«УТВЕРЖДАЮ»
Директор
МКОУ Манзурская СОШ
______________ / А.А.Попович/
«_____»_______________2020 г.
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЁТ
Тарасовой Ирины Викторовны
педагога – психолога МКОУ Манзурская СОШ
за 2019-2020 учебный год
Психологическая деятельность осуществляется по следующим направлениям: психопрофилактическое, диагностическое, коррекционное, консультативное и организационно - методическое. Виды деятельности, составляющие план работы педагога - психолога имеют выраженный практико-ориентированный характер (развитие умений и навыков в области общения, взаимоотношений, познания, самообладания и т.д.).
Основная цель моей работы в школе - упорядочить психолого-педагогическую среду, которая обеспечит полноценное личностное развитие, позитивную социализацию, жизненное самоопределение обучающихся в школе, семье и социальном окружении.
Задачи:
1. Увеличить уровень знаний детей о необходимых жизненных навыках, сформировать позитивное отношение к здоровому образу жизни, выработать навыки и умения ЗОЖ;
2. Сформировать у обучающихся способность к самоопределению в выборе профессиональной деятельности;
3. Оказать целенаправленное влияние на формирование благоприятного социально-психологического климата в школе, организовать условия для благоприятного социально-психологического развития классных коллективов;
4. Изучить личность учащихся и ученические коллективы с целью организации индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания;
5. Создать психолого-педагогические условия для успешной адаптации учащихся к особенностям образовательной среды школы;
6. Активизировать работу с семьей, своевременно выявить и осуществить профилактику неблагополучия в семьях через организацию сотрудничества со всеми специалистами ПС, классными руководителями, педагогами и родителями;
7. Выявить и психологически поддержать: 1) одарённых обучающихся, 2) детей, требующих особого педагогического внимания, 3) обучающихся, состоящих на различных видах учета через организацию комплексной психодиагностики и коррекционно-развивающих занятий.
8. Повысить психолого-педагогическую культуру родителей и педагогов.
На протяжении учебного периода моей работы ведётся оформление основной документации педагога – психолога. Журнал учёта видов работы заполняется ежедневно в соответствии с выполненным делом.
В течение года возникла необходимость в организации Психологической службы школы, т.е. работу таких специалистов как логопед, олигофренопедагог, дефектолог невозможно выполнять одному педагогу – психологу. С ноября 2019 года, по приказу директора школы, создан психолого-педагогический консилиум, в состав которого также необходимы указанные специалисты. Было проведено три заседания, целью которых было рассмотрение кандидатур неуспевающих обучающихся для обследования на территориальной медико-психолого-педагогической комиссии. Для более качественного обследования выдвинутых на ТПМПК детей необходимо привлекать указанных специалистов. Возможно, в режиме онлайн. Таким образом, можно существенно помочь детям, которые действительно нуждаются в коррекции дефектов развития.
В начале года проводилась работа по психологическому сопровождению учеников 1-х, 5-х классов с целью выявления дезадаптации у детей при переходе к новым условиям обучения, для оказания своевременной психологической и педагогической помощи.
Первый этап исследования проводился в сентябре и октябре, а второй этап (по плану работы: апрель – май) провести не удалось в связи с переходом на дистанционный режим обучения. Проводились посещения уроков в 1, 2, 3, 4 классах, беседы с детьми, диагностика с учащимися 1-х классов по выявлению степени адаптации к школьному обучению. Посещение родительских собраний в 1 и 5 «В» классах, проведение анкетирования среди родителей по адаптации детей. По результатам проведённой работы каждому классному руководителю выдана справка.
В ноябре-декабре с ребятами 5 и 6 общеобразовательных классов провела часы общения: «Шаг к цели», «Самооценка и её роль в жизни человека», цель которых повышение уверенности в себе, признание себя, выработка навыков саморегуляции и самоорганизации. Необходимость проведения такого рода тренингов была вызвана запросами учителей и выявленными случаями дезадаптации обучающихся в 5 классе.
Проводила индивидуальную работу с обучающими разных возрастов по запросам учителей и родителей. Работа с каждым ребенком носила не только диагностический характер, но также и психокоррекционный характер. Так, в индивидуальной беседе выявлялся уровень психосоциальной готовности ребенка, а во время групповых занятий личностные качества учеников: самооценка в межличностных отношениях, коммуникабельность, самопроизвольность.
Проводились психологические занятия по сопровождению пятиклассников в течение учебного года с целью сплочения коллектива и приобретения умения сотрудничать, снижения напряжения у детей, профилактики агрессивного поведения. При этом использовались современные психотехнологии, применялись составленные программы сопровождения. С целью повышения квалификации принимала участие в «Ярмарке современных психотехнологий», выезжала на кафедру психодиагностики и практической психологии в г. Иркутск. Также применяла в своей работе с подростками полученные знания в результате обучения на семинарах и вебинарах.
Курсовая подготовка
Дата | Программа | Кол-во час. | Организация | Документ |
24.06.2019 по 27.09.2019 | Профессиональная переподготовка «Педагог-психолог: Психологическое обеспечение образовательного процесса в свете ФГОС» | 300 | ООО «Столичный учебный центр» г.Москва | Диплом ПП №0014325 от 27.09.2019 |
01.03.2020 по 04.04.2020 | Дополнительная профессиональная образовательная программа «Актуальные вопросы логопедии в условиях работы по ФГОС нового поколения» | 108 | ЧОУ ДПО «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки» г. Санкт-Петербург | Удостоверение 78 0545184 от 04.04.2020 |
06.03.2020 по 20.03.2020 | Дополнительное профессиональное образование «Введение в медиацию» | 72 | ООО «Первая Иркутская служба медиации» г. Иркутск | Удостоверение ППМ – I – 189/2020 |
Участие в вебинарах, семинарах
Дата | Тема | Кол-во час | Организация | Документ |
16.10.2019 | «Организация профилактической работы в образовательной среде» | 6 | ГКУ «Центр профилактики, реабилитации и коррекции» | Сертификат № 6288 |
22.11.2019 | «Ярмарка современных психотехнологий» | 3 | ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет» | Сертификат от 22.11.19 |
11.12.2019 | «Психологическое здоровье ребёнка и профилактика жестокого обращения с детьми» | 2 | ГКУ «Центр профилактики, реабилитации и коррекции» | Сертификат № 6595 |
10.04.2020 | «Профилактика и коррекция отклоняющегося и делинквентного поведения детей» | 3 | ГАУ ДПО ИРО | Сертификат |
21.04.2020 | «Инструменты работы педагога –психолога с детьми в условиях дистанционного обучения» | 3 | ГАУ ДПО ИРО | Сертификат |
06.05.2020 | «Практические приёмы при работе с неблагоприятными эмоциональными состояниями в дистанционном формате» | 3 | ГАУ ДПО ИРО | Сертификат |
27.05.2020 | «Организация деятельности психолого-педагогической службы в образовательной организации» | 4 | ГАУ ДПО ИРО | Сертификат |
27.05.2020 | «Формирование учебного поведения. Как научить ребёнка учиться?» | 1,5 | ООО «Директ – Медиа» г.Москва | Сертификат №СВ - 74871 |
19 декабря 2019 г. выступала на районном семинаре педагогов – психологов по теме «Кибербуллинг. Сетевой этикет» в п. Качуг. Принимала участие в заседаниях Административного Совета школы, Совета профилактики, работала в составе производственной комиссии по приказу директора школы. Также являюсь членом конфликтной комиссии в школе и руководителем психолого-педагогического консилиума. Два раза выезжала на дом к детям, входящим в «группу риска», в составе межведомственной комиссии с целью проведения профилактической работы.
В процессе работы педагога - психолога уделяла внимание психологическому сопровождению предпрофильной и профильной подготовки обучающихся. Проведена диагностика склонностей и интересов учащихся в выборе профессии, тренинги и часы общения в 9-х классах. Проведено тестирование на сайте moeobrasovanie.ru «Что я знаю о своих возможностях». В каждом девятом классе проводилось групповое занятие на тему «Психологическая подготовка выпускников к экзаменам». Даны индивидуальные рекомендации каждому выпускнику с учетом выявленных возможностей. Для родителей выданы памятки «Как помочь выпускнику в период сдачи экзамена». Также в ходе индивидуальных консультаций выпускники получали конкретные ответы на свои вопросы.
В течение года проводился ряд мероприятий по профилактике ПАВ и пропаганде здорового образа жизни.
В 7 «Б» и «В» классах проведена разъяснительная работа по профилактике СПИДа «Здоровая семья». Оформлен плакат. На групповых занятиях в 5 - 9 классах ОВЗ отрабатывались правила активного взаимодействия в противовес зависимому поведению: «учись говорить: нет». На коррекционных групповых занятиях в 8-9 классах учились проявлять волевые усилия для достижения своих желаний и побуждений с использованием сайта testometrika.com. В течение недели, в феврале, в рамках борьбы с наркотиками проводилось наблюдение за детьми, которые курят. Было подтверждено 57 случаев курящих детей: из них 6 из начальных классов. С большинством детей провела разъяснительную работу, и оказалось, что многие курят с позволения родителей. Разговаривая с некоторыми родителями, выяснила, что, во-первых: они сами зависимы от курения, во-вторых: не считают эту привычку проблемой.
17 февраля на общешкольной линейке обратилась к обучающимся школы с предостережением по поводу вреда курения в детском возрасте и, также озвучила факты нездоровой обстановки, связанной со сквернословием. Предварительно среди обучающихся 7 - 9 классов ОВЗ было проведено анкетирование и на вопрос: «Хотите ли вы, чтобы ваш ребёнок ругался матом?», все 37 детей ответили отрицательно. Подготовила и провела классный час в 7 «В» классе на тему «Сквернословие и здоровье».
Просмотрели фильмы «Влияние мата на воду», «Кристаллы воды в свете слов» в 7 «Б - В», провела занятие в 8-9 «В» классе по теме «Долой сквернословие». Сделала подборку материалов для классных руководителей по всем актуальным темам. Воспользовались только два классных руководителя.
Проводились коррекционные занятия и беседы с учениками, состоящими на внутришкольном контроле и на учёте ГДН. Диагностировала и выдавала справки и заключения по запросам органов опеки в отношении детей, с которыми родители обращаются противоправно. Заведены личные карты детей, с которыми проводились индивидуальные занятия, составлены три программы сопровождения: «Индивидуальная программа коррекции семьи», «Коррекция девиантного поведения», «Индивидуальная помощь подросткам «группы риска»; подобраны и сгруппированы пакеты методик для диагностирования разных видов девиантного поведения.
В течение учебного года проводилось психологическое консультирование всех участников образовательного процесса. Консультационная работа шла традиционно в виде беседы с учащимися. Тематика консультаций для родителей разная, но наиболее часто родители обращаются с проблемами воспитания и взаимоотношений с детьми, снижением интереса к учёбе. Учителя, чаще всего, недовольны поведением детей во время урока. Были и запросы, касающиеся организации успешного обучения ребёнка. Наиболее часто консультации с учениками проходят после диагностического исследования, потому как дети хотят больше узнать о себе. Приходят дети и на переменах для того, чтобы с пользой провести время: проходят рисуночные тесты, занимаются элементами арт-терапии. Но, приобретённого мной диагностического материала, недостаточно для полноценного и полезного времяпровождения обучающихся.
Приход детей на консультацию к психологу обусловлен ещё и непониманием со стороны окружающих, чувства одиночества. Поэтому кабинет психолога необходим в школе, так как дети могут разрешить многие свои проблемы. У нас смежные кабинеты с учителем математики и очень хорошая слышимость. При проведении индивидуальных консультаций невозможно использовать большинство очень важных технологий.
По плану работы на 2 полугодие намечено исследование безопасной образовательной среды. Не все мероприятия удалось провести, в основном, анкетирование. В этой связи, работа в этом направлении будет продолжена в следующем учебном году. Диагностика психологического климата показала, что удовлетворенность школьной жизнью у детей всех классов высокая (75-100 %), конфликтность в классах составляет от 7% до 15% (незначительный уровень), сплоченность классов – от 57% до 86 %.
В связи с этим важными задачами работы с классным коллективом являются:
1. Формирование навыков эффективных способов общения.
2. Развитие умения слушать и понимать собеседника.
3. Развитие рефлексивных и когнитивных способностей.
С 6 апреля перешла на дистанционный режим обучения. В течение 4 четверти занималась обработкой диагностик, проведённых с детьми, которые утверждены на ТПМПК. Готовила и оформляла пакеты документов в тесной связи с классными руководителями. Составляла психологические характеристики на выпускников, готовящихся к ТПМПК, делала выписки на 33 человека. Посещала семинары и вебинары, где показаны реальные инструменты работы с детьми в дистанционном режиме. К сожалению, по причине отсутствия технического оборудования у детей, учебный процесс осуществлялся только по телефону. Участвовала в выдаче сухпайков детям с.Карлук.
Подводя итог анализу работы нужно отметить, что необходимо сделать для результативного психолого-педагогического сопровождения обучающихся в нашей школе. Это:
1.Успешное и эффективное планирование работы, учитывая практический опыт этого года. В настоящее время изучаю опыт других психологов, собираю методические статьи по этой тематике, методики, программы занятий и по этому направлению уже многое сделано.
2.Создавать условия для повышения комфортности самочувствия детей в школе и сохранению стабильно - положительных отношений между учителями и учащимися.
3. Охват новых направлений, таких как: работа с одарёнными подростками и с ребятами 10-11 классов.
4. Реальная необходимость оснащения компьютера пакетом диагностических программ с учетом выхода в Интернет для полноценной работы.
5. В коррекционно-развивающей работе охват 2-х, 3-х и 4-х классов наиболее глубже.
6.Совершенствовать работу психолого-педагогического консилиума школы.
7.Способствовать функционированию школьной Службы медиации.
8. Учитывать данные психологических исследований в работе с учениками, осуществляя сотрудничество с классными руководителями и учителями – предметниками.
В начале учебного года возникла трудность с проведением социально-психологического тестирования по единой методике. Сдача анализов прошла вообще неуместно: педагог-психолог и социальный педагог занимались сбором мочи.
Необходимо учесть в следующем учебном году:
1.Осознанная поддержка администрации школы:
- своевременный график поэтапного проведения СПТ в школе с конкретным указанием ответственного лица;
- организация общешкольного родительского собрания для просвещения родителей и поддержки в проведении социально-психологического тестирования.
2.Выделение необходимого количества ноутбуков с обновлённым браузером и выходом в интернет;
- профессиональная помощь системного администратора в обработке компьютерных методик и в присвоении кодов участникам СПТ.
3.Результаты СПТ разместить на сайте школы.
Тема самообразования на 2020-2021 учебный год
«Организация школьной Службы медиации»
«31»_мая 2020 г.
Педагог-психолог МКОУ Манзурской СОШ И.В.Тарасова
Статистическая справка
В целом проведено за 2019-2020 учебный год | ||||||||||||
Всего приемов детей___52 | ||||||||||||
Возрастные группы | | | 7 лет | 7-10 лет | 10-12 лет | 12-15 лет | Старше 15 лет | |||||
| | | 6 | 10 | 8 | 22 | 6 | |||||
Всего приемов взрослых_24 | ||||||||||||
Родителей 8 | Педагогов 16 | |||||||||||
Проведено всего индивидуальных обследований__54_ | ||||||||||||
Первичных 31 | Повторных 23 | |||||||||||
Проведено всего индивидуальных консультаций___31 | ||||||||||||
Детей 9 | Педагогов / родителей 23 | |||||||||||
Проведено всего групповых консультаций____5 | ||||||||||||
Для детей 2 | Для педагогов / родителей 3 | |||||||||||
Проведено групповых диагностик | Детей 50 | Кол-во детей на групповой диагностике | 12-22 | Кол-во взрослых на групповой диагностике | 0 | |||||||
| Взрослых 0 | |||||||||||
Проведено всего индивидуальных коррекционных занятий___20 | ||||||||||||
С детьми 20 | С взрослыми 0 | |||||||||||
Проведено всего групповых коррекционных занятий__48 | ||||||||||||
С детьми 48 | С взрослыми 0 | |||||||||||
Количество посещений детьми групповой коррекции 48 | Количество посещений взрослыми групповой коррекции 0 | |||||||||||
Проведение консилиумов | 3 | Плановых 2 | Внеплановых 1 | |||||||||
Проведение семинаров | 0 | Для педагогов/ др. специалистов 0 | Для родителей 0 | |||||||||
Экспертная деятельность | 31 | Педагоги 21 | Учащиеся 10 | |||||||||
Организационно-методическая (подготовка справок, выписок, программ) | 24 | | |
Педагог-психолог МКОУ Манзурской СОШ И.В.Тарасова
8
Кияйкина Наталья Федоровна
Тарасова Ирина Викторовна