Статья «Антропонимика, как средство формирования культуроведческой компетенции младшего школьника на уроках русского языка»
О.Л. Гендриксон, г. Белгород, МБОУ СОШ № 28
АНТРОПОНИМИКА, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.
Аннотация. В статье даётся характеристика понятия антропонимика, как основного раздела ономастики. Изучение антропонимики рассматривается во взаимосвязи с культуроведческим подходом в обучении русскому языку. В процессе изучения учащимися антропонимии на уроках особое внимание сосредотачивается на использовании краеведческого материала.
Антропонимика - (от греческого Anthropos – человек и onyma – имя) – раздел ономастики, изучающий антропонимы - собственные имена людей. Совокупность антропонимов называется антропонимией. Личное имя - персональное имя человека, данное ему при рождении. Оно отличается от других антропонимов характером индивидуализации объекта: каждый человек обязательно имеет имя, оно тесно связано с его носителем [2, с.31].
Антропонимика изучает функции антропонима в речи - номинацию, идентификацию, дифференциацию, смену имён, которая связана с возрастом, изменением общественного или семейного положения, жизнью среди людей другой национальности, переходом в другую веру [3, с.36].
Предметом теоретической антропонимики является закономерность возникновения и развития антропонимов, их структура, система.
Прикладная антропонимика изучает нормы в именах, выбор имен, их популярность и способы номинации. [3, с.37].
В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с различными наименованиями: с названиями городов, стран, географических и космических объектов, птиц и животных, предметов духовной и материальной культуры и, конечно же, с именами, отчествами, фамилиями людей, то есть с именами собственными.
Имена собственные издавна привлекали внимание простых людей и профессионалов. Сегодня имена собственные изучают представители самых разнообразных наук : лингвисты, географы, историки, этнографы, психологи, литературоведы. Однако, в первую очередь собственные имена пристально исследуются лингвистами, поскольку любое наименование вне зависимости от того, к какому объекту живой или неживой природы оно относится : к человеку, животному, звездам, улице, городу, селу, реке, ручью, книге - это слово, входящее в систему языка, образующееся по его законам , и употребляющееся в речи.
Для того, чтобы понять поведение, манеры, характер человека, необходимо исследовать его имя. Очень важно понимать, как связаны имя человека и его поведение, темперамент, поэтому, будет полезно изучить происхождение личных имен людей в русском языке.
В науке о языке существует специальный раздел, целое направление лингвистических исследований, посвященное именам, названиям, наименованиям - ономастика.
Ономастика (от греч. onomastikos - относящийся к наименованию, onyma - имя, название): раздел языкознания, изучающий собственные имена, историю их возникновения и преобразования в результате длительного употребления в языке-источнике или в связи с заимствованием в другие языки.
Ономастика традиционно членится на разделы в соответствии с категориями объектов, носящих собственные имена: антропонимика изучает имена людей, топонимика — названия географических объектов, зоонимика — клички животных, астронимика — названия отдельных небесных тел и т. д. Ономастика делит собственные имена на реалионимы (имена существовавших или существующих объектов) и мифонимы (имена вымышленных объектов) [1,с. 29].
Антропонимика выделилась из ономастики в 60—70‑х гг. ХХ в. До 60‑х гг. ХХ в. вместо термина «антропонимика» многими исследователями использовался термин «ономастика». Антропонимика изучает все, связанное с именем: его происхождение, этимологию, а также связь имени с характеристикой качеств человека, национальностью, семьей, родом, сословием, территорией проживания.
Такие исследователи, как Е.Н. Полякова, А.В. Суперанская, А.В. Суслова, М. Горбаневский, В.А. Никонов внесли огромный вклад в развитие антропонимики. Сейчас также создаются словари имен. В них мы можем найти характеристику, значение и происхождение какого-либо имени. Такие словари создали А.В. Суперанская, П. Флоренский, Н.А. Петровский.
Словари личных имен пользуются популярностью. Все их охотно читают, потому, что всем интересно узнать происхождение своего имени и то, что оно обозначает.
Новая модель обучения русскому языку, в связи с переходом на ФГОС и складывающаяся в условиях модернизации российского образования, призвана решать вопросы духовно-нравственного развития личности на основе приобщения учащегося к системе общественных ценностей, формирования у него чувства патриотизма, национального самосознания и поликультурного мышления. Изучение антропонимики своевременно и актуально, так как развитие культуроведческой компетенции играет особую роль в современном мире, где большое значение имеет патриотическое воспитание.
Культуроведческая компетенция предполагает готовность и умение жить и взаимодействовать в современном многокультурном мире. Актуальность данной темы связана с реализацией культуроведческого подхода в обучении русскому языку.
Культуроведческая компетенция предполагает решить следующие проблемы: осознание того, что язык не только средство познания и средство общения, но и форма выражения национальной культуры; формирование умения видеть культурный фон, стоящий за каждой языковой единицей; знание культуры, истории, традиций, обычаев своего народа; формирование умения обнаруживать регионально значимые лексемы и понимать их роль в тексте.
Проблема формирования культуроведческой компетенции младшего школьника связана с осмыслением следующих противоречий:
- между имеющимся у детей уровнем культуроведческой компетентности и современными требованиями к уровню подготовки младших школьников;
- фрагментарного изучения русского языка как лингвистического предмета и основной задачей курса развитие практической культуры родной речи.
Воспитание языковой личности в культуроведческом аспекте требует поиска новых подходов к изучению родного языка. Один из путей реализации нового подхода – включение культуроведческого материала в уроки родного языка, то есть такого материала, который позволит формировать русскую языковую личность. Особое значение при таком подходе придается использованию краеведческого материала в процессе обучения и воспитания. Именно такой подход воспитывает у учащихся бережное, любовное и внимательное отношение к родному языку, а значит - любовь к Родине и стремление достойно служить ей.
Особенно эффективным, по мнению методистов и лингвистов, является использование ономастики в процессе краеведческой работы. Ономастика отражает важнейшие этапы истории материальной и духовной культуры народа, и в то же время, в ней появляются языковые закономерности, в связи с чем, данный лексический пласт представляет интерес и как культурный материал, и как лингвистический источник.
Ономастика как раздел лексикологии в школьном курсе не значится. Тем не менее, ономастический материал составляет значительную часть лексики любого высокоразвитого языка и заслуживает того, чтобы его изучали, как изучают язык, историю, географию, астрономию и другие общественные и естественные науки. Это изучение должно начинаться в школе и продолжаться в высшем учебном заведении, получая в том и другом случае свое содержание и принимая соответствующие учебно-методические формы. Работа с антропонимами всегда вызывает интерес в детской (как, впрочем, и в любой другой) аудитории: имя есть у каждого человека, и каждому хочется узнать, что первоначально оно означало.
С.А. Попов отмечает, что «изучение антропонимики важно начинать со школьной скамьи. В этом возрасте дети проявляют неподдельный интерес к родному слову, к местной истории, к народным легендам, связанным с происхождением того или иного географического названия»[ 4, с.146].
Междисциплинарная направленность этой отрасли языкознания дает возможность системного к ней обращения: на уроках русского языка и литературы, географии, истории. Мы же остановимся на вопросах изучения антропонимики на уроках русского языка.
В начальных классах изучению собственных имен существительных отводится, на наш взгляд, чрезвычайно мало времени. Ономастическая лексика (имена, отчества, фамилии, географические и иные названия) представлена во всех учебниках русского языка, начиная с «Букваря». Но специально изучается правописание собственных имен существительных лишь в разделах «Большая буква в кличках животных», «Большая буква в названиях стран, городов, деревень, улиц, рек», «Большая буква в именах, отчествах, фамилиях» в ходе изучения орфографии.
Однако ономастика обладает высоким образовательным потенциалом. Она присутствует повсюду и отражает в себе весь мир, а это позволяет познакомить ребенка с языковой картиной мира. Изучение ономастики поможет освоить и лингвистическую терминологию: ее термины систематизированы, описаны в специальном словаре, они «прозрачны» и потому хорошо запоминаются, закладывая основу в опыте обращения с лингвистической терминологией.
Проблема изучения языка и культуры неоднократно рассматривалась в трудах отечественных ученых (Ф.И. Буслаев, Л.И. Поливанов, И.И. Срезневский, К.Д. Ушинский, А.А. Шахматов, В.П. Шереметевский, Л.В. Щерба и др.).
При изучении психолого-педагогической и научно-методической литературы выяснилось, что культуроведческий подход в обучении русскому языку, о котором пишут такие ученые, как А.Д. Дейкина и Л.А. Ходякова, востребован на современном этапе развития образования. Под данным подходом понимается «усвоение в процессе изучения языка жизненного опыта народа, его культуры (национальных традиций, религии, нравственно-эстетических ценностей, искусства) и духовно-эстетическое воздействие на мысли, чувства, поведение, поступки обучаемых»[5,с.124] (Л.А. Ходякова). Данный подход позволяет совмещать изучение языка с постижением культуры родного народа.
В настоящее время существует пять методов антропонимических исследований:
1. Исторический метод (влияние окружающей действительности, ситуаций, событий и людей на формирование личных имен; периодизация антропонимики).
2. Литературный (филологический) метод (исследование текста через его форму и содержание).
3. Метафизический метод (изучение имени как такового и внутренней сущности имени).
4. Региональный метод (формирование имен в зависимости от особенностей региона, в котором проживают люди).
5. Системный метод (рассмотрение имени как системы взаимосвязанных элементов).
Хотя пути и методы реализации культуроведческой компетенции при обучении русскому языку еще недостаточно изучены, тем не менее, важность раскрытия содержательной стороны данной компетенции во всех разделах обучения русскому языку, и в особенности в разделе орфографии, неоспорима.
Методисты рассматривают различные пути по формированию культуроведческой компетенции. Большинство из них предлагают решить данные проблемы путем включения в обучение различного языкового и внеязыкового материала. Таким языковым материалом является также и ономастика. Включение материалов национально- регионального характера в уроки русского языка позволят учителю на доступном уровне познакомить детей с историей антропонимов, с периодами развития русской антропонимики, расширить сведения учащихся об именовании человека в прошлом и настоящем, познакомить их с лексикографическими источниками. Кроме того, они способствуют развитию речи, активизации словаря, развитию творческого мышления и интеллекта учащихся.
Ономастика присутствует повсюду и отражает в себе весь мир, а это позволяет познакомить ребенка с языковой картиной мира, выделив и обозначив ее основные фрагменты - человек, пространство, предмет, событие, город, животное.
Целенаправленная систематическая работа с использованием ономастического материала позволит учителю сделать преподаваемый предмет не только занимательным, но и шире использовать его в воспитательных целях, содействовать углублению знаний учащихся, подкрепить энциклопедические сведения живыми примерами из современной практики, содействовать развитию речи и мышления. Привлечение антропонимического материала в своей работе позволит учителю решать как обучающие, так и воспитывающие задачи. Таким образом, данная статья была очень важна и полезна в плане изучения антропонимов, их функций для человека: изучение имен людей полезно для понимания внутреннего мира человека и его прошлого.
Литература
1.Майорова Т.М. Ономастика в лингвокраеведческой работе // Русский язык в школе. 2000, № 3.
2.Подольская Н. В. Антропонимика //Лингвистический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — 685 с.
3. Подольская Н.В. Словарь русской ономастической терминологии. М., 1988.
4. Попов С.А. Прошлое и настоящее ойконимии Петро- павловского района Воронежской области // Проблемы русского слова на рубеже тысячелетий. Материалы II Всерос. науч.-практич. конф. Ч. II. – Воронеж: ВГПУ, 2003. С. 145-151.
5. Ходякова Л.А. О концепции приобщения учащихся к национальной культуре на уроках русского языка// Новые аспекты преподавания русского языка в школе и вузе.- М., 2002.- С. 124-128.