Статья «Арт-терапия для дошкольников: цели, принцип действия, упражнения»
АРТ-ТЕРАПИЯ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ: ЦЕЛИ, ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ, УПРАЖНЕНИЯ
Лалова Татьяна Олеговна,
учитель - дефектолог,
ГБУ ВО ЦППиСП, п.Красная Горбатка
Художественная терапия дословно с английского переводится как «лечение искусством». Это уникальный метод раскрытия естественной личности, который успешно применяется психотерапевтами, психологами, учителями.
Сегодня арт – терапии уделяется много внимания, и не случайно. Давайте узнаем, почему арт – терапия для дошкольников необходима.
Когда ребенок делает первые попытки создать? Правильно, как только он начинает удерживать ложку самостоятельно. Каша, картофельное пюре и другие блюда не просто попадают в рот, но они обязательно на столе и не одежде. Для ребенка это невыразимое удовольствие, потому что он не только ест, но и познает мир вокруг себя. Ребенок растет, этот период проходит, но остается необходимость передать все свои мысли и чувства жизни. Дошкольник начинает творить с помощью всего, что попадется под руку, и делает это на обоях, окнах, дверях и т.д. Родители ругают ребенка, и правильно, он должен знать правила. Но как насчет полета фантазии? А здесь только и необходима художественная терапия для детей дошкольного возраста.
Основные задачи арт – терапии:
Развитие самоконтроля;
Облегчить общение со сверстниками;
Своевременное выявление психологических проблем;
Тренировка концентрации внимания;
Определение творческих навыков;
Развитие сенсорных способностей.
Следует отметить, что существуют различные виды арт – терапии, основанные на разных видах искусства:
Изотерапия (живопись, рисунки, моделирование и т. д.);
Песочная терапия;
Хромотерапия;
Библиография (написание стихотворений, сказок);
Музыкальная терапия;
Танцевальная терапия.
У каждого вида есть свои методы. И педагоги осваивают их и успешно применяют в работе с дошкольниками. Все вышеперечисленные виды имеют одно общее сходство – принцип действия.
Его эффективность заключается в том, что деятельность из одного полушария мозга « переходит» к другому. Левое полушарие – это анализ, логика, речь, ум. Правое полушарие « включает в себя» такие процессы как, воображение, мечты, целостное восприятие.
Арт- терапия для дошкольников – это деятельность, которая позволяет двум полушариям работать продуктивно.
Примеры арт-терапевтических упражнений1. Упражнение «Цветок»
Цель: развивать воображение, мелкую моторику рук, снимать эмоциональное напряжение.
Материалы: бумага, кисти, краски, карандаши, фломастеры.
Закрой глаза и представь прекрасный цветок. Как он выглядит? Как он пахнет? Где он растет? Что его окружает? А теперь открой глаза и попробуй изобразить все, что представил. Какое настроение у твоего цветка? Давай придумаем историю про него.
2. Упражнение «Каракули Виникотта»
Цель: развивать воображение, мелкую моторику рук, умение понимать партнера без слов, снимать эмоциональное напряжение.
Материалы: бумага, карандаш.
Нарисуй любые линии, какие только захочешь. А сейчас я продолжу твой рисунок. Хочешь продолжить рисунок ещё? Давай подумаем, на что похожи наши каракули? Дорисуем недостающие детали?
3. Упражнение «Маска»
Цель: развивать воображение, пространственное мышление, речь, возможность попробовать новые роли, отработать беспокоящие ситуации.
Материалы: картон, цветная бумага, фломастеры, мелкие детали для украшения маски, резинка для крепления маски, ножницы.
Давай представим, что нас пригласили на бал-маскарад. Какую бы маску ты одел? Давай попробуем её смастерить. А теперь давай разыграем историю, которая могла бы случится на балу с этими масками.
Помните арт – терапия:
помогает развивать эмоциональную сферу ребенка, закрепляя доверие к миру;
помогает легче прожить период адаптации – снимает негативные стрессовые состояния – гнев, тревогу, обиду, резкий уход матери на некоторый промежуток времени и т.д.;
развивает сенсорные способности ребенка – ощущения, восприятие, интеллект, мелкую моторику, речь, воображение, творческие способности; обогащает социальный опыт ребенка, развивает коммуникабельность ребенка;
арт – терапия помогает познавать мир, исследовать его, развивать опытную и экспериментальную деятельность;
помогает развить гармоничную, духовно развитую личность;
вскрыть проблемы и недостатки в развитии и воспитания ребенка, его переживания и состояния, отношения с миром.
Список литературы:
Арт-терапия/ Сост. и общая редакция А. И. Копытин. СПб.: Питер, 2001. С. 320. (Серия "Хрестоматия по психологии").
Лебедевой Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. - СПб.: Речь, 2003. - 256 с
Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. Изд.: Академ. проект, Деловая книга, Год: 1999.
Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми — СПб.: Речь, 2006. — 160 с.