Конспект урока истории в 5 классе на тему «Арабский халифат и его распад»

0
0
Материал опубликован 27 November 2022

Урок № 9 Арабский халифат и его распад

Цель:  ознакомление обучающихся с особенностями формирования, развития государства у арабов, развитие интереса к истории средневековых государств.

Задачи:

1) образовательные:

сформировать знания: об особенностях формирования, развития государства у арабов;

2) развивающие:

развить умения:

- работать с картой ;

- классифицировать, обобщать, делать выводы, давать оценку;

- давать определения новым понятиям;

- решать познавательные задания;

3) воспитательные:

приобщить учащихся к навыкам:

- творческого сотрудничества в процессе работы в команде;

- объективной оценки себя и своих товарищей;

- воспитания уважения к ценностям мировой культуры.

Оборудование: ПК, интерактивная доска, ММ проектор, учебник: Агибалова Е.В. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс: учебник для общеобраз. учреждений.- М.: Просвещение; раздаточный материал.

Основные понятия: арабы, ислам, мечеть, халиф, эмир, мусульмане, Коран

Основные даты:

570–632 гг. – годы жизни Мухаммеда;

622 г. – начало мусульманского летоисчисления;

630 г. – объединения арабов



Ожидаемые результаты:

В процессе изучения темы обучающиеся смогут научиться:

описывать условия жизни, особенности образа жизни арабов ( в т.ч. и по иллюстрации);
– показывать на карте территорию Арабского халифата;
– взаимодействовать друг с другом, будут развивать навыки критического мышления и работы с исторической информацией.

Ход урока

I. Организационный момент

Объяснение учащимся целей и задач урока. Оформление учащимися рабочих тетрадей



II. Актуализация опорных знаний

Вступительное слово учителя.

Рассмотрите легенду карты “Арабские завоевания в VII–IX в. Образование халифата» стр.74, рисунок на стр. 69 и дайте ответы на вопросы:

Какими были природно-климатические особенности Аравийского полуострова?

Чем могло заниматься население Аравийского полуострова?

- учащиеся выполняют задания № 1,2,3 в рабочем листе.

Арабы

Земледельцы – феллахи

Скотоводы – бедуины

Запад и Юг Аравии – оазисы. Выращивали: хлебные злаки, сахар, арбузы, дани, маслины и виноград

Остальные территории Аравии – плоскогорье, пустыня. Разводили: коней, овец, верблюдев.

Торговля на ярмарках, в городах, через которые проходил “путь пряностей”



После выполнения задания учитель проводит фронтальный опрос с обучающимися:

Что расположено в центре Аравийского полуострова?

Где проживали бедуины? Чем они занимались?

Какие области Аравии были наиболее развитыми?

Что проходило через эти земли?

К какой группе народов принадлежали арабы?

В каких богов верили арабы до VI в?

III. Изучение нового материала

Переход арабов к единой религии – Исламу (“покорность богу”) связана с именем Мухаммеда.

После рассказа учителя учащиеся должны ответить на следующие вопросы:

Почему возникла новая религия у арабов?

Какова была главная цель основателя новой религии?

Когда возникла религия?

Как называлась религия?

В рабочем листе выполнить задания под №№ 4,5, 6 (после выполнения – взаимопроверка).

Обратить внимание обучающихся на:

1. Морально-этические нормы:
– Коран – источник морального учения;
– тяга человека к Аллаху и получение его благословения – заветная мечта жизни каждого мусульманина
– мужчина – наставник женщины, которая должна быть ему покорной, и служить;

шариат – правильный путь к цели.

2. Культы и обряды
– исповедовать и признавать пророческую миссию Мухаммеда;
– осуществлять ежедневные пятиразовые молитвы-намазы;
– паломничество в Мекку (1 раз в жизни);
– пост в месяц (рамадан);
– совершать благие дела в пользу бедных и униженных;
– отдавать 1/10 на божье дело.

Задание на развитие хронологических умений учащихся:

Какое событие произошло раньше: Верденский договор или начало мусульманского летоисчисления?

Могли ли купцы VIII в рассказывать о торговле с Арабским Халифатом?

В каком тысячелетии образовалось государство Мухаммеда?

Работа с картой, учебником (стр.73- 75) ( образование и развитие государства у арабов)

Задания в рабочем листе № 6,7.

IV. Обобщение и систематизация знаний учащихся

Как называется религия, основанная Мухаммедом?

Какое событие стало началом мусульманского летоисчисления?

Как Мухаммеду приходилось утверждать свою власть над арабами?

Какую роль сыграл а религия ислам в арабских завоеваниях?

Территории каких современных государств целиком или частично входили в Арабский Халифат?

Укажите причины военных успехов арабов IV–VIII вв.

V. Подведение итогов урока

Выставление оценок учащимся. Объяснение домашнего задания.



Прочитать параграф 9. Ответить устно на вопросы к параграфу на стр.77.

Выписать новые слова и термины.















Рабочий лист к уроку № 9

Возникновение ислама. Арабский халифат

Задание 1. Отметьте территорию образования Арабского государства.

t1669560757aa.jpg

Арабы

Земледельцы – феллахи

Скотоводы – бедуины

Запад и Юг Аравии – оазисы. Выращивали: хлебные злаки, сахар, арбузы, дани, маслины и виноград

Остальные территории Аравии – плоскогорье, пустыня. Разводили: коней, овец, верблюдов.

Торговля на ярмарках



Задание 2. Описать природные условия государства. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Выписать занятия арабов. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4.

Религия арабов называлась - ________________________. Основателем новой религии стал пророк ________________________. Священная книга мусульман называется_________________. С _________ года началось мусульманское летоисчисление.



Задание 5. Какие запреты существовали в новой религии? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 6. Отметьте на карте завоевания Арабского халифата

Задание 7. Отметьте на карте части, на которые распался Арабский халифат





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.