Урок-презентация по химии «Аминокислоты» (10 класс)

1
0
Материал опубликован 14 February 2017 в группе

Учитель химии Бураева Хадишат Х-Б.

План урока:

Тема урока: Аминокислоты

Цель урока: систематизировать знания учащихся о кислотах, аминах; дать представление об аминокислотах, познакомить со строением, амфотерными свойствами и применением аминокислот, биологическим значением.

обучающая

- показать значение аминокислот. Рассмотреть биологическую роль аминокислот;

- научить учащихся записывать структурные формулы аминокислот, давать им названия;

- уметь доказывать химические свойства аминокислот, записывать уравнения реакций.

развивающая

- развивать умение учащихся сравнивать, обобщать, проводить аналогию между неорганическими и органическими веществами;

- продолжить развитие навыков самообразования и самооценки;

- развивать познавательный интерес учащихся, устанавливать межпредметные связи (с биологией);

- развивать практические умения учащихся;

- развивать общеучебные умения (умение работать с учебником, составлять таблицы, оформлять наблюдения в письменном виде, формулировать выводы во внутренней и внешней речи, осуществлять самоконтроль, проводить самоанализ и т.п.)

воспитывающая

- воспитывать устойчивый интерес к предмету через изучение некоторых

моментов роли аминокислот для жизнедеятельности человека;

- воспитывать интерес к здоровому образу жизни.

Оборудование: компьютер, планшет.

Дополнительные интернет-ресурсы:

Цифровые образовательные ресурсы http://school-collection.edu.ru/

Материалы i-класса “ Органическая химия - 10 класс”

Презентация

Ход урока

Организационный момент ( приветствие , проверка общего доступа, наличие обратной связи, внешнего вида и самочувствия ребенка)

Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Учитель: Эпиграфом нашего сегодняшнего урока станут слова великого английского драматурга Бернарда Шоу (слайд 1) Как ты понимаешь значение этого высказывания?:

«Единственный путь, ведущий к знанию – это

деятельность»

Бернард Шоу.

Ученик: Я думаю, это значит, что для того, чтобы узнать что-то новое, надо предпринимать какие-то действия.

Учитель: Правильно. Мы сегодня с тобой постараемся путем нашей совместной деятельности получить новые знания. Открывай свою электронную тетрадь, записывай сегодняшнее число.

Учитель: (слайд 2)
В 1820 г. французский химик Анри Браконно проводил опыты с веществами животного происхождения. В результате длительного нагревания кожи, хрящей и сухожилий с раствором серной кислоты он получил некоторое количество белых кристаллов сладкого вкуса. Как ты думаешь, какой тип реакций протекал при этом?
Ученик: Очевидно, реакции гидролиза, катализируемые сильной кислотой.
Учитель: Да, верно. Это вещество получило название гликокол, оно долгое время считалось «родственником» углеводов, пока в 1838г. голландский химик Г.Мульдер не обнаружил в его составе азот. Спустя ещё 6 лет Э.Хорсфорд установил формулу вещества..... (слайд 3)

состав этого вещества выражается следующим соотношением: 32,04% углерода, 6,67 % водорода, 42,67% кислорода и 18,62% азота. Попробуй и ты вывести формулу этого вещества

Ученик: C2H5O2N.

Учитель: Согласно ТСОВ Бутлерова составь структурную формулу этого вещества.

Ученик: NH2 - CH2 - COOH

Учитель: Назови вещество по систематической номенклатуре:

Ученик: 2-амино-этановая кислота или 2-аминоуксусная кислота.

Учитель :Сколько функциональных групп в составе этого вещества?

Ученик: Две функциональные группы

Учитель: Назови эти группы

Ученик: - NH2 – амино, - COOH-карбоксильная, кислоты

Учитель: И как мы назовем новый класс веществ?

Ученик: Аминокислоты.

Учитель: (слайд 4) Совершенно верно, вот мы с тобой и пришли к названию нашей темы, запиши ее в свою тетрадь.

III. Актуализация знаний.

В каких еще известных тебе веществах есть две ФГ?

Ученик: В углеводах.

Учитель: Постарайся теперь дать определение новому классу веществ (самостоятельно)

Используя условия задачи, выведем общую формулу аминокислот:

NH2 – CH – COOH

|

R

Исходя из общей формулы, выведи названия кислот по систематической номенклатуре. (слайд 5)

Учитель: (слайд 6) Наш организм - очень сложная система, которая работает даже  в состоянии покоя. Для нормальной жизнедеятельности человека необходима 21 аминокислота.  Организм способен самостоятельно синтезировать   12 кислот, а 9-не синтезируется.

Аминокислоты классифицируют по происхождению, в связи с чем их делят на: природные и синтетические. (слайд 7)

Природные

Их около 150, они были обнаружены в живых организмах, около 20 из них входят в состав белков. Половина этих аминокислот – незаменимые (не синтезируются в организме человека), поступают с пищей.

Синтетические

Получают кислотным гидролизом белков, либо из карбоновых кислот, воздействуя на них галогеном, а затем аммиаком.

Учитель: Исходя из общей формулы, предположим возможную классификацию аминокислот: (слайд 8)

По количеству функциональных групп :

моноаминомонокарбоновые

диаминомонокарбоновые С-С-С-С-С -СООН

׀ ׀

NH2 NH2 2, 6 – диаминогексановая кислота

моноаминодикарбоновые НООС-С-С-С-СООН

|

NH2 2-аминопентандиовая кислота

По взаимному расположению функциональных групп:

на примере аминопропановй кислоты: α - и β- кислоты

В биохимии важную роль играют только α -аминокислоты, широко распространенные в живой природе.

Учитель: Если в молекуле аминокислоты две функциональные группы, как ты думаешь, какие формы изомерии возможны? (слайд 9)

Ученик:

1. изомерия углеводородного скелета

2. положения функциональной группы

3. оптическая изомерия

Учитель: приведем примеры.

(Работа по 10, 11, 12,13 слайдам презентации)

Для аминокислот характерна оптическая изомерия , т. к. содержат асимметрические атомы углерода.

Различают D( лат. dexter -правый) -аминокислоты и L (лат.laevus-левый) -аминокислоты.

Физические и химические свойства оптических изомеров практически идентичны, но эти вещества могут существенно отличаться по своей биологической активности, совместимости с другими природными соединениями, даже по вкусу и запаху. (слайд 14)

Учитель: А скажи, какая аминокислота не имеет оптического изомера?

Ученик: Глицин.

Учитель: Почему? (слайд 15)

Ученик: Потому что вокруг атома углерода два одинаковых атома водорода, а для оптической изомерии необходимо наличие четырех разных атомов.

Учитель: совершенно верно, молодец. Линда, что еще ты можешь сказать о глицине? Ученик:Глицин - синтезируемая аминокислота. Замедляет дегенерацию мышечной ткани, т.к. является источником креатина. Он необходим для восстановления поврежденных тканей, для центральной нервной системы. Нужное количество глицина в организме обеспечивает его энергией, снижает тягу к сладостям, понижает кислотность желудочной среды, усиливает рост костной ткани. Также глицин необходим для синтеза ДНК и РНК. Глицин может быть эффективен при гиперактивности. Избыток глицина в организме вызывает чувство усталости, но адекватное количество обеспечивает организм энергией. Глицин оказывает седативное (успокаивающее), мягкое транквилизирующее (противотревожное) и слабое антидепрессивное действие, уменьшает чувство тревоги, страха. Глицин является регулятором обмена веществ, нормализует и активирует процессы защитного торможения в центральной нервной системе, уменьшает психоэмоциональное напряжение, повышает умственную работоспособность.



 

Учитель: а сейчас для закрепления твоего рассказа посмотрим рекламный ролик о глицине, который ты наверняка видел по телевизору:

"Глицин" (реклама "глицин").

Учитель: Рассмотрим физические свойства глицина - аминоуксусной кислоты:

(слайд 16)

кристаллическое

сладкое на вкус

хорошо растворимо в воде

бесцветное

другие свойства аминокислот

в зависимости от R- сладкие, безвкусные, горькие на вкус.

обладают оптической активностью.

IV. Контроль усвоения

Учитель: А теперь мы перейдем к химическим свойствам аминокислот. (слайд 17) Для того, чтобы заполнить таблицу "Химические свойства", нам необходимо вспомнить строение аминокислот.

Ученик: В состав аминокислот входят две функциональные группы: аминогруппа –NH2 и карбоксильная группа –COOH.

Аминогруппа --NH2 характеризует ОСНОВНЫЕ свойства аминокислот: взаимодействие с кислотами.

Реакции с растворами кислот:

NH2CH2COOH + HCl ---> (NH3CH2COOH)Cl

Карбоксильная группа -СООН характеризует КИСЛОТНЫЕ свойства аминокислот: взаимодействие с щелочами, оксидами металлов, активными металлами, солями)

Реакции с растворами щелочей:

NH2CH2COOH + NaOH -->NH2CH2COONa + H2O (аминоацетат натрия)

Учитель: А как называются вещества, проявляющие такие двоякие свойства?

Ученик: АМФОТЕРНЫЕ, следовательно, аминокислоты- это амфотерные вещества.

Учитель: Последняя реакция имеет важное значение для всего органического мира: образование пептидной связи. (слайд 18)

Учитель: И, наконец, как же получить аминокислоты? (слайд 19)

Ученик: промышленный метод : гидролиз белков

Лабораторный метод: уксусная кислота →хлоруксусная кислота→аминоуксусная кислота

V. Рефлексия

Учитель: Я предлагаю тебе, оценить свою деятельность на сегодняшнем уроке, продолжив фразы:

Сегодня я узнал…

Я научился…

Мне понравилось или нет

Выставление оценок.

VI.Домашнее задание: §37,
Выполнить творческое задание в программе «
MS Power Point» по теме: «Применение и биологическая функция аминокислот».

(слайд 21)

Мы начали наш урок словами Бернарда Шоу «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность» и хотелось бы завершить его изречением Л.Н.Толстого: «Правильный путь таков: усвой все, что сделал сегодня, и иди дальше».

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.