пр. № 1599 от 19.12.2014г.), Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития ГОБОУ Мончегорская КШ (пр. № 216 от 26.08.2016г.).

Рабочая программа «Цветной мир» была разработана на основе Примерной программы по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального образования (Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Стандарты второго поколения / под ред. Горского В.А. - М.: Просвещение, 2011). Рабочая программа соответствует нормативно-правовым требованиям к внеурочной деятельности для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2).

Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:

Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. 273-ФЗ.

Положение о рабочей программе учебного предмета (курса), принятое на заседании педагогического совета ГОБОУ Мончегорская КШ, протокол № 1 от 26.05.2016 г. и утвержденное приказом № 214 по ГОБОУ Мончегорская КШ от 26.08.2016 г.

Учебный план ГОБОУ Мончегорская КШ на 2019/2020 учебный год, принятый педагогическим советом ГОБОУ Мончегорская КШ от 28.08.2019 г, протокол № 7, утвержденный приказом № 298 по ГОБОУ Мончегорская КШ от 30.08.2019 г.

Федеральный государственный образовательный стандарт для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).


Для развития творческого потенциала необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных возможностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности. Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка.

Декоративное творчество наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с

различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у обучающихся складывается отношение к собственной художественной деятельности. Оно способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов». Основу декоративно - прикладного искусства составляет творческий ручной труд. Раннее приобщение детей к практической художественной деятельности способствует развитию в них творческого начала, требующего активности, самостоятельности, проявления фантазии и воображения. Развитие сенсомоторных навыков: тактильной, зрительной памяти, координации мелкой моторики рук - является важнейшим средством коррекции психического развития ребёнка. Программа " Цветной мир " рассчитана на поэтапное освоение материала на занятиях по внеурочной деятельности. Через приобщение к искусству активизируется творческий потенциал личности, и чем раньше заложен этот потенциал, тем активнее будет стремление человека к освоению художественных ценностей мировой культуры, тем выше эстетическое сознание, тем выше сфера эстетических потребностей.

Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).

Цели:

Развитие творческих умений младших школьников, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.

Обеспечение дополнительных знаний по трудовому воспитанию.

Развитие индивидуальности ребенка средствами взаимодействия различных форм основного и дополнительного образования в условиях обогащенной образовательной среды с многовариантным выбором.

Опираясь на индивидуальный подход к ребенку, содействовать развитию творческой инициативы, выдумки и художественных способностей в атмосфере доброжелательности и увлеченности, совместного творчества педагога и ребенка, через различные виды изобразительной и прикладной деятельности.

Формирование и развитие художественной культуры личности.

Формирование художественно - образного мышления как основы развития творческой личности.

Цели будут достигнуты при условии «Я хочу это сделать сам».

Девизом внеурочной деятельности по трудовому воспитанию является:

«Я слышу – и забываю, Я вижу - и запоминаю, Я делаю – и понимаю».


Задачи:

Обучающие:

учить детей нетрадиционным техникам рисования, сочетая различный материал и технику изображения;

формировать элементарные знания и умения в изучаемых видах декоративно-прикладного творчества;

научить владеть различными инструментами и приспособлениями;

познакомить с историей изучаемых видов декоративно-прикладного творчества;

учить выполнять работу коллективно, развивать проектные способности младших школьников.


Развивающие:

развивать детское воображение путём создания творческих ситуаций в художественно-изобразительной деятельности, умение ориентироваться на листе бумаги;

развивать память, внимание, фантазию, самостоятельное мышление, мелкую моторику рук, глазомер;

способствовать развитию познавательно-коммуникативных навыков. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. Ребята начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словаря.

Воспитательные:

воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность, целеустремлённость, усидчивость;

воспитывать чувство прекрасного, гордость за свой выполненный труд;

воспитывать умение общаться со сверстниками и работать в коллективе.

Социальные:

создать благоприятную атмосферу для неформального общения детей, увлечённых общим делом;

помочь ребёнку найти друзей и самореализоваться не только в творчестве, но и в общении со сверстниками, педагогами;

научить интересно и полезно организовывать свой досуг, ориентироваться на дальнейшее познание и творчество в жизни.

Умственное развитие. Постепенно расширяется запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. Формируются мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Развивается речь детей, обогащается словарный запас, формируется связная речь, развивается образная речь. При проведении занятий создаются благоприятные условия для формирования таких качеств личности, как пытливость, инициатива, умственная активность, самостоятельность.

Сенсорное развитие. Непосредственное, чувствительное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами.

Нравственное воспитание. Изобразительная деятельность должна быть использована для воспитания у детей любви ко всему лучшему, справедливому. Воспитываются нравственно-волевые качества: доводить начатое до конца,

сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.п.

Трудовое воспитание. Здесь сочетаются умственная и физическая активность. Умение вырезывать, обращаться с ножницами, пользоваться кисточкой и клеем требуется известной затраты физических сил, трудовых навыков. Формированию трудолюбия способствует участие детей в подготовке к занятиям и уборке после них.

Эстетическое воспитание. Чувство цвета, когда эстетическое чувство возникает от восприятия красивых цветосочетаний. Чувство ритма возникает, когда в первую очередь воспринимается ритмичная стройность предмета, ритмичное расположение его частей. Чувство пропорции — конструктивной цельности — вырабатывается при восприятии разнообразных построек. Постепенно у детей развивается художественный вкус.

Программа строится на основе знаний возрастных, психолого- педагогических, физических особенностей детей младшего школьного возраста. Рабочая программа адаптирована и составлена с учетом уровня обученности школьника, его интеллектуальных, психофизических и возрастных особенностей, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного подхода к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.

Этапы организации деятельности:

При проведении различных работ с детьми педагог должен знать об основных этапах творческой деятельности детей, в которой выделяют три основных этапа, последовательно взаимосвязанных между собою:

1 этап – возникновение замысла;

2 этап – процесс создания продукта творческой деятельности;

3 этап – анализ результатов.


Первый этап – возникновение, развитие, осознание и оформление замысла.

Второй этап – процесс создания изображения детьми. Изображение по теме, названной воспитателем, не лишает ребенка возможности проявить творчество, помогая направить его воображение, разумеется, если при этом воспитатель не регламентирует решение изображения. Значительно большие возможности возникают тогда, когда создается лишь направление выбора темы, содержания изображения. Деятельность ребенка на этом этапе требует от него овладения способами изображения, выразительными средствами.

Третий этап – анализ результатов. Он тесно связан с двумя предшествующими этапами, является логическим их продолжением и завершением, просмотр и анализ созданного детьми должен осуществляться при максимальной их активности.

Формы занятий

беседы;

практические занятия;

индивидуальные и групповые занятия;

коллективная работа.


Перечень средств, необходимых для реализации программы

муляжи фруктов, овощей;

детские игрушки (мячи, куклы, машинки, кошечка, медвежонок и др.);

раздаточный материал (трафареты, контуры, таблицы и др.);

акварельные краски, гуашь, Эбру;

восковые и масляные мелки, свеча;

ватные палочки, ватные диски;

крупы (манка, греча, пшено, зёрна кофе);

ткань;

палочки или старые стержни для процарапывания;

бумажные салфетки;

стаканы для воды;

подставки под кисти;

кисти.


Основная литература:

Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. (Стандарты второго поколения) /Горский В.А.,Тимофеев В.А., Смирнов Д.В.и др. /Под ред. Горского В.А. - М.:Просвещение, 2011г.

Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации / Сост. Н. К. Беспятова. – М.: Айрис – пресс, (Методика).

Дополнительная литература:

Развитие восприятия у детей: форма, цвет, звук. Т.В.Башаева, издательство "Академия", 2008г

"Уроки рисования карандашом" Автор: Эндрю Лумиc, издательство "Питер",2010г

Комарова Т.С. “Детское художественное творчество”, М.: Мозаика- Синтез, 2005 г.

Морозова Г.В. “Ознакомление с окружающим миром” Москва 2010

Необыкновенное рисование”, учебное издание из серии “Искусство — детям”, М.: Мозаика-Синтез, 2007 г., № 2.

Фатеева А.А. “Рисуем без кисточки” Академия развития 2006.


В программу включены нетрадиционные техники рисования и аппликации.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Тема занятия

Кол-во часов

1

Аппликация «Гусеница из кругов»

Материалы: (цветной картон, клей)

1

2

Рисование «Забавный орнамент»

Материалы: (гуашь, трафареты)

1

3

Аппликация из бросового материала «Осеннее дерево»

Материалы: (гуашь, крашеные опилки от карандашей)

1

4

Рисование «Краски осени» Материалы: (краски Эбру)

1

5

Аппликация «Птичка на ветке»

Материалы: (работа с цветной бумагой и картоном)

1

6

Аппликация «Божья коровка»

Материалы: (ватные диски, гуашь, клей)

1

7

Поделка из бросового материала «Черепашка»

Материалы: (пластилин, скорлупа грецкого ореха)

1

8

Аппликация «Зонтик и дождик»

Материалы: (цветная бумага)

1

9

Пластилинография « Кошечка»

Материалы: (коллективная работа) (пластилин, бусины, стеки)

1

10

Аппликация «Гриб»

Материалы: (крупы: греча, пшено, манка)

1

11

Рисование «Зайчик»

Материалы: (тёмный картон,белый мел)

1

12

Поделка из солёного теста « Солнечный день»

Материалы: (коллективная работа, изготовление элементов: солнце, шарики, лучики, птички) (солёное тесто)

1

13

Поделка из солёного теста « Солнечный день»

Материалы: (раскрашивание элементов поделки) (акриловые краски, бусины, клей, бисер)

1

14

Поделка из солёного теста « Солнечный день»

Материалы: (коллективная работа, составление сюжетной работы из заготовленных элементов) ( рамка, основа, клей)

1

15

Рисование по восковой основе « Зимний лес»

Материалы: (восковые мелки, свеча, акварель)

1

16

Аппликация «Дед Мороз»

Материалы: (ватные диски, гуашь, бисер, пайетки, клей)

1

17

Поделка из фетра «Новогодняя ёлка с игрушками»

Материалы: (фетр, бусины, восковой клей)

1

18

Рисование по восковой основе «Мороз рисует узоры»

Материалы: (гуашь, свеча)

1

19

Аппликация, торцевание «Зимний лес»

Материалы: (креповая бумага, палочки для торцевания, клей)

1

20

Аппликация поздравительная открытка на «23 – Февраля»

Материалы: (гофрированная бумага, картон, клей)

1

21

Рисование «Подводное царство»

Материалы: (гуашь, ватные палочки)

1

22

Поделка «Домик»

Материалы: (фетр, пуговицы, клей)

1

23

Объёмная аппликация открытка к 8 Марта

Материалы: (цветная бумага, картон, клей)

1

24

Поделка « Вертушка»

Материалы: (бархатный картон, палочки для творчества, степлер)

1

25

Пластилинография «Домик для гномика»

Материалы: (основа с изображением, пластилин, стеки, стеклярус)

1

26

Поделка из солёного теста «Ёжик»

Материалы: (солёное тесто, ножницы, бисер)

1

27

Рисование мыльными пузырями: «Вселенная глазами детей»

Материалы: (гуашь, мыльные пузыри, трубочки)

1

28

Аппликация из ткани «Ромашки»

Материалы: (элементы из цветной ткани, клей)

1

29

Поделка из ниток «Воробей»

Материалы: (заготовки из ниток)

1

30

Рисование монотопия «Сказочный лес»

Материалы: (вода, основа, гуашь, листы для снятия рисунка)

1

31

Рисование Эбру: «Салют»

Материалы: (краски эбру, листы)

1

32

Аппликация ниткография «Цыплёнок»

Материалы: (нарезанные нитки, клей ПВА)

1

33

Аппликация коллаж «Краски лета»

Материалы: (вырезанные элементы, клей)

1

34

Итоговое занятие «Вот что мы умеем!»

(выставка работ)

1


Итого

34


Опубликовано в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.