Конспект урока истории в 5 классе на тему «Арабский халифат и его распад»
Урок № 9 Арабский халифат и его распад
Цель: ознакомление обучающихся с особенностями формирования, развития государства у арабов, развитие интереса к истории средневековых государств.
Задачи:
1) образовательные:
сформировать знания: об особенностях формирования, развития государства у арабов;
2) развивающие:
развить умения:
- работать с картой ;
- классифицировать, обобщать, делать выводы, давать оценку;
- давать определения новым понятиям;
- решать познавательные задания;
3) воспитательные:
приобщить учащихся к навыкам:
- творческого сотрудничества в процессе работы в команде;
- объективной оценки себя и своих товарищей;
- воспитания уважения к ценностям мировой культуры.
Оборудование: ПК, интерактивная доска, ММ проектор, учебник: Агибалова Е.В. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс: учебник для общеобраз. учреждений.- М.: Просвещение; раздаточный материал.
Основные понятия: арабы, ислам, мечеть, халиф, эмир, мусульмане, Коран
Основные даты:
570–632 гг. – годы жизни Мухаммеда;
622 г. – начало мусульманского летоисчисления;
630 г. – объединения арабов
Ожидаемые результаты:
В процессе изучения темы обучающиеся смогут научиться:
– описывать условия жизни, особенности образа жизни арабов ( в т.ч. и по иллюстрации);
– показывать на карте территорию Арабского халифата;
– взаимодействовать друг с другом, будут развивать навыки критического мышления и работы с исторической информацией.
Ход урока
I. Организационный момент
Объяснение учащимся целей и задач урока. Оформление учащимися рабочих тетрадей
II. Актуализация опорных знаний
Вступительное слово учителя.
– Рассмотрите легенду карты “Арабские завоевания в VII–IX в. Образование халифата» стр.74, рисунок на стр. 69 и дайте ответы на вопросы:
Какими были природно-климатические особенности Аравийского полуострова?
Чем могло заниматься население Аравийского полуострова?
- учащиеся выполняют задания № 1,2,3 в рабочем листе.
Арабы
Земледельцы – феллахи | Скотоводы – бедуины |
Запад и Юг Аравии – оазисы. Выращивали: хлебные злаки, сахар, арбузы, дани, маслины и виноград | Остальные территории Аравии – плоскогорье, пустыня. Разводили: коней, овец, верблюдев. |
Торговля на ярмарках, в городах, через которые проходил “путь пряностей” |
После выполнения задания учитель проводит фронтальный опрос с обучающимися:
Что расположено в центре Аравийского полуострова?
Где проживали бедуины? Чем они занимались?
Какие области Аравии были наиболее развитыми?
Что проходило через эти земли?
К какой группе народов принадлежали арабы?
В каких богов верили арабы до VI в?
III. Изучение нового материала
– Переход арабов к единой религии – Исламу (“покорность богу”) связана с именем Мухаммеда.
После рассказа учителя учащиеся должны ответить на следующие вопросы:
Почему возникла новая религия у арабов?
Какова была главная цель основателя новой религии?
Когда возникла религия?
Как называлась религия?
В рабочем листе выполнить задания под №№ 4,5, 6 (после выполнения – взаимопроверка).
Обратить внимание обучающихся на:
1. Морально-этические нормы:
– Коран – источник морального учения;
– тяга человека к Аллаху и получение его благословения – заветная мечта жизни каждого мусульманина
– мужчина – наставник женщины, которая должна быть ему покорной, и служить;
– шариат – правильный путь к цели.
2. Культы и обряды
– исповедовать и признавать пророческую миссию Мухаммеда;
– осуществлять ежедневные пятиразовые молитвы-намазы;
– паломничество в Мекку (1 раз в жизни);
– пост в месяц (рамадан);
– совершать благие дела в пользу бедных и униженных;
– отдавать 1/10 на божье дело.
Задание на развитие хронологических умений учащихся:
Какое событие произошло раньше: Верденский договор или начало мусульманского летоисчисления?
Могли ли купцы VIII в рассказывать о торговле с Арабским Халифатом?
В каком тысячелетии образовалось государство Мухаммеда?
Работа с картой, учебником (стр.73- 75) ( образование и развитие государства у арабов)
Задания в рабочем листе № 6,7.
IV. Обобщение и систематизация знаний учащихся
Как называется религия, основанная Мухаммедом?
Какое событие стало началом мусульманского летоисчисления?
Как Мухаммеду приходилось утверждать свою власть над арабами?
Какую роль сыграл а религия ислам в арабских завоеваниях?
Территории каких современных государств целиком или частично входили в Арабский Халифат?
Укажите причины военных успехов арабов IV–VIII вв.
V. Подведение итогов урока
Выставление оценок учащимся. Объяснение домашнего задания.
Прочитать параграф 9. Ответить устно на вопросы к параграфу на стр.77.
Выписать новые слова и термины.
Рабочий лист к уроку № 9
Возникновение ислама. Арабский халифат
Задание 1. Отметьте территорию образования Арабского государства.
Арабы
Земледельцы – феллахи | Скотоводы – бедуины |
Запад и Юг Аравии – оазисы. Выращивали: хлебные злаки, сахар, арбузы, дани, маслины и виноград | Остальные территории Аравии – плоскогорье, пустыня. Разводили: коней, овец, верблюдов. |
Задание 2. Описать природные условия государства. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. Выписать занятия арабов. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4.
Религия арабов называлась - ________________________. Основателем новой религии стал пророк ________________________. Священная книга мусульман называется_________________. С _________ года началось мусульманское летоисчисление.
Задание 5. Какие запреты существовали в новой религии? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 6. Отметьте на карте завоевания Арабского халифата
Задание 7. Отметьте на карте части, на которые распался Арабский халифат