12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Давоян Милена Кареновна25

Анализ материала учебников «Русский язык» 1 – 4 классах (УМК «Школа России», УМК «Гармония», УМК «Перспектива»)

Для рассмотрения своей темы мы решили проанализировать три программы: УМК «Школа России» Горецкого В.Г., Канакиной В.П.; УМК «Гармония» Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.; УМК «Перспектива» Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г., Бабушкиной Т.В. Данные программы позволяют формировать у младших школьников нормы ударения и произношения.

УМК «Школа России»:

В данном учебно-методическом комплексе выделяют следующие теоретические сведения для младших школьников:

1) Изучение понятия «ударение» (в 1 классе – ознакомление, а в последующих классах закрепление и усовершенствование).

1 класс: Даётся определение понятия «ударение: ударение – это выделение в слове голосом одного из слогов. Слог, который произносится в слове с большей силой голоса, чем другие, называется ударным. Другие слоги (или слог) называются безударными. Знак ударения не ставится в односложных словах (шар, лес) и в словах с буквой ё (свёкла, шофёр). Для выделения ударного слога надо произнести слово целиком (не по слогам) с интонацией обращения или вопросительной интонацией. В конце учебника есть словарь, пользуясь которым ты будешь учиться правильно, произносить слова русского языка и правильно ставить ударение. Этот словарь называется орфоэпическим.

Задания, которые даются в учебнике можно поделить на несколько типов:

Работа с орфоэпическим словарём (то есть, слова взяты из словаря,

которые нужно запомнить с правильным литературным ударением или даны в задании слова, в которых нужно поставить ударение, а для этого нужно поработать со словарём). По данному типу в учебнике представлено 3 задания.

Постановка ударения в словах (то есть в задании даны слова, в которых

дети должны расставить ударение). По данному типу в учебнике представлено 5 заданий.

Деление слов на группы в зависимости от места нахождения ударения

в слове (то есть даются слова, их нужно поделить на группы: 1 столбик – ударение в начале слова; 2 столбик – ударение в середине слова; 3 столбик – ударение в конце слова. Есть такой вариант, дети должны произнести ту часть слова, куда падает ударение. Или найти тот слог, на который в слове падает ударение). По данному типу в учебнике представлено 3 задания.

2 класс: Во втором классе младшие школьники продолжают знакомство с понятием «ударение». Ударение в словах русского языка свободное. Оно может находиться на любом слоге. Также ударение помогает различать одинаковые по написанию, но разные по значению слова. Младшие школьники узнают, что русское ударение подвижное. Оно может переходить с одного слога на другой в следующих случаях:

а) при изменении формы слова;

б) при образовании нового слова.

Большая часть слов русского языка имеет неподвижное ударение.

Задания, которые даются в учебнике можно поделить на несколько типов:

Работа с орфоэпическим словарём (то есть, слова взяты из словаря,

которые нужно запомнить с правильным литературным ударением или даны в задании слова, в которых нужно поставить ударение, а для этого нужно поработать со словарём). По данному типу в учебнике представлено 5 задания.

Постановка ударения в словах (то есть в задании даны слова, в которых

дети должны расставить ударение). По данному типу в учебнике представлено 4 заданий.

Деление слов на группы в зависимости от места нахождения ударения

в слове (то есть даются слова, их нужно поделить на группы: 1 столбик – ударение в начале слова; 2 столбик – ударение в середине слова; 3 столбик – ударение в конце слова. Есть такой вариант, дети должны произнести ту часть слова, куда падает ударение. Или найти тот слог, на который в слове падает ударение). По данному типу в учебнике представлено 4 задания.

3 – 4 классы: В данных классах ничего нового по ударению не изучается. Но в орфоэпическом словаре даются более сложные слова с ударениями, которые дети должны запомнить. То есть работа над изучением понятия «ударение» продолжается. И задания тоже даются разной сложности, чтобы младшие школьники усовершенствовали свои знания.

Задания, которые даются в учебнике можно поделить на несколько типов:

Работа с орфоэпическим словарём (то есть, слова взяты из словаря,

которые нужно запомнить с правильным литературным ударением или даны в задании слова, в которых нужно поставить ударение, а для этого нужно поработать со словарём). По данному типу в учебнике в 3 классе представлено 2 задания, а в 4 классе – нет такого типа заданий.

Постановка ударения в словах (то есть в задании даны слова, в которых

дети должны расставить ударение). По данному типу в учебнике 3 классе представлено 2 заданий, а в 4 классе – 2 задания.

Деление слов на группы в зависимости от места нахождения ударения

в слове (то есть даются слова, их нужно поделить на группы: 1 столбик – ударение в начале слова; 2 столбик – ударение в середине слова; 3 столбик – ударение в конце слова. Есть такой вариант, дети должны произнести ту часть слова, куда падает ударение. Или найти тот слог, на который в слове падает ударение). По данному типу в учебнике в 3 классе представлено 1задание, а в 4 классе – 2 задания.

2) Произношение и определение гласных и согласных звуков.

1 класс: Младшие школьники научатся определять гласные звуки: гласный звук состоит только из голоса; при произнесении гласного звука воздух проходит через рот свободно, без преград; гласный звук обозначает слог. Познакомятся, какие бывают гласные звуки и как они обозначаются буквами на письме: гласные звуки: [а], [о], [и], [ы], [у], [э]. Буквы для обозначения гласных звуков: а, о, и, ы, у, э, е, ё, ю, я. Учащиеся научатся определять согласные звуки: согласный звук состоит из шума или из шума и голоса; при произнесении согласного звука струя воздуха во рту встречает преграду (губы, зубы, язык); согласный звук образует слог только вместе с гласным звуком. Также младшие школьники узнают, что звук [й’] – это согласный звук и без гласного звука он слога не составляет.

Задания, которые даются в учебнике можно поделить на несколько типов:

Работа с орфоэпическим словарём на запоминание правильного

литературного произношения (то есть, слова, представленные в задании, необходимо произнести правильным литературным языком, которые выбраны из орфоэпического словаря). По данному типу в учебнике представлено 8 задания.

Деление согласных звуков по твёрдости/мягкости или

глухости/звонкости (то есть даны слова, в которых надо выделить парный по глухости/звонкости или твёрдости/мягкости согласный звук. Также выделить в словах те гласные, которые смягчают произношение согласного звука, или, наоборот, придают им твёрдость). По данному типу в учебнике представлено 11 заданий.

Произношение гласных и согласных звуков (то есть в задании даны

слова, в которых нужно произнести все гласные звуки или согласные. Но есть и такое упражнение, где можно проверить могут ли младшие школьники определить одинаковое количество гласных звуков или букв, которые их обозначают). По данному типу в учебнике представлено 10 заданий.

Выполнение звуко-буквенного анализа слова. По данному типу в учебнике представлено 5 заданий.

2 класс: По памяткам, представленным в учебнике, можно увидеть, что есть гласные буквы, которые указывают на твердость согласного звука (а,о,у,ы,э) и мягкость (а,ё,ю,и,е). И поэтому в транскрипции, если над согласным звуком есть запятая, то этот звук произносится мягко. Так же мягкий знак тоже смягчает согласные звуки. Ученики продолжают закреплять понятия «звонкость» и «глухость» согласных. В одинаковой части (в корне) одного и того же слова и в однокоренных словах парный по глухости – звонкости согласный звук обозначается одной и той же буквой. Чтобы правильно обозначить буквой парный по глухости – звонкости согласный звук на конце слова или перед согласным, нужно:

а) или изменить слово;

б) или подобрать однокоренное слово.

Задания, которые даются в учебнике можно поделить на несколько типов:

Работа с орфоэпическим словарём на запоминание правильного

литературного произношения (то есть, слова, представленные в задании, необходимо произнести правильным литературным языком, которые выбраны из орфоэпического словаря). По данному типу в учебнике представлено 4 задания.

Деление согласных звуков по твёрдости/мягкости или

глухости/звонкости (то есть даны слова, в которых надо выделить парный по глухости/звонкости или твёрдости/мягкости согласный звук. Также выделить в словах те гласные, которые смягчают произношение согласного звука, или, наоборот, придают им твёрдость). По данному типу в учебнике представлено 9 заданий.

Произношение гласных и согласных звуков (то есть в задании даны

слова, в которых нужно произнести все гласные звуки или согласные. Но есть и такое упражнение, где можно проверить могут ли младшие школьники определить одинаковое количество гласных звуков или букв, которые их обозначают). По данному типу в учебнике представлено 8 заданий.

Выполнение звуко-буквенного анализа слова. По данному типу в учебнике представлено 7 заданий.

3 класс: Младшие школьники продолжают работу по закреплению над гласными и согласными звуками. Когда в слове встречаются сразу три согласных, один из них может не произноситься. Так, не произносятся звуки:

[л] – в слове солнце;

[т] – в словах лестница, окрестность;

[д] – в словах сердце, праздник;

[ф] – в словах чувство, здравствуйте.

Однако буквой они обозначаются.

Разделительный твёрдый и мягкий знаки указывают, что следующая за ними буква (е, ё, ю, я), обозначают два звука: звук [й’] и последующий гласный звук.

Задания, которые даются в учебнике можно поделить на несколько типов:

Работа с орфоэпическим словарём на запоминание правильного

литературного произношения (то есть, слова, представленные в задании, необходимо произнести правильным литературным языком, которые выбраны из орфоэпического словаря). По данному типу в учебнике представлено 2 задания.

Деление согласных звуков по твёрдости/мягкости или

глухости/звонкости (то есть даны слова, в которых надо выделить парный по глухости/звонкости или твёрдости/мягкости согласный звук. Также выделить в словах те гласные, которые смягчают произношение согласного звука, или, наоборот, придают им твёрдость). По данному типу в учебнике представлено 4 задания.

Произношение гласных и согласных звуков (то есть в задании даны

слова, в которых нужно произнести все гласные звуки или согласные. Но есть и такое упражнение, где можно проверить могут ли младшие школьники определить одинаковое количество гласных звуков или букв, которые их обозначают). По данному типу в учебнике представлено 3 задания.

Выполнение звуко-буквенного анализа слова. По данному типу в учебнике представлено 3 задания.

4 класс: В данном классе ничего нового не изучается, а отрабатывается все изученное.

Задания, которые даются в учебнике можно поделить на несколько типов:

Работа с орфоэпическим словарём на запоминание правильного

литературного произношения (то есть, слова, представленные в задании, необходимо произнести правильным литературным языком, которые выбраны из орфоэпического словаря). По данному типу в учебнике представлено 1 задания.

Деление согласных звуков по твёрдости/мягкости или

глухости/звонкости (то есть даны слова, в которых надо выделить парный по глухости/звонкости или твёрдости/мягкости согласный звук. Также выделить в словах те гласные, которые смягчают произношение согласного звука, или, наоборот, придают им твёрдость). По данному типу в учебнике представлено 3 задания.

Произношение гласных и согласных звуков (то есть в задании даны

слова, в которых нужно произнести все гласные звуки или согласные. Но есть и такое упражнение, где можно проверить могут ли младшие школьники определить одинаковое количество гласных звуков или букв, которые их обозначают). По данному типу в учебнике представлено 3 задания.

Выполнение звуко-буквенного анализа слова. По данному типу в учебнике представлено 4 задания.


УМК «Гармония»:

В данном учебно-методическом комплексе выделяют следующие теоретические сведения для младших школьников:

1) Изучение понятия «ударение».

На изучение понятия «ударение» не выделяется тема. Ничего не даётся. Но зато младших школьников знакомят с орфоэпическим словарём. И дети пользуются им при выполнении заданий.

Задания, которые даются в учебнике можно поделить на несколько типов:

Работа с орфоэпическим словарём (то есть, слова взяты из словаря,

которые нужно запомнить с правильным литературным ударением или даны в задании слова, в которых нужно поставить ударение, а для этого нужно поработать со словарём). По данному типу в учебнике представлено 7 задания.

Постановка ударения в словах (то есть в задании даны слова, в которых

дети должны расставить ударение). По данному типу в учебнике представлено 5 заданий.

Деление слов на группы в зависимости от места нахождения ударения

в слове (то есть даются слова, их нужно поделить на группы: 1 столбик – ударение в начале слова; 2 столбик – ударение в середине слова; 3 столбик – ударение в конце слова. Есть такой вариант, дети должны произнести ту часть слова, куда падает ударение. Или найти тот слог, на который в слове падает ударение). По данному типу в учебнике представлено 4 задания.

2) Произношение и определение гласных и согласных звуков.

1 класс: Младшие школьники узнают о звуках русского языка. Гласные произносятся с голосом, и при проговаривании воздух не имеет преград на своём пути. А при произнесении согласных воздух встречает преграды. Учёные придумали, как можно обозначать звуки нашей речи. Они договорились использовать буквы, но ставить их в особые скобки: [ ]. Буквы согласных сами не показывают твёрдость или мягкость своих звуков. За них это делают буквы гласных. Одни указывают на твёрдость (а, о, у, э, ы), другие - на мягкость (я, ё, ю, е, и) согласного.

Задания, которые даются в учебнике можно поделить на несколько типов:

Работа с орфоэпическим словарём на запоминание правильного

литературного произношения (то есть, слова, представленные в задании, необходимо произнести правильным литературным языком, которые выбраны из орфоэпического словаря). По данному типу в учебнике нет заданий.

Деление согласных звуков по твёрдости/мягкости или

глухости/звонкости (то есть даны слова, в которых надо выделить парный по глухости/звонкости или твёрдости/мягкости согласный звук. Также выделить в словах те гласные, которые смягчают произношение согласного звука, или, наоборот, придают им твёрдость). По данному типу в учебнике представлено 3 задания.

Произношение гласных и согласных звуков (то есть в задании даны

слова, в которых нужно произнести все гласные звуки или согласные. Но есть и такое упражнение, где можно проверить могут ли младшие школьники определить одинаковое количество гласных звуков или букв, которые их обозначают). По данному типу в учебнике представлено 2 задания.

Выполнение звуко-буквенного анализа слова. По данному типу в учебнике нет заданий.

2 класс: Характеристика звуков слова и их сравнение с буквами – это звуко-буквенный разбор. Некоторые звуки русского языка трудно выговаривать, когда они попадают между двумя согласными: грустный, честный. Поэтому решили буквы на месте этих звуков писать, а звуки не произносить.

Задания, которые даются в учебнике можно поделить на несколько типов:

Работа с орфоэпическим словарём на запоминание правильного

литературного произношения (то есть, слова, представленные в задании, необходимо произнести правильным литературным языком, которые выбраны из орфоэпического словаря). По данному типу в учебнике представлено 4 задания.

Деление согласных звуков по твёрдости/мягкости или

глухости/звонкости (то есть даны слова, в которых надо выделить парный по глухости/звонкости или твёрдости/мягкости согласный звук. Также выделить в словах те гласные, которые смягчают произношение согласного звука, или, наоборот, придают им твёрдость). По данному типу в учебнике представлено 2 задания.

Произношение гласных и согласных звуков (то есть в задании даны

слова, в которых нужно произнести все гласные звуки или согласные. Но есть и такое упражнение, где можно проверить могут ли младшие школьники определить одинаковое количество гласных звуков или букв, которые их обозначают). По данному типу в учебнике заданий нет.

Выполнение звуко-буквенного анализа слова. По данному типу в учебнике представлено 2 задания.

3 – 4 классы: В данных классах ничего нового не изучается.

Задания, которые даются в учебнике можно поделить на несколько типов:

Работа с орфоэпическим словарём на запоминание правильного

литературного произношения (то есть, слова, представленные в задании, необходимо произнести правильным литературным языком, которые выбраны из орфоэпического словаря). По данному типу в учебнике нет заданий.

Деление согласных звуков по твёрдости/мягкости или

глухости/звонкости (то есть даны слова, в которых надо выделить парный по глухости/звонкости или твёрдости/мягкости согласный звук. Также выделить в словах те гласные, которые смягчают произношение согласного звука, или, наоборот, придают им твёрдость). По данному типу в учебнике нет заданий.

Произношение гласных и согласных звуков (то есть в задании даны

слова, в которых нужно произнести все гласные звуки или согласные. Но есть и такое упражнение, где можно проверить могут ли младшие школьники определить одинаковое количество гласных звуков или букв, которые их обозначают). По данному типу в учебнике нет заданий.

Выполнение звуко-буквенного анализа слова. По данному типу в учебнике представлено 1 задание.


УМК «Перспектива»:

В данном учебно-методическом комплексе выделяют следующие теоретические сведения для младших школьников:

1) Изучение понятия «ударение».

1 класс: Ударение ставится над ударным гласным звуком в слове. И он произносится сильнее других. В конце учебника есть орфоэпический словарь – помощник «Говори правильно». Автор учебника даёт слова, которые нужно научиться говорить правильно: занял – заняла – заняли – занят – занята; понял – поняла – поняли; начал – начала – начали – начать. Ритм стихотворения помогает нам запомнить правильное произношение слова.

Задания, которые даются в учебнике можно поделить на несколько типов:

Работа с орфоэпическим словарём (то есть, слова взяты из словаря,

которые нужно запомнить с правильным литературным ударением или даны в задании слова, в которых нужно поставить ударение, а для этого нужно поработать со словарём). По данному типу в учебнике нет заданий.

Постановка ударения в словах (то есть в задании даны слова, в которых

дети должны расставить ударение). По данному типу в учебнике представлено 5 заданий.

Деление слов на группы в зависимости от места нахождения ударения

в слове (то есть даются слова, их нужно поделить на группы: 1 столбик – ударение в начале слова; 2 столбик – ударение в середине слова; 3 столбик – ударение в конце слова. Есть такой вариант, дети должны произнести ту часть слова, куда падает ударение. Или найти тот слог, на который в слове падает ударение). По данному типу в учебнике представлено 3 задания.

2 класс: Во втором классе младшие школьники ничего нового по этой теме не изучают, а только закрепляют.

Задания, которые даются в учебнике можно поделить на несколько типов:

Работа с орфоэпическим словарём (то есть, слова взяты из словаря,

которые нужно запомнить с правильным литературным ударением или даны в задании слова, в которых нужно поставить ударение, а для этого нужно поработать со словарём). По данному типу в учебнике представлено 2 задания.

Постановка ударения в словах (то есть в задании даны слова, в которых

дети должны расставить ударение). По данному типу в учебнике представлено 8 заданий.

Деление слов на группы в зависимости от места нахождения ударения

в слове (то есть даются слова, их нужно поделить на группы: 1 столбик – ударение в начале слова; 2 столбик – ударение в середине слова; 3 столбик – ударение в конце слова. Есть такой вариант, дети должны произнести ту часть слова, куда падает ударение. Или найти тот слог, на который в слове падает ударение). По данному типу в учебнике представлено 6 задания.

3 класс: Ничего нового не изучается.

Задания, которые даются в учебнике можно поделить на несколько типов:

Работа с орфоэпическим словарём (то есть, слова взяты из словаря,

которые нужно запомнить с правильным литературным ударением или даны в задании слова, в которых нужно поставить ударение, а для этого нужно поработать со словарём). По данному типу в учебнике нет заданий.

Постановка ударения в словах (то есть в задании даны слова, в которых

дети должны расставить ударение). По данному типу в учебнике представлено 4 задания.

Деление слов на группы в зависимости от места нахождения ударения

в слове (то есть даются слова, их нужно поделить на группы: 1 столбик – ударение в начале слова; 2 столбик – ударение в середине слова; 3 столбик – ударение в конце слова. Есть такой вариант, дети должны произнести ту часть слова, куда падает ударение. Или найти тот слог, на который в слове падает ударение). По данному типу в учебнике представлено 1 задание.

4 класс: В некоторых языках ударение всегда стоит на определённом слоге:

в чешском языке – на первом слоге: Карловы Вары, Злата Прага;

во французском языке – на последнем слоге: Марсель, Париж.

В русском языке определённого места для ударного слога (начало, середина или конец слова) нет: лето, окно, Енисей.

Задания, которые даются в учебнике можно поделить на несколько типов:

Работа с орфоэпическим словарём (то есть, слова взяты из словаря,

которые нужно запомнить с правильным литературным ударением или даны в задании слова, в которых нужно поставить ударение, а для этого нужно поработать со словарём). По данному типу в учебнике представлено 1 задание.

Постановка ударения в словах (то есть в задании даны слова, в которых

дети должны расставить ударение). По данному типу в учебнике представлено 5 заданий.

Деление слов на группы в зависимости от места нахождения ударения

в слове (то есть даются слова, их нужно поделить на группы: 1 столбик – ударение в начале слова; 2 столбик – ударение в середине слова; 3 столбик – ударение в конце слова. Есть такой вариант, дети должны произнести ту часть слова, куда падает ударение. Или найти тот слог, на который в слове падает ударение). По данному типу в учебнике нет заданий.

2) Произношение и определение гласных и согласных звуков.

1 класс: По правильности и чистоте произношения звуков в словах можно судить о культуре человека. Гласные звуки назвали так, потому что они произносятся только голосом. Во время произношения воздух не встречает преград со стороны языка, зубов и губ. Их насчитывают шесть: [а], [о], [у], [ы], [и], [э], но для их обозначения мы используем десять букв: а – я, о – ё, у – ю, ы – и, э – е. Для обозначения гласных звуков, стоящих после твёрдых согласных, используются буквы а, о, у, ы, э, а после мягких согласных – е, ё, и, ю, я. При произнесении согласных звуков воздух встречает преграду со стороны органов речи: языка, зубов и губ. Согласные звуки произносятся с голосом и шумом или только с шумом. В русском языке для обозначения согласных звуков используются буквы: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ.

Задания, которые даются в учебнике можно поделить на несколько типов:

Работа с орфоэпическим словарём на запоминание правильного

литературного произношения (то есть, слова, представленные в задании, необходимо произнести правильным литературным языком, которые выбраны из орфоэпического словаря). По данному типу в учебнике представлено 3 задания.

Деление согласных звуков по твёрдости/мягкости или

глухости/звонкости (то есть даны слова, в которых надо выделить парный по глухости/звонкости или твёрдости/мягкости согласный звук. Также выделить в словах те гласные, которые смягчают произношение согласного звука, или, наоборот, придают им твёрдость). По данному типу в учебнике представлено 5 заданий.

Произношение гласных и согласных звуков (то есть в задании даны

слова, в которых нужно произнести все гласные звуки или согласные. Но есть и такое упражнение, где можно проверить могут ли младшие школьники определить одинаковое количество гласных звуков или букв, которые их обозначают). По данному типу в учебнике представлено 8 заданий.

Выполнение звуко-буквенного анализа слова. По данному типу в учебнике представлено 4 заданий.

2 класс: Гласный звук произносится с голосом, свободно, не встречая во рту преград. На схеме мы обозначаем его так: О. Согласный звук произносится с шумом, потому что выдыхаемый воздух встречает преграды со стороны языка, зубов и губ. На схемах он обозначается так: О внутри полоска (твёрдый согласный звук) или О внутри волнистая линия (мягкий согласный звук).

t1673719302aa.png

Задания, которые даются в учебнике можно поделить на несколько типов:

Работа с орфоэпическим словарём на запоминание правильного

литературного произношения (то есть, слова, представленные в задании, необходимо произнести правильным литературным языком, которые выбраны из орфоэпического словаря). По данному типу в учебнике представлено 1 задание.

Деление согласных звуков по твёрдости/мягкости или

глухости/звонкости (то есть даны слова, в которых надо выделить парный по глухости/звонкости или твёрдости/мягкости согласный звук. Также выделить в словах те гласные, которые смягчают произношение согласного звука, или, наоборот, придают им твёрдость). По данному типу в учебнике представлено 3 заданий.

Произношение гласных и согласных звуков (то есть в задании даны

слова, в которых нужно произнести все гласные звуки или согласные. Но есть и такое упражнение, где можно проверить могут ли младшие школьники определить одинаковое количество гласных звуков или букв, которые их обозначают). По данному типу в учебнике представлено 1 задание.

Выполнение звуко-буквенного анализа слова. По данному типу в учебнике представлено 2 задания.

3 – 4 классы: В данных классах ничего нового не изучается, а отрабатывается все изученное.

Задания, которые даются в учебнике можно поделить на несколько типов:

Работа с орфоэпическим словарём на запоминание правильного

литературного произношения (то есть, слова, представленные в задании, необходимо произнести правильным литературным языком, которые выбраны из орфоэпического словаря). По данному типу в учебнике заданий нет.

Деление согласных звуков по твёрдости/мягкости или

глухости/звонкости (то есть даны слова, в которых надо выделить парный по глухости/звонкости или твёрдости/мягкости согласный звук. Также выделить в словах те гласные, которые смягчают произношение согласного звука, или, наоборот, придают им твёрдость). По данному типу в учебнике заданий нет.

Произношение гласных и согласных звуков (то есть в задании даны

слова, в которых нужно произнести все гласные звуки или согласные. Но есть и такое упражнение, где можно проверить могут ли младшие школьники определить одинаковое количество гласных звуков или букв, которые их обозначают). По данному типу в учебнике заданий нет.

Выполнение звуко-буквенного анализа слова. По данному типу в учебнике в 3 классе представлено 1 задание.


Сравнивая три выше представленных учебно-методических комплекса (УМК «Школа России», УМК «Гармония» и УМК «Перспектива»), мы пришли к такому выводу:

В учебно-методическом комплексе «Школа России» теоретический материал по теме исследования распределён на все 4 года обучения в начальной школе. Вся информация чётко и ясно представлена авторами. Введение понятия «ударение» в двух программах «Школа России» и «Перспектива» раскрывается, а в УМК «Гармония» не предлагает никакого теоретического материала. Работа с орфоэпическим словарём ведётся во всех трёх программах. На счёт сравнения заданий, то типы заданий совпадают, хотя и теоретический материал даётся разный. Выполняя эти задания, дети научатся правильно ставить ударения, находить в какой части слова находится и, конечно, работа с орфоэпическим словарём.

То как произносятся гласные и согласные звуки, есть материал во всех трёх программах. А в программе «Гармония» даже показано как правильно нужно оформлять звуки: в квадратных скобках. В программе «Перспектива» представлено, как необходимо обозначать гласные звуки, твёрдые и мягкие согласные. Программа «Школа России» уделяет внимание согласному звуку [й’], который без гласного звука слога не составляет и он всегда мягкий. Во всех трёх программах говорится о том, что гласные буквы делятся на две группы: (а,о,у,ы,э) придают твёрдость согласному звуку, а (а,ё,ю,и,е) смягчают.

В программе «Школа России» также говорится о мягком знаке, который не обозначает никакой звук, но смягчает рядом стоящую согласную. Понятия «глухость» и «звонкость» согласного звука раскрывается только в УМК «Школа России». В «Школа России» и «Гармония» говорится о том, что, если в слове встречаются сразу три согласных, то один из них может не произноситься: [л], [т], [д], [ф]. Но буквой обозначаются. В программе «Школа России» речь идёт о том, что разделительный твёрдый и мягкий знаки указывают на то, что следующая за ним буква (е, ё, ю, я), обозначает два звука: звук [й’] и последующий гласный звук. Задания по типам совпадают.

Таким образом, программа «Школа России» является самой насыщенной и разносторонней из всех выше представленных. Очень легко младшим школьникам будет изучать учебный материал и по нему выполнять различные упражнения.

Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 2 класс. Учебник 1 – 2 ч. – М.: Просвещение, 2017. – 144с.

Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 3 класс. Учебник 1 – 2 ч. – М.: Просвещение, 2013. – 160с.

Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 4 класс. Учебник 1 – 2 ч. – М.: Просвещение, 2013. – 162с.

Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник для 1 класса. – М.: Просвещение, 2014. – 143с.

Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2 класс. Учебник 1 – 2 ч. – М.: Просвещение, 2012. – 143с.

Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 3 класс. Учебник 1 – 2 ч. – М.: Просвещение, 2014. – 159с.

Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 4 класс. Учебник 1 – 2 ч. – М.: Просвещение, 2014. – 127с.

Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. Русский язык. Учебник для 1 класса. – М.: Просвещение, 2011. – 128с.

Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Русский язык. 2 класс. Учебник 1 – 2 ч. – М.: Ассоциация XXI века, 2013. – 160 с.

Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Русский язык. 3 класс. Учебник 1 – 2 ч. – М.: Ассоциация XXI века, 2013. – 160 с.

Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Русский язык. 4 класс. Учебник 1 – 2 ч. – М.: Ассоциация XXI века, 2015. – 176 с.

Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Русский язык. Учебник для 1 класса. – М.: Ассоциация XXI века, 2015. – 144 с.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.