План-конспект урока литературы в 8 классе: Тема чести и милосердия в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

6
0
Материал опубликован 21 February 2023

На Всероссийский конкурс педагогического мастерства для учителей русского языка и

литературы на лучший план - конспект ко дню памяти А.С Пушкина.

 

Авторский план - конспект урока ко дню памяти А.С.Пушкина в 8 классе.

Тема чести и милосердия в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".

Тип урока: размышление.

Цель урока:

личностные: воспитание ценностного отношения к чувству патриотизма,

гражданственности, духовно- нравственным аспектам; интерес к размышлениям о вопросах взросления души, сохраняющей честь и достоинство при любых, даже самых

страшных обстоятельствах;

метапредметные: выявлять у обучающихся способности к саморазвитию и самосовершенствованию; устанавливать приемы учебного сотрудничества и социального взаимодействия со сверстниками;

предметные: владеть умением творчески мыслить, рассуждать, детально понимать худо-

жественный текст, узнавать авторский текст на слух, развивать монологическую речь

учащихся, приобретать опыт эстетического и смыслового анализа произведения.

Ход урока

Эпиграфы к уроку: "Береги честь смолоду" (пословица)

" На свете каждый кому-то нужен от колыбели до самой смерти".( С.Островой).

Музыкальное оформление: П.И.Чайковский "Времена года", "Январь. У камелька".

Ход урока:

1. Оргминутка.

-Друзья мои! Я очень рада

Войти в приветливый ваш класс.

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

Я знаю: каждый в классе гений.

Но без труда талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений-

Мы вместе сочиним урок!

Мои соавторы и судьи,

Оценкой вас не накажу.

За странный слог не обессудьте,

А дальше прозой я скажу.

Сегодня у нас урок-праздник и надеюсь, у нас получится урок - размышление. Праздник потому, что нельзя буднично, обыденно говорить о великом Пушкине, который взирает пытливо и мудро на нас с портрета." У каждого из нас - свой Пушкин , остающийся одним для всех. Он входит в нашу жизнь в самом начале ее и уже не покидает нас до конца",- писал А.Т.Твардовский. И вновь мы входим в удивительный мир пушкинской прозы.

Урок - размышление по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"- это попытка разобраться в сложнейших вопросах взаимодействия долга и чести, власти и милосердия. Мы будем обучаться умению анализировать художественный текст, покажем насколько прочно вошло это произведение в наш духовный мир, затронем вопросы взросления юной души... А начнем мы с вами с литературной викторины по прочитанной повести – это своеобразный подступ к теме, определяющий насколько внимательно вы прочитали повесть.

2. Литературная викторина "Внимательный читатель"

а) "Нет, пускай послужит в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет...."

Закончите реплику Андрей Петровича. ("солдат , а не шаматон", т.е. гуляка, шалопай,

бездельник.)

б) В какой полк был записан Петруша Гринев еще до своего рождения? (Семеновский

полк. В 18 в. дворянских детей с малых лет приписывали к какому-либо полку. Пока они

росли , их повышали в чинах.)

в) Какой приговор был Гриневу? (В Сибирь, на вечное поселение).

г) Как отреагировал Швабрин на грозные слова Пугачева: "И ты смел меня обманывать?

Знаешь ли, бездельник, чего ты достоин?" (Упал на колени перед Пугачевым).

д) "Как всегда обращается Пугачев к Гриневу? ("ваше благородие, ты...")

е) За кого выдавал себя Емельян Пугачев? И почему? ( За царя Петра III. Петр Федорович, муж Екатерины 11,убит по ее приказу в 1762 г., т.е. Екатерина 11 пришла к власти в результате государственного переворота. Было много недовольных. Ходили слухи, что Петр III жив , поэтому Пугачев выдал себя за истинного государя).

ж) Какую пословицу припомнит Пугачев в ответ на слова Гринева: "Ах! Я было и забыл

благодарить тебя за лошадь и тулуп. Без тебя я не добрался бы до города и замерз бы

на дороге". ("Долг платежом красен").

з) Кому посвящена пословица, ставшая эпиграфом к главе II "Мятежная слобода": "В ту

пору лев был сыт, хоть сроду он свиреп. "Зачем пожаловать изволил в мой вертеп? - спро-

сил он ласково". (А.Сумароков). (О Пугачеве).

и) Покажите на карте район пугачевского восстания. (Казань.Оренбург).

к) Выберите из данных портретов те, на которых изображены люди, имеющие отношение

к событиям, описанным в повести:

Портреты: Петр I Иван Грозный Екатерина II Б.Годунов А.В.Суворов

Г.Р.Державин Ст.Разин Емельян Пугачев

л) С чем связано переименование реки Яик в Урал? (Чтобы из памяти людей вытравить

воспоминания о пугачевском восстании, чтобы название реки не напоминало о яицких

казаках, о Пугачеве).

м) Любимая фраза Пугачева. ("Казнить так казнить, жаловать так жаловать: таков мой

обычай")

н) Несколько раз одежда героев играет решающую роль в спасении их жизни и жизни

близких. Вспомните эпизоды. (Заячий тулуп спас от смерти Гринева; одежда Екатерины II Маша не узнала царицу в простом утреннем платье, поэтому была с ней откровенна и

благодаря этому спасла жениха).

о) Какой похожий образ можно найти в повести Пушкина "Капитанская дочка" и в повести Гоголя "Ночь перед Рождеством"? (Образ Екатерины II - спасительницы великодушной).

п) Какому литературному герою принадлежит эта вещь?

1.Придворный календарь (Гринев-отец)

2.Русская настойка (Бопре)

3.Китайский халат и колпак (комендант)

4.Французские книги (Швабрин)

5.Воздушный змей (Гринев-сын)

6. Квас (матушка Авдотья Васильевна. "Отроду, кроме квасу, в рот ничего не изволила брать").

р) В последний раз Петр Андреевич Гринев увидел Пугачева во время казни самозванца. Тот узнал Гринева в толпе и за минуту до того, как мертвая и окровавленная голова будет

показана народу, поприветствовал "его благородие". Как именно? (Кивнул головой).

3.Размышления о прочитанном. Вы внимательные читатели, и в этом мы убедились , слушая ваши ответы на викторину.

Для вас литературная викторина – это ключ к постижению духовных богатств, заключенных в повести. Итак, я приглашаю вас к размышлениям по прочитанному, а точнее, мы поговорим с вами о чести и милосердии.

Честь человека? Одно из самых таинственных и непонятных слов...Его часто объединяют с другим понятием - "совесть". Говорят: "честь и совесть нашей эпохи", "нет ни совести, ни чести". Совесть есть голос нравственного закона в душе человека." Спросить свою совесть - значит "спросить самого себя", совесть – это диалог с самим собой, с внутренним "я". Честь - древнее понятие, уходящее корнями в прошлое. Это система правил в роде, клане, фамилии. Это высокий статус, данный не каждому. Это обязанность следовать образцам-богам, предкам, старшим. Например, нельзя сражаться с худо вооруженным противником на поле боя, нельзя наносить удары в спину, нельзя первым обращаться с воинским донесением к королю ... А кодекс служения даме? За что держаться? Что не подведет? Чести недостаточно: жизнь со всеми ее глубокими противоречиями оказывается сложнее. Честь сама слишком хрупка, сама требует защиты. Если не оступишься, не смалодушничаешь сам, так на этот случай всегда есть клевета...

И именно об этом также "Капитанская дочка". Не случайно глава "Суд" имеет эпиграф

"Мирская молва - морская волна". Рассчитывать сохранить во всех случаях отличное

мнение в глазах людей в этой жизни не приходится: слишком слаб человек нравственно,

и судимый, и судящий. За что же держаться? Ответ "Капитанской дочки" понятен:

держаться надо за свою совесть, за честь. Это поможет сохранить честь и в глазах людей.

И еще "Капитанская дочка" дает глубоко христианский, глубоко русский ответ: держаться

нужно за милосердие. Повесть Пушкина проникнута духом милосердия. А что такое милосердие? Добросердечие? Всепрощение? Или готовность помочь кому-нибудь? Или простить кого-нибудь из сострадания и человеколюбия?

Итак, история взаимоотношений Гринева и Пугачева - история милосердия. Вы согласны? Сколько раз они встречались? Милосердие - нерв отношений во всех 4 встречах. С милосердия начинается эта история, им и заканчивается. Мы можем сейчас вспомнить о первой встрече Гринева с будущим самозванцем. Музыкальный фон. П.И.Чайковский "Январь". Как состоялась эта встреча? "Эй, пошел, ямщик?.. - Нет мочи;

Коням ,барин, тяжело;

Вьюга мне слипает очи;

Все дороги замело;

Хоть убей, следа не видно;

Сбились мы. Что делать нам!"

................................................

"Там верстою небывалой

Он торчал передо мной.

................................................

Кони стали. "Что там в поле?"-

"Кто их знает? Пень иль волк?"

С каким эпизодом из повести связан этот отрывок из стихотворения Пушкина "Бесы"?

Буран-предвестье грозящей опасности, громадная туча захватывает все, нет никакой

надежды, никакого просвета. Нет уже ни земли, ни неба, все перемешано-и здесь они

встречаются, два незнакомых человека, жизнь которых странными обстоятельствами

навсегда окажется прикованной друг к другу. Найдите по тексту разговор Гринева с

Пугачевым. Замерзший Гринев входит в избу. "Где же вожатый?" Как обращается он

к вожатому? "Что,брат, прозяб? "Дворянин обращается к босяку, голяку - "брат". Люди,

только что пережившие страшное, опасное, чувствуют что-то общее. Стирается всякая

классовая субординация; они поняли , что все смертны, жизнь хрупка, все под Богом

ходим. Пугачев пожаловался:"...что греха таить? Заложил вечор у целовальника", есть, мол, грех выпить и последнее снимешь, а потом сам страдаешь... Что дальше предлагает

Гринев ему? Чай, стакан вина, но ниточка сочувствия, жалости, благодарности не обрывается. Что было наутро? Гринев еще раз благодарит Пугачева и хочет подарить ему

полтину денег на водку, но прижимистый Савельич ропщет. Тогда Петруша приказывает

отдать Пугачеву свой заячий тулуп. Савельич изумлен: "Зачем ему твой заячий тулуп?

Он его пропьет, собака, в первом кабаке". И старик прав: тулуп трещит по швам. Однако:

"Бродяга был чрезвычайно доволен моим подарком". В тулупе дело? Тут впервые между

ними промелькнуло нечто иное. Кто помог? Савельич. Два отношения к человеку: для

одного - "собака", "пьяница оголтелый", а для другого - "брат". Первое оскорбительно?

Знает бродяга про себя, что слаб, страстен и подчас не отвечает за себя. "Это, старинушка, уж не твоя печаль , пропью ли я или нет..."Две правды столкнулись: одна тычет пальцем в греховную наготу другого, другая, все видя, как бы говорит: но ведь и он человек. Это благородность Гринева? В благородности Гринева не просто благородность. Тут больше. Да, тут жалость, милосердие и ...уважение. Уважение к человеку, к его достоинству. И человеку холодно. А человеку не должно быть холодно. И если мы безразлично проходим мимо человека, которому холодно, то это, наверно, страшно… Все это почувствовал Пугачев. Потому так и радуется он подарку. Потому и такое теплое напутствие... И завязались между нашими героями таинственные отношения, где высший и низший единое, где нет ни господина, ни раба, где враги - братья... Чем можно ответить на милость, на милосердие? Чем его измерить? Только милосердием. Оно неизмеримо. Если оно сделано не из корысти, не из расчета, не"баш на баш". И через все остальные встречи Гринева и Пугачева основной темой идет именно тема милосердия. Какой была вторая встреча героев? Найдите по тексту. При взятии Белогорской крепости Пугачев, узнав Гринева, тут же его помиловал, спас от смертной казни. А что он сказал ему наедине? « Я помиловал тебя за твою добродетель, за то, что ты оказал мне услугу , когда принужден был я скрываться от своих недругов». Несоразмерны услуга и воздаяние: стакан вина , заячий тулуп и …жизнь , подаренная офицеру. Каким законом руководствуется Пугачев? Правильно, законом милосердия - самым высшим и благородным в этом мире. Разглядел однажды Гринев человека в Пугачеве, обратился к нему по-милосердному, и не может уже забыть этого Пугачев. Куда зовет его Пугачев? Да, он зовет его в свое войско, приглашает присоединиться к восстаниям, но Гринев, следуя совести своей и чести, отказывается, рискуя отчаянно. Найдите по тексту его слова. Гринев спокойно и открыто говорит с ним, не юлит, не лукавит: «Рассуди, могу ли я признать в тебе государя?» Ему ничего не нужно от него, он не ищет в его лице покровителя. Что общего в их характере? Конечно, оба внутренне свободны. Сошлись два свободных человека: один – дворянин, другой – неграмотный казак, один - защищает закон и императрицу, другой - государственный преступник и самозванец, один-юный, другой-зрелый». Так и быть!- сказал Пугачев, ударяя его по плечу.… Докончите его любимую поговорку. «Казнить так казнить, миловать так миловать. Ступай себе

на все четыре стороны и делай что хочешь». Где происходит встреча героев? Правильно,

в главе «Мятежная слобода». Здесь состоялась грустная беседа .О чем они говорили?

О помиловании. И рассказал Пугачев старую калмыцкую сказку о вороне и орле. Он знает, что его окружают ненадежные люди, готовые предать в любой момент. Он не

верит в помилование для себя, а Гринев, наоборот, сама вера, сама надежда в доброе

начало. «Ты мой благодетель. Доверши как начал: отпусти меня с бедной сиротою, куда

нам бог укажет. А мы, где бы ты ни был и что бы с тобой не случилось, каждый день будем Бога молить о спасении грешной твоей души».Кто же может устоять перед такой

мольбой ? Что ответил Пугачев? Оказывается враг перестает быть врагом, ведь он доказал свою верность. Что чувствует Гринев прощаясь с ним? Только он понял, что Пугачев –

не одичавшее во зле сердце, что есть в нем сокровенное, самое святое и дорогое, никем

непонятое. Но нет возможности спасти его от насильственной смерти, то пусть хоть будет она легкой и быстрой. Неотступно преследует Гринева мысль о Пугачеве. «Пугачев уехал. Я долго смотрел на белую степь, по которой неслась его тройка». Почему? Что поделаешь? Пока жив человек, остается надежда.… Все в повести полно милосердия. Сама любовь Петруши и Маши Мироновой в основном любовь – милосердие. Не любовь – страсть, не отношения рыцаря и дамы, не любовь- восхищение , а христианская

любовь - милосердие, жаление, истинно русская любовь. Любит и слезно жалеет сироту, у

которой никого не осталось, Гринев. Любит и спасает своего рыцаря от ужасной участи

бесчестия Маша. Скромная, хрупкая, застенчивая девушка пошла на подвиг.…Какой?

Тут и тема милосердия к врагу. Какому врагу? После дуэли Гринев прощает Швабрина.

Они примиряются. В Белогорской крепости, вырвав из его рук Марью Ивановну, Гринев имел достаточно оснований, чтобы ненавидеть изменника и насильника. Однако, нет…

Вот как заканчивается глава «Сирота»? Торжествовать над уничтоженным врагом стыдно.

Так как пока жив человек, нужно надеяться на его исправление. А устраивать «пир победителей» над поверженным противником - это самоуверенное хамство. Поэтому Гринев отворачивается. И это опять милосердие целомудренной души. А Швабрин на суде оказался единственным обвинителем Гринева. Он возводит на него сознательную и чудовищную клевету. А как поступает наш герой? «Генерал велел нас вывести . Мы вышли вместе. Я спокойно взглянул на Швабрина, но не сказал ему ни слова. Он усмехнулся злобной усмешкой, и приподняв свои цепи, опередил меня и ускорил свои шаги». Так глубоко может отравить зло человеческую душу? Спасение Гринева – это следствие также милосердия. Почему? Не закон, не суд спасают его от позора и смертной казни, а именное повеление императрицы, ее милосердие, умение разобраться в тонких душевных вопросах. Два императора оказывают милость Гриневу – настоящий и самозванец, два носителя власти, которые являются непримиримыми врагами друг друга. Почему? Перед честностью и человечностью отступает даже беспощадный, слепой закон.

Милосердие.…Требуется лишь только простить, без выгод, бескорыстно. Милосердие

врывается в мир ,полный страстей, и творит чудеса .Повесть утверждает, что мир , исто-

рия имеют свой смысл, что мир, « лежащий во зле», все-таки стоит на добре и милосер-

дии. Честь Гринева восстанавливается через помилование . Милосердие облагоражи-

вает, преображает, поддерживает честь.

Вопросы и задания к уроку:

1. Понятие чести – самое важное в повести «Капитанская дочка». Согласны ли вы с мнением, что в пословице «Береги честь смолоду», ставшей эпиграфом ко всей повести,

заключена главная мысль произведения?

2. Существует ли милосердие в нашем сложном современном мире?

3. Согласны ли вы с фразой, что «Капитанская дочка» - это история взросления души»?

4. Актуальна ли повесть для вас?

Задание на дом: написать мини-сочинение на тему «История взаимоотношений Гринева

и Пугачева – это история милосердия и чести».

Комментарий оценок.

-Урока время истекло…

Я вам, ребята, благодарна

За то, что встретили тепло

И поработали ударно!

Список использованной литературы:

1. А.С.Пушкин «Капитанская дочка» .М; Издательство «Наука»; 1996г.

2. А.С.Пушкин «История Пугачева»; М; Издательство «Наука»;1996г.

3. А.С.Пушкин «Из ранних редакций»; М; Издательство»Наука»;1996г.

4. «Русские писатели о творчестве А.С.Пушкина»; М; «Просвещение»;2012г.

5. Учебная хрестоматия для общеобразовательных учреждений. 8 класс. Автор-составитель: Г.И. Беленький; М; «Просвещение»; 2020г.

6. Методическое пособие. Литература. 8 класс. В.Я.Коровина; М; Просвещение»;2020г.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации