Аналитический материал по работе с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации

0
0
Материал опубликован 17 February 2023

Аналитический материал по работе с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации.

Пестрикова Надежда Валерьевна

Педагог-психолог

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №7«Созвездие» города Чебоксары Чувашской Республики

e-mail:kirka9999@mail.ru

Аннотация. Данная статья посвящена особенностям работы с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, принципам и направлениям работы социальных служб, ведущих патронажную деятельность в данных семьях.

Ключевые слова: семья, трудная жизненная ситуация, типология трудных жизненных ситуаций, социальная поддержка.

Современный мир крайне нестабилен и полон перемен. Взрослые люди подчас впадают в состояние стресса в условиях неустойчивого экономического положения, роста преступности, необходимости волноваться о том, что будет завтра. Это, конечно, не может не отразиться на детях.

Детское восприятие сильно отличается от взрослого. Порой сущий пустяк может превратиться в настоящую трагедию, сильно расстроить и травмировать маленького человека. В результате малыш попадает в сложную ситуацию, и взрослым важно понимать, как можно помочь ему пережить боль, с которой ребенку приходится сталкиваться в силу различных жизненных обстоятельств.

Многие семьи в силу тех или иных причин испытывают настоятельную необходимость в помощи и поддержке. Особо проблемная категория – семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.

Во все времена существуют семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении. Причин тому множество: изменение социально-экономического положения населения, снижение материального уровня жизни, утрата нравственных и семейных устоев и т.д. На фоне этого разрушается психологический микросоциум семьи, изменяются отношения родителей к детям, ослабевает воспитательная функция. Зачастую семьи (особенно, в которых ситуация повторяется из поколения в поколение) оказываются психологически не готовы к самостоятельному решению своих проблем и нуждаются в услугах специализированных учреждений.

Семьи, оказавшиеся в СОП и ТЖС, обладают разным потенциалом решения проблем, возникших в семье. Одной группе семей достаточно указать на проблему и определить пути ее решения. Другая группа семей обладает скудными моральными, интеллектуальными и финансовыми ресурсами, необходимыми для выхода из ситуации. Таким семьям необходимо длительное психолого-социальное, социальное, юридическое сопровождение, контроль за ситуацией в семье. Работа с такими семьями затратна по времени, так как эта ситуация складывалась в течение не одного года.

В Федеральном законе Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации» от 24 июля 1998 года № 124-Ф3, ст. 1 (в ред. От 30 июня 2007 г.) сформулированы типичные трудные жизненные ситуации для ребенка, при которых государство берет на себя обязательства оказать ему необходимую помощь.

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Это — дети:

- оставшиеся без попечения родителей;

- дети-инвалиды;

- дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии;

- дети — жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;

- дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;

- дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;

- дети — жертвы насилия;

- дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;

- дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях;

- дети, проживающие в малоимущих семьях;

- дети с отклонениями в поведении;

-дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Попасть в трудную жизненную ситуацию может каждый человек, т. к. источниками риска могут быть:

искусственная среда обитания (экологические аспекты);

внутренняя среда (гигиенические и соматические заболевания);

естественная среда (несчастные случаи при землетрясениях, наводнениях; ураганах);

профессиональная среда (профессиональнее заболевания, несчастные случаи на производстве);

непрофессиональная среда (любительская деятельность в местах повышенного риска — горы, пещеры и т. д.; активный спорт);

социальная среда (употребление алкоголя, наркотиков, др. психоактивных веществ, суициды и т. п.).

Цель деятельности педагога-психолога и педагогического коллектива-

снижение количества детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Задачи

- скоординировать действия с администрацией и педагогическим коллективом, с одной стороны, и с воспитанниками, родителями, общественными структурами — с другой;

- ранее выявление детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и экстренная помощь;

- усилить работу по правовой грамотности;

- пропаганда здорового образа жизни.

Всю работу я разделила по блокам:

I блок «Ознакомительный»

Сбор данных и знакомство с семьями начинается со сбора данных об этих семьях и заполнения следующих документов:

«Сведения о родителях» (Общие данные, заполняют воспитатели со слов родителей при поступлении в ДОУ, корректируются постоянно)

«Социальный паспорт семьи» (Углубленные сведения, заполняют воспитатели совместно с родителями, корректируются по мере необходимости в случае изменений);

«Социальный паспорт группы» (заполняют воспитатели на основании изучения СПС, наблюдения за родителями и детьми, совместно со специалистами ДОО). Он содержит сведения о семьях благополучных и семьях «группы риска» группы.

На основании этих данных педагог-психолог составляет «Социальный паспорт ДОУ»

II блок «Информационный»

На этом этапе педагог-психолог систематизирует сведения о семьях группы "риска" в "Социальном песпорте ДОО", составляя списки семей по категориям обусловленности:

многодетные семьи

неполные семьи

малообеспеченные семьи

семьи с опекаемыми детьми и приемные семьи

семьи с детьми – инвалидами

неблагополучные семьи

Собранные сведения являются начальным этапом по выявлению семейного неблагополучия на ранних этапах кризиса. Основанием для диагностической работы и последующих действий по работе с семьей и оказанию помощи ребенку является не его жизнь в семье той или иной категории, а сигнал, поступающий в ходе общения с семьей педагогами и специалистами ДОО, от общественных организаций, учреждений образования или здравоохранения или от частных лиц, наблюдающих конкретного ребенка в его реальной жизни. Например, воспитательница детского сада или медсестра может заметить синяки у малыша. Соседи могут стать свидетелями запугивания или плохого обращения с ребенком.

Воспитатель и педагог-психолог в случаях с детьми дошкольного возраста должны стать той самой «начальной инстанцией», куда поступает подобный сигнал. Они, по своему статусу и профессиональному положению, должны обладать не только необходимыми адресами и телефонами, а так же правовыми документами, позволяющими им передать «сигнал» дальше — в те инстанции, которые способны вмешаться в судьбу ребенка и его семьи. Если педагог участвует в отработке путей, по которым движется сигнал о плохом обращении с ребенком, если он умело и своевременно взаимодействует с различными организациями, отвечающими за работу с неблагополучными семьями, он вносит личный вклад в инновационный процесс по развитию индивидуального подхода при организации социальной работы.

III блок «Практический»

Сейчас этим занимается педагог-психолог (как ответственное лицо с возложенными заведующим на него обязанностями). Воспитатель в данном случае участвует в сборе документации, проводит диагностическую, профилактическую и коррекционную работу с родителями и ребенком и является посредником между психологом и родителями.

К «Сведениям о семьях с опекаемыми и приемными детьми» мы прилагаем копии документов, подтверждающих отнесение семей к этой категории: постановление администрации, состав семьи, справку о регистрации, а так же в случае необходимости сопутствующие документы по изучению благополучности семьи: акты посещения семей, характеристики на детей и т.д.

К «Сведениям о семьях с детьми-инвалидами» - копию справки об инвалидности, копию удостоверения и так же в случае необходимости сопутствующие документы по изучению благополучности семьи: акты посещения семей, характеристики на детей и т.д.

Для подтверждения сведений необходимо прилагать (у нас они хранятся в личных делах у заведующего):

к «Сведениям о многодетных семьях» - справки о составе семей и т.д.

к «Сведениям о малообеспеченных семьях» необходимо представлять справку о постановке на учет в органах соц. защиты.

к «Сведениям о неполных семьях» - свидетельства о рождении, разводе родителей или другие подтверждающие копии документов.

По каждой категории в ДОУ заводятся папки, это удобно. В них отражается работа, проведенная с семьями и это позволяет не только контролировать действия педагогов вышестоящим начальством, но и проводить самоконтроль.

Сведения обновляются 2 раза в учебном году: в начале учебного года (в октябре) и в середине учебного года (январе). А отчеты о проделанной работе прикладываются по мере их составления. Отдельный пакет документов ведется с «неблагополучными» семьями. На каждую семью заводится папка.

Список литературы:

1. Адресный социальный патронаж семьи и детей: Научно-методическое пособие/под ред. Л.С. Алексеевой. – М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2000.

2. Канкин В.Г. Неблагополучная семья в социальном контексте современной России: Дис. ... канд. социол. наук. Краснодар. 2005. 137 с.

3. Методы и технологии работы с семьей: практики разрешения семейных проблем / под науч. ред. Е. В. Куфтяк. – Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2010.

4. Олифиренко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально- педагогическая поддержка детей группы риска. – М. : Академия, 2004.

5. Российский статистический ежегодник //http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1135087342078, дата обращения 21.02.2016.

6. Склюева Т.А. Социальные технологии: работа с семьей, находящейся в социально опасном положении / Под ред. Н.П. Федоровой, Н.М. Малаховой. - Тюмень: ГУСО «Областной центр социальной помощи семье и детям», 2004.

7.Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 28.11.2015) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.