12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лалова Татьяна Олеговна68
Россия, Владимирская обл., п. Красная Горбатка
1

Статья «Арт-терапия для дошкольников: цели, принцип действия, упражнения»

АРТ-ТЕРАПИЯ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ: ЦЕЛИ, ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ, УПРАЖНЕНИЯ

Лалова Татьяна Олеговна,

учитель - дефектолог,

ГБУ ВО ЦППиСП, п.Красная Горбатка


 

Художественная терапия дословно с английского переводится как «лечение искусством». Это уникальный метод раскрытия естественной личности, который успешно применяется психотерапевтами, психологами, учителями.

Сегодня арт – терапии уделяется много внимания, и не случайно. Давайте узнаем, почему арт – терапия для дошкольников необходима.

Когда ребенок делает первые попытки создать? Правильно, как только он начинает удерживать ложку самостоятельно. Каша, картофельное пюре и другие блюда не просто попадают в рот, но они обязательно на столе и не одежде. Для ребенка это невыразимое удовольствие, потому что он не только ест, но и познает мир вокруг себя. Ребенок растет, этот период проходит, но остается необходимость передать все свои мысли и чувства жизни. Дошкольник начинает творить с помощью всего, что попадется под руку, и делает это на обоях, окнах, дверях и т.д. Родители ругают ребенка, и правильно, он должен знать правила. Но как насчет полета фантазии? А здесь только и необходима художественная терапия для детей дошкольного возраста.

Основные задачи арт – терапии:

Развитие самоконтроля;

Облегчить общение со сверстниками;

Своевременное выявление психологических проблем;

Тренировка концентрации внимания;

Определение творческих навыков;

Развитие сенсорных способностей.

Следует отметить, что существуют различные виды арт – терапии, основанные на разных видах искусства:

Изотерапия (живопись, рисунки, моделирование и т. д.);

Песочная терапия;

Хромотерапия;

Библиография (написание стихотворений, сказок);

Музыкальная терапия;

Танцевальная терапия.

У каждого вида есть свои методы. И педагоги осваивают их и успешно применяют в работе с дошкольниками. Все вышеперечисленные виды имеют одно общее сходство – принцип действия.

Его эффективность заключается в том, что деятельность из одного полушария мозга « переходит» к другому. Левое полушарие – это анализ, логика, речь, ум. Правое полушарие « включает в себя» такие процессы как, воображение, мечты, целостное восприятие.

Арт- терапия для дошкольников – это деятельность, которая позволяет двум полушариям работать продуктивно.

Примеры  арт-терапевтических упражнений

1. Упражнение «Цветок»

Цель: развивать воображение, мелкую моторику рук, снимать эмоциональное напряжение.

Материалы: бумага, кисти, краски, карандаши, фломастеры.

Закрой глаза и представь прекрасный цветок. Как он выглядит? Как он пахнет? Где он растет? Что его окружает? А теперь открой глаза и попробуй изобразить все, что представил. Какое настроение у твоего цветка? Давай придумаем историю про него.

2. Упражнение «Каракули Виникотта»

Цель: развивать воображение, мелкую моторику рук, умение понимать партнера без слов, снимать эмоциональное напряжение.

Материалы: бумага, карандаш.

Нарисуй любые линии, какие только захочешь. А сейчас я продолжу твой рисунок. Хочешь продолжить рисунок ещё? Давай подумаем, на что похожи наши каракули? Дорисуем недостающие детали?

3. Упражнение «Маска»

Цель: развивать воображение, пространственное мышление, речь, возможность попробовать новые роли, отработать беспокоящие ситуации.

Материалы: картон, цветная бумага, фломастеры, мелкие детали для украшения маски, резинка для крепления маски, ножницы.

Давай представим, что нас пригласили на бал-маскарад. Какую бы маску ты одел? Давай попробуем её смастерить. А теперь давай разыграем историю, которая могла бы случится на балу с этими масками.

Помните арт – терапия:

 помогает развивать эмоциональную сферу ребенка, закрепляя доверие к миру;

помогает легче прожить период адаптации – снимает негативные стрессовые состояния – гнев, тревогу, обиду, резкий уход матери на некоторый промежуток времени и т.д.;

развивает сенсорные способности ребенка – ощущения, восприятие, интеллект, мелкую моторику, речь, воображение, творческие способности; обогащает социальный опыт ребенка, развивает коммуникабельность ребенка;

арт – терапия помогает познавать мир, исследовать его, развивать опытную и экспериментальную деятельность;

помогает развить гармоничную, духовно развитую личность;

вскрыть проблемы и недостатки в развитии и воспитания ребенка, его переживания и состояния, отношения с миром.

Список литературы:

Арт-терапия/ Сост. и общая редакция А. И. Копытин. СПб.: Питер, 2001. С. 320. (Серия "Хрестоматия по психологии").

Лебедевой Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система за­нятий. - СПб.: Речь, 2003. - 256 с

Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. Изд.: Академ. проект, Деловая книга, Год: 1999.

Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми  — СПб.: Речь, 2006. — 160 с. 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.