Анализ структуры и содержания заданий по формированию читательской грамотности (Spotlight 5, текст “Travel and leisure”)
Анализ структуры и содержания заданий по формированию читательской грамотности (Spotlight 5, текст “Travel and leisure”)
Задание 1.
Spotlight 5, стр. 116 – 117. Раздел 10 а текст “Travel and leisure”
Характеристики задания:
Содержательная область оценки – чтение для участия в общественной жизни, информация о типах отдыха
Тип текста – несплошной текст (рекламные объявления)
| Типы умений | формулировки заданий |
Находить и извлекать информацию | | |
1.1 | определять место, где содержится искомая информация (фрагмент текста, гиперссылка, ссылка на сайт и т. Д.); | Ex. 1a) What type of holiday is each advert (A-E) about? beach holiday cruise safari sightseeing tour activity holiday |
1.2 | находить и извлекать одну или несколько единиц информации; | |
1.3 | находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста; | |
1.4 | находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста; | Ex. 3a) Listen to and read the adverts and find: two places to stay, three activities, two means of transport and three countries. |
1.5 | определять наличие/отсутствие информации. | |
Интегрировать и интерпретировать информацию | | |
2.1 | понимать фактологическую информацию (сюжет, последовательность событий и т. п.); | |
2.2 | понимать смысловую структуру текста (определять тему, главную мысль/идею, назначение текста); | |
2.3 | понимать значение неизвестного слова или выражения на основе контекста; | |
2.4 | устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями (причинно-следственные отношения, отношения аргумент – контраргумент, тезис – пример, сходство – различие и др.); | |
2.5 | соотносить визуальное изображение с вербальным текстом; | Ex.3b) Match the people (1-5) to the holidays (A-E) 1. Ann and Tony want to have a good rest. 2. John likes to do extreme sports. 3. Amy wants to see animals. 4. Stella likes to learn about ancient culture. 5. Mike likes to see green countryside. Ex.5b) Match the signs (1-5) to the meanings (a-e): You can’t eat or drink. You can get out of the building here. You can’t take photographs. You can park here. You can’t camp. |
2.6 | формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста; | |
2.7 | понимать чувства, мотивы, характеры героев; | |
2.8 | понимать концептуальную информацию (авторскую позицию, коммуникативное намерение). | |
Осмысливать и оценивать содержание и форму текста | | |
3.1 | оценивать содержание текста или его элементов (примеров, аргументов, иллюстраций и т. п.) относительно целей автора; | |
3.2 | оценивать форму текста (структуру, стиль и т. д.), целесообразность использованных автором приемов; | |
3.3 | понимать назначение структурной единицы текста; | |
3.4 | оценивать полноту, достоверность информации; | |
3.5 | обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или нескольких текстах; | |
3.6 | высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте. | Ex. 1b) What’s your favourite type of holiday? Where do you usually go? Where did you go last summer? Ex. 2) How do you like to travel? |
Использовать информацию из текста. | | |
4.1 | использовать информацию из текста для решения практической задачи (планирование поездки, выбор телефона и т.п.) без привлечения фоновых знаний. | |
4.2 | использовать информацию из текста для решения практической задачи с привлечением фоновых знаний. | Ex.4. You are a travel agent. Your partner (client) wants to spend his/ her holidays abroad. Use the information in the adverts to advise him/her. Record yourselves. |
4.3 | формулировать на основе полученной из текста информации собственную гипотезу. | |
4.4 | прогнозировать события, течение процесса, результаты эксперимента на основе информации текста. | |
4.5 | предлагать интерпретацию нового явления, принадлежащего к тому же классу явлений, который обсуждается в тексте (в том числе с переносом из одной предметной области в другую). | Ex.9. Portfolio: Collect information from the Internet and make holiday adverts for places in your country. Use the adverts in Ex. 1 as models. Illustrate your adverts. |
4.6 | выявлять связь между прочитанным и современной реальностью. | |
Выводы:
Представленные в учебнике рекламные объявления на тему отдыха в определенной степени способствуют формированию и развитию умений читательской грамотности учащихся. В соответствии с критериями PISA, представленные задания аутентичные, близкие к реальным ситуациям, взяты из жизни, имитируют внешкольные ситуации, которые существуют в реальной общественной жизни. Представленные задания в большей или меньшей степени направлены на развитие умений учащихся находить и извлекать информацию, интегрировать и интерпретирвать информацию, осмысливать и оценивать содержание и форму текста, использовать информацию из текста.
При этом очевидно, что заданий, направленных на формирование читательской грамотности, представлено недостаточно. Из 25 подтипов умений читательской грамотности (100 %), представленных в таблице, лишь 6 из них отражаются в формулировках заданий, что составляет 24% . Это позволяет сделать вывод о том, что данные задания направлены на формирование читательской грамотности учащихся на элементарном уровне.
5