Урок-презентация по химии «Аминокислоты» (10 класс)
Учитель химии Бураева Хадишат Х-Б.
План урока:
Тема урока: Аминокислоты
Цель урока: систематизировать знания учащихся о кислотах, аминах; дать представление об аминокислотах, познакомить со строением, амфотерными свойствами и применением аминокислот, биологическим значением.
обучающая
- показать значение аминокислот. Рассмотреть биологическую роль аминокислот;
- научить учащихся записывать структурные формулы аминокислот, давать им названия;
- уметь доказывать химические свойства аминокислот, записывать уравнения реакций.
развивающая
- развивать умение учащихся сравнивать, обобщать, проводить аналогию между неорганическими и органическими веществами;
- продолжить развитие навыков самообразования и самооценки;
- развивать познавательный интерес учащихся, устанавливать межпредметные связи (с биологией);
- развивать практические умения учащихся;
- развивать общеучебные умения (умение работать с учебником, составлять таблицы, оформлять наблюдения в письменном виде, формулировать выводы во внутренней и внешней речи, осуществлять самоконтроль, проводить самоанализ и т.п.)
воспитывающая
- воспитывать устойчивый интерес к предмету через изучение некоторых
моментов роли аминокислот для жизнедеятельности человека;
- воспитывать интерес к здоровому образу жизни.
Оборудование: компьютер, планшет.
Дополнительные интернет-ресурсы:
Цифровые образовательные ресурсы http://school-collection.edu.ru/
Материалы i-класса “ Органическая химия - 10 класс”
Презентация
Ход урока
Организационный момент ( приветствие , проверка общего доступа, наличие обратной связи, внешнего вида и самочувствия ребенка)
Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
Учитель: Эпиграфом нашего сегодняшнего урока станут слова великого английского драматурга Бернарда Шоу (слайд 1) Как ты понимаешь значение этого высказывания?:
«Единственный путь, ведущий к знанию – это
деятельность»
Бернард Шоу.
Ученик: Я думаю, это значит, что для того, чтобы узнать что-то новое, надо предпринимать какие-то действия.
Учитель: Правильно. Мы сегодня с тобой постараемся путем нашей совместной деятельности получить новые знания. Открывай свою электронную тетрадь, записывай сегодняшнее число.
Учитель: (слайд 2)
В 1820 г. французский химик Анри Браконно проводил опыты с веществами животного происхождения. В результате длительного нагревания кожи, хрящей и сухожилий с раствором серной кислоты он получил некоторое количество белых кристаллов сладкого вкуса. Как ты думаешь, какой тип реакций протекал при этом?
Ученик: Очевидно, реакции гидролиза, катализируемые сильной кислотой.
Учитель: Да, верно. Это вещество получило название гликокол, оно долгое время считалось «родственником» углеводов, пока в 1838г. голландский химик Г.Мульдер не обнаружил в его составе азот. Спустя ещё 6 лет Э.Хорсфорд установил формулу вещества..... (слайд 3)
состав этого вещества выражается следующим соотношением: 32,04% углерода, 6,67 % водорода, 42,67% кислорода и 18,62% азота. Попробуй и ты вывести формулу этого вещества
Ученик: C2H5O2N.
Учитель: Согласно ТСОВ Бутлерова составь структурную формулу этого вещества.
Ученик: NH2 - CH2 - COOH
Учитель: Назови вещество по систематической номенклатуре:
Ученик: 2-амино-этановая кислота или 2-аминоуксусная кислота.
Учитель :Сколько функциональных групп в составе этого вещества?
Ученик: Две функциональные группы
Учитель: Назови эти группы
Ученик: - NH2 – амино, - COOH-карбоксильная, кислоты
Учитель: И как мы назовем новый класс веществ?
Ученик: Аминокислоты.
Учитель: (слайд 4) Совершенно верно, вот мы с тобой и пришли к названию нашей темы, запиши ее в свою тетрадь.
III. Актуализация знаний.
В каких еще известных тебе веществах есть две ФГ?
Ученик: В углеводах.
Учитель: Постарайся теперь дать определение новому классу веществ (самостоятельно)
Используя условия задачи, выведем общую формулу аминокислот:
NH2 – CH – COOH
|
R
Исходя из общей формулы, выведи названия кислот по систематической номенклатуре. (слайд 5)
Учитель: (слайд 6) Наш организм - очень сложная система, которая работает даже в состоянии покоя. Для нормальной жизнедеятельности человека необходима 21 аминокислота. Организм способен самостоятельно синтезировать 12 кислот, а 9-не синтезируется.
Аминокислоты классифицируют по происхождению, в связи с чем их делят на: природные и синтетические. (слайд 7)
Природные
Их около 150, они были обнаружены в живых организмах, около 20 из них входят в состав белков. Половина этих аминокислот – незаменимые (не синтезируются в организме человека), поступают с пищей.
Синтетические
Получают кислотным гидролизом белков, либо из карбоновых кислот, воздействуя на них галогеном, а затем аммиаком.
Учитель: Исходя из общей формулы, предположим возможную классификацию аминокислот: (слайд 8)
По количеству функциональных групп :
моноаминомонокарбоновые
диаминомонокарбоновые С-С-С-С-С -СООН
׀ ׀
NH2 NH2 2, 6 – диаминогексановая кислота
моноаминодикарбоновые НООС-С-С-С-СООН
|
NH2 2-аминопентандиовая кислота
По взаимному расположению функциональных групп:
на примере аминопропановй кислоты: α - и β- кислоты
В биохимии важную роль играют только α -аминокислоты, широко распространенные в живой природе.
Учитель: Если в молекуле аминокислоты две функциональные группы, как ты думаешь, какие формы изомерии возможны? (слайд 9)
Ученик:
1. изомерия углеводородного скелета
2. положения функциональной группы
3. оптическая изомерия
Учитель: приведем примеры.
(Работа по 10, 11, 12,13 слайдам презентации)
Для аминокислот характерна оптическая изомерия , т. к. содержат асимметрические атомы углерода.
Различают D( лат. dexter -правый) -аминокислоты и L (лат.laevus-левый) -аминокислоты.
Физические и химические свойства оптических изомеров практически идентичны, но эти вещества могут существенно отличаться по своей биологической активности, совместимости с другими природными соединениями, даже по вкусу и запаху. (слайд 14)
Учитель: А скажи, какая аминокислота не имеет оптического изомера?
Ученик: Глицин.
Учитель: Почему? (слайд 15)
Ученик: Потому что вокруг атома углерода два одинаковых атома водорода, а для оптической изомерии необходимо наличие четырех разных атомов.
Учитель: совершенно верно, молодец. Линда, что еще ты можешь сказать о глицине? Ученик:Глицин - синтезируемая аминокислота. Замедляет дегенерацию мышечной ткани, т.к. является источником креатина. Он необходим для восстановления поврежденных тканей, для центральной нервной системы. Нужное количество глицина в организме обеспечивает его энергией, снижает тягу к сладостям, понижает кислотность желудочной среды, усиливает рост костной ткани. Также глицин необходим для синтеза ДНК и РНК. Глицин может быть эффективен при гиперактивности. Избыток глицина в организме вызывает чувство усталости, но адекватное количество обеспечивает организм энергией. Глицин оказывает седативное (успокаивающее), мягкое транквилизирующее (противотревожное) и слабое антидепрессивное действие, уменьшает чувство тревоги, страха. Глицин является регулятором обмена веществ, нормализует и активирует процессы защитного торможения в центральной нервной системе, уменьшает психоэмоциональное напряжение, повышает умственную работоспособность.
Учитель: а сейчас для закрепления твоего рассказа посмотрим рекламный ролик о глицине, который ты наверняка видел по телевизору:
"Глицин" (реклама "глицин").
Учитель: Рассмотрим физические свойства глицина - аминоуксусной кислоты:
(слайд 16)
кристаллическое
сладкое на вкус
хорошо растворимо в воде
бесцветное
другие свойства аминокислот
в зависимости от R- сладкие, безвкусные, горькие на вкус.
обладают оптической активностью.
IV. Контроль усвоения
Учитель: А теперь мы перейдем к химическим свойствам аминокислот. (слайд 17) Для того, чтобы заполнить таблицу "Химические свойства", нам необходимо вспомнить строение аминокислот.
Ученик: В состав аминокислот входят две функциональные группы: аминогруппа –NH2 и карбоксильная группа –COOH.
Аминогруппа --NH2 характеризует ОСНОВНЫЕ свойства аминокислот: взаимодействие с кислотами.
Реакции с растворами кислот:
NH2CH2COOH + HCl ---> (NH3CH2COOH)Cl
Карбоксильная группа -СООН характеризует КИСЛОТНЫЕ свойства аминокислот: взаимодействие с щелочами, оксидами металлов, активными металлами, солями)
Реакции с растворами щелочей:
NH2CH2COOH + NaOH -->NH2CH2COONa + H2O (аминоацетат натрия)
Учитель: А как называются вещества, проявляющие такие двоякие свойства?
Ученик: АМФОТЕРНЫЕ, следовательно, аминокислоты- это амфотерные вещества.
Учитель: Последняя реакция имеет важное значение для всего органического мира: образование пептидной связи. (слайд 18)
Учитель: И, наконец, как же получить аминокислоты? (слайд 19)
Ученик: промышленный метод : гидролиз белков
Лабораторный метод: уксусная кислота →хлоруксусная кислота→аминоуксусная кислота
V. Рефлексия
Учитель: Я предлагаю тебе, оценить свою деятельность на сегодняшнем уроке, продолжив фразы:
Сегодня я узнал…
Я научился…
Мне понравилось или нет
Выставление оценок.
VI.Домашнее задание: §37,
Выполнить творческое задание в программе «MS Power Point» по теме: «Применение и биологическая функция аминокислот».
(слайд 21)
Мы начали наш урок словами Бернарда Шоу «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность» и хотелось бы завершить его изречением Л.Н.Толстого: «Правильный путь таков: усвой все, что сделал сегодня, и иди дальше».