Актуальные образовательные процессы в ДОУ
Актуальные образовательные процессы в ДОУ
Человеческому сознанию присуще как умение приспосабливаться , так и способность варьировать в изменяющихся условиях для самосовершенствования. Целью дошкольного воспитания является стимулирование личностного роста ребенка, развития его потенциала. В современном обществе дошкольное образование должно принимать на себя функции развития многообразных способностей и качеств личности ребенка. Выделение типов процессов образования и вслед за этим типов образовательных процессов возможно на основе анализа способа или ситуации человеческого бытия. Различные стороны человеческого бытия задают цели и содержание качественно определенных процессов образования. Важную роль в осуществлении качественного образования и воспитания дошкольников принадлежит высококлассным специалистам, работающим на основе новых инновационных технологий.
Процесс образования — это «школа жизни» (А. Моль). Процесс образования является основой для становления у человека определенных качеств и способностей. Мы говорим «жизнь учит», «жизнь воспитывает», «среда формирует» и т.п. Способы поведения, содержание культуры, формы мышления и сознания, нормы общения осваиваются ребенком спонтанно, естественно в процессе совместной жизни, общения и взаимодействия с взрослыми, через язык и речь. Естественные формы жизнедеятельности человека не всегда осознаются, но они могут выступить предметом рефлексии, специально (искусственно) построенной развивающей педагогической деятельности — стать содержанием теперь уже образовательных процессов.
Образовательный процесс — это осознанно, рационально построенная (искусственная) практика образования, исходящая из общих задач социализации молодых людей в данной культуре. Иными словами, целевая модификация процесса образования педагогическими средствами порождает специализированные формы образовательных процессов. И хотя это также процесс, но образование здесь осуществляется особым образом. Образовательный процесс не происходит сам по себе, а должен быть специально построен, целенаправленно ориентирован и организован.
В современном обществе образование должно принимать на себя функции развития многообразных способностей и качеств человека. Выделение типов процессов образования и вслед за этим типов образовательных процессов возможно на основе анализа способа или ситуации человеческого бытия.
Конечным результатом дошкольного образования может считаться наличие субъективной позиции ребенка в познании , определяющей внутреннюю самостоятельность и независимость, выраженную в социальной зрелости и нравственности дошкольника. Социализация — это не только опыт его вхождения в социальную среду и систему социальных связей и отношений, но также и активное воспроизводство им этой системы в своей жизнедеятельности. Социализация — это процесс и результат усвоения социального опыта как опыта совместной жизнедеятельности педагога и ребенка, опыта общения и взаимодействия друг с другом. Социализация включает способность к адекватному восприятию новых социальных требований, избирательное отношение к социальным воздействиям, сформированность личностных предпосылок для выполнения задач следующего этапа социализации, процесс активного индивидуального участия в освоении и творении социальных форм жизни.
В индивидуальной жизни человека выделяются самостоятельные процессы образования различных сторон субъективной реальности. Определенным формам жизнедеятельности человека соответствуют четыре специально организованных типа образовательных процессов — выращивание, формирование, обучение, воспитание.
Выращивание — это образовательный процесс, обеспечивающий становление жизнеспособного и жизнестойкого человека. Выращивание (или взращивание) как образовательный процесс — это решение задач взросления человека педагогическими средствами. Выращивание включает деятельность взрослых по уходу, заботе, взращиванию физически и психологически здоровых детей. Основная роль в процессе взращивания жизнеспособного человека принадлежит родителям, воспитателям детских садов. Все собственно человеческое растущий человек получает от других людей.
Формирование — это образовательный процесс создания индивидуальных способностей ребенка, овладение существующими формами мышления, сознания и самосознания. Формирование как образовательный процесс — это специально построенный процесс инкультурации — погружения в культурные формы. Корневая основа термина «формирование» — «форма»; это процесс отработки у субъекта совершенных форм познания, совершенных способов действия, видов деятельности по освоению им различных областей культуры. Формирование как образовательный процесс ориентирован на культуры приобщения, передачу-освоение образцов, эталонов и норм человеческой деятельности, типов отношений, форм сознания, мировосприятия, способов и техник мышления. В образовании процесс формирования «встраивается» в другие образовательные процессы, «доводит» до эталона культурно определенные формы выращивания, обучения, воспитания.
Обучение — это образовательный процесс передачи-освоения детьми всеобщих способов деятельности, освоения теоретических понятий и идеальных способов действия, знаний и умений. Обучение как образовательный процесс имеет специфические особенности на ступенях образования — от дошкольной до вузовской. В процессе обучения происходит (должно происходить) становление субъекта собственной учебной деятельности, что является залогом самостоятельного обретения жизненной позиции.
Воспитание — это образовательный процесс передачи-усвоения культуры общения, ценностей и норм взаимоотношений в человеческом обществе. Самостоятельность образовательного процесса воспитания заложена в самом понятии «воспитание». В нем можно «вычитать» два исходных значения или смысла. Во-первых, «воспитание» имеет смысл понятия «питания» или «напитания» воспитанников ценностями и нормами совместной человеческой жизни. В образовательном процессе воспитания происходит освоение духовно-нравственных ценностей человеческой жизни, духовное становление ребенка, становление его личности и индивидуальности. Во-вторых, «воспитание» имеет смысл восполнения отдельного человека до всеобщности человеческого рода, создания условий по превращению человека в цельного человека. Воспитание всегда ориентировано на целое, на сообщество, на построение связей и отношений между детьми и взрослыми, между воспитанниками. Основной смысл воспитания — становление в каждом воспитаннике отношения к другому человеку как к самоценности, как к цели и никогда как к средству. Становление такого отношения возможно лишь в практике многообразной совместной деятельности взрослых и детей, в многообразных формах , в которых происходит встреча ребенка со взрослым в его разных педагогических позициях и с разновозрастными сверстниками.
Педагог-профессионал является как субъектом образовательного процесса, так и субъектом педагогической деятельности. Как субъект образовательного процесса педагог выступает конструктором, организатором и участником , а так же носителем определенной личностной позиции, что предполагает свободное и сознательное самоопределение в педагогической практике, принятие ответственности за результаты образования подрастающего поколения, владение соответствующими нормами, способами и средствами для ее осуществления, для достижения целей образования и развития личности. Ценности и смыслы образования в сознании педагога должны быть актуализированы и трансформированы в цели профессиональной деятельности, реализующиеся адекватными средствами.
В настоящее время необходимо уделить внимание вопросу наглядности в обучении. Исследователи расходятся во мнениях, что означает понятие «наглядность» и всегда ли наглядность полезна. Есть представление, что наглядность прямо и непосредственно связана с чувствительностью, с наблюдаемостью предметов, явлений. Такое понимание наглядности идёт от Я.А. Коменского, который считается родоначальником принципа наглядности в обучении. Новый подход к проблеме наглядности обучения разрабатывался В.В. Давыдовым. Наглядность - показатель доступности , простоты и понятности для данного человека того психического образа, который он создаёт в процессе восприятия, памяти, мышления и воображения. Ненаглядным может быть образ реального предмета или явления, а может быть наглядным образ предмета, не существующего реально. Наглядность или ненаглядность зависит от уровня развития познавательных способностей, интересов, склонностей дошкольника. Сам по себе, непроизвольно, наглядный образ не образуется. Это результат активной мыслительной работы детей. Особую роль в создании у воспитанников наглядных образов изучаемых явлений играет учебное действие моделирования - создание модели (муляжа, макета, чертежа, схемы, графика, диаграммы, конспекта, плана и т.д.) в результате анализа, выявления в объекте главных существенных свойств.
При использовании наглядных пособий воспитателю следует учитывать два момента:
-какие действия вызовут у воспитанников предъявляемые им средства наглядности;
-какие действия должны выполнять дошкольники для сознательного овладения учебным материалом.
При соответствии друг другу наглядные пособия и средства наглядности нужны, полезны; если же такого соответствия нет, то эти пособия или не нужны, или даже вредны. Например, если при обучении счёту используются яркие картинки или игрушки, то внимание детей направлено не на процесс , а на внешние проявления, что порой отрицательно сказывается на мыслительной деятельности дошкольников.
Управление процессом усвоения знаний воспитанниками ДОУ рассматриваются благодаря условиям, обеспечивающим управление процессом усвоения действий и понятий, а также пути формирования у дошкольников различных приёмов познавательной деятельности.
В педагогической психологии актуальными проблемами являются психологическая готовность ребёнка к школьному обучению, формирование у дошкольников положительной мотивации к учению, гуманизация и демократизация обучения, преемственность в обучении и др.
В последние годы в педагогической практике появились новые актуальные проблемы образовательных процессов: сохранение психологического или личностного здоровья участников образовательного процесса; здоровьесберегающие технологии обучения; безопасность образовательной среды; личностная зрелость и компетентность субъектов образовательного процесса .
Таким образом, основной задачей педагогов ДОУ в процессе развития и воспитания дошкольников является активизация тех психофизиологических структур , которые изнутри регулируют потребности в стимулировании ценностного субъективного отношения детей к окружающему миру , открытие самого себя и своих возможностей , осознанный самостоятельный выбор.