Индивидуальный маршрут логопедического сопровождения обучающегося с тяжёлыми нарушениями речи

2
0
Материал опубликован 4 November 2020 в группе

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 29








Индивидуальный маршрут логопедического сопровождения

обучающегося с тяжёлыми нарушениями речи

(АООП НОО вариант 5.1)

на 2019 – 2020 учебный год





Учитель – логопед:

Гамзюкова С. В.




Пояснительная записка

1.

ФИО ребёнка:

Дата рождения:

Класс:

Иванова Анна Алексеевна

21.12.11.

2 В


2.

Заключение и рекомендации ПМПК

Трудности в овладении чтением и письмом, обусловленные ОНР

АООП НОО, вариант 5.1


3.

ФИО специалиста сопровождения, должность

Гамзюкова Светлана Викторовна

учитель – логопед


4.

Название ресурса

Программа индивидуального логопедического сопровождения обучающегося 2 класса, как часть АООП НОО обучающихся с ОВЗ ТНР


5.

Предмет, УМК

Логопедические занятия


6.

Цель и задачи ресурса

Цель- создание условий для эффективного устранения нарушений устной и письменной речи, полноценного освоения общеобразовательной программы, развития и саморазвития личности, сохранения и укрепления здоровья ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи:

- корригирование дефектов произношения;

- формирование звукового, слогового анализа и синтеза слов, полноценных фонематических представлений, восприятий;

- обогащение и развитие словарного запаса;

- развитие грамматического строя речи;

- развитие пространственных и временных представлений, мелкой и общей моторики, психических процессов;

- коррекция нарушений чтения и письма.


7.

Специальные условия обучения и воспитания

Групповые занятия по коррекционно – развивающему курсу «Логопедические занятия», з раза в неделю.

Индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения, 2 раза в неделю.


8.

Методические рекомендации по использованию ресурса

Организация логопедического процесса в условиях инклюзии заключается в том, что позволяет устранить или смягчить как речевые, так и психофизические нарушения, способствуя достижению главной цели педагогического воздействия – освоению адаптированной основной образовательной программы.



Программа индивидуального логопедического сопровождения обучающегося 2 класса с тяжёлыми нарушениями речи (АООП НОО вариант 5.1)

Индивидуальная программа логопедического сопровождения разработана для обучающегося 2 класса Анны И. с трудностями в овладении чтением и письмом, обусловленные ОНР и ОВЗ (ТНР).

Дата рождения: 21.12.11.

Логопедическое представление

Устная речь:

Звукопроизношение: нарушено произношение сонорных звуков (ламбдацизм, ротацизм).

Фонематические процессы сформированы недостаточно: при произношении слоговых рядов с оппозиционными звуками допускает ошибки; затрудняется придумать слово на заданный звук.

Звуковой анализ: недостаточно сформирован, неправильно определяет количество предложений в тексте, количество слов в предложении, количество слогов в слове. Делает ошибки при звуковом анализе слов.

Слоговая структура речи: ритмический рисунок простого по составу слова может воспроизвести правильно. При усложнении речевого материала допускает ошибки. Воспроизводит 3-4-хсложные слова с ошибками, сокращает количество слогов, упрощает структуру, пропускает, заменяет, переставляет звуки, слоги в словах.

Активный словарь: беден, неточен, ограничен бытовой лексикой, с преобладанием существительных и глаголов, незначительный объем прилагательных, наречий. Слов-обобщений также недостаточно, их количество ограничено бытовыми обобщающими понятиями. Подбирает некоторые антонимы. Синонимией не владеет. Знает мало названий детёнышей, профессий. Затрудняется в образовании относительных и притяжательных прилагательных.

Грамматический строй речи: сформирован недостаточно. Предложение односоставное, простое нераспространенное. Структура предложения упрощена. Имеют место аграмматизмы. Проявляются как на уровне словоизменения, так на уровне словообразования, синтаксиса. Неправильно употребляет предлоги, заменяет одни предлоги другими, не подходящими по смыслу и грамматически.

Связная речь: при составлении рассказа по серии картинок использует простую нераспространенную фразу, причинно-следственные связи устанавливает по наводящим вопросам, пересказывает фрагментарно, упуская существенные детали.

Письменная речь:

Письмо: в письменных работах допускает большое количество орфографических и дисграфических ошибок смешанного типа: замены по звонкости и глухости; замена гласных; оптические, кинетические (о-а, б-д, п-т), зеркальное написание букв; ошибки, связанные с несформированностью звуко – буквенного анализа (пропуски, перестановки букв и слогов); ошибки в согласовании слов в предложении. Неправильно обозначает мягкость согласного на письме: пропускает ь. Неверно грамматически оформляет предложения на письме (пропускает точку, не пишет большую букву в начале предложения).

Чтение: послоговое, монотонное, без соблюдения интонации. При чтении путает буквы, ошибается в прочитывании окончаний слов. Смысл прочитанного понимает по наводящим вопросам.

Заключение: Трудности в овладении навыками чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи.

Рекомендации ПМПК: обучение по АООП НОО с ТНР (вариант 5.1)


Цель индивидуального логопедического сопровождения: создание условий для эффективного устранения нарушений устной и письменной речи, полноценного освоения общеобразовательной программы, развития и саморазвития личности, сохранения и укрепления здоровья ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Учитывая индивидуальные особенности развития Анны, её образовательные потребности, решаются основные задачи коррекционного логопедического сопровождения:

- корригирование дефектов произношения;

- формирование звукового, слогового анализа и синтеза слов, полноценных фонематических представлений, восприятий;

- обогащение и развитие словарного запаса;

- развитие грамматического строя речи;

- развитие пространственных и временных представлений, мелкой и общей моторики, психических процессов;

- коррекция нарушений чтения и письма.

Важным требованием к логопедическим занятиям является учёт основных дидактических принципов: быть регулярными, систематическими и последовательными; проводиться в зависимости от индивидуальных особенностей обучающегося; опираться на сознательность и активность обучающегося; быть оборудованными необходимыми пособиями, наглядными и техническими средствами обучения; содействовать прочности воспитываемых навыков правильной речи и поведения.

Организация обучения

Групповые логопедические занятия по коррекции устной и письменной речи проводятся 3 раза в неделю по 40 минут, индивидуально по коррекции звукопроизношения 2 раза в неделю по 20 минут.

Срок реализации программы: 2019 -2020 учебный год.


Специальные условия для усвоения адаптированной образовательной программы обучающегося 2 класса, с трудностями в овладении чтением и письмом, обусловленные ОНР и ОВЗ (ТНР).

Организация коррекционно – развивающих логопедических занятий в логопункте.

Строгое соблюдение режимных моментов.

Соблюдение дозированности нагрузки, чередование занятий и отдыха;

Индивидуальный подход.

Щадящий режим, исключающий переутомление ребёнка.

Развитие коммуникативных навыков на занятиях и вне занятий.

Организация взаимодействия в работе специалистов ППк, тесное сотрудничество с родителями.


Индивидуальный план логопедического сопровождения


Направление работы

Задачи

Форма работы

Показатели достижений обучающегося

Развитие звуковой стороны речи.


Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слогового, звукового состава слова.

Консультация родителей, учителя-предметника


Качество и количество выполняемых заданий на занятиях.

Положительная динамика в усвоении фонем родного языка

Коррекция дефектов звукопроизношения

Постановка и автоматизация в словах, предложениях, речи звуков [Л], [Р]

Индивидуальные КРЗ


Звукопроизношение без нарушений

Восполнение пробелов в развитии лексического запаса с овладением синтаксическими конструкциями разной сложности.


-формирование и обогащение словарного запаса, - практическое овладение новыми образованиями слов при помощи суффиксов; - практическое овладение новыми образованиями слов при помощи приставок; -обогащение словаря подбором родственных слов; - практическое использование предлогов; - практическое овладение навыками подбора синонимов и антонимов и способами их употребления.

Индивидуальные, групповые КРЗ

Консультация родителей, самого обучающегося


Качество и количество выполняемых заданий на занятиях

Самостоятельное выполнение заданий

Развитие связной речи.

-формирование навыка чёткого изложения своих мыслей, ответов на вопросы в точном соответствии с инструкцией или заданием по ходу учебной работы, используя усвоенную терминологию.

Индивидуальные, групповые КРЗ


Умение составлять рассказ по сюжетной картинке, пересказывать текст, устанавливать причинно-следственные связи.


Восполнение пробелов в формировании письменной речи.

Устранение нарушений письменной речи

Индивидуальные, групповые КРЗ

Консультация родителей, учителя-предметника

Качество и количество выполняемых заданий на занятиях.

Самостоятельное выполнение заданий.

Отсутствие ошибок в написании; понимание прочитанного текста

Развитие психических процессов

-Развитие высших психических функций; -формирование пространственных представлений; -формирование временных представлений; -развитие графомоторных навыков, моторных движений.

Индивидуальные, групповые КРЗ


Качество и количество выполняемых заданий на занятиях.

Умеет концентрировать внимание на изучаемом материале.

Положительная динамика развития ребенка.


Тематическое планирование индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения

Развитие общих речевых навыков

Формирование правильного дыхания и осанки учащегося: выработка глубокого диафрагмально-рёберного дыхания; свободного, плавного, удлинённого, направленного выдоха.

Развитие речевой моторики: оральный и артикуляторный праксис, точность, чистоту, объём, плавность движений, умение удерживать заданную позу в процессе выполнения упражнений артикуляторной гимнастики (по подражанию и по словесной инструкции).

Совершенствование произносительных качеств речи учащегося: уточнение правильной артикуляции гласных, произношение звукосочетаний гласных, артикуляции согласных раннего и среднего онтогенеза и их мягких вариантов, правильное воспроизведение слоговой структуры и ударного слога 2-3-х сложных слов с прямыми слогами.

Коррекция/уточнение произношения (в соответствии с индивидуальными возможностями учащихся) звуков [л],[ р,] их автоматизация и дифференциация.

Развитие просодической стороны речи: произвольная регуляция силы голоса; мягкая голосоподача; умеренный темп речи на материале стихотворений; произвольная выразительность речи; интонационная окраска речи в сопровождении мимикой и жестом; интонация законченности предложения, побудительного и вопросительного предложения, перечисления.

п\п.

Тема, содержание.

Кол-во занятий


Развитие общих речевых навыков


1.

Развитие артикуляционного аппарата. Артикуляционная гимнастика.

10 ч.

2.


Дыхательные упражнения. Развитие слухового внимания.

Дифференциация речевых звуков и неречевых. Уточнение пространственно временных представлений.


Работа по постановке и закреплению звуков


3.

Постановка звука

40 ч.

4.

Автоматизация в прямых слогах, в начале слов

5.

Автоматизация в прямых слогах, в начале, середине слов

6.

Автоматизация в обратных слогах, в конце слов

7.

Автоматизация в слогах со стечением согласных, в словах

8.

Автоматизация в словах, в предложениях

9.

Заучивание скороговорок, чистоговорок, стихотворений

10.

Закрепление произношения звука в связной речи

11.

Закрепление произношения звука при чтении

12.

Развитие самоконтроля


Работа по дифференциации смешиваемых звуков


13.

Различение звуков в слогах

10 ч.



60 ч.

14.

Различение звуков в словах

15.

Различение звуков в предложениях. Различение звуков в речи


Всего


Тематическое планирование логопедических групповых занятий по коррекции чтения и письма

п/п


Тема занятия

Кол -во занятий


Звук. Слово. Предложение.

10 ч.

1

Речь.

1

2

Речь. Предложение. Уточнение понятий.

1

3

Интонационная законченность предложения.

1

4

Дифференциация понятий «предложение – слово»

1

5

Слова, обозначающие предметы.

1

6

Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа.

1

7

Слова, обозначающие действие предмета

1

8

Слова, обозначающие признак предмета.

1

9

Закрепление понятий о словах – предметах, действиях и признаках предметов.

1

10

Звуки речи, способы их образования. Дифференциация понятий «звук» и «буква». Гласные и согласные.

1


Звуковой и слоговой анализ и синтез

5 ч.

11

Слогообразующая роль гласных. Определение количества и места звуков в слове.

1

12

Звукобуквенный анализ и синтез слов.

1

13

Деление слов на слоги.

1

14

Смыслоразличительная роль ударения. Выделение ударного звука в слове.

1

15

Перенос слов.

1


Гласные звуки и буквы

13 ч.

16

Гласные звуки.

1

17

Гласные буквы а-я в слогах, словах, словосочетаниях.

1

18

Гласные буквы а-я в предложениях, связных текстах.

1

19

Гласные буквы у-ю в слогах, словах, словосочетаниях.

1

20

Гласные буквы у-ю в предложениях, связных текстах

1

21

Гласные буквы о-ё в слогах, словах, словосочетаниях.

1

22

Гласные буквы о-ё в предложениях, связных текстах

1

23

Гласные буквы ы-и в слогах, словах, словосочетаниях.

1

24

Гласные буквы ы-и в предложениях, связных текстах

1

25

Гласные буквы э-е в слогах, словах, словосочетаниях.

1

26

Гласные буквы э-е в предложениях, связных текстах.

1

27

Гласные буквы ё-ю в слогах, словах, словосочетаниях.

1

28

Гласные буквы ё-ю в предложениях, связных текстах

1


Согласные звуки и буквы

25 ч.

29

Дифференциация твёрдых и мягких согласных.

1

30

Буква ь после мягких согласных на конце слова.

1

31

Буква ь после мягких согласных в середине слова.

1

32

Разделительный мягкий знак.

1

33

Звонкие и глухие согласные.

1

34

Дифференциация согласных звуков с – з в слогах, словах, словосочетаниях.

1

35

Дифференциация согласных звуков с – з в предложениях, текстах

1

36

Дифференциация согласных звуков в – ф в слогах, словах, словосочетаниях.

1

37

Дифференциация согласных звуков в – ф в предложениях, текстах

1

38

Дифференциация согласных звуков б – п в слогах, словах,

словосочетаниях.

1

39

Дифференциация согласных звуков б – п в предложениях, текстах.

1

40

Дифференциация согласных звуков д –т в слогах, словах,

словосочетаниях.

1

41

Дифференциация согласных звуков д –т в предложениях, текстах.

1

42

Дифференциация согласных звуков г – к в слогах, словах,

словосочетаниях.

1

43

Дифференциация согласных звуков г – к в предложениях, текстах

1

44

Дифференциация согласных звуков ж– ш в слогах, словах, словосочетаниях.

1

45

Дифференциация согласных звуков ж– ш в предложениях, текстах

1

46

Дифференциация согласных звуков с– ш в слогах, словах,

предложениях, текстах.

1

47

Дифференциация согласных звуков з– ж в слогах, словах,

предложениях, текстах

1

48

Дифференциация согласных звуков ч– ть в слогах, словах, предложениях, текстах

1

49

Дифференциация согласных звуков щ– сь в слогах, словах, предложениях, текстах

1

50

Дифференциация согласных звуков щ– ч в слогах, словах,

предложениях, текстах

1

51

Дифференциация согласных звуков ц– с в слогах, словах,

предложениях, текстах

1

52

Дифференциация согласных звуков ц–ч в слогах, словах,

предложениях, текстах

1

53

Дифференциация согласных звуков р – л в слогах, словах,

предложениях, текстах

1


Буквы, сходные по оптическим и кинетическим признакам

15 ч.

54

Дифференциация букв а – о в слогах, словах, словосочетаниях.

1

55

Дифференциация букв а – о в предложениях, текстах.

1

56

Дифференциация букв и – у в слогах, словах, словосочетаниях.

1

57

Дифференциация букв и – у в предложениях, текстах.

1

58

Дифференциация букв б – д в слогах, словах, словосочетаниях.

1

59

Дифференциация букв б – д в предложениях, текстах.

1

60

Дифференциация букв л– м в слогах, словах,

предложениях, текстах.

1

61

Дифференциация букв п – т в слогах, словах, словосочетаниях.

1

62

Дифференциация букв п – т в предложениях, текстах.

1

63

Дифференциация букв и – ш в слогах, словах,

предложениях, текстах.

1

64

Дифференциация букв к – н в слогах, словах,

предложениях, текстах.

1

65

Дифференциация букв х– ж в слогах, словах,

предложениях, текстах.

1

66

Дифференциация букв ш – щ в слогах, словах, словосочетаниях.

1

67

Дифференциация букв ш – щ в предложениях, текстах.

1

68

Контрольное списывание.

1


Предлоги

11 ч.

69

Предлог в.

1

70

Предлог на.

1

71

Предлоги с, со.

1

72

Предлог из.

1

73

Предлог по.

1

74

Предлог к.

1

75

Предлоги за, из – за.

1

76

Предлог над.

1

77

Предлоги под, из-под.

1

78

Закрепление предлогов. Тренировочные упражнения.

1

79

Проверочная работа по теме «Предлоги».

1


Предложение. Текст.

11 ч.

80

Предложение (простое распространённое). Порядок слов.

1

81

Предложение (простое распространённое). Деформированное.

1

82

Предложение (простое распространённое). Определение границ.

1

83

Предложение (сложносочинённое).

1

84

Текст (типы:повествование, описание, рассуждение).

1

85

Деформированный текст.

1

86

Деление текста на части. Составление плана.

1

87

Сочинение по серии картинок.

1

88

Сочинение на заданную тему.

1

89

Итоговая проверочная работа. Списывание.

1

90

Итоговая проверочная работа. Диктант.

1

Ожидаемые результаты логопедической работы

В итоге коррекционного логопедического сопровождения обучающийся 2 класса с трудностями в овладении чтением и письмом, обусловленные ОНР и ОВЗ (ТНР) должен уметь:

- различать звуки на слух и в произношении;

- анализировать слова по звуковому составу;

- определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова при письме;

- различать гласные и согласные, глухие и звонкие согласные, свистящие, шипящие и аффрикаты, гласные ударные и безударные;

- списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями;

- должен соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);

- учащихся должны формулировать несложные выводы, основываясь на тексте.

- различать предложение, словосочетание, слово;

- анализировать слова по звуковому составу;

- составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;

- подбирать группы родственных слов (несложные случаи); разбирать слово по составу (несложные случаи);

- писать под диктовку предложения и тексты;

- правильно читать вслух целыми словами;

- соблюдать паузы между предложениями, логическое ударение, необходимую интонацию;

- отвечать на вопросы по прочитанному;

- высказывать своё отношение к поступку героя, событию;

- пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные по содержанию тексты – самостоятельно.

- устно рассказывать на темы, близкие их интересам.

Результативность логопедического сопровождения отслеживается через мониторинговые (диагностические) исследования  с внесением последующих коррективов в содержание логопедической работы и в индивидуальные маршруты коррекции.

Мониторинговая деятельность предполагает отслеживание:

-динамики развития обучающегося 2 класса с трудностями в овладении чтением и письмом, обусловленные ОНР и ОВЗ (ТНР);

-эффективности плана индивидуального логопедического сопровождения;

- перспективное планирование коррекционно-развивающей работы.

Примерный прогноз развития ребенка:

  При соблюдении специальных условий в организации коррекционно-образовательного процесса и стабильного состояния здоровья, обучающийся сможет стабильно развиваться и обучаться по адаптированной общеобразовательной программе.​​​​​​​

Литература:

Бабина Г. В. Формирование навыка фонемного анализа у детей с общим недоразвитием речи / Г. В. Бабина, Н. А. Грассе // Письмо и чте­ние: трудности обучения и коррекции: учеб. пособие / под общ.ред. О. Б. Иншаковой. – М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2001. – с. 174-192.

Дисграфия, дислексия: технология преодоления. Садовникова И.Н. – М.: Владос, 2012.

Ефименкова Л. Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей / Л. Н. Ефименкова, И. Н. Садовникова. – М.: Просвещение, 1972. – 205 с.

Иншакова О. Б. Отражение зрительно-пространственных трудностей в письме первоклассников / О. Б. Иншакова, А. И. Кричевец, Т. В. Ахутина // Ранняя диагностика, профилактика и коррекция нарушений письма и чтения. – М.: Изд-во МОГИ, 2006. – с. 44-49.

Иншакова О. Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет. Пособие для логопедов. В 2 ч. / О. Б. Иншакова. – М.: ВЛАДОС, 2003.

Ишимова О. А. Развитие речемыслительных способностей детей /
О. А. Ишимова, С. Н. Шаховская, Е. Д. Худенко. – М.: Просвещение,
2009. – 111 с.

Лалаева Р. И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников / Р. И. Лалаева, Л. В. Бенедиктова. – М.: Изд-во Союз СПб, 2001. – 219 с.

Левина Р. Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи / Р. Е. Ле­вина. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. – 311 с.

Логинова Е. А. Актуальные вопросы логопедии в изучении дисграфии, организации её диагностики и коррекции / Е. А. Логинова // Изучение нарушений письма и чтения. Итоги и перспективы. – М.: Изд-во МСГИ, 2004. – с. 167-174.

Лопухина И. С. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи / И. С. Лопухина. – М.: Аквариум, 1995. – 380 с.

Мисаренко Г. Г. Технология коррекции письма: развитие графомоторных навыков / Г. Г. Мисаренко // Логопед. – 2004. – № 2. – с. 4-14.

Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников / под ред. Т. В. Ахутиной, О. Б. Иншаковой. – М.: В. Секачёв, 2008. – 128 с.

Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников / И. Н. Садовникова. – М.: ВЛАДОС, 1995. – 256 с.

Спирова Л. Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжёлыми нарушениями речи / Л. Ф. Спирова. – М.: Педагогика, 1980. – 192 с.

Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием – М.: 1993.

Ястребова А. В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. – М.: Просвещение, 1984.

Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательном учреждении. – М.: Когито-центр, 1996.

Ястребова А. В. Преодоление общего недоразвития речи – М.: Аркти, 2000.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.