12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Федосеева Людмила Георгиевна1231
Образование: Архангельское музыкальное училище, специальность фортепиано; Петрозаводский филиал Ленинградской консерватории, специальность музыковедение; Северный (Арктический) федеральный университет, специальность перевод и переводоведение.
Россия, Архангельская обл., Архангельск

Людмила Георгиевна Федосеева, ГБПОУ Архангельской области «Архангельский колледж культуры и искусства»

Актуализация жизненного опыта студентов на уроках этнографии


Дисциплина «Основы этнографии» не изучается в средней общеобразовательной школе, однако сохранение этнического разнообразия, этническая самоидентификации детей и подростков, безусловно, относятся к важнейшим задачам учебно-воспитательного процесса, поэтому предлагаемые заметки могут быть полезны не только преподавателям данного предмета. Дисциплина «Основы этнографии» появилась в учебных планах Архангельского колледжа культуры с 2013 года. За это время её освоили более 200 человек, обучавшихся по специальности «Народное художественное творчество».

Каждый педагог знает, что учебная дисциплина вызывает особый интерес в том случае, если ученики могут связать теоретические сведения с уже имеющимся жизненным опытом и понимают, что полученные знания помогут им лучше ориентироваться в окружающем мире.

Архангельская область относится к моноэтническим регионам нашей многонациональной страны. Согласно переписи населения 2010 года более 95% населения области составляют русские. Остальные неполные 5% – представители 108 этносов. Заметим, что статистические данные по отдельным малонаселённым пунктам могут выглядеть крайне занимательно: например, количество жителей деревни – 2 человека, из них 50% русских и 50% украинцев.

Знакомство с этническим многообразием для многих студентов начинается… с составления семейного генеалогического древа. Жители Русского Севера – не только потомки славян, но и финно-угорских племён, населявших эту территорию задолго до славянской колонизации. Ставшие привычными неславянские названия рек и деревень, элементы традиционной материальной культуры напоминают нам об этом. Однако более конкретные представления об этнических составляющих семейного древа обычно распространяются на 2 – 3 колена. Студентам сообщается, что рассказывать об этнических составляющих их рода следует только в том случае, если у них есть такое желание. Обычно считающие себя русскими студенты охотно говорят о своих нерусских прабабушках или прадедушках, бабушках или дедушках, папах или мамах. Удивителен тот факт, что некоторые студенты в 16–18 лет впервые задумываются о том, откуда у них нерусская фамилия. В результате исследований, проведённых русскими студентами в своих семьях, «обнаружились» близкие родственники следующих национальностей: азербайджанцы, ангольцы, армяне, белорусы, болгары, дагестанцы, евреи, коми, латыши, немцы, ненцы, поляки, татары, турки, узбеки, украинцы, цыгане, эстонцы. Кроме предсказуемого для Поморья субэтноса поморы, представлен и другой субэтнос русского народа – казаки.

Размышления о своих корнях вполне естественно приводят студентов к пониманию явлений миграции, метисации, этнических процессов. Живой интерес вызывает и разговор об уникальном суперэтносе (термин Л.Н.Гумилёва) – советский народ, который продолжает существовать, хотя страны уже нет. Общая история, смешанные браки, русский язык как язык межнационального общения служат мощными объединяющими факторами. Говоря о языке межнационального общения, нелишним будет напомнить студентам, что сохранение родного языка в иноязычном окружении – действенный способ противостоять ассимиляции, и если кто-то из близких родственников владеет родным (не русским) языком, нужно делать усилия, чтобы освоить этот язык хотя бы на бытовом уровне.

Ассимиляцию как этнический процесс легко понять на примере деревни Малые Карелы, которая находится в 25 км от Архангельска. Название деревни знакомо не только жителям Архангельской области, поскольку рядом с ней расположен знаменитый музей деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы». Экспозиция музея посвящена культуре Русского Севера. Карелы же, основавшие деревню в ХVI в., давно ассимилировались, и их потомки считают себя русскими.

Ярким примером двухсторонней аккультурации являются русские оленеводы Мезенского района Архангельской области и живущие по соседству с ними ненцы-христиане.

Студенты редко задумываются о том, что адаптация тоже является двухсторонним процессом, однако для них стали уже привычными ежедневные встречи с иностранными студентами архангельских вузов в автобусах, в магазинах, на улице. В наш город приезжают учиться молодые люди из стран Азии, Африки, Латинской Америки, Северной Европы, бывших республик Советского Союза. Всё чаще в городе встречаются граждане Узбекистана и Таджикистана, а также других ближних и дальних стран. Мы ежедневно слышим иноязычную речь на тех языках, которые до недавнего времени в Архангельске не звучали. Исторически возникнув как международный торговый порт, наш город прежде «привык» к европейским языкам.

Сейчас мы уже не представляем Архангельск без терпкого запаха специй, которым наполнили наш город студенты из Индии. Мы видим обилие экзотических продуктов на полках наших магазинов, поскольку теперь они востребованы (например, никогда ранее в Архангельске не продавали чечевицу). Смуглые лица, яркие сари летом, и… резиновые сланцы в прохладную погоду, когда мы надеваем тёплые кроссовки – всё это элементы иных этнических культур, которые уже вошли в нашу жизнь. Обращает на себя внимание и тот факт, что в городе появилось большое количество национальных ресторанов и кафе, где можно попробовать блюда узбекской, азербайджанской, грузинской и других кухонь. Некоторые блюда становятся любимыми и привычными для северян.

Опыт зарубежных поездок у наших студентов невелик, но те, кому уже удалось побывать в других странах, могут привести примеры отличий между этническими культурами. Нередко их наблюдения касаются различных стереотипов поведения, а также различных традиционных верований и религий.

Анкетирование, проведенное среди студентов, освоивших курс «Основ этнографии» два года назад, позволило выявить следующие результаты изучения данной дисциплины:

1. Студенты отмечают, что стали проявлять больший интерес к своим корням.

2. Укрепились связи со старшими родственниками, поскольку появились интересные темы для обсуждения в кругу семьи.

3. Студенты внимательнее стали относиться к деталям разных национальных традиций, что в условиях глобализации требует значительного внимания.

4. Появилось желание путешествовать, общаться с людьми других национальностей.

Следует заметить, что толерантность к другим этносам является традиционной чертой жителей Русского Севера. Внимание к своей культуре и интерес к другим национальным культурам, безусловно, способствует укреплению и развитию этого качества.




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.