12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Паринова Екатерина Евгеньевна31

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Крым

"Крымская гимназия - интернат для одаренных детей"

учитель истории и обществознания

Паринова Екатерина Евгеньевна


 

КОНСПЕКТ УРОКА

Предмет: обществознание Класс:6 Дата проведения: 1 декабря 2017

Тема

На пути к жизненному успеху

Цели

познакомить учащихся со слагаемыми жизненного успеха; обсудить факторы, сопутствующие успеху;

Планируемые результаты

учащиеся должны характеризовать слагаемые жизненного успеха человека; сравнивать социальные объект, выясняя их общие черты и различия; владеть принципами работы с учебником, в тексте которого встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы, а также вести дискуссию, эвристическую беседу, решать проблемные задачи, работать в группе.

Формируемые УУД:

Предметные: высказывать версии о слагаемых жизненного успеха; применять ключевые понятия об основных социальных объектах, объяснять их с опорой на явления социальной действительности; давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе;

Метапредметные – 1) коммуникативные: оценивать свои учебные достижения; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения;

2) регулятивные: оценивать собственные умения общаться с одноклассниками и друзьями, прогнозировать результат и уровень усвоения материала; определять новый уровень усвоения материала; определять новый уровень отношения к самому себе как к субъекту деятельности;

3) познавательные: формулировать основы смыслового чтения учебных и познавательных текстов; моделировать варианты достойного образа жизни;

4) личностные: формирование ответственного отношения к труду, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Ресурсы

Оборудование: учебник , рабочие листы, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация , видеоклип Ёлки"Все зависит от нас самих"

Тип урока

открытие нового знания.

   


 

Ход урока

 

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Примечания

2

Организационный момент

   
 

Приветствие, положительный настрой на сотрудничество.

Проверка явки учащихся, проверка готовности учащихся к уроку.

Заполнение классного журнала и тетради приёма-передачи.

Приветствуют. Настраиваются на работу.

Дежурный по классу докладывает учителю об отсутствующих в классе и готовности учащихся к уроку

 
 

2.Актуализация опорных знаний и умений учащихся

Сначала мы восхитимся вашими глубокими знаниями, а для этого проведем маленький опрос.

У: На прошлых уроках мы с вами изучали пирамиду, и если мне не изменяет память, это была пирамида Хеопса?

Ученики: Нет, мы изучали пирамиду потребностей А.Маслоу.

Задание №1 в Рабочих листах: заполните пирамиду потребностей А.Маслоу.

А теперь потренируем мозги и вытащим из тайников памяти что-то ценное, а именно знания.

Задание №2 в Рабочих листах: поиграем в игру "Да-нетка".

Я буду зачитывать вам утверждения, вам необходимо будет определит правдивое оно или ложное. (+,-)

1.Человек-существо биопсихонесоциальное (-)

2.Осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания организма и развития личности - это потребность (+)

3.Выод из нескольких логически связанных суждений - это умозаключение (+)

4.Духовный мир - это мир, окружающий человека, различные события, происходящие вокруг него (-)

5,Общение с друзьями является для человека биологической потребностью (-)

Ученики выполняют здания и отвечают на вопросы в рабочих листах

 
 

3. Мотивация УД

На слайде появляются изображения золотой рыбки, четерехлистного клевера, трехлапой жабы, подковы, смеющегося будды, денежного дерева.

Тема урокоа: «На пути к жизненному успеху».

Ученики отвечают на вопросы.

Задание: определите, что же объединяет все эти символы?

(Символы счастья, удачи, благополучия, успеха)

-предположите, о чем мы будем сегодня говорить?

 
 

4.Постановка целей и задач урока

   
 

Попробуем изобразить свой жизненный путь с помощью следующей методики.

Нарисуйте на листе бумаги стрелу, идущую вверх. Это ваша жизнь, она не имеет конца и направлена вверх.

Отметьте начало этого пути. Это ваша дата рождения. Теперь отметьте на жизненном отрезке ваш возраст.

3.Теперь отметьте две - три ваших основных жизненных цели и примерный возраст, когда вы планируете их достичь.

План уроков

Слагаемые жизненного успеха.

Привычка к труду помогает успеху.

3.Поддержка близких-залог успеха

Проблемный вопрос урока:

-Как выглядит формула успеха?

- Почему необходимо планировать свою жизнь, ставить жизненные цели?

Задание: Обратите внимание на тему наших уроков и на ваш рисунок.

- Есть ли связь между ними?

- Нужно ли планировать свою жизнь?

- Какую цель может сформулировать каждый из вас для себя, изучая тему уроков?

- На какие вопросы нам предстоит ответить ?

- Как знания полученные на уроке мы можем использовать в жизни?

(Ответы учеников.)

 
 

5.Первичное усвоение новых знаний

   
 

Введение в новый материал

Обратите внимание на выражение «жизненный путь».

Слагаемые жизненного успеха

Рабочий материал

(Проверка выполнения задания.)

1. «Человек обдумывает путь свой, а Бог направляет стопы его». (Библия)

2." Оптимист-это человек, который даже упав лицом в грязь, уверен, что она лечебная!"
 

3."Человек, которому повезло, — это человек, который делал то, что другие только собирались сделать".( Жюль Ренар)

4."Сделай шаг, и дорога появится сама собой."(Стив Джобс)

5."Ни один человек за всю историю не добился ничего великого, не породив этого сначала в своем воображении." (Наполеон Хилл)

6."В этом мире есть только один человек, который может заставить тебя добиться выдающихся успехов. И этот человек – ты."

7."Успех – это еще не точка, неудача – это еще не конец; единственное, что имеет значение, – это мужество продолжать борьбу."

(Уинстон Черчилль)

8."Выполняя задание, каждый раз старайся превзойти свой предыдущий результат, и вскоре ты превзойдешь всех окружающих".

9."Достаточно быть хотя бы чуть более дисциплинированным, чтобы быть успешнее окружающих".

10."Секрет успеха – настойчивость в достижении цели."

( Бенджамин Дизраэли)

11." Сколько бы ты не видел в жизни зла, нельзя терять доброжелательности к людям."(Али Апшерони)

12" Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям. (Жан-Жак Руссо)

- Как вы понимаете это выражение?

(Ответы учеников.)

Прочтите вопросы в рубрике «Обсудим вместе» на с. 40 учебника. Многие люди задают себе эти вопросы, попробуем и мы сегодня обсудить их.

Задание: прочитайте высказывание, обсудите в группе и найдите ответ на вопрос: «Из чего складывается жизненный успех человека ?»

Задание: прочитайте на с. 41 учебника абзац 1 основного текста рубрики «Путешествие в прошлое» и дополнительный материал, ответьте на вопросы, приведенные в рубрике.

 
 

7.Физминутка

   
 

Музыкальная физминутка под песню Ёлки "Все зависит от нас самих"

Проводят групповую физкультминутку, дети танцуют .

Отвечают на вопрос: -Может ли человек добиться успеха окружая себя только символами счастья?

 
 

Продолжение изучения нового материала

   
 

2.Привычка к труду помогает успеху

Взгляните внимательно на слайд презентации.

 

Материальное благополучие путь к успеху

Благополучие, основанное на готовности и привычке к труду

 

(Ответы учеников.)

Константин Дмитриевич Ушинский -великий русский педагог, утверждал: «Если, почему бы то, ни было, у человека не окажется своего личного труда в жизни, тогда он теряет настоящую дорогу и перед ним открываются две другие, обе одинаково гибельные: дорога неутолимого недовольства жизнью … или дорога добровольного, незаметного самоуничтожения».

Проблемное задание. Разделившись на две творческие группы, опираясь на дидактический материал, ответьте на вопрос: что, способствует, а что мешает жизненному успеху?

Первая группа определяет факторы, способствующие жизненному успеху.

Вторая группа определяет факторы, препятствующие жизненному успеху.

(Группы представляют свою работу графически.)

Первичная проверка понимания

Презентация работы первой группы

 

Трудолюбие

 

 

 

Развитые способности

Сильная мотивация

 

Факторы успеха

Хорошее образование

Хорошее здоровье

Развитые умения и навыки

 

 

Презентация работы второй группы

 

Неразвитые умения и способности

Плохое здоровье

Неразвитые способности

Отсутствие образования

Слабая мотивация

Факторы неуспеха

Лень

 

Успех, благополучие в жизни во многом зависят от готовности и привычки к труду. Это хорошо понимали наши предки, потому и сложились следующие пословицы.

Например:

Любишь кататься – люби и саночки возить.

Умение и труд все перетрут.

Дело мастера боится.

За много дел не берись, а в одном отличились.

К чему душа лежит, к тому и руки приложатся.

Не боги горшки обжигают.

Под лежачий камень и вода не течет.

Без терпенья нет уменья.

Пока ленивый разомнется, усердный с работы вернется.

С охотой можно и в камень гвоздь забить.

Какие труды такие и плоды.

Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Нужно наклониться, чтоб из ручья напиться.

Малый топор может срубить большое дерево.

Не начавши – думай, а начавши – делай.

Куй железо, пока горячо.

Готовь сани летом, а телегу зимой.

- Какую чашу – путь к жизненному успеху – вы выберете? Почему?

Вопросы к классу

- Как вы понимаете слова К. Д. Ушинского?

- Согласны ли вы с этим утверждением? Почему?

(Ответы учеников.)

Вспомните поговорки и пословицы о труде.

Вопросы к классу

- Что объединяет все эти пословицы?

- Чему они нас учат?

(Ответы учеников.)

 
 

3.Поддержание близких – залог успеха

Задание: прочитайте п. 4 § 5 учебника и ответьте на вопросы на с. 45.

- Какие вы думаете, почему для жизненного успеха важны понимание и помощь окружающих, близких людей, друзей?

- Как вы поняли смысл слов Лиса из сказки «Маленький принц»?

(Ответы учеников.)

 
 

8.Первичное закрепление знаний и умений

Проект разработанного памятника усовершенствуйте с учетом приобретенных сегодня знаний!

Сюрприз: учитель раздает детям их фотографии, ученицы вырезают свои лица и вклеивают в проект памятника. Таким образом, этот прием поможет детям стать более увереннее в себе.

Предложите идею оригинального памятника "Успешному человеку".

 
 

9.Рефлексия.

Подведения итогов. Оценивание.

Творческое задание (работа в малых группах):

-Используя прием «Эльфхен» к своему имени, придумайте основные "Секретные правила достижения жизненного успеха"

Возвращение к проблемному вопросу, анализ достижения целей и задач

Проблемный вопрос урока

-Как выглядит формула успеха?

(на доске совместно с учащимися учитель записывает основные факторы успеха- в итоге получаем готовый творческий продукт - формулу успеха)

- Почему необходимо планировать свою жизнь, ставить жизненные цели?

- Как знания полученные на уроке мы можем использовать в жизни?

(Ответы учеников.)

 
 

Проверяю выполнение творческого задания, провожу оценивание учащихся.

«Мини­сочинение» (Эльфхен «эльф» – немецкая технология (11 слов,11 предложений)).
Эльфхен – конструирование фраз по начальным буквам слова (фраза должна выражать смысл темы)


 


 

Оцените по 10 б.шкале работу на занятии с позиции:

Я -

Мы-

Дело-

Оценивание учащихся учителем происходит после анализа заданий в рабочих листах.

 

10. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Записывают задания в дневник

 
 

1. параграф 5 проработать, ответить на вопросы

Задание на выбор:

2.Составить "Дерево успеха"

или

3.Разработайте учебный комикс на тему "Как добиться жизненного успеха"


 

ДИДИКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Материал к проблемному заданию

Проблемное задание. Разделившись на творческие группы, опираясь на дидактический материал, ответьте на вопрос: что, способствует, а что мешает жизненному успеху?

Первая группа определяет факторы, способствующие жизненному успеху.

Вторая группа определяет факторы, препятствующие жизненному успеху.

Рабочий лист

ученицы 6-б класса ______________________________________(Ф.И.)

Тема:___________________________________________________________

Проблемный вопрос урока: -Почему необходимо планировать свою жизнь, ставить жизненные цели?

Задание №1.Заполните пирамиду человеческих потребностей

американского психолога А. Маслоу

 

 

Задание №2."Да-нетка"

 

1

2

3

4

5

         
 

 

Задание №3 : прочитайте высказывания, обсудите в группе и найдите ответ на вопрос: «Из чего складывается жизненный успех человека ?»

Рабочий материал

 

1. «Человек обдумывает путь свой, а Бог направляет стопы его». (Библия)

2." Оптимист-это человек, который даже упав лицом в грязь, уверен, что она лечебная!"
 

3."Человек, которому повезло, — это человек, который делал то, что другие только собирались сделать".( Жюль Ренар)

4."Сделай шаг, и дорога появится сама собой."(Стив Джобс)

5."Ни один человек за всю историю не добился ничего великого, не породив этого сначала в своем воображении." (Наполеон Хилл)

6."В этом мире есть только один человек, который может заставить тебя добиться выдающихся успехов. И этот человек – ты."

7."Успех – это еще не точка, неудача – это еще не конец; единственное, что имеет значение, – это мужество продолжать борьбу."

(Уинстон Черчилль)

8."Выполняя задание, каждый раз старайся превзойти свой предыдущий результат, и вскоре ты превзойдешь всех окружающих".

9."Достаточно быть хотя бы чуть более дисциплинированным, чтобы быть успешнее окружающих".

10."Секрет успеха – настойчивость в достижении цели."

( Бенджамин Дизраэли)

11." Сколько бы ты не видел в жизни зла, нельзя терять доброжелательности к людям."(Али Апшерони)

12." Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям. (Жан-Жак Руссо)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


 

Задание №4. Проблемное задание: ваша творческая группа, работая с дополнительным материалом, опираясь на уже полученные знания и жизненный опыт, должна ответить на вопрос: 1 вариант- что способствует, 2 вариант - что мешает жизненному успеху?

 

Презентация работы группы

Задание №5. Используя прием «Эльфхен», придумайте основные "Секретные правила достижения жизненного успеха"(в качестве ключевого слова используйте своё имя).

____________________________________________

____________________________________________

____________________________________________

____________________________________________

____________________________________________

____________________________________________

____________________________________________

 

 

 

Задание №6

Рефлексия

Проанализируйте и оцените работу на уроке по критериям:

"Я"-______________

"Мы"-____________

"Дело"-___________

Отметка учителя

 

 


 

Самоанализ урока

Предмет: обществознание

Класс:6

Учитель: Паринова Е.Е.

Согласно календарно-тематическому планированию тема урока «На пути к жизненному успеху», раздел «Человек в социальном измерении».

Урок проводился в 6-б классе. В группе 20 учениц, из них присутствовало - 19. Возраст учениц 11-12 лет, т. е. переходный возраст от детства к юности. Восприятие более целенаправленно, планомерно и организовано, чем у младшего школьника. Мышление – систематизированное, последовательное, зрелое. Ученицы стремятся иметь свое собственное мнение. Возраст наиболее благоприятен для развития творческого мышления. Важнейшим для ребенка в этом возрасте является результат. Поэтому уровень подготовки девочек и подготовленности их к восприятию предлагаемого материала был достаточно высоким.

Планируемые результаты:

Цели: расширить представление о слагаемых жизненного успеха ;развивать представление о роли человека в реализации жизненных ценностей, достижении успеха;

учащиеся должны характеризовать слагаемые жизненного успеха человека; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия; владеть принципами работы с учебником, схемами, рабочими листами, а также вести дискуссию, эвристическую беседу, решать проблемные задачи, работать в группе.

Формируемые УУД:

Предметные: высказывать версии о слагаемых жизненного успеха; применять ключевые понятия об основных социальных объектах, объяснять их с опорой на явления социальной действительности; давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе критериев;

Метапредметные –

1) коммуникативные: оценивать свои учебные достижения; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения;

2) регулятивные: развивать навыки самооценки, анализа своих сильных сторон и качеств; формировать умение оценивать себя и окружающих, опираясь на положительные качества; прогнозировать результат и уровень усвоения материала; определять новый уровень усвоения материала; определять новый уровень отношения к самому себе как к субъекту деятельности;

3) познавательные: формулировать основы смыслового чтения учебных и познавательных текстов; моделировать варианты достойного образа жизни;

4) личностные: формирование ответственного отношения к труду, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Содержание учебного материала представляет собой открытия новых знаний и закрепление изученного через практическую деятельность учащихся. Роль учителя на уроке –тьюторская, направляющая, оказание помощи учащимся, при выполнении заданий.

В соответствии с темой урока, целью и задачами были выбраны формы организации учебной работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Использовано оборудование: учебник , рабочие листы, схемы к уроку, дидактический материал для проблемного задания -инфографика "Успешные и безуспешные люди", мультимедийная презентация , видеоклип "Все зависит от нас самих", детские фотографии.

На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся.

Свой урок я строила в соответствии с ФГОС.

На уроке прослеживалась межпредметная связь с психологией , литературой, философией, историей, этикой.

Структура урока построена с использованием технологии критического мышления и систем развивающего обучения учащихся .

План урока:

1.Организационный момент

2.Актуализация опорных знаний и умений

3.Мотивация УД

4.Постановка Целей и задач урока

5.Первичное усвоение новых знаний

6.Физминутка

7.Продолжение изучения нового материала

8.Первичное закрепление знаний и умений

9.Рефлексия.Подведение итогов

10.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Исходя из целей урока, было запланировано 16 учебно-воспитательных и познавательных моментов. Изучение новой темы базируется на умениях работать с материалом учебника, заполнять схемы, выполнять задания разной сложности(в том числе и творческого характера). Усвоение нового материала запланировано через выполнение практических заданий в рабочем листе, так как класс способен логически мыслить, анализировать. Закрепление спланировано через фронтальную работу (практически на всех этапах урока) путём решения проблемных вопросов и составление памятника "Успешному человеку", выведение формулы успешности. Всё это способствовало реализации всех аспектов  цели урока.

Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования, соответствовал жизненному опыт обучающихся.

Все задания были направлены на решение проблемных вопросов и достижение конечного результата: выявление слагаемых жизненного успеха человека и роли в реализации жизненных ценностей самого человека. Базовая модель технологии критического мышления учитывает психологию человека, особенности его познания и включает следующие стадии: фаза вызова (вызов), фаза реализации мысли (осмысление) и фаза рефлексии (размышление). Первая фаза  активизирует имеющиеся знания, пробуждает интерес к теме . На этой стадии имели место два задания в рабочих листах(заполнение пирамиды потребностей А.Маслоу, игра "Да-нетка"), мотивация, целеполагание, постановка проблемного задания: "как выглядит формула успеха?" Задачами второй фазы являются активное закрепление и систематизация знаний, их практическое применение, соотнесение нового с уже известным, отслеживание собственного понимания, то есть осмысление нового материала. На этой стадии идёт активная самостоятельная работа учащихся с применением таких приемов как осмысленное чтение текста учебника (рубрика "Путешествие в пошлое", Поддержка близких-залог успеха), анализ высказываний известных людей, обсуждение взгляда К.Д.Ушинского о важности труда, решение проблемного задания (опираясь на дидактический материал - инфографику "Успешные и безуспешные люди),анализ пословиц и поговорок. Третья фаза направлена на суммирование и систематизацию новой информации: дети предлагали проект памятника "Успешному человеку" и выводили формулу успеха, что и стало конечным продуктом нашей работы. Практическое выполнение заданий - наиболее успешный этап урока, так как он позволяет реализовать творческую и познавательную активность учащихся.Девочки были удивлены тем, что в итоге памятник "Успешному человеку" оказался их памятником!

Урок представляет собой целостную систему. Цель и задачи достигнуты, все учащиеся выявили и осмыслили особенности  и факторы достижение жизненного успеха, стало ясно, что для его достижения необходимо приложить не мало усилий. Хорошая психологическая атмосфера на уроке поддерживалась благодаря заинтересованности учащихся ходом урока, созданию ситуаций успеха, сотрудничества с детьми.

Здоровьесберегающий аспект урока состоял в посильности выполняемых заданий, в самом построении урока, в проведении танцфизкульминутки, а также установления сотрудничества с детьми. Высокая работоспособность учащихся в течение всего урока обеспечивалась хорошим психологическим климатом на уроке, разнообразием видов деятельности, динамичностью урока и соответствием его содержания возрасту учащихся.

Учебный материал урока соответствовал принципам научности, доступности, прочности и систематичности и был посилен для учащихся шестого класса. Для каждой ученицы была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.

Учебное время на уроке я старалась использовать максимально эффективно, но запланированный объём урока выполнен не в полном объеме ( на реализовано "минисочинение"- "Эльфхен"). Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей детей. Предупреждение перегрузки детей обеспечивалось за счёт быстрой смены видов деятельности.

В ходе урока использовались следующие современные образовательные технологии :

технология встречных усилий (сотрудничества);

акмеологические технологии;

здоровьесберегающие технологии;

технологии проектной деятельности

технология исследовательской деятельности

информационно-коммуникационные технологии;

личностно-ориентированные технологии;

игровая технология.

Методы обучения соответствовали задачам урока и по источнику передачи знаний были:

- словесные  (рассказ, эвристическая беседа, мини-дискуссия );

- наглядные  (разработка проекта памятника, кластеров, формулы успеха,демонстрация );

- практические (выполнение заданий, решение проблемных вопросов и т.д.)

Анализ детских работ показал, что с заданиями справились практически все ученицы, присутствовавшие на уроке. Работы получились интересными, нет одинаковых работ, каждый ребенок создал оригинальный, неповторимый памятник "Успешному человеку", творчески решая поставленную перед ним задачу.

Конечные результаты урока с позиции формирования УУД были достигнуты в полном объеме. Рефлексия бала проведена в форме самооценки учащихся с позиций: Я-Мы-Дело.

Домашнее задание соответствует нормативным требованиям, дифференцировано, дети имеют право самостоятельного выбора творческих заданий (составить "Дерево успеха"

или разработать учебный комикс на тему "Как добиться жизненного успеха" ),дано с комментарием.

Предполагаю, что результатом урока будет прочное усвоение знаний, что поможет в дальнейшем девочкам добиться жизненных высот. Считаю, что мне удалось выдержать стиль общения с учащимися и организовать их активную работу на уроке.

Недостатком  проведения урока, считаю:

- нерациональное использование времени

-методическое перенасыщение

- недостаточно использовано текущее оценивание

- недостаточная организация работы в группах

Выражаю слова благодарности всем детям за активную и добросовестную работу на уроке, коллегам и родителям за моральную поддержку.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.