«Арт-Кафе. Комплексные задания, направленные на развитие функциональной грамотности обучающихся».
РП(М)О педагогов по развитию метапредметных навыков в области
технологии, изо, музыки
Муниципальный сетевой проект: «Арт-Кафе. Комплексные задания, направленные на развитие функциональной грамотности обучающихся».
г. Надым, 2022 г.
Паспорт сетевого муниципального проекта
1.Название проекта | «Арт-Кафе. Комплексные задания, направленные на развитие функциональной грамотности обучающихся». |
2. Ф.И.О. руководителя проекта | Соколова Светлана Анатольевна, учитель ИЗО, технологии, руководитель РП(М)О педагогов по развитию метапредметных навыков в области технологии, изо, музыки |
3. Разработчики и участники проекта | Бабушкина В.И, учитель технологии МОУ «Средняя общеобразовательная школа №9 г. Надыма» Белоглазов А.А., учитель технологии МОУ «Средняя общеобразовательная школа №9 г. Надыма" Клещенко О.М., учитель технологии МОУ «Средняя общеобразовательная школа №9 г. Надыма» Королюк Т. Л., учитель технологии МОУ" Гимназия" Ломакина Н.В., учитель технологии МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 г. Надыма» Никуленок С. Г. учитель технологии МОУ " Средняя общеобразовательная школа №2 г. Надыма " Соколова С.А., учитель технологии, ИЗО МОУ «Средняя общеобразовательная школа №9 г. Надыма" Гусейнова А. И. учитель ИЗО, Фокина Ю. В., учитель ммузыки МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4 г. Надыма» Гифатуллин А. Ш., учитель музыки МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 г. Надыма» Нинилина Н.И., учитель ИИзо МОУ “Средняя общеобразовательная школа №3, г. Надыма" Обучающиеся 5 класса школы 9 г. Надыма |
4. Год разработки и реализации учебного проекта | 2022 г. |
5.Проблемная ситуация | Недостаточность сформированности у обучающихся читательской, математической, финансовой грамотности, креативности определило необходимость разработки учителями, работающим в центре "Точка роста", комплексных заданий по развитию функциональной грамотности обучающихся. Выполнение заданий в процессе внеурочной деятельности на базе центра "Точка роста" позволит организовать открытие Арт-кафе «Блинок» в столовой школы 9 г. Надыма. |
Особенность проекта | Проект сетевой, т. к. с целью разработки заданий привлекали педагоги нескольких школ. Проект практикоориентированный. В процессе разработки и реализации проекта использовалась база центра "Точка роста". |
7. Цель | Открытие Арт-Кафе «Блинок» посредством выполнения обучающимися разработанных комплексных заданий по развитию функциональной грамотности на базе центра" Точка роста" школы 9 г. Надыма. . |
8. Задачи / Этапы – Способы решения | 1.Актуализация потребности у обучающихся в проектной деятельности, конечной целью которой будет создание Арт-кафе. Способ: Творческие встречи и ситуационная игра с командой учеников.... классов (далее - команда участников проекта) в коворкинг зоне центра" Точка роста": анализ ситуации со школьным питанием в школе, поиск решений. 2. Разработка проекта "Арт-кафе". Способ: Творческие встречи с командой участников проекта в коворкинг зоне центра "Точка роста" : разработка проекта и комплексных заданий по направлениям деятельности. 3.Выполнить комплексные задания обучающимися в ходе оразовательного процесса и внеурочной деятельности. Способ: Групповая работа участников проекта: работа на площадках центра" Точка роста" в процессе урочной и внеурочной деятельности (по отдельному графику/расписанию). 4.Оформить результаты проекта и презентовать открытие Арт-Кафе. Способ: Групповая работа участников проекта на площадках центра "Точка роста", подготовка и проведение презентации проекта в столовой школы 9 г. Надыма. 5.Анализ результатов выполнения проекта. Способ: Аналитическая встреча участников проекта в коворкинг зоне центра "Точка роста" с целью подведения итогов проекта. |
9. Ведущая деятельность | Проектно-поисковая, творческая. |
11. Используемые технологии | Педагогические технологии: проектная технология, it-технологии. Направления использования технологий: мультимедиа, ткачество, керамика, бумагопластика, 3D печать, лазерная резка, вырезание на плотере, рисование, электронная вышивка, технология работы с тестом, театрализация. |
12. Продукты проектной деятельности | Открытие Арт - кафе: фирменный стиль (эмблема, вывеска, приглашение, слайд-презентация, форма для печенья), дизайн интерьера (фотозона, панно, гофрированные круги, иллюстрированные пословицы), сервировка фуршетного стола (скатерть, салфетки, дорожка, керамическое блюдо), составление меню (блинчики, печенье «Жаворонки», напитки), сценарий с музыкальным сопровождением (исполнение частушек, народных песен, инструментальной музыки), памятные сувениры (магниты «Птицы», значки эмблемы кафе, рецепты блинов, куклы мартинички). |
| |
14. Виды презентации | Инсценирующий, макетирующий |
15. Количество участников | 30 человек |
16. Предметная область | Технология |
17. Время работы | Долгосрочный (7месяцев) |
18. Режим работы (организационная форма) | Урочная, внеурочная, дополнительное образование |
19. Техническое оснащение | Современное оборудование центра "Точка роста" : коворкинг зона, кабинеты технологии |
20. Учебно-методическое оснащение | Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – 5-е изд; испр. И доп. – М.: АРКТИ, 2011г.- 112с. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС/ Даутова О.Б., Иваньшина Е.В., Ивашедкина О.А., Казачкова Т.Б., Крылова О.Н., Муштавинская И.В.- Санкт—Петербург: КАРО,2017.-176с. |
ОБОСНОВАНИЕ
В рамках национального проекта "Образование" решается одна из главных задач - обеспечить рост качества образования. |
Современная школа должна обеспечить уровень образования, который позволит учащимся эффективно действовать за пределами учебной деятельности, решать повседневные жизненные и профессиональные задачи. Эта способность определяется сформированнным уровнем функциональной грамотности.
Чтобы найти себя в этой сложной и быстро меняющейся реальности современные ученики должны освоить не только знания, но необходимые навыки и умения.
Нельзя однозначно сказать, какие профессии будут нужны в будущем, какие профессиональные и прикладные навыки потребуются современным школьникам для построения успешной траектории своего развития. Но для укрепления их позиции в будущем мире педагог может и должен обучить их функциональной грамотности.
Содержание предмета «Технология» обладают огромным потенциалом для развития функциональной грамотности, причем всех её составляющих. Изучение данной дисциплины призвано сформировать у учащихся способность нестандартно трактовать ту или иную тему, развивать творческое восприятие и самостоятельность мышления, научить ребенка творчески подходить к решению любых проблем. Иными словами - формировать индивидуальность. На каждом уроке и внеурочном занятии осуществляются межпредметные связи с математикой, литературой, музыкой, историей, географией, информатикой, физикой, биологией.
Центр "Точка роста" с комфортным помещения и современным оборудованием позволяет организовывать урочную, внеурочную деятельность, проводить занятия по дополнительно у образованию. В процессе реализации проекта ученики приобретут не только предметные, но и универсальные знания и умения, научатся применять полученные знания в повседневной жизни. Содержание заданий должно увлекать ученика, а это значит, что данные должны быть актуальными и соответствовать зоне ближайшего развития каждого ребёнка.
В ходе реализации проекта ученики приобретут и разовьют навыки работы с мультимедиа, в таких направлениях как ткачество, керамика, бумагопластика, 3D печать, лазерная резка, выжигание, вырезание на плотере, рисование, электронная вышивка.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ.
1 этап. Подготовка
Учителям на РП(М)О педагогов по развитию метапредметных навыков в области технологии, музыки, Изо разработаны комплексные задания по развитию функциональной грамотности обучающихся. По результатам выполнения заданий получится оформить и провести открытие Арт-кафе. Все задания вошли в сборник комплексных заданий по развитию функциональной грамотности обучающихся..
2 этап. Планирование
-Изучение общественного мнения. Технологии: интеллект карта (Рисунок 1) и мозговой штурм использовались для разработки идейного замысла проекта.
На заседании проектной группы определены координаторы по каждому направлению:
1.Фирменный стиль,
2.Дизайн интерьера,
3. Меню,
4.Сервировка стола,
5.Сувенирная продукция,
6. Музыкальное сопровождение, сценарий открытия.
Рисунок 1.
Т.к. презентация результатов планировалась весной, поэтому тематику выбрали национального православного праздника – масленицы. Предполагаемые продукты проектной деятельности для открытия арт-кафе: фирменный стиль (цвета: красный, желтый, белый, оранжевый; фигура-круг (элементы дымковской росписи); эмблема, вывеска, приглашение, слайд-презентация, форма для печенья); дизайн интерьера (фотозона, панно, гофрированные круги, иллюстрированные пословицы); сервировка фуршетного стола (скатерть, салфетки, дорожка, керамическое блюдо); составление меню (блинчики, печенье «Жаворонки», напитки); сценарий с музыкальным сопровождением (исполнение частушек, народных песен, инструментальной музыки); памятные сувениры (магниты «Птицы», значки эмблемы кафе, рецепты блинов, куклы мартинички).
Для планирования заданий по направлениям, в течении месяца, на учителя технологии, изобразительного искусства, музыки выбирали технологии, с учетом оснащения, возможности школ и реализуемых технологий в образовательном процессе. После чего учителя заполняли Googl таблицу где отражали примерный творческий продукт, технологию в которой он будет выполнен, форму организации учебной деятельности, класс (возраст), какие направление функциональной грамотности предполагаются для развития. Далее был осуществлен выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
3 этап. Организационно-методический
Сроки | Мероприятия | Ответственные |
Ноябрь | Консультация по разработке комплексных заданий на основе банка заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся института стратегии и развития образования Российской академии образования http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/ | Руководитель РП(М)О |
Декабрь | Разработка комплексных заданий Приложение1. | Учителя ИЗО, технологии, музыки |
Январь-март | Организаци урочной и внеурочной деятельностия по выполнению комплексных заданий. | Учителя ИЗО, технологии, музыки |
Март | Знакомство с результатами мониторинга по функциональной грамотности 10х и 5х классов. С учетом выявленных проблем по читательской грамотности, разработать задания и включить их в образовательный процесс по предметам. | Руководитель РП(М)О, учителя ИЗО, технологии, музыки |
Март | Обсуждение полученных результатов с руководителем проекта и членами команды. Оценивание и при необходимости корректировка промежуточных результатов | Руководитель РП(М)О, учителя ИЗО, технологии, музыки |
Апрель | -Написание сценария и репетиция открытия Арт-кафе. Подборка музыкального сопровождение (фоновая музыка), фотозоны (Рис.2), QR кода пригласительного билета -Оформление интерьера (Рис.3,4,5) -Сервировка стола (Рис.6,7) | Учителя МОУ СОШ№9 Учителя МОУ «Гимназия» Учителя МОУ СОШ №6, МОУ СОШ №3 |
Май | Презентация проекта. Видеозапись открытия Арт-кафе | Руководитель РП(М)О, учителя ИЗО, технологии, музыки |
Июнь | Оформление результатов проекта | Руководитель РП(М)О |
4 этап. Презентация
18 мая 15.00.МОУ СОШ №9 г.Надыма каб.106 осуществилось открытие Арт-кафе «Блинок»
Рисунок 2. Рисунок 3.
Р исунок 4. Рисунок 5.
Рисунок 6.
Рисунок 7.
5 этап. Рефлексия (Оценка результатов)
Проектная и исследовательская деятельность, реализуемая в данном проекте, является перспективной, в плане повышения уровня функциональной грамотности. Она позволяет эффективно развивать критическое мышление, исследовательские способности аудитории, активизировать творческие способности и творческую деятельность обучающихся и учителей.
Приложение 1
Соколова С.А., учитель технологии МОУ
«Средняя общеобразовательная школа №9 г. Надыма»
КОМПЛЕКСНОЕ ЗАДАНИЕ «Логотип для кафе»
(читательская грамотность, креативное мышление, математическая грамотность)
Прочитайте введение. Логотип для кафе
Заместитель директора по воспитательной работе обратилась к пятиклассникам с просьбой создать логотип для школьного кафе «Блинок». Как вы думаете, что может быть изображено на логотипе: какие изображения чаще всего используют для этого образа? Что будет понятно посетителям? Подумайте, как может выглядеть такой логотип кафе, чтобы он был интересным и оригинальным. В следующих заданиях вам предстоит креативно (разнообразно, нестандартно) разработать и оформить логотип кафе «Блинок».
Очень важно проявить воображение!
Успехов!
Задание 1 / 4 Воспользуйтесь текстом, расположенным справа. Прочитайте определения что такое ЛОГОТИП. Вам надо в каждом определении выделить цветом или подчеркнуть ключевые слова. Используя выделенные ключевые слова составьте свое определение. Логотип - ________________ _________________________ _________________________ | Необходимо понять, что же такое логотип. Существуют много определений. Вот несколько из них. 1.Логотип-графический знак, эмблема или символ, используемый территориальными образованиями, коммерческими предприятиями, организациями и частными лицами для повышения узнаваемости и распознаваемости в социуме. Логотип представляет собой название сущности, которую он идентифицирует, в виде стилизованных букв и/или идеограммы. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%BF 2.Логотип – это индивидуальный графический знак (рисунок), шрифтовое написание марки или сочетание графического знака и шрифтового написания. https://caspa.ru/article/chto-takoe-logotip/ 3.Логотип представляет собой эмблему в виде стилизованных букв и/или изображений, которые содержат в себе определенную идею. https://art-plane.ru/chto-takoe-logotip |
Задание 2 / 4 Воспользуйтесь текстом и шаблонами, расположенными справа. Вам надо создать два креативных эскиза (наброска) логотипа: решить, какой формы будут ваши логотипы, определить содержание (идею эскиза) и фон, закрашивать, добавлять любые фигуры и линии, выбирать цвета. Креативный эскиз имеет интересный сюжет, привлекает внимание, оригинально оформлен. Используя инструменты для рисования, сделайте два различных варианта эскиза. Убедитесь, что второй эскиз отличается от первого! Чтобы эскиз был более понятным, можно добавить к своей работе комментарий с описанием замысла (подпись, заголовок). Для создания эскиза вы можете использовать картинки справа, или нарисовать что-то своё. | Пятиклассники стали обсуждать, что может быть изображено на логотипе и какой она может быть формы. Они нашли несколько картинок, и пришли к выводу, что чаще всего на таких логотипах изображают стилизованные предметы, название кафе, декоративные символы. Они подобрали несколько картинок, которые можно использовать для создания ваших логотипов. |
Задание 3 / 4 Для ответа на вопрос запишите нужный вариант ответа. Пятиклассники выбрали шесть эскизов, чтобы потом остановиться на каком-то одном. Рассмотрите эскизы эмблем. 1 2 3 4 5 Запишите номер наиболее креативного, на ваш взгляд, эскиза. Помните, что креативный эскиз имеет интересный сюжет, привлекает внимание, оригинально оформлен. Наиболее креативный эскиз – рисунок № ________ | |
Задание 4/4 Н а открытие кафе приглашены 40 человек гостей. Каждому из гостей планируется подарить наклейку логотипа. Сколько необходимо израсходовать клейкой бумаги формата А4 с размерами 21 см х 29,7 см если диаметр одного логотипа 50 мм, а поля на листе выставлены по 2 см с каждой стороны. |
КОМПЛЕКСНОЕ ЗАДАНИЕ «Вывеска для кафе»
(читательская грамотность, креативное мышление, технологическая грамотность)
Прочитайте введение. Вывеска для кафе
Заместитель директора по воспитательной работе обратилась к пятиклассникам с просьбой создать вывеску для школьного кафе «Блинок» на основе разработанного логотипа. Подумайте, как может быть выполнена вывеска, из какого материала чтобы она был интересной и оригинальной. В следующих заданиях вам предстоит креативно оформить вывеску кафе «Блинок».
Очень важно проявить воображение!
Успехов!
Задание 1 / 3 Воспользуйтесь текстом, расположенным справа. Прочитайте информацию о ВЫВЕСКЕ. Ответьте на вопросы. -Что такое вывеска? -Какие бывают вывески? -Является ли вывеска рекламой? -Какие требования к вывескам? | Необходимо понять, что же такое вывеска. Существуют много определений. Пройдите по ссылкам и прочитайте их. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%8B%D0%B2%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0 https://dic.academic.ru/dic.nsf/dmitriev/607/%D0%B2%D1%8B%D0%B2%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0 https://www.eduklgd.ru/zhaloby/yavlyaetsya-li-vyveska-reklamoj.html | ||||||||||||||||||||||||||||
Задание2 / 3 Предложите варианты создания вывески. Заполните таблицу. | На основе предложенного логотипа кафе подумайте как можно выполнить вывеску и из какого материала.
| ||||||||||||||||||||||||||||
Задание 3 / 3 Выполните вывеску в материале. Групповая работа | Разделитесь по 4 человека. Выберите из заполненных таблиц тот вариант который отличается креативным подходом и предлагает использовать современные материалы и технологии. Распределить обязанности в группе. Пропорционально увеличить эмблему до 40см. в диаметре внешнего круга в ПО, выполнить эскиз и изделие с использованием высокотехнологичного оборудования. |
Гусейнова А. И. учитель ИЗО, Фокина Ю. В., учитель музыки
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4 г. Надыма»
Комплексное задание «Оформление интерьера и сувениров для кафе»
(читательская грамотность, креативное мышление, математическая грамотность)
Тема: «Народные праздничные обряды»
Прочитайте введение. Оформление интерьера и сувениров для кафе.
Учитель по изобразительному искусству, обратилась к пятиклассникам с предложением поучаствовать в оформлении дизайна интерьера , в виде пословиц , поговорок и рецептов блинов, а также сувениров ( куклы- мартинички) , для школьного кафе «Блинок».
Как вы думаете, что может быть изображено на плакатах с пословицами и поговорками, а также рецептах блинов, чтобы лучше передать атмосферу праздника Масленица? Где можно расположить символы праздника, чтобы их могли лучше рассмотреть посетители кафе?
В следующих заданиях вам предстоит выбрать и оформить пословицы и поговорки, продумать дизайн рецептов блинов и кукол – мартиничек и изготовить их для оформления интерьера кафе «Блинок». Желаем вам творческих успехов!
Задание 1/7 Воспользуйтесь информацией из раздела «Пословицы и поговорки», расположенной справа. Для ответа на вопрос выделите нужные варианты ответа. Прочитайте пословицы и поговорки. Какие из них относятся к празднику Масленица? Выделите цветом или подчеркните правильные варианты ответа. | Пословицы и поговорки Масленица идёт, блины да мёд несёт. На чужой каравай – роток не разевай. Как аукнется, так и откликнется. Блинцы, блинчики, блины, как колёса у весны. Работа не волк, в лес не убежит. Глаза боятся, а руки делают. Масленица- блиноеда, накормит до обеда. Сделал дело — гуляй смело. Масленица семь дней гуляет. Куй железо, пока горячо. У страха глаза велики. На горке покататься, в блинах поваляться. Видна птица по полёту, а человек – по делам. Не житьё - бытьё, а Масленица. Дело мастера боится. | |||||||||||||||||
Задание 2/7 Воспользуйтесь текстом и шаблонами, расположенными справа. Для выполнения задания используйте инструменты для рисования. Вам надо создать шесть плакатов с пословицами и поговорками о Масленице: решить какие символы Масленицы могут быть на ваших плакатах, выбрать один общий символ, который будет изображён на всех плакатах ,определить в каком стиле будут оформлены плакаты, закрашивать, выбирать цвета для написания текста пословиц и поговорок. | Пятиклассники стали обсуждать, какой символ праздника Масленица, может быть изображен на плакатах с пословицами и поговорками. Они подобрали несколько картинок, которые можно использовать для создания плакатов, и потом выбрали один общий символ праздника для оформления всех плакатов.
| |||||||||||||||||
Задание 3/7 Для выполнения задания отметьте нужные варианты ответа. Пятиклассникам предложили рассмотреть плакаты, которые были нарисованы ими на уроке , и выбрать три самых креативных плаката, которые будут использованы для оформления интерьера кафе. Отметьте три самых креативных плаката. | ||||||||||||||||||
Задание 4/7 Воспользуйтесь текстом «Масленица. Что означает каждый день Масленицы»,расположенным справа. Запишите в таблицу нужные варианты ответов. Как называется каждый день масленичной недели? Запишите названия дней масленичной недели в таблицу.
| Масленица. Что означает каждый день Масленицы. Масленица — это торжественное прощание с зимой и встреча весны. Целую неделю народ провожает зиму, печёт блины и ходят друг к другу в гости. Познакомьтесь, что означает каждый день Масленичной недели. Понедельник — «встреча» В первый день Масленицы сооружали чучело Маслену из соломы и разных подручных материалов, наряжали в женскую одежду. Начинают печь блины. Вторник — «заигрыш» В этот день начинались безудержные игры и потехи. Строили снежные и ледяные крепости, качались на качелях, пели частушки. В этот день водили хороводы, катались с гор. Среда — «лакомки» Зятья приходят к тёщам на блины, которые они сами готовят. В каждом доме накрывают столы с вкусной едой. Собираются родственники. Четверг — «разгул» В этот день на праздник собиралось всё общество. Устраивались знаменитые кулачные бои, взятия снежных городков. Пятница — «тёщины вечеринки» В этот день тёщи навещали зятьев. Зять для тёщи пёк блины. Эта встреча символизировала оказание чести семьи жены. Суббота — «золовкины посиделки» В этот день молодые невестки приглашают золовок и других родственников мужа. Невестка должна была подарить подарок золовке. Воскресенье — «прощённое воскресенье» В последний день Масленицы все друг у друга просили прощения за все неприятности и обиды, причиненные за год. Кульминацией Масленицы считалось сжигание чучела, как символа Зимы, и наступление Весны. | |||||||||||||||||
Задание 5/7 Воспользуйтесь шаблонами с текстом «Рецепты блинов по дням масленичной недели», расположенными справа. Для выполнения задания используйте инструменты для рисования. Вам нужно определить содержание (идею рисунка) и фон. Используя инструменты для рисования, создайте креативный рисунок, отражающий сюжет определённого дня масленичной недели, на основе шаблонов с рецептами блинов. Креативный рисунок – это такой рисунок, который придумает не каждый. Он привлекает внимание, оригинально оформлен. | Пятиклассники распределились на группы, по числу дней недели. Учитель предложил шаблоны с рецептами блинов на каждый день масленичной недели. Ребята создали креативные рисунки по числу дней недели, на основе шаблонов с рецептами блинов. | |||||||||||||||||
Масленица Понедельник – «Встреча». Рецепт «Яблочные блины» Ингредиенты: Сок яблочный – 1 стакан; Вода – 1 стакан; Мука – 2 стакана; Мед – 1 ст. л.; Соль и сода – 1 щепотка; Растительное масло – 3 ст. л. Приготовление: В глубокой миске соедините яблочный сок и воду. Добавьте мед, щепотку соли и всыпьте просеянную муку с содой. Тщательно взбейте до однородности. В конце влейте растительное масло и еще раз перемешайте. Разогрейте сковороду, небольшими порциями наливайте тесто и жарьте тонкие блинчики до румяности с двух сторон. | Масленица Вторник – «Заигрыш» Это день молодых людей, в который устраивались смотрины и веселые уличные гуляния: катания на санях и ледяных горках. Рецепт Сливочные блины Ингредиенты: Сливки – 1 стакан; Мука – 5 ст. л.; Яйцо – 1 шт.; Растительное масло – 2 ст. л. Сахар – 1 ст. л.; Соль – 1 щепотка. Приготовление: В глубокую миску вбейте яйцо. Добавьте соль и сахар, влейте сливки и взбейте венчиком. Всыпьте просеянную муку, влейте растительное масло и перемешайте до однородности. Готовое тесто оставьте на 10 минут, а после еще раз взбейте. Жарьте блинчики на хорошо разогретой сковороде до золотистого цвета с двух сторон. | |||||||||||||||||
Задание 6/7 Воспользуйтесь текстом «Кукла Мартиничка»,расположенным справа. Для ответа на вопрос отметьте нужный вариант ответа. Как выглядят куклы мартинички? Отметьте верный вариант ответа. Источник иллюстрации: https://cs1.livemaster.ru/storage/f4/ed/dd178e93108971d4376bcf470ard.jpg Источник иллюстрации: https://товаромания.рф/images/product_images/info_images/1595405-1.jpg Источник иллюстрации: https://cdn2.static1-sima-land.com/items/3888101/4/700-nw.jpg | Кукла Мартиничка Традиционные славянские куклы - это неотъемлемая часть культуры наших предков. Куклы мартинички делаются в марте и символизируют весну. Этих кукол наши предки делали для закликания весны. Нитяных куколки должно быть две. Одна из белых ниток - это символ уходящей зимы. Вторая из красных - символ весны и жаркого лета. Так как праздник приходился на март - кукол назвали Мартиничами. Мартиничек развешивали на ветках деревьев, а дети привязывали куколок на длинные шесты, бегали с ними по деревне и закликали весну. Для изгoтoвлeния вeceнниx кукoлoк пoнaдoбитcя нeмнoгo: бeлыe и кpacныe нитки, кapтoнкa для нaмoтки нитoк, мoжнo нaмaтывaть и нa лaдoнь, нoжницы и xopoшee нacтpoeниe. | |||||||||||||||||
Задание 7/7 Для открытия кафе заказали 6 сувениров «Мартинички». На изготовление одного сувенира израсходовали 85см ниток красного цвета и 85см ниток белого цвета. Сколько мотков ниток красного и белого цвета нужно приобрести для 6 сувениров, если в одном мотке ниток 2м 60см? |
|
Сливочные блины Ингредиенты: Сливки – 1 стакан; Мука – 5 ст. л.; Яйцо – 1 шт.; Растительное масло – 2 ст. л. Сахар – 1 ст. л.; Соль – 1 щепотка. Приготовление: В глубокую миску вбейте яйцо. Добавьте соль и сахар, влейте сливки и взбейте венчиком. Всыпьте просеянную муку, влейте растительное масло и перемешайте до однородности. Готовое тесто оставьте на 10 минут, а после еще раз взбейте. Жарьте блинчики на хорошо разогретой сковороде до золотистого цвета с двух сторон. | |
Заварные блины Ингредиенты: Молоко – 1/2 стакана; Кефир – 1/2 стакана; Вода – 1/2 стакана; Мука – 1/2 стакана; Растительное масло – 2 ст. л.; Сахар – 2 ст. л.; Соль и сода – 1 щепотка; Яйцо – 1 шт. Приготовление: В глубокой миске соедините яйцо, сахар и соль. Взбейте венчиком до однородности. Влейте молоко, кефир, всыпьте просеянную муку и соду. Тщательно перемешайте и влейте горячую воду. Быстро перемешайте. В конец добавьте в тесто растительное масло. На хорошо разогретой сковороде жарьте тонкие блинчики до золотистого цвета. | |
. |
Банановые блинчики» Ингредиенты: Яйцо – 1 шт.; Банан – 1 шт.; Кефир – 1 стакан; Вода – 1/2 стакана; Мука – 6 ст. л.; Соль и сахар – 1 щепотка; Растительное масло – 2 ст. л. Приготовление: Яйцо вбейте в глубокую миску. Добавьте щепотку соли и сахара, взбейте до однородности. Очистите банан и измельчите в пюре. Выложите пюре в миску, влейте кефир и растительное масло, перемешайте. Всыпьте просеянную муку и взбейте до однородности. Жарьте блинчики до золотистого цвета с двух сторон на хорошо разогретой сковороде. | | Блинчики «1001 дырочка» Ингредиенты: Вода – 650 грамм; Мука – 300 грамм; Манная крупа – 100 грамм; Желтки – 2 шт.; Сахар – 3 ст. л.; Растительное масло – 2 ст. л.; Дрожжи – 1/2 ч. л.; Разрыхлитель и соль – 1 щепотка. Приготовление: Для начала в глубокую миску всыпьте просеянную муку, добавьте соль, сахар, разрыхлитель, манную крупу и дрожжи. Вбейте желтки, влейте теплую воду и растительное масло. Перемешайте тесто до однородности. Накройте миску пищевой пленкой и оставьте тесто на столе в теплом месте на час-полтора. После снова перемешайте и жарьте на хорошо разогретой сковороде блинчики с двух сторон до румяности. | |
| Лимонные блинчики Ингредиенты: Яйцо – 2 шт.; Мука – 6 ст. л.; Молоко – 300 грамм; Сахар – 3 ст. л.; Соль – 1 ч. л.; Лимон – 1/4 шт.; Растительное масло – 2 ст. л. Приготовление: В глубокую миску вбейте яйца. Добавьте сахар, соль и влейте молоко. Лимон вымойте, обсушите, натрите цедру. Выжмите сок и добавьте вместе с цедрой в миску. Всыпьте просеянную муку и перемешайте, чтобы получилось однородное тесто без комочков. Разогрейте сковороду, вылейте небольшое количество теста и жарьте блинчики с двух сторон до румяности | |
Блины на рисовой муке Ингредиенты: Рисовая мука – 150 грамм; Яйцо – 2 шт.; Молоко – 300 грамм; Вода – 150 грамм; Растительное масло – 2 ст. л.; Соль – 1 щепотка; Заменитель сахара или сироп – по вкусу. Приготовление: В глубокую миску вбейте яйца. Добавьте щепотку соли и заменитель сахара по вкусу. Влейте молоко, теплую воду и всыпьте рисовую муку. Тщательно перемешайте и добавьте растительное масло. Дайте тесту постоять 10-15 минут, а после снова перемешайте и при необходимости добавьте еще немного теплой воды. Жарьте блины на горячей сковороде с двух сторон до аппетитной корочки. | |
Гифатуллин А. Ш., учитель музыки
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 г. Надыма»
КОМПЛЕКСНОЕ Задание по музыкальном оформлению кафе.
(читательская грамотность, креативное мышление)
Программа дополнительного образования «Полигон», звукорежиссура
Прочитайте введение. Музыкальная реклама для кафе
Создание музыкального оформления для школьного кафе «Блинок». Как вы думаете, какие песни можно использовать? Что будет понятно посетителям? Подумайте, как может выглядеть такая музыкальная реклама. В следующих заданиях вам предстоит креативно (разнообразно, нестандартно) разработать и представить кафе «Блинок».
Очень важно проявить воображение!
Успехов!
Задание 1 / 4 Воспользуйтесь текстами, народных песен. |
|
Задание 2 / 4 Спеть песню для гостей. Вам надо написать текст песни (наброска): Часту́шка (часта́я песня, припевка, коротушка) — жанр русского песенного фольклора. |
|
З адание 3 / 4 Сочинить текст (Реклама) Эй дружок заходи в «Блинок», У нас цены маленькие усёк? Приходите, приходите . На блины вы к нам идите, И повидло и чаёчек Будет вкусным ваш денёчек. Заходи-ка к нам дружок И отведай-ка блинок Со сметаной и икрой Даже есть блинок мясной
На блины в сметанной гуще Посыпай их сахарком Мы все в честь весны грядущей Соберёмся за чайком Весной трава зеленеет Всё живет и зацветёт Приходите к нам в кафе Уставший за зиму народ О й весна весна весна Радость танцы принесла Заходите к нам в «Блинок» Да отведайте чаёк Мы весёлые ребята Книжки любим почитать Зашли в кафе по доброй воли Пригласили и девчат Заходика к нам в блинок У нас тёплый уголок Угощайся не стесняйся И отведайка блинок На улице цветут цветочки Мы сплели из них веночки Мы в кафе «Блинок» пришли Там нам радость принесли В самый теплый день весны Ты в «Блиночек» заходи У нас много акций Не нужно быть богатым Ты гуляешь? Заходи! Купи вкусные блины И чаёк в придачу Тебе на удачу | |
Задание 4/4 Исполнение на открытии. Сегодня приятное событье Школьного буфета открытие И ради этого событья Собрались мы здесь Всех гостей мы приучаем Руки мыть перед едой И гостям мы предлагаем Наш рукомойник не простой (моют руки и проходят) Обеденный зал преобразился как в сказке Как тут не поверить в чудеса- Ассортимент буфета «Блинок» такой Что разбегаются глаза Посмотрите как отделан Он красив удобен в целом Здесь приятно чай попить Себя на учёбу зарядить Если ты не на диете Кушай булочки в буфете Кушай свеженькую пиццу А потом порхай как птица! Не повезло с оценкой сегодня Поддержит настроение бюргер школьный Е сли душа сегодня не на месте- Налетай на сосиску в тесте! Чай попить вас приглашаем Свежей плюшкой угощаем С творогом с брусникой есть Ассортимент не перечесть |
Нинилина Н.И., учитель ИЗО,
МОУ “Средняя общеобразовательная школа №3, г. Надыма”
КОМПЛЕКСНОЕ ЗАДАНИЕ «Дизайн меню для кафе»
(читательская грамотность, креативное мышление, математическая грамотность)
Программа дополнительного образования «Компьютерная графика и основы дизайна» Тема: «Дизайн меню на масленичную неделю».
Прочитайте введение.
Заведующая столовой обратилась к шестиклассникам с просьбой создать меню для школьного кафе «Блинок», на масленичную неделю. Что такое меню? Как вы думаете, что может быть изображено в меню: какие изображения чаще всего используют для этого образа? Что должно быть в меню, чтобы посетителям было легко определится с выбором? Подумайте, как может выглядеть меню кафе, чтобы оно было интересным и оригинальным. В следующих заданиях вам предстоит креативно (разнообразно, нестандартно) разработать и оформить меню школьного кафе «Блинок».
Очень важно проявить воображение!
Успехов!
Задание 1 / 4 Воспользуйтесь текстом, расположенным справа. Прочитайте определения что такое Меню. Вам надо в каждом определении выделить цветом или подчеркнуть ключевые слова. Используя выделенные ключевые слова составьте свое определение. Меню - ________________ _________________________ _________________________ | Необходимо понять, что же такое меню. Существуют много определений. Вот несколько из них. 1. Меню́ (фр. le menu) — перечень блюд и напитков, подаваемых в кафе, ресторане или баре. В ресторане меню представляет собой презентацию предлагаемых блюд и напитков. 2. Меню - это перечень расположенных в одном порядке разных холодных и горячих закусок, первых и вторых блюд, горячих и холодных напитков, мучных кондитерских изделий, имеющихся в продаже ресторана на данный день с указанием цен, выхода, метода приготовления и перечня, входящих в их состав компонентов. Меню – это визитная карточка кафе, ресторана и средство рекламы. 3.Визитная карточка кафе. |
Задание 2 / 4 Воспользуйтесь текстом и шаблонами, расположенными справа. Класс разделен на 3 творческие группы для разработки дизайна меню. Каждой группе нужно разработать один вариант меню. Вам нужно решить, какой формы будет ваше меню, определить дизайн (идею эскиза) и фон, закрашивать, добавлять любые фигуры и линии, выбирать цвета. Креативный эскиз имеет интересный сюжет, привлекает внимание, оригинально оформлен. Чтобы эскиз был более понятным, можно добавить к своей работе комментарий с описанием замысла (подпись, заголовок). Для создания эскиза вы можете использовать картинки справа, или нарисовать что-то своё. | Шестиклассники стали обсуждать, что может быть изображено на меню и какое оно может быть по форме. Они нашли несколько картинок, и пришли к выводу, что чаще всего в меню изображают стилизованные предметы, название кафе, перечень блюд, декоративные символы. Они подобрали несколько картинок, которые можно использовать для создания собственного меню.
|
Задание 3 / 4 Для ответа на вопрос запишите нужный вариант ответа. Ш естиклассники разработали 3 эскиза дизайна меню, чтобы потом определится с наиболее интересным и креативным эскизом. Рассмотрите эскизы меню. 1 2 3 4 Запишите номер наиболее креативного, на ваш взгляд, эскиза. Помните, что креативный эскиз имеет интересный сюжет, привлекает внимание, оригинально оформлен. Наиболее креативный эскиз – рисунок № ________ |
Ломакина Н.В, учитель технологии,
МОУ “Средняя общеобразовательная школа №6, г. Надыма”
КОМПЛЕКСНОЕ ЗАДАНИЕ «Разработка меню для «Арт-кафе»
(читательская грамотность, креативное мышление, математическая грамотность)
Задание 1 / 3 Найти информацию в Интернете: Как праздновали Масленицу на Руси?Почему на Масленицу пекут блины? С чем подавать блины? | Обучающиеся нашли информацию в Интернете и ответили на поставленные вопросы. Историческая справка. 1. Как праздновали Масленицу до и после крещения Руси.После крещения Руси Масленицу могли запретить, но она была так любима народом, что церковь решила оставить ее. Однако после принятия христианства изменился смысл праздника и некоторые традиции. Если раньше Масленица длилась две недели, то после крещения она сократилась до семи дней. Иным стало и главное значение гуляний: язычники праздновали день весеннего равноденствия, а с появлением христианства Масленица открывает Великий пост. А поскольку праздник шел перед постом, и мясо было запрещено, оставались молочные продукты, в том числе масло и блины. Предполагается, что именно из-за масляных блинов и появилось название. https://food.ru/articles/5975-pochemu-bliny--simvol-maslenicy 2. Что символизируют блины Сегодня блины занимают самое главное место среди масленичных традиций, будто ради них все и затевалось. В масленичную неделю это блюдо предстает во всем разнообразии. В народе считается, что блин символизирует солнце - главный атрибут весны. Поэтому и появилась традиция в честь весеннего солнца печь круглые, по форме напоминающие солнце, лепешки. Считалось, что съев такое кушанье, человек получит частичку солнечного света и тепла. Со временем лепешки заменили блинами. Круглые, румяные, горячие, - блины являются символом солнца, а значит, обновления и плодородия. 3 . Какие блины готовили на Масленицу Блинчики на масленичную неделю готовили по разным рецептам из гречневой крупы, ржаные, медовые. Блины подавали с маслом и с начинками. В них добавляли: творог, рыбу, сметану, картошку, коноплю, масло. Т радиционно на Масленицу готовили блюда из теста, рыбы, творога. Помимо блинов, можно приготовить оладьи из кабачков, тыквы или яблок, запечь яблоки в духовке. Можно готовить пироги, расстегаи и вареники. https://rskrf.ru/tips/eksperty-obyasnyayut/pochemu-na-maslenitsu-pekut-bliny/ |
Задание 2 / 3 Выслушав различные исторические справки о Масленице, о различных блинах с начинкой, обучающиеся предлагают приготовление блинов по различной рецептуре, блины с начинкой и способу подачи на стол. И необходимо предложить различные напитки. Рассчитать количество продуктов на приготовление блинов, чтобы хватило на 1 группу в классе. | Обучающиеся разрабатывают меню (работа в группах). Зачитывают и рассуждают, корректируют друг друга. (несколько вариантов) Меню 1 Б лины классические молочные Ингредиенты: Молоко - 700мл Яйца куриные – 3шт. Мука 200 - 250г Масло растительное - 1 ст.л. Сахар – по вкусу Соль – по вкусу Масло сливочное - 50г (растопить для смазки) Блины с творогом (завернуть конвертом, трубочкой) Ингредиенты для начинки: Творог - 300г Сметана -100г Сахарная пудра – 1ст.л. Варенье (малиновое, клубничное, абрикосовое) Морс брусничный Ингредиенты: Брусника – 200г Сахар – 40г М еню 2 Блины на кефире Ингредиенты: Молоко – 500мл Вода – 50мл Яйца куриные – 3шт. Мука 200 - 250г Кефир – 5 ст.л. Сода -0,5 ч. л. Масло растительное - 1 ст.л. Сахар – по вкусу Соль – по вкусу Масло сливочное - 50г (растопить для смазки) Блины с грибами (завернуть конвертом, мешочком) Ингредиенты: Грибы шампиньоны - 300г Сметана - 4 ст. л. Соль - по вкусу Сыр - 100г Масло растительное - 2 ст. л. Ч ай травяной «Освежающий» Ингредиенты: Вода - 1л Мята - 5 цветочка Ромашка - 2 пакета Мёд – 1,5 ст. л. Сок лимонный - 50мл Чай с «Иван-чаем» Ингредиенты: Лист цветочный (листья Иван-чая)- 1ст.л. гранулы Вода – 1л Меню 3 Блинчики под апельсиновым соусом Ингредиенты для блинов: Мука - 150г Молоко -500г Яйца - 2 шт. Масло сливочное растопленное – 3 ст.л. Ингредиенты для соуса: Апельсины -2шт. Масло сливочное -50 г Сахар - 4 ст.л. С битень московский Мёд - 200г Вода - 1л Сахарный или фруктозный сироп - 150г Молотая корица - 1ч.л. Гвоздика - 0,5 ч.л. Хмель - 0,5 ч.л. Молотый мускатный орех – на кончике ножа Душистый перец – 0,5 ч.л. Меню 4 Блинчики на молоке маленькие Ингредиенты: Молоко - 300мл Яйца куриные - 2шт. Мука – 300г Разрыхлитель – 2 ч.л. Сахар - 2ст. л. Соль - по вкусу М асло растительное – 20 мг Масло сливочное - 60г (растопить для смазки) М едовый сбитень И нгредиенты: Вода - 1л (кипящая) Мёд - 200г Специи - гвоздика, имбирь, мята, корица, шалфей, кардамон Обучающиеся предложили различные меню с рецептами блинов и напитков. Каждая рецептура блинов и напитков рассчитана на 5-7 чел. (из расчета по 3-4 блина на каждого человека и 1-2 стакана напитка). В результате обсуждения меню каждая группа в классе, выбрав свои рецепты, распределяют обязанности по выполнению поставленной задачи, выпечки блинов и варки напитка. Составляют по рецепту технологическую карту. Продумывают необходимый инвентарь. И на следующем уроке приступают к работе. В результате выполненной работы, делают выводы, что получилось, а что не получилось по всем требованиям, предъявляемым к готовым блинам и напиткам. Требования, предъявляемые к качеству блинов и напитков: блины правильной круглой формы, иметь золотисто-жёлтый цвет, без подгорелых мест; консистенция жидкая, масса однородная, без мучных комочков внутри; блины тонкие, на поверхности дырочки; творожная начинка должна быть однородной, без комочков; грибы мелко нарезаны; конверты одинаковой формы, в трубочках равномерно распределена творожная масса; напитки в меру сладкие, горячие. |
Задание 3 / 3 Н а открытие кафе для угощения гостей, обучающиеся выпекают по отработанным навыкам вкусные различные блины, участвуют в подготовке угощения два класса по две группы, выбрав свой предложенный вариант меню. |
Никуленок С. Г. учитель технологии
МОУ " Средняя общеобразовательная школа №2 г. Надыма "
Комплексное задание «Бизнес –плана «Арт-кафе».
Внеурочное занятие «Организация Бизнес –плана «Арт-кафе»
Задание: Петр Петрович открывает кафе, берет кредит. Процентная ставка по кредиту фиксированная. Каждый месяц он будет выплачивать кредит. Также необходимо учитывать расходы на электроэнергию, транспорт - на бензин, ремонт оборудования и техническое обслуживание, закупка продуктов.
Вопрос 1: Какие расходы будут постоянными, а какие временными. Напротив, каждой строки в таблице обведите «увеличатся» или «останутся прежними», если всю работу будут выполнять члены семьи сами.
Расходы | увеличится /уменьшится/останутся прежними |
Ежемесячные выплаты по кредиту | |
Транспортные расходы на бензин | |
Затраты на ремонт и техническое обслуживание | |
Закупка продуктов | |
……. | |
……. | |
Вопрос 2: Какие действия семьи смогут сэкономить бюджет семьи, если семья будет работать в кафе. Записать и объяснить 3-4 примера.
Выполненная работа | Процент сохранности финансов | Объяснение |
Пример: Закупка продуктов | 100% | Не надо выплачивать зарплату шоферу, бережное отношение к автомобилю и продуктам. |
……. | | |
| | |
| | |
Вопрос 3.
Петр Петрович взял в банке кредит на 2000 000 руб, чтобы купить оборудование для кафе. Он может погасить кредит в течение двух или трех лет. Годовая процентная ставка по кредиту в обоих случаях одинакова. В таблице 1 приведены условия погашения кредитов на 2000 000руб в течение двух лет.
Срок погашения | Ежемесячная выплата (руб) | Общая сумма уплаченных процентов (руб) |
Два года | 91,670 | 2200, 800 |
Как будут отличаться условия погашения кредита на 2000 000 рублей в течение трех лет от условий погашения этого же кредита в течение двух лет?
Обведите «Верно» или «Неверно» для каждого утверждения.
Утверждение | Является ли данное утверждение верным? | Объяснение ответа |
Ежемесячные выплаты будут больше в случае выплаты кредита в течение трех лет. | Верно / Неверно | |
Общая сумма уплаченных процентов будет больше в случае выплаты кредита в течение трех лет. | Верно / Неверно | |
Комментарий (для учителя):
Вопрос 1. Этот вопрос оценивает умение учащихся различать постоянные и переменные издержки, связанные с предпринимательской деятельностью. Понимание постоянных и переменных издержек является важной составляющей планирования финансов для отдельного человека или семьи. Вопрос относится к категории «Анализ информации в финансовом контексте», так как учащиеся должны распознать что-то, о чем не говорится напрямую, и продумать последствия, которые вызовет бережливое отношение личными финансами в отношении расходов семьи в контексте «Дом и семья» .
Вопрос 2. Этот вопрос оценивает умение учащихся планировать финансовую компетентность и предпринимательскую деятельность.
Вопрос 3. Этот вопрос оценивает умение учащихся анализировать математическую и финансовую составляющие при расчете кредита. Задание предлагает учащимся определить влияние продления срока погашения кредита с двух до трех лет на ежемесячные процентные платежи и на общую сумму уплаченных процентов. Поэтому крайне важно, чтобы учащиеся понимали, что такое кредиты и каковы условия займов, чтобы принять обоснованное решение, насколько они им необходимы. Перед учащимися может встать подобный вопрос в ближайшем будущем, например, если они захотят купить оборудование для запуска своего бизнеса или товары для отделки дома. Решение данного задания требует применения долгосрочного планирования и предвидения будущих последствий взятия кредитов с различной длительностью. Делать какие-либо расчеты не нужно.
Куликова Ирина Геннадьевна