Аналитический материал по работе с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации
Аналитический материал по работе с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации.
Пестрикова Надежда Валерьевна
Педагог-психолог
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №7«Созвездие» города Чебоксары Чувашской Республики
e-mail:kirka9999@mail.ru
Аннотация. Данная статья посвящена особенностям работы с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, принципам и направлениям работы социальных служб, ведущих патронажную деятельность в данных семьях.
Ключевые слова: семья, трудная жизненная ситуация, типология трудных жизненных ситуаций, социальная поддержка.
Современный мир крайне нестабилен и полон перемен. Взрослые люди подчас впадают в состояние стресса в условиях неустойчивого экономического положения, роста преступности, необходимости волноваться о том, что будет завтра. Это, конечно, не может не отразиться на детях.
Детское восприятие сильно отличается от взрослого. Порой сущий пустяк может превратиться в настоящую трагедию, сильно расстроить и травмировать маленького человека. В результате малыш попадает в сложную ситуацию, и взрослым важно понимать, как можно помочь ему пережить боль, с которой ребенку приходится сталкиваться в силу различных жизненных обстоятельств.
Многие семьи в силу тех или иных причин испытывают настоятельную необходимость в помощи и поддержке. Особо проблемная категория – семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.
Во все времена существуют семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении. Причин тому множество: изменение социально-экономического положения населения, снижение материального уровня жизни, утрата нравственных и семейных устоев и т.д. На фоне этого разрушается психологический микросоциум семьи, изменяются отношения родителей к детям, ослабевает воспитательная функция. Зачастую семьи (особенно, в которых ситуация повторяется из поколения в поколение) оказываются психологически не готовы к самостоятельному решению своих проблем и нуждаются в услугах специализированных учреждений.
Семьи, оказавшиеся в СОП и ТЖС, обладают разным потенциалом решения проблем, возникших в семье. Одной группе семей достаточно указать на проблему и определить пути ее решения. Другая группа семей обладает скудными моральными, интеллектуальными и финансовыми ресурсами, необходимыми для выхода из ситуации. Таким семьям необходимо длительное психолого-социальное, социальное, юридическое сопровождение, контроль за ситуацией в семье. Работа с такими семьями затратна по времени, так как эта ситуация складывалась в течение не одного года.
В Федеральном законе Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации» от 24 июля 1998 года № 124-Ф3, ст. 1 (в ред. От 30 июня 2007 г.) сформулированы типичные трудные жизненные ситуации для ребенка, при которых государство берет на себя обязательства оказать ему необходимую помощь.
Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Это — дети:
- оставшиеся без попечения родителей;
- дети-инвалиды;
- дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии;
- дети — жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;
- дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
- дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;
- дети — жертвы насилия;
- дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;
- дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях;
- дети, проживающие в малоимущих семьях;
- дети с отклонениями в поведении;
-дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
Попасть в трудную жизненную ситуацию может каждый человек, т. к. источниками риска могут быть:
искусственная среда обитания (экологические аспекты);
внутренняя среда (гигиенические и соматические заболевания);
естественная среда (несчастные случаи при землетрясениях, наводнениях; ураганах);
профессиональная среда (профессиональнее заболевания, несчастные случаи на производстве);
непрофессиональная среда (любительская деятельность в местах повышенного риска — горы, пещеры и т. д.; активный спорт);
социальная среда (употребление алкоголя, наркотиков, др. психоактивных веществ, суициды и т. п.).
Цель деятельности педагога-психолога и педагогического коллектива-
снижение количества детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Задачи
- скоординировать действия с администрацией и педагогическим коллективом, с одной стороны, и с воспитанниками, родителями, общественными структурами — с другой;
- ранее выявление детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и экстренная помощь;
- усилить работу по правовой грамотности;
- пропаганда здорового образа жизни.
Всю работу я разделила по блокам:
I блок «Ознакомительный»
Сбор данных и знакомство с семьями начинается со сбора данных об этих семьях и заполнения следующих документов:
«Сведения о родителях» (Общие данные, заполняют воспитатели со слов родителей при поступлении в ДОУ, корректируются постоянно)
«Социальный паспорт семьи» (Углубленные сведения, заполняют воспитатели совместно с родителями, корректируются по мере необходимости в случае изменений);
«Социальный паспорт группы» (заполняют воспитатели на основании изучения СПС, наблюдения за родителями и детьми, совместно со специалистами ДОО). Он содержит сведения о семьях благополучных и семьях «группы риска» группы.
На основании этих данных педагог-психолог составляет «Социальный паспорт ДОУ»
II блок «Информационный»
На этом этапе педагог-психолог систематизирует сведения о семьях группы "риска" в "Социальном песпорте ДОО", составляя списки семей по категориям обусловленности:
многодетные семьи
неполные семьи
малообеспеченные семьи
семьи с опекаемыми детьми и приемные семьи
семьи с детьми – инвалидами
неблагополучные семьи
Собранные сведения являются начальным этапом по выявлению семейного неблагополучия на ранних этапах кризиса. Основанием для диагностической работы и последующих действий по работе с семьей и оказанию помощи ребенку является не его жизнь в семье той или иной категории, а сигнал, поступающий в ходе общения с семьей педагогами и специалистами ДОО, от общественных организаций, учреждений образования или здравоохранения или от частных лиц, наблюдающих конкретного ребенка в его реальной жизни. Например, воспитательница детского сада или медсестра может заметить синяки у малыша. Соседи могут стать свидетелями запугивания или плохого обращения с ребенком.
Воспитатель и педагог-психолог в случаях с детьми дошкольного возраста должны стать той самой «начальной инстанцией», куда поступает подобный сигнал. Они, по своему статусу и профессиональному положению, должны обладать не только необходимыми адресами и телефонами, а так же правовыми документами, позволяющими им передать «сигнал» дальше — в те инстанции, которые способны вмешаться в судьбу ребенка и его семьи. Если педагог участвует в отработке путей, по которым движется сигнал о плохом обращении с ребенком, если он умело и своевременно взаимодействует с различными организациями, отвечающими за работу с неблагополучными семьями, он вносит личный вклад в инновационный процесс по развитию индивидуального подхода при организации социальной работы.
III блок «Практический»
Сейчас этим занимается педагог-психолог (как ответственное лицо с возложенными заведующим на него обязанностями). Воспитатель в данном случае участвует в сборе документации, проводит диагностическую, профилактическую и коррекционную работу с родителями и ребенком и является посредником между психологом и родителями.
К «Сведениям о семьях с опекаемыми и приемными детьми» мы прилагаем копии документов, подтверждающих отнесение семей к этой категории: постановление администрации, состав семьи, справку о регистрации, а так же в случае необходимости сопутствующие документы по изучению благополучности семьи: акты посещения семей, характеристики на детей и т.д.
К «Сведениям о семьях с детьми-инвалидами» - копию справки об инвалидности, копию удостоверения и так же в случае необходимости сопутствующие документы по изучению благополучности семьи: акты посещения семей, характеристики на детей и т.д.
Для подтверждения сведений необходимо прилагать (у нас они хранятся в личных делах у заведующего):
к «Сведениям о многодетных семьях» - справки о составе семей и т.д.
к «Сведениям о малообеспеченных семьях» необходимо представлять справку о постановке на учет в органах соц. защиты.
к «Сведениям о неполных семьях» - свидетельства о рождении, разводе родителей или другие подтверждающие копии документов.
По каждой категории в ДОУ заводятся папки, это удобно. В них отражается работа, проведенная с семьями и это позволяет не только контролировать действия педагогов вышестоящим начальством, но и проводить самоконтроль.
Сведения обновляются 2 раза в учебном году: в начале учебного года (в октябре) и в середине учебного года (январе). А отчеты о проделанной работе прикладываются по мере их составления. Отдельный пакет документов ведется с «неблагополучными» семьями. На каждую семью заводится папка.
Список литературы:
1. Адресный социальный патронаж семьи и детей: Научно-методическое пособие/под ред. Л.С. Алексеевой. – М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2000.
2. Канкин В.Г. Неблагополучная семья в социальном контексте современной России: Дис. ... канд. социол. наук. Краснодар. 2005. 137 с.
3. Методы и технологии работы с семьей: практики разрешения семейных проблем / под науч. ред. Е. В. Куфтяк. – Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2010.
4. Олифиренко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально- педагогическая поддержка детей группы риска. – М. : Академия, 2004.
5. Российский статистический ежегодник //http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1135087342078, дата обращения 21.02.2016.
6. Склюева Т.А. Социальные технологии: работа с семьей, находящейся в социально опасном положении / Под ред. Н.П. Федоровой, Н.М. Малаховой. - Тюмень: ГУСО «Областной центр социальной помощи семье и детям», 2004.
7.Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 28.11.2015) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".