Аналитический отчет за межаттестационный период 2015-2020 гг
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Новолялинского городского округа
«Лопаевская основная общеобразовательная школа»
Аналитический отчет
о педагогической деятельности
за межаттестационный период
2015 – 2020гг
Составитель:
Коптякова Светлана Ивановна,
учитель начальных классов
с. Лопаево, 2020 год
Сведения о себе:
О бразование среднее специальное, окончила Серовское педагогическое училище в 1988 году по специальности «Учитель начальных классов», высшее - ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» в 2012 году по специальности «Менеджмент в образовательной организации».
Стаж педагогической работы (по специальности) 32 года, в данной должности 32 года, в данном учреждении 32 года.
Награды, звания, ученую степень, ученое звание не имею.
Прошла курсы повышения квалификации по темам: «Информационно-аналитические инструменты педагога, обучение с использованием ДОТ», 24 ч., ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2019 г.; «Оценивание уровня читательской грамотности обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС», 40 ч., Нижнетагильский филиал ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2020 г.
Представляю аналитический отчет о профессиональной деятельности в период с 2015 по 2020 годы.
Приложение к самоанализу расположено по ссылке https://drive.google.com/drive/folders/1vKjOidJkox0bCdr9Jl1Oa1pLUAXt0VWz?usp=sharing
№ п/п | Содержание | Стр. |
| Введение | 4-5 |
| Анализ условий | 5-8 |
| Аналитическая часть | 8-13 |
| Мониторинг качества учебных достижений | 13-23 |
| Достижения педагога | 23-22 |
| Заключение | 24-25 |
| Список литературы | 25-26 |
Введение
«Учитель никогда не должен забывать о том, какие дети в классе, как мыслит каждый его ученик, что будет ему легко, что трудно... Нужны разнообразные приемы и методы обучения, чтобы вызвать интерес к учебе...»
Ш.А. Амонашвили
Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального и основного общего образования в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров».
В концепции универсальных учебных действий (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.) выделены действия смыслового чтения как чтение, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста:
осмысление цели чтения;
извлечение необходимой информации;
деление её на основную и второстепенную;
формулирование проблемы и главной идеи текста
В межаттестационный период работала по теме: «Использование стратегий смыслового чтения и работы с текстом на уроках русского языка и литературного чтения (литературы)»
Выбор данной темы для осуществления педагогической деятельности мною не случаен. Акцент на такой вид деятельности обучающегося и учителя, как работа с текстом, имеет своё объяснение.
Во-первых, это выдвижение приоритетных направлений в обучении, закреплённых в ФГОС НОО и ООО.
Во-вторых, проблемы при подготовке к ОГЭ. При выполнении заданий, требующих анализа содержания текста, интерпретации и преобразования его в иные знаковые формы (таблицу, схему, знаковый конспект), даже успешные учащиеся допускают ошибки при формулировании вопросов или суждений.
Анализ выполнения обучающимися работ ВПР, направленных на оценку достижений планируемых метапредметных результатов, в том числе сформированности умений читать и понимать текст, использовать полученную информацию для проведения рассуждений, показывает, что только 12% учащихся смогли показать детальное понимание текста, 19% учащихся смогли полно использовать информацию для различных целей.
Из вышесказанного следует, что развитие навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературного чтения (литературы) как средство формирования и развития метапредметных результатов является актуальным.
Целью данной работы является обновление и совершенствование образовательной деятельности через использование стратегии смыслового чтения и работы с текстом для формирования читательской компетентности.
Задачи:
Определить эффективные приемы формирования навыков смыслового чтения;
Провести диагностику уровня сформированности навыков смыслового чтения;
Опыт работы представить педагогическому сообществу.
В современной системе образования, ориентированной на различные образовательные потребности обучающихся, меняется смыл, вкладываемый в понятие «качество обучения». Это не только хорошие и отличные оценки, полученные обучающимися, но и соответствие образовательного уровня обучающегося стандартам образования, а также образовательным потребностям личности, общества, государства.
В своей деятельности руководствуюсь следующими документами:
Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Законом Свердловской области от 15 июля 2013 г. № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области»;
Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения начального общего образования и основного общего образования;
Основной общеобразовательной программой начального общего образования МКОУ НГО «Лопаевская ООШ» (1 – 4 классы) (новая редакция в соответствии с ФГОС) (с дополнениями);
Основной общеобразовательной программой основного общего образования МКОУ НГО «Лопаевская ООШ» (5 – 9 классы) (новая редакция в соответствии с ФГОС) (с дополнениями);
Учебным планом начального общего образования МКОУ НГО «Лопаевская ООШ», учебным планом основного общего образования МКОУ НГО «Лопаевская ООШ»;
Уставом МКОУ НГО «Лопаевская ООШ», утвержденым Постановлением Управления образованием Новолялинского городского округа № 36 от 23 декабря 2015 года;
Рабочими программами.
Это позволяет мне производить отбор учебно-методического обеспечения; методов, форм, средств обучения, способных обеспечить системно - деятельностный подход в преподавании.
Основными направлениями деятельности в межаттестационный период были:
учебная деятельность – преподавание таких учебных дисциплин как «Русский язык и литература», «Родной язык (русский), родная литература (русская)», «Преподавание в начальных классах»;
методическая работа – разработка программно-методического обеспечения для всех выше перечисленных дисциплин;
воспитательная работа – классное руководство;
руководство исследовательскими работами учащихся – научно-исследовательскими проектами;
работа с одаренными детьми (подготовка к творческим конкурсам, Олимпиадам, викторинам);
подготовка обучающихся к итоговой аттестации;
ведение мониторинга результатов обучения русскому языку и читательской грамотности
определение проблем и пути их решения в следующий межаттестационный период.
В период с 2015 по 2020 год преподавала предметы в основной школе: русский язык, литература, родной язык (русский), родная литература (русская); начальная школа: русский язык, литературное чтение, математика, родной язык (русский) и литературное чтение на родном языке (русском).
В основной школе:
Русский язык: УМК Русский язык. Ладыженская Т. А. - Бархударов С. Г. (5-9). Учебники линии реализуют требования ФГОС основного общего образования и включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в общеобразовательных организациях. Реализуют идею интегрированного обучения языку и речи, предполагающего формирование лингвистической и коммуникативной компетенций, а также привлечение большого объёма сведений культурологического характера. В состав УМК входят: примерная рабочая программа и методические рекомендации, учебник, учебник в электронной форме, рабочая тетрадь, рабочая тетрадь «Скорая помощь по русскому языку», проверочные работы, диктанты и изложения, тематические тесты, диагностические работы, пособие «Развиваем устную речь», дидактические материалы. Использовала Русский язык. 5,6,7,8,9 класс. Экспресс-диагностика. Автор: Никулина.
Литература: УМК Литература. Под редакцией Коровиной В.Я. (5-9). В линии учебников под редакцией В.Я. Коровиной четко прослеживается последовательное, системное обращение к изучению устного народного творчества, произведений древнерусской литературы, русской литературы ХVIII–ХХ вв., произведений зарубежной литературы. Дополнительные компоненты учебно-методического комплекса способствуют более успешной реализации деятельностного аспекта в изучении литературы. Состав УМК: рабочая программа, учебник, дидактические материалы, рабочие тетради, фонохрестоматия, методические советы, поурочные разработки, проверочные работы, хрестоматия художественных произведений (для 9 класса).
Родной язык (русский): УМК «Русский родной язык» для 5-9 классов, авторы Александрова О.М., Загоровская О.В., Богданов С.И., Вербицкая Л.А., Гостева Ю.Н., Добротина И.Н., Нарушевич А.Г., Казакова Е.И., Васильевых И.П. Содержание учебников направлено на удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней; на формирование представлений о языке как живом, развивающемся явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности как одной из основных характеристик литературного языка. В содержании курса «Русский родной язык» предусматривается расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороны существования языка: к многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом.
В начальной школе: УМК «Школа России». Школа России – это учебно-методический комплект для 1-4 классов образовательных учреждений. Научный руководитель комплекта – Андрей Анатольевич Плешаков, кандидат педагогических наук.
Образовательная программа «Школа России» представляет собой систему взаимосвязанных программ, каждая из которых является самостоятельным звеном, обеспечивающая определенное направление деятельности образовательного учреждения. Единство этих программ образует завершенную систему обеспечения жизнедеятельности, функционирования и развития конкретного образовательной организации.
Ведущая целевая установка УМК «Школа России» - воспитание гуманного, творческого, социально активного и компетентного человека – гражданина и патриота России, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к своей семье, к природному и культурному достоянию своей малой Родины, своей многонациональной страны и всего человечества.
Русский язык: УМК «Русский язык» для 1-4 классов, авторы Канакина В.П., Горецкий В.Г. Состав УМК: Учебник с приложением на электронном носителе, рабочая тетрадь, методическое пособие, «Русский язык. Рабочие программы» 1-4 классы, книга для учителя «Работа с трудными словами в начальной школе», Сборник диктантов и самостоятельных работ, раздаточный материал, тетрадь учебных достижений, раздаточный материал, русский язык «Тесты».
Литературное чтение: УМК «Литературное чтение» для 1-4 классов, автор Климанова Л.Ф. Состав УМК: учебник (в 2 частях), рабочая тетрадь, методические рекомендации, технологические карты уроков, Концепция учебно-методического комплекса Школа России», Рабочие программы 1—4 классы.
Математика: УМК «Математика» для 1-4 классов, автор Моро М.И. Состав УМК: учебник с приложением на электронном носителе, рабочая тетрадь, проверочные работы, Пособие «Математика и конструирование», Пособие «Для тех, кто любит математику», Методическое пособие, устные упражнения, Контрольные работы 1—4 классы, Математика, Рабочие программы 1—4 классы.
Родной язык (русский): завершенная предметная линия по русскому родному языку, авторы: Александрова О.М, Вербицкая Л.А., Богданова С.И и др. Состав УМК: рабочие программы и тематическое планирование курса, учебник.
Аналитическая часть
В межаттестационный мною были поставлены основные задачи педагогической деятельности:
определить эффективные приемы формирования навыков смыслового чтения,
провести диагностику уровня сформированности навыков смыслового чтения,
опыт работы представить педагогическому сообществу.
Решение поставленных задач должно, по моему мнению, обеспечить овладение учащимися следующими умениями:
- понимать основную мысль текста;
- сопоставлять иллюстративный материал с информацией текста;
- выделять не только главную мысль, но и избыточную информацию;
- извлекать информацию из различных источников, использовать её в различных видах деятельности;
- выражать информацию текста в виде кратких записей, таблиц, диаграмм;
- сохранится позитивная динамика уровня обученности, уровня учебной мотивации.
Для решения поставленных задач мною были изучены методики смыслового чтения. Большой вклад в решение проблемы смыслового чтения внесли работы А.В. Брушлиского, В.В. Давыдова, П.Я. Гальперина, З.И. Калмыковой, Н.А. Менчинской, Н. Сметанниковой и многих других ученых.
В чем же заключается цель смыслового чтения?
Цель смыслового чтения — максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию. Это внимательное «вчитывание» и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Владение навыками смыслового чтения способствует развитию устной речи и, как следствие, — письменной речи, способствует продуктивному обучению.
Учебник, по моему мнению, – не только источник знаний, но и важнейшее средство развития мышления учащихся, инструмент организации учебной деятельности на уроке. Современный школьник должен уметь пользоваться и другими источниками информации: энциклопедиями, словарями, сетью Интернет.
Использование современных образовательных технологий в процессе обучения и в воспитательной работе
Эффективность образовательного процесса мной достигается за счёт использования на своих уроках инновационных технологий:
Деятельность | Инновационные технологии | ||
Используемые развивающие, проектные, исследовательские, проблемные методы, результативность их применения в учебном процессе, в оценивании достижений учащихся, Применение современных педтехнологий (критическое мышление, стратегии смыслового чтения, сотрудничество, здоровьесберегающие, и т.д.) | Личностно-ориентированный подход в обучении Для организации личностно-ориентированного учебного взаимодействия применяю следующие приемы и методы приемы актуализации субъектного опыта учащихся; методы диалога; приемы создания ситуации коллективного и индивидуального выбора; игровые методы; рефлексивные приемы и методы; методы диагностики и самодиагностики. | ||
| Создание проблемных ситуаций на уроках математики, русского языка, способствуют развитию когнитивных умений. | Технология уровневой дифференциации, помогающая отработке образовательных стандартов, предупреждению неуспеваемости, повышению качества обученности. | |
Здоровьесберегающие технологии – смена видов деятельности, проведение физкультминуток и физкультпауз, различные режимы работы способствуют здоровьесбережению | |||
Личностно-ориентированный классный час – цикл классных часов на нравственно-этические темы – шаги к самопознанию и рефлексии. | |||
Проектные методы во внеклассной деятельности способствуют проявлению и развитию личностных качеств обучающихся, сплочению детского коллектива, развитию детского самоуправления. | |||
| Информационно-коммуникативные технологии Помогают конструировать урок с использованием информационно-коммуникативных обучающих средств, создавать учащимся творческие работы. Использую обучающие программы: Уроки Кирилл и Мефодий (русский язык, математика) ЭОРы. | ||
| | | Информационные технологии позволяют эффективнее проводить мониторинг развития личности и индивидуальности учащегося |
Проведенные открытые учебные и воспитательные занятия с использованием ИКТ | Система инновационной оценки «Портфолио» - инструмент самооценки собственного труда и достижений, рефлексия собственной деятельности. | ||
Технология построения воспитательной системы | |||
Исследовательская деятельность во внеурочном учебном процессе младших школьников «Я-исследователь» | Исследовательская деятельность во внеурочном учебном процессе обучающихся основной школы НПК. | | |
Владею ИКТ на уровне уверенного пользователя: Word, Exсel, Power Point, PDF, Movavi Video Editor Plus, ФотоШОУ PRO, SMART Notebook и др. Провожу уроки, внеклассные мероприятия, классные часы с использованием интерактивной доски, электронных презентаций, слайд-шоу, ЦОРов.
В основе технологий лежат дидактические принципы доступности, наглядности, активного взаимодействия, систематичности и последовательности, межпредметной интеграции, постепенности и непрерывности.
Одним из путей решения проблемы развития навыков смыслового чтения считаю использование стратегий смыслового чтения.
Стратегии | |
Стратегии предтекстовой деятельности (Анализ заголовка чтения до начала чтения, ответы на вопросы: Что можно узнать? Что нам уже известно?) | Мозговой штурм. Батарея вопросов: вопросы для припоминания. Рассечение вопроса. |
Стратегии текстовой деятельности | 1.Чтение вслух (попеременное чтение). 2.Чтение про себя с вопросами. 3. Чтение с остановками. 4. Чтение про себя с пометками. |
Стратегии послетекстовой деятельности | 1.Составление плана. 2.Самостоятельное составление схем, рисунков, таблиц, опорных схем по текстам. |
Общеучебные стратегии | Знаю – хочу узнать – узнал. |
Поскольку смысловое чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех УУД:
личностные УУД - мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;
регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;
коммуникативные УУД – умение организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
познавательные УУД – владение основами смыслового чтения художественных и познавательных текстов; умение выделять существенную информацию из текстов разных видов; умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; умение осуществлять синтез как составление целого из частей; умение осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; умение устанавливать причинно-следственные связи; умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; умение доказывать; выдвижение гипотез и их обоснование.
Формирование УУД при работе с текстом осуществляется через формирование у учащихся читательских умений:
- работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных, озаглавливать текст; прогнозировать содержание по заголовку (логические действия);
- определять характер книги (тему, жанр, эмоциональную окраску) по обложке, заглавию, рисункам;
- формулировать тему небольшого текста;
- выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла;
- пользоваться толковым словарём;
- выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова;
- извлекать из учебника и дополнительных источников необходимую информацию;
- обмениваться полученными сведениями;
- логично, последовательно излагать ответ на поставленный вопрос, понимать прочитанный текст;
- отвечать на вопросы по содержанию словами текста (выборочное чтение);
- находить в тексте описание к иллюстрациям;
- сравнивать объекты, изображенные на иллюстрациях учебника;
- составлять план к прочитанному тексту;
- самостоятельно выполнять задания на основе текста учебника и дополнительной литературы;
- выполнять задания, включающие составление схем, таблиц;
- определять мотивы поведения героев путём выбора правильного ответа из ряда предложенных;
- осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;
- выявлять смысловой и эмоциональный подтекст;
- определять идею произведения путём выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль;
- находить главную мысль, сформулированную в тексте;
- готовить сообщения на основе используемой литературы (энциклопедий, справочников, других книг, Интернета).
Согласно требованиям ФГОС НОО для формирования УУД на всех без исключения уроках под руководством учителя младшие школьники должны осваивать следующие виды смыслового чтения:
1. Ознакомительное чтение ставит перед учениками задачу найти главное в тексте, выявить, что сообщается по интересующему вопросу (о чем текст? что говорится о ...), либо охватить содержание каждой из частей текста в самом общем виде.
2. Поисковое или просмотровое чтение ставит перед детьми задачу получить основное представление и понимание текста в его общих чертах. В данном виде чтения читатель определяет, есть ли в тексте или книге конкретная информация, конкретный факт.
3. Изучающее чтение направлено на обучение школьников ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию.
4. Вдумчивое (медленное, рефлексивное, художественное) чтение как наиболее востребованный вид чтения заключается в овладении также целым комплексом умений:
-предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
-понимать основную мысль текста, прогнозировать содержание по ходу чтения;
-анализировать изменения своего эмоционального состояние в процессе чтения.
Мониторинг качества учебных достижений
Веду мониторинг, разработанный в формате Excel, с автоматическим счётом результатов УУД: коммуникативных, регулятивных и познавательных.
При использовании приемов наблюдается положительный результат сформированности УУД: регулятивные с 18% до 41%, коммуникативные с 0% до 47%, личностные с 0% до 41% и познавательные с 19% до 38%, достаточный уровень умений работать с информацией.
Результаты аттестации: русский язык
класс | Год | Форма проведения входящего и итогового контроля | Количество учащихся | Количество | Качество знаний | Успеш ность | Средний балл | ||||||||||
Входящий | Итоговый | Начало | Конец | Начало | Конец | ||||||||||||
Всего | Выполняли | «5» | «4» | «3» | «2» | «5» | «4» | «3» | «2» | % | % | % | |||||
| | | | | | | | | Высокий | Средний | Ниже среднего | Низкий | | | | | |
1 | 2019-2020 гг (безотметочное обучение) | Диктант | 4 | 4 | - | - | - | - | 1 | 2 | 1 | | | | 100 | | |
2 | 2020-2021гг | Диктант с ГЗ | 4 | 4 | 2 | 2 | | | | | | | 100 | | 100 | 4,5 | |
7 | 2016-2017 гг | Диктант с ГЗ, тест | 7 | 7 | 1 | 4 | 2 | | 2 | 3 | 2 | | 71 | 71 | 100 | 3,8 | 4 |
8 | 2017-2018 гг | Диктант с ГЗ, тест | 7 | 7 | 2 | 2 | 3 | | 2 | 3 | 2 | | 57 | 71 | 100 | 3,9 | 4 |
9 | 2018-2019 гг | Комплексная работа | 7 | 7 | 2 | 2 | 3 | | 2 | 3 | 2 | | 57 | 71 | 100 | 3,9 | 4 |
Результаты контрольных работ за 4 года стабильны: результативность от 53 до 74%, качество от 25 до 50%, средний балл от 3,8 до 4,2.
Мониторинг успеваемости обучающихся 2 класс 1 четверть (Дневник.ру): общий средний балл класса: 4,55; общий % качества знаний по предметам: 97,73; общий СОУ по предметам (%): 83,82; общий % успеваемости класса: 100; общий % качества знаний класса: 75.
Мониторинг читательской грамотности
Цель диагностики – определение уровня сформированности читательских умений как наиболее важных составляющих метапредметных результатов обучения, а также установление динамики развития читательских умений обучающихся. Работа проверяла сформированность у учащихся трёх групп умений: умения извлекать (вычитывание) информацию из текста и делать простые умозаключения (несложные выводы) о том, что говорится в тексте; умения анализировать, интегрировать и интерпретировать сообщения текста, формулировать на ее основе более сложные выводы (интерпретация); умения размышлять о сообщениях текста и оценивать содержание, форму, структурные и языковые особенности текста (оценка).
Класс/год | Успешность выполнения всей работы | Успешность сформированности читательских умений | ||||||
Вычитывание | Интерпретация | Оценка | ||||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | |
| | | | | | | | |
7 | 37,5 | 100 | 87,5 | 100 | 37,5 | 62,5 | 50 | 75 |
8 | 57,2 | 100 | 71,5 | 100 | 71,5 | 100 | 62,5 | 100 |
9 | 100 | 100 | 87,5 | 100 | 37,5 | 62,5 | 71,5 | 75 |
Класс | Сформированность читательской грамотности | ||
Повышенный (%) | Средний (%) | Низкий (%) | |
7 | | 33 | 66 |
8 | 66 | 34 | |
9 | 75 | 25 | |
Мониторинг читательской грамотности (2018г. 9 класс): вычитывание 100%, интерпретация – 62,5%, оценка- 75%.
В межаттестационный период вела мониторинг сформированности предметных умений и универсальных учебных действий. Грамотное использование интеллектуального потенциала учащихся и использование передовых педагогических технологий отражается на результативности обучения.
Одной из главных задач 1 класса является обучение чтению и письму, поэтому проанализировала результаты техники чтения. Для определения динамики развития техники чтения взяла два параметра: способ и скорость чтения.
Скорость чтения
Способ чтения
Наблюдается положительная динамика техники чтения как по способу, так и по скорости чтения.
К окончанию периода обучения грамоте большинство детей, которые пришли в школу и не умели читать, овладели сознательным, правильным и плавным чтением. Дети, которые до школы умели читать, стали использовать более продуктивные способы чтения. Во втором классе 75 % обучающихся владеют выразительностью чтения.
Результаты итогового собеседования по русскому языку 2019 г (февраль)
Приоритетная роль при подготовке к итоговому собеседованию по русскому языку - индивидуальный подход. Одним из направлений успешной подготовки считаю практикумы по выполнению учащимися тренировочных работ, которые свожу в общий мониторинг.
№ | Критерий | Максимальный балл | Балл, выставленный участнику |
Задание 1. Чтение текста вслух | 2 | | |
ИЧ | Интонация соответствует // не соответствует пунктуационному оформлению текста | 1 | 100% |
ТЧ | Темп чтения соответствует // не соответствует коммуникативной задаче | 1 | |
Задание 2. Подробный пересказ текста с включением приведённого высказывания | 5 | | |
П1 | Все основные микротемы исходного текста сохранены (2 балла)// упущена или добавлена одна микротема (1 балл) // упущены или добавлены две и более микротем (0 баллов) | 2 | 28,6% |
П2 | Фактических ошибок, связанных с пониманием текста, нет // допущены фактические ошибки (1 или более) | 1 | 57,2% |
П3 | Приведённое высказывание включено в текст во время пересказа уместно, логично // не включено в текст или приведено неуместно и/или нелогично | 1 | 85,8% |
П4 | Ошибок при цитировании нет // есть ошибки при цитировании (1 или более) | 1 | 85,8% |
Правильность речи (задания 1 и 2) | 4 | | |
Г | Грамматических ошибок нет // допущены грамматические ошибки (1 или более) | 1 | 100% |
О | Орфоэпических ошибок нет, или допущена одна орфоэпическая ошибка (исключая слово в тексте с поставленным ударением) // допущены 2 или более орфоэпические ошибки | 1 | 100% |
Р | Речевых ошибок нет, или допущено не более 3 речевых ошибок // допущены 4 или более речевых ошибок | 1 | 85,8% |
Иск | Искажений слов нет // допущены искажения слов (1 или более) | 1 | 71,5% |
Задание 3. Монологическое высказывание | 3 | | |
М1 | Приведено 10 или более фраз по теме высказывания без фактических ошибок // приведено менее 10 фраз, и/или допущены фактические ошибки (1 или более) | 1 | 100% |
М2 | Учтены условия речевой ситуации // условия речевой ситуации не учтены | 1 | 85,8% |
М3 | Высказывание характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена // высказывание нелогично, изложение непоследовательно. Присутствуют логические ошибки (1 или более) | 1 | 100% |
Задание 4. Диалог | 2 | | |
Д1 | Даны ответы на все вопросы // ответы не даны или даны односложные ответы | 1 | 100% |
Д2 | Учтены условия речевой ситуации // условия речевой ситуации не учтены | 1 | 100% |
Правильность речи (задания 3 и 4) | 4 | | |
Г | Грамматических ошибок нет // допущены грамматические ошибки (1 или более) | 1 | 85,8% |
О | Орфоэпических ошибок нет, или допущено не более 2-х ошибок // допущены 3 или более орфоэпических ошибок | 1 | 100% |
Р | Речевых ошибок нет, или допущено не более 3 речевых ошибок // допущены 4 или более речевых ошибок | 1 | 85,8% |
РО | Речь в целом отличается богатством и точностью словаря, используются разнообразные синтаксические конструкции1 // речь отличается бедностью и/или неточностью словаря, используются однотипные синтаксические конструкции | 1 | 71,5% |
Итого: | 20 | |
В 2019 году зачет получили 100% обучающихся на итоговом собеседовании по русскому языку, набрав от 14 до 18 баллов из 20 возможных.
Результаты сдачи ОГЭ в 2019 году
Предмет | Сдавали всего | Обучающиеся, получившие отметку «5», чел / % | Обучающиеся, получившие отметку «4», чел / % | Обучающиеся, получившие отметку «3», чел / % | Средний балл |
Русский язык | 100 | 71 | 29 | 0 | 4,7 |
Предмет | Сдавали всего, чел. | Соответствие отметок годовой и экзаменационной (чел./%) | ||
| | соответствие | Повысили годовую отметку | Понизили годовую отметку |
Русский язык | 100 | 14,5 | 85,5 | 0 |
Результаты выполнения заданий сжатого изложения:
- осознанное понимание текста (изложение) – 100%
- наличие сжатия текста – 84%
- смысловая цельность, речевая связанность и последовательность изложения – 79%
- фактическая точность речи – 95%
- соблюдение грамматических норм – 79%
- соблюдение речевых норм – 89%
- соблюдение орфографических норм – 86%
- соблюдение пунктуационных норм – 92%
ОГЭ по русскому языку успешность 100 %, средний балл – 4,7.
При переходе из начального звена в среднее результативность обученности и воспитанности детей сохраняется на прежнем уровне в течение многих лет.
Моя выпускница, окончив 11 класс в 2013 году, имеет золотую медаль.
А выпускники 2019 года продолжают подтверждать результаты основной школы в средней школе и образовательных учреждениях среднего профессионального образования.
В 2019 учебном году третий раз, как классный руководитель, выпустила обучающихся основной школы.
Мои обучающиеся принимали участие во всех мероприятиях, проводимых в образовательном учреждении, были активны в Новолялинском городском округе. Занимали призовые места в таких конкурсах и соревнованиях, как школьный туристический слёт, муниципальный туристический слет «Исследователи Земли», конкурс инсценированной военно-патриотической песни, конкурс газет в рамках недели русского языка, математики, муниципальная игра «Зарница», конкурс отчётов по туристко – краеведческой работе, «Прямой репортаж» среди 9-11 классов (конкурс пресс-центров) и др.
Мои обучающиеся активно участвовали в спортивных мероприятиях школы, района, области. Участвовали в «Кроссе Наций», первенстве по ОФП, веселых стартах, лыжных гонках, новогодней лыжной эстафете, «Лыжне России», мини-футболе, в муниципальном турнире по скалолазанию в закрытых помещениях.
И даже спустя годы после выпуска ребята приходят в гости в школу, делятся своими успехами и переживаниями. Это и есть результат выстроенных доверительных отношений в школьные годы.
Результаты участия обучающихся в конкурсах и олимпиадах различного уровня
Название конкурса, олимпиады | Учебный год | Количество участников | Класс | Количество победителей и призёров |
Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку (ШЭ) | 2016г. 2017г 2018г 2019г | 4 3 1 1 | 6 7 8 9 | призер 1 призера, 1 победитель призер призер |
Всероссийская олимпиада школьников по литературе (ШЭ) | 2016г. 2017г 2018г 2019г | 3 1 1 1 | 6 7 8 9 | призер 1 победитель призер призер |
Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку (МЭ) | 2017г | 1 | 7 | участник |
Всероссийская лингвистическая викторина «Фразеологизмы» | 2017г 2018г 2019г | 3 3 3 | 7 8 9 | |
Международный проект «Грамотей +» «Почитай-ка» | 2017г 2018г 2019г | 3 2 3 | 7 8 9 | |
Всероссийский конкурс «Творчество А.С. Пушкина» | 2017г | 3 | 7 | |
Муниципальный конкурс «Я – исследователь» | 2016г. | 2 | 2,4 | |
Школьный этап НПК (защита итогового проекта) | 2019г. | 3 | 9 | Повышенный уровень |
Муниципальный тур НПК | 2018г. 2019г. | 1 1 | 8 9 | 3 место 3 место |
Муниципальный конкурс чтецов | 2016г. | | | участник |
Муниципальный конкурс литературно-музыкальных композиций | 2017г. | Группа 7-9 кл. | |
Одной из приоритетных социальных задач современного общества является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одарённых и высоко мотивированных детей и реализацию их потенциальных возможностей. Анализ участия обучающихся в различных конкурсах, олимпиадах показал, что активность проявляется на разных уровнях от школьного до международного.
Образовательные конкурсы и олимпиады не только поддерживают и развивают интерес к изучаемым предметам, что и без того самоценно, но и стимулируют активность, инициативность, самостоятельность обучающихся при подготовке вопросов по темам, в работе с дополнительной литературой. Они удобны во внеклассной деятельности. Помогают обучающимся формировать свой уникальный творческий мир. С помощью подобных конкурсов и олимпиад ученики могут проверить знания, умения, навыки не только у себя, но и сравнить свой уровень с другими.
Достижения педагога
Реализация поставленных задач способствовала формированию читательской компетентности, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Формируя у учащихся опыт самостоятельной деятельности и конструктивных отношений, я стараюсь развиваться сама, повышать свой личностный, профессиональный и творческий потенциал. В 2018г. успешно прошла Всероссийское тестирование педагогов: «Руководитель образовательной организации», «Учитель русского языка и литературы», «Учитель начальных классов», «Классный руководитель» в соответствии с требованиями профессионального стандарта и ФГОС.
Вхожу в состав творческой группы, работающей по программе развития школы: «Формирование инновационного поведения участников образовательного процесса в контексте единой преемственной образовательной среды», участвую в постоянно действующем окружном семинаре для руководителей и педагогических работников малокомплектных школ: в 2017 году представила опыт работы по теме: «Методы и приемы организации ситуации успеха на уроках русского языка как одно из направлений повышения социализации обучающегося», в 2018 году - «Учебная мотивация как один из способов повышения качества обучения детей на уроках литературы в условиях перехода на ФГОС», в 2019 году - «Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение ФГОС».
Ежегодно на базе МКОУ НГО «Лопаевская ООШ» проходит РМО учителей начальных классов п. Лобва, где представлен опыт моей работы: 2016г. «Методы и формы привлечения к чтению детей и молодежи», 2018г. «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом», 2020г. «Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности обучающихся начальной школы для успешной социальной адаптации».
В 2016 году участвовала в муниципальном этапе педагогических чтений «Инновационные механизмы и риски при реализации федеральных государственных образовательных стандартов» (Сертификат участника).
С 2016 по 2018 год была экспертом на муниципальных конкурсах «Я – исследователь» и НПК обучающихся.
Веду свою страничку на сайтах https://proshkolu.ru/user/Svetakopt/folder/1186192/, , http://www.edcommunity.ru/lessons/velikaya-sila-slova/ , https://www.prodlenka.org/profile/499788, где также выкладываю собственные материалы, состою в таких педагогических сообществах как www.uroki.net/, www.pedsovet.org/, https://infourok.ru/site/allSites, использую в своей практической деятельности опыт учителей.
Учитель, сколько бы лет не работал в школе, должен подходить к своей работе творчески. Но у каждого учителя свой стиль, свой почерк. Я считаю, что в целом результативность в работе зависит от личностных качеств учителя: от его навыков, от эрудиции, от опыта и индивидуальных способностей и даже эмоциональной окраски урока.
Заключение
Проанализировав результаты своего труда, я пришла к выводу, что есть много положительных моментов профессиональной деятельности: при правильном подборе и использовании педагогических технологий, методов, приемов и форм работы у обучающихся сформированы навыки мышления и рефлексии, которые являются одними из важных составляющих понятия «читательская грамотность». Повысился интерес к чтению художественной литературы, а отсюда и понимание прочитанных текстов.
Эффективность работы по развитию смыслового чтения зависит прежде всего от самого педагога, задача которого быть организатором учебной деятельности, заинтересованным и интересным соучастником этого процесса. Тогда и учащимся будет интересно открывать для себя новые художественны миры и возможности литературы.
Условия, которые я создаю для обучающихся, способствуют повышению познавательных способностей и развитию творческого потенциала.
Применение педагогических технологий в профессиональной деятельности способствует возникновению такого взаимодействия и отношений обучающихся между собой, со взрослыми, при которых для достижения цели реализуются творческие усилия личности, не только достигается запланированный результат, но и происходит развитие внутреннего мира растущего человека. Воспитательная роль зависит от отражения этих трудовых отношений в духовной жизни учащихся, в преломлении их в мыслях и чувствах, в широте и глубине волевых усилий личности.
Педагогическая деятельность в межаттестационный период дала возможность мне самой совершенствовать собственный профессионализм через самообразование, участие в профессиональных конкурсах, курсовую подготовку.
Результаты педагогической деятельности подтверждают правильность выбранного когда-то профессионального пути. Главное для меня в работе – ребенок со всеми его задатками, потребностями, проблемами.
Главное на современном уроке – постановка ученика в позицию субъекта деятельности, добытчика знаний, в ситуацию самостоятельного поиска, реализация всех его творческих возможностей, полноценное общение с учителем и товарищами. По-моему, решение этой задачи невозможно без изменения стиля взаимоотношений учителя и обучающихся. Не заставлять и контролировать, не командовать и запрещать, а направлять и увлекать, помогать и стимулировать – в этом вижу один из путей активизации обучения. Помогать каждому, кто при полном напряжении своих способностей и возможностей самостоятельно без посторонней помощи не может преодолеть познавательную трудность, – в этом, считаю, назначение учителя.
Задачи на следующий межаттестационный период:
формировать и развивать орфографическую зоркость на уроках русского языка путем использования современных педагогических технологий;
совершенствовать систему мониторинга качества образования и базовых компетенций;
продолжить изучение и внедрение в образовательный процесс инновационных технологий, направленных на повышение компетентности и развитие личности обучающихся.
Список литературы
1.Закон об образовании.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373) С изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. N 1897) С изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г.
4. А.Г. Асмолова. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. – М.: Просвещение. 2008 г.
5. А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. «Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли». Система заданий.
6. Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой.
7. Материалы с курса повышения квалификации «Оценивание уровня читательской грамотности обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС», Нижнетагильский филиал ГАОУ ДПО СО «ИРО»
15