Статья «Активизация познавательной деятельности на уроках математики и информатики в процессе обучения детей с ОВЗ»

0
0
Материал опубликован 25 January 2023

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ.

Н.В.Жилина

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Набережночелнинская школа №75 для детей с ограниченными возможностями здоровья», г.Набережные Челны, Татарстан



В условиях информатизации общества качество жизни и социальный статус индивида во многом определяются возможностью активного участия в общественном информационном обмене (оперативного доступа к необходимой информации, её обработки и представления результатов своей информационной деятельности).

Для лиц с глубокими нарушениями зрения участие в процессе общественного информационного обмена осложняется несовпадением имеющихся у них возможностей восприятия и сложившейся общественной практики.

Современный рынок труда требует новых знаний, умения работать на компьютере, уметь находить и применять информацию, но большинство лиц с ограниченными физическими возможностями этого не умеют делать. Из-за этого у инвалидов по зрению возникает чувство отдалённости от современного мира, чувство оторванности от дел и проблем общества, они ощущают свою ненужность в новых условиях жизни, беспомощность. У них возникают препятствия для получения образования на расстоянии, профессиональной самореализации, общения и т. д

Поэтому обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, возможность их социальной адаптации и включения их в полноценную жизнь – один из важнейших вопросов российского общества в целом и отрасли образования в частности. Законодательством Российской Федерации в области образования, предусмотрен принцип равных прав на образование для детей данной категории.

На практике возможны несколько вариантов обучения детей с ОВЗ: надомное обучение, обучение по типу экстернат, частичное посещение занятий (возможно с меньшей учебной нагрузкой), дистанционное обучение а так же обучение в специализированных школах.

Существенным подспорьем в организации образовательного процесса детей с ОВЗ выступают современные информационно-коммуникационные технологии, также не маловажная роль отводится при этом и дистанционным технологиям в образовании, т. к. не все учащиеся имеют возможность посещения школы или получения полноценного образования по всем предметам при надомном обучении.

Эффективным средством развития познавательной деятельности учащихся служат компьютерные тифлотехнологии, которые помогают людям с ограниченными возможностями здоровья получать, перерабатывать и передавать информацию, что так необходимо в современном мире. Эти технологии обеспечивают преобразование визуальной информации в доступные для восприятия незрячих и слабовидящих формы: Брайлевский дисплей, принтеры Брайля и др. К достоинствам этих средств относятся возможность для незрячего человека составлять образ экрана и возможность быстрого прочтения упорядоченных текстов. Современные Брайлевские принтеры позволяют выводить на печать тексты, выполненные в любом текстовом редакторе, создавая Брайлевские документы, готовые к использованию сразу после печати.

Но есть и небольшие минусы данной технологии — при использовании данных технологий незрячему пользователю необходимо владеть азбукой Брайля, а не все люди, имеющие зрительную недостаточность, свободно владеют данной азбукой. К тому же стоимость Брайлевских дисплеев и принтеров очень высока, и не каждый незрячий пользователь сможет позволить себе иметь такую технику дома.

Программы экранного доступа обеспечивают озвучивание текстовой и графической информации, выводимой на монитор без Брайлевских принтеров. Эти программы основаны на технологиях синтеза речи и обеспечивают доступ к популярным приложениям Windows и всемирной сети Интернет, используя встроенный синтезатор речи и звуковую карту для вывода содержимого экрана компьютера на акустические системы или на Брайлевские дисплеи. В мире имеется несколько таких программ, но в нашей стране Самые популярные из них — JAWS и NonVisual Desktop Access (NVDA). Как правило, незрячие используют обе, но последняя более популярна, так как она бесплатна и имеет открытый исходный код. Данная программа может взаимодействовать как и с Брайлевскими дисплеями, так и с обычной стандартной клавиатурой.

Но, несмотря на множество тифлотехнологий данный процесс носит скорее не систематический, а стихийный характер. И это связано, скорее всего, со следующими причинами:

отсутствием систематической подготовки специалистов в области применения новейших компьютерных тифлотехнологий;

небольшим количеством специалистов — практиков, имеющих представление о существовании компьютерных тифлосредств и возможностях, которые они открывают;

небольшим количеством курсов компьютерной грамотности для слепых и низким уровнем методологической проработанности образовательных программ в этой области;

высокой стоимостью компьютерных тифлосредств.

В то же время современному человеку, независимо от его физических возможностей и финансового положения, необходимо участие в электронном информационном обмене. Умение пользоваться офисными технологиями и интернет- общение: социальные сети, электронная почта, поисковые системы и т. д. С учётом этих замечаний, возникла необходимость разработки методики преподавания компьютерной грамотности лицам с нарушением зрения, которая бы основывалась на базе аппаратных и программных средств, не требующих больших финансовых затрат. Разработанная методика рассчитана на людей с нарушениями зрения разных возрастных категорий и на преподавателей стандартных компьютерных курсов для зрячих. Особенностями методики являются:

использование специализированного программного обеспечения, преобразующего визуальную информацию в звуковую;

ориентирование учащихся на использование клавиатуры при работе с компьютером, запоминание основных клавиатурных комбинаций (десятипальцевый метод печати);

непосредственное взаимодействие преподавателя с учащимся на всех этапах обучения.

Данная методика рассчитана на проведение занятий в специальных аудиториях, оборудованных компьютерами, подключёнными к сети Интернет, на которых установлено программное обеспечение следующей конфигурации:

операционная система MS Windows 7, Vista, XP и более ранние версии; программный комплекс Microsoft Office,

программа просмотра Интернет-документов (Web-браузер); русифицированная программа экранного доступа Jaws версии 9.0 с синтеза- тором «Катерина».

Использование данных средств ИКТ при обучении математике может стать основой для проведения интегрированных уроков по предметам школьного цикла, способствовать повышению мотивации школьников к изучению конкретного предмета, освоению информационных технологий, профессиональной самореализации, общения и т. д.

Практика показала, что применение ИКТ в организации образовательного процесса учащихся с различными учебными возможностями оказывает существенную помощь на различных этапах урока и формах организации учебной деятельности, значительно экономит время на изучение нового материала, его закрепление и контроль, а также помогает рационально распределить время на уроке.

Таким образом можно сделать вывод, что использование средств ИКТ на уроках математики для детей с ОВЗ способствует повышению познавательной активности школьников.

Тотально слепые дети пользуются тактильно - кинестетическим и слуховым способами восприятия учебного материала и ориентации в жизненном пространстве. Несмотря на полную или частичную потерю зрения, учащиеся школы для слепых и слабовидящих детей получают образование в том же объеме, что и учащиеся массовых школ. Следует отметить, однако, что условия, в которых проводится это обучение, средства, при помощи которых оно осуществляется, и сам характер обучения имеют весьма существенные отличия и свою специфику. Одной из целей изучения математики в школе, помимо овладения системой математических знаний и умений, необходимых в дальнейшей жизни, является интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств личности, необходимых человеку для интеграции в современное общество: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей. Учитывая специфику заболеваний таких детей, особую сложность представляет формирование и развитие пространственных представлений. Этот аспект интеллектуального развития учащихся в той или иной степени реализуется как на уроках общеобразовательных дисциплин (физике, химии, черчении и др.), так и на занятиях по коррекции. Но, конечно же, в основном формирование и развитие пространственных представлений происходит на уроках геометрии.

В начальной школе, во время уроков и на коррекционных занятиях, дети узнают об элементарных пространственных признаках ориентировки на микроплоскости (на тетрадном листе, плоскости стола, классной доски) и в большом пространстве (в пределах класса, школы и прилегающей территории). Ведущими по степени значимости для восприятия окружающего мира у незрячего ребёнка являются осязание и слух. Поэтому при развитии пространственных представлений у таких обучающихся необходимо опираться не только на слуховое восприятие, но и на осязание (мышечное ощущение), двигательное чувство, остаточное зрение. 

Проблема формирования пространственных представлений напрямую связана с осуществлением принципа наглядности. В педагогической практике условно выделяют две формы наглядности: первичная (до получения знаний, заключается в показе объектов или их изображений) и вторичная (закрепление, при котором знания обучающихся конкретизируются, уточняются их представления и формируются необходимые знания). 
При использовании наглядности важно учитывать возраст обучающихся, особенности и уровень развития личности, потенциальные возможности, а также степень тяжести поражения органов зрения, делая упор на индивидуальной работе на протяжении всего урока.

Одним из способов развития пространственных представлений и активизации познавательной деятельности на уроках геометрии является моделирование, когда ученики вместе с учителем готовят различные наглядные пособия из бумаги, картона, проволоки (макеты многоугольников и многогранников). Так же используются различные загадки. Наглядно представленный материал способствует развитию мыслительных операций и всей мыслительной деятельности учащихся с нарушениями зрения, тем самым обеспечивается переход от конкретного к абстрактному в процессе овладения математическими знаниями. Большие возможности дают наглядные средства для развития конструктивной деятельности учащихся (составление различных геометрических фигур по образцу и без образца).

Решению образовательных задач способствует использование различных наглядных средств не только на этапе ознакомления, но и при закреплении знаний, при формировании умений и навыков.

Практика обучения показывает, что при систематическом включении наглядных средств увеличивается самостоятельность учащихся, возрастает их активность, формируется положительное отношение к предмету. Данное обстоятельство является очень важным для обеспечения развития в процессе обучения личности слепого и слабовидящего.

Применение средств наглядности способствует решению одной из важнейших задач начального обучения математике — воспитательной. Наглядные средства способствуют формированию материалистического мировоззрения младших слепых и слабовидящих школьников. Непосредственно воспринимая множество предметов, пересчитывая число их элементов, объединяя или удаляя части множеств, учащиеся убеждаются в том, что такие математические понятия, как число, арифметическое, действие, геометрическая фигура взяты из окружающей жизни. Наглядно представленный числовой материал, характеризующий результаты выпуска той или иной продукции предприятиями города, района, страны, расширяет кругозор школьников с различными нарушениями зрения. Опыт работы специальных школ показывает значительное повышение интереса учащихся к предмету, если учитель привлекает на уроках при изучении различных там числовой материал, отражающий темпы развития народного хозяйства, подготовительную работу к проведению олимпийских игр, успехи в области космических исследований.

Основные виды наглядных пособий, используемых при обучении математике слепых и слабовидящих:

1. Счетные палочки. Для индивидуального пользования счетные палочки необходимы как слабовидящим, так и слепым. Палочки особенно широко используются при формировании понятий о числе и арифметических действиях.

2. Набор объемных пособий — кубиков и многогранников. В классах слабовидящих в отличие от видящих для демонстрации следует использовать только большие кубики.

3. Наборные полотна с картонными трафаретами фигур.

4. Фланелеграф. Фланелеграф представляет собой доску такого же формата, как и наборное полотно, обтянутую черной фланелью. Трафареты с наклеенными на обратной стороне небольшими кусочками наждачной, бархатной или промокательной бумаги, очень хорошо держатся на начесанной ткани. Удобно в целях экономии времени на уроках применять сразу несколько фланелеграфов, приготовив заранее на каждом из них соответствующие материалу урока задания.

5. Разрезные цифры и знаки математических действий для наборных полотен. Наборы разрезных цифр для демонстрационных и индивидуальных полотен дают возможность обучения самостоятельному пользованию средствами наглядности. Разрезные цифры в первом классе должны быть высотой не менее 12 см.

6. Сюжетные картины с прорезями. Для ознакомления с приемами устных вычислений и для решения задач используется, например, четкое изображение деревьев, тарелок, аквариумов, ваз и др. предметов. В прорези вставляются соответственно трафареты грибов, яблок, рыбок, цветов и других предметов.

7. Предметные картинки. Для учащихся с нарушениями зрения типографские предметные картинки можно дать в увеличенном виде силуэтом, цвет контрастный по отношению к фону. Как показывает практика, на черном фоне хорошо воспринимаются слабовидящими белые, оранжевые, розовые, голубые, желтые, красные, зеленые, светло-серые силуэты различных предметов четкого контура.

8. Плакаты. Специально изготовленные для восприятия учащимися с нарушенным зрением плакаты с названиями компонентов арифметических действий, примерами, уравнениями, со словами: уехали, улетели, подъехали, купили, подарили, осталось, стало, было, на, больше, меньше. Для решения типовых составных задач плакаты со словами: цена, количество, стоимость, скорость, время, расстояние, масса 1 ящика, число ящиков, общая масса и т. п. Плакаты должны быть изготовлены с расчетом на выставление их в наборных полотнах. Плакаты для индивидуального использования слепыми учащимися выполняются плоским и рельефно-точечным шрифтом.

Как показывает практика обучения, применение указанных наглядных средств, ИКТ и программ экранного доступа способствует накоплению опыта слепыми и слабовидящими учащимися в практическом оперировании с множествами предметов, без которого невозможно формирование основных математических понятий: числа, арифметического действия, геометрической фигуры, активизирует познавательную деятельность учащихся на уроках. Одновременное использование демонстрационных и индивидуальных пособий дает возможность сделать действия с предметами средством наглядности, образцом при обучении способам действий учащихся с глубокими нарушениями зрения. А так же как средство расширения возможностей инвалидов и их успешной реабилитации в современном обществе.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации