Профессиональные компетенции педагога в сфере здоровьясбережения дошкольников
Начнём с понятия «компетенции». Что оно означает? И как толкуется? В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова понятие «компетентный» трактуется как знающий, осведомленный, авторитетный в какой-нибудь области и понятие «компетенция» – круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; круг полномочий, прав [1; с. 288].
Компетенции педагога представляют собой круг вопросов, в которых он обладает познанием и опытом.
Дошколята приходят в детский сад несмышлёными малышами. Педагог, как взрослый наставник учит их ответственному отношению к своему здоровью. Ведёт беседы о пользе утренней зарядки, о полезных и вредных продуктах, учит умываться и закаляться.
Профессиональные компетенции педагога основываются на понимании развития у дошкольников необходимых знаний, умений, навыков.
Исследователь Н.Ф.Ефремова определяет компетенции как обобщенные и глубокие
сформированные качества личности, ее способность наиболее универсально использовать и применять полученные знания умения и опыт; «…совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих субъекту находить оптимальное решение и действовать всоздавшейся ситуации, адаптируясь к реальным условиям» [3; С. 32-35].
К видам здоровьесберегающих технологий относятся:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: стретчинг, ритмопластика, аромотерапия, фитотерапия, камнетерапия, металлотерапия, смехотерапия, технологии эстетической направленности.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни: проблемноигровые ситуации, игротренинги, игротерапия, коммуникативные игры, занятия из серии «Здоровье», биологическая обратная связь (БОС).
3. Коррекционные технологии: арттерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, релаксация, технологии коррекции поведения, психогимнастика.
В.Г. Алямовская пишет о важности того, «чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие» [2].
Жизнь в современном мире для неокрепших детских организмов является стрессом. Хотелось бы конечно, чтобы прогресс цивилизации как можно позже пришёл в семью малыша. Гаджеты, компьютеры, телефоны – неотъемлемая часть жизни взрослого, но не дошколёнка, которому могут навредить многие вышеперечисленные устройства. Использовать новейшие информационные системы конечно можно, но только по необходимости и зная меру.
Мы, как педагоги-дошкольники волнуемся за своих воспитанников. Мы хотим, чтобы они были здоровы и тогда они конечно будут счастливы. Тогда в своей жизни они, достигнут высот, о которых мечтали, и значит, мы старались не зря, оберегая их и сохраняя самое большое богатство юного гражданина – здоровье.
Использованная литература:
1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка – М.: Азбуковник, 1999. – 897 с.
2. Алямовская, В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении / В.Г. Алямовская // Дошкольное образование. - 2004. - №17-24.
3. Ефремова, Н.Ф. Парадигма образования XXI века – формирование
компетенций / Н.Ф. Ефремова // Проблемы патриотического воспитания
студенческой молодежи в современных условиях: тез. докл. регион. науч.-
практ. конф. ДГТУ. – Ростов-на-Дону, 2001