Аналитическая справка по итогам психолого-педагогической диагностики
Аналитическая справка по результатам психолого-педагогической диагностики за 2017-2020 учебные годы.
В период с 01.09.2017г. по 30.05.2020г, с целью индивидуализации образования, оценки эффективности и оптимизации коррекционно-логопедической работы с детьми с ОВЗ, в группах была проведен мониторинг коммуникативного развития воспитанников.
Цель: проанализировать процесс формирования коммуникативных навыков и компетенций у детей на основе динамики сенсомоторных интегративных качеств воспитанников в ходе коррекционно-логопедической работы.
Задачи:
- изучение сформированности коммуникативных навыков воспитанников групп;
- оценка эффективности проведённой коррекционно-логопедической работы с включением системы сенсомоторных игр и упражнений;
- проектирование коррекционной работы на основе результатов мониторинга.
Предполагаемый результат мониторинга: повышение эффективности коррекционно-педагогической процесса.
Объект мониторинга: сенсомоторные интегративные и коммуникативно-личностные качества детей.
Предмет исследования: навыки и компетенции детей.
Мониторинг проводился мною, воспитателями комбинированной и компенсирующей группы, психологом, музыкальным работником. Мониторинг проводился два раза в год: сентябрь - октябрь и май учебного года.
Методы мониторинга: наблюдение педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе образовательной деятельности, наблюдения и анкетирование родителей по заданию педагогов, анализ продуктов детской деятельности, диагностические игровые задания, беседы, ситуации, статистическая обработка данных.
Коррекционная работа с детьми велась на основе Рабочей программы учителя-логопеда, АООП. Вводная и итоговая диагностики проводились педагогами группы на основе диагностических таблиц, разработанных авторами программы.
В работе с детьми использовались следующие технологии:
- здоровьесберегающие;
- проектной деятельности;
- поисковой, исследовательской деятельности;
- ИКТ;
- личностно-ориентированные;
- игровые.
Характеристика детей за анализируемый период:
2017/2018 (средняя группа) | 2018/2019 (старшая группа) | 2019/2020 (подготовительная группа) |
Дети групп комбинированной и компенсирующей направленности 30детей с ОВЗ (ССНР, ОНР I, II), возраст 4-5 лет | Дети групп комбинированной и компенсирующей направленности 30детей с ОВЗ (ССНР, ОНР I, II), возраст 5-6 лет | Дети групп комбинированной и компенсирующей направленности 30детей с ОВЗ (ССНР, ОНР I, II), возраст 6-7 лет |
В ходе мониторинга оценивался базовый уровень развития пяти интегративных качеств дошкольника:
- моторное развитие;
- сформированность мотивационно-потребностного компонента коммуникации (любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость);
- владение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- способность управлять своим поведением и планировать действия;
- способность решать сенсорные исследовательские задачи и давать адаптивный ответ (обоснованный и целенаправленный отклик на ощущения).
Использовались общепринятые критерии развития поведения, деятельности и отклика ребёнка на данном возрастном этапе, относящиеся к каждому интегративному качеству по 4 уровням сформированности (развития): низший (отсутствие), низкий, средний и высокий.
Моторная сфера: низший уровень (0) – движения не выполняет; низкий уровень (1) – выполняет неточно, нескоординировано, испытывает трудности при переключении, длительный поиск позы, неполный объём движения, отклонения, синкинезии, гиперкинезы; средний уровень (2) – выполняет в замедленном темпе, небольшие трудности при переключении; высокий уровень (3) – все движения доступны, объём близок к норме, тонус, темп и переключаемость практически без нарушений.
Сформированность мотивационно-потребностного компонента коммуникации: низший уровень (0) – в контакт не вступает, пассивный, вялый, инертный или агрессивный; низкий уровень (1) – контакт формальный, вступает с трудом, эмоциональная возбудимость, раздражительность, лабильность; средний уровень (2) – контакт избирательный, но стабильный; высокий уровень (3) – устанавливает контакт, активный, бодрый, эмоционально стабилен.
Владение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками: низший уровень (0) – общение слабо выражено, реализуется посредством движений тела в сочетании с невыразительной улыбкой, криком, практически не использует жесты и мимику; низкий уровень (1) – общение посредством движений тела, головы, улыбки, дифференцированного голоса, мимики, выразительного взгляда, показывает объекты на расстоянии, показывает жестом или прикосновением желаемое; средний уровень (2) – общение посредством аморфных слов-корней, использование мимики и жестов; высокий уровень (3) – вербальные средства общения, использование сложной мимики и жестов.
Способность управлять своим поведением и планировать действия: низший уровень (0) – плохо сосредотачивается, с трудом удерживает внимание, стабильные некорригируемые трудности поведения, безразличен к результатам коррекции; низкий уровень (1) – внимание неустойчивое, поверхностное, быстро истощается, несколько многократно возникающих ситуаций поведения, которые ребёнок может исправить, после указания на них; средний уровень (2) – внимание достаточно устойчивое, выявленный единичный поведенческий симптом носит устойчивый, самостоятельно не исправляемый характер или симптомы слабо выражены и поддаются самостоятельной коррекции, старается исправить допущенные ошибки после указания на них; высокий уровень (3) – длительность сосредоточения и переключения внимания по возрасту, полностью контролирует своё поведение в ситуации обследования и вне её, проявляет отчётливую заинтересованность в оценках взрослого, адекватно относиться к ошибкам, старается исправить самостоятельно.
Способность решать сенсорные исследовательские задачи и давать адаптивный ответ: низший уровень (0) – некорригируемые ошибки узнавания и восприятия, ошибки более чем в половине проб, ответ не сформирован; низкий уровень (1) – симптомы фрагментарности восприятия, псевдоагнозии, множественные ошибки даже при стимуляции внимания, многочисленные пере- и недооценки с частичной коррекцией, быстрое забывание образца. Низкое внимание к речевым стимулам. Адаптивный ответ носит нестабильный характер; средний уровень (2) – правильное узнавание при стимуляции внимания, импульсивные ошибки, возможно только после множественных подсказок, низкое тактильное и акустическое внимание, ответ сформирован, нуждается в закреплении; высокий уровень (3) – безошибочное определение и подбор, единичные ошибки ориентации исправляются самостоятельно. Адаптивный ответ полностью сформирован.
Входной мониторинг (средний возраст)
Уровни | Интегративные качества | ||||
Моторная сфера | Мотивационно-потребностный компонент | Владение средствами общения и способами взаимодействия | Управление поведением и планирование действий | Решение сенсорных задач, адаптивный ответ | |
Высокий | - | 5 | 3 | - | - |
Средний | 3 | 10 | 6 | - | - |
Низкий | 16 | 11 | 12 | 18 | 17 |
Низший | 11 | 4 | 9 | 12 | 13 |
Мониторинг 1-го года обучения 2017/2018 (средний возраст)
Уровни | Интегративные качества | ||||
Моторная сфера | Мотивационно-потребностный компонент | Владение средствами общения и способами взаимодействия | Управление поведением и планирование действий | Решение сенсорных задач, адаптивный ответ | |
Высокий | - | 11 | 6 | - | - |
Средний | 11 | 16 | 15 | 6 | 8 |
Низкий | 19 | 3 | 9 | 15 | 13 |
Низший | - | - | - | 9 | 9 |
Мониторинг 2-го года обучения 2018/2019 (старший возраст)
Уровни | Интегративные качества | ||||
Моторная сфера | Мотивационно-потребностный компонент | Владение средствами общения и способами взаимодействия | Управление поведением и планирование действий | Решение сенсорных задач, адаптивный ответ | |
Высокий | 8 | 24 | 29 | 8 | 9 |
Средний | 17 | 6 | 1 | 15 | 15 |
Низкий | 3 | - | - | 7 | 6 |
Низший | - | - | - | - | - |
Мониторинг 3-го года обучения 2019/2020 (подготовительный возраст)
Уровни | Интегративные качества | ||||
Моторная сфера | Мотивационно-потребностный компонент | Владение средствами общения и способами взаимодействия | Управление поведением и планирование действий | Решение сенсорных задач, адаптивный ответ | |
Высокий | 15 | 27 | 29 | 25 | 27 |
Средний | 15 | 3 | 1 | 5 | 3 |
Низкий | - | - | - | - | - |
Низший | - | - | - | - | - |
Сравнительный анализ мониторинга показал, что воспитанники демонстрируют положительную динамику по всем интегративным качествам.
В плане моторного развития: если на момент набора высокого уровня сформированности не было вообще. То за три года обучения половина детей имеют высокий уровень и вторая половина средний уровень развития. Что очень хорошо для детей с различными нарушениями (не только артикуляционного праксиса).
Любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость детей носила непостоянный характер. В среднем дети не стремились к взаимодействию, занятиям и совместным играм. Часть детей со значительной задержкой достаточно негативно относилась к различным попыткам эмоционального контакта. К концу обучения все дети нашли для себя что-то привлекательное, некий мотиватор для занятий. Не все могут и хотят работать вместе и в одном темпе, но любимое занятие появилось у каждого. Как и возможность выразить себя.
Владение средствами общения и способы взаимодействия со взрослыми и сверстниками приобрели вербальный характер (97%). Конечно, речь детей нуждается в дальнейшей работе. И дети с нарушениями интеллекта, алалией и аутистичным спектром будут обучаться по адаптированным программам. Но все могут выразить свои мысли и потребности пусть простой фразой. В данной группе не оказалось детей, которым необходимо применение средств альтернативной коммуникации.
Управление собственным поведением и функция планирования являются «вершиной айсберга» в нарушении сенсорной интеграции. Разбалансированный ребёнок не может простроить план, понять последствия своих поступков. Он долгое время нуждается во внешнем контроле. Тем ни менее коррекционная работа показала, что даже детей с системными нарушениями можно научить планировать и приучить к соблюдению элементарных социальных норм.
Способность решать сенсорные исследовательские задачи и давать адаптивный ответ основная линия развития коммуникативных компетенций. Так как именно в ходе опытов, игр и исследований, основанных на базовых функциях организма, формируется адаптивный ответ головного мозга, центральной нервной системы. Увеличение количества нейронных связей, проводимость импульсов способствует расширению возможностей ребёнка и следовательно его успешной социализации и адаптации в мире. Решив задачи более низкого уровня (уровни движения А, В, С), мы переходим к возможностям общения, адекватного общения в рамках ситуации.
Сравнительный анализ динамики
в ысокий уровень
с редний уровень
н изкий уровень
н изший уровень
Причины положительной динамики:
- система психомоторных и кинезиологических упражнений позволила отработать через движение дисфункции мозга, ритмизировать в целом организм детей, научить планировать как физические, так и умственные действия (в соответствии с доступным уровнем развития);
- игры, опыты и задачи на сенсорные эталоны позволили отработать дефицит информации органов чувств и активизировать соответствующие участки коры головного мозга и их интеграцию, выработать адаптивный ответ, сформировать новые нейронные связи;
- в процессе социально-коммуникативного развития большое внимание было уделено мотивации и потребностям детей с ОВЗ идти на контакт, коммуникации, эмпатии и сотрудничеству. Формированию вербальных средств общения и позитивному взаимодействию со сверстниками и взрослыми;
- большое значение в эффективности коррекционно-логопедической работы сыграла организованная сенсорная среда в группах при участии, как педагогов, так и родителей воспитанников. Процесс вовлечения продолжался и в домашних условиях.
Таким образом, сравнительный анализ показал стабильные положительные результаты и положительную динамику в формировании и развитии коммуникативных навыков и в целом социального взаимодействия. Добиться данных результатов удалось благодаря совмещению в работе индивидуальных потребностей ребёнка и социализации его в группе, созданию развивающей предметной среды, применения деятельностного подхода, использования современных технологий и методов развивающего обучения.
Кияйкина Наталья Федоровна