12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Бойкив Наталья Юрьевна1052
Россия, Донецкая Народная Респ., г. Донецк
1

Анализ информационной компетентности преподавателей ГПОУ «Донецкий техникум химических технологий и фармации"

УДК 377.5


Бойкив Наталья Юрьевна

ГПОУ «Донецкий техникум химических технологий и фармации»

Кандидат биологических наук, специалист высшей квалификационной категории

г. Донецк


АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ГПОУ «ДОНЕЦКИЙ ТЕХНИКУМ ХИМИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ И ФАРМАЦИИ»


Аннотация. Рассмотрен вопрос формирования информационной компетентности преподавателей техникума. Сделан вывод о том, что информационная компетентность педагогических работников является необходимым компонентов профессиональной компетентности.


Ключевые слова: информационная компетентность, среднее профессиональное образование; компетентностный подход.


Современное общество является информационным и выдвигает принципиально новые требования к системе среднего профессионального образования и к профессиональной деятельности ее субъектов. В их профессиональной деятельности вообще и в функционировании конкретных средних профессиональных образовательных учреждений должны постоянно учитываться, с одной стороны, необходимость владения специалистами современными информационными технологиями, а с другой - быстрое старение научных знаний, разнообразной учебной и служебной информации, информационных технологий и тому подобное. Это, безусловно, имеет существенное влияние, во-первых, как на все субъекты системы среднего профессионального образования, среди которых есть особенная категория - педагогические работники, так и на модернизацию среднего профессионального образования и составляющие профессиональной подготовки будущих специалистов в образовательных учреждениях.

Во-вторых, успешность функционирования средних профессиональных образовательных учреждений зависит в первую очередь от руководителей, которые придают процессу модернизации системы среднего профессионального образования целенаправленность и управляемость. Это выдвигает повышенные требования к управленческой компетентности руководителей образовательных учреждений. Среди основных критериев сформированности информационной компетентности - способность и готовность к постоянному обновлению своих профессиональных знаний, обрабатыванию огромного объема разнообразной служебной информации и компетентному ее использованию в управленческой деятельности

В-третьих, педагогические работники в профессионально-педагогической деятельности имеют вовремя, а то и с опережением, реагировать на информатизацию общества и системы образования, вовремя вносить необходимые изменения в цели, содержание, технологии, методики, средства профессиональной подготовки будущих специалистов и адекватно оценивать ее результаты

Следовательно, в системе СПО существует потребность в таких педагогических работниках, которые способны и готовы постоянно работать с большим объемом разнообразной информации, которая является продуктом и исходным материалом одновременно их профессионально-педагогической деятельности. В связи с этим можно обоснованно считать, что повышение информационной компетентности для разнообразных категорий педагогических работников образовательных учреждений среднего профессионального образования является непосредственной составляющей их профессионально-педагогической деятельности.

Уровень информационной культуры человека, как правило, определяется не только усвоенными им знаниями и умениями в области информационных процессов и компьютерных дисциплин, а также способностью существовать в информационном обществе. Для того, чтобы привить ему информационную культуру, необходимо создать вокруг него определенную информационную среду, для освоения которой требуются специальные знания, умения, навыки. Ценность же самой информационной культуры состоит в том, что она обогащает личность, обеспечивая становление мировоззрения и мироощущения личности, помогая определить свое место в жизни и в обществе, давая возможность для самореализации и самосовершенствования [1].

Информационная компетентность должна включать в себя знания и умения пользоваться нормативными документами, умение адекватно подбирать формы, методы, виды деятельности согласно содержанию профессионально-педагогической деятельности, умение планировать учебно-производственный процесс на основе компетентностного подхода, и т.д..

Критерии оценивания динамики развития информационной компетентности педагогических работников средних профессиональных образовательных учреждений являются тем инструментом, который дает возможность осуществить корректное количественное и качественное оценивание осуществления педагогического процесса и определить меру достижения предсказуемого результата, позитивной динамики развития информационной компетентности педагогических работников СПОУ.

Можно выделить следующие критерии развития информационной компетентности:

- ценностно-мотивационный,

- когнитивный,

- поведенческо-деятельностный,

- коммуникативный,

- субъектный;

Выделяют следующие уровни развития информационной компактности:

- низкий,

- необходимый,

- оптимальный,

- повышенный,

- высокий [3].

В Донецком техникуме химических технологий и фармации систематически проводится работа по повышению информационной компетентности педагогических работников. Ежегодно данной теме посвящены заседания школы начинающего преподавателя, школы педагогического мастерства.

В сентябре 2021 года проводился опрос среди преподавателей, целью которого было выявление уровня информационной компетентности и возможности ее развития. Были заданы ряд вопросов, на основании ответов на которые модно сделать следующие выводы.

Интернет является наиболее часто используемым источником поиска профессиональной информации среди преподавателей техникума. Другими часто используемыми источниками являются участие в конференциях и учебники и учебные пособия (рис. 1).

t1636990018aa.gif

Рис. 1 Источники получения профессиональной информации педагогическими работниками ГПОУ «Донецкий техникум химических технологий и фармации»


Говоря о самооценке уровня собственной информационной грамотности, педагогические работники техникума в большинстве своем оценивали ее как удовлетворительную (удовлетворены, частично удовлетворены, полностью удовлетворены) (рис. 2).


t1636990018ab.gif

Рис. 2. Самооценка уровня информационной грамотности педагогическими работниками ГПОУ «Донецкий техникум химических технологий и фармации»


Опрос показал, что у некоторых педагогов имеются следующие проблемы:

- недостаточная подготовка к практическому применению современных педагогических, информационных и телекоммуникационных технологий;

- невысокий уровень компьютерной грамотности, отсутствие практических навыков в применении информационных и телекоммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе;

- поверхностное ознакомление с мировым опытом профессионально-технического образования вообще и системами подготовки квалифицированных рабочих и служащих, в частности;

- недостаточная подготовка административного аппарата к управлению средними профессиональными образовательными в новых условиях, к принятию обоснованных управленческих решений и организации их выполнения.

Все участники опроса отметили необходимость постоянного повышения своей информационной компетентности.

У любого преподавателя имеется в распоряжении целая гамма возможностей для применения в процессе обучения разнообразных средств ИКТ. Это банки данных, информация из Интернета, многочисленные электронные учебные посо- бия, словари и справочники, дидактический материал, презентации, программы, автоматизирующие контроль знаний (тесты, зачеты, опросники, подготовленные с помощью языков программирования, MS Excel, MS PowerPoint и др.), форумы для общения и др. Благодаря этому актуализируется содержание обучения, возможен интенсивный обмен информацией с удаленными партнерами, интеркуль турный процесс обучения принимает динамический характер [2].

Основными направлениями применения информационной компетентности педагогические работники считают повышение профессионального мастерства, осуществление инновационной деятельности, анализ учебных планов и рабочих программ (рис. 3).


t1636990018ac.gif

Рис. 3. Направления применения информационной компетентности педагогическими работниками ГПОУ «Донецкий техникум химических технологий и фармации»


Реализация всех компонентов информационной компетентности педагогических работников средних профессиональных образовательных учреждений обеспечивает эффективность ее внедрения в учебно-воспитательный процесс.

Таким образом, по мнению педагогических работников техникума, информационная компетентность педагогических работников не только чрезвычайно важна на современном этапе развития среднего профессионального образования, но и является необходимым компонентов профессиональной компетентности.


Список использованных источников

Конюшенко С.М. Информационная культура педагога в свете концепции индивидуальности человека / С.М. Конюшенко // Информатика и образование. - 2004. - №7. – С. 105.

Куликова Н.Ю. Информационные коммуникационные технологии как средство повышения профессионального мастерства преподавателей специальных дисциплин / Н.Ю Куликова // Вестник РУДН, серия Информационное образование. - 2008. - №1. – С. 27-33.

Петров А.Ю., Ледянкина М.А. Развитие профессиональной компетентности преподавателей в техникуме / А.Ю. Петров, М.А. Ледянкина // Теоретические вопросы дидактики средней и высшей школы. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-professionalnoy-kompetentnosti-prepodavateley-v-tehnikume/viewer .


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.